VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Амнистия как средство государственной уголовной политики России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001814
Тема: Амнистия как средство государственной уголовной политики России
Содержание
     ОГЛАВЛЕНИЕ
     
Введение…………………………………………………………………….…….…….3

Глава 1. Амнистия как средство государственной уголовной политики России.....7
1.1. История становления института амнистии в российском праве.. ..……………7
1.2. Юридическая природа амнистии и ее место в структуре 
отечественного права ………………………………………………………………...18
1.3. Порядок издания актов об амнистии …………………………………...………26

Глава 2. Порядок применения амнистии в России…….…..………………………..35
2.1. Общие положения о применении амнистии ………………………….…..........35
2.2. Применение амнистии на стадии расследования ……………………...………38
2.3. Применение амнистии на стадии судебного разбирательства…………...........46
2.4. Применение амнистии на стадии исполнения наказания ……………..............52

Глава 3. Помилование как средство государственной уголовной 
политики России....................................................................................................59
3.1. Сравнительно-правовой анализ амнистии и помилования …………………...59
3.2. Общая характеристика института помилования по 
российскому законодательству………………………………………………………66
3.3. Основания и порядок применения помилования…………..…………....……..74

Заключение …………………………………………………………………….….......88

Список используемых источников…….……………………………...……………..91

Приложение № 1……………………………………………………………………..107


ВВЕДЕНИЕ
     
     Государственная уголовная политика – это один из видов политики реагирования государства на преступления, который заключается в разработке и реализации стратегии и тактики деятельности государства, реагирующего на совершение преступлений, и который осуществляется специфическими средствами, методами и направлениями уголовного права 1. Одним из таких направлений выступает гуманизация как приоритетное направление развития уголовного законодательства, характеризующее его модернизацию.2 Гуманизация уголовного законодательства находит свое выражение в ряде проявлений и методов законотворческой практики. К ним, в частности, относятся: исключение отдельных видов наказания из установленной законом системы, введение более мягких их видов; конкретизация освобождения от уголовной ответственности и наказания; совершенствование структуры разделов, глав и отдельных статей уголовного законодательства; преобразование ряда институтов и уголовно-правовых норм в целях расширения сферы благоприятствования субъектам уголовной ответственности и снижения общего уровня репрессивности уголовного закона.
     На наш взгляд, сегодня современной России просто необходима четко выверенная, социально обусловленная и понятная населению дифференциация воздействия на лиц, совершивших преступление, сочетающая в себе как меры уголовно-правового принуждения, так и меры уголовно-правового поощрения за положительное положение лиц, отбывающих наказание. В числе таких мер особое место занимают амнистия и помилование, что определяется рябом обстоятельств. Специфика амнистии и помилования заключается в том, что они являются комплексными институтами, различным образом смягчающими положение виновных. Поэтому следует отметить, что в условиях так называемого «кризиса наказания» созрела необходимость повышения роли уголовно-правового поощрения как формы уголовно-правового воздействия.3
     Амнистия и помилование представляют собой такие социально-правовые категории, которые интересуют не только специалистов в области юриспруденции, но и правозащитников, руководителей государственных структур, общественных объединений, а также отдельных граждан.
     История нашей страны знает поразительные по своей крайности колебания от резкого ужесточения наказания, преступной скоропалительности в применении смертной казни до попыток заменить уголовную ответственность «мерами социальной защиты», общественным воздействием, административным наказанием в тех случаях, когда этого делать нельзя. Борьба с таким социальным явлением, как преступность, имеет свои объективные законы, и уголовная политика должна их учитывать. Отражение уголовной угрозы не может нарушать принцип законности и адекватности наказания за содеянное. Заслуживающий милосердия должен быть прощен.
     В данной работе объектом исследовании являются следующие проблемы: правовые основы амнистии и помилования, правовые последствия амнистии, совершенствование правового регулирования государственного прощения лиц, совершивших преступления, как часть общей уголовно-правовой реформы, правовое регулирование института помилования.
     Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в системе существующих в российском законодательстве видов освобождения от ответственности и наказания, амнистия и помилование занимают особое место. Проявление милосердия к лицу, совершившему преступление, свидетельствует не о слабости, а о силе государства и общества, базирующейся на известном еще нашим предкам постулате о том, что добро должно победить зло4. Применение амнистии и помилования призвано служить достижению целей наказания: восстановлению социальной справедливости, исправлению осужденного и предупреждению совершения новых преступлений. Произошедшие изменения в законодательном регулировании обусловливают актуальность ряда теоретических вопросов, в частности определения правовой природы амнистии и помилования, их места среди других видов досрочного освобождения, роли в предупреждении рецидивной преступности.
     Рассматриваемые институты регламентируются различными отраслями законодательства – конституционным, уголовным, уголовно-исполнительным правом и т.д. Поэтому объектом исследования являются нормы Конституции РФ, нормы уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства России, нормы ряда федеральных законов, указов Президента РФ, например, «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» от 28 декабря 2001 г. № 15005, а также нормы других нормативно-правовых актов и документов. При подготовке материала были исследованы акты об освобождении от наказания, принятые и опубликованные за период от 6 ноября 1918 г. (первая амнистия Советской власти) по настоящее время.
     В работе использованы статистические данные Росстата о преступности, результатах судебной деятельности, составе осужденных и другие показатели социально-экономического развития России.
     Целью данного исследования является проведение анализа правовых основ амнистии и помилования, правовых последствий амнистии, определение основных направлений по совершенствованию правового регулирования государственного прощения лиц, совершивших преступление, как часть общей уголовно-правовой реформы.
     В связи с указанной целью в исследовании поставлены следующие задачи:
     1) определить возникновение и развитие института амнистии в дореволюционный и советский период развития государства;
     2) рассмотреть юридическую природу амнистии и ее место в структуре права;
     3) определить порядок издания актов об амнистии;
     4) дать сравнительно-правовой анализ сходства и различий амнистии и помилования;
     5) определить основания и порядок помилования.
     В юридической литературе проблемам амнистии и помилования посвящено немало научных работ. Среди них хотелось бы отметить следующих авторов: Н. Д. Дурманов, В. Е. Квашис, С.И. Комарицкий, И. П. Марогулова, К.М. Мирзаджанов, А.С. Михлин, А.В. Мохорев, А.Я. Гришко и др. Однако, вопрос о правовой природе амнистии, в отличие от помилования, освещен недостаточно широко и требует более полного самостоятельного рассмотрения. Правильный ответ на него имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение, так как будет способствовать раскрытию сущности данного института, определению условий и порядка его назначения.
     Среди методов исследования большее внимание уделено сравнительному методу для раскрытия содержания темы работы (при сравнении исторического и современного законодательства). Также используется цивилистический (научный) метод, заключающийся в теоретическом подходе к проблеме исследования.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА 1. АМНИСТИЯ КАК СРЕДСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
     
     1.1. История становления института амнистии в российском праве.
     
     Амнистия – один из старейших правовых институтов, который берет свое начало с древних времен. Среди ученых-правоведов не существует единого мнения по поводу его точного возникновения в уголовно-правовой науке.
     Одними из первых, кто применял амнистию в качестве государственной меры, являются древние греки. Термин «амнистия» происходит от греческого «amnestia», что означает забвение или прощение.6
     Так, в период существования в Афинах рабовладельческой демократии целые группы преступников подлежали прощению.7 В античные времена амнистия применялась в качестве способа примирения после внутренних раздоров и войн. В это время подаваемые жалобы или требования не разбирались, приостанавливался судебный процесс, или вообще отменялись вынесенные наказания.
     Право амнистии использовалось и в Древнем Риме. Основы теократической амнистии были положены в Византийский период, когда народу пытались привить чувство религиозной преданности через акты религиозного смирения и милости, предписанной богом. В этих актах амнистия выступала как милость божья и даровалась от его имени. Право амнистии применялось по решению народных коллизий (в период республики) и по решению императора (в имперский период).8
     В средневековую эпоху институт амнистии, в основном, использовали феодалы в качестве средства личного обогащения. Позже это право стало активно применяться в отношении привилегированных сословий, благодаря чему знатные лица, совершившие противоправное деяние, оставались безнаказанными. Не удивительно, что большинство правоведов не одобряло применения амнистии. Среди таких «противников» был и Чезаре Беккариа. Он считал, что настоящая цель применения помилования или амнистии заключается в подавлении закона, для того, чтобы виновный остался безнаказанным. По его мнению, милосердие должно быть выражено непосредственно в законодательстве, а не в единичных принятых решениях.9
     Амнистия применялась в мире достаточно широко, поэтому не обошла своим вниманием и российских монархов. Однако те лица, которые имели определенные связи при дворе, оставались безнаказанными, так как правосудие вершилось непосредственно главой государства, в связи с чем в эпоху Просвещения выдающимися мыслителями право амнистии было подвергнуто жесткой критике.10
     Еще в Древней Руси князья, проявляя снисхождение, освобождали от наказания целые группы лиц, виновных в совершении преступлений. В этот период амнистию мог объявить любой удельный князь, но в пределах территории своего княжества. Главным инициатором амнистии было духовенство. Определенной формой возбуждения вопроса об объявлении амнистии выступало «печалование». Оно заключалось в ходатайстве патриарха к князю о «прощении» определенного круга лиц. Сам акт об амнистии обычно был приурочен к празднованиям Масленицы, Пасхи и других праздников.
     После того, как государственная власть стала централизованной, амнистия приобрела более конкретные правовые формы. Теперь акт об амнистии издавался исключительно по светлым событиям, например, рождение наследника государства, коронация главы государства, победа в военных действиях. Целью подобных действий было донести до народа радостную новость с надеждой, что это повлияет на исправление преступника, и он больше не совершит противоправных деяний.
     Применение амнистии мы можем наблюдать и во времена правления Ивана Грозного. Так, в своем завещании Иван IV велел освободить всех заключенных после своей смерти.11 Стоглавый собор в 1551 г. предложил ввести правило, согласно которому к Пасхе следует освобождать тех «тюремных сидельцев», которые осуждены за нетяжкие преступления12. Однако в российском дореволюционном праве, так же, как и в зарубежном уголовном праве, зачастую амнистия рассматривалась как частный случай более широкого понятия «прощение» или помилование. При этом под прощением в российском праве понималось «устранение применения (т.е. неприменение) карательного закона к данному случаю в силу особого о том распоряжения главы государства»13.
     Огромный вклад в развитие института амнистии в России внес Петр I. Во времена его правления акты об амнистии издавались по случаю одержанных побед, в качестве закрепления заключения мира. Именно в это время наметились новые тенденции развития рассматриваемого института. Так, одним из известных манифестов Петра I, по поводу заключения мира со Швецией от 04.11.1721 года «О прощении всем каторжным и колодникам, кроме смертоубийц и разбойников, вследствие милости Всевышнего в войне»14 было амнистировано большое количество заключенных.
     Амнистия применялась и последующими правителями и расценивалась в качестве исключительного права главы государства. Так, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных от 1845 года15 амнистия рассматривалась как одна из форм помилования. В результате ее применения возможно было полное освобождение от наказания, замена его на более мягкое или устранение уголовного преследования. В законодательстве того периода термин «амнистия» не использовался, вместо него употреблялись «прощение» и «помилование». Эти термины означали как освобождение отдельных лиц от несения наказания, так и освобождение определенного количества осужденных. Также правоведы употребляли понятие «общий милостивый манифест».
     Во времена правления Николая II амнистия также оставалась прерогативой государя, и только он мог освободить преступника от суда и наказания. Но в особо исключительных случаях суд самостоятельно мог объявить о вынесении акта об амнистии. Указом от 25.11.1865 года закреплялось, что ходатайство суда о «прощении» через Министра юстиции обязательно подлежало докладу императору.16 Акт о «помиловании» издавался в форме Указа. После событий 1905 года народ ждал объявления амнистии за преступления, направленные против государства. Этого не произошло, хотя Указ был издан. Второй Указ от 21.10.1905 г. касался деятелей революционного движения, целями которых были порядок наследования престола и форма правления в России. Акт был приурочен к празднованию трехсотлетия династии Романовых.17
     Перед вступлением страны в советский период существовало три формы «прощения». Первая – аболиция, она нейтрализовала само преступление, отменяя закон для отдельного казуса. Второй формой была индульгенция. Применяли ее для отмены наказания за совершенное общественно опасное деяние. Третья форма – реабилитация – освобождала виновное лицо от части наказания, параллельно восстанавливая его в правах.18
     В советский период акты об амнистии широко применялись для снижения уровня уголовных репрессий, тем самым становясь составляющей внутренней политики государства.
     Впервые термин «амнистия» прозвучал в Указе об амнистии, изданном Временным правительством от 07.03.1917 г., в первых строках которого объявлялась общая политическая амнистия.19 Согласно Конституции РСФСР от 1918 г.20, общее и частичное право амнистии принадлежало Всероссийскому съезду Советов и Всероссийскому Центральному исполнительному комитету Советов. Под общей амнистией понималось освобождение от уголовной ответственности и наказания неограниченного круга лиц или смягчение наказания. Частичная амнистия рассматривалась как «помилование», то есть освобождение конкретных лиц от уголовной ответственности и наказания.21
     Согласно Конституции СССР 1924 года22 ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его верховных органов подлежало «право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза» (п. «ц» ст. 1). Право амнистии, а равно помилования и реабилитации граждан, осужденных судебными и административными органами союзных республик, сохранялось за центральными исполнительными комитетами этих республик (ст. 69).
     По Конституции СССР 1936 года23 ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежало «издание общесоюзных актов об амнистии» (п. «ш» ст. 14). Президиум Верховного Совета СССР осуществлял право помилования (п. «к» ст. 49). Верховные Советы союзных республик пользовались правом амнистии и помилования граждан, осужденных судебными органами союзных республик (ст. 60). Акты об амнистии издавались либо в виде Законов, либо в виде указов Президиума Верховного Совета СССР и указов Президиумов Верховных Советов союзных республик. Автономные республики права на издание актов об амнистии и помиловании не имели.
     Принятые за годы Советской власти акты об амнистии свидетельствуют о том, что амнистии в СССР проводились, как правило, в связи со знаменательными для социалистического государства событиями, а также в честь выдающихся побед и достижений советского народа.
     В первые годы Советская власть акты об амнистии издавала довольно часто. С изданием Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.24 и уголовных кодексов других союзных республик, в которых наряду с общей кодификацией уголовного законодательства был, в частности, разработан и порядок условно-досрочного освобождения осужденных, акты об амнистии стали издаваться реже.
     Природа амнистии в Советском государстве была ярко показана уже в одном из первых актов об амнистии, изданном IV Всероссийским съездом Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов 6 ноября 1918 г., где всем революционным трибуналам и народным судам предписывалось в срочном порядке пересмотреть списки осужденных ими лиц с целью применить досрочное освобождение в самых широких размерах в отношении тех из них, освобождение которых не представляет опасности для республики. Тем самым Советской властью провозглашался исключительно гуманный принцип, согласно которому Советское государство лишает свободы только социально опасных преступников.
     Такую же линию проводило Советское государство и в последующих актах об амнистии. Так, в акте об амнистии от 5 ноября 1919 г. говорилось, что Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет ко дню второй годовщины Октябрьской революции считает возможным и необходимым облегчить участь всех тех, «чьи преступления перед рабочим классом не вызывают ныне крайней необходимости лишения их свободы»25.
     Среди общесоюзных актов об амнистии одним из первых было Постановление Президиума ЦИК СССР от 17 августа 1923 г., изданное в ознаменование образования Союза ССР и в целях вернуть к мирному строительству тех рабочих и крестьян, которые, хотя и нанесли вред республике, но свои деяния совершили в первый раз, по несознательности, случайно или под давлением тяжелых материальных условий26.
     Манифестом Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 октября 1927 г., посвященным 10-летию Великой Октябрьской социалистической революции, Президиуму ЦИК СССР было поручено смягчить установленные судебными приговорами меры наказания в отношении всех осужденных, за исключением активных членов политических партий, ставящих себе целью уничтожить советский строй, а также злостных растратчиков и взяточников.27
     Принципы гуманизма Советского государства заложены и в многочисленных актах об амнистии, в которых широко применялось полное освобождение от наказания несовершеннолетних, лиц, страдающих тяжелыми болезнями, женщин, имеющих малолетних детей, и беременных, а также лиц пожилого возраста.
     04.03.1929 г. Пленум Верховного Суда СССР опубликовал постановление «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям».28 Амнистия может употребляться к продолжаемым преступлениям, если противоправные действия завершились прежде, чем был издан акт об амнистии. Если преступные действия продолжаются после издания амнистии (длящееся преступление), данная мера не применяется. Такое смягчающее обстоятельство, как совершение преступления впервые, также могло способствовать освобождению лица от назначенного наказания по акту об амнистии.
     Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) было издано несколько Указов ПВС СССР об амнистии. Например, Указ от 12.08.1941 года «О предоставлении амнистии польским гражданам, содержащимся в заключении на территории СССР»29; Указ от 30.12.1944 года «О предоставлении амнистии лицам, самовольно ушедшим с предприятий военной промышленности и добровольно возвратившиеся на эти предприятия»30 и др. Указом от 07.07.1945 года «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией»31 из мест лишения свободы было освобождено 391450 человек.32
     Глубокая политическая оценка природы амнистий, издаваемых в нашей стране, дана в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 г. «Об амнистии». «В результате упрочения советского общественного и государственного строя, повышения благосостояния и культурного уровня населения, роста сознательности граждан, их честного отношения к выполнению своего общественного долга, - говорится в указе, - укрепилась законность и социалистический правопорядок, а также значительно сократилась преступность в стране».33
     Упрочение и процветание советского социалистического строя, непрерывный рост материального благосостояния, культуры и сознательности населения обусловили сокращение преступности в нашей стране, а также создали возможность возвращения к честному труду, к полезной для общества деятельности тех граждан, которые в свое время совершили преступления.
     Все это также дало возможность Президиуму Верховного Совета СССР, руководствуясь принципами социалистического гуманизма, принять 31 октября 1967 г. Указ «Об амнистии в связи с 50-летием Великой Октябрьской социалистической революции»34 и применить амнистию в отношении тех граждан, которые совершили преступления, не представляющие большой опасности, и примерным поведением и добросовестным отношением к труду доказали свое стремление искупить вину перед обществом.
     Благодаря Конституции СССР 1977 года35 и Конституции РСФСР 1978 года36 расширяется правовая основа амнистии. Теперь право амнистии становится возможным применить на любой стадии уголовного процесса. На тот момент оно было в компетенции высших органов государственной власти СССР.
     После распада СССР и избрания Бориса Ельцина в качестве первого президента Российской Федерации начинается активный процесс формирования обновленной правовой системы. Право издавать акты об амнистии стало принадлежать Верховному Совету РФ. Эти положения имели силу до принятия действующей Конституции РФ от 12.12.1993 года. Но лишь Уголовный Кодекс РФ от 1996 года впервые выделил статьи об амнистии и помиловании в отдельную главу.37
     Среди актов амнистии в современной России можно отметить Постановление Государственной Думы от 24.04.2015 г. № 6576-6 ГД.38 Данным постановлением было амнистировано более 60 тысяч человек, которых приговорили к реальному сроку заключения, и более 200 тысяч условно осужденных, а также тех, кто получил отсрочку по отбыванию наказания или приговорен к наказанию, не связанному с лишением свободы.39
     Официальная статистика амнистий в России насчитывает более 20 лет применения практики освобождения осужденных (Приложение № 1). Статистика амнистий в России представлена в виде таблицы:40
Год проведения
Количество попавших под амнистию лиц, результативность
1994 (в связи с принятием Конституции РФ)
Статистика амнистий имеет данные о 23 тыс. человек, освободившихся из колоний. Общее количество граждан, попавших под амнистию в этот год, составляет 67,1 тыс. человек
1995 (50-летие победы в ВОВ)
Одна из самых масштабных амнистий, затронувшая около 131 тыс. человек
1997
5 тыс. человек (лица, осужденные за преступления в ходе Чеченского вооруженного конфликта и военнопленные)
1999
24 тыс. человек оказались на свободе. Всего попавших по амнистию – около 140 тыс. человек
2000 (55-летие победы в ВОВ)
877 тыс. человек
2001
Освобождены 24 тыс. женщин и лица младше 18 лет, осужденные на срок не более 6 лет
2006 (100 лет учреждения Госдумы РФ)
12,5 тыс. человек, из которых на свободе оказались 2,5 тыс. человек, осужденных за неопасные преступления
 
