VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Антимонопольное регулирование в современных условиях, оценка состояния и перспектив развития

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012611
Тема: Антимонопольное регулирование в современных условиях, оценка состояния и перспектив развития
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»

Факультет экономики и права
Кафедра национальной и региональной экономики

«Допустить к защите»

                           Заведующая кафедрой
                                                      национальной и региональной экономики,                                                                                                                                                               
                                                         д.э.н., профессор Гагарина Г.Ю.
                        _____________________
                         «___» _________2018 г.

Выпускная квалификационная работа бакалавра
Направление 38.03.01 «Экономика»
Профиль «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»

Тема: «Антимонопольное регулирование в современных условиях: оценка состояния и перспектив развития»

Выполнила студентка: Попова Ксения Александровна
Группа 9402

Научный руководитель:
д.э.н., профессор Бадалов Леонтий Месропович
_____________________
                                                                                                  (подпись)
Автор_____________________
                                                                                                   (подпись)

Москва – 2018
Оглавление
Стр.
Введение	2
Глава 1. Теоретические основы развития конкуренции и антимонопольного регулирования в экономике….........................................6
1.1. Конкуренция на товарных рынках и необходимость государственного вмешательства в процессы демонополизации экономики	6
1.2. Сущность, цели и принципы антимонопольного регулирования	11
1.3. Законодательные и институциональные основы антимонопольного регулирования экономических процессов в России	14
1.4. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования и возможность его применения в России	20
Глава 2. Исследование системы антимонопольного регулирования на товарных рынках Российской Федерации …………………………...……..27
2.1. Методы антимонопольного регулирования в России	27
2.2. Анализ состояния конкуренции на товарных рынка России	33
2.3. Оценка и прогнозирование действующей системы антимонопольного регулирования в Российской Федерации	41
Глава 3. Совершенствование механизмов антимонопольного регулирования в современной России…………………………………...…..53
3.1. Проблемы развития антимонопольного регулирования и конкуренции в Российской Федерации	53
3.2. Развитие конкурентной среды и повышение эффективности деятельности антимонопольных органов России с использованием мировых рейтингов…61
3.3. Направления cовершенствования антимонопольного регулирования в России в современных экономических условиях	68
Заключение	81
Список литературы и источников	84
Приложения……………………………………………………………………..88


Введение
     Конкуренция является основой поступательного экономического развития страны и главным движущим фактором эволюционного развития общества, так как обеспечивает постоянное и динамичное внедрение инновационных технологий.
     В условиях конкурентной борьбы предприниматели, преследуя цели максимизации прибыли, расширения объемов продаж, увеличение доли на рынке, самостоятельно ищут потенциальных потребителей. Соответственно конкуренция побуждает предпринимателей к реализации активных и эффективных мер, направленных на предложение более привлекательного ассортимента товаров и услуг высокого качества по более низким ценам. Именно данная поведенческая модель способствует прогрессу экономики страны по направлениям повышения эффективности производства, создания условий для концентрации ресурсов в тех отраслях экономики, которые характеризуются наибольшей результативностью.
     В то же время, желая сохранить рыночную власть, хозяйствующие субъекты могут совершать действия, которые, ограничивая конкуренцию, существенно искажают действие рыночных сил, что в конечном итоге приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативным образом сказывается на эффективности хозяйственной деятельности каждого из участников рыночных отношений и экономическом благосостоянии общества в целом. 
     Исходя из описанных сценариев действий экономических агентов на рынке товаров и услуг, перед государством и антимонопольными органами встает задача пресечь опасные для общества проявления монополизма посредством введения конкуренции в цивилизованные рамки. Правила конкурентной борьбы и регулирования конкурентных отношений в обществе в свою очередь разрабатываются на основе принципов, выработанных эффективной политикой в области антимонопольного регулирования.
     Теоретические знания и методологические подходы позволяют проводить антимонопольную и конкурентную политику, способную предотвращать проявление предпринимателями злоупотребления наиболее выгодным положением на отраслевых рынках. Также проведение исследований конкурентной среды на товарном рынке страны и анализ концентрации экономической власти на ней становятся необходимой основой для принятия управленческих решений как в отношении сделок и действий хозяйствующих субъектов, так и выработки стратегически важных направлений антимонопольной и конкурентной политики государства.
     В настоящее время на территории Российской Федерации существует ряд проблем в области антимонопольного регулирования, связанных в первую очередь с довольно низким уровнем применения антимонопольного законодательства при ускоряющихся темпах рыночной концентрации, а также с отсутствием единых методологических подходов к проведению антимонопольной политики на товарном рынке страны и оценки эффективности ее реализации. Именно поэтому исследование изменений на разных этапах исторического развития страны в антимонопольной политике и процессах концентрации, рассмотрение методики анализа и оценки конкурентной среды на отраслевых товарных рынках, определение эффективности реализации антимонопольной политики представляется своевременным и актуальным особенно в условиях экономического кризиса.
     Таким образом, актуальность данного исследования определяют как теоретическая, так и практическая значимость проблемы антимонопольного регулирования для национальной экономики России, а также ее недостаточная разработанность в современных экономических условиях.
     Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию антимонопольного регулирования на основе анализа состояния развития конкуренции на товарных рынках в условиях современной российской экономики.
     В соответствии с целью исследования в выпускной квалификационной работе поставлены и решены следующие задачи:
      обосновать методологические основы конкуренции и антимонопольного регулирования товарных рынков;
      обобщить данные о российском антимонопольном законодательстве и органе, а также выявить их сходства и различия с зарубежными странами;
      выявить основные методы антимонопольного регулирования в Российской Федерации;
      оценить состояние конкуренции на товарных рынках и действующую систему антимонопольного регулирования в России, спрогнозировать дальнейшее их развитие;
      выявить существующие проблемы развития антимонопольного регулирования, а также оценить потенциал развития конкурентной среды в России с использованием мировых рейтингов;
      разработать предложения по повышению эффективности применения мер антимонопольного регулирования в современной России.
     Объект исследования – хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках страны.
     Предметом исследования являются процессы, инструменты и методы антимонопольного регулирования, определяющего развитие конкуренции на российских товарных рынках.
     Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные принципы антимонопольного регулирования. Основные теоретические положения работы базируются на трудах как классиков экономической науки, так и современных исследователей, а также специалистов-практиков в области антимонопольного регулирования.
     Информационную базу исследования  составили данные Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС России) и его территориальных управлений, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, законодательные акты, нормативно-правовые и методические документы систем «Гарант» и «Консультант Плюс», литературные источники и публикации в средствах массовой информации, информационной сети Internet, материалы совещаний, семинаров по исследуемой проблеме.
     Методы исследования представлены анализом литературных источников по исследуемой теме, синтезом, обобщением, классификацией, статистическим анализом. Прогнозирование осуществлялось методом скользящей средней и методом Хольта.
     Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты являются вкладом в экономическую науку. Проведённое исследование может стать основой при разработке конкретных предложений, связанных с антимонопольным регулированием экономики в России.
     Структура ВКР представлена оглавлением, введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложениями.
     В первой главе исследуются теоретические основы конкуренции и антимонопольного регулирования, обобщаются данные о российском антимонопольном законодательстве и органе. Также изучается возможность применения зарубежного опыта антимонопольного регулирования в России.
     Во второй главе рассматриваются российские методы антимонопольного регулирования, оценивается состояние конкуренции на товарных рынках РФ и действующая система антимонопольного регулирования, а также осуществляется прогноз показателей антимонопольного регулирования.
     В третьей главе выявляются существующие проблемы антимонопольного регулирования, предлагается развитие конкурентной среды и повышение эффективности антимонопольных органов в РФ с помощью мировых рейтингов. Также разрабатываются рекомендации по совершенствованию антимонопольного регулирования в России.


Глава 1. Теоретические основы развития конкуренции и антимонопольного регулирования в экономике
     1.1. Конкуренция на товарных рынках и необходимость государственного вмешательства в процессы монополизации экономики
     Конкуренция относится к экономическим категориям, сущность которых не имеет однозначного толкования. По мере становления и развития экономической мысли в содержании понятия «конкуренция» отражались различные аспекты. Можно выделить несколько теоретических подходов к пониманию экономического содержания понятия «конкуренция».
     Изначально слово «конкуренция» вошло в экономическую теорию из бытового языка и в течение длительного времени обозначало только независимое соперничество двух или более лиц1. Именно поведенческий подход к трактовке категории конкуренции изначально установился в экономической литературе. Конкуренция рассматривалась как внутреннее свойство человека, присущее ему по натуре, которое естественным образом проявляется и в экономическом поведении людей, стремящихся к соперничеству. 
     Впервые А. Смит в работе «Исследование о богатствах народов» попытался внести ясность в определение конкуренции. Он писал о том, что «конкуренция сейчас же начнется среди покупателей, если произойдет сокращение предложения, что повлечет за собой повышение цен», но, когда предложение слишком велико, цена будет падать тем ниже, чем больше конкуренция между продавцами. Конкуренция, по мнению А. Смита, – это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества. При этом основным методом конкурентной борьбы служит изменение цен.
     Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции, одним из родоначальников которого справедливо считается английский экономист А. Маршалл, связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ является редким в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т. п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому – нет2. 
     Представление о единственности, устойчивости и детерминированности равновесия в условиях совершенной конкуренции нашло свое отражение в теории общего равновесия Леона Вальраса. Используя механизм общего равновесия, на основе предпосылок конкурентного рынка Л. Вальрас выдвигает процедуру «нащупывания», показывая, что относительные цены, сформированные на рынках свободной конкуренции, в точности соответствуют решениям системы уравнений с неизвестными в виде равновесных цен и объемов продаж. 
     Наряду с поведенческой трактовкой понятия конкуренции в ХIХ в., и особенно в ХХ в., получил распространение структурный подход. Его истоки восходят к работам Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории пяти типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии и монопсонии (Таблица 1).
     В начале XX в. взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике изменились. Основным объектом критики стала модель совершенной конкуренции – из-за чрезмерного внимания только к ценовой конкуренции, из-за невозможности раскрыть ее сущность с помощью динамичной конкурентной борьбы, из-за игнорирования роли научно-технологических инноваций и воздействия государства на развитие и поддержку конкуренции. 
     Таблица 1
     Типы рынков и их характеристика3
Тип рынка
Количество субъектов рынка
Однородность продукции
Заменяемость товаров
Взаимозаменяемость субъектов рынка
Вход-выход на рынок
Доли субъектов на рынке

продавцов
покупателей





Совершенная конкуренция
Много
Много
Однородная
Полная
Нет
Свободный
Равные и небольшие
Монополистическая конкуренция
Ограниченное
Много
Дифференцированная
Высокая степень
Незначительная
Ограниченный
Доминирующее предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке
Олигополия
Несколько
Много
Однородная либо дифференцированная
Высокая степень
Значительная
Ограниченный
Крупные, примерно равные
Монополия
Один
Много
Однородная
Нет
Нет
Блокирован
100%
Монопсония
Много
Один
Незначительно дифференцированнная либо однородная
Незначительная
Нет
Блокирован
100%
     Одним из первых экономистов – представителей нового функционального подхода является Й. Шумпетер, который в качестве отличительного критерия конкурентного рынка выделяет его способность инициировать новые достижения научно-технического прогресса4. 
     Функциональный подход на первое место выдвигает концепцию конкуренции как борьбы старого с новым. Эта борьба осуществляется предпринимателями – организаторами производства, которые внедряют новые комбинации ресурсов, занимаются нововведениями. 
     М. Портер, исследуя теорию конкурентоспособности, ведущее место отводит не столько структуре рынка и уровню развития конкурентных отношений, сколько степени их адаптации к технологическим изменениям. Состояние конкуренции в отрасли зависит от угрозы вхождения на рынок новых участников и появления товаров-субститутов (аналогов, заменителей), рыночной власти покупателей и поставщиков, характера соперничества между действующими конкурентами. Потребители, поставщики, субституты, потенциальные участники – все это «конкуренты» для компаний отрасли, которые могут быть более или менее влиятельными в зависимости от конкретных обстоятельств. 
     В условиях новой экономики конкурентная среда становится все более сложной по степени взаимного влияния всех сил и интенсивности конкуренции. На данном этапе развитие экономики характеризуется изменением отношений между экономическими агентами: от жесткой конкуренции к сочетанию кооперации и конкуренции в различных сферах. Сформировалось новое понимание конкуренции с точки зрения ценностно-сетевого подхода, суть которого находит отражение в двух основных аспектах: 
 во-первых, конкуренция – это соперничество по вхождению в наиболее эффективные и надежные производственные цепи создания ценностей; 
 во-вторых, конкуренция – это борьба за место в цепи, так как от этого зависит размер доли получаемой прибыли. 
     В основе ценностно-сетевой концепции лежит тезис о том, что компании являются скорее потенциальными партнерами в создании конечного отраслевого продукта, чем конкурентами. Все участники отраслевой цепи участвуют в той или иной мере в создании потребительной стоимости и ценности, поэтому любое предприятие, включенное в цепь, несет ответственность не только за результаты деятельности в пределах своей зоны работы, но и за качественное обеспечение связей между различными звеньями.
     Таким образом, конкуренция является важной категорией рыночных отношений в современной экономике. «Она определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»5. Именно конкуренция помогает экономике развиваться, так как она подразумевает большое число потребителей и производителей, отсутствие искусственных барьеров для входа на рынок новых фирм, не предполагает неоправданный рост цен и гарантирует улучшение качества товара на рынке6.
     Каждый предприниматель стремится достичь такого положения на рынке, при котором он сможет как получать значительную прибыль, так и координировать обмен товаров в своих интересах. При этом сам предприниматель, занимающий лидирующее положение на рынке, теряет стимулы к повышению эффективности производства и внедрению технологий. Как следствие, состояние экономической системы ухудшается, национальная экономика перестает быть конкурентоспособной на мировой арене. 
     Описанные положения подтверждают необходимость со стороны государства контролировать товарные рынки страны, ограничивать проявление на них монополизма и содействовать процветанию добросовестной конкуренции.  Осуществляя разумную антимонопольную политику, правительство страны побуждает к активному участию в конкурентной борьбе всех хозяйствующих субъектов. Однако известно, что данное участие может приобретать негативные формы, когда предприниматели, обладающие определенной властью на рынке, начинают использовать запрещенные подходы к ведению торговой войны, устраняют конкурентов, a с некоторыми наоборот вступают в сговоры с целью усиления концентрации на рынке. Поэтому антимонопольное регулирование служит на благо общества, защищая его от крайне негативных и разрушительных последствий неконтролируемой власти над рынком некоторых из субъектов.
     1.2. Сущность, цели и принципы антимонопольного регулирования
     Переход большинства стран к рыночной экономике потребовал формирования условий для развития рыночных отношений, введения инструментов и механизмов их становления и развития, среди которых ведущую роль должна играть конкуренция, а обеспечивать соблюдение «правил игры на рынке» – антимонопольное регулирование.
     Антимонопольная политика – это комплексная система экономических, правовых, финансовых, налоговых, психологических и других мер, принимаемых и обеспечивающихся государственными органами, направленных на усиление и защиту добросовестной конкуренции путем предупреждения, ограничения и пресечения монопольной власти компаний. Государство, посредством проведения антимонопольной политики, создает условия для возникновения и успешного развития конкурентных рыночных структур7.
     Рассматривая содержательную часть антимонопольного регулирования любого государства с рыночной экономикой, можно выделить два уровня понимания этого понятия. В узком смысле политику антимонопольного регулирования принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля посредством соблюдения законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.
     В широком смысле государственная антимонопольная политика охватывает почти весь круг решений, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективности занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех её направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов.8
     Цель государственной антимонопольной политики – демонополизация экономики и развитие конкуренции, повышение эффективности производства на основе рыночного регулирования. 
     В условиях глобализации мировых экономических процессов, оказывающих влияние на формирование национальной экономики, целью также является, с одной стороны, не допущение различных злоупотреблений доминирующим положением на рынке фирмами с целью ограничения конкуренции или применения антиконкурентных действий, направленных на вытеснение с рынка других фирм, а с другой, создание условий для успешного развития отечественных компаний, направленных на повышение конкурентоспособности фирм на региональных и мировых рынках,  с учетом национальных интересов.
     Стратегическая задача государства и его антимонопольной политики по отношению к отдельным отраслям                                                                                                                                                                                                                                                 это сохранение баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции9. 
     Также выделяют основные экономические цели антимонопольной политики10:
 Оптимизация экономической структуры рынка:
 поддержка малого предпринимательства и формирование конкурентной среды;
 контроль за процессами концентрации;
 проведение политики демонополизации производства и обращения.
 Воздействие на экономическое поведение субъектов: предупреждение и пресечение
 картелей и антиконкурентных соглашений;
 недобросовестной конкуренции;
 злоупотреблений доминирующим положением.
 Корректировка невыгодных для общества экономических результатов:
 устранение административных, межрегиональных, организационных барьеров;
 контроль за государственными и муниципальными преференциями;
 запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти.
     В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики рассматривают следующие положения11:
 содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроль за процессами концентрации;
 предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
 недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной помощи, приносящей конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка;
 принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование рынков и конкуренции;
 принцип законности, гласности и публичности в действиях антимонопольных органов.
     Таким образом, антимонопольная политика используется для развития конкуренции на рынке и создания условий для успешного функционирования компаний.
1.3. Законодательные и институциональные основы антимонопольного регулирования экономических процессов в России
        Главным инструментом, государственно-правовым механизмом, формирующим конкурентную среду, является антимонопольное законодательство и система органов государственной власти, следящей за его соблюдением.
     Переход экономики нашей страны к товарному рынку в конце ХХ века потребовал разработки правовых нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с товарным рынком, с защитой конкуренции, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
     Становление российской антимонопольной политики проходило одновременно с экономической либерализацией, процессом приватизации, формированием рыночных отношений.
     Антимонопольное регулирование в России началось с принятия Закона РCФCР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором были определены в широком виде задачи государственной конкурентной политики12:
 Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
 Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
 Государственный контроль соблюдения антимонопольного законодательства.
     К 2005 г. стало понятно, что положения данного Закона перестали отвечать экономическим и правовым реалиям России и современным международным правовым нормам конкурентного законодательства и 26 июля 2006 г. был принят новый Закон 135-ФЗ «О защите конкуренции»13. 
     Данный закон был разработан в целях совершенствования законодательства о конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на рынках. Структура Закона представлена в Приложении 1. 
     Закон предусматривает изменение подхода к ключевым понятиям конкурентного законодательства. Уточняется понятие товара, товарного рынка, критерии отнесения субъектов к определенной группе. Включаются определения таких категорий, как координация деятельности хозяйствующих субъектов третьи лицом, наносящая ущерб конкуренции, понятие согласованных действий.
     Были внесены поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в статью 178 Уголовного кодекса РФ в 2007 г., ужесточающих наказание за нарушение антимонопольного законодательства. Всем этим проведенным изменениям было дано название «первого антимонопольного пакета». 
     В течение последующих лет были приняты еще 3 «антимонопольных пакета», позволяющих достигнуть наиболее гармонизированный вариант с европейским законодательством, обеспечить более лояльные меры применения законодательства, введения более четких регламентированных процедур контроля и надзора.14
     Принятие «второго антимонопольного пакета» пришлось на 2009 г. Он содержал в себе поправки в КоАП и УК РФ, ФЗ «О защите конкуренции» и другие акты. Основными новациями являлись:
 Ужесточение контроля сделок, заключенных не на территории РФ, если эти сделки влияют на конкуренцию в стране;
 Дополнение определения и критериев доминирующего положения на рынке;
 Уточнение понятия монопольно высокой и монопольно низкой цен;
 Введение новых запретов на вертикальные контракты;
 Замена понятия «государственной помощи» на понятие «государственных преференций»;
 Увеличение порога сделок экономической концентрации до 7 млрд. руб. активов или 10 млрд. руб. оборота компании;
 Расширение полномочий ФАС РФ в области антимонопольного регулирования.
     Второй пакет ужесточил наказания за особо масштабные нарушения в области сговоров и отменил послабления в области штрафов и наказаний, содержащихся в первом пакете.
     В январе 2012 г. вступил в силу «третий антимонопольный пакет». Он был направлен не на смягчение или ужесточение норм, а на уточнение антимонопольного законодательства:
 Определение круга сделок иностранных компаний, которые требуют согласования с ФАС (более 1 млрд. рублей оборота иностранной фирмы в РФ);
 Уточнение понятия «координация деятельности»;
 Расширение списка правил недискриминационного доступа, а также применения типовых договоров;
 Установление безусловных запреты на конкретные виды горизонтальных контрактов;
 Конкретизация целей предоставления муниципальных преференций;
 Внесение коррективов в расчет оборотного штрафа;
 Отмена уголовного наказания за согласованные действия (поправки в УК РФ);
 Введение фиксированных штрафов за злоупотребление доминирующим положением (поправки в КоАП).15 
     Стало возможно разрешение сделки экономической концентрации при ограничении ей конкуренции, если положительный эффект от реализации данной сделки перевешивает негативные последствия, а также если в отрасли отсутствует полное исключение конкуренции. Принципиально новым стало предоставление органами государственного управления льгот и преференций и построение ими барьеров для конкуренции.
     После принятия «третьего пакета» штрафы были существенно увеличены, как и границы сделок экономической концентрации. 
     5 октября 2015 г. был подписан «четвертый антимонопольный пакет». Смысл этой реформы заключался в повышении эффективности работы регулятора и ослаблении административного давления на бизнес, снижении участия государства в экономике. Основные положения16:
 Расширение института предупреждения и распространение его на действия органов государственной власти и органов местного самоуправления, недобросовестную конкуренцию и иные формы злоупотребления доминирующим положением;
 Предоставление Правительству РФ права определять правила недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных рынках при наличии на них нарушений;
 Введение предварительного согласования ФАС создания государственных и муниципальных предприятий;
 Расширение перечня лиц, которым может быть направлено предостережение (включая должностных лиц органов власти);
 Исключение положения о том, что доминирующим является положение субъекта с долей менее 35 %;
 Уточнение в части признания картелем соглашений между хозяйствующими субъектами-покупателями;
 Наделение ФАС России полномочием по пересмотру решений территориальных антимонопольных органов;
 Исключение уведомительного контроля сделок субъектов естественных монополий;
 Перевод торгов в электронную форму как механизм снижения коррупционных рисков.
     Однако реализация конкурентной политики стала возможной только при формировании системы антимонопольных органов в федеральном центре и регионах. В октябре 1990 г. впервые был официально оформлен антимонопольный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом РСФСР «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР».
     В 1992 г. в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в России утверждено новое Положение о Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена. В 1997 г. данный орган был преобразован в Государственный антимонопольный комитет РФ.
     С 1998 г. до 2004 г. антимонопольным органом являлось Министерство антимонопольной политики. 
     В марте 2004 г.  началась реорганизация МАП РФ в рамках административной реформы в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Постановлением Правительства были выделены базовые положения функционирования Федеральной антимонопольной службы.17 Основные функции ФАС России, изложенные в Положении о Федеральной антимонопольной службе и главе 6 закона «О защите конкуренции», представлены в Приложении 2.
     В 2006 г. Правительство РФ возложило на ФАС функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который осуществляет контроль в области размещения заказов на поставки товаров18.
     С 2014 г. ФАС также переданы полномочия по контролю в области размещения заказов по государственному оборонному заказу.
     ФАС может осуществлять свою деятельность самостоятельно или с помощью своих территориальных органов. Основные цели их деятельности — это осуществление рыночных реформ в субъектах РФ, создание в них конкурентной среды, а также защита единого экономического пространства всей страны. 
     В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. Численность работников службы в регионах составляет 2315 человек. Представительства ФАС России за рубежом, а также подведомственные ей органы государственной власти отсутствуют. Численность работников центрального аппарата составляет 1189 человек.
     ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ИСО 9001-2008. 17 января 2012 года удостоверяющий сертификат был вручен руководителю ФАС России Игорю Артемьеву.  В 2014 году действие выданного ранее сертификата подтвердил орган контроля по сертификации систем менеджмента, что свидетельствует о результативном функционировании системы менеджмента качества центрального аппарата.
     18 января 2018 года после успешного прохождения ведомством очередного сертификационного аудита, ФАС России получила сертификат соответствия новейшему стандарту ISO 9001:2015.19
     Одним из показателей результативности деятельности ФАС России является позиция российского антимонопольного органа в общепризнанном международном Рейтинге эффективности деятельности конкурентных ведомств, публикуемом независимым международным изданием «Всемирный обзор по конкуренции» (ВОК) (3 звезды из 5 и оценка «хорошо»).20
     Развитие нормативно-законодательной базы и системы антимонопольного регулирования в России доказывает, что антимонопольная политика представляет не разовые мероприятия, а постоянно действующие и гибко меняющиеся в зависимости от экономической обстановки меры. Государство корректирует отклонения в саморегулирующих процессах развития с помощью экономических и юридических методов. Изменение характера конкуренции определяет новые подходы к осуществлению конкурентной политики на всех уровнях, что обуславливает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства и системы органов регулирования.
1.4. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования и возможность его применения в России
     В основе антимонопольной политики многих стран мира лежат законодательство о конкуренции и антимонопольное законодательство, цель которых пресечь и не допустить антиконкурентные действия со стороны субъектов с рыночной властью. 
     Выделяют пять этапов развития антимонопольного законодательства и практики теории антимонопольного регулирования за рубежом. 
     Два первых этапа – этапы становления и тестирования методов активного вмешательства государства в конкуренцию на рынке. Впервые такое антимонопольное регулирование было законодательно закреплено в США и Канаде. 
     В США антимонопольное законодательство было, в первую очередь, направлено на проведение антитрестовой политики с помощью трех законов: закон Шермана (1890), закон Клейтона (1914) и закон о Федеральной торговой комиссии (1914). 
     Закон Шер.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44