VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Характеристика и анализ системы управления занятостью населения на примере Комитета по труду и занятости Мурманской области

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001565
Тема: Характеристика и анализ системы управления занятостью населения на примере Комитета по труду и занятости Мурманской области
Содержание
Содержание

Введение	3
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления занятостью населения региона	8
     1.1Характеристика основных понятий управления трудом и занятостью населения	8
     1.2. Регулирование политики занятости населения	13
     1.3Нормативно-правовое регулирование рынка труда в РФ	23
ГЛАВА 2. Характеристика и анализ системы управления занятостью населения на примере Комитета по труду и занятости Мурманской области	33
     2.1 Общие положения системы управления занятостью населения на примере Комитета по труду и занятости населения МО	33
     2.2 Характеристика деятельности и структура Комитета по труду и занятости населения	46
     2.3 Анализ результатов деятельности Комитета по труду и занятости населения в Мурманской области за 2014-2015 гг.	49
ГЛАВА 3. Основные направления совершенствование системы управления занятостью населения	56
     3.2 Проблемы управления занятостью населения региона	58
     3.3 Пути совершенствования управления занятостью населения региона	64
Заключение	78
Библиографический список	82
     
Введение

     Проблема трудоустройства в России одна из основных социальной политики государства. Именно занятость населения является одним из важных показателей социально-экономического развития общества. Она является индикатором, по которому можно характеризовать национальное благополучие страны, эффективность осуществления реформ и программ, состояние экономики и уровень жизни населения в целом. 
     Негативные представления о безработице можно увидеть в неполном использовании экономического потенциала, которые приводят к потере производственных возможностей. Так как при долгом отсутствии работы теряется классификация, а при переходе на менее квалифицированную работу появляются проблемы социального характера. Бездействие, в свою очередь приводит к снижению самооценки, моральных ценностей, что может способствовать общественным и политическим беспорядкам, возникновению преступности. 
     По данным Росстата безработица в России на протяжении последних лет имеет тенденции к снижению. В начале 2014 года безработица держалась на том же уровне, что в последние месяцы 2013 года. В первой половине 2014 года наблюдалось плавное снижение уровня безработицы и заметное повышение уровня с середины лета до конца 2014 года. По данным Федеральной службы государственной статистики уровень безработицы на конец 2014 года составлял 5.3%, на конец 2015 года — 5.8% (или 4.4 млн. человек), на конец 2016 года — 5.4% (или 4.1 млн. человек)1. 
     На конец 2016 года в РФ:
     Экономически неактивное население: 70.8 млн. человек или 48%
     Экономически активное население: 76.7 млн. человек или 52%
     Численность рабочей силы  в ноябре 2016г. составила 76,7 млн.человек, или 52% от общей численности населения страны, в их числе 72,6 млн.человек, или 94,6% рабочей силы  были заняты в экономике и 4,1 млн.человек (5,4%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 0,8 млн.человек2. 
     Чтобы снять социальную и политическую нестабильность, снизить влияние внешнеэкономической конъюнктуры, Правительство РФ разработало мероприятия, предотвращающие снижение активности рынка труда. 	
     В 2017 году будут реализованы меры, направленные на достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.3Поэтому, в сложившихся социально-экономических условиях анализ проблем решения занятости населения обладает высокой важностью, теоретической и практической значимостью. 
     Комплексный подход позволяет решить проблемы безработицы. Для этого специалистами проводится анализ, какой вид безработицы, какова ее специфика, причины ее возникновения и какие мероприятия необходимо провести для стимулирования рынка труда.
     Проблемы занятости населения трудоустройства в Мурманской области не являются оригинальными, они во многом схожи с проблемами в других регионах. Основными из них являются: снижение занятости населения среди молодежи. 
     Низкая мотивация к получению рабочих профессий и специальностей, отсутствие опыта, не высокий уровень профессионализма. Отсутствие информированности о территориальном расположении центра занятости у населения о ярмарках вакансий. Неполная рабочая неделя, неоплачиваемые отпуска, невыплаты зарплаты, снижение престижа труда. 
     В службу занятости обращаются в основном те безработные, которые, как правило, владеют одной специальностью, длительное время не повышают свою квалификацию, не знают основ рыночной экономики и рынка труда, новых профессиональных требований. Именно необходимость решения проблем перечисленных выше и определила выбор и актуальностью заявленной темы и доказывает ее сущность.
     Явление и понятие безработицы сравнительно молодое. Переход к рыночным отношениям направил отечественных ученых на изучение социально-экономических проблем рынка труда и занятости населения. Исследования отечественных ученых, в первую очередь, были направлены на изучение безработицы как социального явления в западных странах, так же были исследованы наследия трудов А.Смита, Д.Рикардо и других. 
     В отечественной литературе разработке методологических основ исследования занятости и безработицы посвящены труды, A.A. Никифорова В.И. Плакся, Э.В. Ж.Т. Тощенко, Ф.С. Файзуллина, Проблема занятости населения нашли свое отражение в работах Г.Г Руденко, Б.Ч. Муртозаев Б.Ч. И.С.Масловой. Материалы этих авторов направлены на раскрытие тенденций изменения трудовых ресурсов, рассмотрение различных форм безработицы и решению проблем повышения уровня занятости. 
     Несмотря на большое количество трудов, и работ отечественных и зарубежных авторов в этой области, остаются недостаточно исследованными многие теоретические и практические проблемы. 
     Например, регулирование занятости на местном уровне, социальные последствия, методы поддержки безработных, пути сокращения численности незанятого населения.
     Цель исследования - изучение системы управления занятостью населения Мурманской области. 
     Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
     - рассмотреть понятие занятости и  управления трудом;  
     - изучить правовые основы регулирования занятости населения в Российской Федерации
     - проанализировать динамику уровня развития занятости населения в Мурманской области;
     - разработать основные направления по усовершенствованию занятости населения в Мурманской области.
     Объектом исследования выступает занятость населения как социально-экономическое явление.
     Предмет исследования – управленческая практика по снижению социальных последствий безработицы, повышению уровня занятости и совершенствованию системы социальной защиты безработных. 
     Гипотеза исследования - предположение о том, что уровень безработицы зависит от директивной управленческой системы.
     Теоретико-методической базой исследования являются труды российских и зарубежных ученых в области занятости населения.
     Методологической основой работы явились диалектический метод, метод научной абстракции, метод анализа и синтеза, системный подход, обобщения и сравнения, группировки статистических данных, а также логического анализа.
     Теоретической и информационной основой исследования являются фундаментальные и прикладные научные исследования российских и западных специалистов в области безработицы и государственного регулирования занятости в российской и зарубежной практике, материалы государственной статистики, законодательные акты Российской Федерации, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, а также законодательные акты субъектов Российской Федерации, материалы из отечественной печати и веб-сайтов, информационные данные государственной и муниципальной статистики.
     Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, основных выводов и заключения, списка литературы.
     Во введении обоснована актуальность темы выпускной квалификационной работы, определена цель и сформулированы задачи исследования, определены объект и предмет исследования, показаны новизна и практическая значимость работы.
     В первой главе представлен теоретический материал, посвященный проблемам занятости. Рассмотрены сущность, виды, причины возникновения безработицы.
     Вторая глава работы посвящена анализу состояния занятости населения в  Мурманской области.
     В третьей главе сформулированы основные проблемы и пути их решения. В заключении приведены выводы выпускной квалификационной работы.
     
     
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления занятостью населения региона
     1.1Характеристика основных понятий управления трудом и занятостью населения
     
     Изучая литературу таких авторов В.А. Артемова4, О.Ю. Костиной5, Т.Н. Безденежного6, А.З. Дадашева7, В.Н. Шубкина8 и других исследователей по вопросу занятости населения можно признать, что безработица это макроэкономическая проблема. Она имеет отношение ко всему обществу и конкретно к каждому человеку.
     Самый первый автор, который попытался изучить такое явление, как безработица был Т. Малтус. В своем труде «Опыт о законе народонаселения» он предоставил причины безработицы9. Главная проблема занятости населения была в демографических процессах, то есть рост населения, намного превышал темп роста производства. 
     Существует различные теоретические разработки к анализу механизма функционирования занятости населения. Закладку фундамента в этой отрасли, произвели такие экономисты, как А.Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй. Они представляли классическую экономическую школу. 
     Считали, что объем занятости в экономике определяется на основе средней заработной платы. Высокая заработная плата определяет неполное использование трудовых ресурсов. 
     Повышение заработной платы способно увеличить предложение труда, и в дальнейшем привести к снижению уровня заработка. Ж.Б Сэй считал10, что рынок труда функционирует и действует на основе закона, в соответствии, с которым происходит равновесие между предложением и спросом на труд. При условии,  что будет полная занятость, уровень расходов будет доступным и низким11.
     Неоклассическая теория безработицы была представлена известным экономистом А. Пигу. Основные положения он представил в своем труде «Теория безработицы». К ним относятся12:
     а) чем меньше занятость населения в производстве, тем выше заработанная плата;											б) то равновесие, которое сохранялось после военные годы 1914-1918 характеризуются тем, что занятость была полна;
     в) профсоюзы и система государственного страхования от безработицы способствовали развитию негибкой заработанной платы, и являлось причиной массовой безработицы.;
     г) чтобы обеспечить полную занятость. необходимо снизить заработанную плату.
     Неоклассики рассматривают равновесие через две функции: функцию спроса и функцию предложения, а результатом цены труда проявляется реальная заработная плата. При низкой заработной плате собственники производств и фирм могут привлечь к труду больше работников, и кривая спроса будет иметь убывающий характер.
      При повышенной заработной плате количество сотрудников уменьшится. В тоже время свой труд предложит больше работников, если будет высокая заработная плата, и меньшее количество работников  согласится на низкооплачиваемую работу. Поэтому предложение труда рассматривается как возрастающая функция от реальной заработной платы. Неоклассическая модель- это экономика с гибкой заработной платой.
     Экономисты неоклассической теории видят полную занятость при условии, что каждый работник может предложить свой труд по сложившейся ставке на труд в данное время. Если в этот период заработная плата является выше рыночного равновесия, то спрос на труд будет низким и часть населения будет без работы. 
     Безработица в неоклассической модели это следствие нарушения законов рынка труда. Экономисты этого направления считали, что безработица проявляется при вмешательстве государства, профсоюзов в конкурентный механизм рыночных структур. В итоге заработная плата  не падает до равновесного уровня, а предприниматели не имеют возможности предложить работу по соответствующей ставке оплаты труда13.
     По проведенным исследованиям неоклассиков в рыночной экономике может быть лишь добровольная безработица, то есть та, которая появляется при наличии требования работать только за высокую заработную плату. Если государство начинает регулировать уровень заработной платы, то исчезает конкурентоспособность. Поэтому, неоклассики считали, что только гибкость заработной платы и наличие конкурентной среды может избавить рынок труда от безработицы.
     В 30 годы XX века сформировалась Кейнсианская концепция безработицы. Ее основатель был английский экономист Дж. Кейнс. Он разработал и осветил главные аспекты занятости в своей работе «Общая теория, процента и денег»14. В этом труде он представил принципиально новые выводы безработицы. А именно он считал, что при капитализме не существует модели, при которой произойдет полная занятость. 
     Полная занятость скорее случайна, а не закономерна. Классики не видели в безработице серьезной проблемы. Но события, которые происходили в действительности, не соответствовали теоретическим выкладкам, так происходившая в 30-е годы этап безработицы привел к периоду  "Великой депрессии".
     Основатель кейнсианской теории занятости населения подробно изучает этот вопрос и приводит доказательства, что безработица в рыночной экономике носит принудительный характер. Экономист Дж. Кейнс считал, что теория неоклассиков приемлема только на микроэкономическом уровне, не может ответить на главный вопрос – какой критерий показывает уровень занятости в экономике в целом. 
     В концепции Дж. Кейнса прослеживается прямая зависимость объема занятости с объемом спроса, а снижение спроса на товар повышает уровень безработицы. Он отрицал теорию А. Пигу и доказал, что безработица вытекает из самих её законов. 
     Следовательно, при росте цен происходит снижение заработной платы, но рабочие продолжат работать. Дж. Кейнс приходит к заключению, что объем  занятости зависит от спроса на труд. Так же спрос на труд характеризует реальную заработную плату и является величиной спроса на товары и услуги. Если доходы населения небольшие, появляется склонность к экономии, и в конечном счете наблюдается отсутствии полной занятости. Так же Дж. Кейнс выделяет в своей концепции такой термин как инвестиции. Инвестиции являются важным фактором экономики15. 
     При росте занятости повышается рост инвестиций. Эти отношения обрисовывает мультипликатор занятости. Он напрямую связан с мультипликатором спроса. 
     Наблюдается взаимосвязь: увеличение инвестиций способствует росту первичной занятости населения в отраслях, которые связаны с вложением и развитием современных технологий. При развитии потребительской сферы, повышается рост спроса на товары и в след за этим поднимается уровень занятости.
     Занятость по Кейнсу — это функция объема национального производства (дохода), доли потребления и сбережения. Поэтому для обеспечения полной занятости необходимо поддерживать определенную пропорциональность между 16:
     а) затратами на создание ВНП и его объемом;
     б) сбережениями и инвестициями.
     При нарушении пропорциональности возникает либо безработица, либо инфляция. При неполной занятости происходит недопроизводство  валового национального продукта, что способствует появлению безработицы. Появление инфляции происходит когда производство валового национального продукта превышает необходимые размеры. Сбережения и инвестиции должны находится в равновесии. 
     С увеличением сбережений начинает подниматься рост производства, увеличивается поток капиталовложений,  наступает переизбыток производства, что приводит к падению спроса на  рабочую силу, и приводит к безработице. Если  инвестиции превышают сбережения появляется склонность к повышенному потреблению товаров,  что повышает уровень цен и приводит к инфляции.
     В кейнсианской концепции делается два важных вывода:
     а) для полной занятости не обязательно соблюдение гибкости цен  и заработной платы.  Это не приводит к снижению прибыли;
     б) государственное регулирование занятости, которое основано на фискальных мерах. Регулирую бюджетные расходы, корректируя налоги, государство обеспечивает совокупный спрос и уровень занятости. 
     Рынок труда – это своеобразный сектор экономики и отличается тем, что взаимодействие происходит с живыми людьми. Поэтому, его регулирование имеет огромное социально-экономическое и политическое значение и составляет особую заботу государства. 
     Однако задача государства —не обеспечить каждого желающего работой, так как это увеличивает инфляцию, а удержать безработицу на естественном уровне, что и означает достижение полной занятости. Со временем кейнсианская теория потерпела изменения и появилась новая концепция – неокейнсианство. 
     Основными изменениями в теории – это внесение инноваций в теорию экономического роста  и циклического развития. Центральная идея неокейнсианства – это сведение механизмов мультипликатора и акселератора. 
     Основоположниками этого движения были Е. Домари, Р. Харрод, Дж. Хикс. Так как Р. Харрод и Е. Домари были единомышленниками и имели общей взгляд, то вследствие этого говорят о единой модели Харрода – Домара17. Их совместная теория развития, динамики и экономики не заключатся лишь  в  построении модели экономического роста. 
     Она включает в себя теоретические объяснения циклических колебаний, так как в тридцатые годы в экономики были только две фазы циклического развития – кризис и депрессия, то теория цикла была не актуальна. Но все же Дж. Кейнс выдвинул тезис о подрыве механизма автоматического спроса и предложения, подводил своих последователей к необходимости разъяснения интерпретации причин цикла. Поэтому в послевоенные годы в условиях быстрого, но не регулярного роста экономисты запада ориентировались не на кризисах и депрессиях, а на цикле в целом, на четырех фазах, включая оживление и подъем. 
     Проводя исследования, они обнаружили, что инфляция для экономики губительна, как и затяжные спады, что регулировать цикл надо на всех четырех стадиях, поэтому необходимо выявить причины, внутренний механизм функционирования. 
     Многочисленные статьи, книги, которые публиковали эти экономисты, касались проблем денег, банков, международной торговли, несовершенной конкуренции, колебаний и сдержек, экономического развития. Работа этих экономистов принесли огромный вклад в экономическую науку.
1.2. Регулирование политики занятости населения

     Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход18. 
     Особенно важна осторожная и планомерная политика государства по вопросам регулирования рынка труда, принимая во внимание потрясения экономического кризиса 2008 года, повлекший за собой спад промышленного производства (на 16%; в обрабатывающих отраслях — на 21%; а уровень безработицы вырос примерно на 36%)19. 
     Государственная политика занятости в РФ осуществляется с помощью мер инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой и социальной политики. Эти меры направлены, в первую очередь, на рациональное размещение производительных сил в стране, повышение мобильности трудовых ресурсов, поощрение гибких режимов труда, создание новых технологий и др. мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест20. 
     К числу основных задач в политике занятости можно отнести: 
     1) создание условий для повышения благосостояния граждан (увеличения доходов); 
     2) обеспечение рациональной занятости граждан, регулирование баланса спроса и предложения; 
     3) повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы (содействие непрерывному образованию – современная тенденция). Государственная политика занятости является неотъемлемой частью социальной политики, проводимой государством на всех уровнях. Основные направления государственной политики в области содействия занятости представлены на рисунке 1. 
     
     Рисунок 1 – Направления государственной политики в области занятости населения
     На федеральном уровне формируются главные направления политики занятости, определяются её цели и решаются основополагающие задачи по согласованию политики занятости с демографической, финансовой, миграционной, социальной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой государства. На этом уровне вырабатывается общая политика трудоустройства и меры поддержки безработных21
     На уровне регионов идет учёт основных направлений и приоритетов государственной политики занятости, выработанных и установленных на федеральном уровне. 
     Следует отметить, что на данном уровне некоторые меры, например, по поддержке малого бизнеса и развитию фермерства (что напрямую влияет на стимулирование самозанятости населения) носят более эффективный характер. 
     В интересах политики занятости региональное правительство может осуществлять программы по содействию жилищному, дорожному строительству и т.д. 
     Таким образом, эти программы могут обеспечить дополнительные необходимые рабочие места, что особенно важно во время кризисов, помимо прочего активизируя другие. предприятия в регионе, которые бы занимались изготовлением, поставкой сырья для этих видов работ. 
     На местном уровне осуществляется непосредственная работа с населением и практическая реализация положений о политике занятости в области трудоустройства, обучения (переобучения) граждан, ведётся выплата пособий безработным. 
     Законодательно установлено, что органы местного самоуправления имеют право принимать участие в финансировании и организации ряда мероприятий, направленных на содействие занятости населения, среди которых организация общественных работ, временного трудоустройства подростков (в свободное от учёбы время), а также проведение ярмарок-вакансий, дней абитуриента, оказание помощи в трудоустройстве впервые ищущим работу.
     Государственная политика в области управления занятостью населения является основополагающей в социально-экономической политике страны. Выделяют два условных вида политики занятости:
     Активная политика занятости – это совокупность организационных, экономических, правовых мер, осуществляемых государством с целью добиться снижения безработицы до её естественного (минимального) уровня. 
     Она включает в себя стимулирование предпринимательских инициатив посредством курсов и семинаров по открытию собственного дела; профориентацию, переобучение, повышение квалификации; организацию специализированных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. 
     Особенностью этого вида политики занятости является попытка «играть на опережение», стремление не допустить кризиса. Поэтому в активную политику также входят меры по профилактике массовых высвобождений работников, перепрофилирование неэффективных рабочих мест в соответствии с потребностями экономики и рынка труда и многое другое. 
     Активная политика занятости наиболее выгодна государству, поскольку меры, лежащие в её основе, подразумевают окупаемость и возвратность средств, вложенных в неё. 
     Пассивная политика занятости представляет собой совокупность государственных мер, направленных, в первую очередь, на сглаживание последствий безработицы22. 
     Сюда относится материальная поддержка граждан, признанных безработными, в виде выплаты пособий по безработице, а также сохранение рабочих мест. 
     Существуют и доплаты на иждивенцев. Особенность данной политики занятости заключается в том, что она ограничивается исключительно помощью безработным. Иногда выделяют так называемую умеренно-пассивную политику занятости. 
     Она тоже предусматривает материальную помощь безработным, однако предоставляет более широкий и разнообразный спектр услуг по поиску и подбору рабочих мест потерявших работу.
     Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, наиболее эффективным методом регулирования занятости населения оказалось сочетание механизмов государственного регулирования рынка труда и саморегулирования. 
     Основные направления регулирования занятости более подробно представлены на рисунке 2.
     
     Рисунок 2 – Направления регулирования занятости населения
     В системе государственного регулирования занятости населения, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, выделяются следующие методы: 
     ?экономические, воздействующие через прибыль и стимулирующие экономические интересы субъектов хозяйствования, где среди механизмов выделяются в качестве наиболее эффективных налогообложение, льготное кредитование, инструменты тарифной политики, а также бюджетной политики, нацеленные на создание и сохранение рабочих мест, профессиональное обучение кадров, поддержку инновационных отраслей; 
     ?организационные, среди которых, безусловно, главная роль принадлежит созданию государственных и негосударственных центров занятости населения, информационного обеспечения рынка труда как для предпринимателей, так и наёмных работников, центров консультационных, юридических услуг в сфере труда, систем профессиональной ориентации для молодёжи, обучающих центров в системе профессионального образования23; 
     ?административные, воздействующие через систему нормативно-правовых актов, регулирующую трудовые отношения в государстве, начиная с права на труд, продолжительности рабочего дня, установления периода трудовой жизни гражданина, защиты прав трудящихся и заканчивая нормативами, стандартами, ограничениями, методическими рекомендациями и порядками в конкретных узких сферах трудовых отношений (это касается и системы найма работников, заключения трудовых договоров, определения квот на мигрантов, создание благоприятных условий их трудовой деятельности и жизни, обязательных отчислений в фонды поддержки занятости населения, нормативов социальных гарантий и др.). 
     Практика вмешательства государства в регулирование занятости населения и борьба с «провалами рынка» демонстрируют необходимость изменения инструментов политики на рынке труда в сторону расширения использования мер активной политики по содействию занятости населения. Однако сохраняется потребность в совершенствовании существующих механизмов по регулированию рынка труда и разработке новых, соответствующих постоянно изменяющимся условиям. 
     Особое внимание следует уделить программно-целевому методу как наиболее действенному в управлении занятостью населения, который способен действовать комплексно. 
     В регулировании занятости могут быть задействованы следующие программы: 
     ?специальные программы в области, например, промышленного развития (они бы обеспечили одновременно и экономический рост, и рост занятости); 
     ?программы, нацеленные на обеспечение доступности всем нуждающимся в дополнительном профессиональном обучении или переподготовке; 
     ?специальные программы по содействию в развитии малого предпринимательства (индивидуальные частные и семейные предприятия)24. 
     Наибольший эффект от действия программ можно получить лишь с помощью их оперативного регулирования и адаптации к меняющейся социально-экономической ситуации в регионе и преимущественной ориентации на повышение конкурентоспособности товаров и услуг25 
     Наиболее важным показателем при анализе состояния рынка труда является уровень безработицы рисунок 3 
      
     Рисунок 3 - Уровень безработицы по методологии Международной Организации Труда26
     Средний возраст безработных в декабре 2015г. составил 35,8 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 23,8 % , лица в возрасте 50 лет и старше - 19 % . 
     Средняя продолжительность поиска работы безработными в декабре 2015г. у женщин составила 7,8 месяца, у мужчин - 7,3 месяца 
     Из представленных данных четко прослеживается тенденция повышения уровня безработицы в течение всего 2015 года. 
     Численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет в декабре 2016г. составила 76,9 млн.человек, или 52% от общей численности населения страны.
     В численности рабочей силы 72,8 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,1 млн.человек – как безработные с применением критериев МОТ.Уровень безработицы в декабре 2016г. составил 5,3%.Уровень занятости населения в декабре 2016г. составил 66,0%.
     Причем, наибольший удельный вес в данном приросте занимают граждане до 25 лет. Этому есть свое логическое объяснение. 
     Состояние рынка труда в настоящее время наиболее остро подвержено влиянию со стороны стремительно меняющейся экономико - политической конъюнктуры в стране. 
     Влияние на общую ситуацию, складывающуюся на трудовом рынке, оказали следующие события и явления: события в Украине, Западные санкции против РФ, присоединение Крыма, ослабление национальной валюты, рост уровня цен, стагнация экономики. 
     Вследствие банкротства предприятий, сокращения персонала в компаниях, российский рынок труда становится всё более перенасыщенным. Наимощнейший удар это оказывает на категорию граждан без опыта работы, которая, в основном, и состоит из молодежи, студентов, оканчивающих свое обучение. 
     В современных реалиях им приходится конкурировать не только между собой, но и с уже опытными, попавшими под сокращение, работниками, что зачастую не оставляет первым никаких шансов. 
     Всё это приводит к тому, что большая часть выпускников ВУЗов попадает в замкнутый круг, не имея возможности получить опыт работы из - за его отсутствия. 
     Решение проблемы возможно при помощи квотирования доли рабочих мест для выпускников ВУЗов - партнеров. Возможна разработка программы стимулирования работодателей (например, предоставление налоговых льгот при найме молодых специалистов). 
     На общую ситуацию и изменение структуры рынка труда значительное влияние также оказывает проблема «утечки мозгов». 
     Фактически, это миграционные потоки, представляющие из себя приток в РФ работников низкой классификации и обратный отток из страны высококвалифицированных специалистов. 
     Необходимо отметить, что данная проблема способна оказать негативное влияние не только на состояние рынка труда, но и на развитие и модернизацию национальной экономики в целом. Важным показателем при анализе тенденций развития рынка труда является средний уровень заработной платы. 
     По данным Федеральной службы государственной статистики, средняя заработная плата в России в 2015 году составила 34600 рублей. В 2016 году средняя заработная плата в России выросла на  12 %.
     Следует отметить, что уровень заработной платы по регионам и отраслям экономики сильно дифференцирован, что приводит к активизации миграционных процессов внутри страны из отстающих регионов в основные экономические центры. 
     Несмотря на тенденцию увеличения уровня средней заработной платы в стране в абсолютных значениях, реальный уровень покупательной способности граждан резко снизился, на 30 % по оценкам экспертов. 
     На данный момент сложно спрогнозировать значение данного показателя, так как экономика страны в настоящее время наиболее сильно подвержена влиянию различных экзогенных факторов, представляющих важнейшее препятствие для экономико - социального планирования и прогнозирования в целом. 
     Если же говорить о методах базового планирования и прогнозирования, то прогнозные уровни заработной платы по отраслям определяются исходя из концепции экономической политики (рост оплаты труда в бюджетной сфере, предусмотренный “майскими” указами, и т. п.)27
     В настоящее время рынок труда функционирует в нестабильных экономико - политических реалиях, что, в свою очередь, определяет тенденции и порождает следующие проблемы: 
     -снижение уровня занятости населения, рост уровня безработицы,
      -усиление напряженности на рынке труда молодых специалистов, возникновение новой волны «утечки мозгов» в другие страны. 
     Факторами преодоления сложившихся негативных тенденций рынка труда в Российской Федерации является стабилизация национальной экономической системы за счет перехода к современной несырьевой модели экономики, возобновление модернизационных процессов в сельском хозяйстве и промышленности с целью повышения темпов экономического роста, а также совершенствование государственной политики, направленной на стимулирование трудоустройства молодежи

1.3Нормативно-правовое регулирование рынка труда в РФ
     
     Рынок труда разнообразен, это сложная система отношений, между работодателем, наемными работниками и государством. Он отличается от всех остальных рынков и  от рынка потребительских товаров и услуг. Цена товара меняется каждую минуту, заработная плата устанавливается на длительное время вперед по контрактной системе, на ее размер и динамику оказывает влияние государство. 
     Рабочий не может накапливать рабочую силу, а затем ее выгодно продать, так же труд можно заменить техникой. Рынок труда имеет отличие по полу, квалификации и территории. Так же можно отметить рынок национальной и иностранной рабочей силы, рынок неквалифицированного и высококвалифицированного труда. На рынке труда всегда есть спрос и предложение на труд.
     Совершенствуется законодательная база. Были приняты следующие  Федеральные законы и Постановления:
     Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации"
     Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения»28
     Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года №1382 “О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 год”; 
     Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2014 г. № 1432 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в рамках подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"
     Государство стремится смягчить последствия безработицы, проводит мероприятия по уменьшению ее уровня через антикризисную, региональную, внешнеэкономическую и другую политику. 
     Функция регулирования занятости требует комплексного подхода  при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как местном, региональном так и на общероссийском уровне.
     Федеральная государственная служба занятости  является  основным  органом исполнительной власти. Она координирует работу в области занятости29
      - регулирует сп.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.