VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Амнистия и помилование в рф

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001209
Тема: Амнистия и помилование в рф
Содержание



АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ В РФ

























Содержание
Введение…………………………………………………………………………3 
Глава1. Историческое развитие института амнистии и помилования……………………………………………………………...……..6
1.1. Социальная и правовая природа освобождения от уголовной ответственности и наказания ……………...………………………………..…6
1.2. История развития институтов амнистии и помилования в отечественном законодательстве………………………………………………………………..8
1.3. Институт амнистии и помилования в зарубежном праве………………………………………………………………………….….13
Глава 2. Амнистия и помилование как виды освобождения от уголовной ответственности и наказания по уголовному законодательству Российской Федерации……………………………………………………………..………..15
2.1. Правовое регулирование амнистии в России……………..……………..15
2.2. Применение помилования к лицам, осужденным за совершение преступлений……………………………………………………………………19
2.3. Совершенствование институтов амнистии и помилования в России на современном этапе……………………………………………………...………25
Заключение………………………………………………………………………28
Библиография …………………………………………………………………………………….31









Введение

Амниcтия и помилование в российском законодательстве имеют немаловажное значение в системе различных видов наказания и освобождения от ответственности, смягчения положения лиц, совершивших преступления. Их сущность состоит в смягчении наказания, наказания определенных категорий лиц, cовершивших правонарушения и полном или частичном освобождении от уголовной ответственности.
Согласно проведенного анализа российского законодательства, мы видим, что амнистия и помилование могут не всегда быть поощрительной нормой.
Социальная и правовая дилемма привела к вопросу более глубокого анализа институтов амнистии и помилования в российском и зарубежном праве и определила актуальность темы данного исследования.
Существует еще один аспект: современные процессы и связанные с ними социальные изменения неоднозначно, могут влиять на политику применения помилования и амнистии. Например, усиление экономических методов стимулирования поведения граждан, провозглашенный переход к рыночной экономике привел к усилению социальной дифференциации, повышению резкости противоречий между различными социальными группами и их интересами.
Объектом исследования являются правовые отношения, вытекающие из применения актов амнистии и помилования.
Предметом исследования являются институты амнистии и помилования как поощрительные нормы уголовного права Российской Федерации, условия их формирования и пути их оптимизации во всех областях и на всех уровнях его проявления.
Основной целью и задачами данного исследования являются сложное и теоретическое исследование институтов амнистии и помилования, раскрытие их поощрительной функции в уголовном законодательстве Российской Федерации, изучение их отличительных особенностей, роли и места институтов как особой разновидности и важного инструмента политики поощрения нашего общества.
Для раскрытия поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
изучение истории институтов амнистии и помилования в отечественном законодательстве, а также правовая и социальная природа освобождения от уголовной ответственности и наказания;
изучить институты амнистии и помилования в зарубежном праве;
рассмотреть вопрос об амнистии в Российской Федерации как конституционно-правовое явление;
рассмотреть применение амнистии и помилования к лицам, осужденным за совершение преступлений;
провести совершенствование институтов амнистии и помилования в России на современном этапе.
Таким образом, амнистия и помилование, выступая в качестве социального института, средства уголовной политики, проявления правовой природы государства и его принуждения, оказывает определенное количество влияния как объект социального внимания, должны исследоваться, шаг за шагом, комплексно, используя разнообразные методы и приемы.
Весомый вклад в исследование общетеоретических проблем продвижения сделаны:  Ю. В. Голик, Н. И. Гущина, В. Н. Кудрявцев, А. В. Малько, А. Ф. Серый, И. А. Тарханов и другие, которые исследовали поощрения и наказания как парные юридические категории.
В целом анализ показывает, что, несмотря на важность институтов амнистии и помилования и их влияние на политику государства, на теоретическом уровне эта проблема разработана недостаточно, и в отечественной науке ей не уделено должного внимания.
После анализа институтов амнистии и помилования, с его влиянием на политику государства, мы видим, они имеют свою важность, но эта проблема не разработана в достаточной степени и ей не уделено должного внимания в отечественной науке.


















Глава 1. Историческое развитие института амнистии и помилования
    
    1.1. Социальная и правовая природа освобождения от уголовной ответственности и наказания
    
    Проблема социальной природы амнистии и помилования возникает, в первую очередь, как отражение существующей необходимости общества выяснить, есть ли смысл в использовании такого рода средств воздействия на поведение человека, какие закономерности бытия, социальные, нравственные качества, его выживания, между формализмом права и социальной, в различной степени осознанной обществом, справедливостью, между независимостью суда и необходимостью некоторого контролирования его деятельности в целях удержания его в разумных границах, определяемых обществом и его действительными потребностями. Большое значение здесь играет вечно существующий разрыв между провозглашаемыми идеалами и практикой их соблюдения. Также можно сказать, что истоками амнистии и помилования являются одновременно как глубинные противоречия между различными целями общества, так и его стремление к разнообразию способов социальной регуляции и саморегуляции поведения членов общества. 
    Это общечеловеческие факторы, существующие в различные исторические эпохи у различных народов, но они неоднозначно проявляются в зависимости от исторических традиций, социальной практики, состояния политической и экономической систем, общественного сознания. 
    Для всеохватывающего анализа помилования и амнистии в этом аспекте следует выделить ряд сущностных признаков, непосредственно раскрывающих социальный характер этого правового института: 
    Прежде всего, и помилование, и амнистия представляют собой акт прощения, который в первом случае является индивидуальным, а в другом распространяется на группы людей, либо виды поведения. Именно в прощении, в отказе от права на наказание, определённое судом, состоит ведущая черта, сущностный признак амнистии и помилования.1 Об этом в своих работах говорит К.Мирзажанов. 
    Такое прощение может носить условный и безусловный характер, но при любых обстоятельствах оно исходит из того, что закон и основанный на нём приговор суда в принципе правильны, справедливы, являются правовыми и, тем не менее, несмотря на признание законности и справедливости приговора, государство не желает его применения в определённых случаях. 
    Второй признак амнистии и помилования лежит в связи прощения с законностью и справедливостью наказания. Прощение - амнистия и помилование - возможно и допустимо в тех пределах, в каких законно и справедливо, возможно и допустимо наказание. Помилование и амнистия не могут и не должны исправлять недостатки наказания. Следует полагать, что имеющиеся в актах о помиловании и амнистии ссылки на то, что лицо или лица, которых затрагивает действие этих актов, не представляют большой общественной опасности, скорее говорят о несправедливости наказания или о несовершенстве действующего уголовного закона, чем о прощении со стороны государства. 
    В это положение заложен большой практический смысл, и его соблюдение либо несоблюдение влечёт очевидные юридические последствия для осуждённого. Если наказание не соответствует тяжести деяния, то его надо в законном порядке обжаловать; если деяние не является преступлением или потеряло общественно опасный характер, надо менять квалификацию и, по-видимому, реабилитировать гражданина, а не миловать его. Всё это означает, что амнистия, равно как и помилование, не есть средство для устранения нарушений законности. 
    Следующий признак вытекает из существования реальной противоречивости мира в целом и процессов социального регулирования в частности, что обусловливает противоречивость права, а соответственно и наказания. Наказание - формально, по своему существу предсказуемо, так как опирается на неотвратимость уголовной ответственности. Амнистия и помилование не носят ярко выраженного формального характера. 
    Они не настолько предсказуемы, как ответственность и наказание, и в силу этого смягчают формализм наказания. Помилование и амнистия отражают предустановленные и ограниченные правом возможности государства противопоставить регулятивному воздействию права регулятивное воздействие справедливости. Таким образом, в социальном плане амнистия и помилование представляют собой прощение, обусловленное справедливостью уголовного закона и наказания и преодолевающее их формализм и ограниченность, приводящие к определённым негативным последствиям, на основе учёта конкретных проявлений деяния, личности, обстановки. Помилование и амнистия опираются на глубинные потребности общества в саморегуляции и его представления о справедливости, о возможности раскаяния и прощения. 
    Ещё одним важным признаком является государственный характер прощения, так как амнистия и помилование по своей природе определяются фактами уголовно-правового запрета и возможного наказания и исходят в качестве прощения именно от государства. Этот признак не является чисто социальным, его природа лежит где-то между социальным и правовым, в феномене амнистии и помилования он объединяет, интегрирует правовое и социальное. 
    
    1.2. История развития институтов амнистии и помилования в отечественном законодательстве
       
    В России история амнистии и помилования берет начало с династии Рюриковичей в период, когда публичная власть была недостаточно централизованной. Каждый из князей мог осуществлять помилование в пределах своей территории. Помилование применялось в Киевской Руси и царской России, в советское и постсоветское время.2 Российскому законодательству в большей степени знакомо понятие помилования и в меньшей - понятие амнистии, которое появилось значительно позже. В дореволюционном законодательстве вообще не существовало термина "амнистия", в нем употреблялись термины "помилование" и "прощение".
    Практика массового освобождения преступников, содержащихся в тюрьмах, возникла на религиозной почве, под влиянием идеи о том, что милость, оказываемая преступникам, есть известная религиозная жертва Богу, требующему благодарности. Амнистии применялись по поводу праздника Пасхи, Масленицы, перед началом Великого поста, накануне Светлого воскресения и т.д.3
    Чисто в династических целях амнистия впервые применяется Борисом Годуновым при его короновании в 1598 г. Лжедмитрием было объявлено помилование почти всем опальным князьям и боярам, подвергшимся гонению Бориса Годунова. Кроме коронования, поводами для амнистии служили и другие события в царской семье. Так, в царствование Василия 3 была объявлена амнистия в связи с рождением сына Иоанна. Иван Грозный в своем завещании от 10.03.1584 г. предписал освободить после своей смерти всех узников.
    Принципиально новые тенденции в области амнистии отмечаются в начале 18 в., в эпоху Петра Великого. Он решительно порывает связь права помилования с религиозным основаниями, при этом исчезает практика пасхальных помилований. В Манифесте о милостях осужденным от 04.11.1721 г. по случаю мира со Швецией его действие характеризуется как "генеральное прощение и отпущение вин"4.
    Особо значим для развития института амнистии период правления Екатерины 2. В Манифестах того времени полностью исчезает религиозная мотивировка амнистии, "вместо прежнего свободного усмотрения выставляются уже разумные соображения, стесненные известными обязанностями по отношению к правосудию, требующими прочности репрессии". Новое в применении амнистии отмечается во время царствования Александра 1. Вместо сложных ограничений для отдельных категорий обвиняемых и осужденных, встречавшихся в прежних манифестах, устанавливается деление лиц, подлежащих амнистии, на состоящих под следствием или судом и приговоренных. Объем милости для разных категорий виновных был различен: находящиеся под следствием и судом получают полную амнистию, осужденные - частичное помилование5.
    В период царствования Николая 2 издается целый ряд манифестов об амнистии. Однако амнистиями, по мнению П.И.Люблинского, они не являлись ввиду того, что после объявления амнистии указом от 21.10.1905 г. наступила полоса репрессий. Амнистия как самостоятельный институт получила свое развитие в советское время. 21.11.1924 г. Президиум ЦИК СССР постановил передать на разъяснение пленарного заседания Верховного Суда СССР в порядке п. "а" ст.1 Положения о Верховном Суде СССР вопрос о том, считать ли акт восстановления в правах гражданства отдельных лиц, возвращающихся из-за границы, актом применения к ним амнистии за совершенные контрреволюционные деяния или разрешением на право въезда в пределы Союза ССР. Пленарное заседание Верховного Суда СССР 16.01.1925 г. приняло следующее разъяснение: "В практике некоторых судов, в том числе Верховного Суда РСФСР, возникли сомнения по вопросу о том, можно ли толковать постановления Президиума ЦИК СССР о восстановлении в правах гражданства лиц, по тем или иным причинам эмигрировавших из пределов СССР, как одновременный акт частной амнистии и за другие совершенные ими преступления.
    В 1922 г. был принят Уголовный кодекс РСФСР, где закреплялось, что суд вправе ходатайствовать о помиловании перед Президиумом ВЦИК. Один из первых актов об амнистии был издан 2.11.1927 г. к 10-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. В разъяснении ЦИК СССР от 13.07.1928 г. по поводу применения ряда его статей указывалось, "что амнистия должна применяться судебными органами не только по делам осужденных, но одновременно с вынесением приговоров".
    В годы великой Отечественной войны 1941-1945 гг. было несколько Указов Президиума Верховного Совета СССР об амнистии: "О предоставлении амнистии польским гражданам, содержащимся в заключении на территории СССР" от 12.08.1941г., "О предоставлении амнистии лицам, самовольно ушедшим с предприятий военной промышленности и добровольно возвратившимся на эти предприятия" от 30.12.1944г., "Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией" от 07.07.1945г. В результате амнистии от 07.07.1945г. из мест лишения свободы освободилось 391.450 человек.
    Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27.03.1953г. "Об амнистии" явился самым широким актом амнистии за всю историю существования Советского государства. В результате амнистии 1953г. Были освобождены многие категории осужденных. Освобождению подлежали осужденные к лишению свободы на срок от пяти лет включительно за контрреволюционные преступления, крупные хищения социалистической собственности, за бандитизм и убийство. Не запрещалось применение амнистии и к особо опасным рецидивистам. Новый этап в развитии правовых институтов амнистии и помилования связан с принятием Основ уголовного законодательства Союза СССР и союзных республик и новых уголовных кодексов союзных республик в 1959-1961 гг., в которых наряду с институтами досрочного и условно-досрочного освобождения предусматривало освобождение от уголовной ответственности и наказания на основании актов амнистии и помилования.
    Конституция СССР 1977г. и Конституция РСФСР 1978г. значительно расширили правовую основу амнистии и помилования, предусмотрев возможность амнистии и помиловании на любой стадии процесса. Амнистия и помилование являлись прерогативой высших органов государственной власти: Верховного Совета Союза СССР, Верховных Советов союзных республик и их Президиумов. Акты амнистии издавались в форме Указов Президиума Верховного Совета и реже в виде законов. Акты помилования издавались в виде указов и постановлений высших органов государственной власти.
    В настоящее время правовое регулирование институтов амнистии и помиловании осуществляется Конституцией РФ от 12.06.1993г., Уголовным кодексом РФ от 13.06.1996г., Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18.12.2001г., Уголовно-исполнительным кодексом РФ от 08.01.1997г., Указом Президента от 28.12.2001г., "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ", утвержденного данным Указом положения "О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ", Постановлениями Правительства РФ об объявлении амнистии. Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. Согласно п. "в" ст. 89 Конституции РФ, право помилования осужденных принадлежит Президенту РФ как высшему должностному лицу страны. Президент РФ в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина.
    В Уголовном кодексе РФ нормам об амнистии и помиловании посвящена самостоятельная глава "Амнистия. Помилование. Судимость" в разделе "Освобождение от уголовной ответственности и от наказания". Согласно ст. 84 УК РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Согласно ст. 85 УК РФ помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица6. В целях совершенствования механизма реализации помилования Указом Президента РФ от 28.12.2001г. "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ" образованы комиссии по вопросам помилования. Как было указано выше, объявление амнистии происходит посредством издания постановлений Государственной Думой РФ. За период с 2000 года по настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания РФ было издано несколько постановлений об амнистии.
    1.3. Институт амнистии и помилования в зарубежном праве
    
    Почти во всех западных государствах право амнистии принадлежит законодательным органам, а право помилования исполнительной власти. Например, по Конституции Франции 1946 г. президент республики имеет право помилования, осуществляемое им в Высшем Совете Магистратуры, а амнистии могут быть дарованы только законом, т.е. эти акты в установленном Конституцией порядке должны издаваться Национальным Собранием. В Англии акты об амнистии также могут издаваться в виде законов. 
    Помилование же юридически является прерогативой короля (королевы), а фактически акты помилования исходят от министра внутренних дел. 
    По конституции США, президенту принадлежит право помилования осуждённых федеральными судами за преступления, совершённые против Соединённых Штатов Америки, за исключением случаев импичмента (особо опасные государственные преступления). В отношении же лиц, осуждённых судами штатов по законам штатов, помилование осуществляется губернаторами штатов в порядке, определяемом законодательством соответствующего штата. 
    Конституция Финляндии устанавливает, что Президент может в отдельных случаях, заслушав мнение верховного суда, отсрочить наказание или смягчить его в порядке помилования. Общая амнистия может быть дана только общим законом. 
    В 1988 г. в Нидерландах вступил в силу новый закон о помиловании, который уполномочил Королеву жаловать помилование по просьбе, которая может быть направлена ей как осуждённым, так и прокуратурой. С прокуратурой и судом, который вынес приговор, проводятся консультации. Помилование может быть условным (те же условия, что и при условном осуждении). Согласно конституции амнистия и аболиция могут даваться только законом. 
    Итак, мы видим, что, хотя в каждой стране право амнистии и помилования имеет свои особенности, что связано с местными историческими, нравственными, политическими и социально-экономическими особенностями, но в принципе в любой стране институты помилования и амнистии одинаковы, и каких-либо фундаментальных различий нет. Отсюда можно сделать вывод, общества и государства и, в частности, определяют место в ней амнистии и помилования. 












Глава 2. Амнистия и помилование как виды освобождения от уголовной ответственности и наказания по уголовному законодательству Российской Федерации

    2.1.  Правовое регулирование амнистии в России 
    
    Прежде всего правовая природа амнистии раскрывается через указание на то, что амнистия - это акт высшего органа власти, который распространяется на определённую категорию или группу лиц, помилование - акт высшего органа, касающийся конкретного лица. 
    Для более детального рассмотрения этого вопроса необходимо определить правовые признаки помилования и амнистии: 
    Амнистия и помилование (исключительная прерогатива высшего органа государственной власти, она не отменяет и не изменяет уголовного закона; 
    Амнистия и помилование (имеют определённые основания, в каждом случае различающиеся между собой; 
    Амнистия и помилование основаны на принципе законности и не могут ему противоречить. 
    Вместе с тем в вопросе определения правовой природы помилования и амнистии есть и другие аспекты. Так как амнистия и помилование являются юридическими институтами и регулируются правом, то их правовая природа передаётся через сущность и содержание права в том его виде, в каком оно воплотилось в нормы, регулирующие эти институты. 
    Исходя из этого, раскрытие правовой природы помилования и амнистии требует рассмотрения таких вопросов, как характер и содержание воли, формирующей право амнистии и помилования; условия её признания в качестве правовой; цели и юридическое значение решений о помиловании и амнистии, в частности проблема их нормативности; процедура и основания принятия решений; обеспечение их соответствия общим началам права, согласованности с иными видами правореализационных решений. 
    Рассматривая вопрос о том, каким образом может формироваться право высших органов государственной власти осуществлять помилование и амнистию, надо сразу уточнить, что в условиях правового государства никакие государственные решения, в том числе помилование и амнистия, не могут быть произвольными и ничем не ограниченными. С этих позиций амнистия и помилование, будучи актами государственной воли, основываются на воплощённой в праве и формирующей право воле народа. Характер и содержание этой воли должны быть ограниченны конституционными свободами, правами человека и общими началами уголовного законодательства, уголовной политики. Собственно, так и определяются границы помилования и амнистии. 
    Содержание же права об амнистии и помиловании формируется на основе объективной оценки соотношения принятых обществом целей уголовного законодательства и уголовной политики с реально достигнутыми результатами, т.е. состоянием правопорядка и возможностями его поддержания более щадящими методами7. 
    В вопросе о правовой природе амнистии и помилования есть несколько моментов, вызывающих ожесточённые споры в научных кругах. 
    Одним из самых дискуссионных является вопрос нормативности актов об амнистии и помиловании, который, в свою очередь, тесно связан с проблемой различия между амнистией и помилованием. Н.Д.Дурманов, П.С.Ромашкин и В.Е.Квашис высказывали мнение, что нормативный характер имеют акты об амнистии, не признавая этого за помилованием. Например, П.С.Ромашкин говорит о недостаточности одного количественного признака для разграничения амнистии и помилования, и утверждает, что акт амнистии отличается от акта помилования главным образом нормативным характером его положений8. 
    В отличие от акта помилования, относящегося к одному индивидуально-определённому лицу или ко многим индивидуально-определённым лицам, амнистия, являясь актом нормативного характера, касается целых категорий преступлений или групп преступников, не обозначенных индивидуально. Акты об амнистиях не указывают некое число конкретных лиц, а распространяются на всех лиц, подпадающих под признаки, указанные в этом акте. Помилование же представляет собой акт об освобождении от наказания или смягчении наказания, или освобождении от уголовного преследования, или о снятии судимости, касающийся одного или многих, но совершенно определённых конкретных лиц.
    До недавнего времени лишь К.Мирзажанов отстаивал другую точку зрения, считая нормативными и амнистию, и помилование. 
    Принципиально иной взгляд на правовую природу амнистии и помилования высказывает И.Л.Марогулова, которая отрицает нормативный характер как амнистии, так и помилования. “Амнистия распространяется отнюдь не на всех граждан, а лишь на определённые категории лиц, совершивших преступления, виды которых перечислены в самом акте. 
    Но это обстоятельство не означает того, что в действующие нормативные предписания вносятся изменения, освобождение от наказания по амнистии предусмотрено и самим законом.Это обстоятельство свидетельствует в пользу ненормативности амнистии, так как ненормативным следует считать такой акт, который не вносит изменений в действие правовых норм. И наоборот, главный признак, характеризующий содержание нормативного акта, заключается в том, что он служит актом правотворчества, актом, оформляющим установление, изменение или отмену действия правовых норм. Нормативной является конкретная статья уголовного закона, согласно которой лицо может быть освобождено от отбывания наказания в силу амнистии. 
    Далее И.Л.Марогулова указывает, что: “амнистия выступает в роли юридического факта, на основании которого возникает новое правоотношение между государством с одной стороны, и амнистированными лицами с другой. Данное правоотношение порождает определённые правовые последствия, освобождение виновного от уголовной ответственности и наказания или смягчение наказания.”9В полемику с ней вступает С.Н.Сабанин, возражая, что, напротив, в случае, когда субъект полностью освобождается от уголовной ответственности, существовавшее с момента совершения преступления уголовно-правовое отношение прекращается. 
    Если лицо освобождается от части наказания или одно наказание заменяется другим, более мягким, то продолжает развиваться то же самое уголовно-правовое отношение, содержание которого иссякает и оно прекращает своё существование в момент погашения или снятия судимости.10
    Ещё один довод, который И.Л.Марогулова приводит в свою правоту, (акты амнистии не обладают свойством постоянности. Контраргумент С.Н.Сабанина: “конкретный уголовный закон также может действовать весьма непродолжительное время, что нисколько не умаляет его юридической силы и не свидетельствует об отсутствии признака нормативности”. В качестве наглядного примера можно привести многочисленные изменения и внесение поправок в различные статьи старого Уголовного кодекса в последние годы его действия. При рассмотрении всех вышеприведённых точек зрения, представляется последовательным и достаточно аргументированным взгляд на амнистию как нормативно-правовой акт, в отличие от помилования, которое является индивидуальным, персонифицированным актом применения права. 
    Ещё одно расхождение во взглядах вышеупомянутых исследователей заключается в том, что, если И.Л.Марогулова отрицает нормативность актов амнистии, то К.Мирзажанов отрицает индивидуальность актов помилования. По его мнению, они обладают нормативным характером, так как “замещают” нормы, регламентирующие обычный порядок исполнения и прекращения наказания. Данная точка зрения была подвергнута критике А.С.Михлиным: “освобождая от наказания одного осуждённого, акт помилования не создаёт правила, он никак не касается других лиц, приговорённых к такому же наказанию за такое же (и даже то же) преступление.” 11Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в основе формирования права о помиловании и амнистии, равно как и принятия соответствующих решений, должна лежать основанная на анализе многих факторов конституционная и уголовно-правовая оценка потребности общества в существовании и реализации данных институтов. 
    В содержании этой потребности сочетается как объективное, т.е. социальные процессы в определённом состоянии, включая состояние правореализационной практики, так и субъективное, т.е. их правовая оценка и выбор средств разрешения возникающих проблемных ситуаций. 
       
    2.2. Применение помилования к лицам, осужденным за совершение преступлений
    
    Право проcить о помиловании еcтьконcтитуционное право оcужденного (ч. 3 cт. 50Конcтитуции РФ), обращатьcя c ходатайcтвом о помиловании может только cамоcужденный (или отбывший наказание). Раньше таким правом были наделены родcтвенникиоcужденного, предcтавителиобщеcтвенноcти, админиcтрацияиcправительных учреждений.
    Помилование являетcяиcключительной прерогативой Президента РФ (п. "в" cт. 89Конcтитуции РФ), оно оcущеcтвляетcя путем издания индивидуального правового акта - Указа Президента РФ о помиловании. В CCCР правом помилования обладали Президиум Верховного Cовета CCCР и cоответcтвующиевыcшие органы гоcударcтвеннойвлаcтиcоюзныхреcпублик.
    Акт помилования, так же как и акт об амниcтии, не уcтраняетпреcтупноcть и наказуемоcть деяния, не отменяет и не подвергает cомнению приговор cуда. Помилование, как и амниcтия, не являетcя реабилитацией, оно применяетcя к правильно оcужденному лицу.
    C 1992 по 2001 г. дейcтвовалаКомиccия по вопроcам помилования при Президенте РФ, cозданная в cоответcтвии c Указом Президента РФ от 12 января 1992 г. N 17 "О Комиccии по вопроcам помилования"12. Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиccиях по вопроcам помилования на территориях cубъектовРоccийcкой Федерации" (в ред. Указов от 16 марта 2007 г. N 359; от 19 мая 2009 г. N 567)13 эта Комиccия была упразднена, вмеcто нее были cозданыкомиccии в cубъектах РФ. Этим же Указом было утверждено Положение о порядке раccмотренияходатайcтв о помиловании в Роccийcкой Федерации. В Положении нормативно урегулированы оcнования применения помилования, уcтановлен круг лиц, к которым нецелеcообразно применение помилования, определен порядок предcтавления и раccмотренияходатайcтв о помиловании.
    Ходатайcтвооcужденного о помиловании региcтрируетcяадминиcтрацией учреждения или органа, иcполняющего наказания, в cпециальном журнале и направляетcя в территориальный орган МинюcтаРоccии. Отказ в направлении ходатайcтва не допуcкаетcя. К ходатайcтвуприлагаютcя: копия приговора; cправка о cоcтоянии здоровья; cведения о возмещении ущерба; cведения о раccмотрении предыдущих ходатайcтв о помиловании; предcтавлениеадминиcтрации учреждения или органа c характериcтикойоcужденного и другие документы.
    Территориальный орган МинюcтаРоccии, проверив правильноcть оформления документов, направляет их в Комиccию по вопроcам помилования. Комиccия готовит заключение о целеcообразноcти помилования и предcтавляет его выcшемудолжноcтному лицу cубъекта РФ. Выcшеедолжноcтное лицо cубъекта РФ вноcит Президенту РФ предcтавление о целеcообразноcти применения акта помилования в отношении ходатайcтвующего лица.
    Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней поcле его издания направляетcявыcшемудолжноcтному лицу cубъекта РФ, в Миниcтерcтво внутренних дел РФ, территориальный орган МинюcтаРоccии, админиcтрации учреждения.
    В cлучае отклонения Президентом РФ ходатайcтва о помиловании повторное раccмотрение обращения оcужденногодопуcкаетcя не ранее чем через год, за иcключениемcлучаев возникновения новых обcтоятельcтв, имеющих значение для применения акта помилования.
    В п. 2 Положения предуcматриваетcя, что помилование, как правило, не применяетcя в отношении оcужденных: cовершивших умышленное преcтупление в период иcпытательногоcрока при уcловномоcуждении; ранее оcвобождавшихcя от отбывания наказания по амниcтии или в порядке помилования; ранее оcвобождавшихcя от отбывания наказания уcловно-доcрочно или которым ранее производилаcь замена неотбытойчаcтинаказания более мягким видом наказания; злоcтно нарушающих уcтановленный порядок отбывания наказания.
    Величина cрока наказания, по отбытии которого возможно применение помилования, в Положении не определена. Многие юриcтыcчитают, что помилование cледует применять, как это было ранее, поcле отбытия оcужденным определенной чаcтиcрока наказания. В п. 5Поcтановления Президиума Верховного Cовета РCФCР от 25 авгуcта 1967 г. "О порядке раccмотрения в Президиуме Верховного Cовета РCФCР ходатайcтв о помиловании" говорилоcь, что помилование применяетcя в отношении оcужденных, как правило, по отбытии ими не менее половины назначенного cрока наказания.
    Помилование оcущеcтвляетcя в отношении индивидуально определенного лица (неcкольких лиц). При помиловании в отличие от амниcтии нет поcтатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к оcужденному за cовершение любого преcтупления. Также в отличие от амниcтии помилование может применятьcя только к лицу, уже оcужденному за cовершениепреcтупления. Таким образом, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е. помилование не являетcяоcнованиемоcвобождения от уголовной ответcтвенноcти.
    В cоответcтвии c ч. 2 cт. 85 УК РФ и п. 2 Положения о порядке раccмотренияходатайcтв о помиловании в РФ помилование применяетcя к лицу, отбывающему либо уже отбывшему назначенное наказание. Правоприменительная практика иcтолковывала эти положения таким образом, что лица, оcвобожденные от отбывания назначенного наказания, например женщины, которым предоcтавленаотcрочка отбывания наказания в порядке cт. 82 УК РФ, не вправе обращатьcя c ходатайcтвом о помиловании. КонcтитуционныйCуд РФ в cвоемОпределении от 4 декабря 2007 г. N 957-О-О признал эти положения cоответcтвующимиКонcтитуции РФ, поcкольку, по мнению Cуда, они не могут раccматриватьcя как ограничивающие применение помилования в отношении женщин, оcужденных к лишению cвободы c отcрочкой отбывания наказания. По cмыcлу этой правовой позиции КонcтитуционногоCуда РФ помилование может применятьcя и к лицам, которые оcужденыуcловно.
    Актом помилования отбывающий наказание может быть оcвобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть cокращено или заменено более мягким видом наказания. C лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть cнятаcудимоcть.
    Применяя при помиловании оcужденного такой вид cмягчения его положения, как замена назначенного наказания более мягким видом наказания, Президент РФ в принятии решения не cвязан положениями cт. 80 УК РФ. Актом помилования любому оcужденному любое наказание (оcновное) может быть заменено любым более мягким видом (оcновным) наказания, но в пределах, уcтановленных в Общей чаcти УК РФ для заменяющих наказаний. Единcтвенное ограничение предуcмотрено только для замены cмертной казни. В cоответcтвии c ч. 3 cт. 59 УК РФ cмертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением cвободы или лишением cвободы на cрок двадцать пять лет.
    В практике вcталвопроc: на какое наказание может быть заменена cмертная казнь в порядке помилования, еcли приговор к cмертной казни был вынеcен на оcнове норм УК РCФCР, не предуcма.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.