VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Агрессивность подростка и способы ее коррекции

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000735
Тема: Агрессивность подростка и способы ее коррекции
Содержание
МИНОБРНАУКИ   РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)


Факультет психологии и социальной работы
Кафедра психологии образования и развития



АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКА И СПОСОБЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ
Бакалаврская работа
по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
профиль «Психология образования»



«Допущена к защите»
Протокол № ______ от ____________
Заведующий кафедрой: Крицкий А.Г.,
канд. психол. наук, проф.
________________________________


Исполнитель:
Захаренко Анастасия Владимировна
гр. ПС-ПОБ-41
___________________________

«Прошла защиту»
Оценка __________________________

Регистрационный номер ____________
Научный руководитель:
Жуланова Ирина Викторовна
канд. психол. наук, доцент.
___________________________


Волгоград – 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……....…..........................3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ……………………………….……………..........5
1.1.Понятие агрессивности и агрессии в психологии…………….……………...5
1.2. Агрессивность как свойство личности подростка…………………………….9
1.3. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков………….14
Вывод по первой главе…………………………………………………………….19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И СПОСОБЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ………….20
2.1. Методы и организация исследования………………………………………...20
2.2. Результаты эмпирического исследования……………………………………22
Вывод по второй главе……………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………...…............25
Литература……………………………………………………………...................27
Приложения












ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность исследования. В последние двадцать лет изучение агрессивного поведения подростков стало актуальным направлением деятельности психологов. Агрессивность подростка и способы ее коррекции является одним из самых значимых направлений деятельности практического психолога в образовательной учреждении. 
     В последние десятилетия отмечается рост насильственных действий, подростковой преступности, связанной с агрессивным поведением. В повседневной жизни во взаимоотношениях и общении с детьми часто происходит проявление таких реакций как гнев, жестокость, раздражение, которые являются разновидностями агрессии. 
     Современный подросток живет в неустойчиво социальной, экономической, экологической обстановке, сложившейся в настоящие дни. Современная социальная ситуация, в которой проживает подросток потенциально небезопасная и угрожает его полноценной жизнедеятельности. Такая тенденция обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих молодых людей [Пэррет, 2002].
     Таким образом, необходимость исследования агрессивности подростков определяется реальностью современного общества, в котором имеется склонность накапливать психологическое напряжение и прибегать к антисоциальному поведению в качестве избавления от состояния напряжения.
     В настоящее время представлены различные определения агрессии и агрессивного поведения. Рассмотрены различные подходы и концепции к описанию агрессивного поведения. Рассмотрением проблемы агрессии занимались различные отечественные и зарубежные психологи. Среди них отечественные психологи Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Я. Рубинштейн, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, Н.Д. Левитов и другие. Среди зарубежных психологов рассмотрением данной проблемы занимался Э. Фромм. В своей книге [Фромм, 1994] он описал существующие типы агрессии.  
     Цель исследования: изучение особенностей агрессивности подростков во взаимосвязи понимания ими феномена агрессии.
     Объектом исследования является личность подростка.
     Предмет исследования: взаимосвязь выраженности агрессии и развернутости представлений об агрессии. 
     В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
* на основе литературных источников составить общую характеристику агрессивности подростков; 
* изучить причины проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте;
* провести эмпирическое исследование о представлении подростков об агрессии;
* на основе полученных результатов эмпирического исследования составить рекомендации к работе психолога с агрессивными  подростками
     Гипотеза исследования: Существуют взаимосвязь между уровнем выраженности агрессивности у подростка и развёрнутостью его представлений об этом варианте поведения. 
     Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось в МКОУ Тормосиновская СОШ Чернышковский район Волгоградская область. В исследовании приняли участие 20 обучающихся в возрасте 14 – 16 лет.
     Структура работы: Состоит из введения, двух глав. Первая глава содержит три параграфа. Вторая глава включает в себя два параграфа. Также дипломная работа содержит заключение, список литературы из 37 наименования и 4-х приложений.
     
      
     
     
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие агрессивности и агрессии в психологии
    Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала Х1Х века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий.
      Например, Bender L. понимает под агрессией сильную активность, стремление к самоутверждению, Delgado H. считает, что агрессия – это акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу, Uilson трактует агрессию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [13].
      Э. Фромм определяет агрессию более широко – как нанесение ущерба не только человеку или животному, но и любому неодушевленному предмету [16].
      С такой позицией согласуется и подход ряда других авторов. К примеру, Басс полагает, что агрессией можно считать любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Но при этом некоторые авторы отмечают, что для того чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.
      Е.В. Змановская называет агрессией любую тенденцию (стремление), проявляющеюся в реальном поведении или даже в фантазировании, с целью подчинения себе других, либо доминировать над ними. Подобное определение агрессии исключает ряд достаточно часто встречающихся агрессивных проявлений, в частности, таких как аутоагрессия, агрессия, направленная на неодушевленные предметы и т.д.
      Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Как отмечает А.А. Реан, вред (ущерб) человеку может наноситься и посредством причинения вреда любому неживому объекту, от состояния которого зависит физическое или психологическое благополучие человека [10]
      В психологической литературе часто смешивают понятия агрессии и агрессивности. По определению Е.П. Ильина, агрессивность – это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессивное действие – это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессия же – это поведение человека в конфликтных и фрустрирующих ситуациях [5].
      По определению А.А. Реана, агрессивность – это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность и т.д. В связи с этим А.А. Реан выделяет потенциально агрессивное восприятие и потенциально агрессивную интерпретацию как устойчивую личностную особенность мировосприятия и миропонимания [10].
      С точки зрения психофизиологии агрессивное поведение – это комплексное взаимодействие различных отделов нервной системы, нейромедиаторов, гормонов, внешних раздражителей и усвоенных реакций.
      Ряд американских исследователей отмечают, что для суждения об агрессивности акта необходимо знать его мотивы и то, как он переживается.
      Алфимова М.В. и Трубников В.И. отмечают, что агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, мотивами и даже с негативными установками. Все эти факторы играют важную роль в поведении, но их наличие не является необходимым условием для агрессивных действий. Агрессия может разворачиваться как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели тех, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно [1]. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия.
      Но не все авторы говорят о негативных последствиях агрессивного поведения, например, В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это – настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам.
      Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги.
      По определению Э.Фромма, кроме разрушительной, агрессия выполняет еще и адаптивную функцию, т.е. является доброкачественной. Она способствует поддержанию жизни и является реакцией на угрозу витальным потребностям. К. Лоренц считает агрессию важным элементом эволюционного развития.
      Э Фромм предлагал рассматривать две разновидности агрессивного поведения:
      1. доброкачественную агрессию
      2. злокачественную агрессию.
      Э Фромм считает, что человек психологически культурен лишь в той степени, в какой он оказывается в состоянии контролировать в себе стихийное начало. Если механизмы контроля ослаблены, то человек склонен к проявлению злокачественной агрессии, синонимами которой можно считать деструктивность и жестокость [16].
      Аналогично Фромму, в настоящее время психологи выделяют два вида агрессии и вкладывают в них приблизительно тот же смысл:
      — конструктивная агрессия (открытые проявления агрессивных побуждений, реализуемые в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения);
      — деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, содержащее элементы делинквентного или криминального повеления с недостаточным учетом требований реальности и сниженным эмоциональным самоконтролем).
      В связи с этим Румянцева Т.Р. предлагает определять степень агрессивности поведения в связи с нормами, которые формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, поведение можно назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий:
      1. когда имеют место губительные для жертвы последствия;
      2. когда нарушены нормы поведения [9].
      Но критерий различения доброкачественной и злокачественной агрессии до сегодняшнего дня остается зыбким, в силу сложности определения, какие именно интересы объективно относятся к витальным, а какие таковыми не являются.
      Проявление агрессии весьма разнообразно.
      Различают два основных типа агрессивных проявлений:
* Целевая агрессия
* Инструментальная агрессия
      Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
1.2. Агрессивность как свойство личности подростка
   Агрессия (агрессивность) – тема, которая живо интересует специалистов не только в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов. 
   Агрессивное поведение – одна из центральных проблем изучения человеческой психики.      
   Существуют разные определения  агрессивности, согласно одному из которых, предложенному Бассом, агрессивность – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессивности попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.
   Таким образом, в настоящее  время большинством принимается следующее определение:      
   Агрессивность – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. [Выготский 1981: 55 – 56].     
   Становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склоны к агрессивному поведению. Из реакции родителей на агрессивные взаимоотношения между сиблингами также извлекается урок о том, что ребенку может "сойти с рук". Фактически, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться.     
   Подросток получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления). Шумные игры – в которых подростки толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются, и стараются причинить друг другу какой-то вред – фактически могут оказаться сравнительно "безопасным" способом обучения агрессивному поведению. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные подростки, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.
   Один из главных  путей научения агрессивному поведению –наблюдение за чужой агрессией. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Но один из самых спорных источников обучения агрессии - средства массовой информации.  
Очевидно, что перед  исследователем, интересующимся человеческой агрессией, открывается широкий выбор разнообразных методов и подходов.
   Существует два подхода:
* Экспериментальный – позволяет обрести больше уверенности при определении причинно-следственных связей.
* Неэкспериментальный – позволяет избегать любого прямого вмешательства или поощрения поведения, причиняющего вред.
* Также рассматриваются различные методы для изучения агрессивного поведения:
* Опрос (архивные исследования, вербальная информация, анкеты, личностные шкалы, оценивание другими, проективные методы);
* Наблюдение агрессии (полевые наблюдения, натуральные наблюдения, межличностные конфронтации);
* Лабораторные наблюдения ("игровые" меры агрессии, измерение вербальной агрессии, прямая физическая агрессия).
    Некоторые авторы агрессию рассматривают  как модель поведения, а не как эмоцию, мотив, установку. Термин «агрессия» часто ассоциируется  с
негативными эмоциями как гнев, злость; с мотивами, как желание оскорбить, навредить; с установками, как расовые и этнические предрассудки. Несмотря на то, что эти факторы играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость, гнев вовсе не являются необходимым условием нападения на других, применением силы. Негативные эмоции, мотивы, установки не всегда сопровождаются прямыми действиями и нападками на других людей. В определении агрессии предполагаются действия, в которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве, остаются невыясненными многие вопросы. [Бэрон, Р 2009: 41-42]
1. Как объяснить,  что агрессор по свободной  воле оскорбил жертву, как   один
человек намерен  навредить другому.
2. Намерение – это личные, скрытые, недоступные  прямому наблюдению замыслы.
    Однако, иногда, намерения причинить вред устанавливаются  просто: агрессор сам признается в желании навредить своим жертвам и сожалеет, что их нападки были безрезультатные.
Таким образом, агрессия, в какой форме она  не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой поведения, обращения. Она характеризуется следующими особенностями:
1. Агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное целенаправленное
причинение  вреда жертве.
2. В качестве  агрессии может рассматриваться  только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.
3. Жертва должна обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.
Готовность  субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности – агрессивность. Причинами агрессивности выступают конфликтность, нарушение эмоциональных связей в семье, условия семейного воспитания. Агрессивные действия могут быть направлены на самого себя (аутоагрессия) – самоубийство, самоунижение, самообвинения.
    Агрессивное поведение – действия, имеющие целью причинения морального или физического ущерба другим. Агрессия – это поведение, целью которого является нанесения  вреда некоторому объекту или  человеку. Агрессия есть результат искаженного  процесса социализации, злоупотребление  родителями наказаниями, жестокое отношение к детям. Агрессивная  ориентация проявляется в действиях, направленных против личности, оскорбления, изнасилования, убийства.
    Существует связь между объективной ситуацией и агрессивным поведением человека и действие опосредующих причин: готовность к агрессии (злость, гнев) и интерпретация, для себя данной ситуации.
    Агрессия представляет собой  совокупность показателей: физической, косвенной, вербальной агрессии.
    Физическая агрессия –  причинение боли или повреждения  другому человеку: человек сводит скулы, шею, скрипит зубами, просыпается с зажатыми кулаками, предпочитает смотреть агрессивные фильмы, сцены насилия.
Вербальная агрессия –  использование речевых средств, наносящих боль, оскорбления. 
Это могут быть:
а) Многочисленные отпоры;
б) Отрицательные отзывы и критические замечания;
в) Выражение отрицательных эмоций – недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти;
г) Высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий;
д) Оскорбления, упреки обвинения;
е). Угрозы, вымогательства, принуждения.
Кроме того простой крик – часто носит агрессивный характер.
    Прямая агрессия направлена против жертвы. При косвенной  агрессии –жертва не присутствует, но против нее или группы людей, которые ее окружают, распространяется клевета. Агрессия может проявляться  у отдельных индивидов или в группе в разных формах: ярко выраженной – драчливость, грубость, задиристость; в скрытой форме – недоброжелательность, озлобленность.
    Существует  мнение, что когда человек не чувствует  себя обиженным,
ущемленном, то он не злится. Злость ослепляет – она опасная вещь, которой
можно нанести  вред другому живому существу. Качества агрессии носят  явную и скрытую  форму:
·        Ярость, вспышка гнева;
·        Гнев
·        Полная пассивность, страх;
·        Сознательный уход от деятельности;
·        Скука;
·        Депрессия – длительно подавленный  гнев;
·        Сарказм, грубые шутки, унижение другого;
·        Эгоцентризм, гордыня.
Таким образом, агрессия, в какой форме она  не проявлялась,  представляет
такой способ поведения, направленный на причинение вреда другому живому существу, не желающему с собой такого обращения. [Бэрон, Р. 2009: 52]
1.3. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков
     Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни.
     Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
     Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным - стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым - стал самостоятельным и решительным.
     Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.
     Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста, как мы уже отметили, - это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых.
     Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.
     Второй момент - окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная, т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок [4, с. 134].
     Особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка - открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». [3, с. 201]
     Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.
     Говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.
     В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции [8, с. 3].
      Речь идет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов.
     Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса, о чем и было сказано в предыдущем параграфе. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.
     Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.
     Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.
     Алексеева Л.С. различает следующие виды неблагополучных семей:
1) конфликтная; 2) аморальная; 3) педагогически некомпетентная; 4) асоциальная. Бочкарёва Г.П. выделяет семьи 1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям; 2) в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи; 3) с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
     Баерунас З.В. выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения: 1) отсутствие сознательного воспитательного процесса на ребёнка; 2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, подростковому возрасту; 3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка; 4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
     Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье: 1) гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании; 2) гиперопека, нередко переходящая в безнадзорность; 3) ситуация, создающая "кумира" семьи - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи; 4) ситуация, создающая "золушек" в семье - появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям. [12, с.226-227]
     Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.
     Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожие тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности. [1, с. 127]
     На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.
     Таким образом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.
Вывод по первой главе
     Подростковый возраст является одним из наиболее сложных периодов в онтогенезе человека и проявления агрессивности в этом возрасте связано с множеством факторов современного социума. Основными факторами могут выступать семья, сверстники, средства массовой информации и прочее. Подростки с повышенной агрессивностью отличаются несдержанностью, озлобленностью. При этом подросток зачастую даже не осознает свою агрессивность. Эмоциональный мир такого подростка обычно скуден и беден. Поэтому не сложно догадаться, что в этом случае подростку сложно распознавать свои и чужие эмоции, у него, как правило, нет представлений о том, что же такое агрессия и агрессивное поведение.

























2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 

2.1.Методы и организация исследования
     Целью эмпирического исследования стало изучение агрессивности подростков, обучающихся в общеобразовательной школе. Согласно гипотезе мы были ориентированы на обнаружение взаимосвязи склонности подростка к проявлениям агрессии и пониманием ими феномена агрессии. 
     Исходя из цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить методы исследования взаимосвязи между уровнем выраженности агрессии у подростка и его представлениями об этом варианте поведения.
2. Провести изучение феноменологии агрессивности подростков и их представлений об агрессивности человека.
3. Обобщить результаты эмпирического исследования.
     Исследование состояло из нескольких этапов. 
     Первое наш метод исследования был опросник Басса – Дарки – он предназначен для исследования уровня проявления и основных видов агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе учебы. Методика Басса – Дарки позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.    Под агрессивностью понимают свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденциях, в основном в области субъективно – объективных отношениях. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.
     Методика представляет собой тест состоящий из 75 вопросов, с однозначными вариантами ответов (да / нет). Испытуемому предлагается оценить каждое высказывание, верно ли оно по отношению к нему. 
     Анкеты были подготовлены для каждого испытуемого в индивидуальном порядке. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. 
     Участникам исследования дается следующая инструкция: «Вам предлагается несколько вопросов об особенностях Вашего поведения и чувств. .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.