VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ и оценка современного состояния интеграционного развития стран-членов СНГ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000197
Тема: Анализ и оценка современного состояния интеграционного развития стран-членов СНГ
Содержание
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Анализ и оценка современного состояния интеграционного развития стран-членов СНГ
1.1 Условия и предпосылки становление стран-членов СНГ…………………….9 
1.2 Влияние региональной интеграции на развитие национальной экономики………………………………………………………………………16
1.3 Эффекты региональной интеграции на постсоветском пространстве……...21
Глава 2. Основные направления и особенности экономического взаимодействия Российской Федерации и Республики Таджикистан в рамках СНГ
 2.1 Тенденции и предпосылки интеграционного сотрудничества стран-членов СНГ……………………………………………………………………………….... 29                                                                                                                                   
2.2 Участие Российской Федерации в интеграционных процессах стран-членов СНГ………………………………………………………………………………….38
2.3 Торгово-экономического сотрудничества России и Таджикистана на современном этапе ………………………………………………………………...48
Глава 3. Перспективные направления интеграционного сотрудничества и формирование Евразийского экономического союза
3.1 Перспективные направления экономического развития в рамках СНГ……54
3.2 Формирование Единого экономического пространства России, Беларуси, Казахстана и Евразийского экономического союза……………………………59
3.3  Перспективы вступления Таджикистана в Таможенный союз и ЕАЭС….65
Заключение……………………………………………………………………….73
Список используемой литературы……………………………………………...79


Введение
     Актуальность темы исследования. В конце 1991 года на волне глобальных геополитических перемен, образовалась содружество независимых государств (СНГ), которое содействовало решению сложнейших проблем, связанных с развалом СССР, способствовало становлению суверенных государств, бывших республик СССР, сохранению и дальнейшему развитию исторически сложившихся связей на постсоветском пространстве. Сегодня в СНГ 11 государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Узбекистан и Украина.
     За 20 лет СНГ подтвердило свою важную историческую роль в мировых и региональных политических и экономических процессах. Содружество стало платформой многостороннего взаимодействия его участников, практически, во всех областях международной деятельности. 
     СНГ прошло сложный путь становления, включающий поиск оптимальных форм сотрудничества, адаптацию его институтов и механизмов к потребностям нового многостороннего взаимодействия.
     Анализ международных интеграционных процессов в формате СНГ подтвердило испытание стран-участниц мировым финансово-экономическим кризисом, последствия которого они преодолевали более успешно благодаря совместным усилиям. Опыт сотрудничества на пространстве СНГ во многом послужил основой для углубления разноформатных интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства.
     Региональная экономическая интеграция является одним из основных феноменов, определяющих лицо современной мировой экономики, одной из магистральных тенденций ее развития, одно из важных проявлений ее глобализации в последние десятилетия1. В связи с этим особый интерес привлекают зарубежные и отечественные теории региональной интеграции, которые раскрывают сущность интеграции, тенденции и перспективы ее развития. Этот интерес еще более повышается в контексте СНГ.
     Но вместе с тем, современное СНГ не представляет собой монолитной группировки, связанной единой целью и общими задачами. В реальной жизни оно представлено рядом субрегиональных группировок, существование которых обусловлено характером разноуровневой и разноскоростной интеграции на постсоветском пространстве. Наиболее последовательным выразителем интеграционных устремлений выступает Таможенный союз - ТС.
     Полезность международных интеграционных процессов в формате СНГ подтвердило испытание стран-участниц мировым финансово-экономическим кризисом, последствия которого они преодолевали более успешно благодаря совместным усилиям. Опыт сотрудничества на пространстве СНГ во многом послужил основой для углубления разноформатных интеграционных процессов в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.
     Развитие внешнеэкономических связей Республики Таджикистан и ее активное участие в региональных интеграционных процессах - это объективный результат приобретения суверенитета нашим государством. В современных условиях интеграция приобрела качественно новое содержание, от которого зависит благосостояние народов не только Республики Таджикистан, но и всего региона СНГ, и перспектива вступления РТ в Таможенный союз – это реальная возможность выйти на новый уровень развития РТ в рамках СНГ.
     Проблематика экономического взаимодействия стран в рамках СНГ получила отражение в целом ряде исследований, в частности в работах О. И. Арестова, В. Б. Долголева, Д. А. Мацнева, Е. Ю. Винокурова. В качестве руководства при написании дипломной работы  использовались учебники и учебные пособия профессоров  Дипломатической  Академии МИД России В.Е. Рыбалкина2, В.Б. Мантусова3, В.М. Татаринцева4 и В.М. Алчинова5. 
     В  настоящее  время  перед  СНГ остро встают вопросы определения места в меняющейся конфигурации современного мира, повышения конкурентоспособности национальных  экономик стран-участниц, превращения Содружество в региональное экономическое объединение, способное играть существенную роль в мировой экономике.
     Имеющийся значительный потенциал является достаточной основой для увеличения объемов производства, обеспечения экономической устойчивости и повышения благосостояния граждан государств-участников СНГ.
     Таким образом, отмеченная актуальность и недостаточная комплексная проработанность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы дипломной работы,   определили   объект   и   предмет  настоящего   исследования,   позволили сформулировать его цель и задачи.
     Объектом исследования  является Содружество Независимых Государств,  внешнеэкономические связи Российской Федерации и Республики Таджикистан, а также  нынешний складывающийся вариант региональной интеграции на постсоветском пространстве и возможные пути формирования и развития единого экономического пространства СНГ на основе таможенного союза с предложением возможных моделей, предполагаемых экономических результатов и последствий дальнейшей перспективы ЕАЭС.
     Предметом исследования дипломной работы итоги двух десятилетий СНГ и развитие экономических отношений России со странами СНГ, формирование более совершенного механизма экономического взаимодействия в рамках Содружества,  изучение роли региональной интеграции в рамках СНГ а так же исследования экономическое взаимодействие России и Таджикистана в рамках СНГ, . 
     Цель дипломной работы –  состоит в выявлении и анализе итоги двух десятилетий СНГ, особенности его функционирования и основных проблем и перспектив развития региональной экономической интеграции в рамках СНГ.
     Для достижения этих целей в дипломной работе определены следующие  задачи  исследования:
     * рассмотреть теоретические обоснования интеграционного взаимодействия на постсоветском пространстве;
     * определить эффекты региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве;
     * определить основные сферы экономического сотрудничества России и Таджикистана в рамках СНГ; 
     * дать анализ возможного сотрудничества Российской Федерации в интеграционных процессах стран-членов СНГ;
     * рассмотреть перспективные направления в рамках СНГ;
     Теоретическая и методологическая основа. Теоретической и методологической основой дипломной работы стали труды ведущих зарубежных и отечественных специалистов, раскрывающие закономерности развития региональных экономических интеграционных процессов на постсоветском пространстве за два десятилетия.
     В исследовании использованы методы качественного и количественного анализа, которые с учетом вытекающей из теории логики экономического развития и взаимосвязей экономических процессов послужили основой полученных результатов. Сквозной характер носит применение сравнительного анализа стран СНГ между собой, находящимися на разных ступенях переходного периода, позволившее обосновать современный уровень и направления развития стран СНГ.
     Статистическая и фактологическая база. Представленная дипломная работа основывается на статистических и фактических данных публикуемых материалов Межгосударственного Статистического Комитета СНГ, вестника ЕврАзЭС, Госкомстата Российской Федерации, World Investment database, Министерства экономического развития Российской Федерации, Статкомитета СНГ и Евразийской экономической комиссии.
     Научная новизна дипломной  работы состоит в комплексном подходе к анализу интеграционных процессов и внешнеэкономических связей в СНГ. К наиболее важным результатам, характеризующим научную новизну исследования, относятся:
   * рассмотрение особенностей региональных интеграционных процессов в рамках СНГ и выявления торгово-экономических эффектов стран-членов Содружества;
   * выработка главных перспективных направлений интеграционного взаимодействия России и Таджикистана со странами СНГ, где должны быть согласованы стратегические цели развития на макроэкономическом уровне, предполагающие взаимодополняемость их экономических структур, способствующие росту национальных экономик.
     Практическая значимость дипломной работы ориентирована на изучение основных проблем и предпосылок формирования интеграционной стратегии России на постсоветском пространстве, необходимой для решения актуальных задач осуществления экономической модернизации, а также реализации тактических и стратегических интересов России на региональном уровне. 
     Полученные результаты могут быть востребованы в регулировании экономических отношений между странами- участниками  СНГ и такими государствами, как Республика Киргизия и Республика Таджикистан, которые  в перспективе могут стать членами ТС. Материалы дипломной работы будут полезны при подготовке решений в рамках отдельных прикладных проблем внешнеэкономической деятельности СНГ.
     Структура дипломной работы  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
     Во введении раскрыта актуальность темы, цель и задачи, предмет и объект исследования и  структура работы.
     В первой главе рассматривается теоретическое обоснование интеграционного взаимодействия на постсоветском пространстве, дана характеристика ее нынешнего состояния.
     Во второй главе рассматриваются основные направления и особенности экономического взаимодействия стран-членов СНГ.
     Третья глава посвящается проблемам  и перспективам экономического развития в рамках СНГ.  
     В заключении изложены основные выводы исследования.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Глава 1. Анализ и оценка современного состояния интеграционного развития стран-членов СНГ 
1.1 Условия и предпосылки становление стран-членов СНГ 
     Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г.6 В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских стран. В уставе СНГ, подписанный в 1992 г. определены следующие цели Содружества: способствовать интеграции стран-членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях; поддерживать и развивать контакты и сотрудничества между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества; обеспечивать права и обязанности человека и основные свободы в соответствии с нормами международного права; мирным путем регулировать споры и конфликты между государствами-членами. СНГ является открытой для вступления других стран организацией. За 20 лет существования СНГ в большинстве его стран заложены основы рыночной экономики, что открывает реальные перспективы для развития интеграционных процессов между ними. 
     Сложившиеся научные концепции региональной интеграции сформированы в рамках известных экономических теорий, отражающих систему взглядов на более общие проблемы экономики, что отличает их в плане подходов к механизму и движущим силам интеграционных процессов.
     Экономика СССР развалилась как единый и высоко интегрированный комплекс, где взаимные части были очень тесно связаны друг с другом. Поэтому разрыв сложившихся связей в результате распада СССР был очень болезненным. Именно этим следует объяснить то, что интеграционные тенденции среди бывших республик СССР возникли сразу же после распада Советского Союза. Попытки хотя бы частично оградить бывшие единое экономическое пространство от дезинтеграции затронули главным образом области, где прекращение связей особенно тяжело ударило по народному хозяйству. Начиная с 1996-1997 гг. усилилось стремление к интеграции уже на новых основных с учетом возникших реалий. 
     Основными факторами интеграционных тенденций на постсоветском пространстве являются:
     - сложившаяся в советское время система разделения труда, которую нельзя было менять за короткий хронологический период. Сложившиеся разделения труда в значительной степени соответствовало экономическим условиям развития;
     - желание широких масс населения СНГ поддерживать тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;
     - технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.
     Впрочем, существуют и серьезные антиинтеграционные тенденции, вызванные стремлением республиканских элит укрепить полученную власть и упрочить государственность. При этом экономические соображения нередко отступают на второй план – интеграция не выдерживает конкуренции с независимостью. По крайней мере в некоторых новых независимых государствах ( Молдавия, Украина, Азербайджан, Грузии, Армении) присутствовал так называемый «внешний фактор»: ряд европейских государств, США были откровенно заинтересованы в их максимальном отдалении от России.7
     За 20 лет Содружество Независимых Государств подтвердило свою важную историческую роль в мировых и региональных политических и экономических процессах. Образованное в конце 1991 г. на волне глобальных геополитических перемен, Содружество содействовало решению сложнейших проблем, связанных с распадом СССР, способствовало становлению суверенных независимых государств, сохранению и дальнейшему развитию исторически сложившихся связей на постсоветском пространстве. История становления и развития государств Содружества достаточно четко подразделяется на три этапа: трансформационный (1991-1999 годы), восстановительный (2000-2008 годы), модернизационный (с 2009 года по настоящее время).
     Первый этап трансформационный (переходный) – связан с «цивилизованным развалом» бывших республик Советского Союза, когда в Содружестве превалировали центробежные силы. И это естественно, поскольку для каждого нового государства главными задачами были становление государственности и проведение радикальных рыночных реформ. В этот период на постсоветском пространстве четко обозначились государственные границы и, соответственно, таможенные и пограничные службы, национальная валюта.8 На смену общему для всех стран советскому законодательству пришло новое, национальное законодательство. Для всех суверенных государств СНГ в тот период характерным было стремление к интеграции в мировую экономику, сопровождавшееся поиском новых рынков и партнеров, что способствовало ослаблением связей с соседями стран СНГ9.
     Этому в значительной степени способствовало задержка с проведением радикальных экономических реформ в СССР. В 1990-е годы национальные капиталы Евразии только формировались, поэтому иностранные инвесторы были представлены в основном западным капиталом. Транснациональные корпорации, скупив предприятия государств СНГ, переориентировали их на другие рынки, разрушив сложившуюся в советское время систему разделения труда и производственной корпорации.
     В условиях радикального политического обновления задержка с приватизацией в СССР стала одной из главных причин выхода из его состава союзных республик. Региональные лидеры были заинтересованы в самостоятельной приватизации общесоюзных предприятий, а также в возможности приватизации республиканских и местных предприятий без оглядки на союзный центр. Именно такую возможность и создавало объявление республик независимыми государствами. При этом общесоюзная собственность распределялась не по вкладу каждой республики в ее создание, а по территориальному принципу.
     В 1990-е годы все государства Содружества, в том числе и его системообразующий центр – Российская Федерация, переживали глубокий экономический  кризис, а мировая экономика находилась в фазе подъема10. Россия в тот период сама зависела от финансовой помощи Запада и не могла содействовать привлекательной для соседей социально-экономической интеграции в СНГ, но при этом смягчала для других стран Содружества потерю сложившегося в СССР единого экономического пространства, предоставляя без каких либо ограничений свой рынок труда и поставляя вместе с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном нефтегазовые ресурсы соседям по ценам ниже мировых. Последнее было обусловлено зависимостью государств СНГ, добывающих природные ресурсы, от тех стран Содружества, через территорию которых проходил транзит ресурсов на Запад.
     В начале XXI века процесс «цивилизованного развода» государств СНГ полностью завершился (восстановительный этап). К этому времени были проведены важные рыночные реформы. Появились условия для реальной многоуровневой экономической интеграции: заработала зона свободной торговли для всех стран Содружества, кроме Туркменистана, было создано Евразийское экономическое сообщество, подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана, России и Украины. В результате в 2001-2008 годах государства СНГ имели достаточно высокие темпы экономического развития в мире, хотя и не достигли по всем показателям уровня советского времени11. 
     В первое десятилетие XXI века все суверенные государства СНГ руководствовались прагматичным подходом к экономическому сотрудничеству. Он проявился во взаимных запретах на ввоз товаров из государств Содружества на основании их «заграничного» происхождения и санитарно-экологического состояния, в переходе к рыночным тарифам на энергоресурсы, ужесточении миграционной политики. В результате в СНГ четко разделяются интересы стран, импортирующих природные ресурсы (Казахстан, Россия) и экспортирующих их, добивающих природные ресурсы (Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан, Узбекистан) и тех, по территории которых проходит транзит ресурсов (Белоруссия, Молдова, Украина). Производители сырья пытаются диверсифицировать его поставки, а потребители – сохранить монополию на транзит.
     Из новой сложившийся ситуации, когда Российская Федерация освобождается от транзитной зависимости и перестает дотировать партнеров по СНГ, поставляя дешевые ресурсы, делается ложный вывод о потере интереса к Содружеству. Действительно, необходимость пересмотра бюджетов в ряде государств СНГ, теряющих доходы от транзита ресурсов и вынужденных приобретать их по рыночным ценам, воспринимается болезненно, но это плата за полный суверенитет. Именно в данных условиях может проявиться привлекательность участия в Содружестве  и потребность в более высоких уровнях интеграции с Россией. Так, например, цена на российские газ и нефть для нужд члена Таможенного союза – Белоруссии существенно ниже, чем для других государств СНГ. Снижение цены на газ по сравнению с ценами на мировом рынке для Украины в 2010 год сопровождалось принятием ряда привлекательных для России решений, углубляющих интеграцию двух ведущих стран Содружества12.
     Безусловно, государствам СНГ, которые почти за два десятилетия привыкли к льготам, необходимо оказывать финансовую помощь, смягчая последствия кризиса. И Россия, занимающая третье место в мире по золотовалютным запасам, оказывает такую помощь. Российские кредиты позволяют расплачиваться за энергоносители, снижают зависимость государств СНГ от финансовой помощи Запада. Россия первая в Содружестве получила статус страны с рыночной экономикой, решила проблему внешнего, в основном советского, долга, ее доля в общем объеме ВВП стран СНГ превысила 77 процентов.
     Если в 1990-е годы считалось очевидным, что в Содружестве в первую очередь заинтересована Российская Федерация, то к началу глобального экономического кризиса XXI века выяснилось, что Россия заинтересована в СНГ не меньше, но и не больше других стран. Во всяком случае, удерживать кого-либо в Содружестве любой ценой Российская Федерация не намерена. Это можно видеть на примере Грузии, которая, формально выйдя из СНГ, продолжает участвовать в 74 международных соглашениях, заключенных в рамках Содружества. Таким образом, прагматичный подход к интеграции себя оправдывает и будет развиваться13.
     Многие эксперты все-таки считают, что в интеграционных процессах больше заинтересована Россия. Но в данном случае конкретная политика некоторых государств СНГ отождествляется с их объективными экономическими интересами, что к сожалению не всегда совпадает.
     Началом третьего (модернизационного) этапа в истории Содружества можно считать 2009 год – год глобального экономического кризиса, который существенно повлиял на государства СНГ. Они переносят кризис наиболее болезненно. Стало очевидно, что без модернизации экономики, перехода к инновационной модели развития государства Содружества обречены на растущее отставание от ведущих стран мира.
     В развитии Содружества объективно заинтересованы все его участники, а не только Российская Федерация. Конечно, СНГ немыслимо без России, но оно в равной степени необходимо каждому из его членов. Более того, во внешнеторговых связях Белоруссии, Молдовы, Таджикистан, Украины СНГ играет гораздо более существенную роль, чем во внешнеторговом обороте России. При этом государства приобрели негативный опыт вхождения в мировой рынок поодиночке: потеря былых торговых возможностей, которые предоставлял Советский Союз, ничем не компенсировать, в результате общий объем экспорта стран Содружества даже в условиях роста цен на сырье многократно уменьшился14.
     Принижению роли СНГ способствует необоснованное приукрашивание успехов других межгосударственных интеграционных объединений. Между тем по такому показателю уровня интеграции, как доля внутри региональных потоков в общем объеме внешней торговли (40 процентов от общего импорта и 20 процентов от общего экспорта), что говорит о динамичном развитии. 
     Фактически СНГ рассматривался многими его участниками как форма «цивилизованного развода» и минимизации неизбежных потерь от нарушения сложившихся связей. Поскольку реально сближаться мало кто собирался, отсюда и хронический срыв принятых решений. 
     
     
     
     
     
     
1.2 Влияние региональной интеграции на развитие национальной экономики 
     Проблемы современного развития мирового хозяйства требуют от национальных экономик интеграционных усилий, поскольку значительные резервы их роста находятся в области интеграции. Мировой опыт демонстрирует, что существенного положительного эффекта интеграции можно достичь только при условии системной и комплексной разработки этого процесса, его стратегии, тактики, механизмов реализации с учетом возможных последствий. Поэтому возникает необходимость дальнейшего развития теории и методологии определения эффектов интеграции на национальную экономику с целью выявления их последствий и оценки влияния этих процессов на изменения в мировом хозяйстве.
     Вопросам, связанным с развитием интеграционных процессов и их влиянием на национальную экономику, посвящено немало работ таких отечественных и зарубежных ученых, как Головина М.Ю., Голикова А.П., Касаткиной Е.А., Колесова В.П., Наумовой Н.Н., Точицкой И.И., Якушевой А.Е., Либмана A.M., Мантусова В.Б.15 и др.
     Эффективность интеграционных процессов является чрезвычайно сложной синтетической экономической категорией, которая формируется между странами и другими субъектами региональных экономических объединений. 
     В совокупности тенденций, характеризующих основные направления развития мировой экономики, на первый план постепенно выдвигается движение стран к все более тесной и эффективной экономической интеграции. В то же время развитие региональной интеграции стимулирует усиление конкуренции, ускоряет НТП, увеличение масштабов производства, развитие специализации и кооперации производства, которые способствуют экономическому росту и развитию национальной экономики.
     Региональная экономическая интеграция, в частности, воздействует на национальную экономику и  выражается в16:
     * сотрудничестве между национальными хозяйствами разных стран и полной или частичной их унификации;
     * ликвидации барьеров в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между этими странами;
     * сближении рынков каждой из отдельных стран с целью образования одного единого (общего) рынка;
     * стирании различий между экономическими субъектами, относящимися к разным государствам;
     * отсутствии той или иной формы дискриминации иностранных партнеров в каждой из национальных экономик и т. п.
     В современной экономической теории эффекты интеграции в зависимости от срока и формы их проявления подразделяют на статические и динамические. В рамках статического анализа выделяют два варианта последствий вступления страны в интеграционное объединение: эффекты расширения и изменения направлений торговли (первый вид считают положительным, а другой - отрицательным). Становление этой теории связано с работами Н. Винера, Р. Дж. Липси. Для измерения статических эффектов торговой интеграции применяют различные подходы, при этом изменения реальных доходов производства в каждом секторе, а также цен на производственные факторы изучаются путём создания компьютерных моделей развития экономики. 
     Большинство специалистов в области экономической интеграции считают, что эффекты, связанные с ростом (динамические эффекты) трудно измерять и оценивать. Исследование этих эффектов осуществляют как с помощью построения теоретических моделей, так с применением эконометрического анализа. Х. Бради и Г. Мендез динамические эффекты интеграции поделили на две группы: связанные с ростом объемов выпускаемой продукции вследствие накопления факторов производства и вызывающие рост совокупной производительности факторов производства вследствие ускорения научно-технического прогресса в рамках объединения. В качестве источников роста могут выступать экономия на масштабе, конвергенция доходов стран-участниц, структурных изменений. Построение эконометрической модели начинается с выбора результирующей и объясняющих переменных, количество и содержание которых зависит от постановки задачи. Например, часто в качестве переменных используют индикаторы реструктуризации и повышения эффективности производства с помощью показателей экспорта, его диверсификации и др.
     В последнее время появилось множество исследований, связанных с получением количественных оценок возможных макроэкономических и отраслевых эффектов интеграции на постсоветском пространстве на основе построения модельных комплексов17. Для анализа целесообразности участия страны в том или ином интеграционном объединении с помощью выявления и измерения эффектов интеграции необходим комплексный подход к построению системы основных экономических показателей, влияющих на рост национальной экономики, и выбору эффективной методологии исследования.
     Современные подходы к анализу влияния интеграционных процессов на национальные экономики базируются на построении моделей, оценивающих изменения структуры и объемов производства в различных секторах (секторальные эффекты), динамику цен на товары, состояние общей эффективности, выигрыша (проигрыша) производителей, потребителей и государства (макроэкономические эффекты), кумулятивное влияние возникающих эффектов на благосостояние стран. Методы, применяемые в этих исследованиях, варьируются от построения теоретических моделей, статических моделей межотраслевого баланса до эконометрических оценок. Как правило, в научных публикациях такой анализ проводят по региональным торговым соглашениям, создаваемым развитыми и развивающимися странами18.
     Интеграционные процессы на постсоветском экономическом пространстве генерируют такой мощный информационный поток, что разобраться в нем становится положительно невозможно. Сейчас на фоне событий, разворачивающихся в ЕС, для всех стало очевидным, что интеграция сама по себе несет не только выгоды, но и сопряжена со значительными издержками для национальных экономик.
     Итак, обратимся к анализу статических (краткосрочных) эффектов региональной  интеграции:
     Эффект создания торговли заключается в преимуществах, получаемых экономикой за счет объединения таможенных границ и открытия рынков. К этой группе можно отнести целый ряд преимуществ, получаемых экономиками России, Белоруссии и Казахстана: снижение транспортных расходов; доступ к новым рынкам сбыта; свободное, льготное перемещение трудовых ресурсов между странами. Так, объем взаимной торговли, исчисляемый как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств - членов таможенного союза во взаимной торговле, составил в 2012 году 62,3 млрд. долларов США. По сравнению с предыдущим годом его величина увеличилась на 32,1%. Почти две трети объема взаимной торговли (65,2%) приходится на Российскую Федерацию. Доля Республики Беларусь составляет 23%, Республики Казахстан - 11,8%19. 
     Эффект расширения внутреннего рынка - заключается в выгодах от экономии за счет масштабов производства, более динамичном экономическом росте за счет повышения конкурентоспособности национальных предприятий и растущем внутреннем спросе на инвестиции. Непосредственно к выгодам, распространяющимся на Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, можно отнести: восстановление ранее нарушенных хозяйственных связей; привлечение инвестиций в обрабатывающие сектора экономики; развитие кооперации и углубление региональной специализации. Здесь отдельно хочется отметить немаловажный факт - все три национальные экономики, входящие в Таможенный союз, находятся примерно на одном технологическом уровне.
     Это создает возможности для более высокой степени диверсификации товарной структуры торговых потоков внутри Таможенного союза, чем во внешней торговле с третьими странами (чей технологический уровень может быть выше). Так, в структуре взаимной торговли большую долю занимает продукция с высокой степенью переработки. Если во внешней торговле 72,6% экспорта приходится на минеральные продукты, то во взаимной торговле - только 41,1%. Машины, оборудование и транспортные средства занимают 19% объема взаимной торговли, в то время как доля продаж этих товаров за пределами таможенного союза составляет лишь 2,4% совокупного экспорта20.
     Таким образом, это открывает перспективы увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью, а значит и более качественного экономического роста союзных экономик.
     Эффект усиления конкурентного давления на отрасли в рамках интеграционного сообщества, связан с тем, что при отсутствии торговых барьеров внутри интеграционной группы, предприятия сталкиваются с конкуренцией со стороны соседей по интеграционному объединению. Усиление конкурентного давления на отрасли стран, формирующих таможенный союз, в данных конкретных условиях осуществляется посредством унификации «правил игры» на едином таможенном, а впоследствии и экономическом пространстве: унификация таможенного законодательства; создание единых технических регламентов; снижение административных барьеров; унификация тарифов и выравнивание условий конкуренции; унификация налоговых систем и т.д.
     Таким образом, региональная экономическая интеграция представляет собой процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, который, охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, ведет к тесному переплетению национальных хозяйств и созданию единого хозяйственного комплекса в региональном масштабе. 
     Взаимосвязь региональной интеграции и экономического роста может быть обоснована, исходя из следующих положений:
     * региональная интеграция, содействуя эффекту создания торговли в странах-членах регионального блока, тем самым повышает их благосостояние, т. е. приводит к росту экономик интегрирующихся государств;
     * региональная интеграция повышает эффективность экономик стран-членов интегрирующейся группировки, благодаря усилению конкуренции, более эффективному размещению ресурсов, углублению специализации, использованию эффекта масштаба, распространению передовой технологии (во многом этому способствуют привлекаемые в регион ПИИ), что содействует экономическому росту национальных экономик членов сообщества. 
1.3  Эффекты региональной интеграции на постсоветском пространстве 
     СНГ стало первым интеграционным проектом, реализуемым бывшими республиками Советского Союза. Впоследствии на постсоветском пространстве был сформирован ряд других государственных объединений, важным направлением функционирования которых являлось углубление сотрудничества их участников в экономической сфере. В настоящее время на пространстве СНГ действуют следующие интеграционные объединения:
     * Союзное государство, формируемое Беларусью и Россией;
     * Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ, объединяющая Азербайджан, Грузию, Молдову и Украину (первые буквы названий которых и сформировали указанную аббревиатуру);
     * Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), участниками которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан;
     * Таможенный союз (в рамках ЕврАзЭС), который образуют Беларусь, Казахстан и Россия;
     * Единое экономическое пространство (ЕЭП) – заработало на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начали работать с июля 2012 года.
     Движущей силой постсоветской интеграции служат межгосударственные договоренности руководителей стран СНГ. Ярко выраженная политическая составляющая является особенностью существующих региональных группировок на постсоветском пространстве.
     Политические решения глав государств о развитии интеграционных процессов опережают достигнутый  уровень взаимозависимости и реального сращивания национальных экономик стран-партнеров21.
     Следует подчеркнуть, что в рамках созданных региональных объединений пока не сформированы в полной мере благоприятные экономические предпосылки для движения к более высоким ступеням интеграции. Мировой опыт, практика Евросоюза свидетельствуют: реальное интегрирование той или иной группы с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44