VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ налоговой базы по налогу на доходы физических лиц

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008546
Тема: Анализ налоговой базы по налогу на доходы физических лиц
Содержание
Оглавление

		ВВЕДЕНИЕ	3

		ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ	6

		1.1 Экономическая сущность налога на доходы физических лиц и его бюджетообразующая роль	6

		1.2 Налогообложение доходов физических лиц в развитых странах и его сравнительный анализ	26

		

		Глава 2. Исчисление налога на доходы физических лиц  (на примере ФКУ "УФО МО РФ по Нижегородской области")	33

	2.1  Краткая характеристика организации…………………………………...33

	2.2 Организация и порядок работы при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц…………………………………………………………36

		2.3 Анализ налоговой базы по налогу на доходы физических лиц	40

2.4 Динамика применения налоговых вычетов и исчисления НДФЛ за 2015-2017 гг	45



Глава 3. Совершенствование механизма взимания налога на доходы физических лиц	54

3.1 Эффективность налогообложения доходов физических лиц на современном этапе 	54

3.2 Пути реформирования  НДФЛ в России	59



ЗАКЛЮЧЕНИЕ	65



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК	69



ПРИЛОЖЕНИЯ	76

 












Введение

Налог на доходы физических лиц является главным видом прямых налогов, который изымается в денежном виде за отчетный год и учитывается на основе общего заработка физических лиц. 

Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных экономических рычагов страны, при помощи которого оно желает выполнять различные проблемы. При помощи данного налога обеспечиваются денежные поступления в региональный и местный бюджет, регулируется уровень доходов населения, а также структура собственного потребления и сбережения граждан, стимулируется наиболее подходящее применение получаемых доходов и уменьшается неравенство прибыли. 

Актуальность исследования дипломной работы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц является самым распространенным в мировой практике налогом, который уплачивается с личных доходов населения. Данный налог стоит в центре любой налоговой системы, а также является одним из основных источников формирования доходной части бюджетной системы.  

Особенный характер НДФЛ выражается в закреплении обязанности каждого физического лица, независимо от его национальности, гражданства, социального статуса или иных критериев, уменьшить полученные им суммы доходов на установленные законом суммы налога.  

Отношения по исчислению и уплате НДФЛ могут существовать исключительно в форме, определенной законом. В связи с этим, создание четкого правового механизма налогообложения доходов физических лиц, сочетающего интересы налогоплательщиков и бюджетов, является одной из основных целей любого государства. Для достижения этой цели необходимо предельно четко регламентировать каждый элемент юридического состава налога на доходы физических лиц.  

Вместе с тем в настоящее время правовое регулирование НДФЛ не является в полной мере эффективным. Это связано с недостаточной теоретической разработанностью многих проблем правового регулирования налогообложения доходов физических лиц, с несовершенством юридической техники и нестабильностью налогового законодательства.  

Сложность налогового законодательства, неоднозначность норм налогового кодекса вызывает сложности в исчислении суммы налога, а также применении налоговых вычетов. Низкая финансовая грамотность населения не позволяет в полной мере гражданам пользоваться налоговыми вычетами, предоставляемыми законодательством по налогу на доходы физических лиц.

Вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность  и значимость выбранной темы работы.

Целью данной работы является исследование особенностей подоходного налогообложения в РФ на примере ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Нижегородской области».

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

- рассмотреть сущность налога и его роль в формировании бюджета;

- изучить историю и принципы подоходного налогообложения;

- охарактеризовать порядок взимания налога на доходы физических лиц в настоящее время;

- провести экономический анализ исчисления и взимания налога на доходы физических лиц налоговым агентом на примере ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Нижегородской области»

- рассмотреть приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц и совершенствование механизма исчисления НДФЛ.

Объектом исследования в настоящей выпускной квалификационной работе является ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Нижегородской области».

Предметом исследования является система налоговых отношений, действующих при налогообложении доходов физических лиц.

Информационную базу составили труды зарубежных и отечественных ученых, специалистов в области теории и практики налогообложения физических лиц, социальной политики государства, законодательные и нормативно-правовые акты по налогообложению, материалы периодических изданий, материалы Федеральной службы государственной статистики, данные Министерства финансов и Федеральной налоговой службы, периодические экономические издания.

Методологической основой проводимого исследования является диалектический метод познания, раскрывающий возможности изучения экономических явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Сравнительный подход к объекту исследования реализован при помощи общенаучных методов: моделирования, анализа и синтеза, группировки и сравнения.




Глава 1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц

Экономическая сущность налога на доходы физических лиц и его бюджетообразующая роль

Налог на доходы физических лиц. Первоначальное название налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - подоходный налог. Начало функционирования налога на доходы физических лиц было положено в 1813 году. На начальных этапах функционирования НДФЛ не являлся стабильным источником пополнения бюджета государства, поскольку не были точно определены все элементы налогообложения, что приводило к низким поступлениям в бюджет.

В период советской власти рациональная система налогообложения доходов физических лиц отсутствовала, поскольку политикой государства не отдавалось приоритета подоходному налогообложению. 

Функционирование и развитие НДФЛ в России проходило ряд этапов, которые условно можно разделить на 7 периодов:

1813-1923 гг.-становление подоходного налогообложения, имело нерегулярный характер и низкое значение в бюджете;

1923-1930 гг.-введение подоходного налога (период НЭПа), доля налога в доходах бюджета возрастает с 0,9% до 3,4%;

1931-1945 гг.-значение в бюджете возрастает, однако на протяжении этого этапа наблюдается снижение доли подоходного налога в доходах бюджета с 7,5% до 3,5%;

1955-1991 гг.- рост доли подоходного налога в бюджете до 41,8%, при этом наибольшая роль для сельских бюджетов;

1955-1991 гг. -происходит снижение доли подоходного налога в доходах бюджета до 8%;

1992-2000 гг.-значение в доходах бюджета стабильно 8%-10,5%;

2001 г.- по настоящее время происходит существенное повышение значения подоходного налога, в том числе и его доли в налоговых доходах бюджета до 42%, возрастает значение в местных бюджетах.

С 1 июля 1990 г.  в СССР действовал Закон «О подоходном налоге с граждан», при котором применялась прогрессивная шкала налогообложения, в зависимости от суммы дохода в месяц, а также шкала была дифференцирована по источникам получения доходов, так доходы от внештатной работы, а также дивиденды и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 700 руб./мес. облагались по 8 ставкам (от 1.5% до 13%), а начиная с 700 - по стандартным ставкам.

В 1991 г. был принят Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», в котором не определен перечень видов доходов, подлежащих обложению подоходным налогом, и, следовательно, налогом облагался любой доход как в виде передачи физическим лицам денежных средств и имущества, так и в виде льгот, привилегий и материальной выгоды, полученных ими. Вместе с тем Законом был установлен полный перечень льгот, предоставляемых физическим лицам при налогообложении их доходов. Например, к этим льготам можно отнести:

 - невключение в налогооблагаемый доход полностью или частично ряда видов выплат (государственные пенсии и пособия и др.);

 - не облагаемый налогом минимум доходов (одно-, трех-, пятикратный размер минимальной суммы месячной оплаты труда в зависимости от категории плательщика);

 - целевые налоговые льготы (взносы в Пенсионный фонд, на благотворительные цели, средства, направленные на строительство жилья, на содержание детей и иждивенцев);

- неприменение прогрессивных ставок налога (к доходам в виде выплат коэффициентов и надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, к доходам нерезидентов, полученным на территории России по гражданско-правовым договорам);

- освобождение от уплаты налога отдельных категорий граждан (доходы учащихся дневной формы обучения, полученные за работы в связи с учебно-производственным процессом, за работы по уборке сельхозкультур; доходы старателей, полученные в результате с добычи драгоценных металлов и др.) [21, с.89].

С 2001 г. налогообложение доходов физических лиц регулируется главой 23 Налогового кодекса РФ. 

Налог на доходы физических лиц является прямым федеральным налогом. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов в соответствии с действующим законодательством.

Подробнее рассмотрим элементы налога на доходы физических лиц.

Согласно ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДФЛ признаются: физические лица, для целей налогообложения подразделяемые на две группы:

- лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев);

- лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России.

Отметим, что согласно официальной позиции, выраженной Минфином России и ФНС России, после получения налогоплательщиком статуса налогового резидента, налоговый агент вправе зачесть НДФЛ, удержанный до получения налогоплательщиком статуса налогового резидента по ставке 30 процентов. С 01.01.2011 в п. 1.1 ст. 231 НК РФ установлено, что если физическое лицо в течение налогового периода приобретает статус налогового резидента РФ, то оно может обратиться в налоговый орган за возвратом суммы НДФЛ, образовавшейся в связи с перерасчетом по итогу налогового периода. При этом необходимо подать декларацию, а также документы, подтверждающие статус налогового резидента. Возврат осуществляется в порядке, предусмотренном в ст. 78 НК РФ.

Объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками [21, с.90]: 

- от источников в России и за ее пределами - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

- от источников в России - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Таким образом, чтобы определить, будет ли физическое лицо уплачивать налог на доходы физических лиц, необходимо установить не только его налоговый статус, но и источники его доходов.

 Какие доходы считаются полученными от источников в Российской Федерации. Перечень таких доходов приведен в п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ. Так, для целей налогообложения к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, относятся следующие виды доходов.

1. Дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации.

2. Страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации.

3. Доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав.

4. Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации.

5. Доходы от реализации:

- недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;

- в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

- прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации;

- иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу [18, с.544]

6. Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждения и иные выплаты, получаемые членами совета директоров организации - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Россия, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.

7. Пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации.

8. Доходы, полученные от использования любых транспортных средств при перевозках в Российскую Федерацию или из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в Российской Федерации.

9. Доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной или беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации.

10. Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

11. Иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации [21, с. 89]

       Налоговая база по налогу на доходы физических лиц включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода. При этом в Налоговом кодексе выделены следующие виды доходов, которые следует учесть при расчете налоговой базы:

- доходы, полученные в денежной форме;

- доходы, полученные в натуральной форме;

- доходы, полученные в виде материальной выгоды.

Налоговый агент производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ.

В гл. 23 НК РФ рассматриваются особенности определения налоговой базы при получении доходов: в натуральной форме (ст. 211 НК РФ); в виде материальной выгоды (ст. 212 НК РФ);  по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения (ст. 213 НК РФ);  от долевого участия в организации (ст. 214 НК РФ);  по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 214.1 НК РФ);  в виде процентов, получаемых по вкладам в банках (ст. 214.2 НК РФ); 

по операциям займа ценными бумагами (ст. 214.4 НК РФ); отдельными категориями иностранных граждан (ст. 215 НК РФ).

Доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату фактического получения доходов.

Для расчета НДФЛ необходимо определить налоговую базу. Она равна сумме начисленного за налоговый период дохода работника за минусом необлагаемых доходов и стандартных, социальных и (или) имущественных налоговых вычетов. К доходам членов трудового коллектива, выплачиваемым работодателем, но не облагаемым НДФЛ, в частности, относятся (рис. 1).



Рис.1. Доходы членов трудового коллектива, не облагаемые НДФЛ

Существует две позиции нужно ли удерживать НДФЛ с оплаты учебного отпуска (п. 3 ст. 217 НК РФ).

1.Согласно официальной позиции, выраженной Минфином России, средний заработок за время учебного отпуска облагается НДФЛ. Аналогичная точка зрения высказана в судебном акте.

2.В то же время есть судебные акты, из которых следует, что оплата учебных отпусков не облагается НДФЛ, если обучение необходимо в производственных целях.

Существует две позиции о том, должен ли работодатель удерживать НДФЛ с вознаграждения, выплаченного индивидуальному предпринимателю, если выполняемые им обязанности по гражданско-правовому и трудовому договорам совпадают (ст. 227 НК РФ):

- в некоторых судебных решениях указано, что с дохода, выплаченного предпринимателю по гражданско-правовому договору, работодатель должен уплатить НДФЛ, так как фактически обязанности выполнялись в рамках трудовых отношений.

- в то же время есть судебное решение, в котором отмечено, что вознаграждение, полученное предпринимателем по гражданско-правовому договору, не является оплатой его труда как штатного работника.

Исчисление сумм налога в соответствии с п. 3 ст. 226 НК РФ производится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых установлена налоговая ставка 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы НДФЛ [21, с.90].

Рассмотрим определение даты фактического получения дохода для исчисления налога на доходы физических лиц для целей определения налоговой базы на рис. 2.



	Рис. 2. Дата получения дохода

	

В п. 2 ст. 223 НК РФ определено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором.

Определение налоговой базы представлено на рисунке 3.



Рис. 3. Определение налоговой базы по НДФЛ



Прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В соответствии с  налоговым кодексом существуют стандартные, профессиональные, имущественные и социальные налоговые вычеты. Законодательно утверждено пять основных видов вычетов, объединенных в зависимости от сферы применения и категорий налогоплательщиков:

- стандартные – в отношении отдельных групп граждан и детей;

- имущественные – применяются при продаже и покупке недвижимости;

- социальные – в отношении расходов на образование, лечение и страхование;

- профессиональные – могут использовать отдельные категории ИП и физических лиц;

- инвестиционные – уменьшают доход от ценных бумаг при расчете налога.  (Приложение 1) [21, с.91].

Следует отметить, что по каждой налоговой ставке налоговая база  исчисляется отдельно. 

Большинство доходов, которые получает налогоплательщик, облагается по ставке 13 %. 

Для некоторых доходов установлены специальные налоговые ставки: 35%, 30%, 15% и 9% .

По ставке 35% облагаются следующие доходы:

- стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4000 руб.;

- процентные доходы по вкладам в банках, находящихся на территории РФ (с учетом особенностей, изложенных в ст. 214.2 НК);

- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 НК;

-доходы в виде платы за использование денежных средств членов КПК (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным КПК средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного КПК или ассоциированных членов сельскохозяйственного КАК, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 214.2.1 НК.

По ставке 30% облагаются следующие доходы:

- доходы по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенных российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 214.6 НК;

- все доходы, получаемые физлицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых:

в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%;

от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 НК, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%; от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%;

от осуществления трудовой деятельности участниками госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%;

от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%;

от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

Доходы по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированных до 01.01.2007 г. облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 9%.

Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год. Однако на налогового агента возложена обязанность исчислять и перечислять налог на доходы физических лиц за сотрудников в день выплаты им заработной платы [2].

Рассмотрим сроки перечисления НДФЛ налоговыми агентами при выплате физическим лицам наиболее распространенных видов доходов в таблице 1.

Таблица 1

Сроки уплаты НДФЛ для налоговых агентов

Вид дохода, с которого агент перечисляет НДФЛ

Срок уплаты НДФЛ (п.6 ст.226 НК РФ)

Зарплата:
— за первую половину месяца (аванс);
— за вторую половину месяца (окончательный расчет)

Весь зарплатный НДФЛ (включая налог с аванса) перечисляется в бюджет один раз при окончательном расчете по итогам месяца (Письмо Минфина России от 10.04.2015 № 03-04-06/20406).
НДФЛ уплачивается не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода.

Другие трудовые выплаты отпускные
, пособия и т.д.

НДФЛ нужно перечислить в бюджет не позднее последнего числа того месяца, когда были произведены данные выплаты.

Дивиденды

Если дивиденды выплачивает ООО, то НДФЛ уплачивается не позднее дня, следующего за днем перечисления дивидендов.
Если дивиденды выплачивает АО — не позднее месяца с даты, когда дивиденды были выплачены (Письмо Минфина России от 19.11.2014 № 03-04-07/58597).



В налоговой системе Российской Федерации налог на доходы физических лиц имеет важное значение, данный налог является социально-ориентированным, поэтому при его установлении и реформировании государство решает ряд задач:

-обеспечение достаточных налоговых поступлений в бюджетную систему регионов;

- регулирование уровня доходов населения и, соответственно, структуры личного потребления и сбережений граждан;

-стимулирование наиболее рационального использования получаемых доходов;

-помощь наименее защищенным категориям населения.

Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, но зачисляется в бюджеты регионов и муниципальных образований.

В соответствии с поправками к Бюджетному кодексу РФ с 1 января 2014 года изменился порядок распределения налога на доходы физических лиц между бюджетами различного уровня. По общему правилу в бюджет субъектов РФ зачисляются 85% от НДФЛ. Оставшиеся 15% суммы зачисляются в местные бюджеты (п.2 ст.58 БК РФ). Дальнейшее распределение зависит от того, какие административные единицы есть на территории субъекта.

В субъектах с территориальным делением на городские округа вся оставшаяся сумма зачисляется в бюджеты этих округов.

В случае, когда на территории субъекта есть городские поселения, то 10% от суммы НДФЛ перечисляется в их бюджет, а 5% в бюджеты муниципальных районов в их составе.

В субъектах с сельскими поселениями, разделенными на муниципальные районы в следующем процентном соотношении: 2%-поселениям, 13% — муниципальным районам.

Проведем анализ поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет субъектов РФ. В таблице 2 представлены суммы поступления от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и налоговые доходы бюджета за 2014–2016 гг. 

Таблица 2

 Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет субъектов РФ в составе налоговых доходов за 2014–2016 гг. [61]



		

	 По данным таблицы 2, видно, что наиболее весомым для региональных бюджетов является налог на доходы физических лиц. В 2015 году, по сравнению с 2014 годом, поступление НДФЛ в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации увеличилось на 4,7%, а в 2016 г., по сравнению с 2015 г.- на 7,5%. 

Доля НДФЛ в объёме налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ за 2015 год составила 40,6%, что на 0,9% меньше по сравнению с 2014 годом, а в 2016 году – 39,9%, что на 0,7% меньше, чем в 2015 году. Этот фактор обусловлен увеличением долей других налоговых поступлений в бюджет.

Далее проанализируем влияние различных факторов на динамику налоговых поступлений от НДФЛ в бюджеты различных уровней. Целесообразно будет исследовать следующие общеэкономические показатели, которые прямо или косвенно будут влиять на формирование налоговой базы по НДФЛ: 

среднедушевой денежный доход; 

среднегодовая заработная плата; 

численности населения, занятого в экономике;

индекс роста потребительских цен (инфляция). 

Динамика данных показателей по РФ за 2014–2016 гг. представлена в таблице 3.

Таблица 3

Динамика экономических факторов, влияющих на поступление НДФЛ в бюджет РФ за 2014 – 2016 гг. [63]

Показатель 

2014 г.  

2015 г.  

2016 г.  

Абсолютное отклонение, +/- 

Относительное отклонение (%) 









2015 г. к 2014 г.

2016 г. к 2015 г.

2015 г. к 2014 г.

2016 г. к 2015 г.

Среднедушевой денежный доход, руб. 

27766,1

30466,6

30744,4

2700,5

277,8

109,7

100,9

Среднемесячная заработная плата (номинальная), руб. 

32495,0

34030,0

36709,0

1535,0

2673,0

104,7

107,7

	Среднегодовая численность населения, занятого в экономике, тыс. чел. 

71539,0

72323,6

72689,3

784,6

365,7

101,1

100,5

Индекс роста потребительских цен, % 

107,8

115,5

107,1

7,7

-8,4

107,1

92,7



















Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что среднегодовая численность населения занятого в экономике РФ выросла в 2015 году на 784,6 тыс. чел., что приводит к увеличению среднедушевого денежного дохода на 1838,5 руб. (27766,1руб.). Повышение роста цен на товары и услуги в 2015 году на 7,7% приводит к росту среднемесячной заработной платы населения на 1535 руб. По сравнению с 2015 годом, в 2016 г. среднегодовая численность экономически активного населения также увеличилась на 365,7 тыс. чел., что привело к росту показателя среднедушевого дохода населения до 2707,3 руб. (9,7%). 

Таким образом, поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016 году составили 3 017,3 млрд. рублей, что на 210,8 млрд. рублей, или на 7,5% больше, чем в 2015 году. При этом рост поступлений в текущем году на 3,1 п. превысил рост поступлений налога в 2015 году (104,4%).

Темп роста поступлений НДФЛ сопоставим с темпом роста среднемесячной начисленной заработной платы работников в 2016 году, который в номинальном выражении составил 107,7%.

Следует отметить, что ежегодное повышение объемов поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет страны произошло под воздействием нескольких факторов: 

 темп роста просроченной задолженности по выплате заработной платы в 2016 году резко сократился и составил 76,3% против 178,1% в 2015 году;

сокращение темпов роста общей численности безработных со 107,4% в 2015 году до 99,5% в текущем году. При этом численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2016 году сократилась на 1,2%, тогда как в 2015 году выросла на 9,2%.

 Налог на доходы физических лиц составляет значительную часть бюджета Российской Федерации. На величину поступление подоходного налога в бюджет оказывают влияние такие экономические факторы, как среднедушевой денежный доход населения (прямое влияние), среднегодовая заработная плата (прямое влияние), среднегодовой численность населения, занятого в экономике (косвенное влияние) и индекс роста потребительских цен (косвенное влияние). Положительное изменение показателя среднегодовой численности населения, занятого в экономике, приводит к увеличению значения среднедушевого дохода населения. Следует помнить, что рост индекса потребительских цен должен приводить к увеличению показателя среднемесячной заработной платы. Данное обстоятельство будет способствовать повышению уровня жизни населения [19, с. 327].

Несмотря на устойчивую динамику роста поступлений НДФЛ в бюджет, его доля в доходах сокращается в 2016 г. до 39,9% по сравнению с 41,5 % в 2014 г.

Данное обстоятельство обусловливается, главным образом, достаточно низким уровнем доходов основной массы населения в России, невысокой налоговой дисциплиной налогоплательщиков, а также низким уровнем налоговых ставок в отношении высоких доходов физических лиц – 13% независимо от величины получаемого дохода.

Обеспечивая тесную взаимосвязь между налоговой политикой и социальной политикой государства и его регионов, можно оказывать влияние на «бюджетно-налоговую конкурентоспособность региона» через социальную составляющую. Формируя собственные налоговые ресурсы территорий на необходимом уровне для обеспечения расходных обязательств, органы государственной власти могут профинансировать в необходимом объеме расходы на социальную сферу, что в свою очередь скажется на повышении жизненного уровня населения обслуживаемых территорий, а также на росте налоговых поступлений, включая НДФЛ [37, с.115].    













Налогообложения доходов физических лиц в развитых странах и его сравнительный анализ

Налог на доходы физических лиц является центральным налогом, взимаемых с физических лиц. В разных странах на его долю приходится от 90% (США) до 98 - 99% (Россия) суммы всех налогов, взимаемых с физических лиц.

В общей системе государственных доходов, НДФЛ входит в бюджетообразующую группу налогов. Доходы от данного налога в различных странах, зависят от уровня доходов населения и от организации налоговой системы. По странам ЕС подоходный налог в среднем составляет около 34,5 % обязательных отчислений [12, с. 120].

В странах, входящих в организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на долю подоходного налога с физических лиц приходится около 38,3 %.

В настоящее время практически во всех странах мира применяется глобальная налоговая система. 

Шедулярная налоговая система используется практически только в Швеции и Франции, в Англии и некоторых ее бывших колониях, а с 1 января 2001 г. используется и в Российской Федерации. Шедулярный тип подоходного налога предполагает начисление подоходного налога по каждому из возможных видов доходов по соответствующей ставке. Глобальный тип налога считается наиболее соответствующим принципу справедливости, так как позволяет в полной мере учесть платежеспособность налогоплательщика, его семейное положение и существующий в стране прожиточный минимум.

Так же важным моментом при организации налогообложения доходов физических лиц, является вопрос о выборе шкалы и ставок налогообложения. Ещё в начале прошлого века в трудах А. Исаева, Э. Селегина,    В. Вагнера и других специалистов было доказано, что прогрессивная шкала налогообложения, при которой большим доходам соответствует и большая процентная ставка, в наибольшей степени удовлетворяет принципу справедливости. В настоящее время практически во всех странах мира подоходный налог взимается по прогрессивной шкале [12, с.121]. Рассмотрим систему налогообложение доходов физических лиц в развитых странах.

США.

Для первого восприятия законодательство США по налогам представляется сложным. Кодекс внутренних доходов, принятый в 1954 году, является его основой. Вносимые в кодекс изменения оформляют новыми разделами. Решения Казначейства США являются постановлениями для Службы внутренних доходов (IRS), согласно которым она работает с налогоплательщиками. Подоходный налог в США  должны платить все его резиденты независимо от того, где они проживают и в какой стране получают доход. При расчете налогооблагаемой базы учитывают различные виды вычетов.

После оформления декларации о налогах он оплачивается в 3 адреса:

на федеральный уровень;

непосредственно штату, где проживает декларант;

городу или округу (местные налоги).

Налоговые ставки на каждом уровне свои и даже могут отсутствовать. Ставки налогов федерального уровня колеблются в пределах от 10 до 39,6% и рассчитываются от уровня дохода. В зависимости от того, кто оформляет декларацию (одиночка или супружеская пара), необлагаемая база равна 9 075–18 150 долларов США. При доходе от 406 751 доллара США налог берут по ставке 39,6%.

В зависимости от штата ставка налога может варьироваться от 0 до 13%, изменяясь от года к году как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. При этом количество штатов, где налог не берут, тоже может меняться.

Франция

Во Франции расчет подоходного налога производит налоговая служба. Все доходы французов делятся на 8 категорий. По каждой из них имеется своя методика расчета с учетом применяемых льгот и вычетов. Налог исчисляют по прогрессивной шкале. Эта шкала уточняется каждый год. Особенность расчета подоходного налога состоит в том, что его рассчитывают на семью.

Подоходный налог во Франции берется с дохода по прогрессивной шкале (от 5,5 до 75%). Необлагаемый минимум составляет 6 011 евро в год. Максимальную ставку 75% применяют при доходе семьи в 1 000 000 евро.

Швеция

В Швеции подоходный налог получают правительство и муниципалитеты. За налогоплательщиками закреплен регистрационный номер и счет для перечисления налогов. Ре.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%