VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Амнистия и помилование в уголовном праве Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002616
Тема: Амнистия и помилование в уголовном праве Российской Федерации
Содержание
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
(наименование выпускающей кафедры)




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Студента        Касимова Азата Маратовича
                                                          (фамилия, имя, отчество)

отделение              заочное                 факультет    юридический    

на тему:   «Амнистия и помилование в уголовном праве Российской Федерации»

Руководитель:  
Кандидат юридических наук, доцент
               (ученая степень, звание, Ф.И.О.)
Е.Н. Иванова   
                        (подпись, фамилия)

«Допустить к защите»
Заведующий кафедрой:                         В.Н. Сидоренко
	              (подпись)	
                  
             «         «                                          2017  г.



Москва, 2017 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
(наименование выпускающей кафедры)
                                       				 УТВЕРЖДАЮ
                                                   			Заведующий кафедрой
	                                   / В.Н. Сидоренко
                                                                                                      (подпись, И. О. Фамилия)
                                                                                   «      «                                     201    г.
                                       (дата)
ЗАДАНИЕ
на выпускную квалификационную работу студенту
 Касимову Азату Маратовичу
(фамилия, имя, отчество)
Тема работы: «Амнистия и помилование в уголовном праве Российской Федерации»

      Целевая установка: комплексный анализ всех правовых средств амнистии и помилования, разработка теоретически обоснованной, внутренне не противоречивой системы реализации права амнистии и помилования в уголовном праве России.
Вопросы, подлежащие разработке (исследованию):
       - историко-правовой анализ становления законодательства о применении амнистии и осуществления помилования;
       - теоретический анализ правовой природы амнистии и помилования;
       - место амнистии и помилования в законодательстве Российской Федерации;
       - понятие и сущность института амнистии и помилования в уголовном праве России;
       - уголовно-правовая характеристика амнистии и помилования по законодательству Российской Федерации;
       - охарактеризовать амнистию и помилование как новый единый институт досрочного внесудебного освобождения от наказания.
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации 
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
4. Додонов, В.Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. - М.: Юрлитинформ, 2009. - 448 с.
5. Курс уголовного права. Общая часть: Учебник. Т.2 / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Н.М. Тяжковой. - М., 2002. - С. 280. (автор главы Ю.М. Ткачевский).
Срок представления работы             30 марта 2017
Дата выдачи задания                          07 ноября 2016
Руководитель:     к.ю.н. доцент                                                        Е.Н. Иванова
                                                                  (ученая степень, звание, подпись, фамилия)
Задание получил:                   07 ноября 2016                                     А.М. Касимов
(дата, подпись, фамилия студента)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
   УТВЕРЖДАЮ 
Руководитель выпускной
квалификационной работы
                                   /     Е.Н. Иванова
                    (подпись, И. О. Фамилия)
                      «07»  ноября 2016 г            
ГРАФИК
подготовки и оформления выпускной квалификационной работы
на тему: «Амнистия и помилование в уголовном праве Российской Федерации»
студента   5   курса       Касимова Азата Маратовича
                                                                  (фамилия, имя, отчество)
факультет  юридический
№
Выполняемые работы и мероприятия
Сроки 
выполнения
Отметка 
о выполнении и решение  
руководителя
1
Выбор темы ВКР и ее утверждение ректором МИЭП
до 31.10.2016
выполнено
2
Подбор литературы, ее изучение и обработка. 
Составление предварительной библиографии
до 20.11.2016
выполнено
3
Составление плана дипломной работы 
и согласование его с руководителем
до 20.11.2016
выполнено
4
Разработка и представление на проверку первой главы работы
до 30.12.2016
выполнено
5
Разработка и представление на проверку второй главы работы
до 10.02.2017
выполнено
6
Разработка и представление на проверку третьей главы работы
до 10.03.2017
выполнено
7
Подготовка и согласование с руководителем 
основных выводов и предложений
до 20.03.2017
выполнено
8
Представление окончательной редакции работы заведующему выпускающей кафедрой
до 30.04.2017
выполнено
9
Предварительная защита
до 30.04.2017
выполнено


                                                         (подпись студента)
«30» апреля 2017 г. 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
   УТВЕРЖДАЮ 
Руководитель выпускной
 квалификационной работы
                                   /     Е.Н. Иванова
                    (подпись, И. О. Фамилия)
                      «20»  ноября 2016 г.            
ПЛАН
выпускной квалификационной работы на тему: Амнистия и помилование в уголовном праве Российской Федерации.
студента        5       курса  Касимова Азата Маратовича
                                                     (фамилия, имя, отчество)
факультет    юридический	
Введение	6
Глава 1. Теоретические аспекты амнистии и помилования в уголовном праве Российской Федерации	9
1.1. Историко-правовой анализ становления законодательства о применении амнистии и осуществления помилования	9
1.2. Теоретический анализ правовой природы амнистии и помилования	18
1.3. Место амнистии и помилования в законодательстве Российской Федерации	29
Глава 2. Анализ института амнистии и помилования в уголовном праве Российской Федерации	36
2.1. Понятие и сущность института амнистии и помилования в уголовном праве России	36
2.2. Уголовно-правовая характеристика амнистии и помилования по законодательству Российской Федерации	47
2.3. Амнистия и помилование как новый единый институт досрочного внесудебного освобождения от наказания	50
Заключение	60
Список использованных источников и литературы	63

 « 18 «  ноября  2016 г.    
       (подпись студента)
Оглавление
     
Введение	6
Глава 1. Теоретические аспекты амнистии и помилования в уголовном праве Российской Федерации	9
1.1. Историко-правовой анализ становления законодательства о применении амнистии и осуществления помилования	9
1.2. Теоретический анализ правовой природы амнистии и помилования	18
1.3. Место амнистии и помилования в законодательстве Российской Федерации	29
Глава 2. Анализ института амнистии и помилования в уголовном праве Российской Федерации	36
2.1. Понятие и сущность института амнистии и помилования в уголовном праве России	36
2.2. Уголовно-правовая характеристика амнистии и помилования по законодательству Российской Федерации	47
2.3. Амнистия и помилование как новый единый институт досрочного внесудебного освобождения от наказания	50
Заключение	60
Список использованных источников и литературы	63

     
     
     Введение
     
     Актуальность исследования. Данная тема актуальна, так как институт амнистии и помилования в последнее время стал привлекать к себе повышенное внимание. Это связано с тем, что власти стремятся к гуманизации законодательства.
     Одной из форм государственного прощения является возможность применения к лицам, которые совершили преступление, процедуры освобождения от уголовной ответственности или наказания на основании закона об амнистии и акта о помиловании, которая реализует принцип гуманизма, что направлен на защиту всех членов общества.  
     В системе существующих в уголовном законодательстве Российской Федерации1 видов освобождения от ответственности или наказания, амнистия и помилование занимают важное место.
     Это подтверждается особенным государственно-правовым статусом субъектов объявления амнистии и осуществления помилования Российской Федерацией.
      Объектом исследования выступают правоотношения, складывающиеся в связи с применением амнистии и помилования.
      Предмет исследования составляют теоретические и практические вопросы правового регулирования амнистии и помилования в уголовном праве.
     Значительный вклад в освещение проблем уголовно - правовой политики в сфере амнистии и помилования сделали такие отечественные и зарубежные научные работники, как О.Г. Кальман, В.В. Комаров, О.М. Костенко, В.М. Куц, О.М. Литвак, Т.О. Лисниевски-Костарева, В.В. Лунеев, В.Т. Маляренко, К.М. Мирзажанов, О.С. Михлин, А.А. Музыка, И.О. Навроцкий, М.И. Панов, П.С. Ромашкин, В.В. Сташис, В.Я. Таций, В.П. Тихий, И.О. Туляков, П.Л. Фрис и другие.
      Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ всех правовых средств амнистии и помилования, разработка теоретически обоснованной, внутренне не противоречивой системы реализации права амнистии и помилования в уголовном праве России. 
      Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие исследовательские задачи: 
      - провести историко-правовой анализ становления законодательства о применении амнистии и осуществления помилования;
      - провести теоретический анализ правовой природы амнистии и помилования;
      - определить место амнистии и помилования в законодательстве Российской Федерации;
      - изучить понятие и сущность института амнистии и помилования в уголовном праве России;
      - рассмотреть уголовно-правовую характеристику амнистии и помилования по законодательству Российской Федерации;
      - охарактеризовать амнистию и помилование как новый единый институт досрочного внесудебного освобождения от наказания.
      Нормативно-правовую основу работы составили: Конституция РФ, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, указы Президента РФ, постановления Государственной Думы РФ и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы уголовного права, правовые позиции Конституционного Суда РФ. 
      Методологию научного исследования составили общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, диалектический метод и др.) и специально-юридические методы (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный и др.).
      Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке ряда предложений о внесении изменений и дополнений в УК РФ.
      Структура работы обусловлена целью и задачами и включает введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
     
     
Глава 1. Теоретические аспекты амнистии и помилования в уголовном праве Российской Федерации
     
     1.1. Историко-правовой анализ становления законодательства о применении амнистии и осуществления помилования
     
     Прежде чем начать исследование социально-правовых особенностей институтов амнистии и помилования, необходимо отметить, что полное и объективное понимание правовой природы амнистии и помилования невозможно без исторической оценки таких явлений, характеристики институтов амнистии и помилования на разных этапах существования и развития российской государственности.
     Так, М.С. Таганцев отмечал, что историческая оценка любого закона является одним из приемов критического анализа права2.
     Историческая оценка правового явления требует рассматривать каждый вопрос с точки зрения того, как это явление в истории возникло, какие основные этапы в своем развитии прошло, а с точки зрения его развития – взглянуть, каким это явление является сейчас3.
     Действительно, изучение правового явления в генезисе позволяет путем исследования реальных фактов истории выявить не только проявления феномена, но и предпосылки его возникновения и последствия: история налагает свой отпечаток на связки права со всеми социальными реалиями, отображает траекторию его эволюции, сопротивление со стороны консервативных сил и события, что стимулируют развитие4.
     В историческом аспекте праобразом амнистии и помилования является право пострадавшей личности прощать своего обидчика.
     Первые упоминания об освобождении от наказания на территории современной России путем любования или прощения находим еще во времена Киевской Руси, в которой правом помилования был наделен не только князь Киевский, но и другие князья русских земель.
     Так, Даниил Галицкий после завоевания города Галич, которое с помощью боярства было захвачено Ростиславом, проявил милосердие и помиловал галицких бояр, невзирая на их измену5.
     Конституцией СССР 1924 года было предоставлено право амнистии, а также право помилования и реабилитации относительно граждан, которые были осуждены судебными или административными органами Союзных Республик, Центральным Исполнительным Комитетам соответствующих Республик6.
     Как видим, с образованием СССР и принятием Конституции 1924 года как право осуществления помилования, так и право на объявление амнистии фактически стали компетенцией одного и того же органа власти – ЦИК СССР и ЦИК Союзных Республик. Разница между компетенцией ЦИК СССР и ЦИК Союзных Республик в данном случае выражалась в том, что право помилования, которое принадлежало ЦИК СССР, распространяло свое действие на всю территорию Союза, а право помилования, которое принадлежало к компетенции ЦИК Союзных Республик, ограничивалось в действии лишь на территории определенной Республики7.
     Следует отметить, что как общесоюзные, так и республиканские акты амнистии распространяли свое действие не только на лиц, которые совершили преступление, но и применялись к лицам, которые совершили административные или даже дисциплинарные правонарушения.  В советских республиках амнистия имела такие формы: общая амнистия, частная амнистия и реабилитация.
     Общая амнистия применялась по отношению к целым группам обвиняемых и осужденных. Акты общей амнистии, как правило, приурочивались к знаменательным событиям (например, к годовщине февральской революции, международного дня труда). Они могли касаться как разных видов преступлений (например, амнистия от 18 августа 1923 года по случаю празднования праздника образования СССР), так и конкретного его состава (амнистия от 18 июля 1923 года для «самогонщиков»).
     В противовес общей амнистии, частная амнистия касалась конкретно определенного лица. По общему правилу частная амнистия применялась к лицам, которые были уже осуждены. Но не исключалось также освобождение в порядке частной амнистии от еще не начатого уголовного преследования или остановки уже начатого преследования.
     Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в этот период такие два понятия, как «частная амнистия» и «помилование», отождествлялись, а в законодательстве эти два термина употреблялись как синонимы. Реабилитацией считалось возобновление лица в правах, разрешение заниматься той или другой деятельностью, которой ему было запрещено заниматься по приговору суда, снятие судимости по ходатайству заинтересованного лица.
     Следует отметить, что все амнистии первых годов советской власти имели политически - классовый характер. Она всегда была инструментом государственной политики, выполняя определенные функции в ходе государственного развития. Амнистия, как правило, применялась для внесения корректив в судебные приговоры, которые вступали в противоречие с быстротекущей жизнью.
     В процессе укрепления и роста советского государства отдельные категории преступлений, которые представляли особую опасность, впоследствии такую теряли. Поэтому государство путем применения  амнистии освобождало таких лиц от отбывания наказания. Также амнистии посвящались выдающемуся для государства дню, событию и были «актом милости» с целью вовлечь в празднование и лиц, которые отбывают наказание, для того, чтобы показать гуманное и терпимое отношение государства к осужденным.
     Далеко не всегда название акта об амнистии или помиловании раскрывало его сущность. Более того, нередко название документа (языком оригинала) выглядит несколько необычным и даже странным.
     К таким принадлежат, прежде всего, постановления ЦИК от 25 сентября 1920 года «О проведении в больших размерах разгрузки всех мест лишения свободы на территории СССР»8 и от 14 сентября 1921 года «О ликвидации уголовных дел, связанных с продразверсткой».
     Аналогично воспринимается наименование постановления ЦИК и РНК СССР от 14 июля 1937 года «О награждении и льготах для строителей канала Москва-Волга». Без ознакомления с содержанием подобных документов достаточно сложно понять, что в них речь идет собственно об амнистии или помиловании.
     На основе вышеизложенного, исходя из особенностей применения выше приведенных институтов в конкретный исторический период, считаем правильной следующую периодизацию развития институтов амнистии и помилования.
     Княжеский период (X-XV век). Этот период начинается с момента укрепления и централизации государственной власти на территории Киевской Руси: речь идет о компетенции князя Киевского и удельных князей, которым принадлежало право помилования.
     Характерной особенностью института помилования является то, что оно дарится как отдельно определенным лицам, так и целым группам лиц, которые совершили преступления.
     Имперский период (XV век-1845 год). На этом этапе большинство земель современной Украины входит в состав царской России, и,  соответственно, развитие института помилования происходит в пределах правового поля государства-метрополии. В этот период институт помилования характеризуется такими основными признаками: 
     - появляются первые писаные своды законов, в которых в сфере полномочий царя упоминается и о его праве на осуществление помилования и прощения; 
     - помилованние осуществляется путем издания царского Манифеста; 
     - помилование предусматривает как полное, так и частичное освобождение от наказания или смягчения назначенного наказания; 
     - помилование («милость царя») приурочивается к определенным примечательным или праздничным событиям.
     Поздний имперский период (1845-1917 годы). Выделение такого периода в истории развития института помилования, по нашему мнению, является целесообразным в связи с принятием в 1845 году Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, которое, в отличие от нормативных актов «императорского периода», содержит в себе целый ряд прогрессивных норм, которые и урегулировали процедуру применения помилования.
     Переходный период (1917-1924 года). Характеризуется появлением такого института освобождения от наказания, как амнистия. Этот период известен широкомасштабными амнистиями. Они провозглашались часто и фактически имели революционный характер и отображали сущность политически неустойчивого общества.
     Ранний советский период (1924-1947 годы). В этот период проходит разграничение полномочий между органами государственной власти и управления Союза с органами власти советских республик по поводу осуществления амнистии и помилования.
     Сроки «частной амнистии» и «помилования» отождествляются в советском законодательстве 1924-1947 гг. Кризисный советский период (1947-1953 гг.). Отмечается жестокой репрессивной политикой со стороны руководства государства. Амнистии в этот период не провозглашаются.
     Поздний советский период (1953-1990 годы). В советском законодательстве четко содержатся и укореняются такие институты освобождения от наказания, как амнистия и помилование.
     Новейший период (1990-2016 годы). В пределах этого периода выделяем три основных этапа развития и законодательного урегулирования вопросов объявления амнистии и осуществления помилования: с момента принятия Конституции (во время действия еще Уголовного кодекса 1960 года) и по настоящее время.
     Современный период существования и развития институтов амнистии и помилования на территории Российской Федерации происходит в условиях утверждения принципов демократизма. Действующий УК РФ четко следует конституционным требованиям демократического, социального, правового государства, признанию человека, его жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности и безопасности наивысшей социальной ценностью, конституционному принципу верховенства права со всеми вытекающими из этого последствиями, присущими уголовному праву цивилизованных стран, в частности законности, равенства граждан перед уголовным законом, справедливости, гуманности уголовного закона и наказания, индивидуализации уголовной ответственности и наказания.  
     Современный компьютерно-глобализующий мир, в котором мы живем, требует от правоведов все более глубоких знаний не только отечественного законодательства, но и законодательства государств-соседей9.
     Интернационализация преступности, интересы миграционного сотрудничества относительно противодействия такой преступности, права и свободы человека и их законодательное обеспечение и уголовно-правовая охрана, международные стремления, особенно курс на интеграцию, обусловливают не только научный, но и прагматический интерес к состоянию и перспективам уголовного законодательства зарубежных государств, а особенно стран континентальной Европы10.
     Как справедливо отмечают российские научные работники в сфере сравнительного права, необходимым для изучения истории права и его философского осмысления, для национального права в плане его усовершенствования, для взаимопонимания народов и создания наилучших форм международных отношений – вот это является целью исследований уголовного законодательства зарубежных стран, а также, соответственно, осуществления комплексного сравнения с национальным законодательством11.
     На сегодняшний день для каждого государства особенно актуальным является вопрос создания его качественного права. Для этого следует, в частности, использовать результаты сравнительно-правовых исследований относительно элементов правовой системы.
     Поэтому крайне необходимым для сравнительного правоведения является изучение права других государств, учитывая многочисленные международные связки, юридические соглашения, а также унификацию права.
     Как заметил французский юрист Марк Ансель, изучение зарубежного законодательства открывает перед юристом новые горизонты, дает  возможность лучше понять право своего государства, поскольку специфические черты этого права особенно четко сказываются в сравнении с другими правовыми системами. Сравнение способно вооружить идеями и аргументами, которые не возможно получить даже при очень хорошем знании своего права12.
     Так, глава 13 Уголовного кодекса Республики Киргизстан посвящена амнистии, помилованию, судимости13.
     Статьей 74 Уголовного кодекса Республики Киргизстан определено, что акт об амнистии издается относительно индивидуально неопределенного круга лиц парламентом Республики. Также определено, что амнистия является основанием как освобождение от ответственности, так и от наказания. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного наказания на основании акта об амнистии.
     Похожий порядок регламентации институтов амнистии и помилования находим в Уголовном кодексе Республики Таджикистан14.
     Так, нормы об амнистии и помиловании размещены во главе 13 Кодекса, которая имеет название «Амнистия. Помилование. Судимость. Реабилитация». Относительно определения понятия амнистии, порядка амнистии, уголовно-правовых последствий ее применения, то нормы Уголовного Кодекса Республики Таджикистан аналогичны нормам, которые помещены в Уголовном кодексе Республики Киргизстан. За исключением нормы, которая предусматривает, что на основании акта об амнистии с лица может быть снята судимость.
     В соответствии со статьями 77-78 Уголовного кодекса Грузии на основании актов об амнистии и помиловании с лиц, которые отбыли наказание, может быть снята судимость15.  
     Согласно ст. 75 Уголовного кодекса Республики Киргизстан лицо, осужденное за совершение преступления, на основании акта о помиловании может быть освобождено от последующего отбывания наказания или наказания, может быть сокращено или заменено более мягким видом.
     Часть 4 этой же статьи определяет момент возникновения у осужденного права ходатайствовать о помиловании – по отбыванию осужденным не меньше половины назначенного срока наказания.
     Уголовным кодексом Азербайджанской Республики установлено правило относительно помилования лиц, которые осуждены к пожизненному лишению свободы. В соответствии со статьей 82 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики пожизненное лишение свободы в порядке помилования может быть заменено лишением свободы на срок не более 25 лет16.
     Как на дополнительную гарантию прав потерпевших от преступлений в случае, когда лицо, которое его совершило, освобождено от наказания или ответственности на основании акта об амнистии или помиловании, необходимо обратить внимание на прогрессивную норму, которая могла бы быть заимствованной и внедренной в действующее уголовное законодательство Украины, о возмещении вреда, которая имеется в Уголовном кодексе Республики Таджикистан. Так, согласно с примечанием к статьям 82 (амнистия) и 83 (помилование) применения актов об амнистии и помиловании не является препятствием для права пострадавшей личности получить компенсацию вреда, которая причинена преступными действиями.
     В Уголовных кодексах Латвийской17 и Эстонской Республик18 отдельными разделами или статьями вопрос амнистии и помилования не регламентирован. А лишь упоминается о том, что амнистия и помилование являются актами внесудебными и, в отличие от других видов освобождения  от наказания и ответственности, применяются на основании специальных актов об амнистии и помиловании19.
     Таким образом можно сделать вывод, что правовой институт прощения – помилование является характерным для всех без исключения государств романо-германской системы права, хотя наблюдаем значительные и специфические отличия в способах нормативного закрепления в действующем законодательстве того или другого государства института помилования и самой процедуры применения акта о помиловании.
     Амнистия как основание освобождения от наказания не является типичной для государств континентальной Европы, а применение такой процедуры является прерогативой для законодательства государств постсоциалистического лагеря.
     
     1.2. Теоретический анализ правовой природы амнистии и помилования
     
     Лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным, должно понести предусмотренное закон наказание. Назначение и исполнение наказания – основной метод реализации уголовной ответственности. Однако наказание не является самоцелью. Оно применяется не только в целях восстановления социальной справедливости, как сказано в ч. 2 ст. 43 УК РФ, но и для исправления осужденного. Поэтому в тех случаях, когда такое исправление достигается досрочно, до момента полного отбывания срока наказания, назначенного судом, или когда исправление осужденного вообще достигнуть невозможно ввиду, например, его болезни, закон позволяет освободить осужденного, полностью или частично, от отбытия наказания. Таким образом, освобождение от наказания применяется в тех случаях когда, цели наказания в силу личных особенностей осужденного не могут быть достигнуты или уже достигнуты досрочно вследствие положительного поведения осужденного.
     В отдельных случаях освобождению от уголовного наказания может предшествовать освобождение от уголовной ответственности. Но освобождение от уголовного наказания не влечёт одновременного освобождения осуждённого от уголовной ответственности. Следует так же отметить что, при освобождении от уголовной ответственности уголовно-правовые регулятивные отношения прекращают своё действие, тогда как при освобождении от уголовного наказания они нередко сохраняются (например, до погашения или снятия судимости). При разграничении данных институтов уголовного права на сегодня ещё нельзя не учитывать и их различную уголовно-процессуальную форму: освобождение от уголовного наказания, в отличие от уголовной ответственности, осуществляется только судом.
     Амнистия и помилование являются частью комплекса мер по борьбе с преступностью. После амнистии в места лишения свободы возвращаются около 40% бывших осуждённых, после помилования – единицы. Статистика утверждает, что только 4 % помилованных осуждённых совершают преступления повторно20.
     Институты амнистии и помилования не являются новеллами современного уголовного законодательства, поэтому их исследование занимались учёные на всех этапах развития уголовного права России и других стран.
     Одной из фундаментальных работ дореволюционного периода по анализируемой теме является труд П.И. Люблинского «Право амнистии: историко-догматическое и политическое исследование», изданное в Одессе в 1907 г. По мнению П.И. Люблинского, «амнистия есть, по существу, отмена законов в специальных случаях, приложительно к прошлому; только закону может быть предоставлена отмена другого закона. Далее, амнистия, являясь средством, прерывающим течение правосудия, служа препятствием исполнения законов, по существу, не может принадлежать исполнительной власти»21.
     Изложенная позиция может быть обоснована с учётом положений современного УК РФ. В ст. 84 УК РФ отсутствует законодательное определение амнистии. В ней назван только субъект, правомочный принимать акт об амнистии – это Государственная Дума Федерального Собрания РФ, то есть орган, принимающий законы РФ. Такое положение закона даёт основание для вывода, сформулированного П.И. Люблинским.
     Вопрос о нормативной природе амнистии является спорным в теории уголовного права. Так, по мнению Ю.М. Ткачевского, «будучи актом высшего органа государственной власти, амнистии имеют нормативный характер. Их предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Эти предписания распространяются на индивидуально не определённый круг лиц»22.
     И.Л. Марогулова считает, что «правовая природа актов амнистии отличается от правовой природы нормативных актов», поскольку первые не отменяют, не изменяют норм права и не корректируют их, правила действия уголовного закона во времени не касаются амнистии, и такие акты не включаются в Свод законов, в который входят только нормативные акты. На её взгляд, амнистия выступает в виде «государственного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовной политики страны»23.
     По нашему мнению, наиболее точно отражает правовую природу амнистии подход А.В. Мицкевича, который пишет, что в системе официальных актов встречаются смешанные акты, в которых одновременно закреплены и нормативные, и индивидуальные предписания. Такие акты являются нормативными в той части, в какой они имеют правотворческий характер, и в соответствии с этим являются носителями юридических предписаний – формой права24. Действительно, акт амнистии есть результат правотворческой деятельности законодательного органа государства, но одновременно с этим, амнистия – индивидуально-правовой акт, который обеспечивает реализацию правовых норм в связи с конкретным делом, вызывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав обязанностей точно определённых субъектов права25.
     Из текста ст. 84 УК РФ трудно установить содержание института амнистии. Согласно толковому словарю амнистия происходит от греческого amnestia – прощение, забвение; осуществляемое верховной властью полное или частичное освобождение от наказания осуждённых судом лиц26.
     Постановления Государственной Думы об амнистии распространяются на индивидуально не определённый круг лиц либо деяний. В соответствии с ч.2 ст. 84 УК РФ, актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности, освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания, либо с лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость. С.А. Сотниковым была определена социальная специфика амнистии, отличающая её от смежного института помилования: «амнистия имеет объективный характер, а помилование – личный; амнистия основывается на социальном значении определённого рода преступлений, а помилование – на индивидуализации ответственности. Таким образом, амнистия находит своё основание в свойствах преступлений»27.
     Акт амнистии не нейтрализует действующий закон, не декриминализирует преступное деяние, совершенное амнистируемым, а только смягчает участь лиц, осужденных за правонарушение. А это означает проявление к ним милосердия со стороны государства.
     Объявление амнистии, форма этого акта, пределы его действия и субъекты, осуществляющие амнистию, установлены Конституцией РФ.
     В соответствии с п. «е» ст. 103 Конституции РФ акты амнистии объявляются Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Они издаются в тех случаях, когда государство находит возможным без ущерба для интересов общества облегчить участь людей, виновных в совершении правонарушений. Инициатива издания актов амнистии исходит от законодательных органов, которые перед этим досконально изучают криминогенную обстановку в стране.
     Государственная Дума РФ решает вопрос о пределах распространения амнистии, принимая во внимание при этом криминогенную обстановку и иные обстоятельства. В частности, она рассматривает категории преступлений, к которым может быть применена амнистия, учитывая не только их общественную опасность, но и их распространенность, степень вреда, причиненного интересам личности, государственным либо общественным интересам, а также общественный резонанс этих деяний.
     Но среди теоретиков уголовного права есть противники существования и применения амнистии. Например, С.Н. Сабанин предлагает отказаться от амнистии. По его мнению, единственным основанием для применения досрочного освобождения любого вида должна быть степень исправления осуждённого или снижение его общественной опасности. Амнистия не позволяет тщательно изучить личность каждого лица, поскольку распространяются на целые категории осуждённых28.
     Мы не согласны с данным мнением. Приведём следующие доводы. Действительно Постановление Государственной Думы об объявлении амнистии выносится в отношении индивидуально не определённого круга лиц либо деяний. Но индивидуальный подход к осуждённым нередко заложен в самих постановлениях об амнистии. Например, согласно постановлению Государственной Думы РФ от 19 апреля 2006 г., амнистия не распространялась: .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44