VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование сущности и процесса адаптации студентов первого курса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006362
Тема: Исследование сущности и процесса адаптации студентов первого курса
Содержание
Содержание































































Введение

Актуальность исследования. Важнейшим социальным требованием к высшим учебным заведениям является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Для системы образования на передний план выходит проблема учебной адаптации студентов, одной из разновидностей социальной адаптации. От успешности учебной адаптации на младших курсах вуза во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало занятий и устройство быта означает включение студента в сложную систему адаптации.

Степень разработанности темы. Различные аспекты проблемы адаптации студентов в вузе исследовали В.Н. Грибов, О.Н. Казакова, Т.И. Каткова, Г.П. Кузина, С.А. Рунова, Ю.В. Стафеева и др. Например, Г.П. Кузина и С.А. Рунова изучали, как проходила адаптация студентов, с которыми в старших классах проводилась профориентационная работа. В работах Т.И. Катковой, Ю.В. Стафеевой рассматривается процесс адаптации студентов в вузах конкретного типа (экономических, педагогических). В.Н. Грибов рассматривал адаптацию молодежи малого города на этапе обучения в филиале вуза и при переходе студентов на учебу в базовый вуз. Изучением вопросов развития личности в процессе освоения математических и естественно-научных дисциплин занимались А.Н. Колмогоров, В.А. Крутецкий, Л.Д. Кудрявцев, Д. Пойя, А.Я. Хинчин. Однако не в полной мере исследовано то, как проходит учебная адаптация студентов в условиях, когда по объективным причинам существуют серьезные различия в уровне подготовки и мотивации первокурсников.

Объект исследования - вуз как среда адаптации студентов.

Предмет исследования - студент первого курса как субъект психологической адаптации.

Цель работы – исследование сущности и процесса адаптации студентов первого курса.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать понятия адаптации и адаптивности.

2. Исследовать особенности адаптации студентов-первокурсников.

3. Выявить факторы, влияющие на адаптацию студентов-первокурсников.

4. Определить условия успешной адаптации студента-первокурсника.

5. Рассмотреть формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе

Методологическая основа работы предполагает единство культурологического и психолого-педагогического подходов к решению обозначенных проблем. Интердисциплинарный характер исследования потребовал обращения к достижениям в различных отраслях гуманитарного знания, учета концептуальных идей социологии, психологии, педагогики. Студенческая молодежь рассматривается не только как объект воспитания и субъект социально-культурной деятельности, но и как важнейший ресурс развития общества. Важнейшим средством оптимизации процесса социальной адаптации студентов выступает социально-культурная деятельность в вузе.

Теоретической основой исследования послужили работы исследователей, посвященные рассматриваемой тематике.

Практическая значимость исследования. Разработаны практические рекомендации по организации обучения, ориентированного на адаптацию студентов младших курсов к обучению в вузе.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

























Глава 1. Теоретическое исследование адаптации студентов



Понятия адаптивности и адаптации в психологии

          

           Категория адаптации относится к числу наиболее общих понятий, определяющих связь живого организма со средой. Введенное в 1865 г. Аубертом для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного раздражителя, оно стало одним из центральных понятий в науках о жизни: философии, физиологии, медицине, психологии. Существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий.
          Термин «адаптация» происходит от латинского ad – «к»; aptus – «пригодный, удобный», aptatio – «приглаживание», adaрtatio – «приспособление».

          Адаптация студентов в филиалах технических вузов, расположенных в малых городах России - это многоплановый психолого-педагогический процесс, который является одним из этапов социальной адаптации личности и включает в себя ряд отдельных адаптационных процессов, в том числе учебную адаптацию. Успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе - залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Процесс адаптации изучается на стыке различных наук и носит междисциплинарный характер. Рассмотрение проблемы учебной адаптации в техническом вузе осложняется наличием разнообразных определений и трактовок понятия «адаптация».          

          Адаптацией иногда называют и результат такого процесса - наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды.

         Адаптация в психологии исследуется на разных уровнях: на психофизиологическом - как приспособление (П.К. Анохин, Ф.Б. Березин, В.П. Казначеев и др.), на социально-психологическом - как перестройка взаимодействия человека с меняющейся социальной средой (В.Г. Асеев, Г.А. Балл, А.А. Налчаджан и др.), на профессиональном - как перестройка профессиональной деятельности в соответствии с новыми условиями (Е.А. Климов, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков и др.).

           В своих исследованиях А.Н. Жмыриков понимает адаптацию как «процесс взаимодействия личности и среды, приводящий к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и среды, реализации внутриличностного потенциала в конкретной жизнедеятельности при благоприятном эмоциональном самочувствии».

            Вместо понятия «адаптация» часто используют понятие «приспособление», но еще в 1980-1983 гг. в своих работах А.Г. Мороз дает определение понятию «приспособление» - «усвоение требований конкретной ситуации», а «адаптация» - «стабильное решение хорошо организованных способов решения преодоления проблем». В своих исследованиях И.С. Карасова обращает внимание на то, что понятия «адаптация», «приспособление» и «привыкание» хотя и связаны, но не тождественны, так как адаптация связана с законами и правилами взаимной адаптации и законами трансформации.

            Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, под адаптацией мы понимаем процесс взаимодействия среды и личности, обеспечивающий устойчивое и целенаправленное реагирование на изменяющиеся условия внешней среды для реализации самооценки и притязаний.

           Механизм адаптации может быть представлен следующим образом: изменение внешней среды требует ориентировки в новых условиях. Формируя некоторую программу поведения и деятельности, человек пробует себя, свои способности и возможности, таким образом, идет процесс адаптации (В.И. Аксенова). Мы согласны с выводами В.Н. Грибова, который отмечает, что «адаптация студента - это не только приспособление личности к относительно стабильным или постоянно изменяющимся условиям вузовского образования, но и более сложный, хотя и реже встречающийся процесс активного приспосабливания личностью внешней среды к своим индивидуальным интересам, склонностям, качествам». В этом случае можно говорить о существовании обратной связи между личностью и средой. Как известно из законов кибернетики, обратная связь делает сложную систему, которой является человек, более устойчивой и целенаправленной.

          В жизни каждый человек не раз является участником процесса адаптации. В контексте нашего исследования нас интересует адаптация студентов первого курса. «Адаптация первокурсников - это, прежде всего, адаптация к образу жизни студенчества, т.е. совокупности наиболее типичных форм жизнедеятельности. Основное содержание деятельности студентов составляет учеба, участие в общественно-политической практике, интенсивное общение и т.п.», - полагает в своей работе И.Н. Кудинова.

           Первый год обучения в большей степени решает задачу закладки фундамента для профессиональной подготовки в последующие годы студенческой жизни. Таким образом, успешное прохождение этого этапа является важной предпосылкой для дальнейших достижений студента. Отсюда возникает необходимость комплекса мероприятий оптимизации адаптационного процесса именно на первом курсе, что поможет студентам быстрее пройти этот нелегкий период. 

            Адаптация студентов к обучению в вузе представляет собой многоуровневый процесс, который включает составные элементы социально-психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей студентов. В свою очередь, адаптационный процесс связан с решением целого спектра различных проблем. Учитывая, что кризисность адаптационного периода первокурсников связана с большим количеством отчислений студентов из-за академической задолженности, мы особую роль отводим учебной адаптации.

             В своих исследованиях К.Г. Тротт под профессиональной (учебной) адаптацией понимает «вид социальной адаптации, связанной с установлением оптимальных отношений между личностью и требованиями конкретной профессиональной деятельности. Профессиональную адаптацию можно характеризовать с позиции формирования нового жизненного стереотипа личности, обусловленного вхождением ее в новый коллектив, усвоением коллективных трудовых норм и ценностей, осмыслением значимости традиций коллектива, преодолением противоречий между результатами труда и профессиональной подготовленности». В своих исследованиях адаптации студентов младших курсов к профессиональному образованию в техническом вузе И.А. Варламова считает «профессиональную адаптацию как один из видов социальной адаптации - процесс творческого приспособления личности к условиям, содержанию и требованиям профессионального труда».

         Стоит отделить профессиональную адаптацию от учебной. Проблема учебной адаптации должна быть решена в течение первого, максимум - второго курса, а профессиональная адаптация происходит в течение всего срока обучения.

          Под учебной адаптацией студентов мы понимаем часть профессиональной адаптации, в процессе которой студенты - первокурсники приобретают обобщённые учебные умения для успешного обучения и принятия решения получить профессиональную квалификацию, а также как процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в состояние динамического равновесия с условиями вузовской среды. В этом определении мы используем понятие «обобщённые учебные умения», которое было введено А.В. Усовой, т.к. оно является ключевым в современных условиях в связи с введением ФГОС и акцентирует внимание на содержательно-операционном аспекте процесса адаптации студентов первого курса в процессе обучения физике.

           У адаптации можно выделить три взаимосвязанные стороны                                                      1) адаптивность 2) адаптируемость  3) адаптированность личности, социальной группы и социальной среды. 

           Адаптивность - способность системы приспосабливаться к различным условиям окружающей среды.  

          Под адаптивностью личности мы понимаем способность студентов первого курса адаптироваться к учебному процессу в условиях вуза. 

          Адаптируемость - изменение поведения с целью повышения эффективности работы, в свете новой информации, изменения ситуации и окружения. 

          Адаптируемость студентов первого курса - изменение отношения к учебному процессу и приобретение учебных знаний, навыков и умений в новых для них условиях с целью повышения эффективности обучения. 

          Адаптированность социально-психическую можно охарактеризовать как «такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. 

          Адаптация же - это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности (А.А. Налчаджян).

         Продолжительность адаптации измеряется временем, исчисляемым от начала учебных занятий студента до его полного освоения в вузе. Естественно, длительность адаптации варьирует применительно к каждому конкретному студенту, однако можно говорить о продолжительности процесса адаптации студентов безотносительно к его индивидуальному протеканию.

        Учебная адаптация непосредственно зависит от организации условий учебного процесса. Она протекает при взаимодействии студента и преподавателя и имеет свое инструментальное выражение в учебной деятельности. Учитывая точки зрения В.В. Давыдова, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина о структуре учебной деятельности, можно сказать, что в компонентный состав внешней структуры учебной деятельности входят: учебная мотивация, включающая коммуникативно-познавательную потребность субъекта; учебная цель; учебная проблема, задача, которая принимается обучаемым; решение учебной задачи посредством учебных действий и операций; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Каждый компонент выполняет определенную функцию, и отсутствие любого приводит к замедлению адаптации первокурсников.

         Например, М.С. Лежнева делает акцент на развитие мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию при реализации принципа адаптивности, который «реализуется через личностную значимость отбираемого для занятия материала, т.е. материал изучаемых дисциплин должен касаться тех проблем, которые волнуют студентов в настоящее время, рождать вопросы к себе, затрагивать эмоциональную сферу. При этом содержание образования должно опираться на предшествующий субъектный опыт обучаемого и предусматривать возможности его преобразования»

 Представление о человеке лишь как о существе адаптирующемся    ограниченно и преодолевается в рамках анализа самодвижения деятельности. Этот же анализ приводит к представлению о неадаптивности как о возможно позитивном явлении. Она означает существование противоречивых отношений между целью и результатами функционирования системы целеустремленной: намерения не совпадают с деянием, замыслы - с воплощением, побуждения к действию - с его итогами. Это противоречие неизбежно и неустранимо, но в нем - источник динамики деятельности, ее реализации и развития. Недостижение цели побуждает продолжать деятельность в заданном направлении. Если же результат богаче исходных устремлений, то при участии механизмов рефлексии это симулирует не продолжение, но развитие деятельности. Неадаптивность - это также особый мотив, направляющий развитие личности и проявляемый в активности надситуативной в специфической привлекательности действий с заранее непредрешенным исходом. Предметом влечения становится сама граница между противоположными исходами действия, сама возможность взаимоисключающих исходов.

           Такое влечение входит в состав сложных форм мотивации поведения:

В сфере познания, где притягательна граница между известным и неизвестным;

В сфере творчества – граница между возможным и невозможным;

В сфере игры – между воображаемым и реальным;

В сфере риска – между благополучия и угрозой существования;

В сфере доверительных контактов - между открытостью людям и защищенностью от них.

Адаптированность к стрессу – это:

           - универсальная способность человека, связанная с преодолением сложных, стрессорвых, критических, экстримальных событий в своей  жизни;

            - полисистемное свойство индивидуальности, позволяющее человеку с тяжелыми событиями эффективно функционировать несмотря на стресс.

          Адаптивность к стрессу включает 8 базовых способностей:

Оптимистический когнитивный стиль, характеризующийся активной жизненной позицией, жизнелюбием, чцвством юмора, высокой мотивацией достижения.

Способность устанавливать и развивать поддерживающие отношения, оказывать и принимать инструментальную и эмоцианальную поддержку. Социальная поддержка в виде прямого информирования о нежелательных действиях может предотвратить стресс. Социальная поддержка полезна также в постстрессовых состояниях, позволяя мобилизовать личностные ресурсы и справлятся с эмоцианальной нагрузкой

Способность к адаптивному мышлению, которая свидетельствует об осознанности, самоконтроле, рефлексивности, гибкости мышления, способности дистанцироваться от травматических событий, что приводит к устранению стрессовой симптоматики.

Способность к адаптивному сну и сновидениям. Свидетельствует о развитых умениях оптимизации и нормализации сна и сновидений.

Способность к уверенному поведению, проявляющуюся в уверенности, социальной смелости, инициативности, положительном самоотношении, ответственности, социальной компетентности, способности к самоутверждающему поведению.

Способность к управлению психофизиологическими состояниями - характеризуется навыками саморегуляции, контроля над сильными эмоциями и импульсами.

Способность к поддержанию оптимального физического состояния включает развитые механизмы произвольной и непроизвольной соматической регуляции, поддержанию и укреплению соматического здоровья.

Способность к самоорганизации времени жизни. Включает умения рационально распоряжаться временем собственной жизни, планировать и определять приоритеты собственных дел, пунктуальность, способность не терять время напрасно.

Обобщая вышеуказанные точки зрения, можно сделать вывод о том, что адаптивность (в психофизиологии) — способность человека осуществлять адаптационные перестройки и приспосабливаться к изменяющимся условиям и характеру деятельности. Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий.

Итак, адаптивность — это выносливость, высокая работоспособность, устойчивость к болезням и другим факторам внешней среды. Адаптивность зависит от уровня здоровья, но может рассматриваться и как мера здоровья, как мера резервных возможностей организма. Это свойство организма, вероятно, не имеет специфичности, т.е. мало зависит от действующего фактора. Под адаптацией в широком смысле понимается процесс приспособления организма к новым для него условиям функционирования. Это явление естественно для живых систем.

1.2 Понятие и значение адаптации студентов первого курса



В настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема адаптации личности. Несмотря на многообразие трактовок понятия «адаптация», будем исходить из традиционного понимания адаптации как процесса приспособления к изменениям окружающей среды. Неумение справиться с новой жизненной ситуацией влечет за собой неуспешность деятельности, эмоциональный дискомфорт.

Процесс адаптации происходит постоянно. В первую очередь, потому, что психическое развитие — процесс непрерывный, продолжающийся всю жизнь, поэтому, переходя от одной точки развития к другой, мы автоматически переходим от одного фрагмента адаптации к другому, и личностное развитие можно рассматривать как череду адаптаций. Во-вторых, изменения окружающей среды так стремительны, что человек вынужден постоянно искать новые возможности для приспособления к среде.

Некоторые моменты возрастного развития являются особенно сложными в плане осуществления адаптации. Это, в первую очередь, моменты освоения новых видов деятельности и включения в иную социальную среду. Начало обучения в вузе — один из таких периодов.

Адаптация - процесс, в котором организация учебно-познавательной деятельности студента должна способствовать наиболее полной реализации личностного потенциала. Несмотря на безусловную сложность базовых дисциплин, когда студенты младших курсов испытывают особые проблемы в освоении именно их, раскрытие и использование их развивающего потенциала с целью учебной адаптации обусловливают формирование, стимулируют развитие, обеспечивают устойчивое функционирование связей, определяющих место обучающихся в образовательной среде вуза.

Адаптация студента в новом учебном заведении - постоянный, динамичный многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации, в ходе которого происходит не только интеграция личности студента в социум (новое для него социальное окружение, новые условия жизнедеятельности), но и его личностное, профессиональное развитие и самореализация.

Целенаправленный, спланированный и организованный процесс адаптации как специфический момент в развитии и становлении личности студента имеет особое первоочередное значение, и в первую очередь сохранение психологического здоровья, а это значит, сохранение здоровья вообще. Психологическое здоровье - одна из наиболее остро обсуждаемых проблем:

Во-первых, потому, что в ходе процесса адаптации, на его начальном этапе, важно дать правильную ориентацию в системе поведения, так как подобная ориентация надолго определяет "характер" студента, путь его развития.

Во-вторых, потому, что в ходе этого процесса совершается важнейшее событие: формируется социальная общность студенческого коллектива, т.е. наиболее значимого и влиятельного окружения студента на протяжении всего периода обучения. На этом этапе вхождения в новую среду общение с окружающими людьми становится особенно значимым фактором социальной адаптации студентов, что является немаловажным в психоэмоциональном состоянии студента-первокурсника.

В-третьих, значительная часть адаптивных ситуаций возникает вследствие изменений условий обучения при поступлении в среднеспециальное учебное заведение в противовес школьным условиям, ставшими за девять или одиннадцать лет привычными и неизменными.

Эффективной адаптации студентов первого курса к новой воспитательно-образовательной среде является той целью, которая определяет содержание соответствующих педагогических задач. Выделим систему последовательных и взаимосвязанных шагов Седин В.И., Леонова Е.В.  

Адаптация студента на обучение в вузе:                                    

- изучение личностных особенностей первокурсников;  

- выявление трудностей адаптационного периода и особенностей «вхождения» обучающихся в студенческую жизнь; 

- анализ и обобщение полученных данных;

- подготовка на основе данных исследований рекомендаций для кураторов и преподавателей, работающих со студентами первых курсов, направленных на оптимизацию адаптационного периода;

- включение в учебное расписание студентов первого курса кураторского часа, в рамках которого проводятся разномасштабные мероприятия по различным тематическим программам;

- разработка и постоянное совершенствование тематических образовательных программ для студентов первых курсов;

- организация и проведение цикла практических занятий со студенческими активами и старостами первых курсов, направленных на повышение уровня осознания трудностей адаптационного периода, освоение способов их преодоления и развитие навыков конструктивного общения;

- разработка цикла практических занятий для студенческих групп первого курса, которые в дальнейшем будут рекомендованы для проведения в рамках кураторского часа;

- организация и проведение методических семинаров с кураторами первых курсов по освоению ими методики проведения практических занятий в студенческих группах в рамках кураторского часа;

- социально-психологическое и научно-методическое сопровождение деятельности кураторов в процессе освоения ими предложенной методики проведения групповых занятий с первокурсниками;

- индивидуальное и групповое консультирование студентов и преподавателей;

- совместное подведение итогов, анализ результатов проделанной работы и планирование работы на будущее. 

В рассматриваемой материальной системе часто можно выделить активную подсистему (например, организм или субъекта) и среду, в которой эта подсистема функционирует. Тенденция к установлению равновесия в процессе их взаимодействия — при условии, что указанная активная подсистема не разрушается и, более того, поддерживаются определенные параметры ее функционирования — как раз и описывается с помощью понятия адаптации в его широкой трактовке (в отличие от узкой, о которой было сказано выше). Наибольшее признание эта широкая трактовка получила в биологии, где адаптацию часто понимают как «способность организмов существовать и оставлять потомство в данной среде».

Важнейший вклад в разработку широкого понятия адаптации внес Ж. Пиаже. Согласно его концепции, адаптация — ив биологии, и в психологии — рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. Первый из них (его, по сути, обозначают термином «адаптация», употребляя последний в более распространенном, узком смысле) обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Второй же процесс изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схемы поведения субъекта. Указанные процессы тесно связаны между собой и опосредствуют друг друга (что не исключает в каждом конкретном случае ведущей роли какого-либо из них). «Точно так же,— писал Пиаже,— как нет ассимиляции без аккомодации (предварительной или текущей), так нет и аккомодации без ассимиляции».

Рассмотрение адаптации в единстве этих ее противоположных направлений является, важным условием использования данного понятия в качестве категории, играющей существенную роль в объяснении всякого активного функционирования. При этом, наряду с общими закономерностями адаптации, проявляющимися на биологическом, психологическом и социальном уровнях, необходимо учитывать те особенные формы, которые приобретает она в процессах разных типов, в том числе в обмене веществ, в поведении живых организмов, в человеческой деятельности — индивидуальной, групповой и общественной. Роль адаптации в процессах последнего типа (охватывающих в качестве предельного случая деятельность человечества, рассматриваемого как единое целое) служит предметом специального философско-социологического анализа. Его актуальность возрастает в современных условиях, когда, «став решающим фактором в практически достижимых пределах мира, человек силой практической необходимости вынуждается к пониманию мира не только как полезной совокупности вещей, но и как органически уравновешенной целокупности».

В свете сказанного трудно согласиться, например, с Л.Ф. Обуховой, когда она, ссылаясь на А.Н. Леонтьева, пишет, что «деятельность человека нельзя трактовать в терминах уравновешивания со средой, как это делал Ж. Пиаже. Процесс уравновешивания характеризует только индивидуальное приспособление к естественной среде» . Почему «только», остается неясным.

Обращение к трудам А.Н. Леонтьева показывает, что, хотя некоторые содержащиеся в них формулировки могут служить основанием для процитированных утверждений, он не был столь категоричен, как Л.Ф. Обухова. Он возражал против «безоговорочного», «без надлежащего анализа» распространения понятия приспособления, уравновешивания со средой на онтогенетическое развитие человека. Главная мысль А.Н. Леонтьева состояла в том, что характерный для человека «процесс присвоения или овладения... в результате которого происходит воспроизведение индивидом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций» [там же], принципиально отличается от приспособительного поведения животных.

Эта мысль, несомненно, справедлива. Но она отнюдь не противоречит правомерности трактовки человеческого назначения как специфического вида уравновешивания. Ведь присвоение индивидом существующих в социуме знаний происходит в процессе прямого или опосредованного общения с другими индивидами, которые такими знаниями уже владеют. При решении же всякой коммуникативной задачи необходимо «осуществить информационное равновесие в группе».

Рассматривая применение понятия адаптации в психологии, подчеркнем два момента. Первый (уже упомянутый выше при общей характеристике двух направлений адаптации) — это взаимообусловленность указанных направлений, опосредствование ими друг друга. Например, процесс восприятия организуется сформировавшимися ранее перцептивными схемами , в функционировании которых находит выражение (воспользуемся термином Ж. Пиаже) ассимиляционная активность субъекта. Вместе с тем по своему основному содержанию этот процесс является аккомодационным: перцептивная схема дополняется (а при необходимости и перестраивается) в таком направлении, чтобы обеспечить адекватное отражение воспринимаемого объекта, т.е. своеобразное приспособление к нему. Но при этом существенно, что мы «не можем модифицировать схему, пока она не используется». В свою очередь адекватность восприятия (т.е. успешность аккомодационного процесса) является предпосылкой успеха в практическом изменении воспринятого объекта. Здесь вновь проявляется ассимиляционная активность, но уже на новом уровне.

Второй момент — это зависимость характера адаптационных процессов от стадии онтогенеза. На его ранних этапах «психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Но, возникнув таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие». Формируется сознательная регуляция поведения — осознанные цели все в большей мере контролируют и направляют (мы продолжаем пользоваться терминами Пиаже) и аккомодационную, и ассимиляционную активность развивающегося субъекта. На достаточно высоком уровне личностного развития последняя находит выражение в том, что субъект «из существа, усваивающего накопленной человечеством социальный опыт, превращается в творца этого опыта...».

В этой связи уместно вспомнить концепцию психических уровней, разработанную в начале XX в А.Ф. Лазурским. Если низший психический уровень «дает нам, по преимуществу, индивидуумов недостаточно приспособленных, средний уровень—приспособившихся, то представителей высшего уровня можно назвать... приспособляющими. Вновь обращаясь к терминологии Ж. Пиаже, можно сказать, что определяющую роль в социальном поведении играют для личностей среднего уровня процессы аккомодации, а для личностей высшего уровни — процессы ассимиляции. Именно на этом уровне мы, согласно А.Ф. Лазурскому, «всегда встречаемся с более или менее ярко выраженным процессом творчества, в какой бы области оно ни проявлялось...». Впрочем, приведенные в предыдущем абзаце соображения не исчерпывают существа дела. Выше говорилось об ограниченном в пространственно-временном отношении понимании среды в обычной (узкой) трактовке адаптации. Откажемся теперь и от этого ограничения и, вместо того чтобы искать свои формулировки, процитируем редакторское примечание М.Я. Басова и В.Н. Мясищева к книге А.Ф. Лазурского: «Творчество и активность личностей высшего уровня, порой перестраивающих жизнь заново, лишь при взгляде на них как на самодовлеющие, изолированные от всего остального явления, кажутся как бы стоящими над жизнью, над средой, объективно же они в полной мере определяются всей совокупностью окружающих жизненных условий... Личность среднего уровня не может подчас ни понять, ни приспособиться к назревшим новым требованиям жизни».

Как писал Э.В. Ильенков, мелкобуржуазный обыватель озабочен тем, «как бы сохранить равновесие внутри своего маленького мирка или восстановить это равновесие, если оно поколеблено, реставрировать свой утраченный комфорт, как материальный, так и душевный...». Но если иметь в виду не узкий мирок, а широкий мир, если рассматривать окружающую действительность не в статике, а в динамике, учитывать тенденции ее развития, то отнюдь не для обывателей, а именно для личностей высшего уровня оказывается наибольшей степень соответствия этому широкому миру. Их преобразующая (ассимиляционная) активность может быть истолкована и как приспособление к среде (аккомодация), если расширить пространственно временные границы принимаемой во внимание среды. Перед нами раскрывается здесь еще один аспект диалектической взаимосвязи двух направлений адаптации.

Для успешной адаптации студента-первокурсника необходим индивидуальный подход к каждому. Это должен быть основной принцип работы. Актуально проведение различных мероприятий, на которых ребята посредством несложных игр ближе знакомились бы друг с другом, учились общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше.

Адаптация студентов к обучению в вузе - это системный, двусторонний, поэтапный процесс активного приспособления обучающегося к условиям образовательной среды, выражающийся в формировании и развитии когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей. Эти связи характеризуют субъектные отношения студента к основным видам его деятельности в образовательной среде вуза. Выделение связей разного типа помогает глубже понять суть явления, но при этом адаптация протекает системно, как единый процесс. Процесс адаптации имеет временную динамику, его этапы связаны с изменениями, происходящими как в характере учебно-познавательной деятельности, так и на уровне личностных свойств.



Подходы к изучению адаптации в научной литературе

          Адаптация рассматривается как процесс изменения взаимодействующих сторон. Личность, входя в новое социальное окружение, определенным образом меняет систему своих отношений. В свою очередь, группа реагирует на появление новичка корректировкой своих норм, традиций, правил. В работах данного направления больший акцент ставится на личность, именно ей отводится решающая роль в процессе адаптации.

        Прикладные аспекты проблемы социально-психологической адаптации раз.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44