- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ финансово-хозяйственной деятельностипредприятия на примере ООО «Ильич Агро-Крым»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001853 |
Тема: | Анализ финансово-хозяйственной деятельностипредприятия на примере ООО «Ильич Агро-Крым» |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Экономический факультет Дипломная работа тема: Анализ финансово-хозяйственной деятельностипредприятия на примере ООО «Ильич Агро-Крым» Выполнила: студентка Руденко 4-го курса , гр. Э-434-о Руденко Ел.Г. Проверила: Симферополь, 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 Сущность, принципы, виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия 1.2 Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности 1.3Финансовая отчетность, как информационно-правовая база анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ГЛАВА 2. АНАЛИЗФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯООО «ИЛЬИЧ АГРО-КРЫМ» 2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Ильич Агро-Крым» 2.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия и оценка состояния дебиторской и кредиторской задолженности 2.3 Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ГЛАВА3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ИЛЬИЧ АГРО-КРЫМ» 3.1 Основные направления улучшения эффективности хозяйственной деятельности предприятия ООО «Ильич Агро-Крым» 3.2 Мероприятия направленные на повышение уровня эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Ильич Агро-Крым» 3.3 Эффективность предложенных мероприятий ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ В современных рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения любого предприятия служит его финансовая устойчивость. Чем выше устойчивость предприятия, тем меньше риск оказаться ему на краю банкротства. Современная экономика требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения эффективных форм хозяйствования. Важная роль в реализации этой задачи отводится финансовому анализу предприятия. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития, обосновываются планы и решения, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия. В современных условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики предприятия. Именно на микроэкономическом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Принятию всякого решения финансового характера предшествуют аналитические расчеты, поэтому любой представитель аппарата управления - от топ-менеджеров до рядовых специалистов - обязан быть хорошим аналитиком. Очевидно, что анализ, являющийся одной из составных частей грамотного управления финансами, должен выполняться не только в ретроспективе, но и, что нередко более важно, в перспективе. Производство предприятий, в том числе и предприятий агропромышленного комплекса - это источник жизнеобеспечения, фундамент экономики, в широком смысле - создание и преобразование любого экономического продукта. Потому анализ производственной и экономической деятельности предприятия актуален в сложившихся рыночных отношениях. Тема финансового анализа предприятия агропромышленного комплекса является актуальной, так как важность его продукции в современном мире сложно переоценить. Продукция растениеводства, мясные и молочные продукты необходимы для поддержания жизнедеятельности любого человека. Целью данной дипломной работы является анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия агропромышленного комплекса, а также разработка предложений по стабилизации его экономического состояния. Для достижения поставленной в рамках дипломной работы цели были решены следующие основные задачи: 1) рассмотрены теоретические аспекты диагностики финансового состояния предприятия; 2) проанализировано финансовое и экономическое состояние предприятия агропромышленного комплекса на примере Открытого акционерного общества «Ильич Агро-Крым»; 3) разработаны предложения по стабилизации финансового состояния предприятия; 4) представлены консультации по безопасности жизнедеятельности. В данной дипломной работе на основе системного анализа были рассмотрены аспекты финансовой деятельности предприятия агропромышленного комплекса. При проведении прикладного исследования была реализована возможность разработки предложений по стабилизации финансового состояния предприятия агропромышленного комплекса, исходя из анализа его финансового состояния. Объектом исследования в дипломной работе являлось Открытое акционерное общество «Ильич Агро-Крым» - развивающееся предприятие агропромышленного комплекса, занимающееся выращиванием зерновых культур и животноводством. Подпредметом понимались исследовательские аспекты финансово-экономической деятельности предприятия. При проведении исследования в работе применялись такие методы как обобщение, описание, анализ, экспертная оценка. Методологическую и теоретическую основу составили труды ведущих ученых в области бухгалтерского учета и финансового анализа предприятий, таких как Астахов В.П., Бабаев Ю.А., Ковалев В.В., Ворошин Л.И. и др. Информационной основой исследования явились формы финансовой отчетности ООО «Ильич-Агро Крым»: форма № 1 «Бухгалтерский баланс» иформа № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В качестве методологической основы исследования были использованы такие методы общенаучного исследования как: анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, сравнение изучаемых показателей, метод цепных подстановок, метод расчета показателей и др. Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций по улучшению финансово-хозяйственной деятельности ООО «Ильич-Агро Крым». Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе дипломной работы изложены теоретические и методологические аспекты оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Здесь раскрывается содержание, задачи и принципы анализа, представляется методика оценки показателей прибыли, рентабельности, деловой активности и безубыточности. Вторая глава посвящена оценке эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия на базе данных ООО «Ильич-Агро Крым». Проведен анализ динамики и структуры прибыли предприятия, факторный анализ прибыли от реализации продукции и выявлены факторы, повлиявшие на изменение величины прибыли. Отдельно проведен анализбезубыточности предприятия. Кроме того, рассчитаны и проанализированы показатели рентабельности и деловой активности. В третьей главе представлены современные подходы к оценке эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Здесь рассмотрены направления повышения эффективности финансово- хозяйственной деятельности предприятия сприменением моделирования. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1. Сущность, принципы, виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия Анализ финансово-хозяйственной деятельности представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путём обработки определённых источников информации (показателей плана,учёта,отчётности). Составляющими анализа финансово-хозяйственной деятельности являются финансовый и управленческий анализы. «С научной точки зрения анализ – это выделение сущности процесса или явления путем определения и последующего изучения всех его сторон и составляющих частей, обнаружения основы, связывающей все части в единое целое, и построение на этой основе закономерностей его развития. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является основой принятия решений на уровне субъектов хозяйствования. С помощью аналитических процедур выявляются наиболее значимые характеристики и стороны деятельности предприятия и делаются прогнозы на будущее. На основе этих прогнозов строятся планы производственной и рыночной активности и разрабатываются процедуры контроля за их исполнением» [10, с.7]. На ход хозяйственных процессов оказывает влияние множество факторов объективного и субъективного характера. Все эти факторы в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности необходимо тщательно изучать. Для отражения полной картины состояния предприятия важны не только количественные, но и качественные характеристики его деловой активности предприятия. «Их анализ – важная часть анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, на предприятии анализу необходимо подвергать не только производственную и финансовую сферу, но и юридические, социальные и экологические аспекты» [5, с.45]. «Задача анализа финансово-хозяйственной деятельности – оценка результатов хозяйственной деятельности, выявление факторов, обусловивших успехи и неудачи в анализируемом периоде, а также планирование и прогнозирование деятельности предприятия на будущее»[35, с.27].Она решается с помощью не только стоимостных данных бухгалтерского учета, но и данных оперативного и статистического учета в различных единицах измерения. Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности является глубокое и всестороннее изучение экономической информации и функциональности анализируемого объекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов. «Анализ должен представлять собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования»[15, с.76]. Основное направление анализа: от сложного комплекса – к составляющим его элементам, от результата – к выводам о том, как такой результат достигнут и к чему он приведет в дальнейшем. Основными принципами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются: 1. Конкретность. Анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение; 2. Комплексность. Всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки; 3. Системность. Изучение экономических явленийне изолированно, а во взаимосвязи друг с другом; 4. Регулярность. Анализ следует проводить постоянно через заранее определенные промежутки времени, а не от случая к случаю; 5.Объективность. Критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов; 6. Действенность. Пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности; 7. Экономичность. Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения; 8. Сопоставимость. Данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов; 9. Научность. При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами. Финансовый анализ в системе управления финансами предприятия, в наиболее общем виде, представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, целью которого является: - оценить текущее и перспективное имущественное и финансовое состояние предприятия; - оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции их финансового обеспечения; - выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации; - спрогнозировать положение предприятия на рынке капитала. «Для успешной деятельности предприятия в будущем гораздо важнее перспективный анализ, который направлен в будущее и служит для исследования возможных вариантов развития предприятия и выработки методов достижения наиболее желательных результатов»[17, с.54].В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в будущем, а также степень этого влияния. Наиболее часто встречающиеся и глубоко проработанные в литературе способы классификации представлены в таблице 1.1.«Классификация видов анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов». Таблица 1.1 - Классификация видов анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов Классификационный признак Виды анализа Широта и доступность информационного обеспечения Внешний Внутренний Анализируемая подсистема предприятия Производственный Финансовый Содержание анализа Комплексный Тематический Аспект деятельности Ретроспективный Перспективный Горизонт анализа Оперативный Тактический, стратегический Объекты анализа Инвестиционный, проектный, маркетинговый, анализ риской, анализ безубыточности и т.д. Составлено автором по материалам[29, с.94]. По степени широты и доступности привлекаемого информационного обеспечения в научной и учебно-методической литературе принято выделять два вида анализа: внутренний и внешний. Хотя, эти виды постоянно пересекаются на практике, есть и различия между ними (табл. 1.2 -Признаки внутреннего и внешнего анализа). Таблица 1.2 - Признаки внутреннего и внешнего анализа Признак классификации Вид анализа Внешний Внутренний Назначение Общая оценка имущественного и экономического состояния Поиск резервов увеличения прибыли и эффективности деятельности Исполнители Собственники, налоговые службы, участники рынка ц/бумаг, кредиторы и т.д. Управленческий персонал предприятия Базовое информационное обеспечение Бухгалтерская отчетность Регламентируемые и нерегламентируемые источники информации Характер предоставляемой информации Общедоступные аналитические материалы Аналитическая информация конфиденциального характера Степень унификации методики анализа Высокая возможность унификации процедур Индивидуальные разработки Временной аспект анализа Ретроспективный и перспективный Оперативный Составлено автором по материалам[30, с.91]. Выделяются два основных различия. Во-первых, широта и доступность привлекаемого информационного обеспечения и, во-вторых, степень формализуемости аналитических процедур и алгоритмов. Если в рамках внешнего анализа опираются, прежде всего, на бухгалтерскую отчетность, которую, в принципе, можно получить, обратившись в органы статистики, то информационное обеспечение внутреннего анализа гораздо шире, поскольку для его проведения возможно привлечение практически любой необходимой информации, в том числе и не являющейся общедоступной, в частности для внешних аналитиков. «Безусловно, понятия ограниченности доступа к данным и их конфиденциальности существуют и в отношении внутренних аналитиков в том смысле, что абсолютной равнодоступности к источникам информации внутри предприятия не существует в принципе, поскольку доступ к информационной базе, как правило, ограничивается в зависимости от сферы интересов, компетентности и ответственности того или иного аналитика»[21, с.76]. «Методики внешнего анализа строятся из предположения об информационной ограниченности анализа; как правило, подобные методики строятся на базе наиболее полного набора общедоступной бухгалтерской отчетности, содержащейся в годовом отчете. Что касается второго различия, то оно в значительной степени также предопределяется составом и структурой исходных данных, имеющихся в наличии у аналитика. Поскольку для внутреннего анализа могут быть доступны различные внутренние отчеты и формы, не являющиеся унифицированными и обязательными к составлению во всех компаниях и с заданной периодичностью, многие аналитические процедуры не являются заранее предопределенными, а сам анализ в этом случае носит более творческий, в определенной степени импровизационный, характер. С точки зрения направленности анализа, финансово-хозяйственной деятельности предприятия во времени, следует выделить два главных аспекта – ретроспективный и перспективный.Ретроспективный анализ направлен в прошлое и имеет дело с уже имевшими место фактами и результатами» [20, с.64]. «Для успешной деятельности предприятия в будущем очень важен перспективный анализ, который направлен в будущее и служит для исследования возможных вариантов развития предприятия и выработки методов достижения наиболее желательных результатов. «В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в будущем, а также степень этого влияния»[31, с.56]. «Сведения, полученные по результатам перспективного анализа, носят вероятностный характер, и чем дальше в будущее уходит горизонт прогноза, тем больше разброс возможный значений исследуемых характеристик. Однако без такого прогнозирования невозможно представить себе ни оперативное и тактическое, ни стратегическое планирование деятельности хозяйствующего субъекта. Различия между оперативным, тактическим и стратегическим анализом определяются сроками прогнозирования результатов и особенностями хозяйственной деятельности предприятия. Контроль текущей деятельности выполняется в рамках оперативного анализа. Анализ в краткосрочной перспективе является тактическим, а долгосрочное прогнозирование – стратегическим анализом»[12, с.47]. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия может быть более или менее развернутым, углубленным или наоборот, экспресс-анализом. Анализу может подвергаться какое-то одно направление деятельности (например, анализ размещения и особенностей функционирования сбытовой сети или анализ денежных или иных расчетов предприятия) – в этом случае анализ будет тематическим. Если же в сферу интересов аналитической группы входит все предприятие как комплекс, тогда такой анализ следует называть комплексным» [35, с.88]. В ряде случаев анализируются специальные аспекты деятельности предприятий, и тогда терминология, касающаяся видов анализа, отражает природу анализируемых аспектов: инвестиционный анализ подразумевает разработку и оценку инвестиционных программ предприятия, в рамках маркетингового анализа проводится изучение рынков сбыта производимой продукции и т.д. 1.2. Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности Методом экономического анализа является способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: - использование системы аналитических показателей, всестороннее характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации; - изучение причин изменения этих показателей; - выявление и измерение причинно-следственных связей между ними. Методика анализа представляет собой систему правил и требований, гарантирующих эффективное приложение метода. В совокупности метод и методика представляют собой методологическую основу экономического анализа. «Все аналитические методы можно сгруппировать в две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные). К качественным (неформализованным, логическим) методам относят аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним относятся: - метод сравнения; - метод построения систем аналитических таблиц; - метод построения систем аналитических показателей; - метод экспертных оценок; - метод сценариев; - психологические и морфологические методы и т.п.»[11, с.5-7]. Количественные (формализованные) методы– это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного с помощью уже логических методов. Количественные методы можно разделить на: бухгалтерские, статистические, классические метода анализа, экономико-математические и т.д. «Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:метод абсолютных, относительных и средних величин;метод сравнения;вертикальный анализ;горизонтальный анализ;трендовый анализ;факторный анализ;анализ с помощью финансовых коэффициентов;метод экспертных оценок;метод детализации;метод построения дерева решений. В процессе сбора данных получают информацию о значениях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления (совокупности).Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений может быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих показателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет определенное значение и занимает важное место в аналитическом процессе»[23,с.82]. 1) Метод абсолютных величин характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Абсолютные величины всегда имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную). Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта. Например, производство ткани оценивается в метрах, сельскохозяйственной продукции – в центнерах и тоннах, то, что касается электрической энергии, измеряется в киловаттах и т.д. Натуральные показатели могут быть и составными. Например, отработанное рабочими и служащими время учитывается в человеко-днях и человеко-часах, а грузооборот автотранспорта – в тонно-километрах и т.д. Если некоторые разновидности продукции соответствуют общим потребительским свойствам, то обобщенные итоги по выпуску разных видов продукции можно получить, используя условно-натуральные единицы . В этом случае один из видов принимается в качестве единого измерителя, а другие приводятся к этому измерителю с помощью соответствующих коэффициентов пересчета. «Когда на уровне предприятия или отрасли обобщаются учетные данные, то широко используются стоимостные (денежные) абсолютные показатели. К ним, например, относятся: цена единицы продукции; выручка от продажи продукции, работ, услуг; величина расходов и прибыли, величина задолженности и др.» [39, с.90]. Следует также отметить, что абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом собранных данных, или расчетным путем. Расчетным абсолютным показателем, например, является абсолютное отклонение. Это разница между двумя абсолютными одноименными показателями: ±?П = П1 – П0 (1) где П1 – значение абсолютного показателя в отчетном периоде, П0 – значение абсолютного показателя в базисном периоде, ?П – абсолютное отклонение (изменение) показателя. 2) Относительная величина вычисляется как отношение фактического значения показателя к базе сравнения, т.е. путем деления одной величины на: другую. Относительная величина исчисляется в долях единицы, коэффициентах. Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления представлен: - коэффициентом (база сравнения принята за единицу) или - выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного. Результатом соотношения одноименных показателей могут быть следующие относительные показатели. а) Относительные величины динамики, которые характеризуют изменение процесса во времени, и показывают, во сколько раз увеличился (уменьшился) уровень изучаемого показателя по сравнению с предыдущим периодом времени. б) Относительные величины координации отражают соотношение между частями одного целого. К таким величинам относятся, например, соотношение между величиной заемного и собственного капитала предприятия, между численностью рабочих и административно-управленческим персоналом организации и т.д. Относительные величины координации могут показывать, сколько единиц одной части приходятся на 100 или 1000 единиц другой части. в) Относительные величины наглядно характеризуют результат сопоставления одноименных показателей, относящихся к одному и тому же периоду времени, но и к разным объектам или территориям. Эти относительные величины используются для сравнительной оценки результатов деятельности отдельных предприятий отрасли или для оценки уровня развития разных регионов.Исчисляются они либо в процентах, либо в долях единицы, показывающих, во сколько раз одна из сравниваемых величин больше (меньше) другой. г) Относительные величины интенсивности в их числе можно назвать такие важные коэффициенты, отражающие качественную сторону деятельности предприятия или организации, как финансовые коэффициенты деловой активности, фондоотдачу, фондовооруженность, материалоотдачу, доходность того или иного вида деятельности и пр. Таким образом, относительные величины – это один из важнейших способов обобщения и анализа экономической информации. В процессе финансового анализа абсолютные и относительные величины должны рассматриваться во взаимосвязи, т.е. пользоваться относительными величинами нужно так, чтобы четко себе представлять, какая абсолютная величина стоит за каждым относительным показателем. Необходимо также соблюдать сопоставимость сравниваемой величины и величины, принятой за базу сравнения. 3) Метод средних величин используется для обобщения данных. Средняя величина – это показатель «середины» или «центра» исследуемых данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень места и времени. 4) «Метод сравнения – самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Это во многом обусловлено особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами. При сравнении пользуются разными приемами, например шкалами» [15, с.17]. 5) Вертикальный анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементам анализа является динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия. Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа: - переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик; - относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике. 6) Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значение. «Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетности финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей»[29, с.87]. 7) Трендовый анализ – часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд – это путь развития. Тренд определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Сейчас на уровне отдельной организации расчетным периодом времени является месяц или квартал. Анализ временных рядов позволяет решать следующие задачи: - изучить структуру временного ряда, включающую тренд – закономерные изменения среднего уровня параметров, а также случайные колебания; - изучить причинно-следственные взаимосвязи между процессами; - построить математическую модель временного ряда. «Анализ тренда предназначен для исследования изменений среднего значения временного ряда с построением математической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда.Анализ тренда выполняют путем построения модели простой линейной или нелинейной регрессии.» [18, с.45] 8) Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. «Различают следующие типы факторного анализа: - функциональный и вероятностный, - прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный), - одноступенчатый и многоступенчатый, - статический и динамический, - пространственный и временной, - ретроспективный и перспективный»[35, с.46]. Основными этапами факторного анализа являются: - классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода. - определение формы зависимости между факторами и результативными показателями. - моделирование взаимосвязей между результативным показателем и факторами. - расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя. - работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами). Создать факторную систему – это, значит, представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, которые воздействуют на величину этого явления, и находится с ним в функциональной зависимости. 9) Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибылях иубытках. Применение финансовых коэффициентов зависят от отраслевых особенностей предприятий, от размеров предприятия, оцениваемых обычно годовым объемом продаж и среднегодовой стоимостью активов. На предпочтительные величины коэффициентов, кроме того, может влиять общее состояние экономики, фаза экономического цикла. Для расчета финансовых коэффициентов, финансовые отчеты предприятия должны быть приведены в определенную аналитиком форму, называемой аналитической. Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы: - платежеспособность; - прибыльность, или рентабельность; - эффективность использования активов; - финансовая (рыночная) устойчивость; - деловая активность. Для измерения перечисленных характеристик в практике анализа используют множество финансовых коэффициентов. Отбор коэффициентов определяется задачами проводимого анализа. Преимущества метода коэффициентов: - возможность получить информацию, представляющую интерес для всех категорий пользователей; - простота и оперативность расчета; - возможность выявить тенденции в изменении финансового положения предприятия; - возможность оценить финансовое состояние исследуемого предприятия относительно других аналогичных предприятий; - устранение искажающего влияния инфляции. 10) Экспертные методы используются в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока очень сложны. Экспертные методы основываются на интуиции, в них преобладают субъективные начала. Примером использования экспертного метода может служить экспертная оценка стоимости недвижимости. Сложность объектов экономических измерений способствовала широкому распространению экспертных оценок в качестве метода измерения. «Выделяют два уровня использования экспертных оценок: качественный и количественный. Применение экспертных оценок в тех областях, где могут быть использованы инструментальные средства и информационные технологии, нередко обусловлено неумением правильно ими, пользоваться»[38, с.75]. Причинно-следственный анализ, результатом которого является оценка, неразрывно связан с личностью эксперта; другой эксперт, поставленный перед такой же проблемой, может прийти к другим оценкам. Оценки сложных объектов должны выполняться экспертами высокой квалификации. Оценки «средних» экспертов обычно основаны на традиционных, привычных представлениях. В сложных случаях они могу оказаться ошибочными. Уменьшить риск субъективности суждения можно, если обратиться к группе экспертов, которые могут обсуждать и согласовывать свои оценки. 11) Метод детализации представляет собой один из наиболее распространенных приемов анализа во многих областях науки, в том числе и в анализе финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. При сочетании с другими приемами детализация позволяет все сторонне оценить исследуемые явления и вскрыть причины создавшегося положения. В зависимости от сложности, описывающие его показатели расчленяются по временному признаку, по месту совершения хозяйственных операций, центром ответственности или составным частям. 12) Метод построения дерева решений входит в систему методов ситуационного анализа и используется в случаях, когда прогнозируемая ситуация может быть структурирована таким образом, что выделяются ключевые моменты, в которых либо нужно принимать решение с определенной вероятностью (роль аналитика или менеджера активна), либо так же определенн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО «Рузский хлебокомбинат»
- Специфика формирования финансово-хозяйственной деятельности оао «ржд», анализ, проблемы, перспективы (на примере ирцуат)
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и пути повышения её эффективности (на примере ООО «Строй - плюс»)