- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ правоохранительной деятельности Федеральной службы безопасности РФ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013438 |
Тема: | Анализ правоохранительной деятельности Федеральной службы безопасности РФ |
Содержание
Оглавление Введение …………………………………………………………………….………3 1. Общая характеристика Федеральной службы безопасности Российской Федерации …………………………………………………………………..……….6 1.1.История осуществления правоохранительной деятельности органами безопасности России в ХIX – в нач. XX вв………………...…………………..…6 1.2.История осуществления правоохранительной деятельности органами безопасности России в советский период..…………………………………..…..24 1.3. Правовая основа деятельности Федеральной службы безопасности в рамках осуществления правоохранительной деятельности ……………………36 2. Особенности осуществления правоохранительной деятельности органами Федеральной службы безопасности ………………………………………….…..43 2.1. Полномочия органов федеральной службы безопасности в рамках осуществления правоохранительной деятельности ………………………….….43 2.2. Функции Федеральной службы безопасности Российской Федерации в рамках осуществления правоохранительной деятельности ………………….…55 Заключение ……………………………………………………………….…….…..71 Список литературы ………………….……………………………………………..75 Введение Актуальность данной работы вызвана, важностью и сложностью отдельных вопросов в рамках осуществления правоохранительной деятельности в работе сотрудников Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в рамках которой реализуется функцияобеспечения национальной безопасности российского государства. В настоящее время в нашем Отечестве возникла проблема реформированияоснов правоохранительной системы и правоохранительной деятельности. Конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина как главных ценностей показывает их первенство по отношению к ценностям публично-правового характера. С целью реализации основной обязанности государства по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина государство определяет и осуществляет необходимые гарантии, создает правовые механизмы для их реализации, кроме того создает необходимые способы защиты нарушенных прав и свобод человека. Самая главная группа подобных средств и механизмов направлена на охрану законности и правопорядка, обеспечение безопасности, защиту прав и свобод человека, борьбу с преступностью, что является содержанием важнейшей государственной деятельности - «правоохранительной». Реализация этого направления государственной деятельности осуществляется правоохранительными органамиРоссийской Федерации. Проблемы, возникающие в рамках обеспечения безопасности в государстве, неразрывно связаны с политическими, экономическими, социальными, государственно-правовыми реформами, отдельными моментами формирования и реализации правоохранительной деятельности, что требует их всестороннего рассмотрения. Пробелы, имеющиеся на теоретическом уровне таких понятий как –«правоохранительная деятельность», «обеспечение безопасности», «угроза безопасности», «государственная безопасность», отсутствие в законодательстве РоссийскойФедерации целей обеспечения безопасности и такого важного термина как «право на безопасность» и его содержания, противоречия нормативно-правового регулирования механизма организации и правоохранительной деятельности системы органов ФСБ РФ, кроме того закрепления ее правового статуса в современном российском государстве все это не дает полноценной возможности совершенствованияроссийского права, в рамках обеспечение безопасности. Объект исследования – общественныеотношения, возникающие в процессе реализации ФСБ России правоохранительной деятельности. Предмет исследования–нормы конституционного, административного и других отраслей права, с помощью которых реализуется регламентация основ организации и деятельности ФСБ России. Целью проведенной работы, это определение, научное осмысление и анализ правоохранительной деятельности Федеральной службы безопасности РФ. В соответствии с поставленной целью были определенны задачи исследования: 1. анализ вопросов, связанных с зарождением и становлением органов службы безопасности России; 2. характеристика правовой базы функционирования ФСБ России Федеральной службы безопасности в рамках реализации правоохранительной деятельности; 3. рассмотрение и анализ полномочий и функций органов ФСБ России в рамках реализации правоохранительной деятельности; 4. определение и анализ основных задач стоящих перед ФСБ РФ в рамках осуществления правоохранительной деятельности. Рассмотрением основных проблем правоохранительной деятельности и правового регулирования обеспечения безопасности, исследованием и определением понятий правоохранительной деятельности, национальной и государственной безопасности, возникающих угроз в рамках государственной безопасности занимались в отечественной правовой науке такие правоведы как: В.П.Божьев, М.И.Байтин, А.В.Возжеников, В.Г.Вишняков, С.А.Воронцов,А.Ф.Галузин, А.В.Опалев, Н.П.Патрушев, А.А.Прохожев, М.В.Рац, Б.Г.Слепцов, Э.И.Скакунов, А.А.Стрельцов, А.А.Тер-Акопов, И.Н.Харечкин, К.В.Шундиков. 1. Общая характеристика Федеральной службы безопасности Российской Федерации 1.1. История осуществления правоохранительной деятельности органами безопасности России в ХIX – в нач. XX вв Важной составной частью правоохранительной системы являются органы государственной безопасности.На протяжении веков менялись их названия, структура и компетенция, но цель всегда оставалась неизменной – защита существующего государственного строя, политического и экономического потенциала страны. Система соответствующих учреждений, по своей структуре и функциям близкая к современным органам госбезопасности, начала складываться в XIX в.,с появлением жандармерии. В средневековой Европе жандармами (от фр. «gendarme») называли тяжеловооруженных всадников. Свое новое значение термин «жандармерия» получает в самом конце XVIII в., когда во Франции был сформирован корпус для поддержания порядка в армии и внутри государства. Через полтора десятка лет о формировании подобных структур задумаются и в России. Опыт Отечественной войны 1812 г. показал необходимость создания особых отрядов для поддержания дисциплины в войсках, так как обычные воинские части не подходили для этих целей. Первоначально в качестве такого специализированного подразделения решили применятьБорисоглебский драгунский полк, который переименовали в жандармский. Так в России появилось одно из первых специальных формирований, выполнявшее функции военной полиции. Продолжая реорганизацию правоохранительной системы, император Александр I решает создать жандармские конные отряды в столице, губернских и портовых городах. 1 февраля 1817 г. он утверждает «Положение для жандармов внутренней стражи», на основании которого создаются жандармские дивизионы и команды в составе Отдельного корпуса внутренней стражи.1 Жандармские дивизионы в Санкт-Петербурге и Москве находились в подчинении у обер-полицмейстеров. Жандармские команды в губернских городах подчинялись командирам внутренних гарнизонных батальонов. Первоначально было сформировано 49 жандармских команд, в том числе в Пензе. Обязанности жандармов внутренней стражи подразделялись на воинские и «обязанности относительные к Губернскому начальству». К числу воинских обязанностей относилось обучение службе рекрутов, предназначенных для кавалерийской службы, а также выполнение распоряжений командиров внутренних гарнизонных батальонов. В «отношении к Губернскому начальству» жандармы были обязаны содействовать поимке преступников и дезертиров, усмирению волнений, помогать в исполнении законов и приговоров суда, охранять порядок на ярмарках и церковных празднествах, участвовать в ликвидации последствий пожаров и наводнений. Жандармские команды несли дозорную службу, дежурства, при необходимости отправлялись в командировки. Еще в начале XIX в. император Александр I задумал широкомасштабные реформы в империи, в основу которых должен быть положен план преобразований, разработанный действительным статским советникомМ. М. Сперанским. Согласно этому проекту вся власть в империи должна делиться на законодательную, судебную и исполнительную.2 Население страны, поделенное на дворянство, среднее сословие и «народ рабочий», получало гражданские и политические права. Либеральный характер планируемых преобразований вызывал недовольство правящих кругов, и Александр I вынужден был отказаться от их проведения. Вместо них под руководством военного министра А.А. Аракчеева начинается разработка военной реформы, сопровождавшаяся созданием военных поселений и ужесточением порядков в армии. Отказ Александра I от либеральных реформ и недовольство части офицерства новыми порядками привели к возникновению в их среде тайных организаций. Считая российское самодержавие и крепостное право препятствием на пути развития общества, члены этих организаций вынашивали планы по изменению государственного строя. Декабрьские события 1825 г. потрясли страну и заставили высшую российскую власть задуматься о создании службы, которая могла бы заблаговременно выявлять тайные организации, бороться с преступлениями против государства, препятствовать лихоимству чиновников и следить за настроениями в обществе. В конце января 1826 г. генерал-адъютант, граф А. Х. Бенкендорф, подал императору Николаю I записку, в которой обосновал существование подобной структуры: «События 14 декабря (по старому стилю – прим. автора) и ужасные заговоры, которые в течение более 10 лет подготовляли этот взрыв, достаточно доказывают ничтожность имперской полиции...Для того, чтобы полиция была хороша и охватывала все пространство империи, она должна иметь один известный центр и разветвления, проникающие во все пункты; нужно, чтобы ее боялись и уважали за моральные качества ее начальника. Он должен называться министром полиции и инспектором жандармов… Этот титул объединил бы всех жандармских офицеров, разбросанных по всем городам России и по всем дивизиям армии, дал бы средство поставить туда людей интеллигентных и применятьлюдей чистых»3. Послеизучения предложений Бенкендорфа император принимает решение учредить Корпус жандармов. Соответствующий указ он издает 26 июня 1826 г., а спустя несколько дней, 3 июля, появляется еще один указ, в котором повелевает создать III Отделение Его Величества Канцелярии4. Создание этой структуры проходило в рамках реорганизации одного из центральных органов власти, Собственной Его Величества Канцелярии, в составе которой появилось несколько отделений, по своему положению равных министерствам. «Предметами занятий»III Отделения стал сбор информации о существующих в государстве разнообразных сектах и расколах, известий о фальшивых ассигнациях, обо всех людях, состоящих под надзором полиции. Отделение занималось высылкой и размещением людей «опасных и вредных», заведовало местами заточения государственных преступников, сбором сведений обо всех без исключения происшествиях. Главным начальником III Отделения и шефом жандармов становится граф А.Х.Бенкендорф. Справиться с таким обилием обязанностей возможно было только при наличии специальных исполнительных органов, поэтому в 1827 г. император Николай I издал «Положение о Корпусе жандармов» и учредил пять округов жандармского Корпуса, охвативших всю территорию Российской империи.5 С 1836 г. количество округов увеличивается до восьми. Существовавшие ранее жандармские команды были поделены между округами, которыми командовали жандармские генералы. В составе каждого округа были отделения, во главе которых стояли штабофицеры, наделенные полномочиями командира полка и с жалованьем по армейскому кирасирскому окладу. Штат жандармов отделения состоял из нескольких обер-офицеров и 15-20 нижних чинов. Уже тогда качеству кадрового состава политической полиции придавалось особое значение, поэтому в ряды жандармского Корпуса высочайше повелевалось «…избрать из состоящих ныне на службе или в отставке чиновников, известных отличной службою, расторопностью, усердием и особенно хорошей нравственностью». Жандармские чины относились к военному ведомству, где в силу различных причин офицеров довольно часто переводили с одного места службы на другое. Но если для обычных армейских чинов это не имело особого значения, то для жандармов постоянная смена мест являлась, скорее, неблагоприятным фактором. Качество выполнения служебных обязанностей жандармскими офицерами напрямуюзависело от знания ситуации на местах. Едва успев вникнуть в местные реалии и организовать работу вверенного им подразделения, они переезжали в другую губернию. Жандармские и полицейские органы в большинстве своем никак не проявляли себя в борьбе со злоупотреблениями, находясь в зависимости от местных начальников, если не сказать, что не были с ними связаны круговой порукой. Они лишь выполняли волю власть имущих, которые были обеспокоены не столько лихоимством в своей среде, сколько опасностью политических заговоров и народных волнений. В середине XIX в. в ряде городов России действовали студенческие организации, находившиеся под влиянием освободительных идей А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Среди этой категории студенчества было много так называемых разночинцев – небогатых людей разного чина и звания. Они становились носителями либеральных и даже революционных идей, что выражалось в создании разнообразных кружков и сообществ, в которых обсуждали волновавшие их проблемы. Наиболее деятельные из них от разговоров переходили к делу. 4 апреля 1866 г. было совершено покушение на Александра II. Императора спасла случайность, и он остался жив и здоров. Простой шляпный мастер Осип Комиссаров, находившийся среди зевак, ударил по руке преступника, и тот, сделав выстрел, промахнулся. Преступником, покушавшимся на жизнь монарха, оказался Д.В. Каракозов, член тайной революционной организации, состоявшей в основном из учащейся молодежи. Целью организации была крестьянская революция, подготовку которой должна обеспечить передовая, по понятиям заговорщиков, интеллигенция. Следствие установило, что в организации состояли преимущественно выходцы из Пензенской губернии. Создателем и главным идеологом тайного общества был Николай Ишутин, двоюродный брат Дмитрия Каракозова. За попытку цареубийства Каракозова приговорили к смертной казни и повесили. Всего по делу было осуждено 32 человека6. Выстрел Каракозова положил начало политическому терроризму и отозвался громким эхом по всей Российской империи. В Пензенской губернии, где проживали родственники Каракозова и откуда были родом многие заговорщики, жандармерия и полиция проводили обыски и допросы. Ответственный за политический надзор в Пензе жандармский штаб-офицер С.А. Глоба пытался нащупать связи преступников, выявить сочувствовавших. Других заговорщиков в Пензе обнаружено не было, но некоторые представители пензенского общества не скрывали своего сочувствия к Каракозову и выражали сожаление о неудачном выстреле. Учитель из Мокшанского уезда Федор Вальтер публично высказывался на этот счет, и, хотя в ходе дознания не удалось доказать его вину, его отстранили от занимаемой должности.7К числу неблагонадежных, с точки зрения полиции, относился и писательМ.Е. Салтыков-Щедрин, служившийв ту пору председателем Пензенской казенной палаты. Всех подозрительных и неблагонадежных брали под гласный или негласный надзор, отслеживали их связи и наблюдали за поведением. Так, постепенно стали складываться такие важные методы работы спецслужб, как наружное наблюдение и гласная форма профилактики правонарушений. Напряжение общественно-политической жизни в 60-х гг. XIX в., выражавшееся в противостоянии консервативных и либеральных сил, требовало реорганизации ведомств политического сыска. 9 сентября 1867 г.Александр II утвердил «Положениео Корпусе жандармов»8. Согласно этому Положению большинство жандармских округов и жандармские команды упразднялись. Вместо округов были образованы губернские жандармские управления (ГЖУ), объединенные в Корпус жандармов. Соответствующая структура появилась и в Пензенской губернии. Штат Пензенского ГЖУ состоял из начальника управления, его адъютанта, который в случае необходимости должен замещать начальника, обер-офицера, двух писарей и помощников начальника в некоторых уездах. Деятельность ГЖУ находилась в прямой зависимости от местных властей, что было закреплено в Положении: «Губернские жандармские управления, Наблюдательный состав Корпуса, а равно Уездные жандармские управления, несут обязанности только наблюдательные, содействуя, впрочем,к восстановлению нарушенного порядка только в таком случае, когда будут приглашены к тому местными властями». Позже функции жандармерии расширяются и конкретизируются. В 1871 г. издаются «Высочайше утвержденные Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений», согласно которому жандармерия получала право проводить полноценные следственные действия: осмотры, обыски, выемки и освидетельствования. В то же время особо оговаривалось, что все эти действия должны осуществляться поднадзором прокураторы. Для более тщательного контроля общественно-политической ситуации в уездах создавались жандармские наблюдательные пункты.В Пензенской губернии появилось два таких пункта со штатом из семи человек в каждом. Несмотря на постоянные попытки усовершенствовать структуру политического сыска, революционное движение продолжало развиваться, не встречая серьезных препятствий со стороны властей.9 В 1880 г. III Отделение было упразднено. Вместо него появилась новая структура – Департамент государственной полиции, входивший в состав Министерствавнутренних дел. По полицейским функциям жандармерия подчинялась Департаменту, но по строевой и хозяйственной части она относилась к Военному министерству. Во второй половине XIX в. в стране идет активное строительство железных дорог. Новой инфраструктуре требуется не только квалифицированное техническое обслуживание, но и охрана. Для этой цели создаются специализированные подразделения жандармерии. В крупных городах, ставших центрами железнодорожного транспорта, появляются жандармские железнодорожные полицейские управления (ЖПУЖД). Порядок их создания был определен высочайшим повелением от 16 марта 1867 г. До 1866 г. железнодорожные жандармы подчинялись министру путей сообщения, но потомвошли в состав Корпуса жандармов,с подчинением шефу жандармов. Железнодорожные общества выделяли средства на содержание этих структур. Зона ответственности ЖПУЖД совпадала с так называемой полосой отчуждения. Так назывались земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, а также территория, на которой возводились объекты железнодорожной инфраструктуры: станции, мосты, линии связи и другие сооружения.В обязанности чинов железнодорожной жандармерии входила охрана порядка и общественной безопасности на дорогах и прилегающих к ним территориях, проведение дознаний и розыск преступников, проверка благонадежности лиц, поступающих на службу на железную дорогу. Например, чтобы устроиться помощником машиниста или машинистом паровоза, нужно было обязательно пройти соответствующую проверку. По поводу каждого кандидата на эту должность жандармы затевали переписку, посылали запросы в отделения ЖПУЖД тех регионов страны, в которых кандидату приходилось работать ранее. Устанавливалось, не привлекался ли он к уголовной ответственности, собирались сведения о его политической благонадежности. Специальные воинские команды железнодорожной жандармерии охраняли поезда, грузы, перевозили арестантов. Помимо этого, железнодорожные жандармы выполняли функции общей полиции. Нельзя сказать, что ЖПУЖД были полностью самостоятельными структурами в регионах. При производстве дознаний их начальники подчинялись руководству губернских жандармских управлений. Борьбой с политическими преступлениями ЖПУЖД стали заниматься только с 1906 г. Медленно и противоречиво шла наработка приемов и методов политического сыска. Во многих губерниях штат жандармских управлений был весьма невелик, что не могло не сказаться на эффективности их работы. Деятельность всех революционных организаций, так или иначе, была направлена на изменение существующего политического строя, а значит, считалась незаконной. По этой причине участники антиправительственных групп действовали подпольно, тщательно соблюдая правила конспирации. Все это очень сильно затрудняло работу политической полиции по выявлению и пресечению их преступной деятельности. «Правительству приходится иметь дело не только с фактами, но и с намерениями. Очень трудно охранить себя от подобного рода преступлений, заблаговременно не узнавая о них, и этим объясняются трудности сыска, которые почти непонятны обыкновенному обывателю, так как политический сыск начинается не после, а до совершения преступления», – писал командир Отдельного корпуса жандармов П. Г. Курлов. Чтобы узнать замыслы врагов режима и предотвратитьпреступление еще на стадии его подготовки, нужно иметь своих информаторов внутри тайной организации. Сеть таких информаторов называлась внутренней агентурой, а ее функции сводились к так называемому внутреннему наблюдению. Услугами такой агентуры, или, как их еще называли, секретных сотрудников, пользовалось сначалаIII Отделение, а потом и Департамент полиции. 10Это были люди, не числившиеся в штате правоохранительных структур, но получавшие за свою деятельность материальное вознаграждение. Оплата могла быть регулярной, если информатор работал на постоянной основе, или разовой. В последнем случае деньги выплачивались за какие-то конкретные услуги. Вербовали агентов в основном из числа участников подпольных организаций, именно из той среды, которая больше всего интересовала полицию. Судя по всему, уже в 1870-е гг. III Отделение не испытывало недостаткав информаторах, но качество их работы оставляло желать лучшего. В 1882 г. в Петербурге проходил суд над членами «Народной воли», вошедший в историю, как «процесс 20-ти». Среди прочих на скамье подсудимых находился и «двойной» агент Николай Васильевич Клеточников, показания которого рисуют нам картину того, как в ту пору работала агентура тайной полиции. Сын титулярного советника, уроженец Пензы, Клеточников приехал в столицу специально для того, чтобы присоединиться к революционерам. Решив, что молодому провинциалу можно доверить серьезное дело, народники решают внедрить его в ряды секретных сотрудников III Отделения. Для этого он снимает комнату у вдовы жандармского полковника Кутузова, так как по имеющейся у революционеров информации квартира вдовы была местом явок секретной жандармской агентуры. Клеточникову удалось войти в доверие к этой женщине, и она сообщает о нем жандармам. Вскоре начальник третьей экспедиции III отделения, генерал Г.Г. Кириллов лично встречается с Клеточниковым, наводит о нем справки в Пензе, а потом зачисляет секретным агентом по вольному найму с жалованьем 30 руб. в месяц. В обязанности новоиспеченного агента входило наблюдение за учащейся молодежью с целью выявления преступных замыслов. Три раза в неделю Клеточников должен был встречатьсяс генералом Кирилловым и рассказывать тому о настроениях молодежи. История вербовки Клеточникова показывает нам, что в работе с секретными агентами уже существовала определенная методика. Вдова жандармского полковника – доверенное лицо III Отделения. Она содержит явочную квартиру и присматривает кандидатов на роль информаторов. Генерал Кириллов инициирует проверки будущих агентов, затем зачисляет их на внештатной основе, устанавливает периодичность конспиративных встречс ними и выплачивает им фиксированные суммы. Клеточников не собирался выдавать жандармам своих товарищей, убедительно изображая из себя человека, не способного к агентурной работе.Не желая терять сотрудника, Кириллов подыскивает ему другую работу и назначает его в агентурную часть III Отделения чиновником для письма.11 Занимаясь бумажной рутиной в недрах тайной полиции, Клеточников вел расчетные книги, в которых фиксировалась выдача денег секретным сотрудникам. Таким образом, он получил доступ к святая святых – анкетным данным агентов, их именам и кличкам, информации об их конкретной деятельности, за которую они получали свои гонорары. Все, что ему удавалось узнать, он сообщал народовольцам. По некоторым свидетельствам, он передал своим собратьямпо нелегальной деятельности имена 115-ти секретных сотрудников, работавших на постоянной основе. Но как работали эти сотрудники? Об этом Николай Клеточников рассказал уже после ареста, на суде: «Меня просто поразило громадное число ложных доносов.Я возьму громадный процент, если скажу, что из ста доносов один оказывается верным». После ареста Клеточникова, который спустя некоторое времяпосле суда скончается в Петропавловской крепости, оживилась переписка между пензенской жандармерией и руководством в Петербурге. По устоявшейся методике в Пензенской губернии начались поиски возможных соратников разоблаченного «двойного» агента, допросы родственников и всех тех, кто, так или иначе, пересекалсяс ним в Пензе. По-прежнему, основными способами получения информации оставались допросы подозреваемых и свидетелей, наружное наблюдение за подозреваемыми, а агентурные сведения очень часто представляли собой компиляцию слухов и сплетен.12 Тем временем, оперативная обстановка требовала коренной реорганизации всей деятельности политической полиции. Убийство начальника III Отделения Н.В. Мезенцева, совершенное в 1878 г., покушение на императора Александра II в 1881 г., приведшеек его гибели, со всей очевидностью доказывали, что III Отделение и его исполнительный орган – жандармерия, не способны предотвращать акты индивидуального террора. Еще в 60-е гг. XIX в. после покушения Д. Каракозова в Санкт-Петербурге при Департаменте полиции было создано Отделение для производства дел по охранению общественного порядка и спокойствия. Это отделение (в просторечии – «охранка») занималось политическим сыском, ведением внутреннего и наружного наблюдения. Позже такие отделения, а также охранные пункты, появятся ив других городах, в том числе и в Пензе. Новые структуры замышлялись как специализированные органы политического сыска, именно в них должна сосредоточиться вся оперативно-розыскная работа в этом направлении. Жандармерия и полиция обязаны были передавать им всю имеющуюсяу них информацию о нелегальных кружках, политических организациях, террористических группах и подпольных типографиях, в которых печаталась запрещенная литература. Важно было не только создать новые розыскные структуры, но и организовать их работу должным образом, с учетом тактики и методов подпольных организаций.13 В 1899 г. отдельной брошюрой были изданы «Правила для приема офицеров в Отдельный корпус жандармов». Согласно этому документу в жандармерию принимали на службу офицеров из всех родов войск, закончивших военные учебные заведения по первому разряду, прослуживших в армии или на флоте не менее трех лет. На службу не принимали лиц, бывших под следствием, имевших денежные долги, евреев, поляков, католиков или женатых на католичках. Начальники ГЖУ собирали сведения о «нравственных качествах и способностях просителя, усердии его к службе, репутации, какой он пользуется у начальства и товарищей по службе», выясняли, «нет ли особых причин, вынуждающих его оставить место службы» и т.д. Офицеры, прошедшие отбор, сдавали специальный экзамен, который заключался «в устных ответах на вопросы и в исполнении письменной работы на заданную тему; причем комиссия удостоверяется в общем развитии желающего поступить в Корпус, его познаниях и способностях, а также в знакомстве его с иностранными и местными языками». Выдержавшие экзамен заносились в список «кандидатов на прикомандирование к Штабу Корпуса» и ждали вызова в Штаб Корпуса. Ожидание могло затянуться на несколько месяцев или более. Затем специально назначенные офицеры из Штаба Корпуса знакомили кандидатов с делопроизводством, обучали их основам профессионального мастерства. Позже стали организовывать специальные курсы для будущих жандармов. К началу XX в. структура губернских жандармских управлений так же, как и их правовой статус, сложилась окончательно. Вся деятельность жандармерии, вплоть до мелочей, регламентировалась четкими инструкциями, выработанными на основе почти полувекового опыта работы губернских жандармских управлений. Важную роль в формировании жандармских структур, становлении их как органов государственной безопасности, сыграли революционные события 1905-1907 гг. Экономический и политический кризис, низкий уровень жизни значительной части населения страны, ухудшение положения рабочих в промышленных центрах и нехватка земли у крестьян требовали радикальных изменений в администрировании и праве. Недовольство части населения существовавшим положением дел стало причиной самоорганизации наиболее активных представителей российского общества, зарождения политических партий и групп, действовавших нелегально. Первые политические партии в России появляются в конце XIX в., набирают силу и к началу революции 1905-1907 гг. начинают играть серьезную рольв общественной жизни страны. Партийные организации являлись устойчивыми структурами, существовавшими во времени и пространстве, со своей иерархией и относительно постоянным составом, а это означало, что их можно идентифицировать и раскрывать. Появление этих структур стало катализатором развития таких важнейших методов работы политической полиции, как внутреннее и внешнее наблюдение. В конце XIX в. появляется партия социалистов-революционеров (сокр. – эсеры), которая вскоре станет одной из основных революционных партий России начала XX в. Пенза не осталась в стороне от происходивших событий; здесь уже на рубеже XIX и XXвв. появился кружок эсеров.Для пропаганды своих идей среди населения и привлечения новых сторонников революционные партии организовывали подпольные типографии,в которых печатали брошюры и листовки. Выявлять эти типографии, действовавшие обычно на частных квартирах, легче всего было с помощью агентуры внутреннего наблюдения. К 1902 г. у эсеров были три таких типографии, выпускавшие брошюры и прокламации по поручению Центрального комитета партии. Одна из них находилась в Пензе, в квартире присяжного поверенного Б.Ф. Тарасова. В мае 1902 г.по наводке секретного агента Владимира Панебратцева типография была обнаружена и ликвидирована. Нелегальные формы деятельности революционных организаций и сопутствовавшая им конспирация побуждали политическую полицию применятькак гласные, так и негласные формы работы, которые на долгие годы станут основными в работе органов госбезопасности того времени. К первым можно отнести цензурные мероприятия, направленные на предупреждение появления нежелательныхс точки зрения властей материаловв печатных изданиях. Сюда же относился мониторинг средств массовой информации с целью получения сведений об интересующих полицию людях и организациях. Гласный надзор за неблагонадежными лицами, а также сбор информации об останавливающихся в местных гостиницах приезжих, выяснение цели их посещения данного населенного пункта тоже могли осуществляться в открытом порядке ис помощью чинов общей полиции.К негласным формам работы относились перлюстрация корреспонденции (просмотр личных писем), а также внешнее и внутреннее агентурное наблюдение. Перлюстрационные пункты, которые иногда называли «черными кабинетами», существовали лишьв некоторых крупных городах. Алгоритм действий правоохранительной системы в отношении отдельных революционеров и организованных подпольных структур можно разделить на последовательные этапы. Сначала предстояло выявить подозрительных лиц, затем установить за ними наблюдение, попутно собирая как можно больше информации о них, отслеживая их круг общения. По мере выявления других революционеров, вступавших в контакт с объектом слежки, решался вопрос о его задержании, аресте, возбуждении следствия или продолжении негласного наблюдения за ним или всей группой. Такая схема предполагала использование определенных методов, к числу которых относилось наружное (внешнее) наблюдение. Оно осуществлялось силами так называемых филеров-агентов, которые осуществляли визуальное наблюдение, слежку за лицами, представляющими оперативный интерес. Филеры имелись не только в политической полиции, но и в учреждениях уголовного сыска.14 Метод наружного наблюдения применялся еще в III Отделении, но особенно широкое распространение он получил в 90-х гг. XIX в., когда при Московском охранном отделении появился летучий отряд филеров, созданный по инициативе Н. С. Бердяева. Филеры этого отряда командировались в различные губернии и работали тамв тесном сотрудничестве с местной полицией и жандармерией. Преимуществом такого подхода было то, что филеры этого отряда не были знакомы местным уголовникам, революционерам или неблагонадежным лицам, за которыми требовалось вести слежку. Правда, заезжие агенты плохо ориентировались в незнакомых им городах, куда они прибывали на задание, что в определенной степени создавало препятствия в их работе. Позже московский летучий отряд расформировали, но службы наружного наблюдения существовали при каждом ГЖУ. Для этой работы подбирали лиц из числа нижних чинов, находившихся в запасе, в возрасте до30 лет. Предпочтение отдавалось бывшим кавалеристам, разведчикам, как правило, людям «с крепкими ногами, хорошим зрением, слухом и памятью, с такой внешностью, которая давала бы возможность не выделяться из толпы». Квалифицированное наблюдение выполнялось обычно не менее, чем двумя филерами. В процессе слежки один филер шел позади объекта наблюдения, находясь недалеко от него, а его напарник шел в отдалении. Время от времени они менялись. Это делалось для того, чтобы лица филеров не примелькались и человек, за которым ведется наблюдение, не заподозрил бы слежку. Каждый день агенты писали рапортички – короткие отчеты о своей работе. В них они описывали все перемещения и встречи лиц, находившихся у них под наблюдением. Объектам наблюдения, как правило, присваивалась кличка, под которой они фигурировали в отчетах. Обычно кличка выражала какие-нибудь особенности внешности, характера или рода деятельности человека. Например, эсерка Анна Антонова, сестра А.С. Антонова, руководителя крестьянского восстания, которое всколыхнет Россию в 1920-1921 гг.,жила некоторое время в Пензе и находилась под наблюдением жандармерии. Она работала конторщицей в музыкальном магазине, поэтому филеры дали ей кличку «Пластинка». В случае необходимости, когда агентов наружного наблюдения не хватало, к этой работе привлекали офицеров жандармерии или полицейских. Со временем от этого отказались, так как полицейские и жандармские офицеры, носившие при выполнении своих повседневных обязанностей форму, были многим известны и поэтому могли быть легко опознаны. Обычно филеры не входили в штат ГЖУ и считались вольнонаемными. На практике агентами наружного наблюдения нередко становились не только нижние армейские чины, но и крестьяне, приехавшие в город из деревни. В городе их никто не знал, семьи, оставшиеся в деревнях, их не обременяли. Не имея обширных знакомств в городе, они долгое время могли оставаться никому не....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: