- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ деятельности по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов банка (на примере ПАО «Сбербанк России»)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001358 |
Тема: | Анализ деятельности по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов банка (на примере ПАО «Сбербанк России») |
Содержание
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ» Факультет онлайн обучения Направление 38.03.01 Кафедра ЭО (код) (аббревиатура) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему АНАЛИЗ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» Обучающийся Петрова Яна Васильевна _____________ подпись Руководитель Гаджиев Муслим Гаджиевич _____________ подпись Консультант _____________ подпись Декан ФЭО Гриценко Анатолий Григорьевич _____________ подпись МОСКВА 2017 г Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Факультет Электроного обучения Кафедра __ЭО_____________ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета Электронного обучения. __________________________ А.Г. Гриценко «____»_______________________ 2017 г. ЗАДАНИЕ на выпускную квалификационную работу студенту Петровой Яне Васильевне 1. Тема ВКР: Анализ расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческим банком в современных условиях (на примере ПАО «Сбербанк России» 2. Структура ВКР: Введение Глава 1. Теоретические основы расчетно-кассового обслуживания в банке 1.1. Сущность и функции расчетно-кассовых операций банка 1.2. Правовые основы расчетно-кассовых операций 1.3 Виды счетов и порядок их открытия в коммерческом банке 1.4 Кассовые операции банков 1.5 Организация и формы безналичных расчетов 1.6 Современные системы дистанционного банковского обслуживания Глава 2. Анализ деятельности по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов банка (на примере ПАО «Сбербанк России») 2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России» 2.2. Организация расчетно-кассового обслуживания в ПАО «Сбербанк России» 2.3. Анализ основных операций расчетно-кассового обслуживания в ПАО «Сбербанк России» 2.4. Современные технологии проведения расчетных операций в ПАО Сбербанк Глава 3. Основные предложения по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания в ПАО «Сбербанк России» Заключение Список литературы 3. Основные вопросы, подлежащие разработке. Во введении необходимо обосновать: - актуальность и значимость рассматриваемой темы, т.е. должно быть показано, что тема важна и своевременна, как для ее автора, так и для рассматриваемого объекта исследования; - цель и задачи исследования, а также основные вопросы, на которые обучающийся стремится найти ответ с помощью проводимых им в рамках ВКР научных исследований; * предмет и объект исследования (указывается, где проводится исследование (конкретная организация или отрасль народного хозяйства, и исследуемое направление развития бизнеса); * информационная база исследования (первичные и вторичные данные для исследования); * методы исследования (сравнительный анализ, факторный анализ, моделирование); В главе 1 (теоретическая часть) целесообразно: * раскрыть понятие и сущность расчетно-кассовых операций коммерческого банка ( дать эволюционное развитие данного понятия); * рассмотреть правовые основы расчетно-кассовых операций; * рассмотреть особенности современной системы расчетно-кассового обслуживания в банковской деятельности; В главе 2 (аналитическая часть) целесообразно: * дать организационно-экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России»; * провести анализ расчетно-кассового обслуживания клиентов в ПАО «Сбербанк России» * уделить внимание анализу финансовых результатов деятельности. Анализ рекомендуется проводить в аналитических таблицах с использованием графиков, схем, диаграмм и т.п. В главе 3 (практическая часть) целесообразно: * сформулировать и обосновать авторские предложения по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания в коммерческом банке; * обосновать необходимость внедрения мероприятий для улучшения расчетно-кассового обслуживания в коммерческом банке; В заключении целесообразно отразить основные выводы и заключения, сделанные автором по результатам исследования проблемы, и содержащие: * выявленные в процессе анализа основные проблемы по исследуемому направлению деятельности исследуемой организации; * сформулированные автором рекомендации по актуализации (совершенствованию) рассматриваемого направления деятельности организации; * планируемый (или уже обеспеченный) эффект от внедрения авторских рекомендаций; 4. Исходные данные по ВКР: Основная литература: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон Российской Федерации от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (ред. 06.12.2007). 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 г. №146-ФЗ. 3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. №395-1 (ред. От 06.12.2011). 4. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ. 5. Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ (в ред. 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011). 6. Банковское дело: Учебник/Под ред. Г. Г. Коробовой. – М.: Магистр, ИНФРА-М, 2012. – 592 с. 7. Банковское дело: учебник/под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 592 с. 8. Капаева Т.И. Учет в банках: Учебник.-М.: Инфра-М, 2008.- 575 с. 9. Лаврушин О.И. Банковское дело: Учебник.- М.: Кнорус, 2009.- 768 с. 10. Лаврушин О.И. Основы банковского дела: Учебное пособие.- 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009.- 384 с. Дополнительная литература: 1. Гузеева Ю.В. Особенности формирования лояльности клиентов в современных банках// Финансы и кредит.- 2014.- №1(529).- с. 34-38. 2. Гринюк Е.М. Управление лояльностью клиентов как инструмент повышения доходности банка // Банковское кредитование -2013. -№3. 3. Данилова Ю. Современные формы расчетно-кассового обслуживания: конкуренция за привлечение клиентов //Коммерсантъ.- 2010.- №28. С. 12-30. 4. Дубровская А. Своего не отдадим // Финансы. -2011. -№10 .- с. 389. 5. Карасев Д. Сделайте мне приятно: программы лояльности новосибирских банков // Бизнес в Сибири. -2012. -№9.- с. 82. 6. Ярко С. Лояльность клиентов: банковское измерение //Банковский менеджмент. 2009. №7. С. 31-35. Интернет-ресурсы: 1. http://www.cbr.ru/analytics/ 2. http://www.cbr.ru/analytics/?PrtId=na_brn 3. http://www.banki-delo.ru/ 4. http://www.grandars.ru/ Руководитель: ___________\ М.Г. Гаджиев \ Студент задание получил: «20» ноября 2016 г. Студент __________\ Я.В. Петрова \ Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы расчетно-кассового обслуживания в банке 1.1. Сущность и функции расчетно-кассовых операций банка 1.2. Правовые основы расчетно-кассовых операций 1.3 Виды счетов и порядок их открытия в коммерческом банке 1.4 Кассовые операции банков 1.5 Организация и формы безналичных расчетов 1.6 Современные системы дистанционного банковского обслуживания Глава 2. Анализ деятельности по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов банка (на примере ПАО «Сбербанк России») 2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России» 2.2. Организация расчетно-кассового обслуживания в ПАО «Сбербанк России» 2.3. Анализ основных операций расчетно-кассового обслуживания в ПАО «Сбербанк России» 2.4. Современные технологии проведения расчетных операций в ПАО Сбербанк Глава 3. Основные предложения по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания в ПАО «Сбербанк России» Заключение Список использованной литературы Введение Расчетно-кассовые операции являются основными, базовыми операциями для современных коммерческих банков. В рамках расчетно-кассового обслуживания разных категорий клиентов, коммерческие банки предлагают обширный диапазон операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручениям клиента с использованием новейших технических и технологических приемов и средств. С целью сохранения конкурентных позиций на денежных рынках банки стремятся предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия платежных действий, конвертации валют и широкие возможности платежных систем банка в рамках глобальной расчетной системы и собственных клиринговых центров и корреспондентских сетей. Характерной особенностью современных операционных подразделений банков является не только организация расчетно-кассового обслуживания и осуществление расчетов, но и профессиональное сопровождение и консультации клиентов по любым вопросам банковской деятельности, сопряженной с расчетами и платежными операциями. В современной банковской практике применяются разные типы расчетно-платежных операций. Предложение банком той или иной банковской услуги определяется рядом факторов: потребностью клиентов банка в данных форме и виде платежа, направлении расчетов; срочности; продолжительности договорных обязательств в рамках которых осуществляются платежи; требований, предъявляемых клиентом к обслуживанию своей деятельности. Актуальность изучения особенностей и проблем расчетно-кассового обслуживания клиентов определена следующими положениями. Во-первых, специфика банковской деятельности заключается в ограниченной роли собственного капитала (как правило 10-20% в пассивах банков) в создании банковских ресурсов. Большой сектр свободных ресурсов, то есть таких ресурсов, которые можно разместить с целью получения максимальной прибыли, составляют привлеченные средства. В свою очередь, в формировании привлеченных средств большое значение, помимо депозитных операций, играют операции по счетам клиентов, обслуживающихся в данном банке и, особенно клиентов, имеющих наибольшие обороты по своим счетам и использующих широкий спектр расчетно-платежных операций. Во-вторых, российские банки с целью поддержания платежной системы нашей страны и международных стандартов обслуживания своих клиентов, обязаны в рамках правового поля осуществлять такие схемы расчетов и предлагать такие банковские расчетно-платежные услуги, чтобы через банковскую систему протекало наибольшее количество платежей и расчетов. Это позволило бы не только сделать прозрачной российскую экономику, но и сбалансировать платежную систему и увеличить уровень доверия к банкам. Таким образом, очевидна необходимость многостороннего изучения и применения на практике современных банковских продуктов и услуг в области расчетно-кассового обслуживания клиентов, как способствующих развитию и укреплению российской платежной системы, с одной стороны, и формированию банковских ресурсов и укреплению конкурентных позиций банка на финансовых рынках - с другой. Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческого банка. Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи: - раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков; - дать характеристику нормативно-правового обеспечения расчетно-кассовых операций; - рассмотреть особенности современной системы расчетно-кассового обслуживания в банковской деятельности. Предметом исследования являются банковские операции как процесс предоставления банковских продуктов и услуг в рамках расчетно-кассового обслуживания клиентов. Объектом исследования является ПАО «Сбербанк России». В данной работе имеется научная новизна - на основе поведенного анализа разработаны способы совершенствования расчетно-кассового обслуживания. В процессе были использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации Банка России; изучена общая и специальная литература в области экономического анализа, бухгалтерского учета, финансов; материалы периодической печати; финансовая отчетность ПАО «Сбербанк России». Настоящая дипломная работа состоит из трех разделов. В первой главе рассматриваются теоретические и правовые аспекты расчетно-кассового обслуживания, нормативно-правовое обеспечение, особенности современной системы расчетно-кассового обслуживания в банковской деятельности. Вторая глава содержит Анализ деятельности по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов банка (на примере ПАО «Сбербанк России»). Третья глава содержит основные предложения по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания в ПАО «Сбербанк России» Глава 1. Теоретические основы расчетно-кассового обслуживания в банке 1.1. Сущность и функции расчетно-кассовых операций банка Закон «О банках и банковской деятельности» определяет перечень основных банковских операций. К ним относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 8) выдача банковских гарантий; 9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов) [3]. По определению Лаврушина О.И., «расчетно-кассовые операции - ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению» [20]. Учитывая, что для юридических лиц в нашей стране хранение средств в коммерческих банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности коммерческого банка. Коммерческий банк заинтересован в привлечении клиентов, как юридических, так и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание. Этот интерес вызван тем, что привлеченные средства клиентов, в первую очередь депозиты и остатки на расчетных счетах, формируют ресурсы банка, которые затем он размещает с целью получения максимальной прибыли в интересах своих акционеров. Именно поэтому ведущие специалисты в области банковского дела осуществление расчётов и платежей для клиентуры и для самих банков традиционно и вполне обоснованно относят к основным и даже важнейшим базовым банковским операциям, т.е. таким, которые констатируют саму сущность операций банка как кредитного учреждения [18]. Остановимся подробнее на ключевых понятиях таких, как «расчёты» и «платежи», которые являются составной частью расчетно-кассовых операций банка. Расчеты – это процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса [13]. Платежи логически продолжают процесс расчетов и означают погашение покупателем своего денежного обязательства или погашение участниками сделки своих взаимных денежных обязательств, то есть передачу или перевод денег должником тому, кому он должен в соответствии с расчетами, акт надлежащего выполнения должником своего денежного обязательства, в результате чего он освобождается от долга. Платежи – операции, непременно денежные, то есть совершаемые только посредством денег. При этом данные операции могут совершаться посредством наличных или безналичных денег, а также комбинированным способом[23]. Наличные деньги – это участвующие в обращении физически располагаемые деньги, имеющиеся в данный момент у данного экономического субъекта. Безналичные деньги – это участвующие в обращении деньги, принадлежащие одному экономическому субъекту, однако физически в данный момент находящиеся в