VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы финансирования деятельности предприятия малого бизнеса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000070
Тема: Проблемы финансирования деятельности предприятия малого бизнеса
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ 
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Экономико-математический факультет                                                                   Кафедра государственного управления и финансов 


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему «Проблемы финансирования деятельности предприятия малого бизнеса»



Выполнил: студент 4 курса 
заочной формы обучения 
группы Э-41с
Федотова Э.Р.__________


Допускается к защите:
заведующий кафедрой,
д-р экон. наук, профессор
Янгиров А.В. ________
«___» __________ 2015 г.

  Научный  руководитель:
  канд. геогр. наук, доцент  
  Ахунов А.Р.___________
  «___» _________ 2015 г.


Нефтекамск  2015
     СОДЕРЖАНИЕ 
      
      Введение	4
      1	Теоретические основы финансирования деятельности предприятий малого бизнеса	8
        1.1 Сущность и основные признаки малого бизнеса	8
        1.2 Основные источники финансовых ресурсов предприятий малого бизнеса	12
        1.3 Основные финансовые проблемы малого предпринимательства в экономике Российской Федерации	20
      2 Анализ и выявление проблем финансирования деятельности предприятия малого бизнеса (на примере ОOО «Техинвест»)	ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
        2.1 Организационно-экономическая характеристика субъекта малого бизнеса	Ошибка! Закладка не определена.
        2.2 Анализ структуры и динамики финансовых ресурсов предприятия	39
        2.3 Оценка эффективности и основные проблемы финансирования субъекта малого бизнеса 	45
      3 Совершенствование финансирования деятельности предприятий малого бизнеса	60
        3.1 Привлечение дополнительных источников финансирования деятельности предприятия	60
        3.2 Экономический эффект от внедрения лизинга  как перспективного направления финансирования малых предприятий	65
      Заключение	72
      Список использованных источников и литературы	77
     Приложение А «Бухгалтерский баланс ООО «Техинвест» за 2012 г., тыс. руб.»
     Приложение Б «Бухгалтерский баланс ООО «Техинвест» за 2013 г., тыс. руб.»
     Приложение В «Бухгалтерский баланс ООО «Техинвест» за 2014 г., тыс. руб.»
     Приложение Г «Отчет о прибылях и убытках ООО «Техинвест» за 2012-2014 гг., тыс. руб.»	37
4

8
8

12

20

34

34

39

45

	60

60

65
72
77

82

83

84

85


	

     
     

     
     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования. В современных условиях одним их основных направлений стимулирования экономического роста России является вопрос об активизации деятельности малых предприятий. Особое место в развитии малого бизнеса занимает проблема их финансирования, которая выражается в дефиците средств, для инвестирования и ведения текущей деятельности. При этом доступ к привлеченным источникам весьма ограничен. Вследствие этого вопросы поиска источников финансирования для малых предприятий не только не теряют своей актуальности, а наоборот, становятся все более значимыми. 
     Современное состояние малого бизнеса в Российской Федерации отличается сложным и противоречивым характером. Устойчивость и стабильность развития малого предпринимательства выступают инструментом развития региональных экономик. Так, деятельность малых предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем. Это в свою очередь повышает не только экономическую, но и социальную значимость малого бизнеса.
     Специфика малого бизнеса такова, что без правильного построения системы финансового регулирования и государственной поддержки он не в состоянии нормально функционировать и развиваться ускоренными темпами.
     Исследования последних лет показали, что проблемы поиска малыми предприятиями источников финансирования достаточно существенны и не могут быть решены  без участия государственных и региональных органов власти. В связи с этим можно говорить о необходимости трансформации сложившейся ситуации и о внедрении прогрессивных способов финансирования, как со стороны самих хозяйствующих субъектов, так и со стороны государственных и муниципальных органов власти, имеющих реальные финансовые рычаги влияния на стимулирование деятельности малого бизнеса в стране и регионе.
     Несмотря на то, что со стороны государственных органов регулярно декларируются меры финансовой поддержки малых предприятий, основными источниками финансирования по-прежнему остаются собственные средства владельцев и прибыль, полученная в результате деятельности бизнеса, что ведет к нехватке собственных средств, как на этапе создания бизнеса, так и в процессе развития предприятия.
     Актуальность исследуемой темы определяется тем, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует целостная концепция финансового регулирования малого бизнеса в условиях построения конкурентной экономики инновационного типа. Для этого необходимо дальнейшее развитие теории, методологии и механизмов реализации стратегии и тактики финансового регулирования субъектов малого предпринимательства. Кроме того, с целью устойчивого роста малых предприятий целесообразно внедрение и применение, пока еще ограниченно востребованных российскими малыми предприятиями таких эффективных и современных технологий финансирования и форм организации бизнеса как лизинг.
     Степень разработанности проблемы. Теоретические и практические основы, проблем финансирования деятельности предприятий малого бизнеса представлены в работах отечественных ученых-экономистов и практиков таких, как А.В. Абышева1, М.А. Данилькевич2, А.И. Зверьков3, А.И. Зиганшина4, О.А. Зименко5, И.Е. Ильин6, Е.А. Ковалева7, В.В. Шиганов8 и др. 
     Однако зачастую исследования отечественных ученых опираются на зарубежные школы финансового менеджмента, не разработаны модели и теории, которые бы учитывали специфику российских условий.
     Нерешенность перечисленных проблем, их актуальность и значение для развития современной российской экономики предопределили выбор темы настоящего исследования, его цель и задачи.
     Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании теоретических основ и разработке практических рекомендаций по совершенствованию финансирования деятельности предприятий малого бизнеса. 
     В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
     * рассмотреть теоретические основы финансирования деятельности предприятия малого бизнеса;
     * осуществить анализ структуры и динамики финансовых ресурсов предприятия;
     * оценить эффективность и выявить основные проблемы финансирования субъекта малого бизнеса;
     * разработать пути по совершенствования финансирования деятельности предприятия малого бизнеса;
     * оценить экономический эффект от внедрения лизинга как перспективного направления финансирования малого предприятия.
Объектом исследования является ООО «Техинвест».
     Предметом исследования выступают экономические отношения, связанные с анализом и выявлением проблем финансирования деятельности предприятий малого бизнеса.
     Методология и методы исследования. Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в научную разработку проблем финансирования деятельности предприятий малого бизнеса. В работе используются такие методы, как сравнительный, экономико-статистических группировок данных, табличный методы экономического анализа, графический метод, метод обобщения.
     Информационная база исследования представлена содержанием монографий, научных статей, тезисов докладов и иных публикаций российских ученых по проблемам финансирования деятельности предприятия малого бизнеса, опубликованными в экономической литературе, периодической печати, финансовой отчетностью ООО «Техинвест». Нормативно-правовая база исследования представлена федеральными законами, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации.
     Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации основных источников финансирования деятельности субъектов малого бизнеса, выявление их преимуществ и недостатков.
     Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в хозяйственной практике российских предприятий (субъектов малого бизнеса) и непосредственно на ООО «Техинвест».
     Структура и объем работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы (44 источника) и приложений. В основной части работы размещено 22 таблицы, 13 рисунков. Объем работы составляет 85 страниц.
     
     
     
     1	ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
     
     1.1 Сущность и основные признаки малого бизнеса
     
     Малое предпринимательство (малый бизнес) – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), определяющих сущность данного понятия.
     Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно–экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином9.
     Особенностями малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость10.
     Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов – малых предприятий. В Российской Федерации, при отнесении субъектов предпринимательской деятельности к малым предприятиям, руководствуются положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»11 и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг)». В соответствии с законом, к малым предприятиям относятся предприятия со штатом не более 100 чел. и выручкой от реализации товаров (работ, услуг) не более 400 млн. руб. за год12. Данный критерий используется прежде всего в программах финансовой поддержки малых предприятий через гарантии банкам, выдающим кредиты малым предприятиям, и в целях статистики. Примеры различных критериев отнесения к малым предприятиям в различных странах приведены в таблице 1.
     
Таблица 1 – Классификация предприятий по размеру в Европейском союзе (ЕС), США и Российской Федерации в целях статистики и в основных программах поддержки13
Страны
Члены ЕС
США
Россия
1
2
3
4
Микропредприятие
Штат не более 10 чел., оборот или валюта баланса – до 2 млн. евро.
Не выделяются
До 15 чел. и выручка от реализации – до 60 млн. руб.;
доля участия государства и других компаний (кроме малых предприятий) – не более 25 %
Малое предприятие
Не более 50 чел., оборот или валюта баланса – до 10 млн. евро
От 100 до 1500 чел. и/или оборот от 0,75 млн. долл. до 35 млн. долл. в зависимости от отрасли и вида бизнеса
До 100 чел. и выручка от реализации – до 400 млн. руб.; 
доля участия государства и других компаний (кроме малых предприятий) – не более 25 %
Среднее предприятие
Не более 250 чел., оборот – до 50 млн. евро или валюта баланса – до 43 млн. евро
Не выделяются
До 250 чел. и выручка от реализации – до 1 млрд. руб.;
доля участия государства и других компаний (кроме малых предприятий) – не более 25 %
Крупное предприятие
Показатели выше
Показатели выше
Показатели выше
     
