- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Адаптивный спорт как эффективное средство воспитания личности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009008 |
Тема: | Адаптивный спорт как эффективное средство воспитания личности |
Содержание
АДАПТИВНЫЙ СПОРТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования личности у лиц с ограниченными возможностями. Показано что спортивная деятельность является эффективным средством формирования черт характера. Ключевые слова: адаптивный спорт, лица с ограниченными возможностями, личность, спортивная деятельность, социальная направленность. Год от года увеличивается количество детей, имеющих нарушения развития. Лишь некоторая часть этих детей в дальнейшем станет объектом коррекционной работы, однако число детей, нуждающихся в такой работе, достаточно велико. По данным зарубежной статистики, оно составляет 9-11 % всей детской популяции. В Российской Федерации такая официальная статистика отсутствует. Однако известно, что в настоящее время в России 1.6 миллионов детей (4.5% общего числа) относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них только 540 тысяч детей и подростков получают необходимую образовательную поддержку в системе государственного образования. В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом. Во многих зарубежных странах отработана система привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое главное в данной системе, создание условий для занятий физической культурой и спортом. Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации. В зарубежных странах очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения и общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение "колясочников" в 50-е - 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу. До последнего времени в России эта группа населения относилась к числу фактически выключенных из нормальной жизни общества. Их проблемы не обсуждались публично. Практика градостроительства не предусматривала в общественных местах специальных приспособлений, облегчающих для инвалидов передвижение. Многие сферы общественной жизнедеятельности были закрыты для инвалидов [5, с. 189 Комплексная реабилитация инвалидов, Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др.: Под ред. Т.В. Зозули. — М.: Издательский Центр «Академия», 2005. – 304 с.]. Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия "инвалид", "физическая активность", а, тем более, "спорт" несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья. И лишь в 90-е годы были отмечены серьезные изменения в отношении общества к инвалидам в России. В связи с этим возникала проблема изучения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта как фактора социальной адаптации инвалидов в обществе. Адаптивная физическая культура - это область физической культуры для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Одним из ведущих направлений адаптивной физической культуры является адаптивный спорт, магистральным направлением которого является формирование двигательной активности, как биологического, психического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Научные разработки по адаптивной физической культуре и, в частности, по адаптивному спорту привлекают в настоящее время специалистов не только в области физической культуры и спорта, но и адаптологов, валеологов, психологов, физиологов, деффектологов, биомеханников, медиков и других специалистов. Адаптивный спорт - это вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, реализации и сопоставлении своих способностей со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и в социализации. Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Можно привести множество примеров из практики, когда с помощью физических упражнений и специальной тренировки исправляются нарушения речи, дети с проблемами интеллекта осваивают сложные гимнастические программы, незрячие начинают уверенно ориентироваться в пространстве, дети с тяжелыми последствиями детского церебрального паралича после занятий плаванием впервые начинают ходить и говорить, прикованные к инвалидной коляске овладевают высоким спортивным мастерством в разных видах спорта [1, с. 47 Специальная педагогика: учеб.-метод. пособие / сост. С. Б. Нарзулаев, Г. Н. Попов, И. Н. Сафронова и др. Томск: Полиграф. фирма“STAR”, 2006. 147 с.]. Адаптивный спорт оказывает глубокое многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его духовно и физически. Это длительный процесс формирования личности, аккумулирующий в себе ценности, нормы, традиции, идеалы и правила спортивного поведения. Это накопление индивидуального опыта социальной жизни в спорте. Само понятие «вовлечение» в спорт уже тесно связано с социализацией, так как в процессе общения происходит освоение и присвоение опыта данной общности людей, сохранение и передача его своим детям. Особенно ярко социализация проявляется в системе спортивных соревнований инвалидов, которые можно рассматривать как форму их социальной активности, в процессе которой создаются такие социальные ценности, как победа, престиж, зрелище, сопереживание и др. Спорт для инвалидов - это особый мир отношений и переживаний, который увлекает, сосредотачивает внимание на новых объектах, переключает психическую деятельность, создает разрядку, смену эмоций и настроения. С другой стороны, это активная творческая деятельность, где инвалиды, имея в движениях эстетические погрешности, все равно стремятся к совершенству, изменяя свои физические качества, систему движений, создавая свой индивидуальный стиль, неповторимый облик, вкладывая в него гармонию бодрости и силу духа. Это придает поведению, характеру, образу жизни новый колорит, который позволяет инвалиду повысить самооценку собственного «Я», чувствовать себя полезным гражданином своего общества, т.е. социализироваться в нем. В настоящее время в Российской федерации сделан законодательно крупный шаг вперед в развитии спорта среди инвалидов, поддержанный Росспорткомитетом. Теперь в Федеральном Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 4 декабря 2007 года) прописано очень важное требование к исполнительным властям и органам местного самоуправления: «Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту» [4, с.12 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации»]. Таким образом, в настоящее время для полноценного развития в стране физической культуры и спорта среди инвалидов имеется федеральный закон, где прописаны соответствующие правовые положения и требования, типовое положение об учреждениях дополнительного образования, в котором есть все необходимое для создания и функционирования детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других спортивных организаций и учреждений [2, с. Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 21.03.2006 г. № СК-02-10/3685)]. Паралимпийское движение в России существует с 2001 г. Соревнования проводятся по программе специальной Олимпиады России. Основными целями проведения соревнований являются: пропаганда специального Олимпийского движения среди лиц с нарушением интеллекта, адаптация их к жизни в обществе посредством спорта, привлечение внимания и активизация деятельности государственных, общественных и других организаций по социальной реабилитации средствами физической культуры и спорта. Выдающиеся достижения современной медицины не в силах радикально изменить тенденцию к физической деградации человека, разрушению его биологической сущности. В основном это связано с тем, что медицинские исследования направлены на устранение лишь следствий (отклонения в состоянии здоровья), а не причин разрушающего воздействия на человека (окружающая природная и социальная среда, образ жизни). Вместе с тем, практический опыт и многочисленные научные исследования убедительно демонстрируют огромный потенциал физической активности, наряду с рациональным питанием, оптимальным психоэмоциональным фоном и природными факторами, в расширении и повышении ресурсов здоровья человека, сохранения на высоком уровне регуляторных механизмов его жизнедеятельности.[2 Куликов Л.М., Рыбаков В.В., Семенов В.М. Актуальные проблемы и подходы к оптимизации физической активности человека. Социально – педагогические аспекты физической культуры и спорта./Под ред. В.Г. Камалетдинова. – Челябинск, ЧГИФК, - 1994г. – 96с.] Одним из значительных требований сегодняшнего дня является создание условий для самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для маломобильных групп населения могут быть организованы личностно-ориентированные занятия адаптивным спортом в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями и противопоказаниями. В адаптивном спорте человек постоянно работает над самим собой, где происходит слияние объекта и субъекта деятельности. Эта особенность спорта чрезвычайно существенна, она оказывает влияние на формирование многих сторон личности лиц с ограниченными возможностями. Обязательными атрибутами спортивной деятельности являются интенсивные, часто предельные физические нагрузки, развивать и выдерживать которые невозможно без соответствующих волевых усилий. Спортивная деятельность характеризуется большими физическими и волевыми напряжениями, к которым человек в адаптивном спорте привыкает и даже начинает испытывать в них потребность, и соревнованиями, для выступления в которых он и систематически тренируется. Особенности спортивной деятельности оказывают специфическое влияние на человека, занимающегося адаптивным спортом. Спорт для лиц с ограниченными возможностями как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Адаптивный спорт формирует представление о жизни и мире, помогает воспитывать веру в свои силы и возможности, а также умело их использовать в повседневной жизни. Многие из спортсменов с ограниченными возможностями здоровья утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Спорт способствует развитию личности, помогает раскрыть непознанные возможности человеческого организма и духа, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен. Личность характеризуется определ?нной системностью, единством и устойчивостью своих качеств. При рождении реб?нок ещ? не является личностью. Он всего лишь индивид. Только пройдя определенный путь развития, человек становится личностью. Обязательными условиями этого развития являются: а) генетически и биологически заданные предпосылки; б) наличие определенной социальной среды, мира человеческой культуры. Такое понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений. Становление личности с ограниченными возможностями здоровья отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений в избранном виде спорта. Особенность занятий адаптивным спортом часто напрямую зависит от характера имеющегося у человека дефекта, от степени выраженности нарушений двигательных функций инвалида. В становлении личности с ограниченными возможностями закономерностью является трудность их социальной адаптации, затруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с социальной средой.[1 Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М.: Мысль, 1996. – 181 с.] В процессе занятий адаптивным спортом формируется направленность личности, е? мировоззрение, моральные качества, межличностные отношения, динамические характеристики поведения, волевые свойства личности. Та или иная субъективная оценка вероятности достижения цели возникает, в результате отражения в сознании спортсмена, во-первых, своей собственной готовности к соревнованию, во-вторых, предполагаемых и реальных условий соревновательной борьбы, включая состав и силу спортивных противников. Именно на основании сопоставления своих возможностей с возможностями соперников спортсмен оценивает вероятность достижения успеха, черпая в этой оценке уверенность в победе, если вероятность высока, или сомнение, если она мала. Уверенность в себе необходимо рассматривать с двух позиций. 1.Как психическое состояние. Уверенность обусловлена ситуацией в которую попал человек с одной стороны и свойствами его личности – с другой. 2. Как особенность человека, как черта характера обусловленная сложившимся отношением человека к сознательно поставленным значимым или жизненно важным целям. Такое отношение формируется на основе высокой степени самооценки и оценки успешной вероятности достижения целей. Они возникают в результате повторяющихся удачных условий переживания в связи с этим состоянием уверенности. Так, согласно статистике, среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющими 1 и 2 группы инвалидности, 78% человек не видят себя полноценными жителями современного общества и лишь 3% опрошенных считают, что они ничем не отличаются от физически здоровых людей. Одним из путей привлечения инвалидов в активную социальную жизнь и профессиональную деятельность, создания благоприятных условий для их физической, психологической и социальной реабилитации является физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность. В спорте характер спортсмена - инвалида приобретает свою социальную направленность в соответствии с разными целями его основных видов деятельности. Социальная направленность личности спортсмена-инвалида всегда выражается в отношениях: к окружающим людям; к своей деятельности в различных сферах; к своей Отчизне; к самому себе; к окружающей природе, различным явлениям, вещам. Спортсмена - инвалида к проявлению определ?нных черт характера побуждают различные эмоции и мотивы, а воля (через волевые усилия) помогает осуществлять деятельность с помощью этих черт характера. Спорт, по сути своей, является эффективным средством для воспитания личностных качеств. Чувство гордости и удовлетворения сделанным, уверенность в своих силах — эмоции активные, или, как их еще именуют, стенические (греческое слово «стенос» — сила). В психологии стенические эмоции — такие, которые способствуют повышению жизнедеятельности организма, увеличению жизненного тонуса, вовлечению в сознательную деятельность человека дополнительных энергетических резервов, — способствуют тому, что вся человеческая деятельность осуществляется успешнее. Пассивные, или астенические, эмоции, наоборот, угнетают жизнедеятельность, препятствуют проявлению максимальных физических и волевых усилий, снижают активность человека. Деятельность в адаптивном спорте дает огромные возможности для воспитания моральных, нравственных, эстетических, интеллектуальных свойств и качеств личности спортсмена с ограниченными возможностями здоровья, его воли, эмоций. Спортивная деятельность, занимая значительное место в жизни инвалидов вовлеченных в адаптивный спорт, является одним из основных факторов нравственного воспитания и формирования личности.[3 Киселев Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности. – М.: Знание, 1981. – 64с] Перед адаптивным спортом ставятся как оздоровительные задачи включающие в себя физическое оздоровление, создание условий для правильного физического развития, закаливание, коррекцию особенностей соматического состояния, так и воспитательные. Воспитательные задачи предполагают выработку определённых характерологических черт (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованности, активности, смелости и т.д.), обеспечивают стимуляцию психического развития. Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта. Воспитание основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости) инвалидов до недавнего времени считалось нецелесообразным в связи с комплексным поражением организма и мнением о невозможности их полноценного приспособления к самостоятельной жизни. В настоящее время вопросу воспитания физических качеств уделяется должное внимание, и этот процесс может осуществляться весьма эффективно. Несмотря на то, что, по данным статистики, за последние два года число клубов физической культуры для инвалидов выросло на 45%, а количество их посетителей - в полтора раза, различными формами физической культуры и спорта в Российской Федерации занимается менее 1% инвалидов. Основные направления в этой работе: - создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха; - открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов; - разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования; - подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре; - разработка и издание специализированных методик и программ; - физкультурное просвещение и информационно-пропагандистское обеспечение развития физической культуры и массового спорта среди инвалидов; - подготовка спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе Паралимпийским играм. Подготовка должна осуществляться на тех же условиях, что и подготовка спортсменов к Олимпийским играм. Многие развитые страны, процессы демократизации в которых насчитывают уже не один десяток лет, имеют достаточно богатый опыт работы с этими категориями населения. Не случайно, что наши спортивные организации внимательно изучают этот опыт. Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития. «Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам», - считает профессор П.А. Виноградов. [4, с 56]. В последние годы наблюдается некоторое снижение интереса молодежи к занятиям физической культурой, в том числе - ее спортивными видами. Молодёжь пассивно относится к состоянию своего здоровья, предпочитая, уделять время азартным играм, употреблению алкоголя и наркотиков и беспорядочному образу жизни, не понимая того, что такой образ жизни может привести к негативным последствиям. С целью изучения проблем недостаточного вовлечения молодежи в занятия спортом было проведено исследование для выяснения отношения современной молодежи к физической культуре и спорту. В исследовании приняло участие 50 человек в возрасте от 19 до 22 лет, опрошенные респонденты - студенты 3-4 курсов Астраханского государственного технического университета, состоящие в специальной медицинской группе и освобожденные от занятий физической культурой. Респондентам была предложена анкета (прил. 1), состоящая из 11 вопросов. В результате данного анкетирования на первый вопрос «Как вы считаете, нужна ли пропаганда здорового образа, физической культуры и занятий спортом среди молодежи?» среди 20-ти опрошенных «да» ответило 38 человек (75%), «нет» - 12 человек (25%). На второй вопрос «На достаточно ли высоком уровне организована физкультурно-оздоровительная работа с молодежью на местном уровне?» «да» ответило 10 человека (20%), «нет» - 40 человек (80%). Третий вопрос: «Соответствует ли материально-техническая база крупных спортивных сооружений Астраханской области современным требованиям?» «да» - 32(64%), «нет» 18(36%). Четвертый вопрос: «Соответствует ли материально-техническая база образовательных учреждений и дворовых клубов Астраханской области современным требованиям?» «да» - 8(15%), «нет» - 42(85%). Пятый вопрос: «Согласны ли вы с тем, что спорт формирует личность/ характер?» «да» - 34(67%), «нет» - 16(33%). Шестой вопрос: «Занимаетесь ли вы спортом, сколько раз в неделю?» «да – 1 раз» - 5(10%), «да – 2-4 раза» - 11(22%), «нет» - 34(68%). Седьмой вопрос: «Если нет, то, что вас сдерживает?» «Отсутствие свободного времени» - 11(32%), «Плохое состояние здоровья» - 8(23%), «Низкое качество организации и проведение занятий» - 4(12%), «нет желания» - 7(21%), «Другие причины» - 4(12%) Восьмой вопрос: «Есть ли у вас вредные привычки? » «да» - 18(37%), «нет» - 32(63%). Девятый вопрос: «Хотели бы вы принимать участие в спортивно - оздоровительных мероприятиях, соревнованиях, праздниках и т.п.? » «да» - 35(70%), «нет» - 15(30%). Десятый вопрос: «Помогают ли вам занятия спортом преодолеть или справиться с вашим диагнозом?» «да» - 6(36%), «нет» - 10(64%). Так же студентам был задан вопрос: «Какие изменения необходимо провести в университете для приобщения студентов к занятиям физкультурой и спорту?» Были получены следующие ответы: * снизить цены на платные занятия * увеличить количество и улучшить качество спортивного инвентаря * проводить ознакомительные мероприятия, открытые уроки * нацеливать преподавателей не только на сдачу нормативов, но и на индивидуальный подход к студентам * создавать секции в соответствии с современными интересами студентов * пропагандировать спорт (спортивные стенды и галереи выдающихся спортсменов, обучающихся в вузе) В результате проведенного исследования было выяснено, что современная молодежь, в большинстве своем, считает, что пропаганда здорового образа жизни и физической культуры в наше время необходима(75%). Но, тем не менее, почти все опрошенные респонденты считают достаточно низким уровень организации физкультурно - оздоровительной работы на местном уровне (80%). Среди 75% опрошенных выявлено мнение, что материально-техническая база крупных спортивных сооружений Астраханской области соответствует современным требованиям, но почти все опрошенные считают, что материально-техническая база образовательных учреждений и дворовых клубов Астраханской области не соответствует современным требованиям (85%). К сожалению, было выявлено, что большинство респондентов не занимаются спортом (68%) и имеют вредные привычки (37%). Хотя многие из опрошенных хотели бы принимать участие в спортивных мероприятиях (70%) и согласны с тем, что спорт способен сформировать личностные качества (67%). По мнению студентов, секционные занятия в университете слишком дорогие и не адаптированы под современные интересы студентов, спортивный инвентарь требует обновления. В университете необходимо проводить пропаганду здорового образа жизни (выставки, лекции, открытые уроки, марафоны) и доносить до студентов важность физической культуры в их жизни. Результаты данного исследования отнюдь неутешительны. Таким образом, можно сделать вывод, что сложившаяся к настоящему времени тревожная ситуация с физическим и духовным здоровьем нации во многом обусловлена социальными причинами, в числе которых - недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта, как со стороны государства, так и со стороны населения. Студенты прекрасно осознают, что спорт способен улучшить качество их жизни, развить силу воли, целеустремленность и другие качества. Для молодежи, как самого уязвимого слоя населения, необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности. Явление здорового образа жизни должно формироваться изначально из института семьи, потом из множества других факторов: важна поддержка государства в сфере спорта, туризма, СМИ, образования, организации досуга. Если бы удалось добиться четкого понимания большинством людей того, что физическая активность и спорт для детей и молодежи - необходимое и важнейшее условие нормального развития ума и тела, что абсолютное большинство психических и физических заболеваний, так или иначе связаны с обездвижением и ожирением, что физическая активность и занятия спортом улучшают качество жизни, снимают стрессовые состояния, повышают работоспособность и т.д., то удалось бы не только приостановить физическую деградацию нации, но и значительно поднять уровень ее здоровья и работоспособности. Всем известно, что при занятиях спортом, человек в первую очередь укрепляет свое здоровье, совершенствует свое тело, улучшает свой организм, овладевает способностью успешно управлять своими двигательными действиями. А.П. Нечаев в своей монографии «Психология физической культуры», опубликованной в 1930 году, говорил о том, что воспитание и образование включает в себя не только развитие культурных, нравственно-этических качеств, интеллектуальных способностей. Развития человеческой личности, по мнению профессора, нет там, где отсутствует воспитание движений: «Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность – мускульными пороками» [Нечаев А.П. Психология физической культуры / А.П. Нечаев. – 2-е изд., значит. доп. – М.: Госиздат, 1930.] Таким образом, выявлено, что адаптивный спорт оказывает неоспоримое влияние на формирование важнейших черт личности - инвалида, которые определяют результативность и эффективность социальной деятельности в жизни общества. Влияние это на степень притязаний спортсмена - инвалида может быть разным в зависимости от того как осуществляется жизнь данного человека в спорте. Специфика спортивной деятельности формирует и успешную самооценку личности лиц с ограниченными возможностями. Прил.1. Анкета для студентов Анкета Уважаемые респонденты! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, чтобы мы могли узнать ваше мнение. Ваши ответы останутся анонимными. 1)Как вы считаете нужна ли пропаганда здорового образа, физической культуры и занятий спортом среди молодежи?: - да; - нет; 2)На достаточно ли высоком уровне организована физкультурно-оздоровительная работа с молодежью на местном уровне?: - да; - нет; 3) Соответствует ли материально-техническая база крупных спортивных сооружений Астраханской области современным требованиям?: - да; - нет; 4)Соответствует ли материально-техническая база образовательных учреждений и дворовых клубов Астраханской области современным требованиям?: - да; - нет; 5) Согласны ли вы с тем, что спорт формирует личность/ характер?: - да; - нет; 6) Занимаетесь ли вы спортом, сколько раз в неделю?: - да – 1 раз; - да – 2-4 раза; - нет; 7) Если нет, то, что вас сдерживает?: - отсутствие свободного времени -плохое состояние здоровья -низкое качество организации и проведение занятий -нет желания -другие причины 8)Есть ли у вас вредные привычки?: - да; - нет; 9) Хотели бы вы принимать участие в спортивно - оздоровительных мероприятиях, соревнованиях, праздниках и т.п.?: - да; - нет; 10) Помогают ли вам занятия спортом преодолеть или справиться с вашим диагнозом?: - да; - нет; 11) Какие изменения необходимо провести в университете для приобщения студентов к занятиям физкультурой и спорту? _________________________________________________________ Список литературы: ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: