VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ контрагентов бизнес-среды предприятия и возможности его инновационного развития на примере «ООО Близнец-М»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002043
Тема: Анализ контрагентов бизнес-среды предприятия и возможности его инновационного развития на примере «ООО Близнец-М»
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики предприятия и учетных систем
     
     
     
     
     
    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
    
На тему: Анализ контрагентов бизнес-среды предприятия и возможности его инновационного развития на примере «ООО Близнец-М»




Исполнитель: Жила Игорь Валериевич

Руководитель:  Доцент Яхеев Валерий Васильевич

«К защите допускаю»
Заведующий кафедрой:

Санкт-Петербург
2016
Содержание
Введение	3
Глава I Теоретическая часть.	5
1.1. Методика анализа контрагентов бизнес-среды предприятия	5
1.2. Параметры оценки контрагентов хозяйственной деятельности предприятия.	15
1.3. Рейтинговый анализ как основа выбора контрагентов бизнес-среды предприятия  .	28
I.4 Выводы по главе	38
Глава II Анализ деятельности предприятия ООО «Близнец-М»	41
2.1 Описание деятельности предприятия	41
2.2 Анализ  финансово-хозяйственной деятельности	44
2.3 Анализа контрагентов бизнес-среды предприятия	52
2.4 Выводы по главе	56
Глава III Рекомендации и предложения по совершенствованию контрагентов бизнес-среды предприятия и возможности его инновационного развития	58
3.1 Разработка рекомендаций и предложений	58
3.2 Расчет экономического эффекта от внедрения предложенных мероприятий	75
3.3 Выводы по главе	82
IV Заключение	83
Список использованной литературы	87
Приложения	91
     
     

Введение
     Российские предприятия ведут активный поиск надежных деловых партнеров с целью получения дополнительных возможностей выхода на новые рынки сбыта или доступа к новым источникам сырья. Поэтому сейчас особенно важную роль приобретает надежность партнерских отношений, которая может обеспечить не только выживание фирмы, но и ее устойчивое развитие.
     Сегодняшнее состояние российской экономики характеризуется, с одной стороны, возросшей степенью свободы выбора тех или иных направлений деятельности, линий поведения и деловых партнеров, а с другой - неопределенностью и динамичностью требований рынка, риском выбора недобросовестного делового партнера.
     Самостоятельность, которую приобрели отечественные предприятия, облегчила диалог между ними, вместе с тем, значительно повысила роль их взаимоотношений в успехе бизнеса. Именно возможность самостоятельного формирования партнерских отношений со своими контрагентами во многом определяет рыночный характер экономики, и то, насколько эффективным, в конечном итоге, будет деятельность экономических субъектов.
     В новой экономической среде многие отечественные предприятия терпят поражение в бизнесе только потому, что не имеют скоординированной политики формирования партнерских отношений, основанной на четко определенной методике оценки и выбора контрагента хозяйственной деятельности. Более того, по мере развития и усложнения российского рынка будет возрастать «относительная цена» правильного формирования партнерских отношений.
     Эти проблемы обусловлены, в том числе недостатком необходимых научно-методических разработок, что создает всем хозяйствующим субъектам естественные трудности в своевременном и эффективном реагировании на быстроменяющуюся конъюнктуру рынка и общехозяйственную обстановку в стране.
     Цель дипломной работы –  проанализировать контрагентов бизнес-среды предприятия  и возможности его инновационного развития на примере ООО «Близнец-М».
     Задачи дипломной работы:
     1 исследовать теоретические аспекты контрагентов бизнес-среды предприятия.
     2 провести анализ деятельности предприятия ООО «Близнец-М».
     3 предложить рекомендации и предложения по совершенствованию контрагентов бизнес-среды предприятия и возможности его инновационного развития.
     Объект исследования – ООО «Близнец-М».
     Предмет исследования – анализ контрагентов бизнес-среды предприятия ООО «Близнец-М».
     Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что предложенные рекомендации и предложения по совершенствованию контрагентов бизнес-среды предприятия и возможности его инновационного развития имеют практическую направленность и уже частично реализуются на предприятии.
     Методическая база исследования объединяет в себе методы целого ряда экономических дисциплин: анализа финансового хозяйственной деятельности, финансов предприятий, финансового менеджмента, стратегического менеджмента, риск-менеджмента, контроллига, финансового анализа, финансово-экономических расчетов, статистического анализа, экономико-математических методов, маркетинга. 
     Методы исследования дипломной работы: теоретико-методологический анализ научной литературы и программно-методической документации; теоретическое моделирование; методы опроса, беседы и метод статистического анализа.
     Информационная база дипломной работы основывается на трудах отечественных и зарубежных ученых по анализу деятельности на предприятии, также были рассмотрены журналы по данной тематике.
     Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Глава  I  Теоретическая  часть
     
     
1.1. Методика анализа контрагентов бизнес-среды предприятия
     К наиболее часто используемым на практике методикам оценки можно отнести следующие.
     Наиболее распространенной является - методика коэффициентной оценки, которая является составной частью статистического метода анализа. Эта методика основана на расчете соотношений различных финансовых показателей. Коэффициентов достаточно много (на данный момент их насчитывается около ста), их расчетные формулы довольно просты и носят универсальный характер. С их помощью можно достаточно многосторонне отразить фактическое финансовое состояние партнера. Однако, для этого необходима четкая целевая направленность коэффициентной оценки, определение оптимального состава и порядка расчета показателей для решения поставленной задачи, а также методики их сопоставления и принятия решения.
     Статистические методы - индексный, корреляционный анализ - используется для исследования затрат и цен, организационно-технического уровня предприятия, его продукции, технологии и других характеристик.
     Широко применяется для оценки организационного уровня предприятия, исследования себестоимости, затрат и цен метод функционально-стоимостного анализа, а также приемы методологии исследования операций, программно-целевого и сетевого планирования.
     Очень часто используется многомерный сравнительный анализ, являющийся основой рейтингового метода оценки - сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по нескольким показателям. Он используется при определении рейтинга каждого предприятия в совокупности предприятий.
     В подавляющем большинстве все выше перечисленные методы основаны на анализе финансовых характеристик хозяйствующих субъектов. Это объясняется тем, что переход от анализа в основном производственно-экономической деятельности к финансовому анализу, сделан на основании того, что первоначальной задачей любого предприятия в современных экономических условиях становится не столько производство продукции, сколько способность ее реализации. Поэтому, практически все авторы исследований эффективности деятельности предприятий рассматривают только финансовый анализ, как инструмент ее оценки.
     Таким образом, рассматривая существующие методы оценки надежности деловых партнеров, непосредственно приходим к рассмотрению именно методов финансового анализа предприятия, представленных выше.
     При решении проблемы выбора делового партнера выделяем два основных направления осуществления этого процесса:
     - самостоятельный анализ потенциальных контрагентов при помощи собственных специалистов предприятия;
     - привлечение для этой цели профессиональных специалистов со стороны.
     Сегодня, когда произошло значительное расширение возможностей для организации делового партнерства не только в России, но и за рубежом, если речь идет о выборе иностранного партнера по бизнесу, то целесообразным, а порой и единственно возможным выходом в этой ситуации, является обращение к услугам специализированной фирмы.
     В России возможно получение адресной информации об иностранном партнере из ограниченного количества источников. Внешнеэкономическую информацию предоставляет Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт, а также отдел консультирования по вопросам внешнеэкономической деятельности при Торгово-промышленной палате России.
     Если говорить о выборе отечественного партнера по бизнесу, то в Москве существуют несколько подобных организаций («ЧОП РиК плюс», ОСА «LIONS» и др.). Однако, количество и качество, предоставляемой ими информации, явно не отвечает потребностям развития отечественного бизнеса.
     Кроме того, существует ряд причин, которые затрудняют процесс привлечения специализированного консультанта «со стороны»: сомнения руководства в его возможностях разобраться в комплексе сложных проблем; нежелание привлекать «внешних» консультантов для решения «внутренних» вопросов; финансовый фактор и др.
     В связи с этим, целесообразной в данной ситуации является самостоятельная оценка и последующий выбор делового партнера.
     Можно выделить два основных этапа оценки:
     1) бесконтактная оценка, т.е. без вступления с контрагентом в прямой контакт;
     2) детальный анализ показателей эффективности деятельности потенциального партнера при непосредственном контакте.
     Изучение фирмы на первом этапе позволяет установить общие сведения об ее деятельности, реквизиты, адрес и организационно-правовую форму ее функционирования и др. На этом (бесконтактном) этапе изучения потенциального партнера предприниматель может достигнуть ограниченных результатов: установить лишь самые общие данные о потенциальном контрагенте сделать вывод о целесообразности дальнейшего делового контакта.
     Информационной базой на этом этапе могут служить статистические публикации, справочники, каталоги выпускаемой продукции и прочие фирменные публикации.
     Более сложным является оценка и анализ показателей эффективности деятельности потенциального партнера, которая может ответить на ряд вопросов:
     - Какая цель установления деловых отношений с партнером у рассматриваемой фирмы?
     - Каково ее положение в области производства, сбыта и финансов?
     - Каковы тенденции развития фирмы, ее экономический и производственный потенциал?
     - Что представляет собой научно-технический уровень выпускаемой фирмой продукции?
     - Каков уровень конкурентоспособности фирмы и ее продукции?
     - Не имеет ли она цели поправить за счет нового партнера свои финансовые дела?
     Достоверные ответы на эти вопросы должны обязательно предварять непосредственные деловые проекты. Это закон безопасности коммерческой деятельности!
     Все это ставит проблему получения более детальной информации о фирме, которую можно подучить из ее баланса и других годовых отчетов, а также внутрифирменной документации.
     Этот этап оценки потенциального контрагента является самым сложным, интересным и многоаспектным. Поэтому, его нельзя формализовать полностью и, как следствие, он имеет различную степень детализации, в зависимости от целей аналитика. Целью анализа в общем виде является получение объективной, полной и точной картины состояния предприятия и оценка возможностей его изменения в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В зависимости от планируемого вида отношений предприятия с каждым конкретным контрагентом конкретные цели анализа также будут различны.
     Говоря о любой методике подобного анализа, необходимо остановиться на основе его осуществления - информационном обеспечении.
     Данные, необходимые аналитикам, формируются не только внутри предприятия, но и в окружающей его среде. В целом информационное обеспечение процесса анализа - это совокупность информационных ресурсов, необходимых для проведения аналитических процедур и способов их организации. Для пользователя, не являющегося инсайдером, т. е. не имеющего доступ к внутрифирменной информации, большая часть данных поступает из внешних источников. На практике это означает, что, в первую очередь, адекватность оценки определяется именно характеристиками полученной информации, а именно: полезностью, достоверностью, полнотой, своевременностью и правильной интерпретацией со стороны пользователя (доступностью изложения).
     Полезность информации определяется ее содержательной стороной, т. е. степенью влияния на принимаемые аналитиком решения.
     Достоверность подразумевает то, что информация должна адекватно описывать произошедшие события, исключая наличие каких-либо ошибок.
     Полнота информации определяется наличием всех необходимых данных для принятия решения. Отсутствие определенных сведений может привести к неверным выводам. Одновременно объем информации не должен быть избыточным.
     Своевременность означает то, что чем меньше времени прошло с момента события до его отражения в различных источниках информации, тем большую ценность эти данные представляют для пользователя.
     Если первые четыре аспекта характеризуют качество информации как исходного материала необходимого для исследований, то пятый аспект - правильность интерпретации - связан непосредственно с процессом осуществления анализа, использованием определенной методики.
     Укрупненно, все виды информации можно сгруппировать следующим образом:
     1. Бухгалтерская отчетность предприятия.
     2. Сведения о деятельности предприятия нефинансового характера (производственной, торговой и т. д.).
     3. Макроэкономическая информация.
     4. Правовая информация.
     В целом можно говорить о том, что сведения от всех субъектов хозяйствования попадают в единое информационное пространство, откуда каждый пользователь может получить то, что необходимо ему для проведения анализа. Общедоступная информация о предприятии является инструментом, с помощью которого оно может и резко повысить, и полностью потерять свою ценность в качестве объекта потенциального партнерства.
     В ходе исследования существующих методов анализа и выбора контрагентов хозяйственной деятельности предприятия, кроме подавляющего большинства методик осуществления финансового анализа предприятия, были выявлены несколько вариантов методик непосредственного анализа и выбора делового партнера. Остановимся на двух из них подробнее.
     Рассмотрим методику проверки бизнес-партнера, предлагаемую ведущим аудитором ЗАО «Руспромаудит» Л. Ю. Ващенко.
     Это анализ, который можно осуществить самостоятельно, без привлечения профессиональных специалистов. Он состоит из шести последовательно осуществляемых шагов.
     Шаг №1: Получение необходимых документов от вашего партнера.
     Все необходимые документы являются составляющими публичной отчетности: баланс предприятия (форма №1), Отчет о финансовых результатах (форма №2), отчет о движении капитала (форма №3).
     Шаг №2: Проверка подлинности документов.
     На этом этапе желательно получить документы, подтверждающие подлинность представленной отчетности (например: итоговую часть аудиторского заключения по балансу).
     Шаг №3: Предварительный анализ баланса.
     На данном этапе осуществляется проверка соответствия:
     1. суммы «Итого по разделам» = сумме строк внутри разделов;
     2. Актив = Пассиву;
     3. строка «Нераспределенная прибыль отчетного года» формы №1 = строке «Нераспределенная прибыль (убытки) отчетного периода» формы №2;
     4. строка «Уставный капитал» формы №3 = строке «Уставный капитал» формы №1.
     Если данные условия не выполняются, то названные документы составлены неправильно и нет смысла проводить дальнейший анализ.
     5. строка "Уставный капитал" (формы №3) < строки "Чистые активы" (формы №3).
     Выполнение данного условия является необходимым в соответствии с законодательством для акционерных обществ (статья 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.95 г. №208-ФЗ). Если же это неравенство не выполняется, значит, вероятность финансового краха такой фирмы велика -в ближайшее время она может прекратить свое существование.
     Шаг №4: Оценка финансовой устойчивости предприятия.
     Если планируется поиск партнера на достаточно длительный срок, покупка акций фирмы либо инвестирование средства в данную фирму, то необходимо проверить уровень финансовой устойчивости фирмы или, иными словами, уровень защищенности интересов инвесторов и акционеров. Для этого предлагается рассчитать коэффициент автономии.
     Данный показатель говорит, насколько фирма способна расплачиваться собственными средствами с инвесторами или акционерами при наступлении соответствующих сроков. Кроме этого, можно сказать, что данный критерий показывает способность фирмы функционировать в различных условиях. Он определяется отношением собственных средств к общему итогу баланса.
     Для расчета потребуется баланс предприятия (форма №1) и последовательное осуществление следующих действий:
     (Строка "Итого по разделу (+) Строка "Доходы будущих периодов" (+) Строка "Фонды потребления" (-) Строка "Итого по разделу III") / Строку "Баланс".
     Чем выше значение этого показателя, тем больше вероятность того, что фирма сможет преодолеть очередной кризис.
     Нормальное минимальное значение данного коэффициента оценивается на уровне 0.5. Это означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами. Выполнение ограничения важно не только для самого предприятия, но и для его кредиторов.
     Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия, снижении риска финансовых затруднений в будущем. Такая тенденция, с точки зрения кредиторов, повышает гарантиро-ванность погашения предприятием своих обязательств.
     В некоторых странах, например, в Японии, где большое значение придается репутации фирмы, а договорные обязательства между поставщиками и покупателями соблюдаются строго, значение нормы данного показателя снижается до 0.2. Однако в России лучше считать нормальным значение выше 0.5, так как вышеназванные условия в нашей стране выполняются не всегда строго.
     Шаг №5: Оценка ликвидности предприятия.
     Кроме финансовой устойчивости партнера, предлагается оценить его способность платить по своим долгам (денежным займам, за поставки товара в кредит и т. д.).
     Данную способность можно оценить с помощью отношения стоимости всех оборотных средств к краткосрочным кредитам и займам и кредиторской задолженности предприятия.
     Для расчета этого показателя также потребуется баланс предприятия (форма №1). Методика расчета будет следующая:
     [Строка "Итого по разделу II" (-) Строка "Дебиторская задолженность" (-) Строка "Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал" (-) Строка "Собственные акции, выкупленные у акционеров"] / [(Строка "Итого по разделу VI") (-) (Строка "Расчеты по дивидендам" (+) Строка "Доходы будущих периодов" (+) Строка "Фонды потребления")].
     Данное отношение называется "коэффициент покрытия".
     Безопасное значение данного коэффициента - не менее 2. Если значение коэффициента меньше 2, то предприятие может быть признано неплатежеспособным. Эта величина показывает, насколько предприятие способно расплатиться всеми своими активами по долгам.
     Шаг №6: Оценка эффективности управления предприятием.
     Безусловно, важным показателем надежности партнера является эффективность управления предприятием. Для определения эффективности управления используют показатели рентабельности.
     Для расчета потребуется отчет о финансовых результатах (форма №2).
     Рассчитаем один из основных показателей рентабельности - рентабельность продаж. Он определяется отношением строки "Прибыль от реализации" к строке "Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)".
     Этот коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Нормативные значения коэффициента рентабельности дифференцированы по отраслям, видам производства. При отсутствии норм следует проследить динамику показателя. Рост рентабельности свидетельствует об увеличении прибыльности, укреплении финансового благополучия; уменьшение - о снижении спроса на продукцию предприятия.
     Говоря о достоинствах и недостатках предложенного метода оценки делового партнера, хотелось бы отметить следующее.
     Анализ баланса и отчета о финансовых результатах можно провести при помощи целого ряда показателей. В настоящее время таких показателей (коэффициентов), как было указано выше, насчитывается около ста. Предлагаемый метод анализа осуществлен с использованием минимального количества важнейших показателей оценки, изложены несложные приемы проверки бухгалтерской отчетности. Этот универсальный метод, основанный на анализе доступной для любого пользователя информации, применим в любых ситуациях, и может являться одной из важнейших составных частей определения надежности вашего партнера.
     Среди недостатков можно отметить следующее. Предлагаемая методика основана на анализе ограниченного круга финансовых показателей, которые не дают полного представления о будущем партнере. Например, если предприятию необходимо выбрать поставщика, то его будут интересовать в первую очередь характеристики выпускаемой продукции (цена, качество, гарантии, стандартизация, а также услуги и сервис), а по данным подобного анализа нельзя оценить эти параметры. Поэтому при выборе партнера возникает необходимость дифференцированного подхода к оценке.
     Рассмотрим еще одну методику оценки и выбора делового партнера, предлагаемую к. э. н., профессором Академии внешней торговли Ф. И. Литвиновым [100].
     Эта методика, хотя и направлена на изучение иностранной фирмы, в основной своей части может быть пригодна для выбора отечественной фирмы-партнера.
     В качестве информационной базы в данной методике рекомендованы следующие источники:
     - фирменные справочники (кто есть кто, кто и что производит и продает, кто, где находится);
     годовые бухгалтерские отчеты (итоги производственной, сбытовой и финансовой деятельности фирмы);
     каталоги по номенклатуре выпускаемой продукции (сведения о производимой фирмой продукции, ее технических характеристиках);
     - прочие фирменные публикации (рекламная информация);
     - статистические публикации различных экономических изданий (обзор рынков отдельных видов товаров; статистика фирм, их капиталы; годовые объемы продаж и др.);
     -  базы данных мирового информационного рынка на магнитных носителях (практически все сферы деятельности: производство, сбыт, научно-технические работы, маркетинг и т.д.).
     Затем оценить первичные сведения о фирме: ее название, организационно-правовую форму, адрес, реквизиты, каналы связи, основной вид деятельности.
     Оценка показателей хозяйственной деятельности потенциального партнера - следующий этап оценки.
     Происходящие в нашей стране и по всему миру, глобальные экономические процессы, которые радикально изменяют экономическую среду функционирования предприятий, требуют разработку новейшей методики оценки надежности будущих деловых партнеров, основанную на дифференцированном подходе, если не к каждому контрагенту в частности, то хотя бы к их отдельным группам: поставщики, потребители, посредники, финансовые институты и др.
     Методика оценки контрагента хозяйственной деятельности предприятия должна иметь комплексный характер (однозначно характеризовать контрагентов с учетом основных характеристик их деятельности), а так же должна быть построена на основе доступных для любого аналитика данных - публичной отчетности предприятия.
     
1.2. Параметры оценки контрагентов хозяйственной деятельности предприятия
     В связи с недавним коренным изменением экономических условий-хозяйствования в нашей стране, как следствие этого качественного преобразования системы, происходит изменение способов количественного описания этой системы. Критерии, вполне подходившие для управления экономикой в одних условиях, не могут успешно применяться в других, характеризующихся совершенно новым экономическим ландшафтом.
     В настоящее время, когда основой анализа эффективности деятельности хозяйствующих субъектов является финансовый анализ, критерии оценки в основной своей массе имеют так же «финансовый» характер, т. е. отражают финансовое состояние предприятия.
     Сейчас можно говорить о том, что с точки зрения принципиальных подходов к исследованию финансового состояния предприятия, российская практика плавно вливается в мировую. В широком «море» экономической литературы, затрагивающей эту тему, можно выделить шесть основных направлений анализа финансового состояния предприятия - анализ структуры баланса, анализ прибыльности, рентабельности, оборачиваемости, ликвидности и финансовой устойчивости.
     При осуществлении этих направлений анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятий используется большое число разнообразных показателей (обобщающих, сводных, синтетических, интегральных, частных), характеризующих состояние предприятия практически со всех сторон его деятельности.
     В общем понимании, критерием эффективности функционирования предприятия является его способность производить и реализовывать востребованные товары (работы, услуги), т. е. способность функционировать.
     Таким образом, основным критерием работы предприятия является прибыль или убыток, т. е. разница между затраченными средствами и полученными доходами за определенный период времени. Однако прибыль (убыток) не является критерием состояния предприятия в заданной точке, она лишь отражает эффективность деятельности предприятия за определенный период и абсолютной величиной только посредственно характеризует предприятие в целом.
     Абсолютная величина прибыли хотя и является смыслом работы практически любого предприятия, но не несет достаточной информации для анализа не только состояния, но и даже деятельности предприятия. Для большинства пользователей экономической информации о предприятии больший интерес представляет потенциал или состояние предприятия, его конкретные производственные или финансовые характеристики, нежели результат его деятельности за определенный период.
     Поэтому существует широкое многообразие показателей, применяемых аналитиками в целях выявления тех или иных характеристик предприятия, необходимых для принятия управленческих решений, в том числе решений, связанных с выбором деловых партнеров.
     Если говорить о комплексном критерии оценки состояния предприятия, то в современной экономической мысли это понятие отсутствует. Попыткой вывести обобщающий интегральный показатель состояния предприятия в условиях конкурентного рынка можно считать индекс кредитоспособности Э. Альтмана, широко используемый в мировой практике. Он представляет собой функцию от пяти показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период, и используется с целью диагностики его банкротства.
     Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016) понятие банкротства определено следующим образом: «Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить в течение срока, обязанность по уплате обязательных платежей». В соответствие с законодательством, должник считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если эти обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения. 
     Таким образом, показатель, достоверно оценивающий вероятность наступления банкротства является достаточно важным и вполне может быть использован с целью определения надежности делового партнера, рассмотрим его подробнее.
     Модель Альтмана имеет следующий вид:
     Z = 3,3*К1 + 1,0*К2 + 0,6*КЗ + 1,4*К4 + 1,2*К5,
     Z - интегральный показатель уровня угрозы банкротства;
     К1 - прибыль до уплаты процентов и налогов / сумму активов;
     К2 - выручка от реализации /сумму активов;
     КЗ - рыночная стоимость собственного капитала / заемный капитал;
     К4 - нераспределенная прибыль / сумму активов;
     К5 - собственные оборотные средства / сумму активов.
     Критическое значение индекса Z, рассчитанное Альтманом, составило 2,675. Это значение проводит границу между предприятиями, для которых в обозримом будущем (2-3 года) высока вероятность банкротства (Z < 2,675), и предприятиями с достаточно устойчивым финансовым положением (Z > 2,675) [31, с.139-140].
     Некоторые авторы дают более широкую градацию уровня угрозы банкротства в модели Альтмана (см. Таблицу 1) [16, с.108].
     Таблица 1
Градация уровня угрозы банкротства, в зависимости от значения интегрального показателя Альтмана (Z)
Значение Z
Вероятность банкротства
Менее 1,81
Очень высокая
От 1,81 до 2,7
Высокая
От 2,7 до 2,99
Вероятность невелика
Более 2,99
Очень низкая
     
     Сейчас среди отечественных экономистов существуют мнения, согласно которым в условиях перехода к рыночной экономике использовать модель Альтмана для российских предприятий если и возможно, то с очень большими оговорками.
     Причин для этого достаточно. 
     Во-первых, модель построена по данным американских компаний, которые имеют свою специфику организаций бизнеса, характерную для их страны. 
     Во-вторых, критерий основан на данных 50-х годов. За прошедшее время экономическая ситуация изменилась во всем мире и потому использование данного структурного состава модели без изменений вызывает определенные сомнения. 
     В-третьих, модель Альтмана может быть реализована лишь в отношении крупных компаний, котирующих свои акции на биржах. Только им можно получить объективную рыночную оценку собственного капитала (показатель К3)[31, с.707]. Кроме этого, аргументами служат: различия в учете отдельных показателей; влияние инфляции на их формирование; несоответствие балансовой и рыночной стоимости отдельных активов и другие объективные причины.
     Однако, многие компьютерные программы, предназначенные для оценки финансового состояния ("Альт-Финансы" и др.), включают модель Альтмана в перечень используемых показателей. Эту модель, как метод расчета индекса кредитоспособности, используют некоторые банки, а также имеется опыт расчета индекса Z для отечественных компаний нефтегазового комплекса [107].
     Таким образом, использование модели Альтмана можно рекомендовать далеко не во всех случаях. Она является более приемлимой для оценки иностранного партнера, а так же крупной отечественной компании, котирующей свои акции на бирже.
     Для оценки остальных предприятий можно использовать другие существующие методики прогнозирования вероятности банкротства, которые имеют уже не столь однозначный, многокритериальный характер:
     1) Официальная методика оценки удовлетворительной структуры баланса предприятия, в основе которой лежат коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, рассчитываемые на основании данных бухгалтерской отчетности (см. Таблицу 2).
     Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - не платежеспособным является выполнение одного из следующих условий: Клт < 2,0 либо Кос < 0,1. Показатель Кув рассчитывается при выполнении этого условия с целью выяснения наличия у предприятия реальной возможности восстановления платежеспособности в течение шести месяцев. При этом в формуле расчета используется прогнозное значение Клт.
     Данная методика имеет существенный недостаток. Это очень высокое значение коэффициента текущей ликвидности, взятое из мировой практики, что делает невыполнимым для большинства предприятий первое неравенство. Даже в мировой хозяйственной практике, не говоря уже об отечественном производстве, значение этого показателя дифференцировано по отраслям в интервале от 1 до 2 [31].
     
     
     Таблица 2
     Показатели, оценивающие удовлетворительность структуры баланса

     2) Система формализованных и неформализованных критериев вероятности банкротства. Например, двухуровневая система, состоящая из: 
     - показателей, неблагоприятные значения которых свидетельствуют о возможных в обозримом будущем значительных финансовых затруднениях, в том числе и банкротстве (хроническая нехватка оборотных средств, устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности, высокая доля заемных средств в общей сумме источников средств, высокий удельный вес просроченной дебиторской задолженности и др.); 
     -критерии неблагоприятные значения которых указывают, что при определенных условиях ситуация может резко ухудшиться (потеря ключевых сотрудников аппарата управления, вынужденные остановки производственного процесса, неэффективные долгосрочные соглашения, отсутствие постоянного технического и технологического обновления, участие предприятия в непредсказуемых судебных разбирательствах, потеря ключевых контрагентов и др.) [31, с.707-709].
     -Политика антикризисного финансового управления, основанная на диагностике банкротства с помощью проведения финансового анализа, при котором определяется группа показателей, характеризующих вероятность банкротства (показатели платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности) [16, с. 103-105]. Таким образом, за малым исключением - (2) методика - снова приходим к определению финансового положения предприятия, при этом такие важнейшие составляющие предприятия, как его кадровый, производственный, социальный, коммерческий потенциал в отдельные расчеты не выделяются. Подразумевается то, что эти характеристики вполне отражают финансовые показатели, которые представляют собой результат комплексного влияния этих факторов.
     В условиях развитых рыночных отношений это может быть оправдано. Однако применимо ли это для российских условий хозяйствования при сложившемся структурном монополизме отечественного хозяйства, недобросовестности конкурентной борьбы, наличии множества разнообразных внешних и внутренних рисков? Особенности российской экономики требуют определенных корректировок в составе и нормативных значениях критериев оценки, не только при осуществлении прогнозирования банкротства предприятия, но и финансового анализа в целом.
     А. Браверманн и А.Саулин предлагают осуществлять интегральную оценку результатов работы предприятия с помощью восьми показателей:
     - производительность труда;
     - рентабельность продукции;
     - фондоотдача;
     - годовой коэффициент оборачиваемости оборотных средств;
     - коэффициент автономии;
     - коэффициент маневренности;
     - коэффициент обеспеченн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44