VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ООО «Комфорт»)

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000866
Тема: Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ООО «Комфорт»)
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
«Институт финансов, экономики и управления»
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
38.03.01 Экономика
Бухгалтерский учет, анализ и аудит





БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

на тему Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ООО «Комфорт»)



Студент (ка)
Светлана Александровна Гаврилюк

Руководитель


Консультанты







Допустить к защите

Заведующий кафедрой ___________________________      _________________
«_____»________________________20___г.









     Тольятти 2016
     СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ	7
1.1 Понятие финансовых результатов деятельности предприятия	7
1.2 Порядок формирования финансовых результатов хозяйствующего субъекта	12
1.3 Классификация методов анализа финансовых результатов деятельности предприятия	24
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ	36
2.1 Общая характеристика предприятия	36
2.2 Анализ финансового состояния предприятия	41
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия	49
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ	59
3.1 Улучшение системы продаж предприятия	59
3.2 Повышение качества обслуживания	74
3.3 Разработка мероприятий по снижению кредиторской задолженности	79
3.4 Оценка эффективности мероприятий	84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	89
ПРИЛОЖЕНИЯ	93
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Баланс предприятия	93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Организационная структура управления	96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Анализ конкурентов	97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сильные и слабые стороны	98
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 SWOT-Анализ	99
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Анализ прибыли предприятия	100
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Качественный состав трудовых ресурсов	101
     
     
     ВВЕДЕНИЕ
     Финансовые результаты – основные показатели, которые характеризуют деятельность предприятия, и к которым относятся следующие основные показатели валовой доход, прочие доходы, прибыль рентабельность.
     Прибыль как показатель, характеризующий финансовые результаты, выполняет следующие непосредственные функции:
    * прибыль – это важный критерий и показатель эффективности предпринимательской деятельности коммерческого предприятия. 
    * прибыль, является конечным финансовым, экономическим результатом организации, играет высокую и важную роль в рыночном хозяйстве.
    * прибыль это важный источник формирования доходов консолидированных бюджетов, а также бюджетов муниципального, регионального и федерального, из нее формируются и отчисляются предприятиями налоговые отчисления.
     Прибыль – это основной источник прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития.
     Прибыль в рыночной экономике – движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.
     Прибыль предприятия – основной фактор его экономического и социального развития, и предприятие заинтересовано в том, чтобы в конкурентной борьбе получить максимум прибыли, который необходимо обосновать аналитическими расчетами.
     Таким образом, актуальность исследования обуславливается тем, что  в рыночной экономике целью коммерческой и предпринимательской деятельности является максимизация прибыли, повышение эффективности, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах предпринимательской деятельности. Повышение прибыли - это наиважнейшая задача руководителей предприятия. При этом эффективность работы, использование всех факторов производства характеризуется, прежде всего, тем, насколько деятельность предприятия способна обеспечивать получение прибыли, что требует систематического анализа над факторами, влияющими на финансовые результаты деятельности фирмы.
     Прибыль формирует финансовую подушку и фундамент для финансирования, как текущих расходов, так и долгосрочных потребностей организации. Она является источником не только производственного, но и социального развития организации, а также способствует росту материальных потребностей трудовых коллективов. Следовательно, прибыль является, с одной стороны, важнейшим источником жизнедеятельности организации, а с другой – источником формирования доходов государственного бюджета. Прибыль характеризует степень деловой активности и финансового благополучия организации, ее конкурентоспособности и платежеспособности.
     Таким образом, выбор темы диктуется высокой актуальностью и значимостью анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
     Теоретические и прикладные аспекты анализа финансовых результатов освещаются в работах многих классиков экономической мысли и видных современных ученых-экономистов. Теория управления финансовыми результатами предприятия в целом получила научное обоснование и развитие в трудах И.А. Бланка, В.В. Бочарова, Г.В. Савицкой, В.В. Ковалева, Дж.К. Ван Хорна, В.Я. Горфинкеля.
     Цель бакалаврской работы – выявление путей улучшения финансовых результатов организации на примере ООО «Комфорт».
     В работе поставлены задачи:
      * рассмотреть теоретические основы формирования финансовых результатов (показать роль прибыли в рыночной экономике, ее сущность, виды и функции; 
      * проанализировать финансовые результаты предприятия;
      * предложить мероприятия, способствующие улучшению финансовых результатов деятельности 
     В процессе подготовки исследования использовались материалы бухгалтерской отчетности и различные методические источники (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (Приложение 1 к работе), статистическая отчетность утвержденные Минфином и Госкомстатом Российской Федерации, система показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности по В.В. Ковалеву, Г.В. Савицкой).
     Объект исследования – финансово-хозяйственная деятельность ООО «Комфорт».
     Предмет исследования – финансовый результат торгово-хозяйственной деятельности Хабаровского ООО «Комфорт».
     Теоретико-методологическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых в области экономического анализа.
     В процессе исследования применялись общенаучные методы и приемы: методы группировки, сравнения, обобщения, методы социологических исследований.
     Структура бакалаврской работы отражает логику и последовательность проведенного исследования. Поставленные задачи определили структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
     Во введении обоснована актуальность темы, сформулирована цель и задачи дипломного проекта, определены объект, предмет, теоретико-методологические и практические основы, а также значимость исследования.
     В первой главе «Теоретические основы формирования финансовых результатов раскрыто содержание финансовых результатов, показана роль прибыли в рыночной экономике, рассмотрено понятие рентабельности, представлены методы анализа финансовых результатов.
     Во второй главе «Анализ финансовых результатов предприятия на примере ООО «Комфорт» представлена организационно-экономическая характеристика предприятия, дана оценка прибыли и рентабельности,  проанализировано финансовое состояние ООО «Комфорт».
     В третьей главе обоснованы предложения по улучшению финансовых результатов торгового предприятия.
     Практическая значимость проекта заключается в возможности использования торговыми предприятиями различных форм собственности разработанных теоретических положений и рекомендаций по повышению результативности торговой деятельности.
     Обоснована целесообразность внедрения дополнительных услуг в торговле с целью привлечения покупателей и увеличения продаж в жестких конкурентных условиях.
     
     

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
     1.1 Понятие финансовых результатов деятельности предприятия
     Работа с финансами в организации, главным образом, направлена на создание финансовых ресурсов для развития, в целях обеспечения роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, т. е. улучшение финансового состояния предприятия [35; с. 84].
     По своему содержанию финансовый результат весьма сложная категория - это общий результат всех действий хозяйствующего субъекта, затрагивающий экономические интересы участников производственного процесса [35; с. 122].
     Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования предприятия в условиях рыночной экономики. Систематический недостаток объема прибыли, и ее неудовлетворительная динамика свидетельствует о неэффективности и рискованности бизнеса, служат основной предпосылкой предстоящего банкротства [22; с. 83].
     Конечный итог многосторонней деятельности каждого хозяйствующего субъекта - это его финансовые результаты, то есть прибыль (или убытки) и уровень рентабельности [37; с. 134]. 
     В настоящее время существует несколько мнений к определению категории финансовые результаты, рассмотрим некоторые из них в таблице 1.
     Таблица 1 
Понятие финансового результата различных авторов
Автор
Понятие финансового результата
Ковалев В.В.
Результативность функционирования организации чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности, которые в свою очередь существенно зависят от организации производственного процесса, его ритмичности, эффективности использования отдельных видов имущественного потенциала, т. е. динамики финансово-хозяйственной деятельности организации [19; с. 172].

Продолжение таблицы 1
Автор
Понятие финансового результата
Чечевицына Л.Н, Чуев И.Н.
Прибыль  и есть финансовые результаты деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы [42; с. 125].
Савицкая Г.В.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности [26; с. 134].
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это  балансовая прибыль или убыток, которая представляет собой алгебраическую сумму результата от реализации продукции (работ, услуг), результаты от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций [44; с. 234].
     Таким образом, делая вывод из представленной таблицы, мы считаем, что финансовый результат это прибыль или убыток, а так же финансовый результат характеризуется уровнем рентабельности. 
     Система управления экономикой в современных рыночных условиях заключается в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению рентабельности и финансовой устойчивости хозяйственной деятельности предприятия. 
     Предприятие рассматривается в следующих аспектах:
* сложная система, как соотношение ключевых элементов которой
позволяет обосновать состояние всего объекта, сложившееся на определенный момент времени, выявить «болевые точки» системы, требующие более производительного воздействия;
* как субъект, который находится в определенном взаимодействии с внешней средой предприятия (с предприятиями-поставщиками, с потребителями, с банками, с инвесторами, с государством);
* как материальный объект собственности [7; с. 87].
     Разные взгляды на сущность предприятия и фирмы приводят к тому, что формируется самая различная система показателей, характеризующая эффективность деятельности предприятий и позволяющая оценить деятельность предприятий с различных аспектов (таблица 2). Не все из такого рода показателей пока можно использовать в современных предприятиях России, но многие из них вполне могут быть оценены для того, чтобы составить о предприятии как можно более системное представление. 
Таблица 2 
Система показателей, используемых для оценки результатов деятельности предприятия
Критерии работы
Возможные измерители и индексы
Рост 
Объем продаж фирмы в целом и ее подразделений
Изменение продаж в процентах
Конкурентная сила
Занимаемая фирмой доля рынка
Известность торговой марки фирмы
Предпочтение покупателями торговой марки фирмы
Инновационность 
Объем продаж, обеспеченный новыми товарами
Доля в продажах новых товаров, появившихся на рынке в течение последних 5 лет
Доля снижения издержек, обеспеченная новыми технологиями
Прибыльность
Сумма прибыли
Прибыльность продаж (доля прибыли в выручке до общефирменных затрат по бизнес-подразделениям)
Прибыльность инвестиций
Прибыльность чистых активов
Прибыльность собственного капитала
Выгода для владельцев
Доходы в расчете на 1 акцию
Соотношение курс акции/доход
Изменение курсовой стоимости акций
Использование ресурсов
Процент использования производственных мощностей
Фондоотдача, материалоемкость, производительность труда
Выгода для потребителей
Соотношение цен на товары фирмы с ценами конкурентов
Качество товаров
Удовлетворенность покупателей товарами фирмы
Выгода для работников
Уровень заработной платы, бонусы, льготы для работников
Развитие персонала, возможности повышения по службе
Стабильность персонала, уровень текучести кадров
Выгода для общества
Сумма платежей в бюджеты
Рост занятости
     Итак, возможно сделать выбор из представленных показателей некоторые наборы показателей, которые дадут возможность оценить различные стороны работы предприятия (фирмы).
      Необходимость изучения финансовых результатов предприятия, которые отражают конечные результаты ее хозяйственной и финансовой деятельности, возникает как у внутренних, так и у внешних пользователей бухгалтерской финансовой информации: собственников, акционеров, кредиторов, инвесторов и т. д.
     Кредиторы и инвесторы, прежде чем вложить деньги в организацию, выбирают и анализируют показатели, либо совокупность показателей, характеризующих финансовое положение и эффективность хозяйственной деятельности организации. С помощью этой системы показателей проводится оценка вероятности невыполнения ею своих обязательств, степень риска и возможные вложения средств. 
     Ключевыми показателями, которые отражают финансовые результаты деятельности организации, являются прибыль и рентабельность.
     Прибыль – это чистый доход, остающийся в распоряжении предприятия.
     Прибыль как показатель, характеризующий финансовые результаты, выполняет следующие непосредственные функции:
* прибыль – это важный критерий и показатель эффективности предпринимательской деятельности коммерческого предприятия. 
* прибыль, является конечным финансовым, экономическим результатом организации, играет высокую и важную роль в рыночном хозяйстве.
* прибыль это важный источник формирования доходов консолидированных бюджетов, а также бюджетов муниципального, регионального и федерального, из нее формируются и отчисляются предприятиями налоговые отчисления.
     Прибыль – это основной источник прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития.
     Прибыль в рыночной экономике – движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.
     Прибыль предприятия – основной фактор его экономического и социального развития, и предприятие заинтересовано в том, чтобы в конкурентной борьбе получить максимум прибыли, который необходимо обосновать аналитическими расчетами.
     И, наконец, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налога и выплаты дивидендов, а также других первоочередных отчислений (например, на создание резервных фондов), осуществляются материальное поощрение работников и предоставление им социальных льгот, содержание объектов социальной сферы.
     В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.
     Таким образом, прибыль предприятия – ключевой фактор его экономического и социального развития.
     Изучение всех аспектов, которые связаны с прибылью, привело к пониманию того, что прибыль, которая рассчитывается в бухгалтерском учете, не отражает реального результата хозяйственной деятельности. Это привело к четкому разграничению таких понятий, как бухгалтерская и экономическая прибыль. Первая – результат реализации товаров и услуг, вторая – результат «работы» капитала.
     Идея двух трактовок прибыли (бухгалтерской и экономической) получила развитие благодаря Дэвиду Соломону [12; с. 45]. Он исходил из предпосылки, что теория прибыли требуется для достижения трех целей: расчета и отчисления налогов, защиты кредиторов, а также для выбора оптимальной инвестиционной политики. Бухгалтерская трактовка приемлема только для достижения первой цели и абсолютно неприемлема для достижения третьей.
     Д. Соломон разработал формулу, определяющую связь между бухгалтерской и экономической прибылью:
     
     ЭП = БП х (?ВРСаотч – ?ВРСапред – ?ВРСабуд),                         (1)

где    ЭП – экономическая прибыль;
     БП – бухгалтерская прибыль; 
     ?ВРСаотч – внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в течение отчетного периода;
     ?ВРСапред – внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в предыдущие (прошлые) отчетные периоды; 
     ?ВРСабуд – внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в будущие (предстоящие) отчетные периоды
     1.2 Порядок формирования финансовых результатов хозяйствующего субъекта
     Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия формируется из двух его слагаемых, основным из которых является финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг), (т. е. от обычных видов деятельности). Вторая часть в виде доходов и расходов, которые непосредственно не связанны с процессом реализации продукции (работ, услуг), образует операционный финансовый результат деятельности предприятия, внереализационный финансовый результат и результат от чрезвычайных доходов и расходов. 
     В отчете о финансовых результатах рассчитываются по схеме валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения и чистая прибыль (убыток).
     Валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой и себестоимостью продаж.
     Вычитая из валовой прибыли коммерческие и управленческие расходы, получаем прибыль (убыток) от продаж.
     Налогооблагаемая прибыль включает кроме прибыли от продаж доходы от участия в других организациях, проценты к получению и прочие доходы. Из этой суммы вычитаются проценты к уплате и прочие расходы.
     Чистую прибыль получаем, вычитая из налогооблагаемой прибыли налог на прибыль и изменение отложенных налоговых обязательств и активов.
     Одним из факторов увеличение дохода является снижение себестоимости продукции. На уровень себестоимости продукции большое влияние оказывает выручка от реализации продукции. Все затраты по отношению к объему выручки можно разделить на две группы: переменные и условно-постоянные.
     Условно-постоянными называются затраты, сумма которых не меняется при изменении выручки от реализации продукции. 
     Переменные затраты – это затраты, сумма которых изменяется пропорционально изменению объема выручки от реализации продукции.
     Распределение затрат на условно-постоянные и переменные позволяют четко показать зависимость между выручкой от реализации продукции, себестоимостью и размером прибыли от реализации. Эта зависимость прибыли от реализации выражается с помощью графика рентабельности.
     Графики рентабельности представляют простой и эффективный метод подойти к решению таких сложных проблем, как «что случится с прибылью, если выпуск продукции или выручка от реализации уменьшится? Что случится с прибылью, если цена будет увеличена, себестоимость снижена, а реализация упадет?». Главная задача построения графика рентабельности заключается в определении точки безубыточности – точки, для которой денежные доходы (полученная выручка) равны денежным расходам. Для того, чтобы это сделать, надо знать условно-постоянные затраты, переменные расходы, объем продажи, отношение переменных затрат к объему продажи и к объему выручки.
     Расчет точки безубыточности можно производить аналитическим методом. Он заключается в определении минимального объема выручки от реализации продукции, при котором уровень рентабельности хозяйствующего субъекта будет больше 0 %.
     
     Tmin = (Ипост х Т) / (Т – Ипер)	          	                             (2)

где   Tmin – минимальный объем выручки, при которой уровень рентабельности больше 0,00 %, руб.;
     Ипост – сумма условно-постоянных затрат, руб.;
     Т – выручка от продаж продукции, руб.;
     Ипер – сумма условно-переменных затрат, руб.
     Далее проведем рассмотрение следующего показателя, который отражает относительный финансовый результат деятельности коммерческой компании – это рентабельность.
     Разные авторы по-разному определяют показатели рентабельности.
     В.В. Ковалев различает две группы показателей рентабельности: 1) рентабельность как показатель отношения прибыли и ресурсов; 2) рентабельность как отношение прибыли и совокупного дохода в виде выручки от продажи товаров, работ, услуг. При этом в первую группу входят показатели рентабельности капитала: к ним относим показатели совокупного, собственного, заемного капитала; во вторую - рентабельность продаж [19; с. 178].
     О.В. Ефимова представляет группировку показателей рентабельности в соответствии с видами деятельности организации: текущая, инвестиционная и финансовая. Также автором выделяется один обобщающий показатель, который наиболее полно характеризует эффективность деятельности организации - это показатель рентабельности собственного капитала. Показатели, которые выделяются автором в соответствии с видами деятельности, рассмотрены с точки зрения их влияния на обобщающий показатель. В текущей деятельности выделяются такие показатели, как: рентабельность активов, рентабельность оборотных активов, рентабельность продаж и рентабельность расходов. В инвестиционной деятельности выделяются рентабельность инвестиций, рентабельность владения инвестиционным инструментом и внутренний показатель доходности инвестиций. Показатели рентабельности совокупных вложений капитала, цены заемного капитала и эффект финансового рычага (отношение заемного капитала к собственному) составляют третью группу показателей - доходность финансовой деятельности. [16; с. 313-339]
     А.Д. Шеремет в своей работе выделяет рентабельность активов с детализацией на внеоборотные, оборотные и чистые активы и рентабельность продаж [44; с. 89-94]. 
     Дж.К. Ван Хорн говорит о том, что «существуют только два типа показателей рентабельности. Благодаря показателям первого типа оценивают рентабельность по отношению к продажам, а показатели второго типа - по отношению к инвестициям» и, соответственно, выделяет показатели рентабельности продаж и рентабельности инвестиций [16; с. 15-17].
     Оценка рентабельности проводится по схеме, представленной в таблице 3.
Таблица 3 
Основные показатели рентабельности
Наименование показателя
Формула расчета
Рентабельность продукции 
прибыль от реализации / затраты на производство и реализацию
Рентабельность основной деятельности (рентабельность продаж)
прибыль от реализации / выручка от реализации
Рентабельность совокупного капитала
чистая прибыль / итог среднего баланса-нетто
Рентабельность собственного капитала
чистая прибыль / средняя величина собственного капитала
Период окупаемости собственного капитала
средняя величина собственного капитала /чистая прибыль
     В настоящей исследовательской работе будут использованы следующие показатели рентабельности:
     * рентабельность чистых и совокупных активов как один из основных показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации 
     * рентабельность оборотных активов 
     * рентабельность совокупного капитала 
     * рентабельность собственного капитала
     * рентабельность продаж 
     * рентабельность деятельности (расходов)
     Рассмотрим первую группу анализируемых показателей - рентабельность активов (Ра). Рентабельность совокупных активов определяется по формуле [12; с. 59]:
     
                                                    (3)

где    Р – чистая прибыль;
     Ан.г. – активы на начало года;
     Ак.г. – активы на конец года.
     Расчет рентабельности активов основывается на включении в формулу показателя именно чистой прибыли. Этот коэффициент характеризует эффективность управления активами компании через отдачу каждого рубля, который вложен в активы и характеризует генерирование доходов данной организации. Так же этот показатель является еще одной характеристикой ресурсоотдачи, но не через объем реализации, а посредством прибыли до налогообложения [23; с. 382]. Анализ рентабельности активов включает в себя анализ рентабельности оборотных активов и анализ рентабельности чистых активов. Показатели рентабельности оборотных и чистых активов определяются аналогично рентабельности совокупных активов, в знаменателе формулы при этом берется средняя величина оборотных и чистых активов, соответственно. Рассмотрим эти показатели более подробно.
     Рентабельность чистых активов - отношение чистой прибыли к среднеарифметической сумме чистых активов на начало и конец отчетного периода. Чистые активы - это активы, очищенные от обязательств, или по-другому - это реальный собственный капитал. При оценке чистых активов в современной российской практике есть статьи, корректируемые как в активах, принимаемых к расчету чистых активов, так и в пассивах, принимаемых к расчету чистых активов. Сумма чистых активов находится как разность между активами, за вычетом задолженности участников по взносам в уставный капитал и величиной акций, выкупленных у акционеров, и заемным капиталом, за вычетом доходов будущих периодов. Отдельно следует сказать о статье "Целевые финансирования и поступления" в разделе "Капитал и резервы". В случае если данные средства используются в производственных интересах, данная статья вычитается из суммы активов при расчете чистых активов; если же данная статья направлена на социальную сферу - то на величину данной статьи чистые активы не корректируются. Однако, рассматривая чистые активы как остаточную величину, мы не можем говорить, что это и есть та сумма средств, которую собственники получили бы в случае ликвидации компании. Дело в том, что расчет чистых активов осуществляется на основе балансовой стоимости, которая может не совпадать с их рыночной стоимостью. 
     Рентабельность чистых активов характеризует рациональность управления структурой капитала, способность организации к наращиванию капитала через отдачу каждого рубля, вложенного собственниками. В увеличении показателя рентабельности чистых активов, прежде всего заинтересованы собственники компании, так как чистая прибыль, приходящаяся на единицу вкладов собственников, определяет общую прибыльность бизнеса, выбранного в качестве объекта инвестирования, а также уровень выплаты дивидендов и влияет на рост котировок акций на бирже.
     Далее представлена формула следующего показателя - рентабельность оборотных активов (Роа). 
     
                                                   (4)
     
где    Р – чистая прибыль;
     ОАг.н. – оборотные активы на начало года;
     ОАк.г. – оборотные активы на конец года.
     Рентабельность оборотных активов характеризует количество прибыли, которое приходится на рубль, вложенный в оборотные активы. Данный показатель является одним из основных и ключевых, т. к. общепризнано, что оборотные средства прямо влияют на сумму получаемой предприятием прибыли, в то время как внеоборотные активы формируют условия для получения данной прибыли. Согласно качественной структуре активов организации доля оборотных активов должна превышать долю внеоборотных активов, но при этом необходимо делать оценку с учетом отраслевой принадлежности компании. Повышение рентабельности оборотных активов при сохраненном показателе чистой прибыли может говорить о снижении доли оборотных активов, что может быть оценено отрицательно и негативно. Но в случае если снижение доли оборотных активов было вызвано такими факторами, как: снижение запасов в части готовой продукции, более рациональное управление объемами запасов сырья и материалов - можно сказать, что это положительная тенденция, при сохранении которой в будущем можно ожидать повышение чистой прибыли организации. Опережающий темп роста чистой прибыли по сравнению с ростом оборотных активов в отчетном периоде свидетельствует о повышении эффективности работы оборотных активов. Следует еще раз подчеркнуть важность определения "качества" чистой прибыли.
     Для факторного моделирования предлагаются следующие модели [22; с. 92]:
     1. Проследить изменение рентабельности оборотных активов за счет изменения структуры оборотных активов, при этом в знаменателе формулы берется укрупненная группировка оборотных активов по следующим элементам: запасы, включая сумму НДС (сальдо по счету 19 "НДС"), дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и денежные средства, а в числителе - величина чистой прибыли. Так, если уменьшение рентабельности оборотных активов было вызвано ростом абсолютной величины запасов, то данную тенденцию, с одной стороны, можно характеризовать как уменьшение сегмента рынка сбыта продукции, что приводит к увеличению доли готовой продукции в запасах; с другой стороны, возможно, в данный момент организация предусмотрительно накапливала запасы при прогнозировании повышения уровня цен на них. Поэтому при данной тенденции следует учесть динамику оборачиваемости наиболее ликвидных активов организации, денежных средств, и дебиторской задолженности. Для более точной оценки причин и последствий изменения показателя рентабельности оборотных активов следует провести углубленный анализ текущих активов организации; 
     2. Если при изучении "качества" прибыли в рентабельности чистых активов не было отмечено существенных отклонений по отношению к отчетному периоду, то рассматривать эту модель в отношении оборотных активов не рекомендуется. Однако если произошли существенные изменения в структуре чистой прибыли, следует проанализировать и эту модель. Данную факторную модель можно решить методом цепных подстановок, в результате чего определяется количественное влияние каждого элемента прибыли на общую рентабельность оборотных активов. По уровню значимости элементов, формирующих прибыль, можно выделить в порядке убывания следующие показатели: выручка, себестоимость, коммерческие и управленческие расходы; операционные и внереализационные доходы; чрезвычайные доходы и расходы; 
     3. Анализ изменения рентабельности оборотных активов под влиянием рентабельности продаж и оборачиваемости оборотных активов или анализ изменения рентабельности оборотных активов под влиянием рентабельности продаж, оборачиваемости собственного капитала и отношения собственного капитала и оборотных активов [2; с. 94].
     
     РОа = P/N · N/CK · CK/ОA                                       (5)

где    Р – чистая прибыль;
     N – выручка;
     CK – собственный капитал;
     ОA – средняя величина оборотных активов.
     При анализе рентабельности оборотных активов на примере конкретной организации важно брать те показатели, данные которых существенны для интерпретации результатов анализа.
     В целом, проанализировав тенденции изменения рентабельности совокупных активов, рентабельность оборотных и чистых активов, можно оценить эффективность управления организации в части размещения средств.
     В процессе анализа следующей группы рентабельности - рентабельности капитала - изучают показатели рентабельности совокупного, заемного и собственного капитала (Рск) [2; с. 95]. 
     
                                                   (6)

где    Р – чистая прибыль;
     СКн.г. – собственный капитал на начало года;
     СКк.г. – собственный капитал на конец года.
     При анализе рентабельности собственного капитала следует выявить тенденции в количественном изменении составляющих собственного капитала: уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, чистой прибыли и резервов. Так же следует сравнить величину чистых активов и уставного капитала. Так, если чистые активы будут меньше уставного капитала, то уставный капитал организация должна уменьшить до фактической величины чистых активов; в случае, когда величина чистых активов меньше минимально установленной законодательством величины уставного капитала, организация подлежит ликвидации. В качестве инвестированного капитала можно рассматривать не только капитал собственников, но и долгосрочные обязательства организации. При данном подходе подразумевается, что организация может распоряжаться долгосрочными обязательствами так же, как и собственным капиталом в силу долговременного характера первого. На основе этого показателя рассчитывается показатель рентабельности инвестиций как отношение чистой прибыли к средней величине суммы собственного и долгосрочного заемного капитала [2; с. 96].
     
                                     (7)
     
где    Р – чистая прибыль;
     СКн.г. – собственный капитал на начало года;
     СКк.г. – собственный капитал на конец года;
     ДОн.г. – долгосрочный заемный капитал на начало года;
     ДОк.г. – долгосрочный заемный капитал на конец года
     При моделировании рентабельности собственного капитала предлагаем использовать уже ставшую классикой модель, разработанную аналитиками фирмы «Dupont», в которой рентабельность собственного капитала находится в прямо пропорциональной зависимости от рентабельности продаж, оборачиваемости активов и коэффициента финансовой независимости как отношения собственного капитала к активам в нетто-оценке. Следует принять во внимание, что фактор рентабельности продаж, являясь результативным показателем отчетного периода, не дает возможности определить планируемый и долгосрочный эффект. Третий фактор, влияющий на рентабельности собственного капитала, коэффициент финансовой независимости, наоборот, выражает тенденции стратегии финансового управления заемным капиталом. Так, значение этого показателя менее 0.5 говорит о достаточно высоком уровне риска, что подразумевает ориентацию на высокую прибыльность деятельности, и наоборот, если значение показателя финансовой независимости выше 0.5, это говорит о консервативной стратегии.
     Так же можно проанализировать влияние на изменение показателя рентабельности собственного капитала такого фактора, как заемный капитал. Для этого предлагается рассмотреть следующую модель [2; с. 97]:
     
     Рск= P/N ·.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44