     Из таблицы видно, что показатели размера предприятия в США, России и странах Европейского союза – это штат предприятия и финансовые показатели: оборот и выручка. Следует отметить, что оборот и выручка предприятия, а также такой показатель, как доход (валовой доход), могут быть аналогичными понятиями. Обычно в данном случае имеется в виду количество денег или иных благ, получаемых компанией за определенный период ее деятельности, в основном за счет продажи продуктов или услуг своим клиентам. Но также в зависимости от законодательства и правил бухгалтерского учета определенной страны это могут быть несколько отличающиеся между собой понятия. В таблице эти понятия приведены в том виде, в каком они присутствуют в официальных документах соответствующих стран и документах Евросоюза.
     Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Зарубежный опыт развития малого и среднего предпринимательства (МСП) свидетельствует о том, что рыночная экономика начинается там, где критическая масса предпринимательских структур составляет примерно одно действующее предприятие малого бизнеса на 30-50 жителей данной территории14.
     История мировой экономики убедительно показывает, что для достижения сбалансированности экономики необходимо добиться того, чтобы развитие крупных корпораций происходило в среде, насыщенной малыми предприятиями. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует и о том, что без государственной поддержки развитие малого предпринимательства происходит очень медленно.
     Например, в США субъекты МСП, производящие около 50% ВВП, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т. д. И наконец, малые предприятия США экспортируют товаров и услуг на 300 млрд. долл. в год, что составляет 20% в промышленном экспорте США.
     Китайское правительство считает МСП важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор МСП стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии. Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На его долю приходится 46,2% налоговых поступлений всей страны и 62,3% общего объема экспорта. При этом к категории малых предприятий с числом занятых до 100 чел. относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 чел.15
     Малые и средние предприятия – основа социально–экономической модели Евросоюза. В Евросоюзе насчитывается 23 млн. мелких и средних предприятий, которые обеспечивают 70% занятости в частном секторе, дают 57% общего оборота и 53% добавленной стоимости16. МСП стали стимулом развития конкуренции в европейской экономике, заставляют более крупные компании улучшать эффективность производства и внедрять новые технологии. Учитывая важность мелких и средних предприятий для экономической структуры Евросоюза, можно утверждать, что успешная интеграция экономики внутри него во многом зависит от развития мелкого и среднего бизнеса.
     Япония по своему экономическому уровню стала второй после США страной капиталистического мира во многом благодаря развитию малых и средних предприятий. Крупные, всемирно известные концерны составляют здесь лишь вершину экономического айсберга, а его основание, подводная часть – малые и средние предприятия. На них приходится около 55% реализованной продукции промышленности. Функционируют 6,5 млн. небольших предприятий (90% от общего их числа), на которых занято около 40 млн. чел. (более 80% общей численности работающих).
     Таким образом, успешное развитие малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой обусловлено тем, что крупное производство не противопоставляется мелкому, а проводит принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, взаимно дополняя друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
     
     1.2 Основные источники финансовых ресурсов предприятий малого бизнеса
      
     Финансовые ресурсы малого бизнеса – это совокупность источников денежных средств, аккумулируемых предприятием для формирования необходимых им активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет поступлений извне17.
     По источникам формирования финансовые ресурсы подразделяются на три группы18:
     1) финансовые ресурсы, сформированные за счет собственных и приравненных к ним средств (прибыль от основной деятельности, прибыль от реализации выбывшего имущества, прибыль от внереализационных операций, амортизационные отчисления, поступления от учредителей при формировании уставного капитала, дополнительные паевые и иные взносы, устойчивые пассивы и другое);
     2) финансовые ресурсы, сформированные за счет заемных средств (средства от выпуска и продажи облигаций, кредиты банков и займы юридических и физических лиц, факторинг, финансовый лизинг и другое);
     3) финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения, средства, поступающие от концернов, ассоциаций, бюджетные средства и тому подобное).
     В свою очередь, собственные финансовые ресурсы формируются за счет внутренних и внешних источников. В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая распределяется решением учредительного (руководящего) органа на цели потребления и накопления. Более того, прибыль является основным источником пополнения собственного капитала предприятия. Если предприятие убыточное, то собственный капитал уменьшается на сумму полученных убытков.
     Прибыль выполняет две функции:
     * во-первых, основного источника финансовых ресурсов для расширенного  воспроизводства;
     * во-вторых, источника доходов государственного бюджета.
     В прибыли сконцентрированы экономические интересы государства, хозяйствующих субъектов и каждого работника. Прибыль характеризует все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий, поэтому рост прибыли хозяйствующих субъектов свидетельствует об увеличении финансовых резервов и укреплении финансовой системы государства19.
     Прибыль, направляемая на накопление, далее используется на развитие производства; прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.
     Вторым по значимости источником собственных финансовых ресурсов служат амортизационные отчисления – денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, так как включаются в состав затрат на производство продукции и затем в составе выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства20.
     Накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд, предназначенный для воспроизводства изношенных основных фондов.
     Амортизация объектов основных фондов производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:
     * линейным;
     * уменьшаемого остатка;
     * списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
     Последние два способа представляю собой ускоренную амортизацию. Эти способы с точки зрения финансового планирования предпочтительны тем, что позволяют уже в начале эксплуатации списать большую часть стоимости основных фондов. Далее темп списания замедляется, что обеспечивает снижение себестоимости продукции.
     Ускоренная амортизация представляет собой налоговую льготу, которую получают предприятия, инвестировавшие средства в основной капитал. Фактическая ценность ускоренной амортизации для предприятия – отсрочка погашения обязательств по налогу на прибыль, поскольку в первые годы эксплуатации оборудования значительная часть выручки направляется на формирование амортизационных отчислений, а не прибыли. Отложенный налог в условиях рыночной экономики означает беспроцентный заем на неопределенный срок, предоставляемый налогоплательщику. В то же время, как показывают отчетные данные, начисление амортизации даже обычным методом после переоценок основного капитала может означать для предприятий превышение себестоимости над выручкой от реализации продукции. Амортизация утяжеляет себестоимость, если оборудование простаивает. При низкой рентабельности основного вида деятельности эффект от сокращения обязательств предприятия по налогу на прибыль также невысок.
     Среди внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основная роль принадлежит привлечению дополнительного складочного капитала (паевого фонда) путем дополнительных взносов средств (паевых взносов).
     В составе внешних собственных финансовых ресурсов следует выделить и некоторые фонды предприятий, которые раньше в России относились к устойчивым пассивам. Устойчивые пассивы – это привлеченные средства, не принадлежащие данной организации, но постоянно находящиеся в ее обороте. Эти средства в сумме минимального остатка используются в качестве источника формирования оборотных средств организаций21.
     Привлеченные средства – это средства, не принадлежащие предприятию, но в отличие от заемных, не оформляемые специальными кредитными соглашениями и используемые, как правило, безвозмездно. По существу, это устойчивая кредиторская задолженность: переходящая минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям во внебюджетные фонды; минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей; минимальная задолженность перед бюджетом по налогам и другое. Образование данных фондов вызвано тем, что между моментом поступления денежных средств, предназначенных для вышеперечисленных выплат, и фиксированным (либо договором, либо законом) днем выплаты имеется определенное число дней, в течение которых указанные средства уже находятся в обороте организации, но не расходуются по своему назначению. 
     Привлечение заемных средств в оборот предприятия при условии их эффективного использования позволяет ей увеличивать объемы совершаемых хозяйственных операций, наращивать доходы, повышать рентабельность собственного капитала, поскольку в нормальных условиях заемные средства являются более дешевым источником по сравнению с собственными финансовыми ресурсами. Кроме того, привлечение заемных средств позволяет собственникам и финансовым менеджерам существенно увеличить объем контролируемых финансовых ресурсов, то есть расширить инвестиционные возможности предприятия22.
      Существуют следующие способами финансирования субъектов малого предпринимательства23:
     * самофинансирование, т.е. осуществление финансирования деятельности только за счет собственных средств; 
     * государственное финансирование;
     * кредитное финансирование (инвестиционные кредиты банков, выпуск облигаций);
     * лизинг;
     * факторинг;
     * венчурное финансирование.
     Рассмотрим более подробно самофинансирование. Одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность хозяйствующего субъекта24. В самофинансировании основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая распределяется решением учредительного (руководящего) органа на цели потребления и накопления. Более того, прибыль является основным источником пополнения собственного капитала предприятия. Если предприятие убыточное, то собственный капитал уменьшается на сумму полученных убытков.
     Прибыль, направляемая на накопление, далее используется на развитие производства; прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.
     Вторым по значимости источником собственных финансовых ресурсов служат амортизационные отчисления – денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, так как включаются в состав затрат на производство продукции и затем в составе выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.
     Государственное финансирование является методом безвозвратного предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством государственного финансирования происходит целенаправленное перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования25. 
     Основными формами кредитного финансирования выступают кредиты банков и целевые облигационные займы. 
     Кредиты банков выступают как одна из наиболее эффективных форм внешнего финансирования деятельности предприятия в тех случаях, когда компании не могут обеспечить их реализацию за счет собственных средств и эмиссии ценных бумаг.
     Альтернативными способами финансирования являются: лизинг, факторинг, венчурное финансирование.
     Лизингом называется одна из форм кредита, при которой происходит передача объекта собственности в долгосрочную аренду с последующим правом выкупа и возврата. Если придерживаться большей строгости в понятиях, то следует упомянуть следующее определение лизинга. Лизинг –  это совокупность экономических и правовых отношений, в соответствии с которой лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование с правом последующего выкупа. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем. Теперь можно выделить основных участников лизинговой операции:
 * лизингополучатель (клиент, как правило, юридическое лицо);
   * лизингодатель (коммерческий банк или иная кредитная небанковская организация);
   * поставщик (продавец оборудования: промышленное предприятие, риэлтерская компания, авто-производитель или дилер);
 * страховщик (страховая компания).
     Следующий способ финансирования – факторинг. Факторинг можно определить как систему финансирования, согласно которой поставщик товаров переуступает краткосрочные требования по товарным сделкам факторинговой компании с целью незамедлительного получения большей части платежа, гарантии полного погашения задолженности, снижения расходов по ведению счетов. При проведении факторинга поставщик сообщает факторинговой компании список своих торговых партнеров и предполагаемый объем поставок товаров. Факторинговая компания проверяет кредитоспособность каждого из покупателей и объявляет поставщику величину возможного кредитного лимита по каждому из них. В рамках этого лимита поставщик может осуществлять поставки товаров без риска неполучения платежа, т.к. если должник в установленный срок не погасит задолженность, то это сделает факторинговая компания. Поставив товар, продавец немедленно получает от факторин говой компании от 70 до 90% суммы фактуры, причем все расходы по ведению счетов и получению средств от покупателя берет на себя факторинговая компания. Получив причитающиеся средства от покупателя, факторинговаякомпания выплачивает поставщику остаток суммы фактуры за вычетом процента за кредит и комиссии за услуги. Срок кредита по факторингу обычно составляет от 90 до 120 дней а процентная ставка на 2-4% выше официальной учетной ставки. Комиссия, взимаемая факторинговой компанией за услуги, составляет до 2% к стоимости контракта. 
     И наконец, венчурное финансирование, которое является специфическим видом финансирования. Его главное отличие от традиционных источников  –высокая степень риска. Это долгосрочные, т.е. от 3 до 7 лет, высокорисковые  инвестиции частного капитала в акционерный капитал начинающих малых высокотехнологичных и перспективных предприятий (стартапов), с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств в будущем. Обычно такие начинающие предприятия ориентированы на разработку и производство наукоемких продуктов. Впоследствии эти предприятия развиваются и расширяются. Венчурные инвестиции обычно осуществляются в сфере инноваций, так как именно инновации обеспечивают высокую скорость развития стартапа и, соответственно, высокую доходность. 
     В ходе рассмотрения способов финансирования субъектов малого предпринимательства, выявлены их преимущества и недостатки (таблица 2)
     
Таблица 2 – Преимущества и недостатки способ финансирования субъектов малого бизнеса
Способы финансирования
Преимущества
Недостатки
1
2
3
Самофинансирование
Низкий риск неплатежеспособности и банкротства предприятия;
не требуется уплата процентов.
Размер средств ограничен и зависит от успешности предыдущей деятельности;
Кредитное финансирование
Разработаны специальные банковские продукты для субъектов малого бизнеса;
Требуется обеспечение;
трудности в получении;
высокие процентные ставки.
Государственное финансирование
Относительно не дорогой вид финансирования
Длительный процесс предоставления средств
трудности в получении
Факторинг
Быстрота получения средств;
аутсортинг дебиторской задолженности
Высокая стоимость услуг;
ограниченное предложение специализированных факторинговых продуктов для малого бизнеса
Продолжение таблицы 2
1
2
3
Лизинг
Обеспечивает получение оборудования без его полной оплаты;
Все затраты на приобретение оборудования относятся на себестоимость продукции лизингополучателя, что позволяет снизить налогооблагаемую базу
Требуется залоговое обеспечение;
большая сумма первого лизингового платежа, включающая до 30% стоимости приобретенного имущества;

Венчурное финансирование
Осуществляется без предоставления предприятиями какого либо залога
Изменение структуры собственности;
применяется только для реализации высокоэффективных проектов
     
     Таким образом, финансирование предприятий малого бизнеса опирается на следующие способы: самофинансирование, банковское кредитование, государственное финансирование, а также альтернативные способы финансирования: лизинг, факторинг, венчурное финансирование. 
     
     1.3 Основные финансовые проблемы малого предпринимательства в экономике Российской Федерации

     Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования отдельно взятой национальной экономики в значительной степени зависит от оптимальности представления в ней системы субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. В соответствии с этим процесс развития малого предпринимательства в РФ выступает одним из существенных рычагов обеспечения устойчивости ее экономической системы.
     Субъекты малого предпринимательства могут успешно функционировать при наличии определенных видов обеспечения: законодательного, кадрового, имущественного, финансового, информационного, организационно-методического, технического и др. Кроме того можно сказать, что в современных условиях одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в России, является ограничение доступа субъектов малого бизнеса к финансовым ресурсам26. 
     Оценка реальной ситуации в России позволяет констатировать следующее. Основная часть нынешних трудностей и препятствий на пути становления и развития малого предпринимательства находится за рамками данной сферы бизнеса и в определяющей степени сводится к проблемам финансового свойства. Проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что именно в силу трудностей финансового характера, процесс адаптирования малого бизнеса в российской национальной экономической системе осуществляется темпами, не отличающимися необходимой динамикой. Дефицит финансовых ресурсов, как на стадии организации бизнеса, так и тем более в рамках реализации конкретным субъектом инвестиционной программы в фазе функционирования последнего выступает в качестве основного сдерживающего фактора.
     Такое положение вызвано рядом проблем, среди которых можно выделить следующие (рисунок 1).
     Рассмотрим данные проблемы подробно.
     1. Несовершенство системы налогообложения.
     Эта проблема заключается в том, что субъекты малого предпринимательства не фигурируют в налоговом законодательстве. Главы 26.2 и 26.3 НК РФ, вводящие специальные налоговые режимы для малого бизнеса, определяют совершенно другой круг лиц, не соответствующих понятию субъекта малого предпринимательства по Закону о развитии малого и среднего предпринимательства. Так, УСН, допуская максимальную численность работников до 100 чел. независимо от вида деятельности, вводит дополнительные ограничения по доходам и стоимости внеоборотных активов предприятия. Таким образом, НК РФ оперирует другими понятиями и говорить о том, что в нем предусмотрен особый порядок налогообложения для субъектов малого предпринимательства, некорректно.

Рисунок 1 – Проблемы функционирования субъектов малого предпринимательства

     Таким образом, НК РФ оперирует другими понятиями и говорить о том, что в нем предусмотрен особый порядок налогообложения для субъектов малого предпринимательства, некорректно.
     Налоговые новации, в том числе принятие и последовавшие корректировки НК РФ, не всегда решали назревшие проблемы, а часто, наоборот, ставили новые вопросы для бизнеса. Так, тяжелым бременем для малого бизнеса стало разделение и параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета. В связи с вводом в действие главы 25 НК РФ были отменены ранее действовавшие льготы на прибыль для вновь созданных малых предприятий в ряде производящих отраслей. Следует также отметить, что абсолютное большинство хозяйствующих субъектов развитых стран относятся к категории малых и средних (порядка 90-99%), поэтому налоговая система изначально строится исходя из интересов малого бизнеса и дополнительных льгот, как правило, не предоставляется.
     2. Проблемы взаимодействия малого бизнеса с государственными структурами и административные барьеры.
     По данным совместного исследования общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и ВЦИОМ, проведенного в июле 2012 г., наибольшие сложности у предпринимателей возникают с территориальными органами федеральной власти и местным управлением. Очевидно, что чем ближе находятся органы власти к предпринимателю, тем сильнее административное давление. В принципе, это
довольно логично, даже с учетом того, что ни местные, ни региональные власти в целом по стране не зарекомендовали себя как защита и опора малого предпринимательства.
     По некоторым данным, доля расходов на преодоление административных барьеров при входе на рынок в среднем составляет 10-15% от выручки, во многих случаях наличие этих препятствий вынуждает отказываться от реализации пр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44