VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Актуальные проблемы обществоведческого образования в школев условиях реализации ФГОС и предложить пути их преодоления

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013172
Тема: Актуальные проблемы обществоведческого образования в школев условиях реализации ФГОС и предложить пути их преодоления
Содержание
Оглавление
Введение…..……………………………………………………………….……...	3
Глава I. Современное состояние и проблемы обществоведческого образования в России…….……………………………………………………...	8
1.1.	Специфика и значение обществоведческого образования в современных условиях……………………………………………………………………………	8
1.2.	Актуальные проблемы преподавания обществознания в школе и пути их преодоления……………………………………………………….……………..	16
Глава II. Особенности реализации ФГОС и перспективы развития                                обществоведческого образования………………………….……………….	29
2.1.	Особенности реализации ФГОС в школьном курсе обществознания….………………………………………………………………29
2.2.	Преимущества и недостатки учебно-методического комплекса по обществознанию…………………………………………………………………36
2.3.	Перспективы развития обществоведческого образования в России…………………………………………………………………………….	50
Заключение…………………………………………………..………………….	55
Список литературы………………………………………..…………………...	58
Приложение………………………………….……………..…………………...	65


     
     
     
      
      
Введение
     Актуальность темы. Обществознанием называют учебный предмет, дающий целостное представление о современном обществе и личности. В нем изучаются знания о социуме и человеке, и представлены они, главным образом, в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Однако современные явления не могут быть поняты без обращения к их предыстории. Обществознание изучается с опорой на историю. Вместе с тем, курс обществознания рассматривает перспективы развития общества, прогнозы общественного развития, пути решения актуальных социальных проблем.
     Особые возможности курса «Обществознание» определяются тем, что его базой является комплекс социальных и гуманитарных наук: социология, политология, культурология, экономическая наука, правоведение, социальная психология, а также философия. На этой основераскрываются основные объекты изучения – человек, общество, экономика, социальные отношения, политика, сфера культуры, право.
     Изучение курса «Обществознание» в современной школе не менее актуально, чем технические предметы. Гражданственность и патриотизм современного человека характеризуется степенью его соблюдения и уважения к законам страны, государству и обществу в целом. Полноценная правовая подготовка обучающихся устанавливает не только качество образования, но и эффективность любой деятельности в сфере патриотического и гражданского воспитания. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи обществоведческого образования.
     Концепция обществоведческого образования формировалась на протяжении долгого времени. Она всегда пополняется и обогащается в процессе продуктивных исследований в дидактике, психологии, базовых науках, в массовом педагогическом опыте и экспериментальном преподавании. 
     
     Сегодня разрабатываются новые теоретические подходы к изучению общественных явлений, стремительно развиваются информационные технологии. Поэтому обществоведческое образование постоянно наполняется новыми знаниями о социуме. И учителю обществознания необходимо владеть всей полнотой актуальной информации. 
     К сожалению, в современном курс еобществознания существует ряд проблем. В основном это связано с тем, что сегодня в нашей стране происходят социально-экономические изменения. Кроме того, российская образовательная система также находится на пике постоянных реформ.
     Данные проблемы обуславливают выбор темы исследования, его цель и задачи.
     Степень научной разработанности темы. Вопросы проблематики и развития современного обществоведческого образования занимают одну из центральных позиций в системе российской образовательной системы. 
     Ценный вклад в изучение исследуемого вопроса внесли многие ученые. Так, Л.Н. Боголюбов1 в своих работах рассматривал изучение обществознания как важнейший элемент социализации личности, определяя проблемы и перспективы его развития.Л.Ф. Иванова2 изучала проблематику проектной деятельности учащихся, как одной из форм обучения обществознанию. Проблемы учебно-методического обеспечения курса «Обществознание» рассмотрел А.Т.Кинкулькин3. В своих научных статьях А.Ю.Лазебникова4 анализирует результаты ЕГЭ по обществознанию и делает выводы о проблемах подготовки учащихся к итоговой аттестации. А.Н.Иоффе5в своих работах раскрывает проблему развития гражданского общества в России и показывает связь данной проблемы с преподаванием обществознания.
     Многие преподаватели средней и высшей школы также уделяют внимание проблемам обществоведческого образования.
     Так, во втором выпуске коллективной монографии «Актуальные проблемы преподавания обществознания в образовательных организация различных типов» (авторы Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова, Н.В.Сапожникова, Л.В. Алексеева) рассматриваются актуальные проблемы обществоведческого образования в России в условиях ФГОС, общие и частные вопросы современной отечественной науки6.
     К настоящему времени проделана значительная работа по исследованию этой важной темы, но остается еще много нерешенных и дискуссионных вопросов. Сегоднянеобходимо дальнейшее развитие обществоведческого образования, направленного на повышение его роли в социальной адаптации учащихся к условиям жизни в современном обществе, на их подготовку к решению проблем, с которыми им предстоит встретиться в ближайшем будущем.
     Попытка объяснить, какие основные проблемы существуют в обществоведческом образовании, предпринята в данной работе.
     Объектом исследования является современное обществоведческое образование.
     Предмет исследования– проблемы и перспективы обществоведческого образования в условиях реализации ФГОС. 
     Цель– исследовать актуальные проблемы обществоведческого образования в школев условиях реализации ФГОС и предложить пути их преодоления;
     Выполнение данной цели предполагает решение следующих задач:
     - раскрыть специфику и определить значение обществоведческого образованияв современных условиях;
     - выявить проблемы преподавания обществознания в школе, определить их причину и предложить способы решения;
     - определить особенности реализации ФГОС в школьном курсе обществознания;
     - проанализировать учебно-методический комплекс школьного курса «Обществознание», выявить его положительные и отрицательные стороны;
     - определить перспективы развития обществоведческого образования в России. 
     Гипотеза исследования:основные проблемы современного обществоведческого образования связаны с отсутствием государственных установок в отношении развития общества.
     Методологическую основу исследования составилиобщенаучные подходы и способы познания, применимые к поставленной теме. Кроме того, использовались такие методы, как анализ, сравнение, обобщение, также использовались методы теоретического исследования – описание и наблюдение. 
     Труды педагогов, ученых, а также методические разработки и материалы научно-практических конференций, используемые в работе, выступили в качестве теоретической базы.
     Теоретическая значимость результатов исследования:
     1. Определена специфика и значение современного обществоведческого образования, которые заключаются в том, что обществознание, являясь комплексом социально-гуманитарных наук, содействует социализации личности, формирует социально-значимые личностные черты, ее способности сознательно регулировать свою жизнь и деятельность на основе понимания сути происходящего в обществе.
     2. Выявлены проблемы преподавания обществознания в школе, определены их причины и предложены способы решения. 
     3. Определены особенности реализации ФГОС в школьном курсе обществознания. Рассмотрены федеральные стандарты по обществознанию, определена новизна содержания курса «Обществознание», проведено анкетирование учителей обществознания г. Иркутска и проанализированы проблемные вопросы реализации ФГОС по обществознанию.
     4. Проведен анализ учебно-методического комплекса школьного курса «Обществознание». Стоит отметить, что сегодня при многообразии учебно-методической литературы нет единого понимая общественных проблем и явлений. Каждый автор вносит свое видение тех или иных общественных процессов. У каждой линейке учебников есть свои положительные и отрицательные стороны. И, на наш взгляд, сегодня отсутствует учебник, по которому можно в полной мере изучать курс «Обществознание».
     5. Определены перспективы развития обществоведческого образования в России. По нашему мнению, сегодня существует необходимость дальнейшего развития обществоведческого образования, направленного на повышение его роли в социальной адаптации учащихся к условиям жизни в современном обществе, на их подготовку к решению проблем, с которыми им предстоит встретиться в ближайшем будущем.
     Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть полезны педагогам, преподающим курс «Обществознание», так как содержат теоретические и методические результаты по проблемам преподавания обществознания в школе. Теоретические положения могут использоваться в лекционных курсах для студентов педагогических вузов.
     Апробация материалов исследования. Материалы данной работы апробированы на XVIIIвсероссийской молодежной научной конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы» (г. Иркутск, 04.2017), а также на 72-м смотре студенческих научных трудов по итогам НИРС за 2018 г. на заседании секции «Методика преподавания обществознания» (г. Иркутск, 04.2018).
     Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава I. Современное состояние и проблемы обществоведческогообразования в России
     
     1.1. Специфика и значение обществоведческого образованияв современных условиях
     
     Обществознание изучает общество как социальную систему и человека как субъекта общественных отношений. Знания, умения, навыки и компетенции, полученные при изучении обществознания, помогают научиться правильно действовать при решении вопросов, связанных с различными аспектами общественной жизни, а также играют важную роль в формировании личности обучающегося, его гражданской позиции. 
     Курс «Обществознание» занимает особое место среди общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе. Он выполняет функцию интеграции знаний о человеке и обществе, получаемых в рамках изучения курса и других учебных предметов. Обществознание как учебный предмет охватывает различные сферы жизни общества и человека: социальную, духовную, экономическую, политическую, правовую, и включает базовые знания из всех социально-гуманитарных наук: философии, психологии, этики, социологии, истории, политологии, правоведения и экономики. 
     Целью обществоведческого образования является познание общества. Если совокупность знаний о природе традиционно называют естествознанием, то комплекс знаний общества о самом себе можно назвать обществознанием7. Существует точка зрения, что обществознание объединяет два вида познания: социальное (инструментом которого являются социальные науки) и гуманитарное (основу которого составляют гуманитарные науки и индивидуальная практика человека). Эта двойственная природа познания отражается в термине «социально-гуманитарное познание», которое составляет сущность социально-гуманитарного образования. Подчеркнем, что обществознание призвано стать инструментом для осмысления общих проблем, которые возникают у людей в их совместной и индивидуальной жизни. Основной функцией обществоведческого образования является содействие социализации личности, которая в педагогике понимается как процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных отношений, социальных институтов посредством усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, иначе говоря — как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности8.
     Характерной особенностью курса «Обществознание» является то, что общественные науки рассматриваются не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Таким образом, обществознание позволяет сформировать у учащихся целостную картину социального мира. 
     Его особенность заключается в том, что этот курс не наука или раздел в системе научного знания, а учебная дисциплина, призванная познакомить 
школьников и с основами жизни общества, и ввести в комплекс социально-гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах.
     Обществоведческое образование – важное требование развития гражданского достоинства человека, социализации индивида, так как это способствует его вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей, оценке личных способностей и осознанию собственного места в обществе9. 
     Сегодня обществоведческое образование призвано сформировать у обучающегося целостную картину мира и общества, в котором он живет, систему представлений о разных гранях социальной жизни, понимание своего места в обществе и семье как базовой ячейке общества. Обучающийся должен усвоить, что такое мораль, нравственные и общественные ценности, культура и религия, гражданственность и патриотизм, воспитать в себе уважение к людям и самому себе, бережное отношение к природе10.
     Обществознание призвано расширить горизонт восприятия окружающего мира.При этом оно закладывает начала теоретического мышления, учит способности мыслить. Благодаря формированию теоретического мышления учащиеся смогут не только получить знания на уроке, но и развить способность приобретать новые знания самостоятельно11.
     Главной целью преподавания и изучения обществознания в образовательной организации является формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям, развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации, создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе12. 
     Достижение этой цели должно осуществляться путем системной интеграции процессов освоения содержания обществознания на разных этапах изучения учебного предмета и процессов социализации обучающегося, формирования у него целостного мировоззрения на основе исторически сложившихся духовно-нравственных традиций российского общества. 
     Преподавание обществознания ведется на уровнях основного общего и среднего общего образования в форме интегрального курса, имеющего два концентра. Последовательность освоения учебного материала определяется содержанием научных обществоведческих знаний и других компонентов культуры, отобранных на основе педагогической целесообразности. Интегральный характер преподавания обществознания определяется установленной Конституцией Российской Федерации в качестве объекта конституционного регулирования и государственного строительства триадой «личность – общество – государство» и способствует выработке у обучающихся практических навыков, которые необходимы каждому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь. Также он не исключает возможности его изучения тематическими блоками (модулями)13. 
     При освоении программ основного общего и среднего общего образования преподавание и изучение обществознания на базовом уровне является обязательным для всех обучающихся и сфокусировано на решении практических задач социализации обучающегося на основе формирования у него целостной социальной картины мира. На уровне среднего общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся может реализовываться углубленное изучение и преподавание обществознания. 
     Углубленное изучение обществознания должно обеспечиватьрасширенное освоение теоретических знаний, формирование более развитых исследовательских и проектных компетенций, способности их применения в реальной жизни14.
     Содержание предмета «Обществознание» и последовательность его освоения должны соответствовать задачам формирования уобучающегося с учетом его возрастных особенностей: 
     – целостнойсистемы представлений о жизни и развитии общества, месте человека в системе общественных отношений; 
     – ценностных ориентаций, необходимых ему в жизни.
     Л. А. Ланчаковой было проведено исследование, в котором были определеныкомпетенции для учеников, которые будут обучаться по стандарту третьего поколения, в процессе изучения курса «Обществознание», а именно для: 
     1)Овладения старшеклассниками умения получать и осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства; 
     2)Приобретения опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношениях; отношениях с людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере;
     3)Соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;
     4)Приобретения опыта совместной работы в коллективе, группе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;
     5)Умения делать ответственный выбор на основе анализа ситуации15.
     Таким образом для обществознания как школьного предмета характерны:
– направленность на теоретическое обобщение учебного материала; 
– интегрированный характер, особая, по сравнению с другими школьными дисциплинами, направленность на межпредметные связи;
– дискуссионный характер; 
– практико - ориентированный характер; 
– необходимость привлечения материалов современной жизни. 
     Содержательная и дидактическая особенность курса –изучение основ важнейших социально-гуманитарных наук.
     В результате изучения обществознания обучающийся должен 
знать / понимать:
– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место, и роль человека в системе общественных отношений;
– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
– особенности социально-гуманитарного познания;
     Уметь:
– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признакам и изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; 
– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; 
– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; 
     В результате изучения обществознания обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; 
– совершенствования собственной познавательной деятельности; 
– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; 
– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; 
– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции; 
– предвидения возможных последствий определенных социальных действий; 
– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; 
– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; 
– осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением16. 
     Обществоведческое образование в современной школе приобретает важную роль. Во-первых, современная жизнь быстро меняется, а школьный обществоведческий курс направлен на подготовку школьников к жизни в современном обществе. Во-вторых, на курс обществознания ложится задача ознакомления с различного рода профессиями. В-третьих, курс воспитывает гуманизм, толерантность, гражданственность, нравственность и моральную ответственность17.
     
     1.2. Актуальные проблемы преподавания обществознания в школе и пути их преодоления
     
     Одной из актуальных, «вечных проблем» не только для российской школы, педагогического сообщества, но и для общества в целом является определение перспективной стратегии развития обществоведческого образования, которое наряду с историческим образованием является компонентом социально-гуманитарного образования. Социально-гуманитарное образование по своему характеру наиболее подвержено изменениям, обусловленным переменами в обществе, реакцией человека на осмысление общественных процессов. Изучение обществознания в общеобразовательной школе всегда вызывало затруднения, сомнения, ценностное личностное отношение со стороны школьников, педагогов, родителей. Главная причина этого – сущность обществознания как интегрированного учебного предмета, включающего комплекс основ разных социально-гуманитарных наук и особенности личностного восприятия школьниками общественных процессов18.
     Предмет «Обществознание», важнейшими задачами которого является формирование гражданских позиций, развитие духовно-нравственного мира обучающихся, правовой и финансово-экономической культуры, в настоящее время не в полной мере справляется с решением этих задач. По итогам обучения на уроках обществознания в школе многие молодые граждане РФ не знают и не понимают базовых принципов социально-политического устройства нашей страны, не умеют применять и использовать знания в области права и экономики, практически не имеют каких-либо представлений о социальных и гуманитарных науках19. 
     Попытаемся выделить основные проблемы школьного обществоведческого образования:
     1) Отсутствие государственной стратегии в отношении развития общества.
     2) Проблема синтеза образовательных традиций, современных подходов и технологий в преподавании обществознания.
     3)«Натаскивание» на ЕГЭ, недостаток обществоведческих знаний у обучающихся.
     4) Недостаток теоретических и практических связей в преподавании обществознания.
     5) Проблема учебно-методического комплекса курса «Обществознание».
     6) Проблема перехода к личностно-деятельностной модели обществоведческого образования школьников.
     Теперь рассмотрим эти проблемы чуть подробнее.
     1)Отсутствие государственной стратегии в отношении развития общества.
     В постсоветской России отсутствуют государственные идеологические установки в отношении общественного развития.Федеральные программы, действующие на сегодняшний день, слабо проработаны, они лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности государства, имеют слишком абстрактный характер, не учитывающий специфику конкретных регионов и российского многонационального общества в целом. Российское общество и государствосегодня не в состоянии объяснить перспективы общественного развития. И, как следствие, эта проблема отражается в преподавании курса «Обществознание». Теоретический материал изучается без идеологического целеполагания по принципу «было-стало», хотя, по-нашему мнению, более перспективным вариантом является принцип «было-стало-будет». 
     С другой стороны, сложное переплетение геополитического положения, национальных и экономических обстоятельств сделало российское общество носителем самобытной культурной и нравственной традиции. Основополагающими ее ценностями являются общинность, коллективизм и патриотизм, теснейшая взаимосвязь личности, общества и государства. Отсюда вытекает стремление народа к воплощению высших идеалов правды, добра и справедливости, к равноправию всех граждан независимо от национальных, религиозных и других различий20.
     Таким образом, российскому обществу необходимы идеологические, нравственные и социокультурные ориентиры для общественного и государственного развития. 
     2)Проблема синтеза образовательных традиций, современных подходов и технологий в преподавании обществознания.
     В последние годы много говорится об инновациях в образовании. С одной стороны, учителю необходимо реагировать на те изменения, которые несут нескончаемые реформы системы образования. С другой стороны, неправильно опрометчиво забывать о российских педагогических традициях, которые веками формировали российскую школу.
     Сегодня в нашей стране много людей, которые в школе получали знания, основанные на марксистско-ленинской философии.После развала СССР появилось большое количество информации, перечеркивающей все ранее полученные знания. В этой ситуации учителю обществознания необходимо объяснять обучающимся разные походы к изучению общественных явлений и помогать их анализировать с разных сторон, выявляя все положительные и отрицательные стороны.
     Важно понимать, что не всё новое целесообразно отождествлять с прогрессивным и современным. Учителю важно понимать, что прогрессивны и современны такие методы, формы и средства образования, которые эффективны с точки зрения влияния их на развитие личности школьника. Иными словами, современны все те педагогические средства, которые позволяют учителю оптимальным для школьников путем поднимать их на более высокий уровень образованности, при этом исходить из необходимости оказания ребенку надежной педагогической помощи и поддержки в преодолении противоречий, возникающих в ходе его личностного становления21.
     С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта методика преподавания обществознания заметно изменилась. Сегодня, когда школа и вся система образования буквально охвачены инновационным «подъемом», важно не забывать, что именно советская система положила начало комплексному обществоведческому образованию. Необходимо синтезировать лучшие советские традиции с использованием современных образовательных технологий. 
     3)«Натаскивание» на ЕГЭ, недостаток обществоведческих знаний у обучающихся.
     Начавшийся несколько лет назад переход к итоговой аттестации в формате ЕГЭ, который применительно к обществознанию принял массовый характер, существенным образом влияет на рассматриваемую предметную область. Объектами проверки выступают три основных компонента курса: 
     1) Научные знания.
     2) Способы познавательной деятельности.
     3) Содержание социальных норм и понимание их роли в общественной жизни22. 
     Ответы учащихся в свободной форме выявляют в некоторой степени и их ценностные установки и ориентиры, которые, однако, не являются объектами оценивания. Полученные результаты не могут быть распространены на всю совокупность школьников, изучавших предмет, однако они позволяют выявить ряд типичных недостатков, присущих обществоведческой подготовке выпускников. 
     Разработчики контрольно-измерительных материалов уверены, что для того, чтобы сдать ЕГЭ, достаточно освоить школьную программу. В то же время в школах, особенно во второй половине 11-го класса, идет реальный процесс натаскивания. ЕГЭ выдавливает нормальный процесс обучения. Налицо явное противоречие23.
     Ценностные установки, которые в определенной степени выявляются на экзамене с помощью ответов в свободной форме, не являются объектами оценивания. Значительная часть выпускников усваивает знания лишь на воспроизводящем уровне. Большая часть учащихся разделяет обыденные представления, нормы поведения и отношений в обществе, которые тиражируются в средствах массовой информации. То есть существует противоречие между научными знаниями об обществе, которые отражены в содержании обществознания, и стереотипами поведения, распространенными в массовой культуре24. Курс обществознания в российской педагогической практике, а точнее говоря, практика его преподавания не обеспечивает развитие способности школьников применять полученные знания в проблемных жизненных ситуациях25.
     При изучении научных понятий не всегда удается преодолеть обыденные представления учащихся, базирующиеся сегодня не только на их непосредственном социальном опыте, но и на распространяемых СМИ стереотипах и образцах (не всегда социально-приемлемых) отношений и поведения в обществе. Отсюда возникает одно из важных направлений совершенствования изучения курса – поиск эффективных методических средств преодоления этой «рядоположенности» научных знаний об обществе, с одной стороны, и закрепившихся в сознании большинства школьников негативных стереотипов массовой культуры, с другой26. 
     Результаты ЕГЭ по обществознанию становятся значимым информационным ресурсом в определении направлений развития данной образовательной области. Важнейшее среди них – развитие способности применять полученные знания в проблемных ситуациях. Вместе с тем, переход к новой форме итоговой аттестации школьников ставит и другую задачу: минимизировать учебно-методическими средствами опасность сделать подготовку к ЕГЭ в старших классах доминирующей над другими задачами обществоведческого образования27. 
     Несмотря на усиленное внимание к комптетентностному подходу, рано ещё сбрасывать  со  счетов  знаниевый,  результаты  освоения  которого  требуется,  в значительной мере, продемонстрировать в успешной сдаче ЕГЭ. Не секрет, что обществознание относится к одной из популярных учебных дисциплин, которую выбирают для сдачи на итоговой аттестации. Причин тому несколько. Одна из них состоит в том, что на многих факультетах современных вузов эта дисциплина включена в перечень вступительных  испытаний.  Вторая причина –убеждённость учащихся в том, что обществознание является «лёгким» предметом, поэтому, даже если прочных знаний нет, то всё равно можно как-то выйти из положения и сдать экзамен.
     Таким образом, процесс обучения обществоведческим знаниям стал заменяться «натаскиванием» на ЕГЭ. Безусловно, эту тенденцию необходимо менять. На наш взгляд, наиболее действенным способом решения данной проблемы является полный отказ от ЕГЭ и возврат к традиционным экзаменам.
     4) Недостаток теоретических и практических связей в преподавании обществознания.
     Установлено, что единство теории и практики является высшим выражением единства духовной и материальной сторон в деятельности людей.  Наиболее важным является положение о том, что отрыв теории от практики, как и практики от теории, нарушение их единства чревато тяжелыми последствиями и для теории, и для практики. Оторванная от практики теория не может дать правильного и своевременного ответа на запросы практики и теряет свое значение или, более того, приносит вред. Оторванная от теории практика становится слепой, и это с неизбежностью приводит к замедлению темпов ее развития, к застою28.
     Изучение теоретического материала в курсе «Обществознание» происходит в отрыве от практической направленности. Мы считаем, что все темы, изучаемые в курсе «Обществознание» должны иметь реальное отражение в практической деятельности обучающихся. Например, изучение политической сферы жизни общества не должно проходить без анализа общественно-политических событий. 
     Курс «Обществознание» должен быть практико-ориентированным. Это требует создания условий для систематического проведения практических и лабораторных занятий, построенных на решении проблемных заданий, обсуждении типичных жизненных ситуаций, разработке проектов, применении игровых форм, самостоятельном анализе, встречах с общественно-политическими деятелями и т.д.29
     В становлении нового обществоведческого образования решающую роль призван играть учитель обществознания. Его профессиональная и общая культура, интеллектуальные и нравственные качества, широкий кругозор и глубокое знание базовых наук – важнейшие условия перехода к новому содержанию обществоведческой подготовки в школе, перестройки всей методической системы обучения, его высокой результативности. Изжить догматизм и декларативность в преподавании, сформировать у учащихся умение самостоятельно подходить к проблемам общественного развития сможет лишь творчески мыслящий учитель. Уважение личности ученика, демократизм педагогической деятельности, полностью исключающие авторитарность, административно-командный стиль в отношениях с обучающимися, т.е. черты, органически присущие современному преподавателю-обществоведу30.
     Кроме того, мы считаем, что более профессионален и компетентен тот учитель обществознания, который непосредственно сам участвует в общественно-политической деятельности.
     5) Проблема учебно-методического комплекса курса «Обществознание».
     Более подробно об учебно-методическом комплексе курса «Обществознание» изложено в параграфе 2.2 настоящей выпускной квалификационной работы.
     6) Проблема перехода к личностно-деятельностной модели обществоведческого образования школьников.
     Мировой опыт показывает, что перспектива развития обществоведческого образования в развитых странах во многом определяется освоением личностно-деятельностной образовательной модели. Этот подход существенно меняет ценности, цели обучения, характер образовательного процесса, особенности познавательной деятельности. Под его влиянием происходят изменения принципов построения учебной литературы, и.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44