другого экономического субъекта, причем таким образом, что первый все равно может распоряжаться ими как собственным имуществом, отдавая по мере необходимости соответствующие указания второму[30]. Таким образом, сущность расчетно-кассовых операций коммерческих банков заключается в оперативном, точном, высокотехнологичном осуществлении расчетов в налично-денежной и безналичной форме в соответствии с действующим банковским законодательством, нормативными документами Банка России и внутрибанковскими правилами и документооборотом конкретного банка[21]. Основные функции расчетно-кассовых операций заключаются в следующем: * организации работы по обслуживанию счетов клиентов различных правовых категорий с обеспечением должного уровня сервиса, конфиденциальности, срочности и законности; * организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим, по счетам предприятий и организаций различных форм собственности; * оказании консультативной помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию отдела [25]. 1.2. Правовые основы расчетно-кассовых операций Банковская деятельность в целом, и проведение расчетно-кассовых операций в частности, являются жёстко регламентируемыми и контролируемыми процессами со стороны государства, Банка России и других уполномоченных органов. Соблюдение норм банковского права – является не только непременным условием функционирования кредитной организации, но и залогом её деятельности в долгосрочной перспективе и успешного всестороннего развития. Центральный Банк РФ, осуществляющий регулирующие и надзорные функции за работой коммерческих банков, а также другие государственные органы разрабатывают и принимают к исполнению множество нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок расчетов и ведения банковских счетов клиентов, касающихся как внешнего, так и внутреннего содержания расчетно-кассовых операций. Центральный Банк РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) [5], а непосредственно коммерческие банки – в соответствии с Федеральным закон № 395-1 от 02.12.1990 г. «О банках и банковской деятельности» [3]. В рамках настоящей дипломной работы мы остановимся на основных нормативно-правовых документах, обязательных к исполнению каждой кредитной организацией и обязательных к знанию, пониманию и всестороннему анализу всем банковским служащим. Гражданский кодекс Российской федерации. Часть вторая [1]. В этом документе, принятом Государственной думой РФ 22 декабря 1995 г., и введенным в действие Федеральным законом № 14-ФЗ от 26 января 1996 г., законодательно закреплены ключевые понятия для осуществления банковской деятельности в части открытия банковских счетов и осуществления расчетов. В главе 44 ГК РФ вводятся: - понятия банковского вклада и договора банковского вклада; - оговорка прав на привлечение денежных средств во вклады; - форма договора банковского вклада; - виды вкладов; - условия и порядок начисления и выплат процентов на вклад; - необходимость обеспечения возвратности вкладов; - распоряжение вкладом третьими лицами; - порядок заполнения и выдачи сберегательных книжек и операций со сберегательными (депозитными сертификатами). В главе 45 ГК РФ даются: - определение банковского счета и договора банковского счета; - возможный перечень операций по банковским счетам; - порядок заключения договора банковского счета; - удостоверение права распоряжения денежными средствами, находящимися на счете; - сроки операций по счетам; - условия кредитования счета; - порядок оплаты расходов банка на совершение операций по счету; - порядок начисления и уплаты процентов за пользование банком денежными средствами, находящимися на счете; - условия возможности зачета встречных требования между банком и клиентом; - основания списания денежных средств со счета; - очередность списания денежных средств со счета; - реализация ответственности банка за ненадлежащее совершение операций по счету; - оговорка необходимости соблюдения банковской тайны; - ограничения распоряжения счетом; - условия расторжения договора и закрытия банковского счета. Отдельная (46-я) глава ГК РФ посвящена расчетам. Здесь даны определения наличным и безналичным расчетам, приведены формы безналичных расчетов, условия их исполнения; оговорена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение расчетов. На основании базовых понятий банковского счета, договора банковского счета, порядка операций по банковскому счету и основных форм расчетов, законодательно закрепленных в Гражданском кодексе РФ, разработаны и утверждены все последующие инструкции и положения, более детально регламентирующие и регулирующие тот или иной вид расчетно-кассового обслуживания. Ведение кассовых операций регламентируется указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 03.02.2015) "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства". Настоящее указание определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее - наличные деньги) на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций (далее - банк), а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства[10]. Положение "О платежной системе Банка России" (утв. Банком России 29.06.2012 №384-П) устанавливает применяемые формы безналичных расчетов, порядок осуществления перевода денежных средств в рамках платежной системы Банка России. Так же настоящее положение определяет критерии участия, приостановления и прекращения участия в платежной системе Банка России[9]. Все валютные операции в рамках расчетно-кассового обслуживания клиентов осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В этом законе определены: - ключевые понятия, необходимые для осуществления валютных операций: валюты РФ и иностранной валюты; резидентов и нерезидентов; валютных ценностей; - перечень операций, относящихся к валютным; - определение «валютной биржи»; - принципы валютного регулирования и валютного контроля; - операции, подлежащие валютному регулированию; - операции, подлежащие валютному контролю; - права резидентов и нерезидентов в рамках совершаемых валютно-обменных операций; - порядок оформления необходимых документов, подтверждающих и сопровождающих валютные операции и сделки; - ответственность за нарушения валютного законодательства[6]. Так как в рамках расчетно-кассового обслуживания предприятиям (фирмам, организациям) и частным лицам открываются банковские счета, необходимым к исполнению документом является инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) депозитных счетов[11]. Вот уже более 15 лет все расчетно-кассовые подразделения коммерческих банков осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с Федеральным законом РФ № 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) [4]. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц. В соответствии с определенным Законом № 115-ФЗ перечнем организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, банки осуществляют контроль определенного круга операций. Мы выделили, лишь ключевые, базовые, на наш взгляд, нормативно-правовые документы, регулирующие расчетно-кассовые операции. Однако, можно без преувеличения, заметить, что почти каждая банковская операция подкреплена и регламентирована соответствующей инструкцией: или общей, обязательной к применению всеми банками, или внутренней – разработанной внутри конкретного банка. 1.3 Виды счетов и порядок их открытия в коммерческом банке Согласно инструкции №153-И от 30 мая 2014г. « Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» банки открывают в валюте Российской Федерации и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам). Текущие счета открываются физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения операций, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы. Бюджетные счета открываются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, юридическим лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Корреспондентские счета открываются кредитным организациям, а также иным организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором. Банку России открываются корреспондентские счета в иностранных валютах. Корреспондентские субсчета открываются филиалам кредитных организаций. Счета доверительного управления открываются доверительному управляющему для осуществления операций, связанных с деятельностью по доверительному управлению. Специальные банковские счета, в том числе специальные банковские счета банковского платежного агента, банковского платежного субагента, платежного агента, поставщика, торговый банковский счет, клиринговый банковский счет, счет гарантийного фонда платежной системы, номинальный счет, счет эскроу, залоговый счет, специальный банковский счет должника, открываются юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида. Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются соответственно судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством Российской Федерации деятельности и в установленных законодательством Российской Федерации случаях. Счета по вкладам (депозитам) открываются соответственно физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств. В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ кредитным организациям запрещается открывать банковские счета, счета по вкладам физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего банковский счет (счет по вкладу), либо его представителя. Основанием открытия счета является заключение договора счета соответствующего вида и представление до открытия счета всех документов и информации, определенных законодательством Российской Федерации. Для открытия текущего счета физическому лицу - гражданину Российской Федерации в банк представляются: а) документ, удостоверяющий личность физического лица; б) карточка; в) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете; г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (при наличии). Для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, в банк представляются: а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица; б) учредительные документы юридического лица. в) выданные юридическому лицу лицензии (разрешения), если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор, на основании которого открывается счет; г) карточка; д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете; е) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица; ж) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе либо документ, выдаваемый налоговым органом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в целях открытия счета. Для открытия Банку России корреспондентского счета в иностранной валюте в кредитную организацию представляются: а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица; б) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; в) карточка или альбом. Для открытия специального банковского счета в банк представляются те же документы, что и для открытия расчетного счета или текущего счета, с учетом требований законодательства Российской Федерации [11]. Порядок закрытия счетов Основанием для закрытия счета по вкладу (депозиту) является прекращение договора вклада (депозита), в том числе его исполнение. Исключение счета по вкладу (депозиту) из Книги регистрации открытых счетов осуществляется банком в день возникновения нулевого остатка на счете вклада (депозита), если иное не установлено договором вклада (депозита). Основанием для закрытия банковского счета является прекращение договора банковского счета. Закрытие банковского счета осуществляется внесением записи о закрытии соответствующего банковского счета в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения соответствующего договора. При отсутствии денежных средств на банковском счете указанный счет подлежит исключению из Книги регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения договора банковского счета. Наличие предусмотренных законодательством РФ ограничений распоряжением денежными средствами на банковском счете при отсутствии на нем денежных средств не препятствует исключению банковского счета из Книги регистрации открытых счетов. При наличии на банковском счете денежных средств на день прекращения договора банковского счета указанный счет исключается из Книги регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем списания денежных средств со счета. Остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет в полном объеме не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента. Таким образом, законодателем предусмотрена возможность возникновения денежного обязательства банка по возврату (перечислению) клиенту денежных средств в размере остатка денежных средств, находящихся на банковском счете клиента, после прекращения договора банковского счета с клиентом и соответственно учета данного денежного обязательства в документах бухгалтерского учета банка. После прекращения договора банковского счета иные расходные и приходные операции по счету клиента не осуществляются. Денежные средства, поступившие клиенту после прекращения договора банковского счета, возвращаются отправителю. С момента прекращения договора банковского счета банк не должен исполнять любые расчетные документы, предъявленные к соответствующему банковскому счету, в том числе поручения налоговых органов на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств с соответствующих счетов в соответствии с п. 2 ст. 46 Налогового кодекса РФ. Поскольку по смыслу Налогового кодекса РФ под счетом понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (ст. 11 Налогового кодекса РФ), практику исполнения банком поручения налогового органа на списание денежных средств со счета после прекращения договора банковского счета нельзя признать надлежащей[2]. В связи с прекращением договора банковского счета клиент обязан сдать в банк неиспользованные денежные чековые книжки с оставшимися неиспользованными денежными чеками и корешками. Наличие неисполненных расчетных документов не препятствует прекращению договора банковского счета и исключению банковского счета из Книги регистрации открытых счетов. 1.4 Кассовые операции банков Организация кассовой работы в банке регламентируется указанием Банка России №3210-У от 11 марта 2014 года «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» [10]. Каждым банком должен быть создан кассовый узел, который должен отвечать всем требованиям Банка России. В кассовый узел входят: приходная касса , расходная касса, вечерняя касса, касса пересчета инкассируемой выручки, кладовая (хранилище) должна быть оборудована внутри кассового узла. Возглавляет отдел кассы заведующий кассой. Количество кассовых ра....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: