- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ литературных источников по проблеме исследования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R500000 |
Тема: | Анализ литературных источников по проблеме исследования |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение...................................................................................................................2 Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования............................................................................................................6 1.1. Особенности усвоения геометрических форм учащимися с умственной отсталостью..............................................................................................................6 1.2. Методы закрепления представлений о геометрических формах у младших школьников с умственной отсталостью.............................................12 1.3. Преимущества уроков изобразительного искусства в закреплении представлений, о геометрических формах у младших школьников с умственной отсталостью.......................................................................................18 Глава 2. Организация и методика экспериментальной части исследования..........................................................................................................26 2.1. Цель и задачи экспериментальной части исследования.............................26 2.2. Характеристика участников эксперимента..................................................29 2.3. Методика констатирующего эксперимента.................................................32 2.4. Методика формирующего эксперимента.....................................................39 Глава 3. Анализ результатов исследования........................................................55 3.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента................................55 3.2. Сравнительный анализ результатов обучения (контрольного эксперимента)........................................................................................................59 Заключение.............................................................................................................68 Список литературы................................................................................................74 Приложение Введение Актуальность данной работы заключается в том, что с момента становления и по сей день в системе специального образования в нашей стране непрерывно идет поиск и совершенствование организационных, психолого-педагогических, методологических подходов к процессу обучения умственно отсталых учащихся. На современном этапе система специального образования находится в стадии реформирования. Количество учащихся, нуждающихся в особенных образовательных условиях, постоянно увеличивается. А тот факт, что у данной категории учащихся всё реже встречается нарушения физического и психического развития в их классическом виде и всё чаще имеет место, сложная структура нарушений ставит перед системой специального образования новые задачи. Процесс решения педагогических задач, опирающихся на ведущие теории общей и специальной дидактики, постоянно требует поиска и внедрения инновационных подходов и новых путей для их решения. Такой подход гарантирует повышение качества образования, воспитания, адаптации, интеграции и самоидентификации себя как отдельной единицы общества учащихся с умственной отсталостью. Одним из условий самостоятельного вхождения в общество учащихся с умственной отсталостью и успешного взаимодействия с ним является качество школьного обучения, глубина полученных знаний, умений, навыков и способность применять их в своем дальнейшем взаимодействии с обществом и при решении жизненных и практических задач. В процессе школьного обучения, наряду с другими изучаемыми дисциплинами, большое значение отводится изучению геометрического материала. Геометрический материал рассматривается многими учеными как средство всестороннего развития личности (В.П. Гриханова, И.А. Грошенков, Ю.Т. Матасова, М.Н. Перовой, Е.Ф. Сегалевич, П.Г. Тишина и др.). Не лишним будет упомянуть и о коррекционном значении курса для учащихся с умственной отсталостью, способствующему сглаживанию нарушений, присущих данной категории учащихся. От прочности усвоения геометрического материала зависит умение и способность их дальнейшего успешного применения на практике. Именно прочное закрепление получаемых в процессе обучения знаний гарантирует их успешное применение выпускниками с умственной отсталостью в повседневной жизни и труде. Вопрос поиска дополнительных путей повышения качества знаний, получаемых учащимися младших классов с умственной отсталостью в процессе изучения элементов наглядной геометрии, определил тему данной исследовательской работы. Многие ученые (А.Н. Граборов, Т.Н. Головина, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Н.Ф. Кузьмина - Сыромятникова, М.М. Нудельман, И.М. СоловьевЖ.И. Шиф и др.) отмечают важность изобразительной деятельности в процессе обучения, воспитания и всестороннего развития умственно отсталых школьников. Ими подтверждено, что уроки изобразительной деятельности и сама изобразительная деятельность обладает большим познавательным и коррекционным потенциалом, помогает учащимся лучше усваивать знания по различным школьным дисциплинам. Ввиду этого, урокам изобразительной деятельности отводиться не маловажное значение при обучении умственно отсталых школьников. В данной исследовательской работе нами был рассмотрен процесс закрепления представлений о геометрических формах, у младших школьников с умственной отсталостью на уроках изобразительного. Нами было принято решение разработать и апробировать систему работы на уроках изобразительного искусства, которые бы давали педагогу дополнительные возможности закрепления представлений о геометрических формах, изучаемых на уроках математики. Объект исследования: процесс закрепления представлений о геометрических формах у младших школьников с умственной отсталостью на уроках изобразительного искусства. Предмет исследования: уроки изобразительного искусства, как дополнительное и эффективное средство закрепления представлений о геометрических формах у младших школьников с умственной отсталостью. Цель исследования состояла в разработке системы и изыскании средств, целенаправленное применение которых на уроках изобразительного искусства будет способствовать более эффективному закреплению представлений о геометрических формах у младших классов с умственной отсталостью. Гипотеза: целенаправленное использование на уроках изобразительного искусства специально подобранных методов, приемов и средств обучения, предназначенных для закрепления представлений о геометрических формах, способствует улучшению качества и прочности закрепления представлений о геометрических формах получаемых учащимися в процессе изучения элементов геометрии. Задачи: - изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, проанализировать существующие программы по методике изучения математики и элементов наглядной геометрии и программы по изобразительному искусству, изучить ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью и примерные АООП обучающихся с умственной отсталостью, познакомиться с различными методиками диагностики умственно отсталых школьников; - выявить уровень сформированности представлений о геометрических формах у умственно отсталых учащихся второго класса; - разработать и экспериментально проверить систему закрепления представлений о геометрических формах у умственно отсталых учащихся второго класса на уроках изобразительного искусства с использованием специально подобранных средств. Методы: - изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме дипломной работы; - анализ содержания методик направленных на закрепление изучаемого материала; - педагогическое наблюдение; - анализ продуктов деятельности учеников; - изучение педагогического опыта; -педагогический эксперимент, предназначенный для выявления эффективности предлагаемой системы закрепления представлений о геометрических формах у учащихся с умственной отсталостью; - анализ и обобщение результатов экспериментальной работы. Новизна и практическая значимость данного исследования заключается в том, что: 1. На основе анализа специальной литературы, в соответствии с новым ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью и примерной АООП обучающихся с умственной отсталостью по варианту 1 нами было разработано календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства для умственно отсталых учащихся 2 класса. 2. Разработана система и содержание работы по закреплению представлений о геометрических формах на уроках изобразительного искусства. 3. Подобрана и экспериментально апробирована методическая работа, направленная на закрепление представлений о геометрических формах у умственно отсталых учащихся вторых классов на уроках изобразительного искусства. ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Особенности усвоения геометрических форм учащимися с умственной отсталостью Начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным обучением, система специального образования учащихся с умственной отсталостью преследует конечную цель - вооружить выпускника образовательного учреждения необходимыми жизненными компетенциями для дальнейшей успешной жизнедеятельности в обществе и профессиональном труде. В перечень обязательных предметных областей ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью включен учебный предмет "Математика". Наряду с изучением арифметического материала содержанием учебной программы по математике предусмотрено изучение геометрического материала, который предполагает ознакомление учащихся с элементами наглядной геометрии и призван сформировать геометрические знания по данному предмету [73 с. ] В процессе изучения элементов наглядной геометрии происходит накопление определенного запаса представлений о геометрических формах, формируется целостная система знаний о геометрических объектах. Изучению геометрического материала отводится особая роль, так как знания, получаемые по этой дисциплине, имеют большое практическое значение и будут актуальны при освоении производственных профессий и дальнейшей самостоятельной жизни выпускников с умственной отсталостью [Перова, 2001, с. 371]. Наряду с этим изучение геометрического материала носит коррекционный характер, позволяющий корригировать и нивелировать нарушения в психическом и физическом развитии умственно отсталого школьника. В процессе обучения у младших школьников с умственной отсталостью происходит активизация познавательной деятельности, развивается наблюдательность, внимание, формируются приемы умственной деятельности, корригируются операции анализа синтеза, обобщения, сравнения, учащиеся научаются сопоставлять, дифференцировать и классифицировать геометрический материал, происходит пополнение активного и пассивного словаря специфической для данного предмета терминологией [60]. Учеными, занимающимися вопросами организации процесса обучения школьников с умственной отсталостью элементам наглядной геометрии, отмечаются трудности, с которыми сталкиваются учащиеся и педагоги в процессе освоения данной дисциплины (Л.В. Занков, Н.Ф. Кузьмина - Сыромятникова, М.Н. Перова, Е.Т. Соколова, П.Г. Тишин, В.В. Эк, И.М. Яковлева и др.). Стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие, инертность и замедленный темп операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения, особенности памяти, восприятия, внимания умственно отсталых детей требуют от педагога изыскания особых средств, тщательного отбора методов и приемов, учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося для успешного формирования и закрепления знаний о геометрических формах. В процессе изучения познавательной деятельности детей с умственной отсталостью, учеными констатируется её диффузность и малая дифференцированность, что в свою очередь крайне затрудняет обучение (В.Я. Василевская, Л.В. Занков, Е.М. Кудрявцева, А.И. Липкина, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, И.М. Соловьёв, Ж.И. Шиф и др.). Недоразвитие в сфере познавательной деятельности у учащихся влечет за собой отсутствие на период начала школьного обучения достаточного багажа элементарных представлений о геометрических формах, который может быть использован учителем как фундамент для дальнейшего их уточнения, расширения, формирования и конечного закрепления. Нарушения познавательной деятельности, бедность сенсорного опыта умственно отсталых детей, и на этом фоне отсутствие необходимой базы ощущений на начало периода обучения препятствует полноценному формированию представлений о геометрических формах [61]. Представления о геометрических формах, их объем, полнота у младших школьников с умственной отсталостью значительно отличается от уровня их сверстников из массовых общеобразовательных учреждений. Их представления чрезвычайно бедны, резко уподобляются друг другу, а порой, полностью отождествляются (М.М. Нудельман, И.М. Соловьёв). Процесс изучения геометрического материала требует от учащихся непосредственного включения процесса восприятия. Нарушения восприятия служит значительным препятствием и создает определенные трудности в усвоении изучаемого геометрического материала. Данные психологических исследований отмечают у данной категории детей узость, низкий темп, дефференцированость, малый объем, низкую активность, отсутствие целенаправленности процесса восприятия (Л.С. Выготский, В.В. Давыдова, Л.В. Занков, Л.С. Рубинштейн, Ж.И. Шиф и др.). Воспринимаемый в процессе обучения геометрический материал не подвергается тонкому анализу, ученики затрудняются в определении существенных признаков и особенностей определенных геометрических форм, фрагментарно воспринимают и плохо его дифференцируют, часто несущественные признаки воспринимают как основные. Узнавание уже изученных объектов у данной категории школьников находится на низком уровне. Отмечается, также, неумение из многочисленных признаков предмета выделить значимые, существенные признаки. Изменение условий предъявления ранее изученного геометрического материала (цвет, размер, положение в пространстве, положения относительно друг друга) влечет за собой не узнавание его, а восприятие его как нового (М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф и др.). Стойкое нарушение мыслительных процессов, в частности операций анализа и синтеза, обобщения, сравнения создают препятствия при формировании представлений о геометрических формах. Несовершенство операций анализа и синтеза воспринимаемых геометрических форм приводят к их упрощению и неправильному восприятию школьниками с умственной отсталостью. Процесс анализа воспринимаемого объекта осуществляется ими беспорядочно и бессистемно. При анализе предъявляемой геометрической формы учащимися с умственной отсталостью выделяется значительно меньшее количество признаков, чем их сверстниками из массовых образовательных учреждений. Умственно отсталые школьники затрудняются выполнить мысленное расчленение предмета и выявить составляющие его элементы. Чаще всего они не в состоянии самостоятельно выделить существенные признаки не дифференцируя остальные, не видят разницы между схожими геометрическими формами. С другой стороны, у детей с умственной отсталостью не развито умение свести отдельные элементы в целостность. Они не могут вычленить геометрическую форму в предметах, сопоставить определенный предмет с соответствующей геометрической формой. Анализ и синтез воспринимаемых в процессе обучения геометрических форм опирается на операцию сравнения. Данная операция помогает установить различия и сходства между их признаками, частями и свойствами, сохранению точных представлений о геометрических формах, формированию правильных их обобщений и систематизации уже имеющихся знаний о геометрических формах. Сравнение геометрических фигур вызывает ряд трудностей у школьников с умственной отсталостью. Учащиеся не владеют приемами сравнения и часто, даже при наличии знаний, не могут осуществить сравнение геометрических фигур и тел. Слабое и в недостаточной мере сформированное владение приемами сравнения, вызывает у них трудности при сравнении ранее изученных геометрических формах. При сравнении младшие школьники с умственной отсталостью часто соотносят между собой несопоставимые признаки предметов. В ходе сравнения двух геометрических форм, ученики выделяют один-два отличительных признака, а затем отвлекаются на более простой вид деятельности - описание данной формы. В связи с нарушением мышления у данной категории детей наблюдается слабость в обобщениях. Обобщение - это мысленное выявление общего в предметах и явлениях. Полноценное обобщение опирается на существенные для данных предметов общие признаки и служит основой их объединения в группы и категории. Сравнение предметов и явлений - необходимое условие обобщения. В обобщениях у учащихся с умственной отсталостью наблюдаются своеобразные черты, резко отличающиеся от их сверстников из массовых школ. Для них характерно ситуационное объединение предметов по внешним, ситуативно-близким признакам. Изменение ранее выученного принципа обобщения тоже влечет за собой затруднения в переключении на другой вид классификации. Данные затруднения свидетельствуют об опосредствованном характере мышления учащихся с умственной отсталостью [76]. В исследованиях Г.М. Дульнева, Х.С. Замского, Л.В. Занкова, М.С. Левитана, М.М. Нудельмана, Б.И. Пинского, И.М. Соловьева, освящены качественные особенности памяти умственно отсталых детей. Процессы запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения ранее изученного материала формируются в условиях нарушенного развития и имеют низкий коэффициент по сравнению с их сверстниками. У учащихся снижена продуктивность процессов произвольного и непроизвольного запоминания, не сформированы приемы самостоятельного, осмысленного запоминания. Также им присуще быстрое забывание полученных знаний. Со временем образы ранее изученных геометрических форм уподобляются друг другу, а порой полностью отождествляются. Несовершенство фонематического слуха и речевые нарушения приводят к ошибкам в воспроизведении и правильном запоминании названия геометрических фигур. Формированию и закреплению представлений о геометрических формах у данного контингента детей уделяется особое внимание, поскольку учебный материал по математике, в силу своей абстрактной сущности, является сложным для усвоения и вызывает у них ряд затруднений. Следует также отметить, что без специально организованной и целенаправленной работы учителя направленной на формирование у умственно отсталых школьников представлений о геометрических формах данные представления у них не будут сформированы. Возникающие трудности и особенности усвоения учебного материала были учтены при разработке путей и методов успешного их преодоления в процессе обучения данному учебному предмету (Л.В. Занков, Н.Ф. Кузьмина - Сыромятникова, М.Н. Перова, Е.Т. Соколова, П.Г. Тишин, В.В. Эк, И.М. Яковлева и др.). Из вышесказанного, следует, что имеющиеся у учащихся с умственной отсталостью нарушения физического и психического развития, препятствуют успешному усвоению программного материала и определяют качество и своеобразие его усвоения. Процесс изучения геометрического материала не является исключением. На начальном этапе обучения геометрический материал, предоставляемый младшим школьникам с умственной отсталостью, является сложным для понимания и усвоения в виду его абстрактности. Знания о геометрических формах носят неточный, размытый характер. Без специально организованной и целенаправленной работы по их исправлению, уточнению и расширению невозможно сформировать правильные и точные геометрические представления, что в свою очередь повлечёт непонимание геометрического материала, неспособности его применять в других условиях. Знание и учёт присущих учащимся с умственной отсталостью нарушений, должны быть учтены учителем, в процессе изучения, формирования и закрепления представлений о геометрических формах. Для того чтобы обучение учащихся с умственной отсталостью было продуктивным необходимо принимать во внимание трудности и особенности овладения учащимися с умственной отсталостью знаниями и обязательного учёта их потенциальных возможностей. Именно знание и учёт проблем, которые испытывают младшие школьники с умственной отсталостью в ходе изучения данной дисциплины, целенаправленная работа по их предупреждению и преодолению, будут способствовать более эффективному его освоению и формированию правильных и точных представлений, которые будет актуальны при изучении других дисциплин и в дальнейшей их самостоятельной жизни. 1.2 Методы закрепления представлений о геометрических формах у младших школьников с умственной отсталостью На сегодняшний день вопрос формирования правильных и четких геометрических представлений у младших школьников с умственной отсталостью является многогранным, многоаспектным и актуальным. При существовании множества разных подходов и систем обучения, основывающихся на разных принципах, содержательный геометрический материал практически отсутствует. В процессе обучения учащихся с умственной отсталостью традиционно принято выделять три этапа, на каждом из которых педагогом решаются определенные задачи: - изучение нового материала; - закрепление и повторение материала; - проверка и оценка знаний. В дидактике большое значение уделяется учебной работе по закреплению изложенного материала. Для более прочного, правильного осмысления и запоминания изучаемого материала необходимо прохождение учащимися определенных стадий, в ходе которых происходит формулировка необходимых выводов и обобщений, обогащение, уточнение, расширение более углубленный анализ изучаемого материала и выработки умения применять изучаемый материал на практике. В связи с имеющимися нарушениями психического развития в процессе обучения умственно отсталые учащиеся нуждаются в многократном повторении, вторичном воспроизведении, контроле правильности понимания и качестве усвоения, коррекции и уточнении правильности запоминания изучаемого геометрического материала. В процессе обучения учащихся с умственной отсталостью осуществляется взаимодействие с учителем, в результате которого происходит передача учителем и усвоение учащимися знаний и умений по изучаемому учебному предмету. Планирование, закрепление, контроль качества знаний, разработка содержания, форм и методов проведения, анализ результатов контроля, с целью коррекции является одной из главных задач решаемых учителем в процессе обучения. При этом качество и прочность усвоения, преодоление трудностей в усвоении учебного материала преимущественно зависит от правильного подбора и использования методов, приемов и средств обучения и напрямую зависит от задач решаемых педагогом в процессе обучения [14]. В отечественной олигофренопедагогике используются те же методы приемы и средства обучения, что и в общей педагогике, но их использование определяет коррекционная направленность процесса обучения. Специфика их применения заключается в замедленности и многократной повторяемости, наличием пропедевтического периода, порционной подаче и малой развернутости учебного материала. Использование разнообразных методов приемов и средств позволяющих добиваться от учащихся глубоких и прочных знаний, правильного их понимания и предотвращения искажения в запоминании изучаемого материала, поэтапное, порциональное его закрепление и повторение на разных этапах урока является необходимым условием формирования точных представлений о геометрических формах. Основу представлений о геометрических формах составляет закрепленное за определенным сенсорным образом словесное его обозначение. В процессе изучения элементов наглядной геометрии ведущими методистами М.Н. Петровой и В.В. Эк, были описаны и рекомендованы методы, приемы и средства закрепления представлений о геометрических формах. По мнению М.Н. Петровой, В.В. Эк, описанные ими виды работ нацелены и способствуют закреплению представлений о геометрических формах у младших школьников с умственной отсталостью и, в случае некорректно сформированных знаний в процессе изложения нового учебного материала, позволяют учителю их исправить, уточнить, расширить и, впоследствии, закрепить. М.Н. Перовой отмечается преимущество применения в процессе формирования и закрепления представлений о геометрических формах у младших школьников с умственной отсталостью дидактических игр и занимательных игровых упражнений на уроках математики[54]. В младших классах игровая деятельность ещё является одним из ведущих видов деятельности умственно отсталых школьников. Включение в урок дидактических игр и занимательных игровых упражнений, по мнению М.Н. Перовой является эффективным средством, которое помогает учителю в более привычной для детей форме осуществлять процесс обучения и делает переход учащихся от привычной для них игровой деятельности к учебной менее ощутимым. Дидактические игры, и игровые упражнения, применяемые при изучении элементов геометрии, и, в частности, на этапе его закрепления позволяют в занимательной и интересной форме повысить интерес к изучаемому материалу, разнообразить и обеспечить смену видов деятельности на уроке, тем самым предупредить переутомление и пресыщение учащихся учебным материалом, способствуют лучшему его запоминанию. На начало периода обучения у большей части младших школьников, оказываются на недостаточном уровне развитыми функции мыслительной деятельности (способностями к отвлечению, анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать), которые создают необходимые предпосылки успешного овладения данным учебным предметом. Дидактические игры призваны активизировать познавательной деятельности и развития интересу к учебному предмету. Они находят широкое применение при изучении геометрического материала и способствуют развитию и закреплению представлений учащихся о них. М.Н. Перовой предложен целый ряд дидактических игр и занимательных игровых упражнений, применение которых на уроках математики, в частности при изучении геометрического материала будут способствовать закреплению представлений о геометрических формах у школьников с умственной отсталостью. В процессе дидактических игр происходит закрепление зрительных образов геометрических фигур, младшие школьники с умственной отсталостью научаются узнавать, называть, различать, выделять из множества, классифицировать изучаемые ими геометрические фигуры. В процессе дидактической игры учащиеся находят на ощупь, по определенному признаку геометрические формы, упражняются в узнавании их в окружающих предметах, соотносят различные предметы с соответствующими им геометрическими эталонами. Наряду с дидактическими играми не меньшее значение в процессе закрепления представлений о геометрических формах отводиться и различным игровым упражнениям. Игровые упражнения отличаются от дидактической игры по структуре, назначению, уровню самостоятельности и роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры. Главным их назначением является упражнение детей с целью выработки у них необходимых умений и навыков. В ходе выполнения учащимися игровых упражнений у них формируется умение нахождения сходств и различий геометрических фигур, умение их сравнивать, что в свою очередь способствуют обобщению и закреплению изученного материала ведет к выработке практических умений и навыков. Как показывают специально организованные психологические и педагогические исследования, предметно-практическая деятельность учащихся с умственной отсталостью на уроках изучения наглядной геометрии способствует более глубокому усвоению и закреплению представлений о геометрических формах, их признакам, характерным для каждой особенностью. В процессе закрепления представлений о геометрических формах особая роль отводится использованию метода практической работы. Этот метод представляет собой осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта, использования уже имеющихся знаний и получения новых [61]. В процессе выполнения аппликационных работы, лепки, вырезания, обводки, раскрашивания, штриховки, моделирования и конструирования геометрических фигур из различного материала происходит закрепление представлений о геометрических формах. Данные виды практических работ способствуют осознанному усвоению основных свойств и существенных признаков геометрических фигур, помогают запомнить существенные признаки, присущие каждой из них. Одним из видов практической деятельности в процессе обучения элементам наглядной геометрии является конструирование с использованием различных материалов. Данный вид работ позволяет обогатить чувственный опыт учащихся, способствует формированию целостных, дифференцированных, обобщенных представлений о геометрических формах, нацелен на закрепление и уточнение представлений о геометрических формах их элементах и свойствах. Также, у учащихся формируются умения переносить геометрические образы в различные условия практической деятельности, выделять геометрические фигуры в сложных по строению объектах окружающей действительности [57]. Учеными - методистами Н.Ф. Кузьминой - Сыромятниковой, М.Н. Перовой, Е.Ф. Сегалевич, В.В. Эк отмечены коррекционно-развивающие и образовательные возможности данного вида деятельности и подтверждается необходимость его использования в процессе обучения элементам геометрии. Исходя из вышесказанного, следует, что в процессе изучения элементов наглядной геометрии большое внимание следует уделять работе по запоминанию и более глубокому осмыслению учащимися излагаемого учебного материала и последующему его закреплению. Процесс закрепления знаний получаемых в процессе обучения подразумевает их усвоение, осмысление, возможность применения и перенесения полученных знаний в новые условия. При формировании представлений о геометрических формах у учащихся младших классов с умственной отсталостью важную роль отводиться закрепление полученных ими знаний, так как данный материал обладает высокой степенью абстракции и в силу этого является сложным для восприятия и запоминания и характерным для данной категории учащихся быстрым его забыванием. Представления о геометрических формах в процессе их закрепления педагогом расширяются, вносятся элементы нового, используются новые наглядные пособия и дидактический материал, происходит их связь с жизнью. Такая организация изучения геометрического материала повышает эффективность обучения наглядной геометрии. Методистами, занимающимися вопросами преподавания элементов наглядной геометрии ведущую роль при закреплении представлений о геометрических фигурах у младших школьников с умственной отсталостью отводят предметно-практической и игровой деятельности. Следует также сказать, что данные методы не рассматриваются ими изолированно, а только в сочетании и дополнении друг друга они способны давать положительные результаты в решении задач поставленных учителем. 1.3 Преимущества уроков изобразительного искусства в закреплении представлений, о геометрических формах у младших школьников с умственной отсталостью Подготовка будущих выпускников с умственной отсталостью к самостоятельной жизни и труду включает в себя овладение ими знаниями по математике и, в частности элементами наглядной геометрии. Наличие у учащихся с умственной отсталостью знаний геометрического материала не обеспечивает их успешное применение в условиях производства и повседневной в жизни. Исследователями процессов усвоения знаний умственно отсталыми обучающимися (Г.М. Дульнев, Х.С. Замский, Л.В. Занков, А.И. Липкина, М.М. Нумельдман, Б.И. Пинский, И.М. Соловьев и др.) отмечается их неумение объединять знания, получаемые по разным дисциплинам, трудности в практическом использовании изученного материала. Усвоение геометрических представлений и формирование умения применения их в новых ситуациях и при изучении других дисциплин, в предметно-практической деятельности осложняется недостаточным использованием межпредметных связей в процессе обучения элементам наглядной геометрии. Межпредметные связи призваны обеспечить чувственную базу для формирования представлений и их переноса в разные виды практической деятельности, являются одним из важных путей решения проблемы формирования прочных, осознанных, действенных представлений и умения использования их в практической деятельности у учащихся с умственной отсталостью. В общей педагогике вопросами поиска наиболее эффективных путей обеспечения полноты усвоения знаний и умений занимались Н.С. Антонов, Г.И. Беленький, М.Н. Верзилин, П.Г. Кулагин, Т.А. Ладыженская, К.А. Лошкарева, М.И. Моро, А.Н. Пышкало, М.Н. Скаткин, Н.Н. Ушаков, В.Н. Федорова, и другие. Ими отмечается необходимость осуществления межпредметной связи в процессе обучения. В специальной же педагогике этим вопросом занимались В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.П. Еременко, Е.А. Ковалева, В.П. Петрова, В.Н. Синев и др. Ими было экспериментально подтверждена эффективность использования межпредметных связей применительно процесса обучения учащихся с умственной отсталостью. В методических работах, посвященных обучению школьников с умственной отсталостью русскому: А.К. Аксеновой, В.В. Воронковой, математике: В.П. Гриханова, Н.Ф. Кузьминой - Сыромятниковой, Н.Ф. Матасова, М.Н. Перовой, Е.Ф. Сегалевич, П.Г. Тишина, В.В. Эк, труду: С.Л. Мирского. Н.П. Павлова, и другим учебным дисциплинам, отмечается необходимость осуществления межпредметных связей в учебном процессе. Одним из путей решения задач обучения учащихся с умственной отсталостью элементам начальной геометрии и формирования у них четких и правильных представлений о геометрических формах является осуществление межпредметной координации уроков математики и уроков изобразительного искусства. Осуществление межпредметной связи уроков математики и изобразительной деятельности способствует более эффективному решению коррекционно-развивающих и образовательных задач обучения, способствует усвоению целостных знаний геометрического материала, объективно отражающих реальные взаимосвязи объектов и явлений окружающего мира, формированию умений переносить их в новую ситуацию. Важность и необходимость изобразительной деятельности в процессе обучения и воспитания и всестороннего развития умственно отсталого ребёнка отмечали Т.Н. Головина, А.Н. Граборов, И.А. Грошенков, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М.М. Нудельман, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и другие. Процесс изобразительной деятельности имеет большое познавательное значение и помогает учащимся лучше усваива....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: