VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Амнистия и помилование, понятие, сущность и правовые последствия применения этих институтов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010022
Тема: Амнистия и помилование, понятие, сущность и правовые последствия применения этих институтов
Содержание
ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«МОСКОВСКИЙ ИСТИТУТ  
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА» 
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 
Кафедра уголовно-правовых дисциплин 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
по дисциплине: «Уголовное право» 
 
на тему: «Амнистия и помилование: понятие, сущность и правовые последствия применения этих институтов.» 
 
Выполнила: Александрова Алена Анатольевна,
обучающаяся 2 курса, заочной формы обучения группа ЮБз-ус-15.1-1. 
Научный руководитель: Морозов Виктор Иванович, кандидат юридических наук, доцент.
 
 
Допущена к защите  ___________________ 
(подпись научного руководителя) 
 
 
Дата защиты: «___» ____________ 20__ г. 	 	Оценка________________ 








СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА АМНИСТИИ……………..
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОМИЛОВАНИЯ……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..


ВВЕДЕНИЕ

     В России ни один правовой институт не притягивал столько интереса общества, сколько институты амнистии и помилования.
     В первую очередь важность проблемы данной курсовой работы определена тем, что амнистия и помилование являются основой комплекса мер по борьбе с преступностью. А на сегодняшний день выделяется существенный рост преступности. Таким образом, главное внимание необходимо выделять: с одной стороны, их значимости в стимулировании права примерного поведения осужденных граждан, с другой – предотвращению правонарушений среди лиц, к каким использованы акты амнистии и помилования. Важность изучения амнистии и помилования определяется и иными условиями: 1) схожестью институтов; 2) действующим использованием в юридической практике.
     Уровень научной разработанности проблемы по данному вопросу рассмотрена крайне широко. Амнистии и помилованию были посвящены кандидатские диссертации К.М. Тищенко и Н.В. Елисеевой, И.В. Нестеренко, Ю.В. Саженкова, О.В. Левашовой, Н.В. Осмоловской, докторские диссертации И.Л. Марогуловой и Л.В. Яковлевой, работы А.В. Наумова, П.С. Ромашкина, Ю.В. Саженкова, В.И. Селиверстова, С.А. Сотникова, З.А. Уткина. Их работы внесли существенный вклад в исследование правовой природы, общеотраслевого приспособления амнистии и помилования. Но все равно не мало вопросов на теоретическом уровне, а кроме того трудностей, касаемо практической деятельности указанных институтов, остается малоизученным.
     Целью данной курсовой работы является более детальное исследование института амнистии и помилования в уголовном праве.
     Главные задачи изучения вытекают из поставленной цели и заключаются в следующем:
     - определить понятия и сущность амнистии и помилования;
     - проанализировать правовую природу актов амнистии и помилования;
     - рассмотреть практику применения институтов амнистии и помилования;
     - выявить проблемы в уголовном законодательстве и предложить пути их устранения.
     Объект исследования - общественные отношения, возникшие в связи с использованием актов амнистии и помилования.
     Предмет исследования – сущность уголовно - правовых норм, образующих институты амнистии и помилования, практику их использования.
 	Главный методом изучения данной работы является диалектический метод познания. В работе применены общенаучные методы (системно – структурный, формально – логический и др.), а также историко-правовой, сравнительно – правовой методы.
     При написании данной работы за теоретическую основу я взяла труды Гришко А.Я, Марогуловой  И.Л, Есакова Г.А, Бриллиантова А.В.
     Важность исследования обосновывается тем, что в нём обобщены итоги предшествующих изучений рассматриваемых институтов. С целью улучшения нормативно-правовых основ и практики использования амнистии и помилования в России могут послужить находящиеся в работе предложения и рекомендации.
     Незначительное число статей в нормативно - правовых актах посвящено институтам амнистии и помилования, которые не могут в свою очередь компенсировать пробелы законодательства во взаимоотношении использования названных институтов. Процесс издания актов амнистии и помилования законодательно никак не урегулировано. Специального нормативного акта об амнистии и помиловании, который включал бы в себя все необходимые положения, в настоящее время нет.
     Эта проблема является весьма важной, так как об амнистии и помиловании мало, что известно. Да и на практике почти отсутствуют примеры использования названных институтов, что вызывает проблемы при вынесении соответствующего решения. Перечисленные выше институты увлекательны и тем, что содержат в себе специфические элементы проявления гуманизма законодателя, поэтому данные институты выявлены с целью осмысления не только с юридической, но и не в меньшей мере с моральной точки зрения.

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА АМНИСТИИ 

     Институт амнистии (греч. amnestia - забвение, прощение) известен с древних времен. Амнистия это – систематический многоотраслевой институт так называемого государственного прощения. Амнистия в соответствии со своей сущностью – необходимый акт великодушия, гуманизма, милосердия со стороны государства, к тому же экономящий уголовную репрессию.
     П.И. Люблинский писал, амнистия –– есть акт верховно - государственной власти, который предусматривает прекращение судебных и административных действий, нацеленных на использование мер репрессии по отношению к известной категории запрещенных действий и издаваемых для достижения более высоких задач государственного властвования. Поэтому, остановке подлежат не любые действия преследования и наказания, а только те, которые ориентированы на использование репрессивных мер. К примеру, воздействия суда по конфискации или уничтожению орудий преступления или не подлежащих свободному обращению предметов никак не устраняются. П.И. Люблинский полагал, то что они преследуют цели безопасности, а не репрессии. По его мнению, в области наказания могут встретиться меры, принятые в интересах безопасности или корректировки (например, заключение в работный дом после отбытия наказания или в больницу для людей с алкогольной зависимостью и пр.), которые согласно общему правилу устраняются амнистией.
	Ю.М. Ткачевский писал: «Будучи актом высшего органа государственной власти, амнистии имеют нормативный характер. Их предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности».10
	Однако данную позицию согласно нормативного характера амнистии поддерживают не все авторы. Например, И.Л. Марогулова полагает, что 
__________________________________
10. Гришко А.Я. Амнистия. Помилование. Судимость.
«правовая сущность актов амнистии отличается от правовой природы нормативных актов». Так как первые никак не откладывают, не изменяют норм права, принципы воздействия уголовного закона во времени не касаются амнистии, и такие акты не включаются в Свод законов, в который входят только нормативные акты. На ее взгляд, амнистия выступает в виде «государственного мероприятия, направленного на воплощение в жизнь уголовной политики страны». В основе вышеизложенного она делает вывод о не нормативности актов амнистии.15 
	Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы.1 Также в соответствии с п «о» ст. 71 Конституции РФ амнистия и помилование находится в исключительном ведении Российской Федерации.
	Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановления простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление об объявлении амнистии имеет следующую структуру: а) преамбула, в которой объясняются причины объявления амнистии; б) перечень категорий лиц, на которых распространяется амнистия; в) ограничения применения амнистии; г) определение времени вступления акта амнистии в силу. Кроме того, помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление о порядке использования и применения этого акта, в котором объясняет вопросы, связанные с его использованием (формируются органы, на которые возложено исполнение амнистии, раскрывает суть0 терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.). Эти документы включают взаимосвязанные положения, и использование одного постановления без другого невозможно. Сроки выполнения амнистии, предписываемые в постановлении об объявлении амнистии (как правило, 
________________________
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
15. Марогулова И.Л. Законодательные проблемы амнистии и помилования.

шесть месяцев), не устанавливают пределов ее действия во времени. Указание на срок исполнения амнистии только лишь направляет уполномоченные органы в сроках исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний в отношении лиц, уже привлеченных к уголовной ответственности или осужденных. Амнистия является действием бессрочным, в область ее воздействия подпадают все без исключения лица, совершившие преступления до вступления акта в силу независимо от времени привлечения этих лиц к уголовной ответственности.13
	Согласно ч. 1 ст. 84 Уголовного Кодекса Российской Федерации амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц.2 Что означает, что в акте об объявлении амнистии не указываются конкретные лица (по фамилии). Но тем не менее круг лиц, на которых распространяется амнистия, всегда строго определен (например, несовершеннолетние; женщины, впервые совершившие преступления; ветераны боевых действий; инвалиды; лица, осужденные за преступления определенных категорий; лица, к которым ранее применялась амнистия). Обычно указывается несколько таких критериев. Данная отличительная черта дает возможность, отграничить амнистию от помилования, которое адресуется конкретному осужденному. 
	Кроме того в последнее время все чаще стали объявляться амнистии, относящиеся к более узкому кругу лиц. Принятие таких актов, вызывается сложившейся в стране политической ситуацией (например, Постановление Государственной Думы от 06 июня 2003г. № 4125-III  ГД «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики»).5
     Если в указанный срок исполнения амнистии истекают сроки давности, применяются не положения акта об амнистии, а положения ст. 78 или ст. 83 Уголовного Кодекса РФ как более льготные.
___________________________________
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
13. Комиссаров В.С Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник для вузов
     Так как акт об амнистии является бессрочным, вероятны случаи, когда действие виновного лица подпадает под действие нескольких актов об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться не положениями ст. 10 
УК РФ об обратной силе уголовного закона, а принципом справедливости. При наличии конкурирующих предписаний должны применяться предписания акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления.9
     Так же, в постановлении указывается категория лиц, к которым акт амнистии не применяется. Чаще всего, это лица, совершившие преступления, относящиеся к категории особо тяжких и тяжких преступлений, злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания и другие категории лиц, представляющих повышенную общественную угрозу. 
     Лица, осужденные к смертной казни амнистии, не подлежат. Также не применяется амнистия и к лицам, которым смертная казнь в прядке помилования заменена пожизненным лишением свободы. Безусловно, это не исключается, поскольку в УК РФ не установлены основания и условия применения (неприменения) амнистии, в каждом акте об амнистии они формулируются по-своему. Однако на практике подобных случаев не было. Во-первых, во всех актах об амнистии постатейные ограничения включают преступления, за совершение которых предусмотрена смертная казнь. Во-вторых, во многих актах определено положение о неприменении амнистии к лицам, ранее освобождавшимся от наказания в порядке помилования или амнистии.   
     Принятые в Российской Федерации амнистии по-своему содержанию можно поделить на две группы: амнистии политической направленности; амнистии уголовно-правовой направленности. Амнистии политической направленности выражаются в отказе государства от преследования лиц, причастных к разного рода преступлениям, которые имеют массовый характер, где индивидуальное преступное поведение играет не главную роль (вооруженный мятеж, дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, незаконное пересечение государственной границы и т.п.). примером является амнистия в связи с принятием Конституции Чеченской Республики (Постановление Государственной Думы РФ от 06 июня 2003 г.).
     Институт амнистии включает в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Таким образом, этот институт является комплексным, и используется на разных стадиях уголовной ответственности и учитывает различные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления: освобождение от уголовной ответственности (обвиняемые и подозреваемые), освобождение от наказания (осужденные), снятие судимости.
       Для использования амнистии необходимо наличие конкретных оснований и условий. К основаниям относятся условия разного характера, в частности: категория преступления; форма вины; осуждение лица впервые; осуждение к лишению свободы на определенный срок; осуждение к наказаниям, не связанным с лишением свободы; применение условного осуждения; применение отсрочки отбывания наказания и др.; к условию – совершение преступления до вступления в силу акта об амнистии.
     Акт об амнистии обуславливает определённые уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе:
     1) освобождение от уголовной ответственности, которое реализуется в процессе исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний:
а) о не возбуждении уголовных дел в отношении определенных категорий лиц;
б) прекращении уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания и предварительного расследования, а также дел, оконченных предварительным расследованием, но не рассмотренных судом;
     2) освобождение от наказания, которое осуществляется путем:
а) освобождения от назначенного наказания в полном объеме при постановлении обвинительного приговора суда или до обращения его к исполнению;
б) сокращение срока или размера назначенного наказания;
в) замены назначенного наказания более мягким;
г) освобождения от дополнительного наказания;
д) сокращения не отбытой части наказания;
     3) снятие судимости.
	Акт об амнистии считается неотъемлемым и обязательным основанием с целью смягчения участи лиц, указанных в нем (сокращения срока наказания, освобождения от уголовной ответственности, от наказания, и т.д.). Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которое возложено применение амнистии (следствия, суда, органов дознания, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставит своей целью зависимость от последующего поведения лица или каких-то иных условий.
	Акт об амнистии в соответствии с Конституцией РФ не устанавливает рамки использования и не называет направлений этих актов. В соответствии с этим, амнистия может затрагивать любого контингента лиц и любых совершенных ими преступлений. И аналогичные примеры на практике не единичны. Так, например, в соответствии с Постановлением Государственной Думы от 20 апреля 2005 г. «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-145 гг.» были освобождены все осужденные ветераны Великой Отечественной войны и бывшие узники концлагерей не зависимо от характера совершаемых ими преступлений и сроков лишения свободы.6 Из практики принятых ранее актов амнистии можно выделить, что амнистия (за редким исключением) не применяется к лицам, совершивших тяжкие преступления, осужденных за особо тяжкие преступления, на злостных нарушителей порядка отбывания наказания, на осужденных, уже освободившихся из мест лишения свободы в порядке амнистии или помилования и вновь совершившие преступления. Все эти обстоятельства говорят о том, что одна из главных целей амнистии заключается в проявлении гуманного отношения прежде всего к лицам, которые готовы встать на путь исправления и перевоспитания. Но тем не менее ряд современных российских юристов высказываются против института амнистии, и опровергают законность и правомерность этого института. По мнению С.Н. Сабанина, издание актов амнистии может привести к нарушению принципа справедливости, поэтому амнистия не должна иметь место ни в практике высших органов государственной власти, ни в уголовном законодательстве. Кроме того, многие авторы, настаивающие на ликвидации института амнистии, аргументируют это тем, что она может повлечь всплеск преступности и рост рецидива среди лиц, освобожденных от уголовной ответственности.
     Все же в целом амнистия рассматривается как необходимая мера применения. Таким образом, в настоящее время малозначительные и не представляющие общественной опасности преступления составляют около 1/5 всех совершенных в государстве преступлений, практическая деятельность освобождения от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия, получила широкое распространение и ей отводится существенная роль в борьбе с преступностью. Из числа положительных качеств амнистии следует определить то, что она соответствует целям экономии уголовной репрессии, способствует исправлению наказания в сторону его смягчения и т.п.
	Подводя итог можно сделать вывод, амнистия — это постановление Государственной Думы, представляющий собой нормативно-правовой акт высшей юридической силы в сфере регулирования уголовно-правовых взаимоотношений, которое смягчает участь лиц, которые признаны виновными в совершении преступления. Так же действие амнистии распространяется на индивидуально неопределенную категорию лиц.


ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОМИЛОВАНИЯ.

     В соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ у каждого осужденного есть конституционное право просить о помиловании.8 Обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный (или отбывший наказание). Также в соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ помилование является исключительной прерогативой Президента РФ, оно осуществляется путем издания индивидуального правового акта – Указа Президента РФ о помиловании.
	Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство фиксируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказания, в специальном журнале и далее направляется в территориальный орган Министерства юстиции России. Отклонение в направлении ходатайства никак невозможно, т.к. любой осужденный имеет право просить о помиловании. К ходатайству прилагаются: копия приговора; сведения о возмещении ущерба; сведения о рассмотрении предыдущих ходатайств о помиловании; справка о состоянии здоровья; представление администрации учреждения или органа с характеристикой осужденного и другие документы, необходимые для решения вопроса о помиловании. Затем территориальный орган Министерства юстиции России, проверив правильность оформления документов, в семидневный срок направляет их в Комиссию по вопросам помилования. Комиссия подготавливает решение о помиловании и представляет его высшему должностному лицу субъекта РФ, не позднее чем через 30 дней. Высшее должностное лицо субъекта РФ выносит Президенту РФ представление о необходимости использования акта помилования в отношении ходатайствующего лица. Комиссия и высшее должностное лицо субъекта РФ, рассматривая дело о помиловании осужденного, вправе потребовать от 
_____________________________
8. Бархатова Е.Ю.  Комментарий к Конституции Российской Федерации.
администрации учреждений, органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, с целью подготовки материалов решения о помиловании осужденного. Такого рода запрос должен быть исполнен не позже чем через 10 дней.
	Лицо, которое имеет судимость, отправляет ходатайство о ее снятии на имя Президента РФ в комиссию согласно помилованию субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ в срок до 15 дней со дня получения заключения комиссии по вопросам помилования вносит Президенту РФ представление о соответствии использования акта помилования в отношении лица, имеющего судимость. Высшее должностное лицо субъекта РФ отправляет ходатайство о помиловании в Управление Президента РФ по вопросам помилования, которое должно подготовить их для представления Президенту РФ в течение 14 дней. Президент РФ знакомится с документами рекомендации применения помилования к осужденным, а также и с предложениями об отказе в нем и принимает окончательное заключение.
	Такова точная, с четким распределением согласно периода её реализации, процедура решения вопроса о помиловании осужденного Президентом РФ. Она гарантирует справедливое использование этого института в наименьшие сроки с учетом мнения граждан. С основанием её использования свойство подготовки ходатайств о помиловании усовершенствовалось. Появилась возможность выполнения выездных заседаний комиссий по помилованию в колониях с учетом заинтересованных в помиловании осужденных. Новый процесс рассмотрения дел о помиловании увеличивает аргументированность и качество принимаемых комиссией заключений.
	Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган Министерства юстиции России, администрации учреждения. В случае если Президент РФ отклонил ходатайство о помиловании повторное рассмотрение обращения, осужденного разрешается не раньше, чем через год за исключением случаев появления новых обстоятельств, которые имеют значение для применения акта помилования. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо по его поручению председателем комиссии.
	Во случае предотвращения волокиты и злоупотреблений на региональном уровне Министерство юстиции РФ каждый месяц представляет Президенту РФ, обобщенные данные о ходатайствах и помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.
	Список лиц подлежит опубликованию в местных средствах массовой информации, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта РФ к помилованию. В данном списке также указывается и статья уголовного закона, согласно которой осуждены лица, обратившиеся с ходатайством о помиловании. Губернатор также вправе обнародовать аргументы, которых он придерживался при принятии соответствующего решения.
	Период, согласно истечению которого после начала отбытия наказания можно обращаться с ходатайством о помиловании законодательством никак не установлен. Ни УК РФ, ни УИК РФ не устанавливают этих сроков.3На основании вышеизложенного, можно сделать вывод т.к. срок обращения с ходатайством о помиловании законом не определен, с таким ходатайством осужденный вправе обращаться в любое время, даже в первые дни начала отбывания наказания.
	В соответствии с ч. 2 ст. 85 УК РФ и п. 2 «Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ»11 - помилование применяется к лицу, отбывшему либо отбывающему уже назначенное наказание.
_________________________________
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ.
11. Дьяков С.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации
Правоприменительная практическая деятельность изъяснила данные утверждения подобным способом, что лица, освобожденные от отбывания назначенного наказания, например, женщины, которые имеют отсрочку отбывания наказания в порядке ст. 82 УК РФ не вправе обращаться с ходатайством о помиловании. 
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 4 декабря 2007 г. № 957-О-О признал данные положения в соответствии с Конституцией РФ, т.к. по мнению Суда, они не могут рассматриваться как ограничивающие исполнение помилования в отношении женщин, осужденных к лишению свободы с отсрочкой отбывания наказания. Итак, согласно смыслу этой правовой позиции Конституционного Суда РФ, помилование может применяться и к лицам, которые осуждены условно.
	Отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть сокращено либо заменено наиболее мягким видом наказания в соответствии с актом помилования. Также с лица, который отбывает наказание, актом помилования может быть снята судимость.
	Используя при помиловании осужденного такого рода вид смягчения его положения, равно как замена назначенного наказания более мягким видом наказания, в принятии решения Президент РФ не связан положениями ст. 80 УК РФ. Любому осужденному любое наказание (основное) может быть заменено любым другим более мягким видом (основным) наказания актом помилования, но в пределах, установленных в Общей части УК РФ для заменяющих наказаний. Единственное ограничение применяется только для замены смертной казни. В соответствии с ч. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена лишением свободы на срок двадцать пять лет или пожизненным лишением свободы.
	Помилование применяется:
а) в отношении лиц, которые осуждены судами Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ;
б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, которые отбывают наказание в России в соответствии с международными договорами РФ;
в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.
	Помилование при этом, не применяется в отношении осужденных:
а) совершивших умышленное преступление в период испытательного срока условного осуждения, назначенного судами;
б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания боле мягким наказанием.
	Помилование применяется в отношении индивидуально определенного круга лиц (нескольких лиц). В отличие от амнистии при помиловании нет постатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к осужденному за совершение любого преступления. Опять же в отличие от амнистии помилование применяется только к лицу, уже осужденному за совершение преступления. В итоге, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е. помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.
	На территориях субъектов Российской Федерации образованы комиссии по вопросам помилования на основании Указа Президента РФ от 28 декабря 2001 г. №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях 
_________________________
4. Указ Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 (ред. от 07.12.2016) «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»
субъектов РФ».4 На территории Тюменской области действует Постановление от 11 марта 2002 года №67 «Об утверждении положения о комиссии по
вопросам помилования в Тюменской области». Их основными задачами являются:
     - предварительный анализ ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, находящихся на территории субъекта РФ, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
     - подготовка решений согласно материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
     - осуществление общественного контроля за своевременным и верным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;
     - подготовка предложений о увеличении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной систему, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта РФ, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.
	Состав комиссии по вопросам помилования субъекта РФ и Председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). В нее входят не менее 11 человек, основные требования к кандидатам в первую очередь — это гражданство РФ, высшее образование, лица, пользующиеся уважением у сограждан и обладающие безупречной репутацией. Заключение комиссии считается правомочным, в случае если на заседании присутствует никак не меньше пятидесяти процентов её членов; принимается большинством голосов. В случае их равенства голос Председателя комиссии является решающим. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года; не меньше двух третей ее членов состоит из представителей общественности. Члены комиссии реализовывают свою деятельность на общественных началах.
	В практической деятельности встречается вопрос: на какое наказание может быть заменена смертная казнь в порядке помилования, если приговор к смертной казни был вынесен на основе норм УК РСФСР, не предусматривавших (до декабря 1992 г.) наказание в виде пожизненного лишения свободы, а осужденный был помилован в соответствии с УК РФ, предусматривающим этот вид наказания? Встает вопрос каким уголовным законом должен руководствоваться Президент РФ, применяя помилование к осужденным к смертной казни, - действующим на момент совершения преступления (или осуждения) или же действующим на момент принятия решения о помиловании?
Так, например, в Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ обращались осужденные с обжалованием положений ч. 3 ст. 59 УК РФ, в соответствии с которыми смертная казнь им была заменена пожизненным лишением свободы, и самих Указов Президента РФ о помиловании в соответствии с которыми смертная казнь им была заменена пожизненным лишением свободы. Осужденные считали, что эти акты помилования нарушают ч.1 ст. 54 Конституции РФ и противоречат ч. 1 с. 10 УК РФ, положения которых исключают обратную силу закона, отягчающего ответственность или иным образом ухудшающего положение осужденного.14 
В качестве детального примера можно рассмотреть Определение Конституционного Суда от 11 января 2002 г. №60-О. В Конституционный Суд Российской Федерации7 обратился гражданин И.А. Филиппов, который
__________________________________
7. Определение Конституционного Суда РФ от 11.01.2002 N 60-О.
14. Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации.

25 мая 1990 года был осуждён Вологодским областным судом к смертной казни. Указом Президента Российской Федерации он помилован, и смертная казнь ему заменена пожизненным лишением свободы. В своей жалобе И.А. Филиппов утверждает, что смертная казнь ему должна была быть заменена лишением свободы на срок, не превышающий 20 лет, как это предусмотрено уголовным законом, действовавшим на момент совершения им преступления и вынесения приговора, а потому ч. 2 ст. 85 УК РФ, как допускающая возможность применения к осужденному лицу закона, отягчающего уголовную ответственность, противоречит ст. 50 (ч. 3), ст. 54 и ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ. Конституция РФ предоставляет право каждому осужденному просить о помиловании или смягчении наказания, но это право не дает полного удовлетворения любой просьбы о помиловании, т.е. не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке. 
     Ч. 2 ст. 85 УК РФ устанавливает, что помилование, осуществляемое в отношении индивидуально определенного лица, осужденного за преступление, может заключаться в освобождении такого лица от дальнейшего отбывания наказания, замене назначенного ему наказания более мягким видом наказания, снятии судимости с лица, отбывшего наказание. 
     Более того, помилование, как акт милосердия в силу своей природы не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем установленные в уголовном законе. Следовательно, замена смертной казни другим менее тяжким наказанием, предусмотренным действующим законом, не может рассматриваться как ухудшение положения осужденного лица. Конституционные права гражданина И.А. Филиппова, в том числе закрепленные в ст. 50 (ч. 3), ст. 54 и ст.  55 (ч. 3) Конституции РФ, в результате его помилования в предусмотренных ст. 85 УК РФ пределах нарушены не были, а значит, отсутствуют основания для рассмотрения Конституционным Судом РФ его жалобы.
     Верховный Суд РФ в своем решении от 27 апреля 2007 г. № ГКПИ0-355 исходил из того, что помилование считается институтом конституционного, а не уголовного права. Наказание, согласно акту помилования не назначается, а заменяется. Причем эта замена производится не в порядке уголовного судопроизводства, а в порядке конституционного права Президента РФ на помилование. Таким образом, в решениях высших судов установлено, что при помиловании Президент РФ должен руководствоваться действующим законодательством, а в порядке замены смертной казни на иные виды наказания осуществляется на момент принятия акта помилования независимо от времени совершения преступления.12
	Исходя из всего вышеизложенного можно сформулировать следующее определение помилования – это акт прощения, милосердия со стороны главы государства, который применяется к лицу, осужденному за совершение преступления при наличии уверенности в нем совершении им нового преступления с учетом личности осужденного и потерпевшего, состояния его здоровья, семейного положения осужденного, иных обстоятельств, свидетельствующих о правомерности применения акта помилования.















______________________________
12. Есаков Г.А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации.


     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
     В заключение стоит отметить, что в данной работе были весьма обширно рассмотрены и изучены весьма важные и актуальные вопросы уголовного законодательства, касаемо понятия, сущности и правовых последствий применения актов амнистии и помилования, то что разрешило прийти к последующим заключениям. 
     В первую очередь необходимо отметить какими признаками отличается амнистия от помилования:
1. Помилование осуществляется Указом Президента РФ, а амнистия – правовым актом, принимаемым Государственной Думой РФ.
2. Помилование не носит нормативного характера, а применяется в индивидуальном порядке. Амнистия имеет нормативный характер и распространяется на индивидуально не определённый круг лиц.
3. Помилование распространяется только на сужденных, а амнистия может освобо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%