- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ проведения медико-социальной экспертизы и разработка предложений по ее совершенствованию
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013344 |
Тема: | Анализ проведения медико-социальной экспертизы и разработка предложений по ее совершенствованию |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 1.1 Понятие, сущность и правовое регулирование медико-социальной экспертизы в Российской Федерации 6 1.2 Организационная структура учреждений медико-социальной экспертизы в Российской Федерации 16 1.3 Основные рекомендации и направления по улучшению осуществления медико-социальной экспертизы в Российской Федерации 19 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ 24 2.1 Краткая характеристика Главного Бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю 24 2.2 Общий анализ нормативных основ деятельности Главного Бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю 28 2.3 Анализ осуществления медико-социальной экспертизы в Главном Бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю 33 ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ 39 3.1 Основные проблемы, выявленные в ходе анализа осуществления медико-социальной экспертизы в Главном Бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю 39 3.2 Основные рекомендации по улучшению медико-социальной экспертизы 42 3.3 Положительный эффект от реализации рекомендаций 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54 ПРИЛОЖЕНИЯ 61 ВВЕДЕНИЕ Актуальность дипломной работы заключается в том, что потребность в нормативно-правовом и организационном обеспечении работы организаций Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации для того, чтобы повысить качество медицинской помощи, улучшить условия жизнедеятельности и эффективность медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, обусловлена современной социально-ориентированной политикой в России, ратификацией Россией «Конвенции о правах инвалидов» и реализацией Концепции «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации». Одним из приоритетных направлений развития сферы социальной защиты населения является улучшение качества предоставления гражданам государственных услуг, в т.ч. по проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации, что подразумевает улучшение работы государственных экспертных учреждений. Объект исследования – процесс проведения медико-социальной экспертизы. Предмет исследования – деятельность Главного Бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю, которое оказывает гражданам Пермского края государственную услугу по проведению медико-социальной экспертизы Цель работы – анализ проведения медико-социальной экспертизы и разработка предложений по ее совершенствованию на примере Главного Бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить понятие, сущность и правовое регулирование медико-социальной экспертизы в Российской Федерации; - рассмотреть организационную структуру учреждений медико-социальной экспертизы в Российской Федерации; - разработать основные рекомендации и направления по улучшению осуществления медико-социальной экспертизы в Российской Федерации; - дать краткую характеристику Главного Бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю; - провести общий анализ нормативных основ деятельности Главного Бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю; - проанализировать осуществления медико-социальной экспертизы в Главном Бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю; - выявить основные проблемы, выявленные в ходе анализа осуществления медико-социальной экспертизы в Главном Бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю; - сформулировать основные рекомендации по улучшению медико-социальной экспертизы; - определить положительный эффект от реализации рекомендаций. Методы исследования. В ходе исследования были использованы такие методы, как: анализ литературы, анализ нормативно-правовой документации, которая регулирует проведение медико-социальной экспертизы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнение, теоретический анализ и синтез, анкетирование, обобщение, специально-юридический и сравнительно-правовой. Научная новизна дипломной работы заключается в том, что разработаны рекомендации и направления по улучшению осуществления медико-социальной экспертизы в Российской Федерации в целом, и в Пермском крае в частности. При этом определен положительный эффект от предложенных мероприятий. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы специалистами государственных экспертных учреждений для улучшения деятельности по проведению медико-социальной экспертизы. Структура работа обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединивших девять параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений. Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает научную новизну и практическую значимость работы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты медико-социальной экспертизы в Российской Федерации. Во второй главе проведено практическое исследование основ деятельности Бюро медико-социальной экспертизы Пермского края. Третья глава посвящена актуальным проблемам осуществления медико-социальной экспертизы в Российской Федерации в настоящее время. Заключение содержит краткие выводы по всем главам дипломной работы, а также характеристику базы исследования и предложения по совершенствованию проведения медико-социальной экспертизы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Понятие, сущность и правовое регулирование медико-социальной экспертизы в Российской Федерации Современная история учреждений медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ) началась 27 апреля 1918 г., после преобразования Народного Комиссариата общественного презрения в Комиссариат социального обеспечения, и начала создания врачебно-трудовых комиссий - предшественников современных учреждений МСЭ. Современный этап развития медико-социальной службы начался с принятия в 1995 г. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон 181-ФЗ). В соответствии с ним и принятым на его основе нормативно-правовым актам в России на базе врачебно-трудовой экспертной комиссии (далее – ВТЭК) началось повсеместное создание бюро МСЭ, как результат перехода государства к рыночной экономике. Изменившаяся экономическая ситуация привела к безработице, явившейся причиной неконкурентоспособности инвалидов при трудоустройстве, которая стала еще более заметной. Это и стало предпосылкой изменения социальной политики в отношении инвалидов1. Принятие нового законодательства в области социальной защиты инвалидов повлекло за собой изменение названия и задач службы. Ранее ВТЭК определяла характер нетрудоспособности, устанавливала группу инвалидности, время и причину ее наступления и определяла трудовую рекомендацию. Сегодня бюро МСЭ выполняют вышеуказанные и еще ряд дополнительных задач: разрабатывает индивидуальные программ реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) инвалидов, определяет их нуждаемость в различных видах социальной защиты и некоторых иных мероприятий, которые направлены на профилактику инвалидности и повышение качества социальной защиты инвалидов. Таким образом, главная задача МСЭ заключается в выявлении реабилитационного потенциала инвалида и разработке комплекса мероприятий для того, чтобы вернуть его к полноценной жизни2. Изменился и штат учреждений МСЭ. В освидетельствовании граждан теперь участвуют не только врачи-эксперты, но и специалисты по реабилитации и социальной работе. В 2008 г. согласно указу Президента РФ «Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти»3 и Постановлению Правительства РФ «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства»4 перестало существовать Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав), в ведении которого находились учреждения МСЭ. Его функции были переданы Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА России)5 - федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая организацию проведения МСЭ6. С 2012 г. учреждения МСЭ находятся в ведении Министерства труда и социальной защиты России (далее – Минтруда России). Но это не привело к принципиальному изменению возложенных на службу задач. В 2014 г. был утвержден Административный регламент по проведению МСЭ7 (далее – Административный регламент) - сводный документ, обобщивший всю нормативно-правовую базу по МСЭ и прописавший общий порядок работы МСЭ простым, четким и доступным языком. Это важно для тех, кому сложно ознакомиться со всеми документами, объединенными в этом нормативном акте. С помощью Административного регламента гражданин может узнать, какие требования избыточны. В нем описана последовательность действий, как гражданина, так и специалистов, осуществляющих МСЭ8. Административный регламент впервые четко обозначил сроки оказания услуги – максимум 30 дней после подачи заявления на проведение МСЭ. В нем перечислены все необходимые документы для подачи заявления гражданином, а также требования к условиям и организации обслуживания лиц, которые направлены на МСЭ. Кроме этого, подать заявление, получить направление и решение федерального государственного учреждения МСЭ можно в электронном виде через Единый портал государственных услуг. Тесное взаимодействие службы МСЭ с центрами занятости населения, органами социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, отделениями Фонда социального страхования РФ, способствует реализации возложенных на МСЭ задач и повышению эффективности результатов реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов9. Сущность понятия «медико-социальная экспертиза» раскрывается в Законе 181-ФЗ и предполагает признание лица инвалидом и определение в установленном порядке нуждаемости освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности человека, вызванных стойким расстройством функций организма. Реабилитация инвалидов это целенаправленная системная деятельность государственных служб (охраны здоровья, социальной защиты и занятости населения, образования, физической культуры и спорта и др.), общественных объединений и организаций, коллективов, групп и отдельных граждан, семьи, а также самих инвалидов по интеграции и реинтеграции в общественную жизнь наравне со здоровыми людьми10. В системе реабилитации инвалидов задействованы и федеральные учреждения МСЭ: бюро МСЭ, главные бюро МСЭ и Федеральное бюро МСЭ. Сферу государственной социальной политики РФ в отношении инвалидов регулируют такие нормативно-правовые документы, как Конституция РФ11, Закон 181-ФЗ, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»12 (далее – Закон 323-ФЗ), Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»13, Постановление Правительства РФ «О порядке и условия признания лица инвалидом»14 (далее - Постановление №95), Административный регламент. Структуру законодательной базы составляют международно-правовые акты, Конституция РФ, Закон 181-ФЗ и его подзаконная база с характерным предметом правового регулирования, а так же нормативно-правовые акты, которые регламентируют конкретные отношения в сфере социальной защиты инвалидов (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и др.) и правовые акты смежных отраслей, которые напрямую касаются инвалидов (спорт, образование и др.). На территории РФ высшей юридической силой обладает Конституция РФ, противоречие которой недопустимо со стороны иных нормативно-правовых актов. Так же согласно ст.15 Конституции РФ правовая система России включает в себя общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, если они ратифицированы. Так, Конвенция ООН «О правах инвалидов»15 (далее – Конвенция ООН), ратифицированная Россией в 2012 г.16 это основной международно-правовой акт, который регулирует вопросы, связанные с правами инвалидов. В соответствии со ст.1 данной Конвенции к инвалидам относят лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Основная цель Конвенции ООН заключается в поощрении, защите и обеспечении полной и равной реализации инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства17. Конвенция ООН содержит определенные совокупности статей, которые регламентируют общественные отношения, касающиеся различных аспектов жизни инвалидов. Основополагающие здесь статьи общего характера, которые гарантируют право на жизнь18, свободу и личную неприкосновенность19, свободу от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания20, свободу от эксплуатации, насилия и надругательства21, защиту личной целостности22, свободу передвижения и гражданства23, свободу выражения мнения и убеждений и доступ к информации24, неприкосновенность частной жизни25. Сходные по смыслу нормы содержатся и в Конституции РФ26. Ст.ст.25 и 26 Конвенции ООН регламентируют право на здоровье, абилитацию и реабилитацию инвалидов. Аналогичные нормы есть и в Конституции РФ27, а также в Законах 181-ФЗ и 323-ФЗ. Таким образом, в законодательстве России в сфере государственной социальной политики в отношении инвалидов закреплены те же права и свободы что и в Конвенции ООН, при этом не делается акцент на осуществлении прав именно инвалидов. Но инвалиды в России, как и во всем мире, относятся к категории населения, особенно остро чувствующей проявление неравенства и ущемление прав и свобод в экономическом, социальном, политическом, а самое главное моральном аспектах, из-за имеющихся у них нарушений и ограничений жизнедеятельности. Решение проблем предоставления инвалидам равных с остальными гражданами возможностей осуществления конституционных прав и свобод, социального обеспечения и установления инвалидам мер государственной поддержки, лежит на разных государственных органах - Минздрав, Минтруда, Министерство образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Комиссия при Президенте РФ по делам инвалидов, Фонд социального страхования. Однако в данной системе особое место отведено Бюро МСЭ, на которые возложена задача по признанию гражданина инвалидом и по определению в установленном порядке нуждаемости освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма28. Законом 181-ФЗ регламентируются вопросы, касающиеся компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов; полномочия федеральных учреждений МСЭ; обязанности по установлению порядка и условий признания лица инвалидом; реабилитации инвалидов (принятие региональных перечней реабилитационных услуг, создание и функционирование организационного механизма, специальное образование, порядок разработки и реализации ИПРА); обеспечения доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур. Однако данный Закон не проясняет саму процедуру получения гражданином инвалидности. Порядок и условия проведения МСЭ детально регламентируются Постановлением №95 и Административным регламентом, а также нормативно-правовыми актами, которые прямо регулируют организационные основы в работе МСЭ29. Гражданин признается инвалидом в ходе МСЭ на основе комплексной оценки состояния его организма путем анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, которые утверждены Минтруда России30 (далее - Критерии). В развитии и улучшении системы МСЭ немаловажную роль играет Концепция совершенствования государственной системы МСЭ и реабилитации инвалидов31 (далее – Концепция), регламентирующая основные направления и этапы улучшения государственной системы МСЭ, принимая во внимание ее современный уровень развития, и, самое главное, национальные и международные обязательства РФ, зарубежный опыт и положения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее – МКФ)32. МКФ, как основной рубрикатор, выполняет следующие основные задачи: обеспечивает унификацию и определенные рамки для оценки показателей здоровья и показателей, связанных со здоровьем33. МКФ принята ООН в качестве одной из социальных классификаций, на которую ссылаются и в которой реализуются «Стандартные правила по созданию равных возможностей для лиц с ограничениями жизнедеятельности»34. В МКФ закреплены понятие здоровья и показатели, которые связаны со здоровьем, которые описаны с позиций организма, индивида и общества посредством следующих основных категорий: - функция и структура организма (Body); - активность (Activity); - участие (Participation). В МКФ перечисляются факторы окружающей среды, которые взаимодействуют со всеми указанными категориями, что дает возможность практически отразить профиль функционирования и ограничений жизнедеятельности индивида в рамках разных показателей35. Кроме этого, уже началось осуществление запланированной на 2011-2020 гг. государственной программы «Доступная среда»36 (далее – Программа) состоящей из трех подпрограмм, одна из которых посвящена совершенствованию государственной системы МСЭ, реализация которой будет способствовать ее пол ной модернизации. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.37 (далее – Концепция долгосрочного развития) направлена, прежде всего, на то, чтобы реабилитировать и социально интегрировать инвалидов, в т.ч. путем организационного и институционального улучшения государственной системы МСЭ и реабилитации инвалидов, а также укрепления материально-технической базы учреждений МСЭ, реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических предприятий. Конечно, кардинальные изменения в социальной сфере и в области государственной системы МСЭ и реабилитации инвалидов, а также достижение показателей высокоразвитых стран по социально-экономическому уровню развития возможно при четком и планомерном воплощении в жизнь мероприятий, запланированных Правительством РФ и отраженных в Программе и Концепции долгосрочного развития. При этом нынешняя ситуация в системе государственной МСЭ демонстрирует, что ожидается высокий уровень первичной инвалидизации; устойчивая тенденция к увеличению общей численности инвалидов; рост показателей общей заболеваемости и смертности, что свидетельствует о неудовлетворительной работе государственных органов по внедрению в практику новых нормативных, проектно-конструкторских, технических и организационных решений, которые разработаны с учетом международного и отечественного опыта и способствуют созданию в России доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения38. Таким образом, в настоящее время, как и раньше, служба МСЭ в своей работе взаимодействует с разными организациями сферы занятости и обучения инвалидов, реабилитационными центрами, учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения. И разработка мероприятий для создания инвалиду равных с иными гражданами условий участия в жизни общества, поддержанию экономических связей, возможности чувствовать себя полноценным гражданином является основной, самой главной целью работы службы МСЭ. Сегодня нормативная правовая база не обеспечивает должной комплексности реабилитационных мероприятий. Не достаточно координируют свои действия существующие реабилитационные учреждения социальной направленности, что негативно отражается на эффективности реабилитационного процесса. Внедрение современных информационных технологий в работу структур, которые принимают участие в решении проблем комплексной реабилитации, происходит очень медленно. Это влечет за собой, с одной стороны, низкую эффективность их работы, а, с другой, затруднение контроля целевого использования средств, которые выделяются для решения этой задачи. Очевидна необходимость изменения социальной политики государства по отношению к инвалидам, а также создания адекватного к реально сложившимся условиям механизма управления принятием и реализацией решений. Основу государственной политики должно составлять выявление и ликвидация механизмов и процессов, которые дегумманизируют действительность, а также создание механизмов, которые обеспечивают постоянную полноценную интеграцию инвалидов в общество. Для того, чтобы осуществить эту специальную деятельность общества в отношении инвалидов, требуется формирование структур, осуществляющих их комплексную социальную защиту. Посредством последовательной системы медицинских, психологических, педагогических, социально экономических мероприятий, можно уменьшить влияние инвалидизирующих факторов и условий, а также способствовать социальной интеграции и адаптации инвалидов к жизни в обществе. Вывод. МСЭ состоит не только в признании лица инвалидом, но и в определении в установленном порядке нуждаемости освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности человека, вызванных стойким расстройством функций организма. Главной задачей МСЭ является выявление реабилитационного потенциала инвалида и разработка комплекса мероприятий в целях возвращения человека к полноценной жизни. Структуру законодательной базы МСЭ составляют международно-правовые акты и Конституция РФ, Закон 181-ФЗ и его подзаконная база с характерным предметом правового регулирования, а так же нормативно-правовые акты, которые регламентируют конкретные отношения в сфере социальной защиты инвалидов (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и др.) и правовые акты смежных отраслей, непосредственно относящиеся к инвалидам (спорт, образование и др.). 1.2 Организационная структура учреждений медико-социальной экспертизы в Российской Федерации МСЭ осуществляют федеральные учреждения МСЭ, подведомственные уполномоченному органу, определяемому Правительством РФ. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений МСЭ определяет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти39. Федеральные учреждения МСЭ должны40: 1) установить инвалидность, ее причины, сроки, время наступления, нуждаемость инвалида в разных видах социальной защиты; 2) разрабатывать ИПРА; 3) изучать уровень и причины инвалидности населения; 4) принимать участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; 5) установить степень утраты профессиональной трудоспособности; 6) определить причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусмотрено предоставление мер социальной поддержки семье умершего. Решение учреждения МСЭ обязательно для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. К федеральным государственным учреждениям МСЭ относятся: Федеральное бюро МСЭ, главные бюро МСЭ по соответствующему субъекту Федерации, которые находятся в ведении Минтруда России, главные бюро МСЭ, которые находятся в ведении других федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы — бюро МСЭ в городах и районах41. Федеральные государственные учреждения МСЭ выполняют следующие основные задачи: ––реабилитационно-экспертную диагностику для определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты; –– исследование причин, факторов и условий, которые оказывают влияние на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности. В своей работе федеральные государственные учреждения МСЭ руководствуются Порядком организации и деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ42. Количество бюро определяется исходя из расчета, как правило, 1 бюро на 70–90 тыс.чел. при условии освидетельствования 1,8–2 тыс.чел. в год. Создание бюро «на местах» осуществляется с учетом сложившихся социально-демографических, географических особенностей регионов исходя из иного расчета численности населения и количества освидетельствуемых граждан в год. В зависимости от количества бюро, входящих в состав главных бюро, главные бюро подразделяются на категории: от 40 и более бюро — 1 категория; от 25 до 39 бюро — 2 категория; от 15 до 24 бюро — 3 категория; от 8 до 14 бюро — 4 категория; до 7 бюро — 5 категория. Создание бюро (экспертных составов главного бюро/Федерального бюро) общего профиля, специализированного профиля, в т.ч. для освидетельствования больных туберкулезом, лиц с психическими расстройствами, заболеваниями и дефектами органа зрения, лиц в возрасте до 18 лет, смешанного профиля, зависит от уровня и структуры заболеваемости и инвалидности. На количество экспертных составов главных бюро влияет количество бюро общего профиля, специализированного и смешанного профиля (как правило, 1 экспертный состав главного бюро на 5–6 бюро). В своей работе учреждения МСЭ взаимодействуют с соответствующими учреждениями Минздрава России, учреждениями здравоохранения субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Функции филиала бюро, главного бюро, Федерального бюро закреплены в Приказе Минтруда России «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» 43. Структура и штатное расписание федеральных государственных учреждений МСЭ устанавливается руководителями учреждений. В России, на Украине и в некоторых других странах инвалидность определяется тремя группами, каждая из которых присваивается в зависимости от уровня ограничения возможностей человека. В Европе такие оценки и распределение проводятся по иным критериям, которые позволяют оценить процент потери трудоспособности инвалидов. Так, в Великобритании и США отсутствует такое понятие, как степень инвалидности - все рассчитывается индивидуально. В Германии недействительна степень инвалидности, присвоенная в странах СНГ, поэтому лицам, которые постоянно живут в Германии, необходимо новое оформление в соответствии с немецкими законами. МСЭ имеет трехуровневую вертикаль: I уровень - бюро МСЭ - проводят освидетельствование граждан, в результате которого устанавливается группа и причина инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также участвуют в разработке ИПРА. II уровень - Главное бюро - рассматривает жалобы прошедших освидетельствование в бюро граждан, а также отменяет или изменяет решение бюро, проводит в порядке контроля, по обжалованию, повторные, по направлению бюро освидетельствования граждан, координирует и анализирует работу бюро. Это основная организационно-методическая структура в субъекте Федерации, имеющая контролирующие полномочия в области МСЭ. III уровень - Федеральное бюро - контролирует работу Главных бюро, осуществляя освидетельствование граждан в порядке контроля и обжалования. Вывод. Организационная структура учреждений МСЭ в РФ имеет трехуровневую вертикаль: Федеральное бюро МСЭ (III уровень), Главные бюро МСЭ (II уровень), Бюро МСЭ в городах и районах (I уровень). 1.3 Основные рекомендации и направления по улучшению осуществления медико-социальной экспертизы в Российской Федерации МСЭ и реабилитация инвалидов - это важные элементы системы обеспечения инвалидам условий для преодоления ограничений жизнедеятельности, которые направлены на создание им равных возможностей для участия в жизни общества. В настоящее время очевидна недостаточная конгруэнтность систем организаций МСЭ и медицинских организаций, функционирующих в условиях нехватки кадров медицинских работников и под нажимом финансовых структур. Особенно интересна деятельность врачебных комиссий (далее - ВК) медицинских организаций, которые ответственны за качество оказываемой услуги при направлении граждан на МСЭ. С одной стороны, функции ВК и Бюро МСЭ схожи, но ВК отведена значимая роль в формировании потока больных на МСЭ и проведении мероприятий по профилактике инвалидности. В этом плане качество работы ВК во многом определяет уровень и структуру инвалидности, а также осуществление конституционного права граждан на социальное обеспечение (Приложение 1)44. ВК имеет больше возможностей по обеспечению качества МСЭ и профилактики инвалидности, чем Федеральные казенные учреждения МСЭ, в которых и сегодня нет необходимой материально-технической базы, коечного фонда, должного информационного медицинского обеспечения для выполнения своих функций. Исключением является Федеральное бюро МСЭ, в котором есть база для проведения сложных методов экспертно-реабилитационной диагностики. Очевидно, что сегодня следует объединить эти две системы в единый комплекс, где совместно на базе специализированных подразделений будут решаться вопросы диагностики, лечения, экспертизы, реабилитации, профилактики инвалидности. МСЭ является основополагающей услугой в жизни инвалида. Лишь после ее прохождения и установления факта инвалидности можно определить объем и номенклатуру предоставляемых реабилитационных услуг. Первоочередная задача в данном случае заключается в разработке объективных критериев оценки степени инвалидности. Помимо этого, следует определить, каким образом реформировать систему МСЭ, чтобы в результате были в кратчайшие сроки устранены все имеющиеся недостатки. Все вышесказанное позволяет сделать несколько основных выводов и предложений. 1. Реализация запланированного сценария развития РФ требует наличия высококвалифицированных кадров, с ликвидацией «кадрового голода» как такового в лечебных, лечебно-профилактических учреждениях (далее - ЛПУ), а также в системе МСЭ, реабилитации, социальной помощи, что можно достичь, увеличив финансирование расходов, выделяемых на науку, образование и здравоохранение. Иначе любой законодательный акт в медико-социальной сфере заранее обречен на неисполнение. 2. Оптимальным решением в совершенствовании системы контроля за исполнением намеченных государственных программ в медико-социальной сфере является возложение вышеуказанных обязанностей на Минтруда России. Практика реализации государственной политики в области средовой доступности свидетельствует о недостаточной эффективности мер правовой ответственности, к примеру, административной. Существующие нормы, которые устанавливают ответственность различных субъектов, не закрепляют четких механизмов привлечения к ответственности. 3. Учет особенностей инвалидов с разными функциональными нарушениями необходимо проводить на основе комплексной оценки дисфункции нейрофизиологического и психофизиологического статусов; для коррекции функциональных нарушений необходимо применение инновационных технологий диагностики, лечения, реабилитации с учетом не нозологической группы заболевания, а путем индивидуального подхода. 4. Не в полной мере определены пути реабилитации инвалидов, в т.ч. в медико-социальной сфере, хотя между международно-правовыми актами и российской правовой базой в сфере предоставления инвалидам равных с остальными гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, социального обеспечения и установления инвалидам мер государственной поддержки установлено достаточно полное соответствие. В связи с этим предлагается разработать программы реабилитации отдельных категорий инвалидов для учреждений, оказывающих первичную медицинскую помощь (амбулаторно-поликлиническое звено здравоохранения). 5. Органы практического здравоохранения, МСЭ, социальной защиты должны относиться к ИПРА предельно персонифицировано, как к основному документу, позволяющему реабилитировать и социализировать инвалида к условиям его жизни и трудовой деятельности, которая является одной из основных составляющих полноценной жизнедеятельности. 6. Требуется доработка существующей классификации показателей здоровья и показателей, связанных со здоровьем с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, которые предоставляются инвалиду. 7. Представляется целесообразным отойти от классификации с определением 1,2,3, групп инвалидности, при установлении которых необходимо указывать, как степень нетрудоспособности, так и уровень социальной незащищенности, нуждаемости в мерах медико-социальной реабилитации, качества жизни с указанной патологией в условиях жизнедеятельности конкретного лица. Практику верификации пожизненной группы инвалидности следует проводить в исключительных случаях, при четко определенных анатомо-морфологических дефектах. Бюро МСЭ должно осуществлять регулярный и комплексный контроль за состоянием здоровья, социализацией, трудовой реабилитацией инвалидов. Надо сказать, что реализация совокупности предлагаемых мер по улучшению деятельности учреждения МСЭ, а также взаимодействие с региональными, муниципальными органами власти, общественными организациями, реабилитационными организациями, может помочь повысить качество государственной услуги по проведению МСЭ, ее объективность, доступность и комфортность. Нужен механизм повышения уровня жизни инвалидов, прежде всего, как социально-гарантированных минимальных норм и льгот для инвалидов. При этом расширение льгот и услуг должно, в первую очередь, касаться наиболее нуждающихся инвалидов, с большей степенью потери трудоспособности или функциональных нарушений организма. Таким образом, можно утверждать, что развитая система МСЭ и реабилитации инвалидов является ключевым фактором интеграции инвалидов в общество, восстановления их социального статуса и социальной роли. Вывод. Для улучшения осуществления МСЭ в РФ необходимы: высококвалифицированные кадры; четкие механизмы привлечения к ответственности разных субъектов МСЭ; инновационные технологии диагностики, лечения, реабилитации с учетом не нозологической группы заболевания, а путем индивидуального подхода; ИПРА отдельных категорий инвалидов для учреждений, которые оказывают первичную медицинскую помощь (амбулаторно-поликлиническое звено здравоохранения); регулярный и комплексный контроль со стороны бюро МСЭ за состоянием здоровья, социализацией, тр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Анализ правового регулирования деятельности учреждений медико-социальной экспертизы
- Разработка предложений по совершенствованию методики проведения водолазных спусков при отрицательных температурах
- Анализ системы управления качеством продукции и разработка предложений по ее совершенствованию на предприятии