Ноябрь 2013
Экономическая амнистия, затронувшая 1,3 тыс. человек
Декабрь 2013 (20-летие Конституции РФ)
На свободе оказались около 24,3 тыс. человек
2015 (70-летие победы в ВОВ)
Освобождены 231 тыс. человек, из них из мест лишения свободы – более 34 тыс. человек
     Сегодня статистика амнистий имеет данные об огромном количестве досрочно освобожденных осужденных, большинство из которых более не возвращаются в места лишения свободы.
     Рассмотрев историю становления и развития института амнистии, мы видим, что отношение к данному правовому явлению было неоднозначным на протяжении всего его развития. Ч. Беккариа полагал, что «показывать людям, что преступления могут прощаться и что наказание – необязательное их следствие, значит порождать в них иллюзию безнаказанности.41 Также среди противников амнистии, были не только защитники принципа возмездия, но и представители утилитарных теорий. Так как прощение, будучи актом усмотрения, зависело подчас не только от воли главы государства, но и целого ряда посредников и промежуточных инстанций, через которые ходатайство о прощении достигало «подножия трона», то злоупотребления и произвол были нередкими явлениями в период правления царей и монархов. Отсюда и неприязненное отношение к институту амнистии.
     Многие современные российские юристы также оспаривают правомерность и целесообразность рассматриваемого института. С.Н. Сабанин полагает, что издание актов амнистии фактически ведет к нарушению принципа справедливости, поэтому амнистия не должна иметь места ни в практике высших органов государственной власти, ни в уголовном законодательстве.42 Другие авторы, настаивающие на упразднении института амнистии, мотивируют это тем, что она влечет всплеск преступности, т.е. ведет к росту рецидива среди лиц, освобожденных от уголовной ответственности или наказания в связи с изданием акта амнистии43.
     Несмотря на то, что акт амнистии выражает милосердие со стороны государства, этот институт также отрицательно оценивается и немалой частью законопослушного населения, рядом государственных и политических деятелей. Как отмечает А.В. Наумов, «мнение рядового российского обывателя в этом отношении вполне совпадает с точкой зрения некоторых известных политических деятелей».44 Так, Е.Т. Гайдар на страницах газеты «Известия» от 10.02.1994 г. по поводу представленного в Государственную Думу РФ проекта акта об амнистии высказался следующим образом: «Когда страна находится в таком положении, гуманизм к преступникам за счет их жертв, по крайней мере, неуместен»45.
     Однако в целом в российской юридической литературе амнистия рассматривается как гуманная, необходимая мера. Среди положительных моментов можно отметить тот факт, что амнистия отвечает целям экономии уголовной репрессии, способствует корректировке наказания в сторону его смягчения. Определенный шаг в этом направлении был сделан постановлением Государственной Думы РФ от 24 декабря 1997 г46, которое в п. 16 предлагает Правительству РФ осуществить совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, помимо прочего, систему мер, обеспечивающих трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также их медицинское обслуживание.
     
     1.2. Юридическая природа амнистии и ее место в структуре отечественного права.
     
     По своему содержанию амнистия (от греч. – забвение, прощение, осуществляемое актом верховной власти) – это акт выражения гуманизма, великодушия со стороны государства к лицам, совершившим преступление или отбывающим наказание. Это акт милосердия, а не реабилитация. Акт амнистии влечет за собой определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые уголовным законодательством.
     В соответствии с Конституцией РФ47 постановления об амнистии принимаются Государственной Думой (п. «е» ч. 1 ст. 103).
     Правовая регламентация акта амнистии дается в ст. 84 УК РФ. В соответствии с этой статьей амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц (акты амнистии могут распространяться, например, на женщин, несовершеннолетних, лиц старше определенного возраста и т. д.), не обозначенных персонально (т. е. пофамильно). Этими положениями амнистия отличается от помилования.
     Акты амнистии могут содержать предписания следующего характера48:
1) об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
2) об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления;
3) о сокращении назначенного наказания;
4) о замене назначенного наказания более мягким;
5) об освобождении от дополнительного наказания;
6) о снятии судимости.
     Так, например, Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 апреля 2005 г. № 1761-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»49, были освобождены от наказания в виде лишения свободы осужденные – ветераны ВОВ, бывшие узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных нацистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны.
     Акт амнистии не вносит изменений в уголовный закон, предусматривающий ответственность за то или иное преступление, т. е. не декриминализирует соответствующие деяния, совершенные амнистированными лицами. Амнистия не ставит под сомнение ни законность, ни обоснованность приговора суда. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступления, в том числе и осужденных, и означает проявление к ним гуманности и милосердия со стороны государства.
     Традиционно амнистия связывалась с актами высших органов государственной власти на основе конституционных норм, посвященных, как правило, выдающимся датам жизни государства. Так, чаще всего амнистия объявляется в связи с каким-либо значительным или торжественным событием, например, в связи с принятием Конституции РФ50, в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России51, в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов52 и др. Но иногда амнистии объявляются и по мотивам политической целесообразности (например, постановление «Об объявлении политической и экономической амнистии» от 23 февраля 1994 г.53), а также так называемая «дачная амнистия», введенная Законом РФ от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»54. Нередко амнистии объявляются и по чисто практическим соображениям с целью разгрузить переполненные места лишения свободы.
     Акты амнистии можно условно разделить на акты широкого применения, относящиеся к значительному числу лиц, и акты, относящиеся к относительно узкому кругу лиц. К первому виду относится, например, амнистия от 24 декабря 1997 г.55 Она привела к освобождению 400 тыс. лиц от условного осуждения, лиц, к которым была применена отсрочка исполнения наказания, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и т.д. Многим лицам, отбывающим лишение свободы, сроки этого наказания были сокращены, а 35 тыс. осужденных были освобождены из мест лишения свободы. Ко второму виду можно отнести амнистию от 9 февраля 1996 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории республики Дагестан в январе 1996 г.».56
     Будучи актом высшего органа государственной власти, амнистии имеют нормативный характер. Их предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Эти предписания распространяются на индивидуально не определенный круг лиц.
     В литературе дискуссионным остается вопрос о нормативности актов об амнистии. Так, Н.Д. Дурманов (и некоторые другие авторы) высказал мнение, что акты об амнистии имеют нормативный характер.57
     По мнению Ю.М. Ткачевского, «будучи актом высшего органа государственной власти, амнистии имеют нормативный характер. Их предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Эти предписания распространяются на индивидуально не определенный круг лиц.58
     Принципиально иной взгляд на правовую природу амнистии и помилования высказала И.Л. Марогулова, которая отрицает нормативный характер амнистии. Она считает, что «правовая природа актов амнистии отличается от правовой природы нормативных актов», поскольку первые не отменяют, не изменяют норм права и не корректируют их, правила действия уголовного закона во времени не касаются амнистии, и такие акты не включаются в Свод законов, в который входят только нормативные акты. По ее мнению амнистия выступает в виде «государственного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовной политики страны».59
     На наш взгляд, наиболее точно отражает правовую природу амнистии подход А.В. Мицкевича, который указывает, что в системе официальных актов встречаются смешанные акты, в которых одновременно закреплены и нормативные, и индивидуальные предписания. Такие акты являются нормативными в той части, в какой они имеют правотворческий характер, и в соответствии с этим являются носителями юридических предписаний – формой права.60 И, действительно, акт амнистии есть результат правотворческой деятельности законодательного органа государства, но одновременно с этим, амнистия – индивидуально-правовой акт, который обеспечивает реализацию правовых норм в связи с конкретным делом, вызывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов права.
     С.А. Сотниковым была определена социальная специфика амнистии, отличающая ее от смежного института помилования: «амнистия имеет объективный характер, а помилование – личный; амнистия основывается на социальном значении определенного рода преступлений, а помилование – на индивидуализации ответственности. Таким образом, амнистия находит свое основание в свойствах преступлений».61
     Акт амнистии ни в коем случае не нейтрализует действующий закон, не декриминализирует преступное деяние, совершенное амнистируемым, а только смягчает участь лиц, осужденных за правонарушение. А это, на наш взгляд, означает проявление к ним милосердия со стороны государства.
     Объявление амнистии, форма этого акта, пределы его действия и субъекты, осуществляющие амнистию, установлены Конституцией России. Акты амнистии объявляются Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Они издаются в тех случаях, когда государство находит возможным без ущерба для интересов общества облегчить участь людей, виновных в совершении правонарушений. Инициатива издания актов амнистии исходит от законодательных органов, которые перед этим досконально изучают криминогенную обстановку в стране.
     Государственная Дума РФ решает вопрос о пределах распространения амнистии, принимая во внимание при этом криминогенную обстановку.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44