VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ работы Эмиля Дюркгейма «Самоубийство»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011632
Тема: Анализ работы Эмиля Дюркгейма «Самоубийство»
Содержание
Глава 2. Анализ работы Эмиля Дюркгейма «Самоубийство»
2. 1 Самоубийство как социальное явление

     Большую роль в реализации суицидального поведения играют  аномальные кризисы, которые переживаются человеком, особенно при отсутствии адекватной  психологической поддержки. Данный феномен является социальным, поскольку именно состояние общественной среды  побуждает индивида к поступку лишения себя жизни. Проблема самоубийства была важной  во все времена существования человеческой цивилизации, изучением которой занимались многие ученые. Отношение к суициду в разные периоды было неоднозначным и во многом зависело от  религий, традиций, морально - этических норм, которые царили в обществе.  Э. Дюркгейм является первым ученым, который занялся именно социальными проблемами  самоубийства. Он объяснял явление суицида, учитывая внешние обстоятельства, особенности общества, в которых живет человек. Поскольку до него  никто из социологов серьезно не занимался этой проблемой, то можно утверждать, что он начал новое течение в науке - суицидологии. 
     Исследование проблемы самоубийства привлекало внимание Дюркгейма по нескольким причинам. 
     Во - первых, самоубийство - это «четко очерченная группа фактов», которые можно легко определить. 
     Во - вторых, социолог рассматривал свою работу с целью определения его причин и средств  профилактики, изучение роли социальных факторов в его возникновении, в связи с чем признал  существование особой, общественной реальности, которая не зависит от воли отдельных индивидов. 
     Работа «Самоубийство» тесно связана с изучением ученым разделения труда, в котором  Эмиль Дюркгейм усматривает признаки нормального и благоприятного развития общества. В книге «О разделении общественного труда» присутствует анализ патологических черт общества, таких как аномии, отсутствия и дезинтеграции норм, - факторов, которые непосредственно связаны с ростом самоубийств. Особого внимания  заслуживают определения состояния общества, для которого характерно аномия - отсутствует общественное  регулирование, которое бы вызвало морального удовлетворение, чувство справедливости и защищенности. Итак, изучение самоубийств касается патологического аспекта жизни современного  общества и направлено на выявление связи индивидуума с коллективом. Э. Дюркгейм  стремился показать, как коллектив влияет на отдельных индивидов. 
     Работа «Самоубийство» начинается с определения явления  суицида, определяются типы самоубийств и, на основании этой типологии развивается общая  теория генезиса самоубийства, как общественного явления. Э. Дюркгейм определяет самоубийство, как  «Любой смертный случай, который прямым или косвенным образом происходит от положительного или  отрицательного акта, совершенного самой жертвой, которая заранее знала о возможных последствиях  своего поступка»1. 
     Э. Дюркгейм не рассматривает самоубийство как проявление психической или органической патологии, а ищет причины этого явления внутри общества. Социолог считает, что фактор, который  побуждает к самоубийству, имеет не психологический, а социальный характер, а сам акт связан с внешними причинами, с нарушением социальных связей. Вскоре, Э. Дюркгейм пришел к выводу, что уровень самоубийств в обществе - это функция нескольких  социальных переменных: религиозных, семейных, политических, национальных. Недостатком его научного  анализа было игнорирование таких несоциальных факторов, как психоорганическая склонность потенциальных суицидентов, а также роли психопатического, генетического факторов в реализации суицидального поведения. Таким образом, самоубийство он рассматривал как социальное явление, являющееся результатом воздействия на индивида внешних факторов,  отдельных социальных факторов и как следствие дезинтеграции, разрыва социальных связей, потери  социальных контактов. Определив предметом своего исследования социальной процент  самоубийств, Э. Дюркгейм считал причинный анализ единственным методом, который отвечал требованиям  данной социальной проблемы. 
2.2. Основные типы самоубийств
     Утверждая, что различные типы самоубийств могут быть  обусловлены различными причинами, французский социолог решил создать собственную  классификацию, которая выделяет 4 типа суицидов: эгоистический, альтруистический, аномический,  фаталистический. 
     Ученый рассматривает эгоистическое самоубийство с помощью корреляции между показателями  самоубийств и социальными факторами: религией, браком, семьей. Опираясь на официальную статистику, социолог выяснил, что мужчины чаще сводят счеты с жизнью чаще женщин, что одинокие люди более склонны к суициду, чем семейные, а католики менее протестантов. Ученый также пришел к выводу, что к свершению данного поступка человека подталкивает слабая интегрированность в социум, индивидуальная автономия, эгоизм, сосредоточенность на интимных  эмоциональных переживаниях, мировоззренческие диспозиции. Эмиль Дюркгейм писал, что «Если эгоизм - это мировоззренческая установка человека, когда  индивидуальное «я» не зная меры вредит другим, противопоставляет себя обществу, то этим  термином можно назвать и особый вид самоубийства». 
     Прежде всего, самоубийство может иметь происхождение при ослаблении коллективной мощи. Общество с высокой степенью сплоченности делает индивида зависимым от общественной среды и не дает ему возможности распоряжаться своей личностью по своему усмотрению, не позволяет  индивиду совершить самоубийство и пренебречь обязанностями, которые он обязан выполнять в данном обществе. 
     И в случае, когда личность перестает рассматривать такую подчиненность своим долгом, то  общество не способно навязать ей свое превосходство. Оно теряет свою авторитетность  и не может помешать воли индивида, который уже самостоятельно решает свою судьбу. Отсутствие  коллективной поддержки вызывает чувство одиночества в личности и трагичности своего  существование. Можно утверждать, что одной из причин самоубийства такого рода является «крайней  индивидуализм». 
     Индивидуализм тесно связан с эгоизмом: они изолируют человека от общества.  Если разрушаются связи, связывающие человека с его жизнью, то человек, отделяя себя от внешнего мира, теряет все возможности самоидентификации в этом мире. Личность,  создавая вокруг себя пустоту, создает ее и внутри себя, а предметом ее рассуждения становится собственная духовная нищета. Созерцание такой пустоты рано или поздно  заканчивается самоубийством. Лишение себя жизни в таком случае не содержит никакого  порыва или протеста, а, наоборот, последние моменты жизни полны меланхолией, которая является характерной чертой эгоистического самоубийства. Человек продумывает план лишения себя жизни и спокойно движется к ключевому моменту.  Э. Дюркгейм считал, что настоящими причинами эгоистического самоубийства является «больное  общество », « коллективное бездушие », потеря общих целей. 
     Второй вид самоубийства - альтруистический, противопоставляется эгоистическому. Он характеризуется упадком сил, происходит «с проявлением энергии, со страстным чувством». Альтруистическое самоубийство происходит тогда, когда личные интересы полностью  поглощены социальными, когда интеграция в группе настолько велика, что индивид уже не существует в  обществе, как отдельная самостоятельная единица. В своем исследовании Э. Дюркгейм приводит следующие  примеры. Одним из них является случай самоубийства женщины, которая стала вдовой, потому что ее муж  погиб в битве. Данный тип самоубийства был более распространен в первобытных  архаических обществах. Он не входит в противоречие с общепризнанными нормами, а  рассматривается как обязанность индивида. В таком случае речь идет о самоубийство не от  избытка индивидуализма, а, наоборот, вследствие полного растворения индивида в  социальной группе. 
     Третий вид самоубийства - аномический, который больше всего интересует Дюркгейма. Он посвящает этому типу суицида чрезмерное внимание, так как он наиболее характерен для  современного ему общества. Такой тип самоубийств часто встречается во времена больших  общественных потрясений, экономических кризисов, когда индивид теряет возможность приспособиться к  новым социальным преобразованиям  и теряет связь с обществом. Состояние общественной аномии, под  которой ученый понимает отсутствие правил и четких норм поведения, когда старая иерархия  ценностей разрушается, а новая еще не сложилась, порождает моральную неустойчивость отдельных  индивидов. Дезорганизуется общественная структура, одни индивиды быстро поднимаются  вверх по общественной лестнице, другие теряют свое место в обществе. В тот момент, когда нарушается общественное равновесие, и растет число самоубийств представителей наименее защищенных социальных групп. Ученый разделял аномию на  два вида: экономическую и семейную. 
     Экономическая аномия - это нарушение установленного нормативного порядка, которое фиксирует максимальный уровень материального благополучия каждого общественного класса. Э. Дюркгейм отмечает, что «экономический кризис, как одно из проявлений аномии, способствует обострению самоубийственного влечения». 
     Ярким примером такой связи может быть рост числа самоубийств после  «Взрыва» финансового кризиса в Вене в 1873 году. От 141 случая  самоубийства в 1872 году их количество выросло до 153 в 1873 году, и до 216 в 1874 году. Самым весомым доказательством того, что кризис был единственной причиной роста случаев суицида, можно назвать тот факт, что такие  явления были наиболее интенсивными в период обострения кризиса, который повлек нарушение коллективного строя. Общественное регулирование на индивидов не распространяется, моральные установки, в которых они были  воспитанные, нуждаются в обновлении, но общество не может научить их новому образу жизни. Люди оказываются неприспособленными к условиям, в которых неожиданно оказались и не видят перспектив дальнейшей жизни. 
     Совершенно иная ситуация возникает тогда, когда кризис наступает вследствие бурного рост благосостояния и богатства. Величина потребностей резко возрастает, общественные силы находятся в резонансе, следовательно невозможно какое – либо регулирование. Поскольку отношения между различными  частями общественного организма подверглись необратимым изменениям, то идеи, которые выражают их, не могут оставаться неизменными. Тот общественный класс, который благодаря внезапному росту  жизненного уровня стал особенно богатым, больше не будет склонен рассматривать свое прежнее материальное положение как норму существования, а реакцией на его внезапное обогащение со стороны окружающих будет  зависть во всех ее проявлениях. Страсти оказываются не такими управляемыми, которыми  были обычно. 
     Семейная аномия - это нарушение равновесия и дисциплины, которые обеспечиваются семьей. Примером может стать развод, который французский социолог рассматривает как «Ослабление принятых  нормативов, регулирующих поведение в браке». Он также отмечал, что разведенный мужчина в большей степени способен совершить самоубийство,  чем разведенная женщина. Человек становится недисциплинированным, так как между его желаниями и их  удовольствием хватает согласованности и это приводит к суициду. 
     Третий тип суицида – аномический. На него обречены индивиды в результате условий своего существования в обществе, где жизнь не регламентируется обычаем: индивиды постоянно соревнуются друг с другом; они много ожидают от жизни; у них высокие потребности, поэтому на них  постоянно подстерегают страдания, появляются при несоответствии между стремлениями и  удовольствиями. 
     Четвертый тип самоубийства - фаталистическое. Оно противоположно аномической, и его изучению Э. Дюркгейм уделяет очень мало внимания, так как это явление встречается весьма редко. Такой суицид возникает в результате чрезмерного воздействия регулятивного фактора -  усиленного контроля над индивидом со стороны общества. Когда контроль становится слишком сильным и постоянным, он становится невыносимым. Фаталистические самоубийства осуществляют лица, чье будущее безжалостно регламентировано, а страсти подавлены  жестокой дисциплиной. 
     Эмиль Дюркгейм констатировал, что чрезвычайный рост показателей суицида  представляет собой патологическое явление, которое с каждым годом приобретает все более угрожающий  характера. Индивид, совершая самоубийство, вредит не только себе, но и обществу в целом. Необходимо сделать все возможное, чтобы показатели самоубийств пошли на спад. И первым шагом к этой цели является воспитание, поскольку именно оно  дает возможность влиять на сознание человека. Нужно воспитывать у индивида сильный  нравственный характер.
2. 2 Причины самоубийств по теории Дюркгейма

     Причины суицидального поведения находятся в источниках основных типов  суицида. Ученый сразу отметил, что факторами альтруистического самоубийства можно пренебречь, так как оно не является распространенным. Поэтому, прежде всего, нужно выявить причины эгоистического и аномического суицида. 
     Эгоистическое самоубийство возникает вследствие низкого уровня интеграции индивида в  обществе. Поэтому единственный выход из этой ситуации - это сплоченность общественных групп, которые будут  удерживать под своей опекой индивидов. Индивид же должен стремиться к окружающим, быть солидарным с коллективным. 
     Свою зависимость от политической структуры индивиды испытывают тогда, когда они  заинтересованы теми или иными политическими событиями. Однако при обычных  обстоятельствах она словно омрачается, а со временем вполне угасает. И, только, в эпоху великих  национальных и политических кризисов она выступает на передний план и становится ведущим двигателем человеческого поведения. Явление, которое характеризуется таким непостоянством не способно быть  регулярным тормозом влечения к суициду. 
     Семья, несомненно, играет значительную профилактическую роль. Однако было бы большой ошибкой считать, что достаточно уменьшить количество одиноких людей, чтобы остановился рост числа самоубийств. Основная причина вызвана тем, что в структуре семьи произошли изменения, которые уже не позволяют обезопасить от самоубийства. Издавна семья удерживала всех своих членов от рождения до  самой смерти и представляла собой тесный, сплоченный коллектив. Семейный очаг была не просто совокупностью индивидов, но и носителем родового имени, традиций и репутации. Современное же состояние семьи является совершенно иным и не характеризуется плотной сплоченностью. Если семья имела способность оказывать профилактическое  влияние на самоубийство, то в современном обществе она потеряла свои позиции.
     Помимо конфессиональной, семейной и политической среды существуют и другие общественные группы, которые объединяют индивидов. Роль крепко сплоченного объединения может сыграть  профессиональная группа или кооперация, в состав которых входят рабочие одной категории,  выполняющие совместную работу и имеющие общие интересы. Профессиональная деятельность является прекрасным  фундаментом для коллективной жизни. Общие интересы профессиональной группы пользуются  уважением и стоят на первом месте для каждого из ее членов. Она способна вывести каждого  индивида из состояния моральной изоляции. Но профессиональная группа имеет свои условия существования.  Она не должна быть частной, а вполне определенным и признанным законом органом жизни общества. Она должна играть общественную роль, а не отражать частные интересы. И обязательно, трудовой коллектив должен выполнять собственные функции и иметь способность  развиваться. Правильно устроенная профессиональная группа в состоянии побороть не только эгоистичен, но и  близкий ему аномический суицид. 
     Вывод: Эмиль Дюркгейм не рассматривает самоубийство как проявление психической или органической  патологии, а ищет причины этого явления внутри общества. Социолог считает, что фактор,  который побуждает к самоубийству, имеет не психологический, а социальный характер. Он связывает самоубийственный акт с внешними причинами, с нарушением социальных  связей, поэтому тщательно исследовал, прежде всего, социальная среда. Также социологу удалось определить направления профилактики самоубийств: для того, чтобы преодолеть явление суицида, прежде всего нужно в правильном русле воспитывать  членов общества. И чтобы общество было способно на такое воспитание, нужно  избавиться причин самоубийств. Причины эгоистического и аномического самоубийств можно  устранить с помощью сплоченности групп, окружающих индивида. На роль таких коллективов подходят профессиональные группы и кооперации, которые объединяют индивидов на основании общих  интересов и целей. Причины аномического самоубийства можно преодолеть предоставлением равных условий социализации двум  членам супружеской пары, чтобы они испытывали одинаковое воздействие со стороны общества. 
     На наш взгляд, профилактикой суицидального кризиса личности могут служить  следующие факторы: экзистенциальный осознание ценности настоящего и будущего, новых  перспектив существования, нахождение духовного смысла жизни, обращение к приоритетным  ценностям и ориентациям, таким как любовь, семейное счастья, дружба.


Глава 3. Рекомендации по профилактике суицидального поведения
3. 1 Меры по профилактике суицида среди подростков

     Система работы по профилактике суицида должна содержать 5 компонентов:
     1. Психологическое просвещение педагогов, родителей и самих учащихся. Оно включает в себя создание в учебном заведении информационного уголка с методической литературой, информацией о телефоне доверия, данным об адресах и режима работы специализированных больниц, психологических центров помощи; проведение психолого-педагогических семинаров, мастер-классов на темы эмоционального расстройства, ценности жизни, помощи при угрозе суицида. Необходимо изучение психологического климата в ученических коллективах, выявление социального статуса учащихся: лидеров или отторгнутых; проведение индивидуальных консультаций с учителями и родителями детей из группы суицидального риска.
     2. Создание положительного психологического климата в учебном заведении и семье - приобщение учащихся к общественной деятельности (спортивные соревнования, клубы, общества), культурно-воспитательные мероприятия, способствующие формированию позитивных гражданских, эстетических чувств, духовности учащихся и педагогов.
     3. Психологическая и педагогическая диагностика суицидальных тенденций. Она подразумевает обращение внимания педагогов на различные факторы риска: вербальная и физическая агрессия; высокая конфликтность в общении; стремление к доминированию; изоляция или неприятие сверстниками; резкие изменения в поведении; низкий или высокий IQ; неадекватная самооценка; неблагоприятное семейное окружение; психотравматические события (смерть близкого человека, плохие отношения в семье); алкоголизм и наркомания, асоциальный образ жизни. Возможно выявление внешних признаков эмоциональных нарушений: потеря аппетита; бессонница или повышение сонливости в течение последних нескольких дней; частые жалобы на соматические болезни; неряшливое отношение к своей внешности; постоянное чувство одиночества и бесполезности; скука в обычном окружении или при выполнении работы, которая раньше нравилась; изоляция от друзей и семьи; нарушение внимания со снижением качества работы; погружение в размышления о смерти; отсутствие планов на будущее. Существуют специальные психодиагностические методики, которые позволяют обнаружить склонность к суициду.
     4. Систематический контроль и учет динамики изменений в личности и поведении учащихся - постоянный мониторинг признаков, тенденций, рисков суицидального поведения на всех этапах работы психолога.
     5. При необходимости - переадресация суицидального дела специалистам медицинского профиля, рекомендация посетить психоневролога, психотерапевта, психиатра.
     В центре внимания работников психологической службы должна быть кризисная ситуация, конфликт, который провоцирует суицид. Поэтому, кроме социально-психологического сопровождения суицидента и его окружения, необходим возврат к источнику проблемного поля и отработки стратегий выхода из кризисной ситуации. Важно понимать, что если бы проблемы решались раньше - попытки суицида могло бы и не быть. 
     Социальное окружение суицидента, как правило, отличается тем, что каждый чувствует вину, считая, что не услышал призыва о помощи, не смог предотвратить суицид. В случае завершенного суицида организовать системную групповую работу с классом или группой, где учился подросток во избежание эффекта Вертера - подражания суицидального поведения в проблемных ситуациях. Особо важным в данной ситуации является то, что бы окружающие получили информацию об обстоятельствах смерти от педагогов, а не от приятелей, соседей или прессы, поскольку искажение реальности может на долгое время закрепить у подростка, который находится в депрессивном состоянии из-за того, что случилось, состояние угнетения. Необходимо также преодолевать возникающие фаталистические настроения, обсуждая конструктивные пути преодоления возможных конфликтов. Важно убедить детей, что суицид не является единственным способом выхода из сложной ситуации. Данную работу следует продолжать с одноклассниками, друзьями суицидента на протяжении всего срока, пока они будут нуждаться в помощи.
     
3. 2 Методы предотвращения суицидальных действий

     Для эффективного выявления суицидальных тенденций следует сформировать адекватное отношение к этому явлению, преодолеть ошибочные мнения, стереотипы его понимания. Специалисты предлагают, прежде всего, сравнить распространенные среди людей предрассудки и проверенные научными наблюдениями факты о самоубийстве. 
1. Главнейшим предрассудком является то, что большинство самоубийств совершается почти или совсем без предупреждения, но на самом деле большинство людей подают сигналы о возможном самоубийстве. Они могут выражаться в форме непосредственных высказываний, физических, телесных признаков, жестов, эмоциональных реакций или поведенческих проявлений. Таким образом, люди сообщают о возможности выбора самоубийства как средства избавиться от напряжения, сохранить контроль или компенсировать потери. Зачастую такие сигналы являются криком о помощи.
2. Следующее предубеждение заключается в том, что не следует говорить о самоубийстве с человеком, который склонен к нему, поскольку это может подать такую идею. В действительности, разговор о самоубийстве не порождает и не увеличивает риска его совершения, а, наоборот, снижает. Лучшее средство выявления суицидальных намерений - прямой вопрос о них. Открытый разговор с выражением искренней заботы и заботы является для человека источником облегчения, и даже одним из ключевых моментов в предотвращении непосредственной опасности самоубийства. Игнорирование же этой темы в разговоре может стать дополнительной причиной для прощания с жизнью.
3. Ошибочно считать, что если человек говорит о самоубийстве, то он его не осуществляет. В большинстве случаев люди, которые сами уходят из жизни, перед этим прямо или косвенно дают знать кому-то о своих намерениях, поэтому, если к вам обратился такой человек, никогда не отказывайтесь от разговора с ним, отвлеките его от этих мыслей всеми возможными способами и, прежде всего, верните заинтересованность жизнью.
4. Еще одним предрассудком считается то, что суицидальные попытки, не приводящие к смерти, являются лишь формой поведения, направленной на привлечение внимания к личности суицидента. Демонстративные действия некоторых людей является крайним, последним призывом или просьбой о помощи, и самым эффективным методом предотвращения суицидального поведения является установление контакта.
5. Неверно полагать, что те, кто накладывает на себя руки, — психически больные люди. Действительно, психические заболевания являются факторами высокого риска самоубийства, однако подавляющее большинство суицидентов не имеет этих недугов, а просто не могут найти выход из сложившейся трудной ситуации.
6. Следующим предубеждение можно считать мнение о том, что человек, совершавший попытку суицида, больше ее не повторит. частота самоубийств у лиц, ранее совершивших суицидальные попытки, в 40 раз выше, чем у остальных людей.
7. Огромное влияние оказывает зависимость от наркотиков или алкоголя, и ошибочно считать, что подобные злоупотребления не влекут за собой самоубийства. 
8. Предубеждением считается и то, что если человек склонен к суициду, то останется таким навсегда. В действительности, большинство суицидальных кризисных состояний являются неустойчивыми и устраняются при соответствующей помощи. Однако, если кризисная ситуация продолжается, облегчение не наступает, а помощь не предоставляется, то сохраняется риск суицидальной попытки. После получения профессиональной помощи человек чаще всего способен возобновить свою обычную жизнь и деятельность.
9. Наличие определенной генетической предрасположенности не означает, что человеку нельзя оказать реальной помощи во избежание свершения самоубийства. Ошибочно считать склонность к суициду наследственным явлением. 
     Окружающим следует преодолеть в себе предубеждения, пассивность, скованность поведения, даже страх, чтобы спасти жизнь какого-то человека. 
     
3. 3 Оптимизация межличностных отношений
     Общение - это взаимодействие людей, в котором всегда разворачивается  взаимопонимания между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место  определенное взаимопонимание людей, участвующих в общении относительно друг  друга. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители,  возникает у ребенка уже в возрасте 4-5 лет и с каждым годом неуклонно усиливается. С 13 до 14  лет происходит переориентация подростка из взрослых (родителей, учителей и  вообще старших) на ровесников, более или менее равных себе по статусу. Этот процесс может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и  быстро, но такая переориентация происходит обязательно. Проблемы межличностных отношений освещали многие американские социальные психологи: Дж. Тибо; Г. Келли; Б. Берн. В отечественной науке огромный вклад внес Мясищев В.Н., который разработал теорию отношений, доказывающую, что отношение личности всегда включает простейшие эмоциональные  переживания, а через включение оценочных отношений в связи с нормами и  нормативными критериями формируются убеждения. Коломинский Я.Л. определил общение как такую информационную и предметное взаимодействие между людьми, в процессе которой  реализуются, проявляются и формируются их межличностные отношения. 
     В подавляющем числе случаев межличностное взаимодействие людей,  обозначается как общение, почти всегда оказывается вплетенным в деятельность  и выступает условием ее выполнения. Так, без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения, искусства, игры, функционирования средств массовой информации. 
     Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности,  осуществление которого требует взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей. Рассмотрим особенности межличностного взаимодействия  между школьниками разных возрастных групп. 
     В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая -  со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений  нередко входят в противоречие друг с другом по смыслу и нормам, которые их  регулируют. Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройки взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает  предъявлять возросшие требования к себе и к окружающим, сопротивляется и выступает против отношение к нему как к маленькому ребенку. Если с подростком не согласны, это  приводит к возникновению различного вида протестов с его стороны. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В другом случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста. 
     Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, вследствие расхождения их мнений о правах и обязанностях взрослых и детей.  Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, -  переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к  нему как к взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу  подростковые ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий. 
     Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих  чисто детских черт, в частности, недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрой смене отношение взрослого к ребенку. Промедление в изменении отношения к подростку в нужном направлении  почти всегда вызывает сопротивление с его стороны. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может  перерасти в устойчивый межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется  апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток больше всего нуждается в понимании и поддержке со стороны окружающих, они теряют возможность осуществлять на него влияние. Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно  способствует установлению между ними доверительных, дружеских отношений, взаимного уважения. 
     Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми,  отношения у них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть высмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, - вот что делает атмосферу в таких группах привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей. Вместе с  непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения  младших школьников, у подростков появляются два других вида отношений, слабо  или почти не представленных в ранние периоды их развития: товарищеские  (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем  подростковом возрасте у школьников встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям,  которые они выполняют в жизни. Внешние эпизодические «деловые» контакты служат  удовлетворению текущих интересов и потребностей, глубоко не затрагивают личность; общение на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмена знаниями,  умениями и навыками; дружеские связи, устанавливаемые, позволяют  решать некоторые вопросы эмоционально-личностного характера. 
     В позднем подростковом возрасте общения сверстников превращается в самостоятельный вид деятельности,  занимает много времени и выполняет важную жизненную роль, причем значимость общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные  его дела. На первом месте во взаимоотношениях подростков находятся товарищеские  отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который  включая уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность,  порядочность, готовность прийти на помощь [1]. Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского  сближение подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются основными причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые хобби и увлечения.
     В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства.  Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, не находится  в центре  внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и стремится ее завоевать. 
     Позже, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые этические требования к дружеским отношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим  личные взаимоотношения подростков. Овладение этическими нормами составляет важнейшее личностное достояние подросткового возраста. К концу этого возраста в  подростков возникает интерес и к другу противоположного пола. 
     С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны,  быстро расширяется круг общения, растет количество и удельный внеклассных и внешкольных друзей, с другой - происходит заметная  дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе. 
     Критерии, определяющие социометрический статус подростка в его  классном коллективе, сложны и многообразны. По данным Я. Л. Коломинского, на  первом месте здесь находится влияние на сверстников, значение которого с годами увеличивается;  на втором месте - нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении;  далее следуют интеллектуальные качества и качества хорошего ученика, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте располагается стремление командовать. 
     
     
     
     
     
     
     

Заключение

Самоубийство является одной из самых распространенных причин подростковых смертей. Согласно данным, полученным Всемирной Организацией Здравоохранения, ежегодно сводят счеты с жизнью около 170 000 юношей и девушек, но данная статистика берет в учет лишь реальные случаи, чем не может отразить весь масштаб проблемы. Если раньше данное явление считалось характерным только для психически больных людей, то современные 2/3 самоубийств совершаются здоровыми и нормальными подростками. Данная проблема является одной из самых значимых на сегодняшний день и отражает необходимость контроля молодого поколения, направленного на недопущение суицидальных поступков. 
      Сложность феномена заключается прежде всего в том, что  понять состояние человека, совершившего суицид - чрезвычайно трудно, поскольку каждый отдельный случай имеет собственные индивидуальные особенности. Существует комплекс причин, обстоятельств и нюансов, которые приводят к совершению личностью  самоубийства. Особенно сложной задачей является анализ мотивов самоубийства молодого поколения, ведь подростковый возраст является самым сложным, противоречивым  периодом жизни человека. Во время переходного возраста появляется склонность к самоанализу, пессимистической оценки окружающего и своей личности, а также самокритичность, выражающаяся в осуждении своих поступков. Все это влияет на эмоциональную нестабильность подростка и формирует суицидальное настроение. Вследствие эмоционально незрелой психики и эгоцентричным проявле.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44