- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Девиантное поведение подростка
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000361 |
Тема: | Девиантное поведение подростка |
Содержание
Содержание Введение…………………………………………………………………………3 1 Теоретические аспекты проявления девиантного поведения 1.1 Психологические и социальные особенности подростков с девиантным поведением………………………………………………………………………7 1.2 Понятие девиантного поведения……………………………………………..12 1.3 Формы проявления девиантного поведения…………………………………18 1.4 Законодательное регулирование охраны прав несовершеннолетних………25 1.5 Субъекты профилактики преступности несовершеннолетних…………33 2 Практическое исследование 2.1 Состояние подростковой преступности в Томске………………………39 2.2 Характеристика деятельности отделения по делам несовершеннолетних ОП № 3 г. Томска………………………………………………………………43 2.3 Социальная характеристика подростка с девиантным поведением (по результатам исследования проведенных в отделении по делам несовершеннолетних отдела полиции № 3 г. Томска)………………………52 Заключение……………………………………………………………………..70 Список литературы…………………………………………………………… Приложение А Анкета Приложение Б Графическое изображение анализа данных по проведенному исследованию Введение В современных условиях наиболее актуальной становится область социальной работы с различными категориями населения. Очень важную роль играет тот уровень социальной работы, который принято называть «психосоциальным». Резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношения между ее членами, и прежде всего между родителями и детьми. Во — первых увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений. Во — вторых возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях разно уровнего обучения в образовательных школах, гимназиях, лицеях, и, наконец, в — третьих, наблюдается воздействие завышенных социальных требований. В следствии этого возросла напряженность в общении родителей с детьми, резко увеличился уровень тревожности уже в начальной школе. С одной стороны, родители не располагают свободным временем для выполнения воспитательных функций в необходимом объеме из — за дополнительной нагрузки на работе. С другой стороны многие родители не обладают знаниями, позволяющими решить ту или иную проблему. Все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в семье. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой,материальной, медецинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско — родительских отношений. Ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей. Таким образом, главной особенностью «неблагополучной семьи»является отрицательное, разрушительное влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. Неблагополучная семья атмосфера, жизненные условия, а также ошибки в семейном воспитании формируют противоречивое отношение ребенка к окружающему, и приводят к значительным отклонениям в его личности. Такие отклонения называемые личностными недостатками, внешне проявляются как нарушения поведения. Отклоняющееся поведение, или социальная дезадаптация — социально не одобряемые формы поведения ребенка. Они различны по степени социальной опасности и зависят от возрастных и медицинских особенностей детей. Наиболее характерными являются непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках. Детский негативизм, проявляющийся в упрямстве, капризах, своеволии, недисциплинированности. И, наконец, девиантно — делинквентные формы поведения. Девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общеприняты, то есть это поведение нарушающее какие либо социальные нормы. Девиантное поведение устойчиво проявляющееся в нарушениях социальных норм,может иметь различные формы, одни из которых выливаются во внешне выражаемые реакции негативного отношения к окружающим, а другие выступают как психологические состояния, вызывающие эти внешние негативные проявления. К числу таких состояний можно отнести внутреннюю психическую напряженность и противоречивость желаний и чувств, конфликтные длительные отношения с окружающими, жизненную эгоистическую позицию, крайнюю неустойчивость интересов, резкие перемены в настроении и желаниях, противодействие воспитательным влияниям. Среди поведенческих девиаций выделяют лживость, употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных средств, побеги из дома, бродяжничество, как следствие детской безнадзорности. Девиантные формы поведения больше всего характерны для подростков, которые в силу возрастных особенностей отличаются выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения. Поэтому и поведение их так же неустойчиво, спонтанно и ситуативно. Подросток нередко совершает поступок просто потому, что внешнее давление группы в определенной ситуации оказывается доминирующим. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по социальной теории, монографии и научные статьи в периодических изданиях, Указы Президента РФ, Федеральные Законы, Кодексы РФ. В ходе работы использовались следующие методы исследования: наблюдение, анализ документов, беседа, опрос. Обьект исследования: подростки с девиантным поведением. Предмет исследования: изучение индивидуальных особенностей (характер, духовные ценности) и социальных характеристик (социальный статус семьи). Цель: исследовать факторы влияющие на формирование девиантного поведения. Поставленная цель требует выполнить следующие Задачи: 1) выявить причины девиантного поведения; 2) изучит федеральные законы и нормативно – правовую базу по данной проблеме; 3) рассмотреть теоретические аспекты проблем девиантных подростков; 4) ознакомиться с основными направлениями работы с подростками с девиантным поведением в государственных учреждениях; 5) провести практическое исследование девиантного поведения подростков, выявить ряд индивидуальных и социальных факторов развития. Гипотеза исследования состоит в том, что девиантные подростки обладают рядом специфических индивидуальных и социальных характеристик, что требует организации специальной коррекционно-профилактической работы с ними. Теоретико-методологическим основанием работы является комплексно-ориентированная модель социальной работы, что объясняется тем, что в работе нами рассматриваются как социальные, так и индивидуальные характеристики подростков. Практическая значимость исследования заключается в получении новых данных теоретического и практического характера по решению проблем формирования девиантного поведения подростков. 1. Теоретические аспекты проявления девиантного поведения 1.1 Психологические и социальные особенности подростков с девиантным поведением 1Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Впервые описал амбивалентность и пара-доксальность характера подростка Ст. Холл. Он выделил ряд основных противоречий, присущих этому возрасту, назвав его периодом «бури и натиска». Содержание подросткового периода. Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности». Первым в отечественной психологии положение о возникновении самосознания как центрального новообразования подросткового периода выдвинул Л.В. Выготский. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды. В этом возрасте, подчеркивал исследователь, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Анализируя различные взгляды отечественных и зарубежных специалистов на специфику подросткового возраста, основные психологические особенности этого возрастного периода можно свести к следующему: 1. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является2 интимно-личностное общение, причем на первый план выдвигается общение со сверстниками. 2. Во время прохождения подросткового кризиса наблюдается повышенная тревожность, эмоциональная напряженность, и, как следствие этого агрессивность. 3. Подростковые изменения приводят к развитию личностной рефлексии, осознанию собственного «Я». Вышеперечисленные особенности, несомненно, проявляются у подростков с девиантным поведением. Однако, в отличие от их «благополучных» сверстников они имеют ряд специфических характеристик. Е.В. Заика сопоставляя психологические характеристики подростков, склонных к девиантному поведению, обнаружила у них следующие изменения в особенностях их личности: 1. По отдельным параметрам развития личности: а) отношение к будущему: от разнообразных по содержанию ориентаций, отражающих как адекватное, так и компенсаторное отношение – через преобладание неопределенных, размытых ориентаций – к преобладанию бессодержательных ориентаций, выражающих отрицание настоящего, что свидетельствует о практически полной информированности представлений о будущем, иными словами, нет четкого жизненного плана. б) социальные отношения: от в целом адекватных отношений со сверстниками и педагогами и разнообразных отношений с родителями – к преобладанию конфликтных отношений практически со всеми взрослыми и изоляции межличностных отношений в делинквентной группе сверстников в сочетании с высоким конформизмом в принятии внутригрупповых норм; в) черты характера: от разнообразных характерологических черт (как не достигающих уровня акцентуации, так и достигающих различных типов) – к выраженным акцентуациям различных типов в сочетании с неразрешенными внутриличностными конфликтами и зачастую низким уровнем самосознания и несформированным «Я-образом». 2. По обобщенной характеристике перечисленных изменений: а) постоянный рост степени тяжести дефектов в развитии личностных качеств; б) уменьшение степени разнообразия в личностных качествах и тенденции к их типизации. 3. По особенностям взаимосвязей между различными качествами личности: а) резкое увеличение количества сочетаний негативных качеств; б) рост взаимосвязей между криминогенными качествами и качествами, свидетельствующими об общих трудностях в развитии личности. В исследованиях Ю.А. Васильевой на основе анализа сравнительных результатов эмпирического изучения смысловой сферы подростков, демонстрирующих социально-неадаптивные, криминальные формы поведения и их законопослушных сверстников делаются следующие выводы: - для девиантных подростков характерна ориентация прежде всего на собственные потребности и на то, что способствует их удовлетворению; - у подростков с девиантным поведением выявляется несформированность системы личностных ценностей, что обуславливает «закрытость» для таких субъектов общечеловеческих ценностей и идеалов, приводит к «сужению перспективы» личностного развития (в целом мировоззрение девиантных подростков отличается относительной бедностью, неразработанностью, ограниченностью, пониженной рефлексией ценностно-смысловых ориентиров собственной жизни); - социальные ценности, регулирующие поведение девиантов, в большинстве случаев остаются для них лишь «знаемыми», не присвоенными, определяя либо преимущественно «экстрогенное» (т.е. осуществляющееся под влиянием «внешних» по отношению к личности принуждающих обстоятельств) нормативное поведение, либо (при наиболее грубых формах девиации) игнорирование социальных норм и правил, проявляющееся в различных формах открытого протеста, в том числе и в криминальном поведении; - социальные ценности, вносящие вклад в регуляцию поведения девиантных подростков являются преимущественно ценностями близкого, значимого окружения (семья, друзья); девианты в большей степени ориентированы на внешние критерии оценки, на некритичное принятие навязываемых значимых социумом – как реальным (референтная группа), так и воображаемым (герои произведений «массовой культуры», - норм, эталонов и стереотипов; - девиантные подростки в значительной степени переживают свою жизнь, как пустую, бесцельную, лишенную смысла, интереса и перспектив (цели в жизни либо отсутствуют, либо их набор очень ограничен, поведение нередко носит ситуативно-обусловленный характер: девианты ориентированы, прежде всего, на настоящее с удовлетворением «здесь – и – теперь» потребностей при неразработанности, аморфности образа будущего); - подростки с девиантным поведением отличаются пассивным отношением к собственной жизни, переживанием слабого контроля над своим поведением, жизнью в целом и меньшей ответственностью за совершенные поступки. Исследователями отмечается также, что девиантные подростки характеризуются нечувствительностью к угрозе, имеют тягу к риску и острым ощущениям. В сравнении со сверстниками, они выглядят более живыми, экспрессивными, деятельными и некритичными. При этом, девиантные подростки видят себя менее образованными, с низкими интеллектуальными способностями, плохо обучаемыми, что возможно, является одной из причин их отклоняющегося поведения. У подростков с девиантными формами поведения образ «Я-идеальное» сформирован нечетко, «размыто» и в значительной степени отличается от «объективной» оценки личности. Таким образом, не четкая сформированность или отсутствие своего идеального образа у подростков, его значительное несоответствие «объективной» характеристике личности может являться одной из причин девиантной направленности поведения. Различные подходы к классификации социальных норм позволяют по-разному представить типологию девиантного поведения. Наиболее значимые подходы представлены в таблице 1.1. Таблица 1.1 Типология девиантного поведения по критерию социальных норм Типы социальных норм Типы девиантного поведения 1.По объекту регулирования - общие правила - групповые привычки - общие - специфические 2.По строгости соблюдения - нормы-правила (жесткие) - нормы-ожидания (мягкие) - делинквентное - девиантное (в узком смысле) 3.По субъекту норм - право - мораль - делинквентное - девиантное 1.2. Понятие девиантного поведения Уточним понятия «девиация» и, соответственно, «девиантное поведение». 3Данная терминология в научной литературе в последние годы встречается довольно часто, однако в нее включается разноречивый смысл. В этимологическом смысле под девиацией (от лат. devia-tion – отклонение) понимается: 1) отклонение движущего тела (корабля, самолета, снаряда и т.п.) от заданного направления движения (расчетной траектории) под влиянием каких-либо случайных внешних причин; 2) девиация магнитного компаса – отклонение стрелки компаса от направления меридиана магнитного; обусловлена главным образом влиянием близко расположенных намагниченных тел (напр., стального корпуса судна); устраняется вспомогательными магнитами; 3) наибольшее отклонение частоты от среднего значения при частотной модуляции; 4) отклонения в нормальном развитии какого-либо органа на средней стадии формирования, приводящее к изменению его строения у взрослого организма по сравнению с предками (разновидность филэмбриогенеза); 5) в социальных науках девиация, девиантное поведение, обозначает поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила (правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания и др.). Нас, разумеется, интересует последнее значение. Социологи под девиацией понимают «отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью общества как предосудительное и недопустимое» и утверждают, что девиантное поведение предполагает «враждебную реакцию», с чем, однако, согласиться нельзя, поскольку не все формы девиантности сталкиваются с «враждебностью» (например, алкоголизм). Вместе с тем авторы делают весьма важное и точное замечание методологического характера, когда утверждают, что «о девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением». Исходным для понимания сущности девиантного поведения является понятие «социальная норма». Социальная норма – исторически сложившийся в конкретном обществе предел, либо мера допустимого поведения, деятельности людей, социальных групп, организаций. Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции: - регулируют общий ход социализации; - интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество; - контролируют отклоняющееся поведение; - служат образцами, эталонами поведения. Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: - как стандарты поведения (обязанности, правила); - как ожидания поведения (реакции других людей). Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение: а) за нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд; б) за нарушение других норм следуют жесткие санкции – тюремное заключение. 4 Как известно, социальные нормы бывают двух типов: 1) официальные (формальные, писаные) – формально зафиксированные в конституции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством; 2) неофициальные (неформальные, неписаные) – неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства. Они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т.е. некоторыми конвенциями, или молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением. Усвоение социальных норм – основа социализации. Соблюдение же этих норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется девиантным поведением. В широком смысле «девиация» подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют: - неписаным нормам; - писаным нормам. В узком смысле «девиация» относится только к первому типу несоответствия, а второй тип получил название делинквентного поведения. По мнению А. Коэна, девиантное поведение – это такое поведение, которое «идет вразрез с институционализированными ожиданиями». В этой связи необходимо заметить, что социальные отклонения имеют различные масштабы и могут рассматриваться на разных уровнях. В сфере индивидуального поведения они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые нормами права, морали и другими видами 5социальных норм. Как полагает Я.М. Гилинский, в понятие социально-отклоняющегося поведения входят преступления и иные правонарушения, а также пьянство, алкоголизм, наркомания, суицид. В научной литературе используется также понятие так называемых «фоновых» явлений, которые достаточно близко примыкают к девиантным проявлениям, и здесь называют, прежде всего, детскую безнадзорность и беспризорность. Г.А. Аванесов пишет, что «под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам». В.В. Шпалинский, в свою очередь писал, касаясь методологии изучения данной проблематики, что отклоняющееся повеление необходимо связывать с рядом пограничных дисциплин. Н. Смелзер определяет девиантность соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. При этом он полагает, что законы, как правило, отражают социальные ожидания, хотя это происходит не всегда. Американский социолог указывает также на сложность определения девиантности во многих случаях. В частности, он пишет: «Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно установить, какие типы поведения следует считать девиантными. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение – например, изнасилования и убийства. Но на этой основе еще труднее дать точное определение девиации. Даже убийство при определенных условиях оправданно: оно не только разрешается, но и вознаграждается во время войны». Г. Кайзер подчеркивает, что «правонарушения составляют лишь часть всех видов отклоняющегося поведения и уголовные наказания являются лишь одной Девиация включает в себя несколько компонентов, в том числе: 1) девиант как носитель девиантного поведения; 2) социальная норма или социальное ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного; 3) социальная группа (в том числе и общество в целом), реагирующее на данное девиантное поведение. В некоторых публикациях отклоняющееся поведение рассматривается как форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц (девиантов и деликвентов) в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Или: отклоняющееся поведение – действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным нормам либо признанным шаблонам и стандартам поведения. Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Естественно, каждый исследователь этого явления стремится «высветить» какую-то отдельную грань его – юридическую, медицинскую, психологическую, социологическую и т.п. Но их объединяет одно обстоятельство. Все ученые склонны считать, что девиантное поведение характеризует поступки и социальные действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами общества. Но, тем не менее, целостного, интегрального определения девиантного поведения на сегодняшний день не существует. Девиантное поведение - это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий. Средой проявления девиантного поведения является улица, семья, трудовой (учебный коллектив), соседские отношения и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально-экономические условия, семейно-бытовые отношения, потребности, социально-культурное окружение, межличностные отношения и общение людей друг с другом. Имея общий генезис, различные формы девиантного поведения определенным образом взаимосвязаны. Можно отметить относительно устойчивый характер взаимосвязей различных форм отклоняющегося поведения, который достаточно сложен, противоречив и часто не отвечает обыденным представлениям. Различные формы социальной патологии могут иметь как прямую, так и обратную зависимость. Также очевидна зависимость различных форм девиантного поведения от экономических, социальных, демографических, культурных и иных факторов среды. При этом различные социальные девиации по-разному реагируют на средовые воздействия. И, наконец, имеются определенные взаимосвязи между позитивными и негативными отклонениями. Теоретически понятно, что повышенная социальная активность – как следствие неудовлетворенных потребностей – может проявиться либо в социальном творчестве (позитивное отклонение), либо в антиобщественной деятельности, либо, не найдя реализации ни там, ни там, окончиться «уходом» ее субъектов в алкоголь, наркотики, а то и к суицидным актам. Отклонение в поведении – девиантное поведение – является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. 6По мнению Я.И. Гилинского, наиболее девиантногенными факторами отклоняющегося поведения подростков в современной России являются: - фактическая безнадзорность при занятых родителях или беспризорность; - очевидное (не скрываемое, демонстративное) существенное различие между материальным положением детей из высокообеспеченных семей (и, соответственно, «элитных школ», гимназий, лицеев) и детей из «простых» семей; - дефекты Закона об образовании и несогласованность с трудовым и иным законодательством (возможность исключения из школы с 14 лет, право на работу с 15 лет, право на пособие по безработице с 16 лет и т.п.); - традиционный авторитаризм семейного воспитания; - семейное насилие; - отсутствие или недоступность позитивных досуговых развлечений. 1.3. Формы проявления девиантного поведения. 7Социальные аномалии и патологии, девиантное поведение части населения относятся к числу наиболее сложных для решения социальных проблем. Под девиантным поведением понимается отклонение от социальной нормы. Что же касается социальной нормы, то это правило, отражающее устойчивое представление о типе поведения, вытекающего из установившихся обычаев, традиций и привычек, вошедших в образ жизни большинства населения и не вызывающих общественного раздражения. В системе общественных отношений социальная норма выполняет роль инструмента регулирования тех пределов, которые принято считать допустимыми в социальной практике и межличностном общении. Социальная норма находит свое отражение в законах,а также обычаях людей и традициях народа. Такое представление о социальной норме позволяет рассматривать девиантное поведение как противоречие между одобряемыми целями и ценностями (наприме, богадство) и неодобряемыми способами их достижения (кража имущества); утвердившимися в обществе представлениями о морали и этике и выпадающим из этого ряда поведением; установившимся типом культуры и уровнем ее проявления в поведении индивида и т. д. Данный перечень противоречий можно продолжить, но более характерным для понимания сущности девиаций представляется учет таких явлений, которые связаны с разрушением традиционных социальных институтов и связей, дезориентацией людей, резкими перепадами в уровне жизни, понимании ее смысла. Если первая группа пояснений раскрывает происхождение и сущность девиантного поведения, то вторая – влияет на масштабы, степень и другие характеристики его проявления. К числу социальных отклонений принято относить преступность, пьянство, алкоголизм, наркоманию, социальный паразитизм, отклонения в сфере морали, самоубийства, бюрократизм, коррупцию и др. Все они влияют на преждевременный уход человека из жизни, относятся к причинам смертности, которые я бы назвал аномальными и выделил среди них наркоманию, алкоголизм, бандитизм, аборты и табакокурение. Параметры производимого ими опустошения должны прозвучать своего рода социальным набатом, что и нашло отражение в монографии. Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию. На формирование алкоголизма влияют социальные, генетические, физиологические (1 группа) и психологические (2 группа) факторы. Это наследственность, характер, индивидуальные свойства личности, особенности окружающей среды, низкий уровень материального положения и образования. Вторые всегда оказывают совокупное воздействие на первые. Алкоголизации подростков способствуют следующие факторы: алкогольное окружение и связанные с ним устойчивые алкогольные традиции; характерологические особенности (неустойчивые и эпилептоидные типы акцентуаций и психопатий); свойственная возрасту склонность к подражанию и объединению со сверстниками, когда неформальная группа становится главным регулятором поведения. Встречаются также врожденные алкогольные синдромы, когда младенцы, испытывают физиологическую зависимость от алкоголя в результате употребления матерью спиртных напитков во время беременности. Причины: любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) - для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского; вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и системное распитие спиртных напитков, употребление наркотиков - в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений, неуверенные в себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались. О подростковом алкоголизме говорят в том случае, когда впервые его признаки появляются до 18 лет. Заболевание в этом возрасте отличается злокачественным течением, что означает быстрое прогрессирование основных симптомов, развитие запойного пьянства, опохмеление большими дозами алкоголя, низкую эффективность лечения, распад социальных и семейных связей, возникновение психозов. Обществом предусмотрены определенные правовые меры против спаивания подростков. Запрещена продажа им и распитие спиртных напитков. Появление школьников в пьяном виде влечет за собой штраф родителей. Спаивание несовершеннолетних ведет к административной ответственности, а это же влияние при служебной зависимости - к уголовному наказанию. Наркомания и токсикомания. Токсикомания - это заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая - чифиря, вдыханием ПАВ (психотропно-активные вещества). В состоянии «опьянения», кроме эйфории, возникают зрительные галлюцинации. Под наркоманией понимают болезненные влечения, пристрастия к систематическому употреблению наркотиков, которые приводят к тяжелым нарушениям психических и физических функций. Путь молодых людей к наркомании начинается с безнадзорности со стороны общества и семьи, когда подросток попадает под влияние авторитета неформальной группы. Наркотики - возможность выделиться или, наоборот, раствориться в серой массе себе подобных. Запретный плод сладок: даже опасность заразиться СПИДом воспринимается как геройство, бахвальство большими тратами на приобретение или страшными болезненными последствиями - тоже гордость. Наркомания имеет социальные последствия: ухудшение здоровья, снижение умственных способностей; попадание в “группу риска” заражения СПИДом. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Приобретение наркотиков становится причиной ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, развитию соматических и психических заболеваний. Наркоман, по мере развития болезни, деградирует как личность, т. к. рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки. Проституция. Под проституцией понимается систематическая деятельность по оказанию сексуальных услуг за плату. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. Основной причиной проституции среди девочек и мальчиков подросткового возраста является их желание заработать, совмещенное со стремлением к «красивой жизни», далее следуют причины социального характера, невысокий уровень культуры, в том числе - сексуальной, распущенность и неблагополучие в семье. Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства. Общество должно воспитывать в женщине чувство женской гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, защищать женщину от агрессии и насилия. Суицидальное поведение. Суицид - это намеренное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицид - вид деструктивного саморазрушающего поведения, к которому относятся пьянство, потребление наркотиков. Количество и уровень самоубийств возрастает в периоды экономического кризиса и безработицы. Поток информации, стрессы и суперстрессы, конфликты, низкий социальный статус - достаточно частые явления, все это часто служит толчком к самоубийствам. В последнее время в России увеличилось количество самоубийств: пик для молодежи-16-19 лет, старшего поколения- 40-50 лет. Сегодня говорят о всплеске подросткового суицида. На первом месте из проблем, характерных для подростков (до 70%), стоят отношения с родителями. На втором - трудности со школой, на третьем - проблема взаимоотношений с друзьями. Также распространены причины: потеря любимого человека или отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Самоубийство подростка - способ оказать влияние на других людей. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчики - к самоповешиванию, порезам вен, реже - к отравлениям. Уровень суицидальных попыток в 10 раз выше уровня завершенных самоубийств. Для людей с суицидальным поведением организованы службы социально-психологической помощи, телефоны доверия. Очень важна профилактическая работа с детьми: воспитание характера, оптимизма, жизнеспособности. Профилактика самоубийств - это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности. Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют: 1. Учет перенесенных заболеваний или травмы мозга. 2. Влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс - фактора. 3. Анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличение своих недостатков, принижения успехов и достоинств. Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Различают два вида девиантного поведения на почве сексуальных заболеваний патологические и непатологические девиации. Первые выступают в форме ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: