- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анатомо-физиологические особенности развития детей 6-7 лет
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006462 |
Тема: | Анатомо-физиологические особенности развития детей 6-7 лет |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения всегда находится в центре внимания. Очень важной составной частью гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства [2]. В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем из них, которые многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные образовательные системы. Одним из таких средств воспитания является подвижная игра [1]. Исследования последних лет показали, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), физическому и нервно-психическому развитию моторики [34]. Как известно, дети должны постоянно двигаться. Движения способствуют положительному эмоциональному настрою, укрепляют детский организм, положительно влияют на общее физическое состояние детей. В развитии движений большую и главную роль имеет игра. Игра является ведущим видом деятельности детей. Много исследований проведено по развитию физических качеств в играх. Существуют различные методики по развитию физических качеств в подвижных играх. Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, у компьютера, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности [22]. Поэтому существует проблема: какова методика использования подвижных игр, направленных на развитие физических качеств у детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс образовательной деятельности детей 6-7 лет дошкольного образовательного учреждения. Предмет исследования: методика развития физических качеств у дошкольников 6-7 лет посредством подвижных игр. Цель исследования: определить эффективность методики развития физических качеств у дошкольников 6-7 лет посредством подвижной игры. Задачи исследования: 1. Рассмотреть научно-методическую литературу по проблеме исследования. 2. Разработать методику развития физических качеств дошкольников 6-7лет, основанную на использовании подвижных игр. 3. Оценить эффективность влияния разработанной методики на уровень развития физических качеств дошкольников 6-7 лет. Гипотеза исследования: предполагалось, что целенаправленное применение методики, основанной на расширенном использовании подвижных игр, в процессе образовательной деятельности дошкольного учреждения позволит повысить уровень развития физических качеств детей 6-7 лет. ГЛАВА 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования 1.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей 6-7 лет Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние. Это – прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств [11]. Посредством движения в дошкольном возрасте закладываются наиболее благоприятные основы для формирования физиологической основы всех будущих физических качеств [12]. На шестом году жизни у детей наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки: заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц. В ходьбе наблюдается координация движений рук и ног, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значительной подвижности позвоночника и возможного уплощения несформировавшегося свода стопы прыжки должны проводиться под строгим контролем педагога. В беге, лазании и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитый глазомер, ловкость, целенаправленность и координация движений. В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого. В связи с этим отмечается значительный сдвиг в качестве движений. Ребенок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания – легкий и быстрый бег [11]. У ребенка семи лет продолжающийся процесс окостенения делает позвоночник более прочным. Близко к завершению окостенение мелких костей кисти и пальцев рук. Эти изменения придают телу ребенка большую устойчивость и облегчают ему выполнение таких движений, как повороты туловища, стойка на одной ноге и тому подобные. Существенные отличия в двигательной деятельности ребенка 6-7 лет заключаются в следующем: в этом возрасте отмечается более совершенная координация движений, большая их экономия, устранение лишних движений. Благодаря развитию высших нервных центров ребенок проявляет произвольное внимание, сознательные волевые усилия, умение составлять предварительный план действий [10]. В движениях ребенка 6-7 лет видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений, как своих, так и товарищей. В старшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Отличительной особенностью детей дошкольного возраста является преобладание поверхностного дыхания. Развитие легких в этом возрасте еще полностью не закончено: носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети часто не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. В 6-7 лет отмечается существенное развитие дыхательной системы: у ребенка нарастают глубина дыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей. К шести годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. К семи годам значительно увеличивается становая сила – сила мышц туловища. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие разнообразные сложные движения: бег, прыжки, лазанье и так далее [35]. Мышечная система производит движения, сохраняя равновесие, а также выполняет защитную функцию – защищает от ударов, повреждений костной системы и внутренних органов. Костная система, связки, суставы обеспечивают как положение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях, выполняя, кроме того, защитную функцию. Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. К семи годам происходит развитие опорно-двигательной системы: кости скелета слегка изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается [35]. В старшем дошкольном возрасте устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника. В 6-7 лет отмечается интенсивный рост черепных костей. С семи лет начинается срастание костей таза, поэтому опасны прыжки в высоту на твердую поверхность. Это может привести к деформации костей таза. На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать причиной нарушения правильного положения таза, позвоночника. Сердечнососудистая система начинает функционировать раньше других систем. К шести годам она продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела. К семи годам сердце приобретает форму взрослого. Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее частым [35]. Все процессы в организме направляются и контролируются центральной нервной системой. Нервная система стабилизируется, поведение становится более устойчивым. Хорошо регулируются двигательные функции, в том числе – мелкая моторика. Основная дифференцировка нервных клеток к концу дошкольного возраста почти заканчивается, но сохраняется легкая возбудимость. Присущие 6-7 летним детям возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствует лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков – ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания [51]. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения [56]. Важнейшими особенностями психического развития детей старшего дошкольного возраста являются преобладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, импульсивность в поведении, большая эмоциональность, конкретность восприятия и мышления. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим. У детей возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения: ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» [8]. На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление соответствовать его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности [49]. Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового, произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат. Старшие дошкольники начинают управлять своим поведением, восприятием, памятью, мыслительной деятельностью. Это связано с развитием произвольности психических процессов, целенаправленности действий [52]. Старший дошкольный возраст является возрастом развития воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. Дети 6-7 лет овладевают умением контролировать положение своего тела на основании мышечных ощущений [20]. Сам процесс волевого действия изменяется: появляется осознание предстоящего действия. Таким образом, на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь физического и психического развития. Период старшего дошкольного возраста (6-7 лет) характеризуется увеличением роста и пропорций тела, развитием и перестройкой всех физиологических систем организма. Ускоряет и качественно изменяет процесс развития всех систем организма целенаправленная работа по физическому развитию дошкольников. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении физических упражнений помогает успешно функционировать всем системам организма и оказывает на них тренирующее, развивающее действие. Благодаря разнообразным движениям улучшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы [35]. 1.2 Характеристика и методика развития физических качеств и двигательных навыков детей дошкольного возраста Физические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Их развитие – важная задача физического воспитания. Проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его физических качеств в разные периода детства. Как физическое качество быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени [21]. Предполагается, что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомление. Выделяют три основные формы выделения быстроты: – быстрота реакции (латентное время двигательной реакции); – скорость отдельного движения (при малом внешнем сопротивлении); – частота движений (темп). Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание трех указанных форм определяет все случаи проявления быстроты. Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н. Вавилова [5] предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствуют развитию у детей умения прикладывать различные мышечные усилия в соответствии с заданным темпом. Для развития быстроты применяются игровой и соревновательный методы: 1. Игровой метод, который даёт возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявление самостоятельности и творчества. Наиболее активно этот метод используется в младших группах, но им широко пользуются в работе также со старшими дошкольниками. 2. Соревновательный метод. Он эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача: кто быстрей принесёт, кто дальше бросит. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения. Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий [16]. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам (что наблюдается, например, при передачах мяча). От развития силы зависит в значительной степени развитие других физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Для развития силы у детей 6-7 лет эффективно использовать следующие методы обучения: 1. Игровой метод, предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп. 2. Метод круговой тренировки, обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. 3. Информационно - рецептивный метод, характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребёнка. 4. Репродуктивный метод (воспроизведение способов деятельности) [37]. При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц. Именно поэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы. При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные скоростно-силовые напряжения: упражнения в беге, метания, в прыжках, лазании по лестнице. Упражнения подбираются с учетом возможности опорно-двигательного аппарата у ребенка, они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечной сосудистой системе ребенка на кратковременные скоростно-силовые нагрузки. Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т.е. проявлять скоростно-силовые качества. Развитию мышечной силы, координации движений дыхательной системы способствуют упражнения с набивными мечами (например, поднимание набивного мяча вверх, вперед, опускание вниз, приседание с мячом, прокатывание его, бросок из-за головы). Все эти упражнения с учетом возраста детей включаются в общеразвивающие упражнения. Выносливость – это способность противостоять в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается, как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50 % от максимальной) и средней (60 %) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент [10]. Необходимость развития выносливости дошкольного возраста обусловлена рядом причин: 1. Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье малыша, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию. 2. Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки детей к школе. 3. Необходимость развития выносливости у детей дошкольного возраста определяется ещё и тем, что целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развить их природные задатки: только в этот период, возможно, повысить уровень максимального употребления кислорода, который является важнейшим показателем физической работоспособности человека. 4. Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности настойчивости и упорства, смелости, решительности, уверенности в своих силах. Необходимо отметить существенную зависимость общей выносливости от функциональных возможностей организма детей, от подготовленности к мышечной работе различных органов и систем (особенно центральной нервной системы, сердечнососудистой, дыхательной и мышечного аппарата), от степени владения техникой движений, экономного их выполнения [54]. В связи с выявлением особенностей развития выносливости у старших дошкольников важно проследить специфику реагирования детей на физическую нагрузку. Это необходимо для определения закономерностей приспосабливания организма к предстоящей работе, протекание восстановительного периода по окончании физической нагрузки. Для развития выносливости рекомендуется использовать методы круговой тренировки, повторного интервального упражнения, непрерывного упражнения, игровой. Воспитание выносливости тесно связано с повышением уровня работоспособности детей, который обусловлен их физическим развитием, степенью функциональных возможностей, физической подготовкой. Только правильно оценив все взаимосвязанные факторы, можно, постепенно увеличивая различного рода мышечные нагрузки, способствовать правильному, всестороннему и своевременному физическому развитию каждого ребенка. Необходимо с самого начала учитывать наличный уровень физической работоспособности детей, что имеет важное значение для дальнейшего развития у них выносливости [12]. Функциональные возможности детей старшего дошкольного возраста в значительной мере определяют их физическую работоспособность. При этом важно учитывать, что они не сохраняются на одном уровне в течение дня. Целесообразно так же принимать во внимание и колебания функциональных возможностей детей в разные периоды года. С.М. Громбах, Г.П. Юрко установили ухудшение реакции сердечно сосудистой и кровеносной систем на физическую нагрузку в весенний период. Это объясняется недостаточным пребыванием детей на воздухе в зимний период, дефицитом ультрафиолетовых лучей и т.д. [10]. В постепенном повышении уровня работоспособности дошкольников, в развитии у них выносливости большое значение имеет повышение интереса в двигательной деятельности. Известно, что в процессе выполнения интересного дела значительно повышается эмоциональный тонус, что приводит к более позднему наступлению утомления. Захваченные игрой дети легче преодолевают возникающие трудности, учатся доводить начатое дело до конца. Это способствует и развитию волевой сферы [5]. Однако важно постоянно помнить о реакции детского организма на продолжительную мышечную нагрузку. Восстановительный период в дошкольном возрасте имеет свои особенности, которые выражаются в меньшей (по сравнению с более старшими детьми и взрослыми) скорости протекания восстановительных процессов, требующих достаточного отдыха. Это верно лишь по отношению к значительным физическим нагрузкам. А при малой и средней интенсивности работы восстановительные процессы протекают даже гораздо быстрее, чем у взрослых, за счет большей мобильности вегетативных систем. Восстановительный период неодинаков у всех детей и связан с рядом индивидуальных особенностей, уровнем их физической подготовки. С.М. Громбах, Г.П. Юрко считают, что в старшем дошкольном возрасте восстановление пульса (ЧСС) происходит в течение 2–4 минут, показатели внешнего дыхания и газообмена – на 3–5 минутах. Существенное влияние на скорость их восстановления оказывают систематические занятия физическими упражнениями [10]. Таким образом, развитие выносливости у детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей и закономерностей, которые определяются морфологической, функциональной зрелостью детского организма, своеобразием, реагирования на физическую нагрузку. Учет этого фактора способствует правильному отбору наиболее действенных средств и методов физического воспитания, оптимальному дозированию мышечных нагрузок, обеспечивает планомерное повышение одного из важных психофизических качеств. Гибкость – это способность выполнять движение с максимальной амплитудой, важное психофизическое качество, которое наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека [16]. Часто гибкостью называют подвижность в суставах. Важность и значимость гибкости не подлежат сомнению. Гибкость даёт лёгкость, свободу действий, раскрепощённость, непринуждённость движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его. Люди, не обладающие гибкостью в достаточной степени, имеют пониженную способность мышц к растягиванию и повышенный мышечный тонус. Это приводит к координационным нарушениям в процессе выполнения движения. Негибкий ребёнок тратит гораздо большее количество энергии, а значит, у него быстрее наступает утомление [6]. Особое значение гибкость приобретает в непосредственно образовательной деятельности. Прыгает ли ребёнок, лазает, катается на лыжах, велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережёт его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений. Чтобы быть гибким и иметь хорошую подвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений. Гибкость с её экономной тратой энергии, с её рациональными движениями создаёт максимально благоприятные условия для развития выносливости. Более того, гибкость является составной частью такого сложного, комплексного качества, как ловкость, благодаря которой осуществляется функция управления нашими движениями [50]. Для развития гибкости у детей 6-7 лет используются следующие методы: метод круговой тренировки, метод строго регламентирующего упражнения, наглядный метод, вербальный метод, практический метод [39]. Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. Развитие гибкости тесно связано с развитием мышечной силы. Форсированное развитие гибкости у детей без соразмерного укрепления мышечно-связочного аппарата может вызвать разболтанность в суставах, перерастежение, нарушение осанки. Отсюда вытекает необходимость оптимального сочетания в процессе физического воспитания упражнений, обеспечивающими гармоническое развитие физических качеств [23]. Во-первых, следует обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нормального состояния и функционирования опорно-двигательного аппарата. Во-вторых, нужно предотвращать, насколько это возможно, утрату достигнутого оптимального состояния гибкости. Реализуя эти задачи, недопустимо, особенно у детей дошкольного возраста, вызывать чрезмерное развитие гибкости, приводящее к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда и к деформациям суставных структур. Методическими средствами, рекомендуемыми для развития гибкости дошкольников, являются ежедневные упражнения на растягивание, чередование упражнений на силу и гибкость, не допуская преобладания одного вида упражнения над другим [39]. При развитии у детей грациозности, пластичности, красоты движений следует помнить, что все имеющиеся у них движения приобретаются как результат научения. Ловкость – способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально осваивать новые двигательные действия. Поскольку ловкость является физическим качеством, то она должна обладать свойством упражняемости. Н.А Бернштейн отмечает [3]: «Ловкость – это качество или способность, которая определяет отношение нашей нервной системы к навыкам. От степени двигательной ловкости зависит, насколько быстро и успешно может соорудиться у человека тот или иной двигательный навык и насколько высокого совершенства он сумеет достигнуть». К показателям ловкости относятся следующие факторы: способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации. Ловкость является качеством воспитываемым и тренируемым. Есть два пути тренировки ловкости: 1. Накопление разнообразных двигательных навыков и умений. 2. Совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки [8]. Воспитание ловкости успешно осуществляется в физических упражнениях, подвижных и спортивных играх. Игры в ладошки в паре, общеразвивающие упражнения с малым мячом также способствуют развитию ручной ловкости. При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребёнка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры - игровые упражнения. В качестве конкретных методических приёмов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приёмы: применение упражнений с необычными исходными положениями; зеркальное выполнение упражнений; изменение скорости и темпа движений; варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение; усложнение упражнений дополнительными движениями [16]. Таким образом, ловкость – это сложное координированное качество, оно необходимо ребёнку для успешного использования двигательного опыта. Развитие физических качеств дошкольников 6-7 лет во многом определяется системой работы, интенсивностью и частотой занятий с детьми физическими упражнениями, условиями организации двигательной активности. Поскольку физические качества формируются у ребёнка комплексно, развитие одного из качеств способствуют улучшению других физических качеств. Их развитие требует пристального внимания воспитателей [5]. Также есть мнение, что узкоспециализированные нагрузки зачастую неблагоприятно отражаются на общем развитии детей, так как это приводит к недоразвитию других качеств и перегрузке ребенка и даже нарушениям здоровья, замедлению процессов роста, перекачиванию мышц, негармоничному телосложению [19]. Следует отметить, что основными средствами развития физических качеств являются: 1. Гигиенические факторы, играют важную роль. 2. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма. 3. Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Однако, учитывая особенности дошкольного возраста, в котором основным видом деятельности является игра, многие авторы [1, 24, 31, 33, 44] настоятельно рекомендуют шире её использовать, включая игровые задания, эстафеты для развития всех физических качеств. 1.3 Методические особенности развития физических качеств у дошкольников посредством подвижной игры Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими [28]. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка [39]. Передовые русские ученые П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, В.В. Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разрабатывавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания [1]. По определению П. Ф. Лесгафта «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни». Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям. По мнению М. Н. Жукова: «Подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил». В. Л. Страковская считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств» [1]. Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. Двигательная деятельность детей в подвижной игре благотворно влияет на физическое развитие, формирует двигательные навыки и физические качества, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма и усиливая эмоционально-родственные ощущения [39]. Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа – спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми 6-7 летнего возраста применяют все виды подвижных игр. Планируя подвижные игры, прежде всего, следует уделять внимание, какие двигательные действия освоены детьми, и в какой степени. Так новые движения, изученные в НОД, закрепляются в играх в повседневной деятельности, а движения находящиеся на этапе закрепления отрабатываются в играх-эстафетах [31]. При планировании игр следует учесть и состояние здоровья дошкольников. Есть дети, которым некоторые движения противопоказаны. Дети частыми заболеваниями бронхолегочной системы, нарушениями сердечнососудистой системы быстро утомляются, для таких детей планируется индивидуальная работа, и включаются игры преимущественно средней и малой степени подвижности. Следует учитывать индивидуальные особенности телосложения детей. У детей мышечного типа в большей степени развита сила и в меньшей скорость, поэтому для них в играх необходимы упражнения для развития скоростно-силовых качеств, гибкости. Для детей астеноидного типа показаны упражнения для развития силы, выносливости. Детям дегестивного типа, у которых хорошие показатели по качествам гибкости и равновесия, но низкие показатели по скоростно-силовым качествам и выносливости, показаны упражнения именно на развитие этих качеств. Для детей разного типа телосложения можно планировать различные виды игр, учитывать это при составлении команд для игр-эстафет, выборе водящего в игре [36]. Многообразие способов достижения цели, внезапные изменения ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать физическую нагруз....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: