VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ препятствующих обстоятельств, как негативных условий

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007929
Тема: Анализ препятствующих обстоятельств, как негативных условий
Содержание
2



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. БРАК В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

О БРАКЕ И ПОРЯДКЕ ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

1.1. Общая характеристика брака и законодательства о заключении брака: условия, порядок……………….. 

	1.2.Анализ препятствующих обстоятельств, как негативных условий

	заключения брака 

1.3. Возникновение и содержание коллизии законов в области 

заключения брака с участием иностранцев

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ БРАКА, ПРИЗНАНИЯ БРАКА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ по российскому законодательству…

2.1. Характеристика правового регулирования прекращения 

брака 

2.2. Основания, порядок и правовые последствия признания брака недействительным 

2.3.  Возникновение и содержание коллизии законов в области 

расторжения брака с участием иностранцев……………………34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….



















ВВЕДЕНИЕ

Правовое положение индивида, степень его свободы выражаются в материальных и духовных возможностях и обязанностях, объем, качество и границы которых зависят от многочисленных факторов экономического, социального свойства, включая состояние брака, гражданство и т.д. В современном обществе в системе факторов, оказывающих влияние на правовое положение человека, именно государству принадлежит исключительная роль. Значение современного государства обусловлено его относительной независимостью, законодательными возможностями по отношению к правам человека, рычагами воздействия на общественные отношения, включая брачные правоотношения. Правовое положение индивида зависит также от территориальных, политических обстоятельств, исторического периода: в различные периоды развития отношение к браку – правилам его совершения и прекращения неоднозначно.

На протяжении тысячелетий институту брака уделяется пристальное внимание не только со стороны государства и церкви, но и всего общества. Большое значение имеет тот факт, что в современном обществе в прогрессивных государствах формирование нормативов о брачных и смежных с ними отношениях должно осуществляться на базе важнейших международных актов, в частности, Всеобщей декларации прав человека 1948 г, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г, Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г, Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

Актуальность темы исследования «Правовое регулирование заключения и прекращения брака в РФ» подчеркивается тем, что семья в современном мире, будучи важнейшим социальным институтом, оказывает влияние на ход исторического развития общества. Именно семья, созданная в результате брака, отвечает за воспроизводство населения, ей принадлежит ключевая роль в вопросах социализации человека, в формировании и передаче национальных и культурных традиций, определяющих социальное поведение человека. Проблемы брака приобретают все большее значение в условиях глобализации, с усложнением и ускорением социально-экономического и политического развития. Важность темы исследования заключается не только в безусловной важности института брака в современном обществе, но и в наличии значительных проблем в данной сфере. Положение усугубляются тем, что в процессе эволюции меняется отношение к брачному союзу, увеличивается количество лиц, проживающих совместно в незарегистрированном браке. Особое значение приобретают браки между иностранными индивидами, что накладывает отпечаток на возникновение коллизионных проблем в данной важнейшей правовой сфере.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования брака по российскому законодательству.  

Предмет исследования – нормы российского законодательства, научные труды, правоприменительная практика. посвященные правилам (условиям, порядку, последствиям) заключения и прекращения брака. 

Цель исследования – провести комплексный анализ особенностей правового регулирования заключения и прекращения брака в России.

К задачам исследования автор относит следующее: провести анализ брака, его форм, признаков и значения (в генезисе); осуществить исследование доминант и концепций о правовой природе брака; исследовать требования российского законодателя к условиям заключения брака (позитивным и негативным), к порядку его совершения; изучить императивы относительно прекращения брака; провести анализ проблем в данной сфере и сформировать предложения, направленные на коррективы законодательства.

В качестве методов научного познания автором применялись общие, специальные методы: исторический, системный, диалектический, статистический, социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический, методы обобщения, прогнозирования и моделирования. 

Отмечая степень разработанности проблематики брака, правового регулирования его заключения и прекращения в науке, необходимо обратить внимание на следующее. Данные актуальные вопросы о браке, проблемах в данной сфере волновали умы ученых на протяжении веков. Данные аспекты исследовались известными отечественными цивилистами: И. А. Покровским, Г. Ф. Шершеневичем, П. В. Крашенинниковым, другими авторами. На современном этапе многочисленные исследования брака осуществлены Н. Н. Тарусиной, Л. М. Пчелинцевой, М. В. Антокольской, плеядой других российских специалистов семейного права. Труды данных ученых легли в теоретическую основу выпускной квалификационной работы.

Законодательную базу исследования составила совокупность источников, регулирующих институт брака: конгломерат международных и отечественных актов, включая Основной закон РФ, кодифицированные акты семейного и гражданского законодательства, ряд федеральных законов.

Структурно исследование представляет собой следующее: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. В первой главе характеризуется брак как институт семейного права, изучается его понятие и признаки, исследуются императивы российского права о заключении брака, включая коллизионные проблемы в данной сфере. Во второй главе выпускной квалификационной работы автор характеризует условия, порядок, проблемы и правовые последствия прекращения брака, изучает вопросы о коллизии законов при расторжении брака. 

Научная новизна исследования состоит в том, что в выпускной работе проведен комплексный научный анализ наиболее актуальных вопросов и проблем института брака, исследованы изменения действующего законодательства, касающиеся заключения и прекращения брака, предложены конкретные пути его совершенствования. Автором обобщены законодательные, доктринальные источники об институте брака, осуществлен краткий анализ истории развития института брака, проведено исследование наиболее резонансных материалов судебной практики по теме исследования. Результаты исследования могут быть восприняты российским законодателем, использованы в учебно-педагогической деятельности.



1. БРАК В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

О БРАКЕ И ПОРЯДКЕ ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

1.1. Общая характеристика брака и законодательства о заключении брака: условия, порядок

Среди значительного числа представителей философии, социологии, истории, этнографии традиционным является мнение: брачный союз между индивидами (в широком смысле - в виде семейной ячейки, рода) существовал на протяжении всего человеческого бытия. Многие из ученых утверждают, что возникновение подобного рода организации обусловлено биологией размножения человека, которая имеет корни от животных предков. Однако основной научный и цивилизованный подход к данной проблеме состоит в том, что ни брак, ни семья не вытекают из биологии индивида. Биологическое воспроизводство нуждается не в браке, а брак представляет собой особое социальное сообщество полов, которое предполагает наличие как важнейшей эмоциональной составляющей, так и установленных обществом, государством, семейных прав и обязанностей.

Исторические источники свидетельствуют: до появления института брака в обществе имел место промискуитет – состояние, характеризующееся отсутствием моральных запретов на беспорядочные связи полов.  Позднее образовались многочисленные исторические типы брака, которые периодически претерпевали изменения, концентрируясь, однако, в четыре системы брачных отношений. В первобытном обществе был признан групповой брак как конгломерат нескольких мужчин и женщин, который был распространен длительное время повсеместно. Несколько позднее возникла полигамия как союз мужчины и нескольких женщин (данный тип был преимущественно присущ скотоводам-кочевникам), и полиандрия – брачное сообщество женщины и нескольких мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая). В процессе эволюции образовался моногамный брак (единобрачие) как союз одного мужчины и одной женщины. Моногамия изначально преобладала у земледельческих народов в двух видах: союз мужчины и женщины, допускающий развод, и 

Изменения эпох, культур, мировоззрения и ценностных ориентиров оказывали влияние на отношения между полами, на положение женщины, отношение родителей к детям, детей к родителям. Семейная иерархия из строго вертикального постепенно принимала горизонтальное положение.

В современном обществе институт брака, выступая важнейшим институтом семейного права, не охватывая всю сферу семейной жизни, и тем более, - все многообразие отношений между родственниками - близкими и дальними, подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют правоотношения супругов. Брак является важнейшим общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления многочисленными человеческими отношениями, вытекающими из физического обстоятельства разнополости (по общему правилу). При этом в качестве факторов прочности данного правового института во все времена признается достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и убеждения. Брак в результате развития приобрел статус эволюционного обретения и важнейшего правового института. При этом необходимо отметить: брак в современной России – исключительно общественный, а не церковный институт. Брак представляет собой важную социальную организацию отношений между полами с совокупностью взаимных прав и обязанностей. 

Брак (у народа культурного), - подчеркивал А. И. Загоровский, - включает ряд элементов: естественный (физический) сегмент как зарожденное природой влечение людей разного пола; сегмент этический, заключающийся во взаимной нравственной привязанности, в единении внутреннего мира. А. И. Загоровский в качестве особого элемента брака выделяет экономический сегмент, в силу которого у супругов существуют имущественные права и обязанности, имеет место определенная хозяйственная составляющая брака. Важнейшим сегментом брака ученый признает юридический элемент брака, в силу которого брак – результат определенного статуса супругов, в силу которого возникают не только имущественные, но и личные нематериальные права. В отдельных брачных союзах немаловажным сегментом является религиозная составляющая брака, основанная на религиозных догмах, регулирующих брачные отношения. 

В современном обществе отношение к браку изменяется, однако, сегменты (атрибуты) брака, сформированные А. И. Загоровским в 1902 г., заслуживают внимание и в настоящее время. 

Понимание брака будет представлять собой наиболее полную «картину», благодаря анализу сущности (правовой природы) брака. Исследование указанных аспектов брака позволяет отметить, что данные вопросы изучались учеными на различных этапах общественного развития. Анализ научных трудов позволяет резюмировать следующее: классические и современные идеи и теории о природе брака концентрируется к пониманию его как таинства, как института особого рода, и к осознанию брака как соглашения. Существующие позиции в отношении сущности брака в историческом контексте абсолютно не исключали друг друга и, - более того, - на современном этапе подобная ситуация к пониманию брака особо не изменилась. По справедливому утверждению Н. Н. Тарусиной, - «степень взаимопроникновения триады «сущностей» брака (таинство, договор и институт особого рода) зависит от в процессе эволюции брачного союза». 

Представляется, что анализ российских основ правового регулирования брака позволяет принять во внимание доминанту о сущности брака именно как об институте особого рода. Данная актуальная в современной России концепция была сформирована И. Кантом в «Метафизике нравов». Ученый справедливо отмечал: «только подобное соединение, где оба лица обладают друг другом, сохраняет их нравственную свободу и достоинство». Придавая позиции И. Канта юридическую форму, А. И. Загоровский подчеркивал, что брак «в происхождении своем включает элементы договорного соглашения, но в содержании в достаточной степени далек от природы договора. Как содержание брака, его заключение и расторжение не зависят от произвола супругов. В связи с этим, брачный институт следует причислить к разряду института особого рода (sui generis)». 

Необходимо отметить: подобные правовые связи возможны при соблюдении императивных условий совершения брака. Особый конструктивный сегмент брачного союза – соответствие установленным законом определенным формальным требованиям. Данный сегмент брака двуедин и включает, во-первых, требования к субъектам и их правовым связям (положительные (позитивные) и отрицательные (негативные) условия совершения брака). Во-вторых, особый конструктивный сегмент брачного союза – обязательность соблюдения совокупности организационных требований, в частности, о регистрации в государственных органах с соблюдением установленной процедуры. Данный элемент брака корреспондирует цивилизованным постулатам о том, что любой человек без ограничений по признаку принадлежности к иностранному государству, расе, национальности, вере, обладает правомочием осуществления своих прав, в том числе – правом вступать в брак и создавать семью. Решение вопроса о реализации данного права принадлежит исключительно индивиду. 

Российское семейное законодательство основывается на важнейших международных источниках в сфере прав человека: на Всеобщей декларации от 10 декабря 1948 г, на Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. 

Указанные источники признают право за индивидами право на вступление в брак при условиях, регламентированных национальным правом. Под условиями совершения брака, обладающим правовой силой, признают обстоятельства, являющиеся необходимыми с целью государственной регистрации брака и признания брака действительным. Условия, существование которых обязательно для обретения браком юридической силы, представляют собой: наличие позитивных и отсутствие негативных обстоятельств (ст.14 СФ РФ). Положительными (позитивными) условиями выступают взаимное добровольное волеизъявление на вступление в брак, и достижение брачного возраста (ст.12, 13 СК РФ).  

Представляется важным отметить: волевой характер будущих супругов определяется как субъективным, так и объективным взаимообусловленными факторами. В качестве субъективного фактора необходимо рассматривать волю, в качестве объективного - волеизъявление. Представляется важным отметить, что воля выступает в качестве не только юридической, но и психологической, психиатрической (медицинской) категории. Как психологическая, психиатрическая конструкция воля – особое «психическое регулирование поведения, которое заключается в мотивированном и детерминированном намерении достижения определенной цели, в разработке необходимых средств, путей усилий для их осуществления, в выборе оптимального решения». С. Л. Рубинштейн справедливо отмечал, что «любое психическое явление - отражение реальной действительности, как звено в регуляции деятельности человека. Воля – особая высшая форма психической регуляции (побудительной и распорядительной)». Волеизъявление - юридический факт, который не является тождественным с иными явлениями, а является проявлением внутренней активности.

Изложенное объясняет роль волеизъявлений будущих супругов в механизме совершения брака, в становлении и развитии семейных правоотношений, в решении вопроса о признании брака недействительным.

Воля лиц, которые имеют намерение вступить в брак, должна иметь исключительно личное и свободное выражение (в заявлении и во время регистрации), должна формироваться без принуждения (физического, психического, угроз). В противном случае, в силу п. 1 ст. 27 СК РФ брак может быть признан недействительным, равно как сделка в гражданском праве, совершенная под влиянием угрозы, обмана, насилия (ст. 178 ГК РФ).

Исследование норм действующего прежде законодательства позволяет констатировать: в Уголовном кодексе РСФСР была закреплена юридическая ответственность за принуждение женщины к вступлению в брак (ст. 233). В настоящее время действующий кодифицированный акт уголовного законодательства подобную ответственность не предусматривает, что, по мнению автора данного исследования, является явным пробелом законодателя. В действующем кодифицированном источнике установлена ответственность за похищение человека, что, в принципе, можно отнести и к будущим супругам (мужчины, женщины) с целью принуждения к вступлению в брачный союз - ст. 126 УК РФ («Похищение человека»).

Представляется, однако, что следует внести коррективы в акт уголовного законодательства, включив соответствующую статью «Понуждение вступления в брак» (в отношении мужчины и женщины) и санкцию за данное преступление, выражающуюся в лишении свободы на срок до пяти лет. Подобного рода юридическая ответственность (в отношении понуждения женщины) предусмотрена в современном законодательстве республик Узбекистан, Киргизии, в ряде других современных государств. В отдельных странах, однако, существуют пережитки прошлого: согласие женщины для вступления в брак не только не имеет правового значения (например, Папуа - Новая Гвинея, Камерун), но и заменяется взиманием платы (калым или калын (тюрк) за невесту.

С целью совершения брака, помимо необходимости добровольного волеизъявления лиц, вступающих в брак, ст. 12 СК РФ предусматривает разнополость будущих супругов. Российское законодательство в результате, открыто не декларируя нормы, прямо запрещающие однополые браки, однозначно регламентирует в кодифицированном акте, что «для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак…».  В результате в России законодатель, в отличие от многих современных государств (Бельгии, Венгрии, Голландии, Дании, Исландии, Норвегии, Франции, Швеции и в ряде других), признавая брак между мужчиной и женщиной, не допускает иного. В отдельных странах не только признаются подобного рода браки, - законодатель отождествляет семейные, гражданские, наследственные права и обязанности традиционных и нетрадиционных семей. Так, в Каталонии, Германии, Бельгии, Франции переживший партнер имеет право на получение алиментов из наследственной массы. В ряде современных государств к однополым сожительствам отсутствует подобное лояльное отношение законодателя, а, наоборот, - предусмотрено применение мер уголовной ответственности (многие государства Африки, Азии, Южной Америки).

Российское законодательно однозначно указывает на разнополость лиц, вступающих в брак. Однако необходимо отметить, что в России не все вопросы в данной сфере решены. Важнейшей проблемой законодательства является недостаточное урегулирование вопросов, возникающих в связи с изменением пола и последующей регистрацией брака. В отечественном праве постепенно появляются нормы, регулирующие отношения в связи с переменой пола (в частности, согласно ст. 70 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ). Представляется, что принимаемые меры, однако, не в полной степени охватывают комплекс проблем, возникающих в данной сфере. В современной России предлагаются различные пути решения указанного актуального вопроса. По мнению автора, необходимо законодателю усовершенствовать данный блок правовых норм. В связи с тем, что, несмотря на легализацию однополых браков в ряде современных государств, в российском обществе однополые браки - аномалия, а их правовое признание - правовой нонсенс, в кодифицированном источнике необходимо предусмотреть запрет на совершение подобных браков, указав в качестве основания прекращения брака изменение пола. Предлагается, в связи с этим, дополнить ст.16 СК РФ пунктом 3 следующего содержания: «Брак прекращается вследствие изменения пола одного из супругов».  

	Следующим важнейшим элементом конструктивной составляющей исследуемого союза является брачный возраст (ст.13 СК РФ), что выступает сегментом брачной правосубъектности. Обычно ученые проводят безусловную «стреловидную» линию связи между законным брачным возрастом и предположением о достижении лицом с этого момента (восемнадцать лет) определенной степени физической и психической зрелости. По мнению Н. Н. Тарусиной «В действительности данная линия не имеет безупречных объективных оснований. Решение о возрастном барьере наступления правосубъектности (или только дееспособности) в разных отраслях российского права обусловлено не только этим фактором: слишком существенны различия: в уголовном праве - 14, 16, 18 лет (в зависимости от вида преступления), в трудовом - с 16 и 14 лет, государственном - 18 лет и выше, в административном - 14 лет и выше, в гражданском ключевые возрастные границы - 14 и 18 лет, в семейном - 10 (право давать согласие на усыновление, смену фамилии и т. д.), 14 лет (право самостоятельно защищать интересы в суде, устанавливать отцовство), 16 лет (общефедеральный вариант снижения возраста, право признавать свое отцовство, приобретение ограниченного родительского статуса и др.), 18 лет (полный брачный возраст, установленный ст.13 СК РФ)». 

	Изложенный многовариантный подход российского законодателя к вопросу о «зрелости» субъекта права и правоотношения необходимо дополнить разнообразием позиций по данному вопросу законодателей других стран. В Индии, например, возраст вступления в брак установлен в 12 лет, в Болгарии, США, Швеции, Республике Беларусь - с 18 лет, в Польше - с 21 года. В Сингапуре для мусульман брачный возраст установлен в 16 лет, для остальных лиц – 18 лет.  В Великобритании брачный возраст регламентирован с 16 лет. Гендерное различие в данном вопросе присутствует в законодательстве многих стран. Например, в Сомали, Франции (18 и 16 лет соответственно для мужчин и женщин), в Китае (22 года и 20 лет), в Швейцарии (20 и 18 лет), в Грузии (17 и 16 лет), в Сирии (15 и 13 лет - соответственно для мужчин и женщин по разрешению судьи).  Во всех современных государствах установлены пределы снижения брачного возраста и порядок подобного снижения для особых случаев. В Камеруне, например, брачный возраст для женщин установлен с 15 лет, однако, как показывает практика, -  девушку часто выдают замуж с 12 – летнего возраста. В Иране минимальный возраст регламентирован с 13 лет, в Греции, Испании, и в ряде стран Латинской Америки – с 12 лет, в Непале - 10 лет.

	Решение указанных вопросов в разных странах зависит от многих факторов (интеллектуальных, физиологических, национально-культурных, правовых традиций и установок, в том числе в общецивилистическом плане). 

	Российский законодатель, предусмотрев норму о 18-летнем брачном возрасте, регламентирует одновременно возможность его снижения решением органа местного самоуправления (до 16 лет) (пп. 1-2 ст. 13 СК РФ). Необходимо указать: в ч.2 п. 2 ст. 13 СК РФ введена принципиальная новелла, позволяющая субъектам Российской Федерации региональными законами снижать подобный возраст ниже предела 16 лет. Большинство из субъектов Федерации, которые воспользовались указанным правом, установили ограничитель брачного возраста в 14 лет. Подобным образом поступили законодатели Вологодской, Владимирской, Калужской, Новгородской, Самарской, Московской, Ростовской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа и др. В Мурманской, Рязанской, Тверской, Челябинской областях объявлена возрастная граница вступления в брак -  15 лет. В административном процессе и семейном праве Российской Федерации отработаны основания для снижения брачного возраста: фактический брак, беременность, рождение ребенка, тяжкая болезнь одного из супругов, призыв на военную службу, длительная командировка и т. п. Подобные правила подтверждаются соответствующими законами регионов, с тем, однако, уточнением, что перечень обстоятельств для разрешения вступить в брак до 16 лет ограничен, а в ряде законов - исчерпывающ. 

	В доктрине по данному вопросу существуют различные, порой противоположные, взгляды ученых. Так, О. Ю. Ильина, и Ю. Ф. Беспалов считают действующий вариант снижения брачного возраста оптимальным.  О. Г. Куриленко предлагает установить правило о 14-летнем брачном возрасте на федеральном уровне. Подобной точки зрения придерживается М. В. Антокольская, утверждающая следующее: «В регионах, где традицией поощряется вступление в брак в раннем возрасте, возможно принятие законов, чрезвычайно упрощающих процедуру снижения брачного возраста, что, однако, может привести к массовому нарушению прав несовершеннолетних». С другой стороны, по мнению автора данного исследования, при отсутствии подобной возможности браки с несовершеннолетними будут совершаться в соответствии с местными обычаями, что приведет к еще меньшей правовой защищенности несовершеннолетних граждан. Представляется, опасность заключается также в том, что в ряде субъектов такие законы могут не приниматься, что не дает возможность заключения брака даже при наличии особых обстоятельств. 

	На основании вышеизложенных исследований, в целях обеспечения интересов граждан, а также в связи с тем, что эмансипация не является основанием для вступления в брак, по мнению автора выпускной квалификационной работы, представляется целесообразным усиление связи между эмансипацией и брачной дееспособностью: факт эмансипации может заменить собой разрешение органов местного самоуправления на снижение брачного возраста. Соответствующее изменение следует внести в действующий Семейный кодекс РФ, дополнив ст.13 пунктом 3 следующего содержания «Факт эмансипации, произведенный в установленном законом порядке, является основанием для снижения брачного возраста». 

Исследование научной литературы позволяет констатировать, что в различные исторические периоды существовали многочисленные подходы к дефиниции брака. Представляется, что определение брака, выдвинутое Л. М. Пчелинцевой, является наиболее полным и соответствующим современному законодательству: «Брак – важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно – правовых связей и представляющий собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи. В каждом случае брак является конкретным правоотношением, порождающим у супругов определенные субъективные права и обязанности личного и имущественного характера. Для правильного понимания сути данного термина следует иметь в виду - законодатель, используя термин «брак», различает два значения: юридический факт, порождающий супружество, и правовой статус лиц, состоящих в браке». 

Осознание современного брака сводится, таким образом, к конгломерату регламентированных национальным правом признаков. Во-первых, целью брака должно выступать создание семьи, в противном случае брак может быть признан недействительным (п.1 ст.27 СК РФ). Для заключения брака, кроме того, необходимо наличие добровольного волеизъявления лиц, вступающих в брак (ст.12 СК РФ). К признаку брака относится также обязательность юридического оформления брачного союза мужчины и женщины (порядок совершения брака) строго в соответствии с законом (ст.10, 11 СК РФ), после факта которого возникают установленные законом взаимные права и обязанности супругов. Определенная группа ученых отмечает такой признак брака, как «равноправие». В результате в современной России признается действительным брак, обладающий конгломератом цивилизованных и справедливых признаков.

Представляется, что совокупность императивно установленных черт брака позволяет сформулировать следующий вариант дефиниции данного правового явления. Брак - юридически оформленный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов. По мнению автора выпускной работы, сформированное понятие брака необходимо включить в кодифицированный акт семейного законодательства (п.1 ст. 10 СК РФ).



1.2. Анализ препятствующих обстоятельств, как негативных условий заключения брака

В силу ст. 14 СК РФ, в современной России императивно установлено четыре обстоятельства (негативных условия), препятствующих возникновению брачного правоотношения. Законодатель не допускает совершение брака между лицами, находящимися в другом зарегистрированном браке.  В России запрещены браки также между усыновителями и усыновленными, между недееспособными, признанными таковыми в силу психического расстройства, а также - союзы между лицами близкого родства (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии - дедушкой, бабушкой и внуками, родителями и детьми, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами). 

Ряд российских специалистов семейного права высказываются за расширение и углубление данного запрета. В частности, О. Ю. Ильина и Ю. Ф. Беспалов полагают нежелательным совершение брака между отчимом (мачехой) и падчерицей (пасынком), приемными родителями и детьми, опекунами (попечителями) и подопечными - по причине особого социального характера. Указанные авторы солидарны также с Н. А. Матвеевой в вопросе обоснованности введения запрета браков между тетями (дядями) и племянницами (племянниками), двоюродными братьями и сестрами. Изложенная проблема, по мнению автора данного исследования, не имеет единообразного решения. С одной стороны, толерантность действующей редакции о запрете браков в силу родства (усыновления) имеет распространение на наиболее очевидные случаи, увеличение конгломерата которых соединено с бессмысленным вмешательством государства в частную жизнь. С другой стороны, биологические последствия союзов при подобного рода родстве достаточно ясны, как понятны и этико-правовые возражения относительно лиц второй группы. Представляется, что при регулировании подобных вопросов должны быть учтены и зарубежный опыт, и мнение ученых, а на уровне правоприменения сотрудникам органов ЗАГС необходимо обращать внимание на подобные ситуации и давать корректные пояснения психологического, генетического, социально-нравственного порядка. Указанные разъяснительные расширенные полномочия могут быть вменены сотрудникам органов ЗАГС нормативными правовыми актами.

Сравнительная характеристика российского и иностранного права позволяет заключить, что не все государства регулируют данный вопрос однозначно. Так, в мусульманских странах число родственников, с которыми запрещено совершать браки, гораздо шире, чем в России.

Мусульманское право запрещенные степени родства классифицирует на три части. Во-первых, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии лица, вступающего в брак. Во-вторых, родственники по прямой нисходящей и восходящей линии родителей, полнокровные и неполнокровные дяди и тети. Помимо брака с родственниками не допускается совершать брак с близкими родственниками жены, к которым относятся: родственники по прямой нисходящей и восходящей линии жены. Необходимо особо отметить, что с указанными лицами невозможен брачный союз также после развода с первой женой. Существует, однако, такая категория родственников жены, брак с которыми не допускается исключительно на период брака с первой женой. Так, в мусульманских странах в подобных браках запрещено иметь в женах одновременно двух сестер, вступать в брак с бывшей женой отца либо сына.

Представляется важным отметить: принцип моногамии (единобрачия) положен в качестве базы императивов, затрагивающих вопросы совершения брака во многих цивилизованных странах, включая современную Россию (ст.14 СК РФ). В науке сформулировано ряд форм моногамии. Во-первых, конкубинат, представляющий собой форму длительного фактического брака, не получившую общественного признания (жена – конкубина). Во-вторых, консесуальный союз, совершенный по правилам обычаев и в силу принципа взаимности, который, тем не менее, не оформлен по императивам государства. Так, в Латинской Америке консесуальный брак признают, как «свободный союз». В-третьих, к формам моногамии относится сожительство, выступающее как «открытый хозяйственно-бытовой и половой союз людей, не предполагающий ни обязательств, ни любого иного участия». 

Моногамия в современном обществе является нормой для большинства населения земного шара. Статистические данные, однако, свидетельствуют, что в 83% племенных культур имеет место не моногамия, а именно - полигамия, когда мужчине позволено иметь более одной жены. Однако, как демонстрирует практика, не более 20% мужчин действительно пользуются данным императивом. Опросы свидетельствуют, что за последние годы среди мужчин в возрасте от 25 до 59 лет моногамия является нормой. 

В Российской Федерации проблема моногамии стоит достаточно остро не только в теоретическом аспекте. В ряде субъектов Федерации в силу религиозных воззрений на структуру брачного союза издаются акты, противоречащие российскому законодательству (например, в Республике Ингушетия, в Республике Чечня). Представляет важным отметить, что в силу закон семейное законодательство субъектов может иметь отличие от общероссийского кодифицированного акта. Однако подобные различия допускаются в той степени, в которой данное право предоставлено кодифицированным источником. Законодатель, высшие судебные инстанции России, независимо от религиозных воззрений относительно полигамии той части территории, где религией признаются полигамные браки, не допускает подобные явления, выражая к ним негативное отношение (Постановление и Определение Верховного Суда РФ).

По мнению автора, на определенных российских территориях, где религиозные нормы до настоящего время допускают полигамные браки, гарантировать запрещение фактических полигамных союзов представляется невозможным. Данный факт усугубляется дескриминализацией такого вида уголовного деяния, как многоженство и многомужество, которое прежде было регламентировано в ст.235 УК РСФСР. В настоящее время в качестве препятствия для совершения брака выступает факт присутствия иного юридически оформленного брака либо союза, приравненного к нему (например, совершенного за границей). Не выступает, однако, в качестве препятствия для регистрации брака состояние в фактических брачных отношениях, даже в тех случаях, когда в силу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., действующего в настоящее время, данные браки могут быть признаны. Однако, как свидетельствует практика, имеют место судебные акты, которыми признан факт нахождения фактических сожителей в брачных отношениях, возникших после вступления в силу Указа Президи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%