VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ школьных программ по литературному чтению для начальной школы с точки зрения формирования нравственных представлений

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003508
Тема: Анализ школьных программ по литературному чтению для начальной школы с точки зрения формирования нравственных представлений
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ	3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ	6
1.1 Определение понятия «нравственные представления» в современной психолого- педагогической науке	6
1.2 Особенности формирования нравственных представлений в младшем школьном возрасте	13
1.3 Характеристика этической беседы как средство формирования нравственных представлений в младшем школьном возрасте	18
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ	26
2.1 Анализ школьных программ по литературному чтению для начальной школы с точки зрения формирования нравственных представлений	26
2.2 Особенности использования этической беседы на уроках литературного чтения	33
2.3 Опытно - экспериментальная работа	39
2.4 Реализация педагогических условий формирования нравственных представлений у младших школьников средствами этической беседы на уроках литературного чтения	44
2.5 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы	48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	55
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….61



ВВЕДЕНИЕ


	На современном этапе развития Российского общества, характеризующимся глубочайшим упадком, отсутствием единых ориентиров в системе воспитания, необыкновенную значимость приобретает процесс подготовки подрастающего поколения к самостоятельному построению индивидуальной иерархии духовно-нравственных ценностей, представлений и мотивов. 
	Рост детской преступности, насилия, безнравственное отношение ко всему, что окружает ребенка, в том числе и к себе, низкий уровень культуры, невоспитанность подрастающего поколения, принуждает преподавателей, родителей бить тревогу, задуматься, какое же будущее нас ожидает впереди с такими показателями безнравственного и бездуховного поведения.
	Актуальность проблемы связана с четырьмя положениями: для начала, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей; во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окруженный обилием всевозможных источников сильного влияния на него как положительного, так и отрицательного характера; в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности и, в конце концов, вооружение нравственными знаниями важно и вследствие того, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для находящихся вокруг людей.
	В настоящее время проблема развития нравственности, нравственных представлений и в целом, духовно-нравственного воспитания младших школьников находит своё отражение в государственных документах, таких как «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» []. Темы развития нравственных представлений затронуты в программе развития образования, исходя из этого, одной из главных целей современной начальной школы становится развитие не только личностных, но и нравственных представлений обучающихся.
	В отечественной и зарубежной науке немало исследований, посвященных рассмотрению «представления», как одного из ведущих понятий системы философских и психолого-педагогических категорий (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) разработке теоретических основ формирования нравственных представлений, как структурной единице морального сознания (Б.С. Братусь, А.И. Титаренко, А.А. Ухтомский и др.); исследованию возрастных изменений и фаз развития различных групп представлений ( О.С. Богданова, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.); определению специфике нравственных и высших духовных ценностей, являющихся базой для формирования духовно-нравственной сферы личности (Б.З. Вульфов, В.Д. Шадриков, Э. Фромм и др).
	Особый интерес представляет выяснение вопроса о специфике нравственных представлений младших школьников. Это важно, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, данный возраст является сензитивным к формированию нравственных представлений []. Во-вторых, можно предположить, что в младшем школьном возрасте нравственные представления достаточно изменчивы, и их характер и содержание могут претерпевать существенные изменения в достаточно короткие временные отрезки. При этом возрастает роль и значение педагога в воспитании и обучении младших школьников, в подготовке их к жизни.
	Цель исследования - определение педагогических условий использования этической беседы как средства формирования нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения.
	Объект исследования - процесс формирования нравственных представлений в младшем школьном возрасте.
	Предмет исследования - педагогические условия использования этической беседы как средства формирования нравственных представлений у младших школьников.
	Гипотеза исследования- использование этической беседы как средства формирования нравственных представлений младших школьников будет более успешным, если при организации уроков литературного чтения будут соблюдаться следующие условия:
	- целенаправленное и систематическое включение этической беседы в ход урока;
	- использование приемов организации этической беседы.
	В зависимости от цели, объекта и предмета исследования поставлены следующие задачи:
1. Выявить теоретические основы проблемы формирования нравственных представлений в младшем школьном возрасте;
2. Обосновать педагогические условия использования этической беседы на уроках литературного чтения с целью формирования нравственных представлений;
3. Определить методические приемы использования этической беседы на уроках литературного чтения;
4. Экспериментальным путём проверить эффективность условий гипотезы, а так же определить динамику уровня сформированности нравственных представлений.
     Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эксперимент; тестирование; беседа.
     Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
     

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


     1.1 Определение понятия «нравственные представления» в современной психолого- педагогической науке


	Сегодня в настоящий момент проблема формирования и развития нравственности и нравственных представлений лежит в основе многих научных дисциплин, а многочисленные социологические и психолого-педагогические исследования выявили у подрастающего поколения развитие кризисных явлений, проявляющихся в нарастании скептицизма, агрессивности, эгоизма и эмоциональной напряженности. В этих условиях резко возрастает потребность в духовном становлении детей а, следовательно, и в развитии нравственных представлений, что соответствует обновленным федеральным образовательным стандартам. 
	В рассмотрении жизненных проблем человека ученые используют несколько понятий: «нравственное развитие», «мораль», «моральные нормы», «нравственность», «нравственные представления». 
	Нравственное развитие и саморазвитие личности происходит в процессе нравственного воспитания, которое представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали []. 
	Психология нравственного развития личности еще недостаточно изучена. Она разрабатывалась в большей мере за рубежом, чем в нашей стране, и, преимущественно, в педагогике, чем в психологии []. В 60-е гг. XX в. возникла «когнитивная теория морального развития» Л. Колберга []. В отечественной психологии известность получили работы А.В. Зосимовского [].
	Нравственность испокон веков занимает особое место в системе человеческих ценностей. Нравственное сознание определяет поведение человека, его межличностные, групповые, социальные взаимоотношения с окружающим его социумом. Формирование нравственных представлений, принципов, норм, традиций это регулятор человеческих отношений. Нравственные понятия формируются на протяжении веков, соответствуют историческому развитию и отражаются в таких категориях, как моральные нормы и принципы, регулирующие отношения между людьми а, следовательно, и в понятиях, таких как добро и зло, долг и справедливость, совесть, счастье, любовь, смысл жизни и т.д []. Обратимся к данному понятию и раскроем его. 
	Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Проблемами нравственности активно занимались Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.). Тогда о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека [].
	А Ницше считал, что быть моральным, нравственным, этичным- значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю []. Мораль- это важничанье человека перед природой []. 
	Даль толковал слово мораль как нравственное ученье, правила для воли, совести человека []. Он считал, что нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный, нравственный быт человека важнее быта вещественного [].
	В словаре Б.Г. Мещерякова «нравственность» определяют, как совокупность норм, определяющих поведение индивида и непосредственно поведение человека, как моральные свойства личности. Под нравственностью понимают внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами []. С точки зрения психологии, понятие нравственности толкуется как «регулирующая функция человеческого поведения» []. 
	В научно-педагогической литературе нравственность (от лат. moralis-нравственный) трактуется как одна из форм общественного сознания, это совокупность принципов и норм поведения, охватывающих отношения людей друг к другу и к обществу.
	Л.А. Григорович дала следующее определение: «Нравственность- это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [].
	Проведенные анализ психолого-педагогической литературы, подобранной в ходе научно-исследовательской работы, позволил говорить о том, что по мнению В.А. Сухомлинского нравственное воспитание, это создание условий для «стремления к нравственному самосовершенствованию», следовательно, «ребенок должен с детства стремиться делать добро близким, всем людям, приносить им радость, понимать, когда нужно прийти на помощь, когда высказывать свое мнение, а когда и промолчать, чтобы не бередить душевные раны человека» [].
	Понятия добра и зла, представления о нравственности являются одними из самых важных для человека. Исследуя природу человека, психология сталкивается с такими феноменами, как моральные понятия (добро, зло, долг, совесть, справедливость, ответственность). Рассмотрим основные понятия морали, которые имеют следующие определения:
	Добро - это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию личности.
	Зло - это все то, что противоположно добру, что губит душу человека.
	Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках. 
	Милосердие- это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. 
	Справедливость - распределение прав и обязанностей в согласии с мнением участников распределения прав и обязанностей. Это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний. 
	Долг - обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную необходимость, выступающую в качестве субъективного принципа поведения. 
	Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед другими людьми или обществом (а так же перед собой) [].
	Таким образом, мы можем говорить о том, что нравственность, а следовательно и нравственные представления, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являются мотивацией поведения индивида. Остановимся на раскрытии нравственных представлений. 
	Представление (в психологии) (анг. «representation») - наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображения» [].
	Представление - это процесс мысленного воссоздания образов, предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. 
	Анализ психолого-педагогических исследований позволил нам выявить особую роль нравственных представлений. Ж.Пиаже был одним из первых кто подверг глубокому и детальному изучению нравственные представления, знания и суждения детей. В работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева представление рассматривается как чувственный образ предметов и явлений, свободно сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. В представлении человека закрепляются и сохраняются наиболее характерные внешние особенности воспринятых предметов и явлений. 
	Нравственные представления - это обобщенный образ, форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру [].
	Нравственные представления- это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой. 
	Под формированием нравственных представлений подразумевают целенаправленный процесс педагогического взаимодействия учителя и учеников, при котором обеспечивается приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. []. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что развитие нравственных представлений представляет собой усвоение человеком в процессе его индивидуального развития, господствующих норм поведения и превращение их в личные моральные качества.
	В сфере нравственных представлений ребенок овладевает различными сторонами общественного морального сознания, и в первую очередь критериями моральной оценки, осознанием моральных требований. Дети учатся самостоятельно соблюдать нормы общественной морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и ребенок уверен в безнаказанности.
	С одной стороны, расширение накопленных знаний и расширение опыта приводит к углублению нравственных представлений, а с другой стороны к их обобщению, которое приближает представления к элементарным понятиям о нравственности и морали (о дружбе, взаимопомощи, вежливости, добре и зле).
	Исходя из этого, мы вслед за М.В. Шевченко можем говорить о том, что нравственные представления включают в себя знания:
	- о нормах поведения в социуме;
	- о моральных качествах человека, имеющих особую ценность (о честности, справедливости, ответственности, доброжелательности, скромности и т.д) [ ].
	В отличие от понятия «нравственности», нравственные представления сочетают в себе совокупность высших психических процессов, то есть сложных, прижизненно формирующихся систем психических процессов, социальных по своему происхождению. К данным процессам, основываясь на труды Л.С. Выготского, относятся произвольное внимание, память, мышление, речь и т.д. [ ].
	Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, в формировании нравственных представлений необходим не только опыт непосредственного восприятия личности, но и овладение знаками и знаковыми системами, в первую очередь это язык, где фиксируются результаты познавательной деятельности человечества. Таким образом, нравственные представления выступают не как образ, но и как умственные действия с отраженными в них объектами, которые выступают связующим звеном между восприятием и мышлением индивида.
	Изучение современной психолого-педагогической литературы дало возможность сделать вывод о том, что нравственные представления не возникают мгновенно и в законченном виде, а формируются, постепенно совершенствуются и изменяются под влиянием целенаправленных актов воздействия на высшие психические функции, в частности восприятия и памяти []. 
	Данное обстоятельство значимо для основной цели данной научно-исследовательской работы. Исходя из этих данных, мы можем говорить о том, что вышеизложенный постулат дает возможность психолого-педагогической деятельности в системе образования по формированию нравственных представлений. 
	Таким образом, опираясь на работу Е.В. Вялковой, можно констатировать факт того, что сформированность нравственных представлений характеризуется тем, что:
	- складываются моральные суждения и оценки;
	- складывается первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
	- возрастает действенность нравственных представлений;
	- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает определяться нравственной нормой [].
	В нашей работе мы рассмотрели такие нравственные понятия, как добро и зло, милосердие, долг, совесть, ответственность и справедливость. В психолого-педагогической науке одним из центральных понятий является «нравственные представления». Исходя из анализа и синтеза материала, нами было выявлено, что нравственные представления включают в себя связь высших психических функций личности, то есть восприятия, памяти и мышления.
	Анализируя исторический аспект развития представлений о нравственности и ее представлениях, мы можем говорить о том, что представители когнитивного направления, наиболее ценного для нашей работы, разработали теории морального сознания и установили связь когнитивных структур и нравственного развития.
	Нравственные представления- это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой.


