VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ современной системы государственного управления в сфере занятости населения, выявление проблем и разработка предложений по их решению

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006960
Тема: Анализ современной системы государственного управления в сфере занятости населения, выявление проблем и разработка предложений по их решению
Содержание
Содержание





	Введение	3

	1 Теоретические основы государственного управления в сфере труда и занятости населения	5

	1.1 Особенности государственного управления в сфере занятости населения	5

	1.2 Инструменты управления занятостью населения на местном уровне	18

	2 Государственное управление в сфере занятости населения на примере ХМАО-Югры	23

	2.1 Оценка занятости населения ХМАО-Югры	23

	2.2 Анализ системы государственного управления в сфере занятости населения ХМАО-Югры	30

	3 Развитие государственного управления в сфере занятости населения ХМАО-Югры	45

	3.1 Проблемы государственного управления в сфере занятости населения ХМАО-Югры	45

	3.2 Рекомендации по совершенствованию государственного управления в сфере занятости населения ХМАО-Югры	51

	Заключение	54

	Список литературы	56








Введение





Современный этап развития России стимулирует необходимость изучения широкого круга вопросов, связанных с эффективностью управленческой деятельности вообще и службы занятости населения, в частности.

Управление занятостью можно охарактеризовать как особый вид социального управления, которое неразрывно связано с социально-экономической, политической и духовной жизнью общества. В современный период в экономической политике акценты переносятся на активную политику занятости, на формирование гибкого рынка труда, делающего ставку на мобильного производителя и столь же мобильного работника. Эффективность управленческой деятельности связана с активной политикой трудоустройства.

Объект исследования – государственное управление в сфере занятости населения.

Предмет исследования – деятельность органов государственной власти ХМАО-Югры по развитию сферы занятости населения.

Цель работы – анализ современной системы государственного управления в сфере занятости населения, выявление проблем и разработка предложений по их решению.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- оценить особенности государственного управления в сфере занятости населения;

- определить инструменты управления занятостью населения на местном уровне;

- оценить занятость населения ХМАО-Югры;

- проанализировать систему государственного управления в сфере занятости населения ХМАО-Югры;

- определить проблемы государственного управления в сфере занятости населения ХМАО-Югры;

- разработать рекомендации по совершенствованию государственного управления в сфере занятости населения ХМАО-Югры.

Методологической основой работы являются основные положения системного, сравнительного и деятельностного подходов. В работе использованы диалектический, статистический, исторический, институционный методы.

Источниками для написания курсовой работы стали нормативно-правовые акты органов государственной власти РФ и ХМАО-Югры, учебная и научная литература, статистическая и аналитическая документация органов государственной власти РФ и ХМАО-Югры.








1 Теоретические основы государственного управления в сфере труда и занятости населения

1.1 Особенности государственного управления в сфере труда и занятости населения





В современном мире главная задача государственной политики заключается в сформировании цивилизованного рынка труда. Достичь этого позволяет, если механизмы управления рынком труда органически увязаны с широко разветвленной и надежно действующей системой соц. защиты населения.

Для качественной работы рынка труда требуется развитая инфраструктура. Это муниципальные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы учреждений и фирм, общественные организации и фонды, обеспечивающие эффективную связь между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана улаживать отношения между работником и работодателем, связанные с оплатой рабочей силы, условиями труда, подготовки и переподготовки работников, а также формировать и регулировать общие направления защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда 1. Рынок труда занимает главное место в рыночной экономике, так как труд - решающий коэффициент производства жизни общества.

По представлению А. Котляра, «рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение экономически активною населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационных разрезах» [26, c. 81].

Экономически активное население - это граждане трудоспособного возраста, участвующие в общественном хозяйстве. В соответствии с методикой MOT экономически активные населения определяется: сложением безработных и занятых. Исходя из методологии MOT, занятыми считаются граждане, которые период отчетного времени выполнят работу, приносящую им какой-либо доход. Соответствует методике MOT ст. 1 закона «О занятости населения в Российской Федерации», которая утверждает, что занятость – это инициатива лиц, связанная с удовлетворенностью общественных и личных потребностей, не нарушающая законодательство Российской Федерации и приносящая им заработок, трудовой доход [1].

Занятость населения, как соц. экономическая категория характеризует разные формы участия трудоспособных граждан в общественно полезной работе с получением определенных доходов или поощрений. Занятость населения имеет в виду соц. экономические отношения, в которые вступают между собой граждане для участия в общественно-полезных деятельностях на определенном рабочем месте с получением соответствующих доходов. Отношения занятости населения  показывают: 1) Все ли трудоспособные граждане, соц. группы принимают участие в общественно-полезных занятиях. 2) Какова роль их участия. Важно делать акцент не только на количественный, но и на качественный аспект.

Эффективной может называться занятость населения, обеспечивающая достойный доход, здоровье, развитие личности, рост образования и профессионального уровня для всех общественных лиц на основе роста общественной производительности труда. Таким образом, эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической - как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной - как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Ее достижение предполагает реформирование занятости. По существу, речь идет о формировании нового типа занятости, который может стать и экономической, и социальной основой развивающейся экономики.

Управление занятостью можно охарактеризовать как особый вид социального управления, которое неразрывно связано с социально-экономической, политической и духовной жизнью общества.

На общегосударственном уровне она представлена Министерством здравоохранения и социального развития, в основные функции которого входит руководство, выработка политики занятости, управление национальной системой служб занятости, а также разработка и финансирование государственных программ поддержки занятости населения. На региональном уровне службы занятости представлены территориальными органами Федеральной службы но труду и занятости, состоящими из Управлений федеральной государственной службы занятости населения, которые руководят реализацией программ и работой местных служб занятости, включая планирование, финансирование, инструктирование и предоставление экспертной помощи местным службам, а также контроль за их деятельностью [6, c. 53].

На местном уровне службы занятости представлены государственными учреждениями, целью деятельности которых является обеспечение реализации государственной политики занятости населения, посредством трудоустройства, предоставления консультаций и информации о рынке труда гражданам, ищущим работу, а также осуществление социальных выплат и оказания материальной помощи, профориентация и профобучение безработных граждан.

Основными задачами органов службы занятости являются [27, c. 103]:

обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от пола, возраста, религии, политических убеждении, происхождения и места жительства в реализации права на труд в соответствии с общественными потребностями и с учетом личных интересов;

координация политики занятости с другими направлениями экономической и социальной политики, разрабатываемыми экономическими и финансовыми службами местных органов власти на основе территориальных программ занятости;

социальная защита граждан от безработицы и материальная поддержка безработных и членов их семей;

-развитие системы профориентации, переобучения и трудоустройства незанятого населения;

- создание автоматизированных информационных банков данных о незанятом населении, свободных рабочих местах, учебных центрах для переподготовки.

Перечисленные задачи, решаемые службой занятости, реализуются посредством ее функций, каковыми являются [9, c. 278]:

1)	аналитическая: разработка концепции регулирования рынка труда и занятости, отражающей местные условия, на основе изучения и обобщения отечественного опыта регулирования рынка труда; исследование и прогнозирование спроса и предложения рабочей силы; анализ профессиональных качеств работников, а также аттестация свободных рабочих мест;

2)	информационная: рекламно-информационное обеспечение рынка труда на основе информационного обслуживания ищущих работу, с одной стороны, и работодателей по подбору нужных кадров, с другой; предоставление работникам кадровых служб необходимой информации по регулированию рынка труда, управленческое консультирование; издательская деятельность но вопросам регулирования рынка труда и ею обеспечения, проведение семинаров, научно-практических конференций, посвященных этим проблемам; собственно рекламное обеспечение рынка труда;

3) коллекторная: сбор, систематизация и обобщение необходимой информации о вакансиях, спросе на рабочую силу и ее предложении, обработка социально-экономической информации; регистрация предприятий и организаций, нуждающихся в рабочей силе и удовлетворение этой потребности; регистрация высвобождающихся работников, ищущих работу и безработных, формирование банков данных о предложении рабочей силы;

4) посредническая: трудовое посредничество при согласовании спроса и предложения рабочей силы; разработка комплекса мер по профессиональному обучению, переобучению и повышению квалификации работников;

5) гуманитарная: перераспределение, трудоустройство, профориентация высвобождающихся работников; обеспечение пособиями и льготами безработных и членов их семей; содействие развитию сферы занятости на малых предприятиях, организации оплачиваемых общественных работ, создание специализированных рабочих мест для: слабозащищенных категорий населения.

Местные центры занятости населения предназначены для практического осуществления мероприятий по регулированию и уменьшению безработицы, а значит, являются основными исполнителями проведения активной и пассивной государственной политики занятости.

Показателем эффективности проведения государством политики активной занятости является уровень безработицы. Важно отметить при этом, что и государство иногда сталкивается с объективными факторами, противодействующими реализации активной политики занятости и созданию рабочих мест в соответствии с потребностями в них населения. Главными противодействующими факторами такого рода являются политическая и экономическая нестабильность, разбалансированность народного хозяйства и кризисное состояние экономики страны.

На современном уровне принято выделять два типа политики занятости: пассивную и активную. При пассивной основную роль играет государство, которое стремится обеспечить работникам сохранение рабочих мест, работодателям - поддержание спроса на продукцию, безработным -выплачу пособий и помощь в трудоустройстве. Активная политика занятости предполагает, что основную роль играет человек, который чувствует свою ответственность за материальное благополучие своей семьи и активно стремится к сохранению занятости, а при ее потере - к активному поиску работы. Деление политики занятости на пассивную и активную достаточно условно. Практически во всех странах пытаются проводить активную политику, стимулируя работников к участию в создании общественного продукта и помогая в трудоустройстве.

Проводимая до настоящего времени государственная политика в сфере; занятости сводилась в основном к мерам временного сдерживания безработицы (приостановка массовых высвобождений, введение административных отпусков и т.п.) и обслуживания незанятого населения, обращающегося в органы службы занятости за помощью в трудоустройстве, то есть носила больше пассивный характер, нежели активный. Активность же государственной политики занятости заключается не только в комплексе мер, нацеленных на содействие скорейшему возвращению безработных к активному труду, но и прогнозирование изменений на рынке труда и быстрое реагирование на эти изменения, В современных условиях, когда па первый план выходит профилактика безработицы и ее сведение к экономически обоснованному и социально приемлемому уровню, главной задачей политики занятости должно стать достижение определенной структуры распределения всего трудоспособного населения по видам деятельности, которая бы устраивала как отдельных граждан по уровню их дохода и социальной роли, так и общество в целом, способствуя устойчивому экономическому росту, D этих целях политика занятости должна включать следующие меры:

содействие в трудоустройстве и профессиональной переподготовке;

сохранение занятости на перспективных предприятиях в рамках политики их поддержки путем субсидированной занятости;

повышение профессионально-квалификационного уровня рабочей силы;

стимулирование трудовой и предпринимательской активности, развитие самозанятости;

организация общественных работ;

временная занятость несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время;

организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте 18...20 лет из числа окончивших учебные заведения начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Необходимо отметить, что активная политика на рынке труда составляет часть всей правительственной программы действий в области занятости.

Другая ее часть (пассивная политика) нацелена на компенсацию материальных потерь от безработицы. Другими словами, затраты госбюджета на пассивную политику принимают форму выплат пособий по безработице, социальных пособий или пособий по вспомоществованию и доплат к тем размерам пенсий, которые выплачиваются при досрочном выходе трудящихся на пенсию.

Основными принципами формирования политики занятости> отвечающей тем преобразованиям, которые происходят в экономике и общественной жизни должны быть следующие:

комплексный подход к решению проблем занятости, предполагающий необходимость взаимодействия при их решении федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, предпринимателей и общественных объединений в рамках системы федеральных, региональных и отраслевых программ;

приоритетность финансирования политики занятости на основе концентрации соответствующих возможностей бюджетов всех уровней, средств предприятий и самих трудящихся и их общественных объединений;

сбалансированное регулирование всех элементов рынка труда, имея в виду не только удовлетворение спроса на рабочую силу, рабочие места и достижение определенного, желаемого уровня занятости и безработицы, но и воздействие на показатели предложения, качества и стоимости рабочей силы, динамики рабочих мест, трудовую мотивацию экономически активного населения;

экономическая эффективность программ и мероприятий, разрабатываемых и внедряемых в рамках государственной политики занятости.

Как отмечает Ф. Прокопов, «для российского рынка труда весомое значение имеет не только воздействие на входящие в безработицу потоки за счет позитивных макроэкономических перемен, но и такое влияние, которое привело бы к сокращению средней продолжительности безработицы». Целевую направленность социальной политики в сфере занятости и институтов регулирования сферы занятости можно определить как создание условий для возвращения безработных и незанятого населения в сферу трудовой деятельности, В связи с этим, можно выделить два принципиальных момента. С одной стороны, необходима эффективная политика занятости, отражающая специфику ситуации и перспективы развития, а с другой - эффективная организация, способная обеспечить реализацию политики занятости. Такой организацией должна стать служба занятости, основной задачей которой является осуществление эффективной политики занятости как совокупности конкретных мер и действий, направленных на компенсацию объективных и субъективных ограничений занятости.

Одной из нейтральных проблем, решаемых службой занятости но формированию рынка труда, является оценка динамики, размера и структуры спроса и предложения рабочей силы в зависимости от тенденции формирования занятости в различных секторах экономики региона и обеспечение их сбалансированности. Поэтому основная задача деятельности службы занятости на рынке труда состоит в том, чтобы минимизировать затраты времени, необходимые на поиск соответствующего контрагента на рынке труда и заключение трудового договора, В пределе предполагается достижение такого уровня регулирования рынка труда со стороны социальных институтов, при котором обеспечивается максимальная оптимизация процессов, то есть:

предложение рабочей силы (численность работников, находящихся на рынке труда) равно спросу на нес (числу рабочих мест, находящихся на рынке труда);

время от появления па рынке труда работника (вакансии) до заключения трудового договора (период поиска) бесконечно мало. Другими словами, заключение трудового договора происходит в момент появления на рынке работника и рабочего места;

-	все работники и вакансии покидают рынок труда результативно, то есть только по причине заключения договора о найме.

Однако в реальности даже наиболее организованные рынки труда далеки от идеального состояния. Во-первых, предложение рабочей силы обычно не совпадает с предложением рабочих мест. Помимо количественных несовпадений существенны структурные несоответствия (профессионально-квалификационные, географические, отраслевые и т.д.). Во-вторых, входящие на рынок труда потоки рабочей силы не равны входящим потокам рабочих мест. В-третьих, от момента появления на рынке труда работника (рабочего места) до заключения договора о найме проходит определенное время (для некоторых работников и рабочих мест весьма значительное). Период нахождения на рынке труда работников и рабочих мест, как правило, не совпадает в делом и в разрезе отдельных их групп. В-четвертых, выход рабочей силы не совпадает с объемом выхода рабочих мест, а сам выход не всегда оказывается результативным (связанным, с трудоустройством). Работник может покинуть рынок труда, потеряв надежду на поиск работы. Вакантное рабочее место также может быть выведено с рынка труда по причине, например, его ликвидации.

По перечисленным и многим другим причинам рынок труда остается несовершенен. Однако всегда имеются возможности совершенствования и пути повышения его эффективности. Принимая во внимание, что рынок труда является открытой системой, на результативность его функционирования оказывают влияние многие факторы, которые можно свести в две группы: внешние и внутренние.

Первичная задача регулирования рынка труда состоит в том, чтобы минимизировать период времени, необходимый для заключения договора о найме. На продолжительности этого периода будут сказываться следующие основные внутренние факторы: полнота информации о наличии требуемого работника и рабочего места; интенсивность поиска работы; гибкость работника в отношении рабочего места и условий найма; гибкость работодателя в отношении требуемого работника и условий найма; конкурентоспособность работника. Внешняя детерминация рынка труда осуществляется через макроэкономические процессы. Политику, направленную на улучшение организации и функционирования рынка труда через воздействие на его внутренние факторы с целью сокращения периода поиска рабочего места и заполнения вакансий, будем оценивать как политику на рынке труда.

Деятельность государственной службы занятости должна основываться на государственной политике занятости, которая изложена в ст. 5 Закона о занятости. Ст. 5 Государственная политика в области содействия занятости населения [16, c. 34].

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость,

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов; обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы); несовершеннолетние в возрасте 14 ... 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости {но возраст)'); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте 18 ... 20 лег из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий но содействию занятости населения;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции...».

Основные принципы государственной политики занятости населения заложены в Законе Российской Федерации «О занятости населення в Российской Федерации», где сказано, что государство свои регулирующие функции определяет через принимаемые законодательные, нормативные и исполнительные акты, на основании которых принимаются следующие меры:

осуществление финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики по сохранению и развитию системы рабочих мест;

правовое регулирование в области занятости па основе соблюдения законных прав и интересов граждан;

разработка и реализация программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан;

оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» стал основополагающим законодательным актом, регулирующим вопросы занятости населения. В нем отражены основные условия реализации государственной политики, главные направления регулирования занятости, гарантий со стороны государства по реализации права на труд граждан России, по материальной и социальной поддержке в случае потери ими работы.

Государство при выработке и реализации своей политики занятости опирается на административные и экономические меры, однако последние предпочтительнее, так как они соответствуют закономерностям развития рынка рабочей силы.

К числу основных административных (правовых) методов государственного регулирования занятости следует отнести следующие [20, c. 61]:

- установление порядка и условий признания граждан безработными;

- провозглашение прав граждан на трудоустройство, консультацию по профориентации, профессиональную подготовку, переподготовку и получение разнообразной информации в органах службы занятости на бесплатной основе;

- соблюдение гарантий реализации прав граждан на труд, свободы выбора вида занятости, бесплатное содействие в подборе работы, бесплатное профессиональное обучение безработных граждан, материальная и социальная поддержка безработных граждан в виде выплаты пособия по безработице, стипендии в период профобучения, возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости;

- выплата компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений и организаций, сохранение им определенных социальных льгот по-прежнему месту работы;

- установление критериев массового высвобождения работников, порядка высвобождения;

- определение квот для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

К экономическим мерам воздействия на занятость относятся [4, c. 13]:

- сохранение и развитие рабочих мест путем непосредственного инвестирования отдельных отраслей экономики, установление налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям в целях обеспечения занятости;

- поддержка развития малого бизнеса и самозанятости населения;

- развитие системы переподготовки кадров.

Органы службы занятости выступают регулятором рынка труда, являются основным исполнителем политики занятости. В осуществлении своих функций в области политики занятости служба занятости реализует как активные формы, так и пассивные. К числу активных форм следует отнести следующие: трудовое посредничество, профессиональная подготовка и профориентация, создание новых рабочих мест, организация общественных работ. Эти меры должны минимизировать период поиска работы безработным, ускорить период заполнения вакансий работодателями, сдерживать расширение длительной безработицы. Пассивные методы включают в себя выплаты пособий но безработице, оказание материальной помощи.

Из сказанного следует, что главной целью управления занятостью является создание условий, обеспечивающих занятость каждого индивида в той сфере общественной жизни, которая в наибольшей степени удовлетворяет его потребностям в труде, и деятельность, которая способствует гармоничному развитию личности и повышению социально-экономической эффективности труда. Эта цель реализуется в функциях управления занятостью, главными из которых являются: анализ ситуации, прогнозирование, планирование, учет, контроль, организация, стимулирование, выработка стратегии н тактики, оперативное регулирование, обеспечивающие решение задан эффективного управления рынком труда на любых территориальных уровнях. Эти функции реализуются органами службы занятости на всех уровнях: государственном, региональном и местном.

Целью политики занятости является активное содействие свободно избранной занятости. Основными принципами формирования политики занятости, отвечающей тем преобразованиям, которые происходят в экономике и общественной жизни, по мнению автора, должны быть следующие: комплексный подход к решению проблем занятости, приоритетность финансирования политики занятости, сбалансированное регулирование всех элементов рынка труда, экономическая эффективность программ и мероприятий, разрабатываемых и внедряемых: в рамках государственной политики занятости.

Органы службы занятости, выступающие регулятором рынка труда, являются основным исполнителем политики занятости. Основная задача деятельности службы занятости на рынке труда состоит в том, чтобы минимизировать затраты времени, необходимые на поиск соответствующего контрагента на рынке груда и заключение трудового договора. В осуществлении своих функций в области политики занятости служба занятости реализует как активные формы; трудовое посредничество, профессиональная подготовка и профориентация, создание новых рабочих мест, организация общественных работ; так и пассивные; выплаты пособий по безработице, оказание материальной помощи.





1.2 Инструменты управления занятостью населения на местном уровне





Сложность регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости. Практически большинство трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальной собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда весьма ограничены. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Органы местного самоуправления тоже имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости на своих территориях.

Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. Данная проблема имеет еще два аспекта [5, c. 177]:

- уровень и регулярность выплаты заработной платы, который определяет уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты;

- условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.

Проблема занятости в условиях рыночной экономики решается на рынках труда местного уровня.

Федеральные органы разрабатывают и реализуют основные направления государственной политики в области занятости населения на территории страны, координируют деятельность органов власти и управления всех уровней по вопросам занятости населения, определение минимальных и обязательных нормативов для всех нормативов социальной защиты граждан от безработицы. Субъекты РФ на основе государственной политики разрабатывают и реализуют региональную политику в сфере занятости, учитывающую местные условия [3, c. 94].

Местное сообщество может в значительной степени облегчить функционирование рынка труда, оказывая помощь в подборе работников на рабочие места, разрабатывая политику, направленную на снижение безработицы, информационно отслеживая изменения занятости и т. д.

Одной из задач, решаемых только на уровне местного сообщества, является достижение соответствия «работники - рабочие места». Интерес местного сообщества к своему рынку труда связан с необходимостью облегчить обмен между теми, кто предлагает рабочие места, и теми, кто предлагает рабочую силу. Каждая сторона стремится достичь своей цели. Люди ищут возможность применить свою квалификацию и самореализовать себя, фирмы ищут работников, которые соответствуют их требованиям. Проблема установления соответствия рабочей силы предоставляемым рабочим местам - одна из важнейших для местного сообщества, поскольку создание рабочей силы и создание рабочих мест - это почти независимые процессы [17, c. 152].

Многие органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы занятости населения, программы поддержки малого бизнеса, молодежного предпринимательства и т.д., взаимодействуют с биржами труда и частными посредническими фирмами.

Органы местного самоуправления в решении вопросов занятости могут решать следующие задачи:

- разработка и реализация системы экономических и других механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;

- координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций, создание муниципальной службы занятости;

- оказание информационной поддержки людям, ищущим работу;

- формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;

- формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования;

- создание центра социально-психологической адаптации;

- организация муниципального бизнеса-инкубатора для начинающих предпринимателей;

- образование муниципального учебно-методического центра профессиональной подготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;

- создание муниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;

- создание муниципального попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников школ и профессиональных учебных заведений;

- организация и проведение мониторинговых исследований рынка труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу [24, c. 159].

На спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению оказывают финансовые возможности муниципального образования. Приоритетными направлениями политики занятости населения на уровне муниципального образования должны стать:

- содействие занятости выпускников школ и профессиональных учебных заведений;

- оказание адресной материальной и психологической поддержки лицам, особо нуждающимся в социальной защите;

- развитие новых форм взаимодействия с работодателями;

- повышение конкурентоспособности рабочей силы (организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации занятого населения муниципального образования).

Весьма действенным механизмом реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ, т.е. оплачиваемые общедоступные виды трудовой деятельности не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

Новой активной формой содействия занятости населения муниципальных образований являются клубы ищущих работу. В клубе гражданам оказывается помощь по поиску работы, приобретении навыков в этом деле, снижении психологической нагрузки, приобретении минимума правовых знаний и т.д.

Для содействия предпринимательской инициативе безработных может быть организован муниципальный бизнес-инкубатор – коллективный офис для начинающих предпринимателей.

Особо важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите, т.е. молодежь, инвалиды, лица, уволенные из рядов российской армии и члены их семей и т.д. Механизмом содействия занятости этим группам населения являются закон о квотировании рабочих мест.

Таким образом, в целях повышения качества и уровня жизни населения основные усилия органов МСУ должны быть сконцентрированы на создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда, в том числе, на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы.






2 Государственное управление в сфере занятости населения на .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44