- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Антимонопольное регулирование в РФ на примере отдельных рынков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009509 |
Тема: | Антимонопольное регулирование в РФ на примере отдельных рынков |
Содержание
Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт управления, экономики и финансов К У Р С О В А Я Р А Б О Т А По дисциплине "Микроэкономика" " Антимонопольное регулирование в РФ на примере отдельных рынков " Выполнил: Студент группы 14.1-620 Кошкаров Марат Максетович Руководитель: доцент кафедры экономической теории Абдуллин Ильдар Икрамович Оценка при защите __________________________________ Дата__________________ Подписи _____________ КАЗАНЬ – 2017 «Антимонопольное регулирование в РФ(на примере отдельных рынков)» Введение 3 1. Понятие, цели и методы антимонопольного регулирования в РФ. 6 2. Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования в РФ. 16 Заключение. 24 Список литературы. 27 Введение Правительство, как один из важных субъектов взаимоотношений во многих сферах сообщества, исполняет конкретные функции в стране либо же смотрит за их исполнением иными субъектами взаимоотношений, появляющихся в сообществе. Наравне с классическими функциями, таковыми как: поддержание распорядка, газета законов, защита державы и т.д. - правительство описывает разряд финансовых задач и пути их решения в финансовой жизни державы, ступень вмешательства которого находится в зависимости от такового или иного вида имеющейся денежной системы в стране (традиционной, плановой, рыночной, смешанной). И, исходя из сложившейся ситуации в мире, допустимо узреть, как будто ни 1 из стран на современном шаге развития общества никоим образом никак не отрицает главенствующей роли державы в регулировании денежных вопросов державы .Непременно, исключением невозможно именовать и Российскую Федерацию, которая сообразно собственной сути считается яснейшим образцом державы со смешанной экономикой. Правительство, как субъект, участвует в экономике фактически всюду и везде, становясь все наиболее интенсивным и активным соучастником финансовых взаимоотношений и применяя при данном разные способы регулировки финансовой жизни, к примеру, эти как: * Контроль за деятельностью монополий; * Разработка стандартов и поддержание этих стандартов (Например, знаки качества, государственные стандарты); * Кредитно - денежная политика государства; * Контроль за доходами физических и юридических лиц; • Социально-политического деятеля страны. И посреди предложенных способов регулировки экономики предметом особенно пристального и внимательного интереса посреди профессионалов различных областей экономики считается неувязка монополизации, копия никак не допустима и по реального времени в прогрессивной РФ. Из курса летописи понятно, будто эта неувязка живо встала пред Российской Федерацией еще в 90-х годах XX века, как итога результаты перехода экономики от командно-административной финансовой системы к рыночной системе. Разрешено разговаривать о том, будто в РФ контроль страны сообразно исключению монополии стало совсем новым для русской финансовой, политической и общественной практики, так как существовавшая совершенно не так давно в управлении экономикой державы –отрицала наличие свободной конкуренции в экономической деятельности страны. В это время в России еще не установились традиции, навыки в реализации наверное время в РФ еще никак не установились обыкновению, умения в реализации этого законодательства. И к огорчению, далековато никак не всеми хозяйствующими субъектами, а еще муниципальными и государственными служащими осознавался смысл надобности проведения антимонопольной регулировки в экономике, потому на предоставленном шаге развития экономики огромное смысл имело творение и улучшение законодательной базы регулировки монополистических процессов и конкурентной борьбе. В последние годы наблюдается следующее желание в проводимой государством политическом деятеле: правительство стало обнаруживать особую заботу сообразно укреплению правовых залога свободы конкурентной борьбе, устанавливая ее в центре своего интереса. Цель исследования курсовой работы состоит в изучении особенностей антимонопольного регулирования в РФ и путей решения проблем, связанных с ее проведением в российской экономике. Объектом исследования курсовой работы станет антимонопольная политика государства в РФ. Предмет исследования – деятельность антимонопольной службы на отдельных отраслевых рынках в РФ. Для достижения цели которую указали в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи: * изучить теоретический материал по данной теме; * рассмотреть понятия и смысл антимонопольного законодательства, антимонопольное регулирование и антимонопольной политики; * выявить сходства и различия антимонопольного регулирования, как в мировой экономике, так и в Российской Федерации непосредственно; * рассмотреть на практике деятельность федеральных органов по антимонопольному регулированию в России (ФАС); Научное и практическое значение в исследовании антимонопольного регулировки состоит в том, будто оно дозволяет отдать наиболее совершенную картину финансовой сущности муниципального вмешательства в рыночную финансовую систему. Актуальность темы курсовой работы содержится в том, будто ступень монополизации русских базаров больше, нежели в странах с исторически образовавшимся рыночным хозяйством, будто просит немедленного решения со стороны страны. Невзирая на актуальность предоставленной трудности в прогрессивной литературе довольно тяжело найти которые были использованы сообразно финансовым нюансам антимонопольной деловитости конкретно в Русской Федерации. В главном посреди финансовой литературы видятся работы, обобщающие зарубежный опыт внедрения антимонопольного законодательства. Тема данной курсовой работы изучалась следующими авторами: Грязновой А.Г., Р.М. Нуреев, Бурба В.В, О.А. Ломовцевой О.А, Жилинским С.Э. и другими. 1. Понятие, цели и методы антимонопольного регулирования в РФ В экономической литературе для обoзначения действий государства, направленные против монополизма в экономике, защиту конкуренции, используются термины «антимонопольная политика» и «антимонопольное регулирование». В экономике они чаще всего рассматриваются как синонимы, а иногда даже экономисты отождествляют эти два понятия и с контролем над антимонопольным законодательством. Пoэтому для полного понимания сущности этих терминов, сначала следует уяснить основные пoнятия антимонопольной деятельности государства, итак: * Антимонопольное регулирование – это есть одна из форм государственного регулирования экономики, представляющая комплекс антимонопольных мер и механизмов их реализации (методов, средств и институтов). Антимонопольное регулирование является воздействием государства, дополняющим действие рыночных сил. Как один из арсеналов государственного регулирования, составляющая его антимонопольного регулирования является одним из средств повышения эффективности рыночной экономической системы. Из следующего определения можно сделать выводы, что антимонопольное регулирование: 1. Это форма проявления деятельности государства в сфере экономики страны; 2. Комплекс государственных мер, таких как: экономические, административные и законодательные меры (соответствующие законодательству и системе налогообложения, денационализация собственности, поощрение малого предпринимательства и пр.); 3. Является средством развития конкурентной среды. * Антимонопольная политика - это целенаправленная деятельность государства, призванная находить варианты решения проблем, связанных с развитием конкуренции и защитой благосостояния общества от монополий. [5, стр. 11] Главной целью всякой антимонопольной политики - это пресечение монополистических злоупотреблений хозяйствующими субъектами [1, стр. 396] Другими словами, из данного нам определения следует, что: * Антимонопольная политика - это план действий, которые в перспективе могут быть реализованы в жизни. Одному из факторов, обеспечивающих конкурентно способность российской экономики, проведением антимонопольной политики, соответствует и стабильная законодательная база, служащая защите конкуренции и ограничению монополистической деятельности, получившая название «антимонопольное законодательство». Последнее есть синоним понятия «законодательство о защите конкуренции»[2, стр. 559] Итак, антимонопольное законодательство – это * это законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. [3, стр. 265] Таким образом, выяснив определения терминов «антимонопольная политика» и «антимонопольное регулирование», можно сделать заключение: антимонопольная политика - это те действия и меры, которые еще только могут быть направлены на защиту прав потребителей, предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. При том, что антимонопольное регулирование – это результат антимонопольной политики, форма ее проявления на практике, т.е это инструмент, применяемый государством для воздействия на экономику при реализации антимонопольной политики. Еще стоит заметить, будто антимонопольное законодательство плохо касаться к монополистическому поведению субъектов базара, но оно никак не указывает, методы его корректирования. Потому сам сообразно себе контроль над соблюдением антимонопольного законодательства никак не отчуждает положительного результата регулировки в сфере финансовой деловитости, то имеется антимонопольное законодательство – наверное только правовая выкройка проявление антимонопольного регулировки рыночных отношений. Наряду с антимонопольным законодательством, как одного из методов, инструментов антимонопольного регулирования, призванного ограничивать власть монополий и повлиять на их поведение, его возможности могут реализоваться применением следующих способов: 1. Ограничительных мер (к ним относится и антимонопольное законодательство); 2. Стимулирующих мер; 3. Мер защиты конкуренции; 4. Специальных мер, влияющих на развитие конкурентных отношений.[6, стр. 51-55] 1. Следует отметить, что самым важным из всех мер антимонопольной политики в России оказались ограничительные меры. [13, стр. 52]. В сфере антимонопольного регулирования ограничительные меры – это установленный запрет на совершение отдельных действий (бездействий), которые могут нанести определенный вред конкуренции, и направлены на: * Монополистическую деятельность – это злоупотребление хозяйствующим субъектов, группой лиц своим доминирующим положением на товарном рынке, соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия(бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Другими словами, монополистическая деятельность представляет собой две формы нарушения антимонопольного законодательства: 1. Злоупотребление своим доминирующим положением по отношению к другим хозяйствующим субъектам (недопущение, ограничение, устранение конкуренции; ущемление интересов других); 2. Ограничение конкуренции путем заключения соглашения и осуществления согласованных действий, признаками которого являются: рост или снижение цены товара, не связанного с соответствующими изменениями, сокращение числа хозяйствующих субъектов. * Анти-конкурентной деятельности органов власти. Направленность ограничительных мер в данной сфере проявляется в запрете принятия актов или осуществлением действий или бездействий, заключению соглашений и осуществления согласованных действий между собой и с хозяйствующими субъектами государственными органами, если эти действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. * Недобросовестной конкуренции – это любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству в РФ и причинили или могут причинить убытки другими хозяйствующим субъектам Недобросовестная конкуренция в экономике может проявляться следующим образом: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющая коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. * Контроля над экономической концентрацией, то есть степень конкуренции на этом рынке (реорганизационной процедурами, приобретением акций(долей), иных активов, «получением влияния» иными способами) При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство ориентируется на три показателя деятельности крупнейших предприятий: * доля оборота капитала на рынке; * число занятых; * величина капитала [7, стр. 96] 2) Стимулирующие методы антимонопольного регулирования. Так как ограничительные методы не могут в полной мере создать полноценной конкурентной среды, то, следовательно, государству необходимо в антимонопольной политике использовать и иные методы, а именно стимулирующие методы антимонопольного регулирования. Круг стимулирующих методов достаточно широк и к ним относятся: * Увеличение количества хозяйствующих субъектов, к примеру, путем поддержки малого и среднего бизнеса, снятием неоправданных барьеров входа на рынок, путем использования процедур принудительного разукрупнения хозяйствующих субъектов; * Реформирование отдельных отраслевых рынков; * Использование механизма государственного финансирования в виде займа, ссуды, кредита, субсидий, дотаций, гранта; * Применение конкурентных способов заключения договоров; * Повышение качества и объема работы организаторов рынка и посредников(улучшение качества предоставляемых ими услуг также могут служить серьезным стимулом развития конкуренции. 1) И последнее – специальные меры антимонопольного регулирования, от которых во многом зависит развитие конкуренции в отдельных сферах. Специальные меры используются во многих отраслях экономики страны, и среди которых наиболее применимыми являются: * Механизм тарифного регулирования - совокупность методов государственного регулирования экономической деятельности основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил. * Контроль за качеством * Создание правил недискриминационного доступа - определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к товарам и услугам юридических и физических лиц к электрическим сетям. [6, стр. 51 - 55] Таким образом, количество методов, используемых государством при проведении антимонопольного регулирования, достаточно велик, и все эти меры антимонопольного регулирования преследуются в ходе реализации следующих целей: 1) Обеспечение единства экономического пространства на территории РФ. То есть это принцип экономической основы конституционного строя, предполагающий, что: a. РФ состоит из территорий ее субъектов b. пространство, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основаны на рыночных принципах и применении согласованных (гармонизированных) правовых норм c. Существует единая инфраструктура и проводится единая (национальная) согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы 2) Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, покупкой больших пакетов промоакций , главных производственных средств и нематериальных активов, а еще прав, которые предоставляют вероятность предопределять условия деловитости компаний, занимающих преобладающее положение 3) Снижение барьеров входа на товарные рынки Барьерами для входа на товарные рынки являются реклама, результат масштаба, государственное регулирование экономики, вложения и так далее. 4) Создание действенных правовых устройств, которые обеспечивают воплощение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и городских унитарных предприятий как приборов совмещения органами власти домашних и властных полномочий. 5) Активизация работы по профилактике и подавлению бесчестной конкуренции на товарных рынках. Для проведения антимонопольной политики и заслуги поставленных целей и воплощением контроля над исполнением вышеперечисленных способов правительство создает антимонопольные органы, основной задачей каких считается контроль монополистических веяний в стране. Антимонопольные органы (англ antimonopoly organs) – это особые органы государства, исполняющие проведение гос политические деятели по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Правовое положение антимонопольного органа за последние 15 лет зачастую изменялось, уточнялась его формулировка, что и обосновывает специфичность его положения. Он является своеобразным «охранником» в рыночной экономике, охраняющий принципы свободной конкуренции. Адептами антимонопольного органа в Российской Федерации являются эти Адептами антимонопольного органа в Российской Федерации являются эти 2 текстуры: идеальной власти, исполняющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролированию из-за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в доли установленных законодательством возможностей антимонопольного органа), рекламы, контролированию из-за воплощением заграничных вложений в домашние общества, имеющие стратегическое значение для снабжения защиты державы и сохранности страны, а еще по контролированию в сфере закупок продуктов, дел, услуг для снабжения муниципальных и городских дел и согласованию внедрения прикрытых методик определения поставщиков (поставщиков, артистов) (из-за исключением возможностей на воплощение функций сообразно контролированию (надзору) в сфере муниципального оборонного заказа и в сфере закупок продуктов, дел, услуг для снабжения федеральных дел, которые никак не относятся к муниципальному оборонному заказу и сведения о каких сочиняют муниципальную тайну, а еще согласованию применения прикрытых методик определения поставщиков (поставщиков, артистов) в сфере государственного оборонного заказа) [16]. Федеральный антимонопольный орган 1. Его территориальные органы В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» .Антимонопольные органы стремятся гарантировать принципы свободной конкуренции, путем выполнения следующих функций: * осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках * соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России * выполнения контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. * Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создает условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. [15] И для выполнения своих функций антимонопольный орган наделен определенными, специальными полномочиями, прописанными в федеральном законе о «Защите конкуренции»: * принятие нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции службы; * осуществление контроля за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями), федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления законодательства в установленной сфере, в том числе рассмотрение дел о нарушениях законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний, проведение плановых и внеплановых проверок, привлечение виновных в нарушении законодательства лиц к административной ответственности; * осуществление контролирования из-за соблюдением платными и некоммерческими организациями, физиологическими лицами (в том количестве персональными бизнесменами), федеральными органами исполнительной власти, органами гос власти субъектов РФ и органами районного самоуправления законодательства в поставленной сфере, в том количестве рассмотрение дел о нарушениях законодательства, выдача обязательных для выполнения предписаний, проведение плановых и внеплановых проверок, вовлечение виновных в несоблюдении законодательства лиц к административной ответственности; * • воплощение контролирования финансовой сосредоточении на товарных базарах, взаимодействие сделок с акциями (частями) и богатством платных организаций в вариантах, предусмотренных антимонопольным законодательством; * • воплощение контроля финансовой концентрации на товарных рынках, взаимодействие сделок с акциями (долями) и богатством платных организаций в вариантах, предусмотренных антимонопольным законодательством; * • • вычерчивание изучения товарных рынков и вступление пребывания доминирующего месторасположения на их отдельных хозяйствующих субъектов; * • • познание реестра безнравственных поставщиков, в кой врубаются сведения о поставщиках (поставщиках), уклонившихся от решения городских или городских договоров соответственно итогам торгов, а еще поставщиках (поставщиках), уговоры с коими расторгнуты в судебном распорядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими собственных обязательств; * • обсуждение ходатайств заграничных игроков о согласовании сделок с домашними обществами, имеющими стратегическое смысл для снабжения защиты страны и безопасности государства, либо о согласовании установления контроля над такими обществами. 2. Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования в РФ В последнее время значительное место в системе методов государственного воздействия на экономику России занимает антимонопольное регулирование, которое переживает период бурного развития в настоящее время. Несмотря на общий положительный эффект предпринятых мер в борьбе с монопольной деятельностью, специалисты отмечают комплекс проблем в этой области: * Низкий уровень нормативных актов, выраженное в нечеткости и непоследовательности законодательных требований, неоправданно частые изменения законодательства, примером которого является Закон от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» В статье 5 п.2 и статье 5 п.4 сказано, что действия хозяйствующего субъекта будут признаны правомерными, если он докажет положительный эффект от своей деятельности в социально-экономической сфере, который превышает в действительности негативные последствия для товарного рынка. Такая формулировка является недопустимой по следующим критериям, так как: 1. Она может и должна делать только то, что не запрещено – не более 2. Невозможно объективно соизмерить эффективность фирмы 3. Требование доказательства предприятием своей «положительности» не корректно, которое может возникнуть только после выдвинутого обвинения и разбирательства в суде. В противном случае имеет случай действия презумпция невиновности лица, что значит, в данной ситуации мы имеем дело с ущемлением прав хозяйственного субъекта. * Слишком активное применение антимонопольного законодательства. Невозможно указывать свободному производителю, что, как и для кого ему производить или предоставлять данные товар или услугу соответственно, по каким ценам продавать , навязывания нежелательных ему контрактов, сделок и стратегий поведения. Например, антимонопольный иск может быть предъявлен только очень крупным хозяйственным субъектам, расформирование которого грозит высвобождением большого числа работников, а возможно и вообще разрушением самого товарного рынка, на котором действует этот хозяйствующий объект. * качеством правоприменительной деятельности — отсутствие единой процедуры рассмотрения антимонопольных дел, низкий уровень процессуальных гарантий, отсутствие разработанных стандартов доказывания, широкие полномочия антимонопольного органа, создающие почву для злоупотреблений. * Регулирование естественных монополий. Естественные монополии – это особое состояние рынка, характеризующееся двумя признаками: первый, который действует на стороне производства ( в данных условиях характерно существенное снижение издержек на единицу товара по мере увеличения объемов), а второй – неэластичность спроса, то есть его изменение зависит в меньшей степени или вообще не зависит от изменения цены. [12, стр. 1] Естественная монополия проявляется в следующих отраслях рынка: 1. Электроэнергетика 2. Газовая промышленность Добычу, производство, и транспортировку газа в Российской Федерации осуществляет РАО «Газпром», являясь крупнейшим поставщиком газа российским потребителям (около 94% всего поставляемого газа). РАО «Газпром» был создан в 1946 году и в сегодняшнее время объединяет в целостную и технологическую структуру более 42 дочерних предприятий, расположенных по всей территории России, являясь по своей сути крупнейшей компанией не только в России (по данным журнала «Эксперт»), но и мировым лидером отрасли в целом. Безусловно, данное лидирующее положение в топливно-энергетической сфере налагает определенные обязанности, которые, к сожалению, в деятельности следующей компании были не выполнены или же нарушены: * Во внимание российских служб монопольного регулирования попало ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск», являющееся в регионе единственным поставщиком данного горючего. 09 декабря 2013 Арбитражный суд Ульяновской области признал законным решение регионального УФАС о признании в действиях ресурсоснабжающей организации нарушения закона «О защите конкуренции». Филиала «Газпрома» прекратил поставки газа МУП «Гортепло» Димитровграда, что повлекло прекращение поставки горячей воды физическим и юридическим лицам на территории города. Тогда как, согласно действующему законодательству, доминирующему субъекту запрещается сокращать или прекращать производства товара, если это экономически или технологически не обоснованно. 3. ЖКХ 4. Железнодорожный транспорт 5. Связь В ходе осуществления структурной перестройки в отрасли произошло формирование четырех самостоятельных структур: электросвязи, почты, радио и телевидения. Достаточно интересным в сфере электросвязи является анализ деятельности ФАС российской телекоммуникационной компании «Ростелеком». 30 декабря 1992 года было создано государственное предприятие «Ростелеком», в состав которого вошли 20 государственных предприятий междугородной и международной связи. На сегодняшний день «Ростелеком» обеспечивает 85% междугороднего и 95% международного трафика, что является признаком абсолютного доминирующего положения в сфере связи (электросвязи). За данный период времени Федеральная антимонопольная служба при поддержке его региональных представителей (органов) произвела определенные меры по смягчению , уменьшению влияния ОАО «Ростелеком» на рынок связи и наложению санкций за нарушение антимонопольного законодательства: * 20.10.2011 ОАО ««Ростелеком»» было признан виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена статьей 14.31 КоАП РФ(Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере одной сотой размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, что составляет 7505307 (семь миллионов пятьсот пять тысяч триста семь) рублей. Поводом для возбуждения дела стали заявления граждан, которым без их волеизъявления произвели замену выбранного ими оператора ОАО «МТТ» на другого — «Ростелеком». * Ростовское УФАС дважды признало ОАО «Ростелеком», нарушившим запрет на злоупотребление доминирующим положением. Во второй раз компания обратила на себя внимание антимонопольщиков, когда ввела новый тарифный план «Домо-минимум» вместе с которым стартовала акция «Домо-скорость». Условия акции и базового тарифного плана различались для каждой группы населенных пунктов Ростовской области и ставили в неравное положение абонентов ОАО «Ростелеком». [Прил.1] Также 07.10.2014 года в отношении ОАО «Ростелеком» было возбуждено дело №08-653/2014, по проверке соблюдения законодательства о рекламе по факту распространения рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента.(В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) поступило обращение гражданина (вх. №1762/ж от 25.07.2014г.) о проверке соблюдения законодательства о рекламе по факту распространения рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента 25.07.2014 г. в 11 часов 27 минут, на мобильный номер +<…> с номера TaxiOmega, смс-центр +79024780001, с текстом: «Такси в Казани от 50 рублей! Тел: 5-999-999».)[Прил.2] Как видно из вышесказанного о проблематике антимонопольного регулирования в РФ, монополизм в большинстве своих случаев происходит по причине существования естественных монополий и низкого уровня антимонопольного законодательства. Согласно практике, выявление нарушений происходит только по жалобам самих субъектов. Если жалоб нет, то и монопольных эффектов «не существует», хотя в действительности реальные нарушения в деятельности конкурентного механизма уже могут иметь место. И для решения следующих задач, сначала предстоит определить цель —«модели идеальной конкуренции», к которой нужно стремиться. Однако же при ее определении стоит учесть уровень конкуренция, при котором рынок будет эффективен, при каком максимальном уровне конкуренция еще не становится разрушительной для самого рынка? Следующим шагом должно стать дальнейшее развитие взаимоотношений между органами, реализующими конкурентную и экономическую политики, видится также и на пути сближения российского антимонопольного права и антимонопольного законодательства ЕС, в нормах которого находят отражение представления о гармонизации интересов двух политик. И здесь ключевое значение имеет положение о политической независимости антимонопольных органов. Как показывают зарубежные исследования, эффективность политики поддержки конкуренции находится в обратной зависимости от степени политизированности соответствующего органа. В этой связи важно указать на существенную зависимость ФАС России от политического курса Правительства. Так, главу ФАС назначает и освобождает Президент РФ, а его заместителей — Правительство РФ. Политическая зависимость антимонопольного органа может снижать действенность принимаемых решений в угоду политическим целям, хотя может сопровождаться и более гибким подходом к другим видам экономической политики, проводимым в рамках одного и того же основного политического курса. Что лучше: более жесткая конкурентная политика независимого антимонопольного органа с вероятностью угрозы столкновений с другими ведомствами или более гибкое в целом антимонопольное регулирование, но при опасности оставления без внимания ключевых факторов, ограничивающих конкуренцию — это вопрос, ответ на который надлежит искать сегодня и конкурентной, и экономической политике. Активизация политики поддержки конкуренции видится в ее нацеленности на предотвращение появления неоправданных конкурентных преимуществ отдельных экономических субъектов за счет как стратегического поведения фирм на товарных и финансовых рынках, так и неадекватной государственной поддержки каких-либо рыночных агентов. Рост эффективности деятельности антимонопольных органов требует совершенствования нормативно-правовой базы и методологического обеспечения. Необходимо принятие нового Закона "О конкуренции", так как в действующий закон уже внесены всевозможные изменения. Работа над новым законом должна вестись на основе принципиального подхода к конкурентной политике в целом: необходимо переходить от преимущественного регулирования к усилению предварительного воздействие на поведение субъектов, только намеревающихся осуществить то или иное действие, которое может быть признано в качестве антиконкурентного. Определенные положительные моменты в деятельности ФАС в последнее время связаны с обсуждением проект нового федерального закона "О конкуренции". Основным достоинством проекта является объединение в одном законодательном акте норм, регулирующих поведение фирм на товарных и финансовых рынках. Тем самым создается правовая база для единообразной трактовки добросовестных и недобросовестных форм конкуренции экономических субъектов, которые могут одновременно или взаимосвязанно действовать как на товарных рынках, так и на рынках финансовых услуг. Расширение уведомительной системы, а также снятие ряда барьеров и облегчение в целом административного бремени в экономике, предлагаемые в проекте закона, также могут оказать конструктивное влияние на деятельность крупных и мелких компаний в России. В то же время по-прежнему остаются сомнения в действенности данного закона. Закон предусматривает не слишком серьезные санкции за уклонение и нарушение его и как бы "перекладывает" бремя своего исполнения главным образом на судебную систему страны. Поскольку судебная система России далека от совершенства, эффективность правоприменения вызывает определенные опасения. Также необходимо законодательно зафиксировать требование согласовывать нормативные акты в области экономической политики с ФАС в целях установления их соответствия нормам антимонопольного регулирования и конкурентной политики. При определении приоритетов антимонопольной политики следует проводить консультации с представителями государственной власти, отвечающими за разработку мероприятий экономической политики. Нужно разработать критерии д....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: