VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО «Рузский хлебокомбинат»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000177
Тема: Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО «Рузский хлебокомбинат»
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНО ВПО «ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, 
ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА»


	Допущена к защите

Заведующий кафедрой
«Финансы и бухгалтерский учет»
_________________/___________/
________________________200__г.



Выпускная квалификационная работа
по направлению подготовки 080100 Экономика
квалификация (степень) «бакалавр»
на тему:

«Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО «Рузский хлебокомбинат»


Студентка    __________________________         Севцова Мария Андреевна
                                                 (подпись)                                                    (Ф.И.О.)
Руководитель_____________________________           ______________________________
                                             (подпись)                                                     (Ф.И.О.)
Рецензент        ____________________________             ______________________________
                                              (подпись)                                                     (Ф.И.О.)              




2015 г.
Оглавление
Введение

Глава 1. Теоретические основы анализа финансово – хозяйственной деятельности предприятия

1.1. Методология экономического анализа как основа методики

1.2. Информационное обеспечение экономического анализа и диагностики

1.3. Организация экономического анализа и резервы повышения эффективности хозяйствования


Глава 2. Анализ финансово – хозяйственной деятельности ОАО «Рузский хлебокомбинат» за 2013-2014 г.г.

2.1. Краткая характеристика объекта исследования и анализ технико – экономических показателей за 2013-2014 г.г.

2.2. Проведение анализа финансово – хозяйственной деятельности ОАО «Рузский хлебокомбинат» за 2013-2014 г.г.
2.2.1 Анализ и диагностика финансового состояния и платежеспособности за 2013-2014 г.г.
2.2.2. Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности за 2013-2014 г.г.

2.3. Общие выводы по проведённой аналитической работе


Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности финансово – экономической деятельности ОАО «Рузский хлебокомбинат»

3.1. Рекомендации по организации эффективной финансовой службы организации

3.2. Предложение по проведению капитально ремонта оборудования 

3.3. Предложение по внедрению новых информационных технологий в профессиональную аналитическую деятельность


Заключение


Литература


Перечень Приложений

Приложение 1.

Приложение 2.





Введение
    Каждому предприятию необходим анализ хозяйственной деятельности, которую они совершают. С помощью анализа можно выявить всевозможные  недостатки на предприятии, если они есть, узнать о необходимых внедрениях и введении новшеств на предприятие, 
    Главная цель квалификационной работы – провести анализ и диагностику финансово – хозяйственной деятельности на примере  хозяйствующей организации и дать рекомендации по повышению ее эффективности. 
    Задачами, поставленными к её выполнению, являются все параграфы к главам работы:
    -  изучить методологию  экономического анализа;
    - изучить всевозможное информационное обеспечение экономического анализа и диагностики;
    - узнать об организации экономического анализа и резервах повышения эффективности хозяйствования;
    - дать краткую характеристику объекта исследования и провести анализ технико – экономических показателей;
    - провести анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия;
    - провести анализ и диагностику финансового состояния и платежеспособности предприятия;
    - дать комплексную оценку эффективности хозяйственной деятельности на предприятии;
    - дать рекомендации по организации эффективной финансовой службы предприятия;
    - предложить проведение капитально ремонта оборудования;
    - дать предложение по внедрению новых информационных технологий в профессиональную аналитическую деятельность на предприятии.
   Предмет исследования – анализ финансово – хозяйственной деятельности на предприятии.
   Объект исследования - ОАО «Рузский хлебокомбинат», предприятие занимается производственно – промышленной деятельностью, производит изготовление и реализацию хлебобулочной и кондитерской продукции. Юридический адрес: 143103, Московская область, Город Руза, Волоколамское шоссе, д. 15.
    Методы исследования: частная и общая методика экономического  анализа, методика проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия.
    Источники анализа: годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность предприятия, внутренняя документация и отчётность по управленческому учёту.
    Необходимо подробно рассмотреть эту работу для изучения необходимых аспектов по теме и сделать правильное заключение по изучению методологии экономического анализа, проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности и предложению рекомендаций для рассмотрения вариантов развития в современных условиях на примере объекта исследования.  
    
    
    
    
    
    
    
    
    

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Методология экономического анализа как основа методики

     При помощи экономического анализа изучают реальную действительность – факты и процессы, т.е. тот первичный материал, который подлежит исследованию. Однако факты сами по себе иногда мало что объясняют. Поэтому задача экономического исследования состоит не только в том, чтобы их регистрировать, но и в том, чтобы раскрыть сущность явлений, существующую между ними связь, понять причины их возникновения, тенденции развития. Проникновение в сущность изучаемых экономических явлений возможно лишь с помощью применения научных методов исследования.
     Каждая наука, в том числе экономическая, кроме специфического предмета и объекта изучения должна иметь свой метод как общий подход к исследованию, который конкретизируется в методике. Методология (философия методики) экономического анализа состоит из метода как общего подхода к исследованиям и конкретной методики как совокупности специальных приемов (методов), применяемых для обработки и анализа экономической информации.
     Метод экономического анализа как общий подход к исследованиям базируется на диалектике. Основные принципы метода экономического анализа отражают, например, следующие основные черты диалектики.
     Единство анализа и синтеза. Изучаемые экономические явления обладают совокупностью признаков, свойств. Чтобы правильно понять данное явление, необходимо разделить его на простейшие составные элементы, детально изучить каждый элемент, выявить его роль и значение внутри единого целого, т.е. провести анализ. После того как познана природа каждого из составных элементов, выяснены их роль и значение внутри данного целого явления, нужно снова соединить эти элементы в соответствии с их ролью и назначением в единое целое, т.е. выполнить синтез, который позволяет сформулировать диагностику и оценить явление в целом. Как уже говорилось, анализ и синтез представляют собой две стороны единого процесса познания явлений.
     Изучение экономических явлений в их взаимосвязи. Все явления экономической жизни не только тесно связаны, но и определенным образом влияют друг на друга; между многими из них существует причинная зависимость: одно является причиной другого. Например, между наиболее важными показателями хозяйственной деятельности — объемом производства и себестоимостью продукции — существует непосредственное взаимодействие: рост объема производства ведет к снижению себестоимости за счет так называемых постоянных расходов, которые не увеличиваются с ростом выпуска продукции; снижение себестоимости, в свою очередь, позволяет при наличных ресурсах выпустить больше продукции.
     Взаимосвязь и взаимозависимость обусловливают необходимость комплексного подхода к изучению хозяйственной деятельности. Понятие комплексности охватывает как комплексное изучение всех показателей в их связи и взаимозависимости, так и комплексное изучение всех сторон хозяйственной деятельности, т.е. экономики, организации, техники и технологии социальных условий и природопользования, ибо только комплексное изучение даёт возможность правильно оценить результаты работы, вскрыть глубинные резервы в экономике предприятий.
     Изучение экономических явлений в развитии, динамике. Цифра продаж продукции за год на каком-нибудь предприятии сама по себе мало что означает, тем более если объем продаж дается в отвлеченном стоимостном выражении. Если же рядом с этой цифрой поставить другие, показывающие продажу продукции за предыдущие годы, а также предусмотренные планом на будущие годы, то цифра «заговорит». Вот почему необходимо изучать показатели экономики не только в статике, но и в динамике, получая возможность судить о скорости экономического развития.
     Развитие предприятия не есть просто количественный рост продукции. Производство растет и развивается по восходящей — от простого к сложному, от низшего уровня к высшему, от старого качественного состояния к новому. За рядом возрастающих цифр продажи продукции надо видеть коренное изменение в технике и технологии производства, организационное и экономическое совершенствование предприятия.
     Изучение экономических явлений в развитии обусловливает необходимость применения такого аналитического приема, как сравнение. Дать правильную оценку деятельности предприятия можно только сравнивая его показатели во времени (месяцы, годы и т.д.) и пространстве (со среднеотраслевым уровнем, с показателями аналогичных предприятий).
     Итак, метод экономического анализа как общий подход к изучению хозяйственных процессов базируется на материалистической диалектике. Особенностями метода экономического анализа являются использование системы показателей и факторов хозяйственной деятельности, выбор измерителей и оценки в зависимости от особенностей анализируемых явлений, изучение причин изменения показателей и выявление влияния факторов на результативный показатель с использованием приемов математики, статистики и хозяйственного учета.
     МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
     В отличие от метода экономического анализа как общего подхода к Исследованию явлений выделяют методику экономического анализа как совокупность специальных приемов (методов), применяемых для обработки экономической информации. Методику экономического анализа разделяют на общую и частную. Общая методика представляет собой совокупность приемов аналитической работы в любой отрасли народного хозяйства. Частная методика конкретизирует общую методику применительно к хозяйственным процессам, происходящим в определенной отрасли народного хозяйства, к определенному типу производства. Степень конкретизации частных методик может быть различной.
     Традиционные методы экономического анализа. Важнейшими спо-собами обработки экономической информации, применяемыми при анализе экономики, являются сводка и группировка, абсолютные и относительные величины, средние величины, ряды динамики, индексы, метод цепных подстановок, элиминирование и др.
     Сводка и группировка — важные элементы экономического анализа. Путем сводки можно подвести общий результат действия различных факторов на выпуск продукции, снижение себестоимости, повышение рентабельности и т.д.
     Группировкой называют выделение среди изучаемых явлений характерных групп и подгрупп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные обычно оформляются в виде таблиц. Такая таблица представляет собой форму рационального изложения цифровых характеристик, изучаемых явлений и процессов. Данные в таблице располагаются так, чтобы легко было сделать вывод из анализа.
     Абсолютные и относительные величины. C помощью абсолютных величин характеризуются размеры (уровни, объемы) экономических явлений и показателей. Относительные величины используются для характеристики степени выполнения планов, измерения темпов (относительной скорости) развития производства и т.д. Величина, полученная в результате сопоставления двух однородных показателей, один из которых принимается за единицу, называется коэффициентом. Особой формой относительных величин являются проценты, при которых базисная величина принимается не за 1, а за 100. Относительные величины иногда выражаются в промилле, когда базисная величина принимается за 1000. В каждом отдельном случае надо выбрать такую форму относительной величины, которая выразила бы интересующее нас соотношение с наибольшей наглядностью.
     Средние величины. Для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных экономических явлений пользуются средними величинами, способы расчета которых различны.
     Средняя величина выражает собой отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает ее наиболее типичные черты. Степень колеблемости признака необходимо изучать, чтобы получить более полное представление об изучаемом объекте.
     Некоторое представление о степени колеблемости дает вариационный ряд, в котором отражаются все уровни с указанием, насколько часто встречается каждый уровень. Простейшей мерой колеблемости является размах вариации — расстояние между наибольшим и наименьшим вариантом. Для более точного отражения степени колеблемости используют также среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации.
     Ряды динамики. Рядом динамики называется ряд данных, характеризующих изменение явления, показателей во времени. Каждое отдельное значение показателя ряда динамики называется уровнем. Для характеристики изменения уровня ряда динамики исчисляют абсолютный прирост и темп роста и прироста.
     Темп роста дает характеристику степени изменения уровня продажи продукции от одного года к другому. Для получения общей характеристики темпа изменения уровня продукции за весь период исчисляют средний темп. Характеристикой среднего темпа служит средняя геометрическая из темпов. Для расчета среднего темпа роста и прироста динамического ряда применяется логарифмирование.
     Индексы — относительные показатели сравнения таких явлений, которые состоят из элементов, непосредственно не поддающихся суммированию. Так, большинство предприятий изготавливает разнородную продукцию, которую невозможно суммировать — например, нельзя складывать число автобусов, грузовых автомобилей, велосипедов, выпускаемых автомобильным заводом; однако общим для них является то, что они есть продукты труда, имеют стоимость. Значит, количество автобусов, грузовиков и велосипедов можно складывать, используя трудовые измерители или рубли. Но и трудовые измерители, и цены не постоянны. Если сравнить, например, продукцию предприятия за два года, то разница в показателе будет результатом изменения как количества продуктов, гак и цен на эти продукты.
     C помощью индексов можно рассчитать изменение отдельно — количества продуктов и отдельно цен на продукцию.
     Для определения изменения количества выпущенных изделий вся продукция отчетного и базисного года оценивается в одинаковых постоянных ценах (обычно в ценах базисного года). И наоборот, для определения изменения цен за эти годы продукция одного года (обычно отчетного) оценивается в ценах старых и новых.
     C помощью индексов сравнивают данные не только двух периодов, но и данные за ряд лет. В этом случае используют индексы цепные и базисные. Примером цепных индексов может быть таблица о темпах роста продажи продукции, где изделия каждого года сравниваются в сопоставимых ценах с продукцией предшествующего года. При расчетах базисных индексов базу сравнения принимают за 100, а все последующие показатели выражают в процентах (или коэффициентах) к базисной величине.
     Метод цепных подстановок. Индексный метод широко применяется для анализа роли отдельных факторов. Обычно экономический показатель можно разложить на ряд составляющих его факторов или показателей. Например, объем продукции есть результат умножения таких факторов, как часовая выработка, продолжительность рабочего дня, число дней, отработанных каждым рабочим, число рабочих. Если все факторы плановые, то в результате получим плановый объем продукции; если все факторы фактические — фактический объем продукции. Сущность приема цепных подстановок заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины каждого фактора величиной фактической. После каждой замены новый результат сравнивают с прежним. Например, если все факторы в формуле плановые, а среднюю часовую выработку возьмем фактическую, то полученный в итоге такой замены результат будет отличаться от планового объема продукции. Разница вновь полученного итога и планового объема есть результат влияния изменения часовой выработки.
     Элиминирование. В экономическом анализе используются обобщающие показатели хозяйственной деятельности, на которые влияют различные факторы — как основные, так и побочные, внешние. Метод, при помощи которого исключается действие ряда факторов и выделяется один из них, называется элиминированием. Оно осуществляется различными приемами, в том числе и способом цепных подстановок.
     Детализация. Это последовательное расчленение изучаемых экономических явлений, показателей и факторов. Детализация позволяет на основе знания экономической теории упорядочить анализ, содействует комплексному рассмотрению всех факторов, влияющих на показатель, указывает значимость каждого фактора, является основой математического моделирования взаимной зависимости различных показателей и факторов. Детализацию можно проводить по различным признакам. Так, себестоимость продукции можно раскрыть по видам продукции (деталь, узел, изделие, сравнимая продукция, вся продукция), по факторам формирования затрат в сфере производства и сфере обращения (производство, снабжение, сбыт), по факторам формирования, например в сфере производства (конструкция, техника и технология, организация производства и труда) и т.д. Особую ценность для экономического анализа представляет детализация показателей по их формированию и учету.
     Балансовые увязки (метод). В экономическом анализе используются различные балансовые сопоставления и увязки. Например, сопоставляется товарный баланс для определения суммы реализации товарной продукции и анализа влияния различных факторов на эту продукцию; сопоставляется баланс влияния различных факторов на итоговые показатели хозяйственной деятельности.
     Особенностью бухгалтерского баланса является то, что он содержит сведения о капитале в двух разрезах: по размещению и назначению средств (актив баланса) и по источникам образования этих средств (пассив баланса). Например, производственные запасы в активе рассматриваются по их видам. В пассиве же эти запасы исследуются по источникам формирования: собственные средства, кредиты банков и пр. Рассматривать сопряженные статьи баланса можно в виде таблицы, где в подлежащем указываются запасы, а в сказуемом — источники их образования. Такое сопоставление даст ответ о правильности использования оборотных средств в форме производственных запасов или в других формах.
     Отметим, что в экономическом анализе полезно использовать многие методы бухгалтерского учета и составления отчетности, например метод двойной записи, калькуляции себестоимости отдельных изделий, нормативный метод, метод отклонений и т.п.
     Выборочное и сплошное наблюдение. Проведение сплошных и Выборочных наблюдений широко применяется в экономическом анализе работы предприятия. Примером сплошных наблюдений в изучении экономики могут быть полные инвентаризации основных средств, складских запасов материалов и т.д. Выборочными наблюдениями являются проводимые на предприятиях «фотографии» рабочего дня, работы оборудования, смотры резервов в производстве и т.п. Объектом наблюдения являются в данном случае не все рабочие места, не все станки, а лишь их часть. По данным выборочных наблюдений на основе методов теории вероятностей определяется возможность распространения выводов на всю совокупность изучаемых явлений. Например, по выборочном «фотографиям» рабочего дня судят об использовании рабочего времени в цехе, на заводе.	
     Сравнения — важнейший метод экономического анализа, позволяющий выразить характеристику явлений через другие однородные явления. В широком смысле слова сравнение присуще каждому экономическому расчету. Мы же рассматриваем сравнение как аналитический прием, позволяющий выявить взаимосвязь экономических явлений, их развитие и степень достижения эффективности в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
     Основные виды сравнений: 
* сравнение отчетных показателей с плановыми — позволяет выявить причины невыполнения плановых заданий по отдельным показателям и наметить мероприятия для улучшения работы предприятия в дальнейшем;
* сравнение отчетных показателей с показателями предшествующих периодов — показывает темпы роста производства, динамику показателей, тенденцию развития предприятия;
* межхозяйственные сравнения, т.е. сравнение показателей предприятия с показателями других предприятий, — позволяет вскрыть многие резервы, перенять передовой опыт. Межхозяйственные сравнения конкурентов получили в экономическом анализе широкое распространение и практически выделились в самостоятельный вид анализа — так называемый межхозяйственный сравнительный анализ. В условиях рыночной экономики сравнительный анализ работы предприятий-конкурентов является объективной необходимостью для повышения эффективности и выживаемости в конкурентной борьбе. Можно проводить сравнение не только родственных предприятий. Финансовые коэффициенты, взятые во всеобщей денежной оценке, позволяют найти общий знаменатель для сравнения качества работы предприятий разных отраслей; 
* сравнение со среднеотраслевыми данными — позволяет определить, соответствуют ли индивидуальные затраты на данном предприятии общественно необходимым, установить организационно-технический уровень предприятия и место, занимаемое им в ряду других предприятий данной отрасли; 
* сравнение показателей предприятия со средними показателями рыночной экономики в основном в форме финансовых коэффициентов.
     Использование приема сравнения предполагает сопоставимость сравниваемых показателей: единство оценки, сравниваемость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте в отдельных случаях, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий, различий в методике расчета показателей и т.д. Перечисленные виды сравнения являются основными, но при изучении экономики используется много других видов сравнений.
     Графический метод. В экономическом анализе графики являются не только средством иллюстрации хозяйственных процессов, но и методом изучения экономики, который, однако, слабо разработан. Значение графического метода в анализе повышается в связи с расширением сферы изучения экономики на предприятиях не только менеджерами, но и общественностью.
     В экономике связь между экономическими явлениями и показателями находит свое количественное выражение; Например, чем выше производительность труда рабочих и чем их больше, тем больше выпуск продукции. Такую зависимость, когда изменение одних величин обусловливает изменение других, называют функциональной.
     Связь между переменными можно выразить тремя способами: таблицей, формулой и графиком. Табличный способ задания функции состоит в том, что значения функции, отвечающие определенным значениям аргумента или аргументов, приводятся в виде таблиц. Способ выражения зависимости с помощью формулы (уравнения) называется аналитическим. Наконец, при графическом способе зависимость между показателями изображается при помощи диаграммы (графика). В экономическом анализе для изображения функции одного аргумента пользуются в основном прямоугольными координатами.
     Исходной базой экономического анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т.е. с необходимой для анализа степенью агрегирования.
     Практика анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие стандартные приемы:
> анализ абсолютных данных;
> горизонтальный анализ;
> вертикальный анализ;
> трендовый анализ;
> метод финансовых коэффициентов.
   В практике экономического анализа активно используются различные количественные методы, которые подразделяются на статистические, бухгалтерские и экономико-математические.
   Экономико-математические методы анализа. Математика, по определению Ф. Энгельса, представляет собой науку о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. В экономическом анализе придается большое значение математическим методам, моделям, формулам, но эти методы, модели и формулы не могут заменить и подменить теоретический анализ сущности экономических явлений и процессов. Как указывал английский естествоиспытатель Т.Г. Гексли, математика, подобно жернову, перемалывает то зерно, которое засыпают, и как, засыпав лебеду, вы не получите пшеничной муки, так, исписав целые страницы формулами, вы не получите истины из ложных предпосылок.
   Проникновение математики и компьютеров в экономический анализ — объективный процесс. Происходит обогащение экономического анализа. Систематизировать применяемые в анализе хозяйственной деятельности математические методы можно по различным признакам. Наиболее целесообразной представляется классификация экономико-математических методов по содержанию метода, т.е. принадлежности к определенному разделу современной математики.
   Методы элементарной математики используются в обычных традиционных экономических расчетах при обосновании потребностей в ресурсах, учете затрат на производство, обосновании планов, проектов, балансовых расчетов и т.д.
   Классические методы математического анализа применяются не только в рамках других методов, например методов математической статистики и математического программирования, но и отдельно. Так, факторный анализ изменения многих экономических показателей может быть осуществлен при помощи дифференцирования и других разработанных на базе дифференцирования методов.
   Широкое распространение в экономическом анализе имеют методы математической статистики и теории вероятностей. Эти методы применяются в тех случаях, когда изменение анализируемых показателей можно представить как случайный процесс.
   Статистические методы как основное средство изучения массовых, повторяющихся явлений играют важную роль в прогнозировании поведения экономических показателей. Когда связь между анализируемыми характеристиками не детерминированная, а стохастическая, то статистические и вероятностные методы есть практически единственный инструмент исследования. Наибольшее распространение из математико-статистических методов в экономическом анализе получили методы множественного и парного корреляционного анализа.
   Для изучения одномерных статистических совокупностей используются вариационный ряд, законы распределения, выборочный метод; для изучения многомерных статистических совокупностей корреляции, регрессии, дисперсионный и статистический факторный анализ.
   Эконометрические методы строятся на синтезе трех областей знаний экономики, математики и статистики. Основа эконометрии — экономическая модель, под которой понимается схематическое представление экономического явления или процесса при помощи научной абстракции, отражения их характерных черт. Наибольшее распространение получил метод анализа «затраты— выпуск». Это матричные (балансовые) модели, строящиеся по шахматной схеме и позволяющие в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства. Удобство расчетов и четкость экономической интерпретации — главные особенности матричных моделей. Это важно при создании систем компьютерной обработки данных.
   Математическое программирование — важный раздел современной прикладной математики. Методы математического (прежде всего линейного) программирования служат основным средством решения задач оптимизации производственно-хозяйственной деятельности. По своей сути эти методы есть средство плановых расчетов. Их ценность для экономического анализа выполнения планов в том, что они позволяют оценивать напряженность плановых заданий, определять лимитирующие группы оборудования, виды сырья и материалов, получать оценки дефицитности произведенных ресурсов и т.п.
   Под исследованием операций подразумеваются разработка методов целенаправленных действий (операций), количественная оценка полученных решений и выбор наилучшего из них. Предметом исследования операций являются экономические системы, в том числе хозяйственная деятельность предприятий. Цель — такое сочетание структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени отвечает задаче получения наилучшего экономического показателя из ряда возможных.
   Экономическая кибернетика позволяет анализировать экономические явления и процессы в качестве очень сложных систем с точки зрения законов и механизмов управления и движения информации в них. Наибольшее распространение в экономическом анализе получили методы кибернетического моделирования и системного анализа.
   Математическая теория оптимальных процессов применяется д ля управления технико-экономическими процессами и ресурсами.
   Эвристические методы (решения) — это неформализированные методы решения аналитических задач, связанные с опросом и экспертными оценками специалистов, высказывающих свое мнение на основе интуиции, опыта с математической обработкой разных мнений для нахождения правильного решения.
   Экономико-математическое моделирование. Применение математики в экономике принимает форму экономико-математического моделирования. C помощью экономико-математической модели изображается тот или иной экономический процесс. Такая модель может быть сконструирована только на основе глубокого теоретического исследования экономической сущности процесса. Только в этом случае математическая модель будет адекватна действительному экономическому процессу, будет объективно отражать его.
   В экономическом анализе используются главным образом математические модели, описывающие изучаемое явление или процесс с помощью уравнений, неравенств, функций и других математических средств. Различают математические модели с количественными характеристиками, записанными в виде формул; числовые модели с конкретными числовыми характеристиками; логические модели, записанные с помощью логических выражений, и графические, выраженные в графических образах. Модели, реализованные с помощью электронно-вычислительных машин, называют машинными или электронными.
   Таким образом, экономико-математическое моделирование работы предприятия должно быть основано на анализе его деятельности и, в свою очередь, обогащать этот анализ результатами и выводами, полученными после решения соответствующих задач.
   Построение, или моделирование, конечной факторной системы для анализируемого экономического показателя хозяйственной деятельности может быть осуществлено как формальным, так и эвристическим путем на основе качественного анализа сущности экономического явления, отражаемого через данный результативный показатель. Моделирование факторной системы основывается на следующих экономических критериях выделения факторов как элементов факторной системы: причинности, достаточной специфичности, самостоятельности существования, учетной возможности. C формальной точки зрения факторы, включаемые в факторную систему, должны быть количественно измеримыми.
   В детерминированном моделировании факторных систем можно выделить несколько типов конечных факторных систем, наиболее часто встречающихся в анализе хозяйственной деятельности, где ? — сумма, П —произведение факторов:
   аддитивные модели
                                                                    (1.1)

   мультипликативные модели
    
(1.2)
      кратные модели
      
     (1.3)
где у — результативный показатель (исходная факторная система);
      xi — факторы (факторные показатели).
     Применительно к классу детерминированных факторных систем различают следующие основные приемы моделирования.
     1. Метод удлинения факторной системы. Исходная факторная система у = а1/а2.  Если а представить в виде суммы отдельных слагаемых-факторов, а1 = а11 + а12 + а13 + … аin,  то  - конечная факторная система вида у = ?xi.
     2. Метод расширения факторной системы. Исходная факторная система у = а1/а2. Если и числитель, и знаменатель дроби «расширить» умножением на одно и то же число, то получим новую факторную систему:
     …,						(1.4)
т.е. мультипликативную модель вида у = ?хi  .
	3. Метод сокращения факторной системы. Исходная факторная система у = а1/а2. Если и числитель, и знаменатель дроби разделить на одно и то же число, то получим новую факторную систему (при этом, естественно, должны быть соблюдены правила выделения факторов):
	.							(1.5)
	В данном случае имеем конечную факторную систему вида у = х1/х2.
	Таким образом, сложный процесс формирования уровня изучаемого показателя хозяйственной деятельности может быть разделен с помощью различных приемов на составляющие (факторы) и представлен в виде модели детерминированной факторной системы.
     Основу детерминированного моделирования факторной системы составляет возможность построения тождественного преобразования для исходной формулы экономического показателя по теоретически предполагаемым прямым связям последнего с другими показателями-факторами. Детерминированное моделирование факторных систем — простое и эффективное средство формализации связи экономических показателей; оно служит основой для количественной оценки роли отдельных факторов в динамике изменения обобщающего показателя.
     Детерминированное моделирование факторных систем ограничено длиной факторного поля прямых связей. При недостаточном уровне знаний о природе прямых связей того или иного показателя хозяйственной деятельности часто необходим иной подход к познанию объективной действительности. Размах количественных изменений экономических показателей можно выяснить только методами стохастического моделирования массовых эмпирических данных.
     Стохастический анализ направлен на изучение косвенных связей, т.е. опосредованных факторов (в случае невозможности определения непрерывной цепи прямой связи). Из этого вытекает важный вывод о соотношении детерминированного и стохастического анализа: так как прямые связи необходимо изучать в первую очередь, то стохастический анализ носит вспомогательный характер. Стохастический анализ выступает в качестве инструмента углубления детерминированного анализа факторов, по которым нельзя построить детерминированную модель.
     Корреляционно-регрессионный анализ — классический метод стохастического моделирования хозяйственной деятельности. Он изучает взаимосвязи показателей хозяйственной деятельности, когда зависимость между ними не является строго функциональной и искажена влиянием посторонних, случайных факторов. При проведении корреляционно-регрессионного анализа строят различные корреляцио.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44