     1.2 Особенности формирования нравственных представлений в младшем школьном возрасте


     Младший школьный возраст- важнейший период в жизни ребенка, когда происходит вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально- нравственных требований и норм, приучение к их выполнению. Именно в данный период онтогенеза, по мнению М.М. Никеевой, происходит формирование основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием для формирования и развития нравственной культуры личности. 
     Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас нравственных представлений и привычек. Дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется [].
     Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь постепенно включается учение, деятельность обязательная для него, ответственная и требующая систематического организованного труда. Кроме всего, это деятельность ставит перед школьником задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных системе научных знаний, что предполагает совершенно иную, чем в период дошкольного детства, структуру познавательной деятельности ребенка. Поступление в школу означает и изменение положения ребенка в обществе, в государстве. Главное, что заключается в данных изменениях отношений- это новая система требований, предъявляемых к ребенку, в частности связанных с его новыми обязанностями, важными не только для него самого и семьи, но и для общества в целом [].
     Успешное формирование у младших школьников нравственных представлений, возможно лишь на основе учета педагогическим составом и членами семьи основных особенностей, возрастных характеристик младшего школьного возраста. 
     Под младшим школьным возрастом понимают возраст 6(7)- 10- летних детей, обучающихся с 1 по 4 классы современной начальной школы [].
     Переходя к анализу и обобщению полученной в ходе исследовательской деятельности информации, мы можем говорить, что младший школьный возраст ознаменован формированием новой для ребенка деятельности, а именной учебной деятельности, которая является для него ведущим видом. Младший школьник переходит от игры к обучению как основному способу усвоения человеческого опыта. Будучи переходным, младший школьный возраст обладает глубоким потенциалом возможностей физического и духовного развития [].
     В основе духовно-нравственного развития личности ребенка, лежит не совокупность определенных качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление самого ребенка []. Именно поэтому, специфика духовно-нравственного развития у детей младшего школьного возраста определяется психолого-педагогическими особенностями детей данного возраста. Данный вопрос в своих исследовательских работах поднимался такими учеными как А.С. Арсеньев, О.С. Богданова, Л.А. Высотина и прочими [].
     Процесс формирования нравственных представлений и умений детей младшего школьного возраста определяет важную роль в развитии личности в целом. Следовательно, чем прочнее сформированы представления о том, как поступить и как действовать в конкретной ситуации, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных норм наблюдается у ребенка, тем выше оценка сформированности его нравственных представлений со стороны окружающих. 
     Формирование нравственных представлений - это процесс качественного преобразования, под которым понимается создание образа продуктивного воображения, наглядно- образного знания о моральных нормах, принципах, присущих данному обществу.
     Нравственные представления младших школьников- это обобщенный образ о добре, зле, любви, красоте, понимании и проявлении доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживании чувствам других людей.
     Подводя вывод по вышепредставленной информации, мы можем говорить о том, что младший школьный возраст является пиком развития высших психических функций личности, а, следовательно, и наиболее благоприятным периодом для формирования нравственных представлений человека. Остановимся на главной цели научно- исследовательской работы, а именно сделаем акцент на развитии и формировании нравственных представлений в данный период онтогенеза. Для этого проанализируем взгляды Л. Колберга на формирование нравственной личности. 
     Л. Колберг, основываясь на положениях теории Ж. Пиаже, подчеркивал основную роль когнитивных структур в моральном развитии. Психологом была разработана когнитивно- эмоциональная теория модернизации, где указывалось на социальную детерминанту нравственности. Колберг считал, что развитие морального сознания происходит в течение всей жизни человека и не зависит от религиозных, национальных и статусных различий. Кроме этого, моральное сознание в основном формируется через взаимодействие с окружением, а не просто усваивается извне [].
     Анализируя стадии развития личности, или стадии социализации личности Л. Колберга, мы можем говорить о том, что на первой стадии ребенок стремится избежать наказания, на второй стадии- заслужить поощрение. Третья стадия развития характеризуется формированием собственных понятий о хорошем и плохом, дети стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. Именно переход от доконвенционной морали и конвенционной, характеризует младший школьный возраст, а, следовательно, при учете основных критериев стадий, нами может быть разработаны более успешные условия для развития нравственных представлений, что соответствует заявленным целям и задачам исследовательской работы. 
     Резюмируя вышеизложенные взгляды, мы можем говорить о том, что младший школьный возраст соответствует преднравственному уровню развития, когда поступки ребенка определяются внешними обстоятельствами. При этом начинает реализовываться вторая стадия этого уровня- ориентация на поощрение []. Ребенок впитывает и прививает моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам социальной жизни. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. Таким образом, поведение связано с основным мотивом, доминирующим в этом возрасте- мотивом достижения успеха, но иногда встречается и другой вид этого мотива- мотив избегания неудачи [].
     С формированием у детей младшего школьного возраста произвольного поведения, тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов своей деятельности и рефлексия []. Теперь ребенок способен оценивать свои поступки с точки зрения ожидаемых результатов и тем самым изменять свое поведение, планировать его надлежащим образом. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Остановимся на процессе формирования нравственных представлений в младшем школьном возрасте.
     Основываясь на исследовательскую работу Е.В. Вялковой, мы можем говорить о том, что процесс формирования нравственных представлений имеет свою динамику. Изначально, нравственные представления и умения характеризуются тем, что у ребенка начинают формироваться первоначальные моральные суждения и оценки. Дети начинают понимать, что такое нравственная норма, и формируют свое отношение к ней, но далеко не всегда обеспечивают ее соблюдения во всех постулатах [].
     В качестве критериев сформированности нравственных представлений у младших школьников Я.И. Колдунов выделяет следующие: 1) полнота и объем нравственных понятий; 2) знания о нравственных переживаниях; 3) способность дать нравственную оценку литературным героям и соотнести их с особенностями своего поведения. 
     Как нами уже было выявлено, нравственное становление личности, а следовательно формирование и развитие нравственных представлений происходит на протяжении всей жизни человека. Среда, в которой ребенок растет и развивается, имеет основополагающее значение. Своим примером взрослый закладывает в ребенка ориентиры для подражания, нравственные нормы. В процессе взросления, способность выражать свои чувства и оценивать их, формируется ребенком в общении. Развивается способность к сопереживанию и сочувствию. На данном этапе важнейшим направлением формирования нравственных представлений является развитие способности к эмпатии. Поэтому при формировании нравственных представлений важно обращать внимание на то, какие чувства испытывает ребенок, что он чувствует по отношению к окружающим его людям. 
     По мере развития младший школьник примеряет на себя различные социальные роли, а следовательно, в формировании социального опыта каждая из ролей имеет немаловажное значение для развития ребенка []. Любая из общественных ролей предполагает развитие нравственных представлений и с чем с большим количеством нравственных представлений он познакомится, тем выше будет уровень сформированности нравственных представлений в дальнейшем. 
     Резюмируя данную информацию, мы можем говорить о том, что для того, чтобы нравственные представления регулировали поведение и поступки детей младшего школьного возраста, необходимо создавать условия для установления связей между нравственными представлениями и поведением ребенка. При наличии такой связи представления становятся мотивом действий и выполняют побуждающую смысловую функцию.
     Исходя из вышеизложенного, мы можем говорить о том, что в младшем школьном возрасте существует важность осознанного усвоения, развития и в некоторых случаях- пересмотра нравственных норм и ценностей. Именно в данный возрастной период дети уже имеют определенный нравственный опыт, нравственные представления, следовательно, в их сознании уже могут быть установки, шаблоны поведения, которые неосознанно для ребенка, склонны управлять его поведением. С данными установками необходимо работать и перестраивать их в нужное русло, что делает данный возрастной этап наиболее благоприятным для психолого-педагогического воздействия.
     Мы можем говорить о том, что к младшему школьному возрасту каждый ребенок достигает определенного развития нравственной культуры личности. У детей накапливается определенный социальный опыт, формируются черты индивидуального характера, начинают вырабатываться привычки, а следовательно- формируются и развиваются нравственные представления.
     Таким образом, вопросы нравственного развития и становления личности занимают важное место в деятельности современной системы образования. Для ее успешного осуществления необходимо знать особенности нравственного развития детей в различных периодах онтогенеза, специфику их нравственных представлений.
     
     
     1.3 Характеристика этической беседы как средство формирования нравственных представлений в младшем школьном возрасте


     Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей.
     В процессе нравственного воспитания младшего школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создававшуюся ситуацию, последствия своего поступка. 
     Как отмечает С.П. Рожков в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формировании нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы [].
     Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - учителя и учеников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседой называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы, именно так считал Подласый И.П. []. Назначение этической беседы:
     - учить разбираться в вопросах морали;
     - формировать у школьников собственную нравственную позицию;
     - нарабатывать свой опыт нравственного поведения;
     - прививать умение вырабатывать свой взгляд на факты, свое суждение по тем или иным вопросам морали на основе полученных знаний;
     Этические беседы могут быть программными, групповыми, индивидуальными, тематическими. 
     Этическая беседа - метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигать их сущность и значение. 
     Беседа отличается от рассказа и инструктажа именно тем, что педагог выслуживает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.
     По мнению М.Г. Яновской эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:
     Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.
     Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения. 
     Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу. 
     Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту учеников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными. 
     В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения- объективности, справедливости, культуры общения. 
     Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь ученикам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого учителю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами ученика, понимать его позицию и связанные с ней чувства. 
     В школе этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. Проведение этических бесед включает в себя:
     -подготовительный этап;
     -проведение беседы;
     -организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил. 
     Подготовительный этап самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и учеников. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:
     В зависимости от возраста учащихся, уровня развития коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.
     Цель беседы- усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся, те практические выводы, которые будут сделаны.
     Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.
     Продумываются вопросы беседы.
     Подготовка учащихся к беседе:
     - заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;
     -при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это пси.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.