VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ политических конфликтов в рамках курса обществознания

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006589
Тема: Анализ политических конфликтов в рамках курса обществознания
Содержание
1



Министерство общего и профессионального образования свердловской области

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Факультет социологии

Кафедра социологии и политологии













Анализ политических конфликтов в рамках курса обществознания: методические проблемы и рекомендации



Выпускная квалификационная работа









Квалификационная работа                               Исполнитель:

допущена к защите                                           Гуртова Ксения Андреевна

Заф. кафедрой                                                   обучающаяся БП -52z группы 

____________________                                    __________________________

                                                                            Руководитель:

                                                                            Арапова Марина Андреевна

                                                                            канд. фил. наук доцент кафедры

                                                                            социологии и политологии УрГПУ

                                                                             _________________





Екатеринбург 2017

Содержание

	Введение	3

	Глава 1. Теоретические основы исследования возможностей анализа политических конфликтов в рамках курса обществознания	7

	1.1.Политические конфликты в современном информационном обществе	7

	1.2. Этапы возникновения и развития конфликтов в современном обществе	13

	1.3. Организация преподавания обществознания согласно требованиям ФГОС	17

	Выводы	28

	Глава 2. Организация  изучения   политических конфликтов  с использованием информационно-коммуникационных технологий в рамках курса обществознания	30

	2.1. Принципы отбора учебного материала при организации изучения политических конфликтов в средней школе	30

	2.2.Методы и приемы  при изучении темы «Политические конфликты » в средней школе	40

Глава 3. Методические проблемы и рекомендации выявленные учителями при изучении темы "Политический конфликт на уроках обществознания"……………………………………………………………………47

	3.1.  Разработка урока   «Социальные конфликты».	47

    3.2. Разработка урока    «Политический конфликт………………....................57

	3.3. Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках обществознания	64

	Выводы	66

	Заключение	67

	Список литературы	69

	Приложение	80

	Результаты опроса учителей	82

	Тема занятия: Политические конфликты.	87

	Приложения к уроку «Социальные конфликты»	97



                                                            Введение

Одним из основных средств для подготовки выпускников, способных к активной работе в условиях информационного общества, в общеобразовательной школе является учебный курс обществознания. Информационная компетентность – новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [А.Л.Семенов].

Учащиеся различаются индивидуальными способностями, мотивацией, характеристиками темпа учебной деятельности. При традиционной фронтальной форме организации обучения на занятии по обществознанию учителю приходится выбирать темп подачи учебной информации, ориентированный на среднего по подготовке и уровню восприятия материала учащегося, и не всегда имеет возможность осуществить своевременную коррекцию возможных индивидуальных отклонений от планируемого результата усвоения учебного материала. 

 Учащиеся со слабыми способностями не успевают освоить весь необходимый объем информации. Учащиеся, имеющие хорошую подготовку по обществознанию, вынуждены работать не в полную меру своих способностей. 

Общая для всех учеников скорость передачи учебной информации на уроке обществознанию не соответствует индивидуальным характеристикам скорости усвоения значительной части обучаемых. Поэтому планируемая цель учебного занятия при традиционной фронтальной форме обучения может быть достигнута лишь небольшой частью обучающихся. Следовательно, необходимо учитывать тот факт, что обучение учеников обществознанию происходит в условиях, с одной стороны, разного уровня их знаний по обществознанию и умений работать на компьютере, с другой стороны, индивидуальных различий в скорости учебной деятельности, разной степени готовности и способности к восприятию учебной информации. Это вынуждает учителя обществознания искать новые формы организации учебного занятия, подбирать новую методику обучения обществознанию, позволяющую учитывать индивидуальные особенности учеников.

Кроме того, следует учитывать некоторые существенные особенности уроков обществознания. Используя компьютер в качестве средства обучения, на занятиях по обществознанию можно решать следующие частные задачи учебно-воспитательного процесса:

обеспечивать индивидуальную передачу учебной информации;

использовать современные виды контроля за качеством усвоения учебного материала;

управлять познавательной учебной деятельностью учеников.

Однако, перечисленные задачи решаются не полностью в связи с тем, что не используются все возможности компьютера как средства обучения.

В работах А.Я.Савельева [16] определены преимущества применения информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности учебного процесса по сравнению с традиционным обучением, которые заключаются:

в развитии творческой активности и способностей учеников в процессе обучения;

в адаптации процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучаемых;

в многофункциональности применения (использование в различных формах учебного процесса);

в освобождении преподавателя от трудоемких операций, не требующих творческих действий;

в индивидуализации обучения в условиях группового учебного процесса;

в организации всестороннего контроля учебного процесса;

в обеспечении возможности самостоятельного обучения.

Вопросами методики обучения, использованием учебных электронных ресурсов занимались Г.А.Бордовский, Ю.С.Брановский, ЯЛ.Ваграменко, С.Г.Григорьев, В.В.Гриншкун, А.А.Кузнецов и другие. В работах данных авторах рассматриваются возможности использования учебных электронных ресурсов в процессе обучения, но они не содержат конкретных приемов эффективного использования учебных электронных ресурсов в процессе подготовки по обществознанию учеников.

Объект: система подготовки по обществознанию учеников.

Предмет: методика рассмотрения и анализа политических конфликтов на занятиях по обществознанию.

Гипотеза дипломного исследования заключается в предположении, что использование электронных образовательных ресурсов с позиции реализации обучающих и контролирующих функций в системе подготовки учеников по теме «Политический конфликт» будет способствовать повышению эффективности обучения, формированию информационной компетентности.

Цель работы состоит в изучении методов и приемов  использования электронных учебных ресурсов при изучении темы «Политический конфликт»  на занятиях по обществознанию в системе подготовки учеников.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать понятие политического конфликта и его виды;.

проанализировать понятие учебного электронного ресурса и психолого-педагогические особенности использования этих ресурсов при обучении обществознанию.

выявить особенности учебной деятельности учеников на занятиях по обществознанию с использованием электронных образовательных ресурсов.

осуществить отбор содержания, форм, методов и средств обучения обществознанию учеников по теме «Политический конфликт» с использованием электронных образовательных ресурсов.

разработать технологические карты  проведения урока обществознания по теме «Политический конфликт»  с использованием учебных электронных ресурсов.

Структура работы определена ее предметом и объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.




Глава 1. Теоретические основы исследования возможностей анализа политических конфликтов в рамках курса обществознания

1.1.Политические конфликты в современном информационном обществе







Что же представляет собой политический конфликт? Политический конфликт – это столкновение политических субъектов, которые характеризуются острыми противоречиями и противоборством между ними за разделение властных полномочий.

Политический конфликт представляет собой вид общественных отношений, при чем тех отношений, которые возникают по поводу власти. Как раз этим политический конфликт отличается от социального. Политический конфликт – это борьба одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию политических решений, власть.



Один из наиболее значимых структурных элементов системы социальных отношений в обществе в настоящее время –конфликт, являющийся важнейшей формой взаимодействия социальных групп и общностей, одна из функций которого состоит в своевременном обнаружении и устранении напряжения и противоречий, возникающих в отношениях между социальными субъектами. 

Одна из наиболее значимых исследовательских задач, встающих перед социологией конфликта при изучении конфликтов в современном  обществе, состоит в разработке концепции, способной описать и объяснить зарождение информационного конфликта, выявить закономерности развития и протекания конфликтов в сфере, связанной с производством, распространением и использованием разнородной социальной информации. Также исследования социологии конфликта затрагивают здесь трансформацию форм информационных конфликтов, которые укладываются в цепочку последовательных этапов, доступных для более или менее приближенного к действительности теоретического моделирования. На основе такого моделирования появляется возможность обеспечить основы для прогнозирования появления, эскалации и разрешения конфликтных ситуаций.

При исследовании с точки зрения социологии конфликта информационная война чаще всего рассматривается не как результат взаимодействия ряда случайных субъективных факторов и условий, а как следствие объективного, целенаправленного и, как следствие, предсказуемого развития изначальной конфликтной ситуации – факта наличия несовместимых интересов. Прежде чем привести к открытому столкновению интересов, конфликтная ситуация последовательно проходит в своем развитии целый ряд промежуточных этапов, в рамках каждого из которых конфликтологией выявлены рычаги, доступные для внешнего воздействия, способного обеспечить стабилизацию сложившейся ситуации.

Социология конфликта – теория, обеспечивающая широкие возможности для исследования конфликтов в сфере информационно-психологических отношений: выявляемые ей закономерности одинаково хорошо действуют и на предшествующих этапах развития общества, и на этапе его становления информационным.

Конфликты в сфере информационно-психологических отношений отличаются от всех остальных видов конфликтов, прежде всего, появлением новых возможностей для обострения или смягчения противоречий, послуживших причинами зарождения конфликта. Это обусловлено большим разнообразием методов, средств и приемов информационно-психологического воздействия, которое обеспечивает высокий уровень тактической гибкости поведения социальных субъектов в конфликтных ситуациях.

Жизнь людей в обществе протекает в контексте функционирования комплексной системы явлений природно-биологического, социального и культурно-символического порядка, в которой каждая более или менее самостоятельная подсистема имеет возможность поддерживать целостность и устойчивость только если поддерживается и сохраняется общее динамическое равновесие. Информационный конфликт представляет собой столкновение двух и более субъектов информационно-психологических отношений, направленное на достижение целей данных субъектов, связанных с приобретением, использованием и удержанием власти в информационно-психологическом пространстве, а также с перераспределением имеющихся у них ресурсов, определяющих их место в социально-политической системе информационного общества.



Одним из наиболее значимых показателей безопасности системы в целом или ее частей является сохранение ее структурно-функциональной целостности.

Любая система подвержена опасности нарушения равновесного положения, установившегося в ней, что ставит под угрозу возможность ее выживания. При колебании равновесия возможны два исхода:

произойдет восстановление динамического равновесия путем установления новых связей между элементами системы, перестройки ее структуры;

целостность системы будет нарушена.

То, перейдет ли система к новому равновесному состоянию или к разрушению своей структуры, зависит, в первую очередь, от способности системы адаптироваться к новым условиям и от характера изменения, вызвавшего нарушение равновесия.

Можно сказать, что общественный образ жизни защищает людей от некоторых опасностей, исходящих от окружающей следы. При этом общество само создает новый вид опасностей, выражающийся в возможности появления конфликтов на самых разных уровнях, от межличностного до международного.

Социология конфликта является целостной отраслевой социологической теорией, в рамках которой закономерности возникновения и развития столкновений противоборствующих сил в обществе исследуются в контексте взглядов на социальную реальность в целом. Среди ученых, заложивших основы социологии конфликта, наиболее известны Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер.

Теория, созданная немецким социологом Г. Зиммелем (1858-1918), получила название формальной социологии. В целом теоретические разработки этого ученого были направлены на определение основных форм протекающих в обществе процессов, которые происходят во всех видах социальных организаций. По мнению Зиммеля, в обществе постоянно идут взаимосвязанные процессы ассимиляции и диссимиляции, неизбежно приводящие к возникновению конфликтов. Еще одну причину конфликтов он видел в биологической природе человека, которая порождает его «потребности ненавидеть и бороться». К обострению столкновений приводит противоречивость интересов различных социальных групп. В то же время у человека существуют и глубинные инстинкты любви, которые способны смягчить конфликт или предотвратить его появление даже при наличии острых социальных противоречий.

Зиммель был привержен концепции о существовании аналогий между обществом и биологическим организмом, поэтому видел конфликт не столько источником социальных изменений, сколько средством поддержания бесперебойного функционирования социального организма. По его словам, «Конфликт … предназначен для решения любого дуализма, это – способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон, участвующих в конфликте. Здесь мы можем провести некоторую параллель с тем, что, как известно, наиболее сильный симптом болезни – это попытка организма избавиться от нарушений и повреждений, вызываемых конфликтами его частей».

Осознавая, что конфликт может по-разному сказываться на состоянии общества, Зиммель стремился наметить общие рамки соотношения конфликтов и поддержания равновесного состояния социального организма. Так, он определил ряд параметров, по которым конфликты отличаются друг от друга, среди которых наиболее значимы острота конфликта, уровень эмоциональной вовлеченности противоборствующих сторон, степень сплоченности конфликтующих групп. По убеждению ученого, эти параметры практически невозможно измерить количественно, поэтому следует формировать каузальные суждения, устанавливающие взаимосвязи между характеристиками конфликтов. Например, чем выше эмоциональная вовлеченность участников конфликта, тем больше его острота и вероятность разрушительных социальных последствий; чем выше частота конфликтов и чем ниже уровень их остроты, тем вероятнее стремление противоборствующих сторон к избавлению от враждебности.

Г. Зиммель придерживался диалектического подхода к анализу конфликтов и считал, что степень их опасности для общества напрямую зависит от внутренне присущих им свойств.

Англо-германский социолог Р. Дарендорф (1929-2009) также утверждал, что конфликт является неизбежной частью жизнедеятельности каждого общества и считал его одним из наиболее значимых источников социальных изменений, во многом порожденным социальным неравенством.

По мнению Дарендорфа, одним их основных условий социального благополучия является демократическое устройство общества. Именно демократические институты, сложившиеся в современном западном обществе, предоставляют возможность для регуляции возникающих конфликтов, не позволяя им доходить до деструктивных форм. Общество невозможно избавить от конфликтов, но можно поставить их ему на службу, сделав конфликты средством снятия социальной напряженности. Любой конфликт, возникающий в обществе одновременно выражает проблемы в социальных отношениях и служит сигналом для управленческих структур о необходимости устранения этих проблем, которые могут выступить предпосылками более острых противоречий. Таким образом, если конфликты в обществе не подавляются, а регулируются, процесс развития социальной системы приобретает более планомерный характер, что гарантирует возможность обеспечения общественной безопасности.

Американский социолог Л. Козер (1913-2003), формулируя свою конфликтологическую теорию, во многом опирается на положения, изложенные Г. Зиммелем. В работе «Функции социального конфликта» Козер уделяет большое внимание позитивным функциям конфликта в обществе. Обращаясь к источникам конфликтов, он утверждает, что их позитивные или негативные эффекты зависят как от предмета противоборства, так и от характеристик социальной структуры. В обществах с разными типами социальной структуры имеют место разные типы конфликтов.

Особенности протекания конфликтов зависят, по Козеру, и от специфики социальных групп. В группах, где существуют тесные взаимосвязи между участниками и присутствует высокий уровень личной ответственности, конфликт скорее будет подавлен. При этом когда конфликт все-таки возникает он протекает очень остро и часто приводит к разрушительным последствиям.

Для групп с частичным индивидуальным участием вероятность деструктивных последствий конфликта значительно ниже, но конфликтные ситуации возникают в них гораздо чаще. В этом случае сокращаются и возможности раскола всей системы, поскольку энергия противоборствующих сторон рассредоточивается по нескольким направлениям и не создает ситуации, угрожающей целостности группы.

Типы социальной структуры определяют механизмы, посредством которых возможно защитить систему от разрушительных последствий социальных конфликтов и вернуть ее к стабильному состоянию.

Для закрытых обществ, в рамках которых складываются структуры «жесткого» типа, таким механизмом является подавление конфликтного потенциала.

В открытых обществах чаще происходит приспособление к конфликтам и формирование на их основе «сигнальной» системы, оповещающей о наличии источников напряженности.

Согласно взглядам Л. Козера, социальный конфликт является способом адаптации социальных норм к меняющимся условиям. Общества с гибкой структурой способны извлечь пользу из возникающих конфликтов, создавая новые социальные нормы и видоизменяя старые, что способствует приспособлению общества к новым условиям. В закрытых обществах, не имеющих достаточной гибкости такая коррекция вряд ли возможна, так как подавление конфликта блокирует сигнал, предупреждающий об опасности, и ведет к угрозе социальной катастрофы.



1.2. Этапы возникновения и развития конфликтов в современном обществе



Конфликт является одним из самых распространенных явлений, возникающим в обществе на каждом этапе его развития. Конфликты чаще всего появляются по причине существования различных противоречащих друг другу интересов социальных субъектов, которые ведут к появлению разнонаправленных стремлений в разрешении тех или иных проблем. Также конфликты могут быть вызваны реализацией социальными субъектами своих прав и свобод в ущерб правам и свободам других субъектов. В конфликтной ситуации проявляются противоречия, существующие между стремлениями социальных субъектов, которые при ее развитии либо полностью или частично устраняются посредством согласованной деятельности участников конфликта по поиску возможных решений, либо влекут за собой нарастание остроты конфликта, его эскалацию, а иногда приводят ко втягиванию в противоборство новых социальных субъектов.

Конфликты способны играть в обществе как конструктивную, так и деструктивную роль. Если масштаб конфликта незначителен, возникшие противоречия способны без угрозы для социальной стабильности обратить внимание общества на проблемы в функционировании социальных отношений, взаимодействии субъектов различных уровней. Сигнальная функция конфликта дает возможность выявить и устранить возникающее социальное напряжение на ранних стадиях, пока не пройдена точка невозврата и конфликт не превратился в разрушительную силу, представляющую угрозу для общественной безопасности. Конфликты более высокой степени интенсивности несут больше отрицательных последствий, угрожая социальной стабильности. Развитие таких конфликтов может повлечь за собой разрушение или полное переструктурирование социальной системы.

Конфликты высокой интенсивности наиболее часто возникают в тех сферах жизнедеятельности общества, которые оказывают решающее влияние на характер и структуру общественных отношений. Так, в информационном обществе наиболее острые конфликты появляются в сфере информационно-психологических отношений. Они могут принимать характер открытого противоборства, доходя до самых агрессивных форм, которые сегодня получили название информационных войн. На предыдущих стадиях развития общества информационно-психологические отношения не имели определяющей роли в процессах зарождения, развития и разрешения конфликтов: главными средствами ведения военных действий выступали применение вооруженной силы, осуществление экономической и политической экспансии и блокады, а ведение пропагандистской деятельности имело лишь вспомогательное значение. Поэтому параллелей между методами информационно-психологического воздействия и традиционными военными действиями не проводилось, и понятие «информационная война» было впервые сформулировано после формирования зрелого постиндустриального общества.

Для направления социологии конфликта, специализирующегося на проблемах информационного общества, наибольший интерес представляет процесс протекания информационно-психологического конфликта, включающий в себя стадии зарождения, эскалации, кульминации и угасания или разрешения, либо перехода на новый уровень функционирования. В информационном обществе развились новые виды конфликтов – информационно-психологические войны, которые были практически не распространены в индустриальном обществе, когда власть над информацией не являлась настолько значимым ресурсом, способным при возникновении масштабных противоречий поставить под угрозу общественную безопасность. Для того чтобы создать механизмы эффективного противодействия информационно психологическим атакам, необходимо детальное исследование всех стадий протекания информационно-психологических конфликтов, выявление характерных особенностей каждого из их этапов. Формирование знаний о природе информационно-психологических конфликтов позволит определить возможности для внешнего конструктивного воздействия на них в целях сокращения их деструктивных эффектов путем замедления их развития, локализации влияния, перенаправления конфликтогенных процессов в сферу, где они будут менее разрушительны.

На основе существующих в социологии конфликта теоретических концепций можно выделить несколько основных стадий процесса возникновения и развития конфликтов.

На первой стадии возникает информационное противоборство, уже включающее стремление к экспансии, но не содержащее проявлений открытой агрессии.

Информационное противоборство невысокого уровня агрессивности представляет собой основной вид мирного взаимодействия субъектов в информационно-психологической сфере. На протяжении этого этапа все появляющиеся между социальными субъектами противоречия имеют конструктивный характер. Социальные субъекты способны разрешить подобные микроконфликты путем согласования интересов без привлечения третьих сторон. На этом этапе:

социальные субъекты осознают существующие между ними противоречия;

каждая из сторон формирует свое отношение к возникшей проблеме;

определяются средства и методы, тактика и стратегия информационно-психологической борьбы, направленной на разрешение возникших противоречий.

Следующим этапом развития конфликта является конфликт интересов субъектов информационно-психологических отношений, возникающий, когда существующие между сторонами противоречия не могут быть разрешены мирным путем, что может произойти в силу таких условий, как:

невозможность устранения возникших противоречий в короткие сроки;

необходимость для выработки компромиссного решения значительных уступок от каждой стороны;

несоразмерность необходимых для разрешения конфликта уступок от разных сторон, когда одна из них должна понести гораздо большие убытки, чем другая;

возможность превращения уступок, требуемых для устранения противоречий, в источник возникновения новых конфликтных ситуаций или возникновения других негативных последствий, менее желательных для участников, чем текущий конфликт.

На данной стадии, как правило, происходит вовлечение в конфликт новых участников, имеющих собственные политические интересы и объединяющихся в группировки.

Следует отметить, что на любой из стадий своего развития конфликт может прерваться в том случае, если его основные причины перестанут быть актуальными для противоборствующих сторон.

Если подобной потери актуальности не происходит конфликт переходит на следующую стадию, связанную с информационно-психологической агрессией, в рамках которой предпочтение отдается силовым методам воздействия на участников конфликта, направленным на получение стратегических преимуществ.

Заключительная стадия информационно-психологического конфликта – информационно-психологическая война, которая представляет собой кульминацию противоборства, включающую проявление информационно-психологической агрессии с применением информационного оружия.

Предотвращение перерастания конфликта в стадию практического применения силы особенно значимо для обеспечения общественной безопасности. Решению этой задачи во многом способствует своевременное прогнозирование политического столкновения, и принятие мер по его урегулирование до момента перехода конфликта в активную фазу

1.3. Организация преподавания обществознания согласно требованиям ФГОС

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) второго поколения современная школа должна ориентироваться на формирование универсальных учебных действий, включая те, что связаны с иноязычной компетенцией. [34]

Основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. [35]

Выделяют три основные функции УУД:

– обеспечение возможностей школьника самостоятельно осуществлять деятельность учения, выявлять учебные цели, находить и реализовывать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

– создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

– обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. [9]

Основная задача, которая ставится сегодня перед учителями – научить детей учиться, причём учиться не потому, что вынужден, а потому что есть желание.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. [8]

Нам необходимы такие методы обучения, которые позволят формировать  самостоятельную и инициативную позицию школьников в обучении,  первоочерёдно развивать универсальные учебные действия;  формировать умения, непосредственно вкупе с опытом использования их  на практике; целенаправленно развивать познавательный интерес обучающихся, реализуя принцип связи обучения с жизнью. [42]

Образовательный стандарт второго поколения требует применения новых подходов к содержанию образования, организации учебного процесса и технологиям обучения.

На сегодняшний день большое внимание со стороны психологов, методистов и практикующих учителей уделяется совершенствованию образовательных технологий. [47, 50]

В изначальном смысле термин «педагогическая технология» принято было понимать как «использование в педагогических целях технических достижений в области коммуникаций», таких, как, например, аудиовизуальные устройства, телевидение, компьютеры. В новом и более широком смысле педагогическая технология — это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наибольшей эффективности образования. [31]

По мнению А.К. Колеченко, технология – это «набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями». [11]

Педагогическая технология связана с системным подходом к образованию и обучению, она охватывает все аспекты и элементы педагогической системы — от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности.

В образовательной практике педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания.

М.И. Махмутов и Г.И. Ибрагимов определяют педагогическую технологию как «более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся гарантирующий достижение поставленной цели». [19] В этом определении, как правило, выделяют гарантию достижения цели. Это и есть основное назначение всякой технологии. 

Однако важно и другое – чем обеспечивается ее достижение. В этом отношении полезно вспомнить определение В.В. Серикова, который считает, что педагогическая технология – это «законосообразная деятельность, приводящая к законосообразному результату». [38] Без понимания лежащих в основе технологии закономерностей, без педагогически развитого мышления, без учета многих факторов педагогического процесса, возрастных и индивидуальных особенностей учеников педагог не сможет эффективно использовать технологию для достижения должного результата. Попытки произвольно изменять соподчиненность применяемых в технологии приемов и методов приводят к разрушению технологии, снижению ее результативности.

Педагогическая технология связана с системным подходом к образованию и обучению, она охватывает все аспекты и элементы педагогической системы – от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. В образовательной практике педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания.

Приведем характерные признаки педагогических технологий:

концептуальность — технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская, психолого-педагогическая позиция автора;

системность — технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.

дидактическое целеобразование — наличие дидактических процедур, содержащих критерии, показатели и инструменты измерения результатов деятельности учащихся и обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей, эффективности процесса обучения;

инновационность — технология предусматривает взаимосвязанную деятельность обучающего и обучаемого на основе учебного сотрудничества, диалогического общения, интерактивных подходов к обучению;

оптимальность — оптимальная реализация человеческих и технических возможностей, достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени;

корректируемость — возможность оперативной обработки связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;

воспроизводимость и гарантированность результатов — элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой — гарантировать достижение планируемых результатов.

Сам термин «технология» заимствованный из производственной сферы применяется в образовании условно, а сама педагогическая технология как разновидность технологии социальной не носит столь жесткого, заданного характера, как производственная технология, и базируется на теории психодидактики, социальной психологии, кибернетики и управления.

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к середине 50-х гг. XX в. и связывают с реформированием американской и западноевропейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относят Дж. Кэррола, Б. Блума, Д. Брунера, Д. Хамблина, Г. Гейса и В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, П.Я. Гальперина, М.В. Кларина, А.А. Матюшкина, М.И. Махмутова, В.А. Сластенина и Н.Ф. Талызиной.

Структурными компонентами педагогической технологии как системной категории являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства обучения; организация учебного процесса; субъекты процесса обучения; результат деятельности (в том числе уровень профессиональной подготовки).

Технологический подход к обучению предусматривает конструирование учебного процесса исходя из образовательных ориентиров, целей и содержания обучения. Особое внимание уделяется коррекции учебного процесса и диагностике его качества.

Технологий обучения в наши дни существует немало. Рассмотрим некоторые из используемых ныне разновидностей:

Технология разноуровневого обучения необходима, так как в ситуации перегрузки школьников большим объемом учебной информации обучать всех школьников на одном высоком уровне становится невозможно, т.к. он является недостижимым для многих учащихся. Во избежание отрицательного отношения к образовательному п.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44