- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ и совершенствование деятельности предприятия малого бизнеса (на примере ооо «комфорт-сервис»)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009731 |
Тема: | Анализ и совершенствование деятельности предприятия малого бизнеса (на примере ооо «комфорт-сервис») |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА на тему «Анализ и совершенствование деятельности предприятия малого бизнеса (на примере ооо «комфорт-сервис»)» Допущено к защите: Зав. кафедрой менеджмента и государственного управления д.э.н., профессор _____________С.Н. Яшин (подпись) Выполнила студентка 35131 М-2 группы очного отделения Оганезова Полина Сергеевна _________________________ (подпись) Научный руководитель: д.э.н., профессор Алехина Ольга Федоровна ___________________________ (подпись) Нижний Новгород, 2016 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 4 1.1 ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ 4 1.2 ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 7 1.3 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ 19 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ООО «КОМФОРТ-СЕРВИС» 21 2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ 21 2.2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ 24 2.3 АНАЛИЗ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА 30 2.4 АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 34 2.5. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 51 ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КОМФОРТ-СЕРВИС» 52 3.1 АНАЛИЗ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ООО «КОМФОРТ-СЕРВИС» 52 3.2 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КОМПАНИИ 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55 ПРИЛОЖЕНИЯ 56 ВВЕДЕНИЕ Это вступительная часть ВКР, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формируются цель и задачи работы. Введение должно начинаться с определения цели и задач ВКР, а также содержать характеристики и тенденции развития экономики и управления в России. Дается обоснование актуальности выбранной темы ВКР. Определяется объект исследования (организация в целом или ее структурное подразделение), приводится перечень нерешенных задач для данного объекта исследования. Объем введения – 3-5 стр. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 1.1 ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ Развитие предпринимательства является одной из важнейших целей в сфере экономической политики. Во время встречи с менеджментом Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» 15 ноября 2012 года Президент России В.В. Путин отметил, что «…количество малых и средних предприятий у нас растет, но, конечно, этот уровень еще далек от того, на котором он должен был бы находиться» [1]. В научной литературе вместо понятия «малое предпринимательство» часто чаще употребляется понятие «малый бизнес». Отличие данных понятий состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство» применяется скорее в области юрисдикции, поскольку употребляется в нормативных актах, а «малый бизнес» понятие экономическое. Малое предпринимательство (малый бизнес) — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. Согласно статье 3 федерального закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся «хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям » В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия: 1. Для отнесения компании к предприятию малого бизнеса должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований: а) Суммарная доля участия других российских юридических лиц малого и среднего предпринимательства в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не должна уходить за порог в 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц или юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%. б) Акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, должны быть отнесены к акциям инновационного сектора экономики; в) Деятельность хозяйственных обществ и партнерств заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям таких хозяйственных обществ или бюджетным, автономным учреждениям и образовательным организациям высшего образования; г) хозяйственные общества и партнерства, которые получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково"; д) Учредителями (участниками) хозяйственных обществ и партнерств должны быть юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности . 2. Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год * до ста человек - для малых предприятий; * микропредприятия - до пятнадцати человек Количество работников в 2017 году определяется на основании среднесписочной численности, отчёт по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию. 3. Размер годового дохода – он плюсуется по всем осуществляемым видам деятельности (например, дивиденды, штрафы и пени по договорам и стоимость имущества, полученного в собственность безвозмездно) и применяется по всем налоговым режимам. Размер годового дохода не должен уходить выше предельных значений, установленных Правительством РФ в 2016 году для всех субъектов малого предпринимательства: * микропредприятия - 120 млн. рублей; * малые предприятия - 800 млн. рублей. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже данных предельных значений С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчётности субъектов малого бизнеса: * сведений о доходах; * среднесписочной численности сотрудников; * данных из Единого госрееста юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей; * информации от других государственных органов. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически. Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения: * о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной; * о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками; * о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок; * полную контактную информацию. Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи. 1.2 ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Рассмотрение вопросов дальнейшего развития предпринимательства требует понимания происхождения и становления этого сектора экономики в России. Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Если брать 80-е годы 20 века за отправную точку, то в рассматриваемом периоде можно выделить четыр этапа развития предпринимательских структур: 1. Начальный этап: 1985 - 1991 годы; 2. Этап трансформации: 1992 - 1998 годы; 3. Этап становления: 1999 - 2007 годы; 4. Этап ускоренного развития предпринимательства: 2008 год – настоящее время. Законодательная база предпринимательства начала формироваться еще в Советском Союзе во второй половине 80-х годов. В это время начались поиски новых подходов к преобразованиям в экономике, которая была во многом неэффективной. Первым законом, регулирующим предпринимательскую деятельность в СССР стал закон № 6050-X1 «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР», принятый 19 ноября 1986 года. В нем были обозначены основные сферы деятельности - кустарно-ремесленные промыслы и бытовое обслуживания населения. Индивидуальная трудовая деятельность должна была основываться исключительно на личном труде граждан и членов их семей. В 1987 году был принят закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» (№ 7284-XI от 30.06.87 г.), в котором было предусмотрено право предприятий сдавать в аренду свое имущество. В закон СССР № 8998-XI от 26.05.88 г. «О кооперации в СССР» были включены положения о хозяйственной самостоятельности кооперативов. Предусматривалось самофинансирование и участие коллектива в распределении прибыли и доходов, направляемых как на оплату труда, так и на развитие. Именно тогда появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах. Отдельные кооперативы пытались защищать свои интересы, выступать перед чиновниками, с экранов телевизоров. Отдельные активисты баллотировались на выборы депутатов Съезда народных депутатов СССР и РСФСР. Таким образом, активная агитация приводила к сплочению, интеграции, объединению ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые предприятия, в т. ч. и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества. Ярким примером такого коммерческого мероприятия может послужить детище известного в прошлом российского бизнесмена М.Б. Ходорковского, Межотраслевого центра научно-технического творчества молодёжи, становление и деятельность которого описана в его книге[2]: «Моя первая идея была проста. В нашем институте был совет молодых специалистов, куда входили аспиранты, молодые преподаватели. Все мои знакомые. Они могли делать работу для разных заводов и НИИ. Разработки есть, а вот адаптировать под каждое конкретное предприятие, что называется «внедрить», — это отдельная работа. Для выполнения работы заключались так называемые «хозяйственные договоры» между институтом и заинтересованным предприятием — через соответствующее подразделение института. Но там был план, за пределами плана чиновник вообще не шевелится. Я предложил: давайте я сделаю работу за чиновника — заключу договор с заказчиком, оплачу оборудование, материалы. Возьму себе долю, меньше, чем берет институт. Бухгалтерия, отчетность, банк — все мои проблемы. Бегать тоже буду я. Ребята обрадовались и принесли проект первого договора. С ИВТАНом. Директор ИВТАНа, академик Шейндлин, взял на себя риск и позволил своим заключить договор» За 1988 год компания Ходорковского получила выручку около 80 млн рублей. Из нее было выплачено творческим коллективам 10 % — это выпуск денег на рынок товаров народного потребления. Еще 30 % было заплачено за оборудование, купленное на рынке товаров народного потребления (компьютеры). Еще 10–15 % выплачено собственным наладчикам, программистам, менеджерам. 20 % ушло в затраты по безналичному расчету, 30 % — прибыль — накапливались на счетах и инвестировались опять в «безналичной форме». То есть из 100 % около 50–55 % «выбросили» на товарный рынок. В 1990 году было принято постановление Совета Министров СССР №790 от 8.08.90 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». В указанном постановлении были установлены критерии отнесения к малым предприятиям: В промышленности и строительстве численность работников не должна была превышать 200 человек. В других видах деятельности эта величина составляла: * в науке - 100 человек; * в других отраслях производственной сферы - 50 человек; * в непроизводственной сфере - 25 человек; * в розничной торговле - 15 человек. В декабре 1990 года в РСФСР были приняты два закона «О собственности в РСФСР» (№ 443-1 от 24.12.90 г.) и «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (№ 445-1 от 25.12.90 г.). В законе «О собственности в РСФСР» были определены объекты права собственности: предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, горные отводы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги и другое имущество. Cобственники и акционеры теперь сами могут использовать и распоряжаться принадлежащим им имуществом, появилось возможность использования имущества для осуществления любой предпринимательской деятельности. Кроме того теперь частная, муниципальная и государственная собственность уравнены в правах. в законе прописано, что предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой страх и риск, под ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Закон установил правовые нормы создания предприятий разных форм собственности, в том числе товариществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ открытого типа, а также индивидуальных (семейных) частных предприятий. Кроме того, меры по развитию малых предприятий и налоговые льготы для них нашли отражение в постановлении Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» (№ 406 от 18.07.91 г.). Это постановление уравнивало в правах малые предприятия разных форм собственности. В этом периоде у граждан, как правило, не было достаточного начального капитала для ведения предпринимательской деятельности. Поэтому наряду с собственными средствами, зачастую использовались заемные средства, одолженные у родственников и знакомых. Для начального этапа было характерно отсутствие у предпринимателей основных фондов (помещений, оборудования), а также инструментов. Поэтому средства производства арендовались у государственных предприятий. Государственная поддержка развития предпринимательства в основе своей почти не осуществлялась , однако начали появляться для осуществления предпринимательской деятельности на легальной основе. В стране появились кооперативы, научно-технические центры молодежи. При местных органах власти начали создаваться товарищества и акционерные общества. Несмотря на существенные ограничения индивидуальной трудовой деятельности, уже в 1988 году ею занималось более 420 тыс. человек, а в 1989 году – более 720 тыс. человек. К концу 1991 года доля предпринимательских структур в общем объеме производства по России достигла 10 процентов. Из общего количества экономически активного населения в предпринимательских структурах работало около 5 процентов[3]. Развал СССР в 1991 году и создание Российской Федерации привело к снижению административного давления и способствовало росту предпринимательских структур. Именно за этот год их количество возросло более чем в два раза. Преобладающими видами экономической деятельности являлись строительство и обрабатывающие производства. На них приходилось более 64 процентов всего объема производства и численности работников. Не получили развития такие виды деятельности, как операции с недвижимым имуществом (в связи с отсутствием зданий, сооружений, квартир, помещений в свободной продаже) и торговля (в связи с дефицитом товаров). В целом на первом этапе были созданы предпосылки появления и формирования предпринимательских структур. Вместе с тем, законодательная база не позволяла в полном объеме регулировать создание и деятельность этих структур. Многие правовые вопросы оставались вне законодательного поля и решались самостоятельно на интуитивном уровне, что приводило к конфликтным ситуациям. В условиях проводившихся рыночных реформ предпринимательство показало свой высокий потенциал, особенно в решении социальных задач и обеспечении занятости широких слоев населения. Второй этап, начавшийся в 1992 году, характеризуется существенными изменениями всех сторон деятельности предпринимательских структур. Изменились их организационные и правовые формы, в значительной степени возросла их роль в национальной экономике. Поэтому период с 1992 по 1998 годы может быть назван этапом трансформации. В законодательном регулировании предпринимательства важную роль сыграли законы, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества. Приватизация проводилась в две стадии: ваучерная (чековая) в 1992-1994 годах и денежная, которая началась с 1995 года. Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» № 1531-1 от 3.07.1991 года и развивающие его правовые акты обеспечил проведение приватизации значительной части государственных и муниципальных предприятий. Многие из приватизированных предприятий и их отдельных подразделений стали в последствии малыми и средними предприятиями. Существенное значение имела массовая перерегистрация кооперативов, на базе которых формировались малые предприятия. Законодательное обеспечение деятельности предпринимательских структур было расширено за счет принятия ряда важных документов. Среди них можно выделить указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485 от 30.11.1992 г., постановления Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» № 446 от 11.05.1993 г., «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994-1995 гг.» № 409 от 29.04.1994 г., «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» № 1434 от 29.12.1994 г. В 1995 году был принят закон № 88-ФЗ от 14.06.95 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». В нем определялись основные аспекты деятельности предпринимательских структур. В частности, было указано, что в уставном капитале предпринимательских структур доля участия государства, его субъектов, общественных организаций, а также других юридических лиц не должна превышать 25 процентов. Уточнено, что к субъектам предпринимательства относятся не только коммерческие организации, но и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Рассмотрены вопросы государственной поддержки предпринимательства. В целом этот закон отражал наметившуюся тенденцию улучшения отношения государственных органов к предпринимательской деятельности. Развитие законодательной базы предпринимательства нашло свое отражение и во введенном в действие в 1995 году новом Гражданском кодексе (ГК) Российской Федерации. В части первой его было уточнено определение предпринимательской деятельности. В декабре 1995 года были приняты федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (№ 222-Ф3 от 29.12.95 г.) и «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг.», утвержденная постановлением Правительства № 1256 от 18.12.1995 года. Правовые нормы, принятые в рассматриваемом периоде, обеспечили формирование общих принципов предпринимательской деятельности, особенно в части формулирования цели предпринимательства, источников получения прибыли, требований обязательной регистрации и сформировали конкретные правила функционирования предпринимательских структур. Начиная с 1992 года, большинство предпринимательских структур создавались в сфере оптовой и розничной торговли. Это было обусловлено товарным дефицитом и отсутствием в стране развитой сети торговых организаций. Такая тенденция сохранилась в последующие годы. Более половины вновь создаваемых предприятий специализировались на оптовой и розничной торговле. Широкое распространение получила торговля товарами абсолютно нового ассортимента, недоступного российским потребителям при советской власти. Кроме того, торговая деятельность обеспечила создание новых хозяйственных связей, что было существенно в условиях разрыва ранее сложившихся взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей. Предпринимательские структуры сыграли роль катализатора в деле формирования новой системы связей в российской экономике. Отраслевая дифференциация предпринимательства существенно изменилась. Среди предпринимательских структур к концу второго этапа преобладали предприятия и предприниматели, специализированные на торговой деятельности (36 процентов), обрабатывающих производствах и строительстве (соответственно по 22 процента). Основными источниками финансирования на втором этапе продолжали оставаться собственные и заемные средства предпринимателей. В связи с развитием банковской системы получило распространение банковское кредитование. В этот период существенно развивалась производственная база предпринимательских структур. Многие крупные предприятия освобождались от непрофильных активов. Ряд крупных предприятий разделялись на более мелкие. Все это обусловило создание значительного числа предпринимательских структур. Важное значение сыграл процесс ваучерной и денежной приватизации. Зачастую основные фонды приватизированных предприятий, их здания, сооружения, оборудование были приобретены предпринимательскими структурами. Вместе с тем, значительная часть предпринимательских структур продолжала арендовать производственные помещения и сооружения, а также оборудование. В этот период начала формироваться инфраструктура поддержки предпринимательства. Уже в 1997 года в регионах функционировало 74 региональных фонда, 60 бизнес-инкубаторов, 80 учебно-деловых центров, 40 лизинговых компаний, 44 технопарка, 60 информационно-аналитических центров. В этом году на развитие инфраструктуры предпринимательства было выделено 9,3 миллиардов рублей. К концу второго этапа доля предпринимательских структур в общем объеме производства по России возросла до 18 процентов, а доля в общей численности экономически активного населения увеличилась до 17 процентов. К концу 1994 года начался спад в деятельности научных, консультационных и строительных предпринимательских структур. Многие из них прекратили или диверсифицировали деятельность. Экономический кризис 1998 года оказал влияние на предпринимательство. Имели место две противоположные тенденции. С одной стороны кризисные явления обусловили снижение численности работников, занятых в этом секторе экономики. С другой стороны резкий рост курса доллара привел к сокращению импорта товаров в Россию. Поэтому увеличилось производство товаров, замещающих импорт. К концу второго этапа, наметился устойчивый рост предпринимательских структур и численности занятых в них работников. В целом второй этап характеризуется существенными изменениями всех сторон предпринимательской деятельности в стране. За это время коренным образом изменились формы и методы функционирования предпринимательских структур, получили развитие новые виды предпринимательской деятельности. В частности, начал развиваться такой вид деятельности, как операции с недвижимым имуществом. В стране был преодолен дефицит практически всех товаров первой необходимости, а также не допущена катастрофическая безработица, обусловленная прекращением работы многих крупных предприятий. В течение третьего этапа происходило становление и формирование всех типов предпринимательских структур. В этот период проводилась конкретизация и уточнение законодательной базы, в том числе правового статуса предпринимательских структур. Так в федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года был определен четкий порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы, а также регистрации индивидуальных предпринимателей и порядок прекращения ими деятельности. Кроме того, были установлены принципы ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (№ 116-ФЗ от 22.07.05 г.) и Распоряжение Правительства «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (№ 328-р от 10.03.06 г.) были определены задачи регионального и инновационного развития предпринимательства. Опыт становления предпринимательства был обобщен в 2007 году в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (№ 209-ФЗ от 24.07.07 г.). В этом законе были определены критерии отнесения предприятий и предпринимателей к основным размерным категориям (микропредприятия, малые и средние предприятия). Основным критерием является численность работников, которая для малого предприятия не должна превышать сто человек, а для среднего предприятия находится в диапазоне от 101 до 250 человек. Кроме того, в качестве критериев отнесения к предпринимательским структурам используются доля государственной, муниципальной собственности в уставном капитале и выручка от реализации товаров (работ, услуг), а также балансовая стоимость активов. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек. К малому и среднему предпринимательству в соответствии с пунктом 1 статьи 3 указанного закона, относятся также индивидуальные предприниматели. Основными источниками финансирования предпринимательских структур на третьем этапе являлись собственные средства, банковские кредиты, а также средства, полученные из специализированных на поддержке предпринимательства фондов. В этот период наряду с собственными средствами производства продолжалось использование арендованных помещений и сооружений. В связи с началом создания технопарков, индустриальных парков, бизнес-инкубаторов появилась возможность коллективного использования высокотехнологичного оборудования, инструментов и технологий. На всех уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном) были созданы специализированные на поддержке и помощи предпринимательству подразделения - департаменты, отделы. При них образовывались консалтинговые, учебные, финансовые и другие организации, которые проводили изучение уровня развития предпринимательства, подготовку и реализацию мероприятий по оказанию конкретной помощи предпринимательским структурам. К концу третьего этапа доля предпринимательских структур в экономике России существенно возросла. Как в общем объеме производства, так и в общей численности экономически активного населения эта доля достигла 30 процентов. Развитие предпринимательства в 1999-2007 годах характеризовалось ростом объемов производства и возрастанием роли предпринимательских структур. Большинство предпринимательских структур научились хорошо приспосабливаться к особенностям рыночной экономики, гибко реагировать на возникающие проблемы, дифференцировать свою деятельность в условиях конкуренции. Современный этап развития предпринимательских структур начался с 2008 года. В этот период продолжалась корректировка законодательства, определяющего деятельность предпринимательских структур. При этом основное внимание уделялось снижению административных барьеров и уменьшению количества разнообразных проверок. Определенную роль в обеспечении защищенности предпринимательских структур от неправомерных действий контролирующих органов сыграл закон № 294-ФЗ от 26.12.08 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В нем были установлены полномочия контролирующих органов различных уровней и порядок проведения проверок. Уточнен круг прав, которые имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели в процессе проведения мероприятий по контролю их деятельности. Снижению барьеров были посвящены распоряжение Правительства № 1021-р от 10 июня 2011 г., которым была утверждена «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы» и постановление Правительства № 584 от 16 июля 2009 года «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности». В законе от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» определены основные аспекты создания при научных и образовательных учреждениях предпринимательских структур, деятельность которых направлена на практическое применение результатов исследований. Дальнейшее развитие законодательной базы предпринимательства должно предусматривать учет особенностей предпринимательских структур, и в частности снижение объемов учетных и отчетных документов, совершенствование институционального обеспечения, формирование стратегии повышения эффективности этого сектора экономики. Основными источниками финансирования предпринимательских структур на четвертом этапе являются, как и на третьем этапе, собственные средства, банковские кредиты, а также средства, полученные из специализированных на поддержке предпринимательства фондов. Начинающие предприниматели могут использовать средства, выделяемые в соответствии с региональными и муниципальными программами, стимулирующими создание новых рабочих мест и самозанятость. Наряду с собственными и арендованными средствами производства для четвертого этапа характерно широкое использование лизинга оборудования, аутсорсинга и услуг бизнес-центров, технопарков, бизнес-инкубаторов. Для четвертого этапа характерно увеличение внимания задачам поддержки малого и среднего предпринимательства в деятельности органов государственной власти страны и каждого из ее субъектов, органов местного самоуправления, а также созданию и функционирование инфраструктуры такой поддержки. Для решения этих задач разрабатываются и реализуются программы развития предпринимательства. В эти программы включены мероприятия, направленные на оказание помощи предпринимательским структурам, обеспечение гарантий по кредитам и займам, компенсации части кредитных ставок, подготовке кадров, оказание правовых, информационных и других услуг, формирование позитивного образа предпринимателей в средствах массовой информации. В этих программах указываются конкретные объемы и источники финансирования, предполагаемые результаты и ответственные за реализацию каждого мероприятия. Экономический кризис, начавшийся в 2008 году, затронул и предпринимательские структуры. Объемы их производства уменьшились в 2009 году. Однако уже по итогам 2010 года, как количество предприятий, так и объемы производства превысили докризисный уровень. Необходимо отметить, что в 2010 году существенно возросли объемы инвестиций в основной капитал. Это можно объяснить тем, что в условиях усилившейся конкуренции предприятия вынуждены были больше внимания уделять своему переоснащению. Структура предпринимательства по видам экономической деятельности представлена в таблице 3. В ней приведены доли в объеме производства по видам экономической деятельности, приходящиеся на малые, средние предприятия и индивидуальных предпринимателей. Эти доли отражают вклад каждой из предпринимательских структур в общий объем производства всех предприятий и организаций в стране, специализированных на соответствующем виде деятельности. Таблица 3. Доля предпринимательских структур в объеме производства всех предприятий страны, % Виды деятельности Малых предприятий Средних предприятий Индивидуальных предпринимателей Всего Торговля 39 4 19 62 Обрабатывающие производства 11 4 1 16 Строительство 43 10 1 54 Транспорт и связь 10 2 5 17 Операции с недвижимым имуществом 34 3 8 45 Прочие 7 3 2 12 Анализ данных таблицы 3 показывает значительную долю малых предприятий в таких отраслях, как торговля, строительство и операции с недвижимым имуществом. Индивидуальные предприниматели осуществляют до 20 процентов всех операций в сфере торговли. Средние предприятия были достаточно равномерно представлены по всем отраслям экономики страны, не занимая нигде лидирующих позиций. Существенно, что в совокупности, рассматриваемые предпринимательские структуры доминировали в торговле и занимали около половины ниши в строительстве и операциях с недвижимым имуществом. Таким образом, за относительно короткий промежуток времени, менее 25 лет в нашей стране сформировался принципиально новый сектор экономики. Он включает малые и средние предприятия, а также индивидуальных предпринимателей. Этот сектор играет важную роль в экономике Российской Федерации. На его долю приходится значительная часть объема производства товаров и услуг, в этом секторе занята почти треть экономически активного населения. Пройдя ряд этапов в своем развитии предпринимательские структуры доказали свою высокую эффективность, динамичность, способность чутко реагировать на изменения конъюнктуры. В качестве цели дальнейшего развития предпринимательства в нашей стране может, по мнению автора, рассматриваться полное удовлетворение потребностей населения и предприятий в продукции и услугах предпринимательских структур, за счет увеличения объемов производства и реализации инновационного сценария их совершенствования. При этом в качестве критерия предлагается использовать уровень насыщения экономики страны продукцией и услугами предпринимательских структур. Проведенные исследования показали, что их доля в общем объеме производства в стране может достигнуть в перспективе: по торговле – 69 процентов, по обрабатывающим производствам – 30 процентов, по строительству – 70 процентов, по транспорту и связи – 35 процентов, по операциям с недвижимым имуществом – 65 процентов. 1.3 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ Современное предпринимательство является сложной системой. Прежде всего, это совокупность большого числа самостоятельных хозяйствующих субъектов, каждый из которых сам определяет свои цели и задачи, исходя из конкретной ситуации, и является активным участником социально-экономических процессов. Учитывая, что предпринимательские....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: