VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ влияния активности акционеров на стоимость компании на примере ОАО Сбербанк России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000804
Тема: Анализ влияния активности акционеров на стоимость компании на примере ОАО Сбербанк России
Содержание
Глава 3. Анализ влияния активности акционеров на стоимость компании на примере ОАО «Сбербанк России»

 3.1 Организационно экономическая характеристика ОАО Сбербанк России

     Сбербанк России — современный универсальный банк с большой долей участия частного капитала, в т. ч. иностранных инвесторов. Структура акционерного капитала Сбербанка России свидетельствует о его высокой инвестиционной привлекательности.
     На сегодняшний день Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и Центральной и Восточной Европы, занимает лидирующие позиции в основных сегментах финансового рынка России и входит в двадцатку крупнейших по капитализации банков мира.
     Международные рейтинги Сбербанка России отражают авторитет банка в мировом банковском сообществе как одного из наиболее динамично и разносторонне развивающихся российских банков. 
     Сбербанк России был создан в 1991 году. Учредитель и основной акционер Банка — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Ему принадлежит свыше 60% голосующих акций. Акционерами Банка являются более 240 тысяч юридических и физических лиц.
     Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года.
     Органами управления Банка являются:
- Общее собрание акционеров — высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.
- Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора. 
- Правление Банка состоит из 14 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка. 
     Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Сбербанк России — универсальный коммерческий банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре качественных банковских услуг на всей территории России. Действуя в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров, Банк стремится эффективно инвестировать привлеченные средства частных и корпоративных клиентов в реальный сектор экономики, кредитует граждан, способствует устойчивому функционированию российской банковской системы и сбережению вкладов населения.
     Основные направления деятельности Банка:
* кредитование российских предприятий;
* кредитование частных клиентов;
* вложение в государственные ценные бумаги и облигации Банка России;
* осуществление операций на комиссионной основе.
Средства для осуществления указанной деятельности привлекаются Банком из следующих источников:
* средства акционеров;
* вклады частных клиентов;
* средства юридических лиц;
* другие источники, в том числе заимствования на международных финансовых рынках.
    Сбербанк России традиционно проводит консервативную политику развития операций на рынке кредитования частных клиентов. Банк не предоставляет кредитные ресурсы без анализа платежеспособности потенциального клиента, несмотря на то, что его основные конкуренты активно наращивали объемы необеспеченного потребительского кредитования. Результатом этой политики стало сохранение качества кредитного портфеля на высоком уровне при снижении доли Сбербанка России на рынке кредитования физических лиц с 37,0 до 32,1%.
     Кредитование предприятий реального сектора экономики остается важнейшим приоритетом работы Банка. По объемам вложений в реальный сектор экономики Сбербанк России зани-мает лидирующее положение в банковской системе страны.
     В целях создания современной и динамичной Стратегии и программы развития на среднесрочный период Сбербанк России планирует активно сотрудничать с ведущими мировыми консалтинговыми компаниями, используя, таким образом, многолетний опыт проведения преобразований, накопленный крупнейшими мировыми корпорациями.
     IPO – initial public offering или первичное размещение ценных бумаг компании. В процессе IPO компания впервые предлагает свои акции широкой публике. В точном смысле Сбербанк проводил скорее SPO (secondary public offering), т.к. его акции уже обращались на бирже. 
     Голоса частных инвесторов распределились среди компаний «народных IPO» следующим образом:
     на акции Сбербанка подали заявки 30 000 физических лиц. Уменьшение числа инвесторов можно связать с достаточно большой минимальной суммой, необходимой для участия в размещении акций крупнейшего банка страны.
     на акции банка ВТБ подали заявки 124 000 физических лиц. Это самое массовое «народное IPO». По моим наблюдениям народу в центральных отделениях в Москве в период подачи заявок было действительно много.
     Посмотрим на динамику акций Роснефти, Сбербанка и ВТБ с момента размещения и до 31 декабря 2009 года. Роснефть с лета 2006 года выросла с 204 до 252 рублей за акцию на конец прошлого года. Или около 7% годового роста. Пока довольно слабый результат.
     Акции банков, привлекших средства частных инвесторов в ходе IPO, пока остаются плохими вложениями. Вот как выглядит динамика акций Сбербанка и ВТБ с момента размещения:
     
Рисунок 3 – Динамика акций Сбербанка и ВТБ
     
     Если акции Сбербанка подбираются (на конец года их цена была 83 рубля) к цене размещения в 89 рублей, то акционерам ВТБ еще ждать и ждать положительных результатов. Банк продал акции инвесторам по цене 13,6 копеек, а сегодня их цена около 7 копеек.
     Годовая динамика акций банков выглядят следующим образом: в 2007 году акции самого крупного банка России выросли на 15%. В 2008 году они рухнули на 78%, но в 2009 был зафиксирован их беспрецедентный рост на 264%. В итоге акционеры, принявшие участие в «народном IPO», все еще в убытках.
     
     Рисунок 4 – Динамика акций ОАО «Сбербанк России»
     Для акций банка ВТБ все оказалось намного труднее. В 2007 году акции упали на 11%. В 2008 они рухнули на 73,5%, а в 2009 году выросли на 108%. Но до сих пор участники IPO банка ВТБ в больших убытках: акциям банка необходимо удвоиться в цене, чтобы выйти на уровень первичного размещения в 2007 году. И это без учета инфляции и налогов.
     
     Рисунок 5 – Динамика акций ВТБ
     
3.2 Оценка изменения стоимости акций ОАО «Сбербанк России» в ходе первичного публичного размещения

     До финансового кризиса 1998 года число активно торгующихся банковских акций на фондовом рынке России колебалось от 10 до 20. Фактическое банкротство крупнейших финансовых институтов, таких, как Инкомбанк, СБС-Агро и Российский Кредит, привело к исчезновению банковского сектора, как класса активов на фондовом рынке, и акции Сбербанка остались единственными банковскими бумагами, которые активно торгуются. В период 1999-2000 годов Сбербанк характеризовался относительно низкой ликвидностью и привлекательностью, как и все прочие ненефтяные активы. С конца 2000 года успешная реструктуризация российских долгов привела к росту стоимости портфеля ценных бумаг, что положительно сказалось на котировках Сбербанка. К концу 2003 года Сбербанк стал полноправной голубой фишкой, его капитализация на данный момент приближается к 22 млрд. долларов.
     Помимо Сбербанка, было еще два банка, акции которых относительно активно торговались после кризиса, - это Банк Москвы и УралСиб. Эти банки интересны пока в большей степени для российских инвесторов, как правило, оперирующих незначительными инвестиционными портфелями по сравнению с международными инвесторами.
     Размещение акций банков может стать привлекательным в результате изменений системы отношений в рамках финансово-промышленных групп, в частности, если произойдет ослабление связи между банками и корпоративными участниками финансово-промышленных групп (ФПГ). В последние годы российские компании стали все чаще привлекать кредиты из-за рубежа или с рынка корпоративных облигаций.
     Уход «своих» клиентов заставил российские банки развивать розничное кредитование и создавать независимую клиентскую базу. Окончание периода, когда банки были карманными институтами для кредитования «своих» предприятий, развяжет им руки для выхода на фондовый рынок. Наконец, еще одним важным условием IPO является высокая стоимость банковских активов. Основные ориентиры, по которым можно определить, как оценивает рынок нового потенциального эмитента, - это показатели оценки уже торгуемых на рынке эмитентов.
     Одной из причин быстрого роста привлекательности банковских акций в последнее время является либерализация, предпринятая и планируемая ЦБ РФ. В декабре 2002 года было снято 12-процентное ограничение на иностранное участие в капитале российской банковской системы. Таким образом, Центробанк открыл банкам возможность для привлечения иностранных акционеров к участию в своем капитале.
     Вторая причина – это увеличение фондов и капиталов, которые работают с российскими акциями. Инвесторы на данный момент испытывают острую нехватку новых эмитентов, в том числе банковских. Это связано с ростом ликвидности внутри России в результате увеличения резервов Центрального банка, а также с возрастающим интересом к российским активам со стороны международных инвесторов после присвоения стране инвестиционного рейтинга. Единственное требование инвесторов – это достаточная степень раскрытия информации и представление отчетности по международным стандартам.
     Первоначально Сбербанк планировал выпустить 3,5 млн. обыкновенных акций номиналом 3 тыс. рублей, которые должны были состоять из 22,5 млн. обыкновенных и 50 млн. привилегированных акций. В ходе доп.эмиссии банк намеревался привлечь 240 - 245 млрд. рублей. Однако, всего из заявленного объема 3,5 млн. ценных бумаг инвесторы выкупили 2,59 млн. за 230,2 млрд. рублей. Но и этого оказалось вполне достаточно. Банк занял по объемам размещения второе место среди российских эмитентов после «Роснефти», проводившей IPO летом 2006 года. Акционеры выкупили 99,4% своих заявок по преимущественному праву, в совокупности с остальными инвесторами доля реализованных заявок составила 95,6%.
     Вопреки пожеланиям Президента РФ дать возможность широкому кругу населения страны приобрести акции Сбербанка, и призывы к самим гражданам «вкладывать деньги в приобретение отечественных акций» к какому-либо результату не привели. Сбербанк изначально попытался «откреститься» от «народного» размещения. Размещение проходило также, как и во всем мире – по рыночным ценам и, соответственно, предоставить возможность всем желающим купить акции было просто нереально.
     В остальном же никаких преград не существовало – процесс размещения достаточно прозрачен, информация распространялась многими СМИ, заявки принимались практически во всех отделениях Сбербанка. В итоге больше всего отказов от выкупа было среди физических лиц, которые приобрели акций на 13,7 млрд. рублей, при том, что неконкурентных заявок было собрано на 21 млрд. рублей. Так что выбранный курс по работе с розничными клиентами, скорее всего, оказался правильным.
     Несмотря на то, что Сбербанк не выходил на международный рынок и не особо рассчитывал на физических лиц, его доп.эмиссии сразу предрекали благоприятный исход. Размещение проходило в благоприятный момент, на фоне улучшения основных показателей банка, роста доходов и значительного роста собственных и привлеченных средств. Дополнительный интерес к размещению вызывает активное обсуждение перспектив финансово-кредитных организаций в России, быстрый рост финансового сектора и отсутствие конкуренции со стороны прямых филиалов иностранных кредитных институтов.
     Дополнительную эмиссию многие считают причиной беспрецедентного роста котировок в конце 2006 – в начале 2007 года. Вероятно, это был лишь информационный повод. Акции были несколько недооценены. Однако уже в процессе подготовки к дополнительному размещению игроки столь увлеклись ростом, что котировки продолжали расти даже после преодоления всех разумных уровней. Этому способствовали также разговоры о спросе со стороны крупных западных отраслевых инвесторов и выход ряда исследований крупнейших инвестиционных банков, суливших Сбербанку потенциал роста в 80-100%.
     Для интереса инвесторов к бумагам Сбербанка при IPO были и фундаментальные причины, такие, как отток капитала с рынка сырьевых акций. Финансовый рынок рассматривался всегда как традиционный среди альтернативных в перенаправлении вложений. Плюс к тому – интерес иностранных инвесторов к России как к развивающемуся рынку. До выхода на IPO ВТБ, Сбербанк являлся единственным такого рода объектом, привлекательным для переориентировки капитала. К тому же Банк России приобрел 892 тыс. 601 акцию на общую сумму 79,4 млрд. руб., или 54% от поданных заявлений на выкуп акций по преимущественному праву.
     Итак, Сбербанк РФ в ходе доп. эмиссии разместил 2 млн.586 тыс. 948 акций по цене 89 тыс. руб. за акцию. Такая информация содержится в официальных документах банка. Таким образом, размещено 73,9% от общего количества ценных бумаг дополнительного выпуска на общую сумму 230 млрд. 238 млн. руб. [19]
     Цена 89 тыс. руб. являлась единой для всех, в том числе и для лиц, имеющих преимущественное право. В ходе размещения было совершено 12 сделок на общую сумму 101,01 млн. руб., в совершении которых имелась заинтересованность, - по приобретению акций доп.выпуска членами правления Сбербанка. Крупные сделки не совершались.
     Акционеры банка реализовали свое преимущественное право приобретения акций Сбербанка с 22 февраля по 5 марта 2007г. Акционеры оплатили 1 млн. 643 тыс. 489 акций на общую сумму 146,3 млрд. руб. (99% от поданных заявлений) по цене 89 тыс. руб. за акцию. Основной акционер – Банк России – приобрел 892 тыс. 601 акцию на сумму 79,4 млрд. руб. Удовлетворено всего 1 тыс. 332 заявления акционеров, из которых 1 тыс. 096 заявлений (82,3%) от акционеров – физических лиц.
     Доп.эмиссия включает 3,5 млн. обыкновенных акций номиналом 3 тыс. руб. каждая. Проспект эмиссии Сбербанка на 3,5 млн. акций был зарегистрирован Центробанком 28 декабря 2006г. Дополнительному выпуску акций, размещаемых по открытой подписке, присвоен индивидуальный государственный регистрационный номер (код) - 10201481B001D. На данный момент Сбербанк эмитировал 19 млн. обыкновенных акций номиналом 3 тыс.руб. и 50 млн. привилегированных акций номиналом 60 руб. Общий уставный капитал Сбербанка РФ на сегодня составляет 60 млрд. руб. Наблюдательный совет Сбербанка определил цену отсечения при приеме заявок в рамках размещения акций доп.эмиссии на уровне 89 тыс. руб. за акцию. Общий объем заявок составил 270 млрд. руб., объем спроса по цене размещения - 250 млрд. руб.
     Ниже приведен анализ динамики основных показателей хозяйственной деятельности Сбербанка РФ.
     Анализируемый период- 4 года, с 2005 по 2008. Именно этот интервал был принят, чтобы полностью отразить динамику финансового положения банка: 2005 и 2006 годы были взяты в качестве периода, предшествующего перед первичным публичным размещением банка. В 2007 году банк разместил свои акции. И по мнению автора, в конце 2007 года и начале 2008 года банк получил максимальный эффект от размещения своих акций на финансовом рынке.
     Период, последующий после IPO, а именно 2008 год, наибольшим образом повлиял на эффективность деятельности Сбербанка, потому что именно 2008 год – стал переломным годом в восьмилетнем росте экономики РФ. Банку за 2008 год пришлось увеличить резервы под обесценение выданных кредитов более чем в два раза. Это не самый большой показатель начисления резервов в российской банковской системе, но принимая во внимание размер кредитного портфеля Сбербанка, следует сказать, что размеры резервов в абсолютной величине весьма внушительны: 202 млрд.руб., что составляет 3,8% от кредитного портфеля на конец 2008 года.
     Из-за повышающийся угрозы с мировых рынков, Россия, как сырьевой, развивающийся рынок, интегрированный в мировое экономическое сообщество, столкнулась с рядом проблем, непосредственно повлиявших и влияющих на ее дальнейшее экономическое развитие. Отток иностранного капитала, низкие цены на нефть и металлы, возросший за время экономического роста внешний корпоративный и государственный долг, растущая безработица и слабеющий спрос – все эти проблемы макроэкономического ухудшения стали подчас актуальными.
     Автор решил не углубляться в макроэкономические проблемы 2008 года, непосредственно повлиявшие на деятельности всей банковской системы и российской экономики в целом, потому что проблема мирового финансового кризиса еще до конца не изучена и не представлена в полном объеме необходимая научная информация. Поэтому, 2008 год, следующий за годом проведения IPO и повлиявший на эффективность Сбербанка, не рассматривается как фактор, свидетельствующий о неудачи первичных публичных размещений банка.
     На приведенной ниже таблице 8 представлен бухгалтерский баланс Сбербанка за период с 2005 по 2008 годы. После проведения IPO Сбербанк увеличил свои активы на 42% год-к-году в 2007 и на 37% год-к-году в 2008 году. Кредитный портфель рос на 42% год-к-году в 2006 году, на 55% в год-к-году в 2007 году и на 29% год-к-году в 2008. Как видно из таблицы ниже, наибольший рост кредитного портфеля пришелся на 2007 год, когда банк провел размещение своих акций. Умеренный, по сравнению с предыдущими периодами, рост в 2008 свидетельствует о макроэкономическом ухудшение и ужесточении кредитной политики в целом.
     Так же банк сокращал свои финансовые активы, ввиду высокой волатильности мировых рынков мировых. До 2008 года можно проследить уверенный рост во всех классах финансовых активов банка.
     На стороне пассивов банк активно привлекал депозиты, которые, за 2006 и 2007 годы выросли на 37% год-к-году, а в 2008 году на 24% год-к-году.
     Слабый рост в 2008 непосредственно связан с макроэкономическим ухудшением. Население – «основной кредитор» Сбербанка – активно выводило деньги с депозитов во вторую половину 2008 года. После проведения IPO банк активно снижал долю выпущенных ценных бумаг, выкупая их с рынка и погашая.
Таблица 7 – Бухгалтерский баланс Сбербанка, МСФО, млн. руб. 

2005
2006
2007
2008
Активы




Денежные средства
123 369
209 603
242 231
803 749
Обязательные резервы
56 809
77 915
56 790
7 643
Финансовые активы, заложенные по договорам РЕПО
133 474
210 641
246 221
78 603
Финансовые активы, переоцениваемые по справедливой стоимости
227 281
237 847
247 024
130 503
Финансовые активы для продажи
0
0
10 094
284 572
Инвестиционные ценные бумаги, удерживаемые до погашения
28 399
26 198
0
0
Драгоценные металлы
0
0
10 094
284 572
Средства в банках
25 932
5 631
5 071
2 756
Кредитный портфель
1 787 288
2 537 464
3 921 546
5 077 882
Отложенный налоговый актив
0
0
68
0
Недвижимость
106 850
125 216
146 850
251 478
Прочие активы
23 726
36 158
52 981
99 296
Итого активы
2 513 128
3 466 673
4 928 808
6 736 482
Пассивы




Средства банков
24 912
44 836
80 321
302 539
Средства клиентов
2 061 108
2 828 824
3 877 620
4 795 232
Отложенные налоговые обязательства
2 330
3 604
0
10 516
Выпущенные долговые ценные бумаги
86 890
123 729
163 827
138 902
Прочие заемные средства
62 964
107 332
112 025
159 080
Прочие обязательства
14 462
22 944
144 779
213 426
Субординированные кредиты
29 393
26 880
25 064
536 221
Итого обязательства
2 282 059
3 158 149
4 291 611
5 986 320
Итого собственные средства
231 069
308 524
637 197
750 162
Итого обязательства и собственные средства
2 513 128
3 466 673
4 928 808
6 736 482
     
     Начиная с 2006 года, Сбербанк показывал положительную динамику роста процентных доходов, что стало следствием эффективной работы банка (см. таблицу 8). В 2008 году банк начислил огромные резервы, чтобы предотвратить ухудшение качества кредитного портфеля. Создание резервов в 98 млрд. руб. повлияло на чистую прибыль, которая по итогу 2008 года уменьшилась на 8,2% год-к-году до 98 млрд. руб. Так же чистую прибыль 2008 года уменьшили убытки, понесенные по операциям с ценными бумагами и валютой. В 2007 году Сбербанк увеличил свою прибыль на 29% год-к-году до 106,6 млрд. руб. против 83 млрд. руб. годом ранее.
Таблица 8 – Отчет о прибылях и убытках Сбербанка, МСФО, млн. руб.

2005
2006
2007
2008
Процентные доходы
245 522
317 646
428 666
619 952
Рост год к году, %
Н/д
29,4%
35,0%
44,6%
Процентные расходы
-89 149
-122 030
-175 905
-241 795
Рост год к году, %
Н/д
36,9%
44,1%
37,5%
Чистые процентные доходы
156 373
195 616
252 761
378 157
Рост год к году, %
Н/д
25,1%
29,2%
49,6%
Создание резерва под обесценение
-19 602
-13 851
-17 633
-97 881
Чистые процентные дохода после создание резерва под обесценение
136 771
181 765
235 128
280 276
Рост год к году, %
Н/д
32,9%
29,4%
19,2%
Чистая процентная маржа
7,1%
7,5%
6,8%
7,6%
Доходы от операций с ценными бумагами и валютой
25 520
14 840
28 816
-12 132
Рост год к году, %
Н/д
-41,8%
94,2%
-142,1%
Комиссионные доходы
35 783
50 076
65 875
86 194
Рост год к году, %
Н/д
39,9%
31,6%
30,8%
Прочие операционные доходы
3 921
7 479
5 694
6 186
Чистые операционные доходы
201 995
254 160
335 513
360 524
Рост год к году, %
Н/д
25,8%
32,0%
7,5%
Операционные расходы
-114 373
-145 140
-195 764
-230 603
Рост год к году, %
Н/д
26,9%
34,9%
17,8%
Стоимость персонала
-68 316
-87 167
-118 370
-132 962
Рост год к году, %
Н/д
27,6%
35,8%
12,3%
Чистая прибыль до налогообложения
87 622
109 020
139 749
129 921
Чистая прибыль
65 808
82 804
106 489
97 746
Рост год к году, %
Н/д
25,8%
28,6%
-8,2%
     
     По динамике финансовых коэффициентов сложилась следующая картина (см. таблица 9). Падение мультипликаторов ROAE (соотношение прибыли банка к капиталу, т.е. отдача капитала) и ROAA (соотношение прибыли банка к активам, т.е. отдача активов) закономерно и очевидно, так как после размещения акций, банк увеличивает собственные средства, тем самым увеличивая валюту баланса.
     Привлеченные средства во время IPO не могут моментально заработать дополнительный капитал и повысить рентабельность, поэтому после первичного размещения обычно такие мультипликаторы, как ROAE, ROAA и чистая процентная маржа (показатель прибыльности банка - разница между средней процентной ставкой, получаемой по кредитам и инвестициям, и средней ставкой, уплачиваемой по обязательствам и капиталу) видят замедления роста, и увеличение в будущем.
     Один из наиболее точных коэффициентов, свидетельствующих об эффективности работы банка является коэффициент затраты к доходам. Из приведенной ниже таблицы можно увидеть, что этот мультипликатор был на уровне 54,2% в 2006, и немного увеличился до 55,4%, что свидетельствует о высоких затратах на IPO. В 2008 году данный коэффициент снизился на 5,1% до 50,3%, что свидетельствует об увеличении эффективности банка.
     Так же видно, что банк в 2007 году уменьшил долю заемных средств с 7,4% до 6,1%. А самое главное - он увеличил коэффициент кредиты к депозитам на 11,4% до 101,7% в 2007 году, что свидетельствует об эффективности проведенного IPO, так как в операционном деятельности банка начали циркулировать бесплатные средства, привлеченные через публичное размещение.
     Можно сделать вывод, что первичное публичное размещения акций Сбербанка повлияло с положительной стороны на финансовое положение банка, о чем свидетельствуют сильные финансовые показатели банка.
Таблица 9 – Анализ основных мультипликаторов Сбербанка

2005
2006
2007
2008
ROAE
Н/д
30,7%
22,5%
14,1%
ROAA
Н/д
2,8%
2,5%
1,7%
Чистая процентная маржа
7,1%
7,5%
6,8%
7,6%
Коэффициент затрат к доходам
51,6%
54,2%
55,4%
50,3%
Коэффициент достаточности капитала 1 уровня
Н/д
9,9%
14,0%
12,9%
Коэффициент достаточности капитала
Н/д
11,2%
14,5%
22,1%
Кредиты/Депозиты
86,7%
89,7%
101,1%
105,9%
Депозиты/Активы
82,0%
81,6%
78,7%
71,2%
Заемные средства/Активы
7,1%
7,4%
6,1%
12,4%
     
     Сбербанк – банк с государственным участием. После проведения IPO доля государства в нем значительно уменьшилась. Новыми акционерами стали иностранные инвесторы, отечественные институциональные инвесторы и даже население. Банк стал публичным, тем самым, став более прозрачными и открытым для публики. Хотя акции Сбербанка уже обращались на фондовой бирже, но ими стали владеть иностранные инвесторы, поэтому банк пересмотрел свою политику по отношению к инвесторам и стал более открытым.
     На основе проведенного анализа бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках Сбербанка можно сказать, что публичное размещение акций стало положительным фактором, отразившемся на эффективности банка в 2007 году. Трудно говорить об эффективности в 2008, так как на работу банка повлияло огромное количество системных рисков, противостоять которым без вмешательства государства, было бы невозможным. В целом 2007 год, год выхода на IPO Сбербанка, был довольно успешным. И на основе результатов 2007 года, можно сделать вывод об эффективности IPO, как методе фондирования для российских компаний с государственным участием.
     
3.3 Перспективы изменения стоимости российйских компаний
     
     Российский компании до последнего времени были пассивными наблюдателями на рынке IPO, поэтому небольшое количество компаний, включенных в выборку для анализа результатов IPO, а также большой разброс выборки по периодам, размеру компаний, отраслям и другим характеристикам не позволяют установить статистически значимые закономерности, характерные для российских компаний, привлекающих капитал на рынке IPO. Тем не менее уже накоплен определенный опыт, который содержит как положительные, так и неудачные примеры, и изучение данного опыта может существенно помочь российским компаниям, планирующим проведение IPO. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
* российский рынок IPO подвержен воздействию закономерностей и тенденций, выявленных на зарубежных рынках,
* у российских компаний огромный потенциал по привлечению капитала на рынке IPO.
     Как сообщает ИА «Финансовый Юрист», «в России существует около 200 непубличных компаний с капитализацией более 500 млн долларов каждая, которые потенциально могут выйти на рынок IPO. По оценкам экспертов, объем размещений ценных бумаг (как первичных, так и вторичных) за последние три года давал прирост приблизительно 50% в год, при этом более 40% публичных размещений российских компаний проведены на российских биржевых площадках. Динамика развития рынка публичных размещений, по оценкам экспертов, является в целом положительной и имеет достаточно большие резервы для роста, однако в долгосрочной перспективе прогнозируется рост доли размещений на иностранных рынках».
     По оценке аналитиков «Газпромбанка», которая приводится на сайте elitetrader.ru, «2013 год стал одним из самых удачных для российского рынка акционерного капитала (после 2007): объем первичных размещений превысил 10,6 млрд долларов». В 2014 году, по прогнозам аналитиков, этот показатель может увеличиться в 1,5-2 раза. «Большая часть размещений затронет те же сектора, которые вызывали наибольший интерес в 2013 году, а именно: потребительский, банковский, медиа/информационные технологии, но есть вероятность, что активность вернется в транспортную и нефтегазовую отрасли».
     Однако далеко не все эксперты столь оптимистичны. «Что касается перспектив IPO российских компаний в 2014 году, то негативная экономическая конъюнктура ограничивает подобную возможность, – полагает Тимур Нигматуллин. – В условиях макроэкономической нестабильности сокращается количество портфельных инвестиций. Так, по исследованиям Всемирного Банка, в 2014 году сокращение ФРС стимулирующих экономику США программ (QE3) приведет к сокращению портфельных инвестиций в развивающиеся рынки на треть». Впрочем, по мнению аналитика, это вовсе не означает, что IPO российских компаний в 2014 году не будет. Быстрорастущие эффективные компании по-прежнему будут привлекательны для инвесторов. В первую очередь, это компании с рынка ИТ и потребительской розницы. Если с ИТ ситуация неопределенная, то из ритейлеров в 2014 году на IPO могут выйти Лента, Обувьрус и Детский Мир».Одним из перспективных способов привлечения капитала на рынке ценных бумаг для покрытия инвестиционных потребностей российских компаний является первичное публичное размещение акций (IPO). IPO предоставляет компании возможность развиваться в новом статусе и качестве, которые несут как преимущества, так и недостатки, поскольку накладывают ряд ограничений и обязательств, выполнение которых требует затрат и времени, и ресурсов.
     Рынку IPO присущи следующие характерные особенности:
* недооценка стоимости акций компании в ходе первичного размещения;
* долгосрочное инвестирование в акции компаний, осуществивших IPO, менее эффективно, чем приобретение рыночного портфеля акций;
* после проведения IPO компании-эмитенты уступают в развитии частным компаниям-аналогам (было отмечено снижение прибыльности и уровня капитальных затрат).
     Выход компании на IPO может быть обусловлен прежде всего положительной динамикой фондового рынка, также принятие компанией решения о проведении IPO зависит от стадии жизненного цикла компании.
     Проведение IPO позволяет компании-эмитенту улучшить финансовое положение, так как снижаются уровень «финансового рычага» и стоимость заемного капитала. Но декларируемые компаниями цели использования привлеченных средств не всегда соответствуют действительности. Роль IPO в инвестиционном процессе может заключаться не в финансировании будущих инвестиций и развития компании, а в балансировании структуры капитала компании и предоставлении акционерами компании возможности реализации их долей в компании.
     Анализ финансовых показателей российских компаний, вышедших на рынок IPO, позволяет сделать вывод, что финансовое состояние компании на момент проведения IPO во многом предопределяет сможет ли компания инвестировать привлеченные средства и получить дополнительные возможности развития или израсходует привлеченные средства на погашение долгов, образовавшихся до IPO, и покрытие текущих расходов.
     Российские компании, выходящие на рынок IPO, готовят финансовую отчетность в соответствии с МСФО или US GAAP даже в случае проведения IPO в России, чтобы расширить круг потенциальных инвесторов для более успешного проведения IPO.
     Опыт ряда российских компаний свидетельствует о том, что IPO может успешно использоваться в качестве инструмента финансирования инвестиций.
     
     
     

Заключение
     
     Инвестиции обеспечивают процесс развития фирмы ресурсами (финансовыми, материальными, интеллектуальными). Инвестиции в повышение эффективности деятельности фирмы, в расширение производства, в создание или приобретение новых производств создают предпосылки для роста и качественного развития компании.
     Для финансирования долгосрочных, крупномасштабных инвестиционных проектов, которые бы способствовали развитию российских компаний и экономики в целом, собственных финансовых ресурсов российским компаниям недостаточно.
     Участие государства в инвестиционной деятельности довольно специфично и ограничено. Банковские кредиты постепенно становятся более доступными в связи со снижением процентных ставок, но долгосрочные кредиты на инвестиционные цели российским компаниям получить довольно трудно.
     Эмиссия ценных бумаг позволяет компании привлечь инвестиционный капитал с рынка ценных бумаг, получить доступ к средствам широкого круга инвесторов, например, частных лиц и институциональных инвесторов, включая пенсионные фонды.
     Эмиссия ценных бумаг является гибким инструментом привлечения финансовых ресурсов, так как позволяет выбирать между долговыми и долевыми ценными бумагами, привлечь средства на более выгодных условиях, открывает выход на международные рынки капитала.
     Сделан вывод о том, что для привлечения капитала на максимально выгодных условиях необходимо не только сделать свой бизнес более эффективным, но и сформировать положительную репутацию. Следовательно, важность проведения грамотной коммуникационной политики перед, в процессе и после размещения нельзя недооценивать.
     Большинство российских менеджеров склонны придавать слишком большое значение аудированной финансовой отчетности и недооценивать вопросы, имеющие отношение к стратегии, эффективности и корпоративному управлению.
     В совершенствовании механизма первичного публичного размещения акций по привлечению инвестиций в отечественную экономику важное значение принадлежит управлению ценообразующим фактором. Можно предположить, что ценообразующий фактор является управляемой составляющей. В основу управленческого решения по установлению первичной цены акции, которое состоит из трех этапов, положено достижение сбалансированности интересов эмитента и инвестора, для которых немаловажное значение имеет стоимость компании. 
     Эффективность функционирования механизма первичного публичного размещения акций в значительной мере зависит от выбранных направлений государственного регулирования первичного рынка ценных бумаг. Различают следующие перспективные направления государственного регулирования российского рынка первичных публичных размещений акций.
     Совершенствование государственного регулирования российского рынка первичных публичных размещений акций предполагает выработку стратегии развития отечественного рынка первичных публичных размещений акций. Для реализации перехода российской экономики на инновационно-инвестиционный путь развития необходимо кардинальное изменение механизмов финансирования экономического роста и бизнес-стратегий частного сектора. Это означает развитие не только тех отраслей экономики, которые могут стать новыми точками роста, но и финансового сектора экономики, в особенности фондового рынка и рынка первичных публичных размещений акций, за счет которого будут осуществляться новые идеи и проекты. Безусловно, развитие финансового сектора и рынка IPO будет способствовать развитию перспективных компаний и отраслей экономики, но ввиду того, что поставленная задача чрезвычайно важна, для ее решения необходимо выявить приоритетные направления стратегии развития отечественного рынка первичных публичных размещений акций.
     Одним из перспективных способов привлечения капитала на рынке ценных бумаг для покрытия инвестиционных потребностей российских компаний является первичное публичное размещение акций (IPO). IPO предоставляет компании возможность развиваться в новом статусе и качестве, которые несут как преимущества, так и недостатки, поскольку накладывают ряд ограничений и обязательств, выполнение которых требует затрат и времени, и ресурсов.
     Рынку IPO присущи следующие характерные особенности:
- недооценка стоимости акций компании в ходе первичного размещения;
- долгосрочное инвестирование в акции компаний, осуществивших IPO, менее эффективно, чем приобретение рыночного портфеля акций; после проведения IPO компании-эмитенты уступают в развитии частным компаниям-аналогам (было отмечено снижение прибыльности и уровня капитальных затрат). Выход компании на IPO может быть обусловлен прежде всего положительной динамикой фондового рынка, также принятие компанией решения о проведении IPO зависит от стадии жизненного цикла компании. .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44