- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Гуманитарные науки и проблема воспитания личности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014338 |
Тема: | Гуманитарные науки и проблема воспитания личности |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.С. ТУРГЕНЕВА» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по направлению подготовки 50.04. 01 Искусства и гуманитарные науки направленность (профиль) Философия гуманитарных наук Студента Ильиной Ю.А. шифр50.04.01 Философский факультет Тема выпускной квалификационной работы Гуманитарные науки и проблема воспитания личности (наименование темы) Студент _________________ Ильина Ю.А. Научный руководитель _________________ Пахарь Л.И. Зав.кафедрой/РОП _________________ Пахарь Л.И. Орёл 2018 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.С. ТУРГЕНЕВА» Факультет (институт) философский Кафедра Философии и культурологии Направление подготовки (специальность) 50.04.01 Искусства и гуманитарные науки Направленность (профиль) Философия гуманитарных наук УТВЕРЖДАЮ: Зав. кафедрой / РОП __________(Пахарь Л.И.)(подпись) «25» октября 2017 г. З А Д А Н И Е на выполнение выпускной квалификационной работы студента Ильиной Юлии Андреевны шифр 50.04.01 1. Тема ВКР Гуманитарные науки и проблема воспитания личности Утверждена приказом по университету от «30» ноября 2017 г.№2-3482 2. Срок сдачи студентом законченной работы «09» июня 2018 г. 3. Исходные данные к работе___________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 4. Содержание ВКР (перечень подлежащих разработке вопросов) В работе должны быть последовательно раскрыты следующие вопросы: * Формирование и развитие гуманитарного знания с точки зрения историко–философского контекста; * Актуальные проблемы гуманитарного знания; * Тенденции развития гуманитарного знания в XXI веке; * Проблемы современного воспитания; * Гуманистический аспект теории воспитания; * Роль гуманитарных наук, и, в частности, философского знания в духовном воспитании личности. _______________________________________________________________ Указать вид ВКР (ВКР, дипломная работа, дипломный проект и др.) 5 5. 5. Перечень графического материала__________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 6. Консультанты по ВКР (с указанием относящихся к ним разделов) КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН Наименование этапов ВКР Срок выполнения этапов работы Примечание Изучение историографии проблемы, Составление библиографии по теме ВКР Сбор документов и материалов, анализ источниковой базы Составление плана работы, определение объекта и предмета исследования, цели и задач, хронологических рамок ВКР Подготовка текста первой главы ВКР Подготовка текста второй главы ВКР Подготовка текста введения и заключения ВКР Студент _________________ Ильина Ю.А. Руководитель ВКР _________________ Пахарь Л.И. АННОТАЦИЯ выпускной квалификационной работы «Гуманитарные науки и проблема воспитания личности», выполненной Ильиной Юлией Андреевной на кафедре философии и культурологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» по направлению подготовки Искусства и гуманитарные науки направленность (профиль) Философия гуманитарных наук Данная выпускная квалификационная работа посвящена рассмотрению спецификигуманитарных наук и проблеме воспитания личности. Соответственно в качестве предмета исследованияизбран анализ становления, развития и характерных черт гуманитарных наук и связанная с ним проблема воспитания личности. Общий объём работы 80 страниц. В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены проблема формирования и развития гуманитарного знания с точки зрения историко–философского контекста, перспективы развития гуманитарных наук и актуальные проблемы гуманитарного знания. Вторая глава посвящена анализу роли и места гуманитарных наук в процессе воспитания личности. В ней рассмотрены актуальные проблемы современного воспитания, проанализирован гуманистический аспект теории воспитания, выявлена роль гуманитарных наук, и, в частности, философского знания в духовном воспитании личности. Научная новизнавыпускной квалификационной работы состоит в том, что было проведено комплексное исследование особенностей гуманитарных наук и проблемы воспитания личности. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при подготовке учебных и методических пособий по гуманитарным наукам, лекций и семинаров, при проведении воспитательных мероприятий в среде студенческой молодёжи, а также для дальнейшей работы по изучению проблем, затрагиваемых в данном исследовании. Ключевые слова: ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ, ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ГУМАНИЗМ, ФИЛОСОФИЯ. . СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...7 I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НОВАЯ РОЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК………………………………………………………………………….…11 1.1. Особенность объекта гуманитарных наук………………………………...12 1.2. Перспективы развития гуманитарных наук……………………………….23 1.3. Актуальные проблемы гуманитарного знания 32 II. РОЛЬ И МЕСТО ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………………………….…44 2.1. Актуальные проблемы современного воспитания……………………….45 2.2. Гуманистический аспект теории воспитания…………………………….51 2.3. Духовное воспитание в контексте гуманитарных наук………………….57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67 ЛИТЕРАТУРА 72 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Как известно, XXI век ЮНЕСКО объявила веком гуманитарных наук. Это можно считать своеобразным протестом человечества против культа техницизма, породившего «одномерного человека» индустриальной эпохи. Гуманитарное знание является общечеловеческой ценностью, во многом определяющей выживание человечества в современных условиях и его дальнейшее стабильное функционирование. Оно даёт человеку представление о закономерностях развития общества, формирует личность, способную к самостоятельному творческому мышлению, развивает способность объективно анализировать и оценивать факты и явления окружающей действительности, формирует умение ориентироваться в современном информационном обществе, развивать навыки критического восприятия и оценки источников информации. Именно гуманитарное знание развивает в человеке человеческое начало. Рассмотрение гуманитарного знания в меняющемся мире ведётся через характеристику новых черт современного научного знания, в котором сильна тенденция перехода в область гуманитарных технологий и новых трактовок человеческого потенциала, а значит самих основ гуманизма. Степень научной разработанности проблемы. Нужно отметить, что проблеме выявления места и роли гуманитарного знания уделяется значительное внимание в научно–теоретических междисциплинарных исследованиях. В частности, в рамках методологических проблем научного познания достаточное количество работ посвящено анализу гуманитарных наук. К числу основных исследователей в данной области можно отнести – Филатова В.Н., Лекторского В.А., Степина В.С., Федотова В.Т., Касавина И.Т., Мамчур Е.А., Микешину Л.А., Поруса В.Н.Бака Д.П., Кузнецову Н.И., Борытко Н.М., Вербицкую, Л., Запесоцкого, А. С., Кагана М.С., Кузнецова В. Г., Махлупа, Ф. и др. Следует отметить, что гуманитарные науки выступают предметом исследования не только в специальных работах по выделенной проблематике. Актуальность темы Актуальность этой темы приводит к тому, что она как бы «просвечивает» в целом ряде работ, в которых явным образом не ставится задача анализа проблем становления и сущности гуманитарного знания. Такое положение дел объясняется тем, что решение вопросов о возникновении и сущности гуманитарного знания в целом, и гуманитарных наук в частности, опирается на решение целого комплекса иных проблем направленных на: – оценку роли и характеристик познающего субъекта в решении проблем гуманитарного знания, его взаимосвязь с внешним миром в процессе духовной деятельности; – рассмотрение коммуникативной сферы, на протяжении всей истории её становления и развития; – анализ процесса понимания и интерпретации, выявление их смысловой определённости; –рассмотрение диалоговой коммуникативной практики, и её реализация в определённой культурной среде; –исследование роли культурных и исторических традиций, на коммуникативный процесс; –выявление места и ролипсихологического фактора в развитииразнообразных форм знания. В свою очередь, решение каждого из выделенных вопросов может содержать самостоятельный список подвопросов. Тем самым, проблемы, направленные на выявление сущности гуманитарного знания, закономерностей его развития и влияния на современную культуру широкое поле для научно–теоретических и практических междисциплинарных исследований – философских, психологических, педагогических, культурологических, лингвистических и других. Объектом исследования настоящей работы выступает рассмотрение специфики социально–гуманитарного знания. В качестве предмета исследования избран анализ становления, развития и характерных черт гуманитарных наук и связанная с ним проблема воспитания личности. Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы определить предмет, методы и тенденции развития гуманитарных наук в современности; проанализировать проблему воспитания личности. Достижение поставленной цели потребовало решения следующей группызадач, отражающих логическую последовательность предпринятого исследования: – рассмотреть формирование и развитие гуманитарного знания с точки зрения историко–философского контекста; –выявить и обосновать специфику гуманитарных наук; – проанализировать актуальные проблемы гуманитарного знания; – определить и охарактеризовать тенденции развития гуманитарного знания в XXI веке; – рассмотреть проблемы современного воспитания; – проанализировать гуманистический аспект теории воспитания; – выявить роль гуманитарных наук, и, в частности, философского знания в духовном воспитании личности. Методологическая основа исследования.Основными принципами, использованными при разработке выбранной темы, явились: объективность, историзм, системность. Приёмами анализа были выбраны: индукция, аналогия, синтез, критика источников эмпирической информации. В осуществлении исследовательского процессабыл изучен ряд монографий и отечественных и зарубежных научных публикаций, учебных пособий, материалов конференций. Многогранность объекта исследования обусловила необходимость привлечения не только материала историко–философского характера, но и источников, относящихся к другим наукам по данной проблематике – педагогике, психологии, и др. Теоретическая и практическая значимостьисследования, заключается в систематизации научного знания, накопленного до написания этого исследования по проблеме становления, развития и характерных черт гуманитарных наук и связанной с ним проблеме воспитания личности. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при подготовке учебных и методических пособий по гуманитарным наукам, лекций и семинаров, по проблемам, затрагиваемым в данном исследовании. Структура работы определяется объектом, предметом, целью, задачами исследования и включает в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из трёх пунктов, заключение и список использованной литературы. I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НОВАЯ РОЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ХIХ век можно обозначить веком физики, ХХ век – веком биологии, а XХI век по праву именуется веком гуманитарной науки. Разные области знания обращены к различным сторонам реального мира, которые являются их предметами. В явлениях, рассматриваемых гуманитарными науками, определяющую роль играет не объективная реальность, а человеческая субъективность со всеми её атрибутами – ценностным взглядом на мир, эмоциями, надеждами и т.п. Учитывая особенности объекта изучения гуманитарных наук возникает необходимость градации их сгуманитарным знанием. Последнее имеет достаточно широкую сферу применения, начиная собыденного знания, художественнойлитературы, и т.д. и заканчивая, собственно, научным познанием. Рассматривая научное знание, следует отметить общие принципы, позволяющие провести демаркацию науки от ненаучного знания. В данном случае возьмём за основу познавательные установки, предложенные B.C. Стёпиным. Согласно первой установке, наука изучает всё только как объект, управляемый определёнными законами, на выявление которых и направлены её усилия. В качестве объекта может выступать всё, что угодно – природные, социальные объекты, состояния человеческого сознания, культура, и т.д. Во второй постулируется мысль, согласно которой науку отличает то, что она ориентируется не только на настоящее знание, подтверждённое в практике, но всегда нацелено на освоение возможных практик будущего. С двумя указанными установками научного познания связаны средства и методы науки, особенности субъекта научной деятельности. Цель научного поиска – наращивание истинного знания. Другой современный исследователь данной проблематики В.Г. Федотова, в свою очередь, выделяет три принципа формирования объекта гуманитарных наук, отличающих их от вненаучного знания: первый – принцип соответствия, требующий понимания объекта исследования; второй принцип – следование методам своей дисциплины и, третий принцип, постулирующий мысль, согласно которой, тот, о ком говорится, должен себя узнавать. Именно последнее правило, по мнению В.Г. Федотовой, отличает гуманитарные науки, как от естествознания, так и от социальных наук [68]. Учитывая тот факт, что специфика любой науки зависит от её предмета и методов исследования, особенностей проблемного поля, видится целесообразным остановиться на рассмотрении данных вопросов применительно к гуманитарным наукам в первой главе работы. 1.1. Особенность предмета гуманитарных наук Гуманитарное знание в современной науке выступает в виде системы научных дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет и свою методологию. Междисциплинарная интеграция гуманитарных наук — ярко выраженная тенденция их развития в современности. Начало формирования и развития гуманитарных наук можно отнести к периоду времени, когда были предприняты первые попытки изучения проблем общества и истории, а именно - конецXVII – началоXVIII века. Первой яркойличностью, который впервыепровёл разграничение между естественной и человеческой историей, а тем самым выделив в самостоятельную область знания гуманитарное знание, был итальянский мыслитель– Д. Вико. Существенный вклад в отделение естественнонаучных знаний от гуманитарных можно встретить у Ф. Шлейермахера. Специфику гуманитарных наук Шлейермахер обосновывает на основе методологии социально–гуманитарного знания, в основу которой он кладёт герменевтику – как искусство понимания. Как отмечает один из исследователей творчества Шлейермахера В. Г. Кузнецов, попытки обоснования гуманитарного знания, его методологической специфики предпринимались неоднократно, но именно Шлейермахеру удалось переосмыслить старые проблемы герменевтики и обозначить проблематику дальнейших исследований в области гуманитарных наук [43, с.12]. Как отмечает В.Г. Кузнецов, именно Шлейермахер впервые заговорил о необходимостиобоснования решающей роли субъекта гуманитарного знания, который задаёт ценностную систему координат. Следующая попытка обоснования гуманитарных наук была предпринята В. Дильтеем, в творчестве которого появляется понятие «науки о духи», которые он отграничивает от наук «о природе» обосновывая их самостоятельный статус от последних. Но, следует отметить, что сам термин «науки о духе» впервые появился в немецком языке как эквивалент понятия «moral science» благодаря Дж. Ст. Миллю. Последний в своей работе «Логика индуктивных знаний» отмечал, что «науки о духе» следует относить к метафизическая группе знаний, не достигших уровня опытного знания, что не позволяет в строгом смысле слова называть их науками. Жизнь, по Дильтею, проявляется как внутренняя жизнь души, как основа внутреннего опыта. Постижение жизни по Дильтею требует использования особых методов исследования: понимания, интерпретации или истолкования, интуитивного проникновения, сопереживания; вчувствования. Отмеченные методы постижения смысла внутреннего опыта применимы, согласно Дильтею, к таким наукам о духе, как: история, юридическая мысль, политическая мысль, риторика, политическое образование, психология, антропология, литература. В этих науках действуют «другие, индивидуализирующие способы познания», в их предметной области не может быть повторяющегося. Согласно Дильтею, «науки о духе» не образуют логически устроенного целого, которое было бы аналогично системе познания природы; их совокупность развивалась иначе и должна рассматриваться так, как она исторически выросла» [31, с.26]. Интересную разработку вопроса о различии «наук о природе» и «наук о культуре» продолжил Г. Риккерт. Как отмечает мыслитель, «... в философии ещё почти всюду принято класть в основу, в качестве принципа деления, понятия природы и духа (Natur und Geist), причём под многозначащим словом "природа" подразумевают материальное (korperliche), под духом же – психическое (seelische) бытие, а вместе с тем из особенностей, вытекающих из содержания духовной жизни, находящейся в противоположности к миру телесного, выводят и формальные различия двух методов, которым должны следовать науки о духе и науки о природе» [55, с. 51]. Риккерт подчёркивал, что «науки о природе» представляют собой генерализирующую целостность представлений об объективной реальности без всякого отношения к ценностным её характеристикам. В свою очередь, «науки о культуре» направлены на осмысление духовного мира человека, который можно понять только на основе индивидуализации, исследования уникальности и неповторимости его внутреннего мира. Важный вклад в разработку методологии гуманитарного знания внёс А. Бергсон, оказавший большое влияние на европейскую философию начала ХХ века. Отмеченный мыслитель исследовал два способа осмысления мира – интеллектуальный и интуитивный. Как пишет Бергсон, – «Интуиция и интеллект представляют два противоположных направления работы сознания. Интуиция идёт в направлении самой жизни, интеллект же в прямо противоположном, и потому вполне естественно, что он оказывается подчинённым движению материи» [12, с.295]. Мыслитель подчёркивает, что это две взаимопересекающиеся и взаимодополняющие стороны освоения мира. Проблема соотношения естественнонаучного и гуманитарного знания интересовала и известногоюриста, философа, социолога, представителя Львовско-варшавской школы, Льва Иосифовича Петражицкого. Продолжая традицию неокантианства, данный мыслитель по методу исследования разграничивает науки на номотетические и идеографические - науки направленные на описание частных, редко или совсем не повторяющихся случаях, и науки, нацеленные на выявление закономерности. Естественные науки Петражицкий относил к сфере исследования физического мира, гуманитарные к области психических явлений. Согласно Льву Иосифовичу, гуманитарные науки имеют дело с психическими явлениями, в то время как естественные науки – с физическими. Вся область гуманитарного знания, куда Петражицкий относил социальную, экономическую, политическую сферы жизни общества сводилась мыслителем к продуктам психических процессов и объявлялись отдельной отраслью психологии. В своих работах, посвящённых рассмотрению методологической специфике гуманитарных наук Л.И.Петражицкий формируетжелаемый образ методологического единства гуманитарного и естественнонаучного знаний. Согласно взглядам Петражицкого, естественные науки направлены на выявление и обоснование процессов происходящих в мире природы, необходимые для нормального существования людей в мире; область гуманитарных исследований нацелена наразумноерегулированиеобщественной жизнью. Единство гуманитарного и естественнонаучного знания, как отмечает мыслитель, позволит рационально использовать теоретические знания на благо человечества. В то же время, приоритет Л.И. Петражицкий отдавал естественным наукам, подчёркивая, что общие закономерности человеческого бытия, его опыт и творения на самом деле часть природы и, следовательно, рассматривать их надо по универсальным законам природы [76]. Нужно отметить, что в тот период времени происходил активный процесс предметного и методологического становления наук, поэтому вышеотмеченная демаркации наук о природе и наук о духебылавполне объяснимо. В настоящее время всё чаще стали говорить о сближении наук о человеке и естественных наук. К числу сторонников данной позиции можно отнести современных мыслителей – В. А. Лекторского, B.C. Стёпина, В. Т. Федотову, И.Т. Касавина, Е.А. Мамчура, Л.А. Микешину, В.П. Филатова, В.Н. Поруса [68] и др. Так, в современной методологии науки переосмыслению подвергается ряд идей неокантианцев. В первую очередь, это касается утверждения последних о том, что природа внеисторична, в то время как главная характеристика культуры в историческом процессе состоит в порождении всё новых смыслов. Со времён В. Виндельбанда и Г. Риккерта произошли существенные трансформации в научной картине мира. В связи с изучением процессов самоорганизации в физику вошла «стрела времени» и природа в глазах учёных приобрела исторический характер. Существенную трансформацию в науке претерпело и представление о причинно–следственных связях в мире природы и в мире культуры. На смену представлениям о жесткой детерминированности природных явлений пришла идея вероятностных законов. Более того, современная наука доказывает, что в неживой природе есть моменты свободного выбора (например, свобода воли в микромире). Центральный вопрос для неокантианцев – вопрос о месте и роли ценностей в естественных науках и гуманитарном знании также нуждаются в некотором уточнении. Как отмечали неокантианцы, естественные науки свободны от ценностей, в то время как основной метод гуманитарного знания – отнесение к ценностям. Эта мысль с позиции современной методологии науки кажется уже не столь однозначной, поскольку в естественных науках помимо фактов существуют и теории высокой степени общности, которые «выходят» на уровень мировоззренческих представлений. На этом уровне в естественных науках также происходит отнесение к ценностям, которые проявляются в приверженности учёного мировоззренческим идеалам (религиозным, национальным и т.д.). И в гуманитарном, и естественнонаучном знании есть скрытые, явно не формулируемые и часто не осознаваемые самими исследователями предпосылки познавательного процесса, под влиянием которых происходит интерпретация эмпирического материала. Но, если в естественных науках учёные стремятся максимально исключить ценностный компонент из исследования, то в рамках гуманитарных наук ценностные установки выступают в качестве необходимого элемента познавательного процесса. Итальянский философ Эвандро Агацци отмечает, что действия человека всегда ценностно ориентированы, т. е. ориентированы на некоторое совершенство, некую идеальную модель, некое «как должно быть». «Естественные законы, – пишет Агацци, – действуют сами по себе, тогда как правила, по которым действуют люди, применяются интенционально и могут также нарушаться и даже вовсе игнорироваться» [1, с. 24–35]. То есть в явлениях, рассматриваемых гуманитарными науками, определяющую роль играет не объективная реальность, а человеческая субъективность. По мнению философа, для гуманитарных наук решающим фактором должен выступать ценностный компонент, направленный на понимание и объяснение поступков людей, их мотиваций, а не на основе причинно-следственных связях, что имеет место в естественнонаучном знании. Несмотря на отмеченные пункты, сближающие «науки о природе» и «науки о духе», они имеют больше различий, чем сходств. В первую очередь, это касается их предмета исследования. Как правило, под гуманитарными науками понимаются науки о человеке. Однако, и здесь необходимы некие уточнения, так как зачастую грани между науками нечётки. К примеру, физиология высшей нервной деятельности изучают человека, однако относятся не к гуманитарным, а к естественным наукам. Тоже самое можно сказать и о психологии, которую в настоящее время относят к естественным наукам. В тоже время в рамках самой психологии можно выделить её поднаправления, например гуманистическую психологию, которая ближе к наукам гуманитарным. Языкознание является классическим примером гуманитарной науки, но математическая лингвистика уже перестает быть таковой. Хотя социология сейчас не является гуманитарной наукой, но такое направление, как «понимающая социология», позволяет обозначить в качестве гуманитарного знания. Гуманитарные науки изучают не просто человека, а результат его духовного творчества. Не случайно, как было показано выше, первоначальное определение гуманитарных наук было «науки о духе». Само понятие «гуманитарное знание» связывается с латинским словом humanitas, которое означало у мыслителей Возрождения – достоинство человека, филологические науки и изучение древних текстов. В этом понятии отражены два смысла: гуманный (интерес к проблемам человека) и гуманитарный (область наук о слове и духе). Первое связано с социальной сферой, второе – с духовной. К творениям человеческого духа можно отнести произведения искусства, язык, социальные институты и т.д., которые являются предметом изучения не только гуманитарных наук, но и социальных. Носоциальные науки в своих исследованиях ориентируются на методологические образцы и критерии научности, используя количественные показатели, математические модели, стремятся делать обобщения и предсказания.В социальных науках происходит объективация предмета изучения, в гуманитарных важно мнение исследователя. Субъект и объект гуманитарного знания неразрывно связаны –субъект познания выступает составной частью объекта познания –общественной жизни,социально–гуманитарныхнаук, искусства и т.д., в то же время исследователи–гуманитарии выступают в роли наблюдателей по аналогии с субъектом познания в естественнонаучной знании. Что касается наук о природе, то до недавнего времени в них, в отличие от наук о человеке, стремились максимально исключить отношение «субъект–предмет». Но начиная с XX века наметились изменения в субъектном статусе научного познания. И уже в наше время утверждение о необходимости в естественнонаучном знании противопоставления субъекта объекту не столь однозначно и носит дискуссионный характер. По утверждению Л.А. Марковой, В.Г. Федотовой, Л.А. Микешиной в настоящее время два полюса «субъектный» и «предметный» взаимопроникают и взаимодополняют друг друга, что свидетельствует о тенденции сближения гуманитарного и естественнонаучного знания [68]. Существенным компонентом предмета гуманитарных наук выступает субъективная реальность человека – его сознание. Последнее не поддаётся изучению объективными методами, его можно только чувствовать. Отсюда важная роль в социально–гуманитарных науках отводится методам интроспекции (от лат. – смотреть внутрь) и эмпатии (от англ. сопереживание). На основе общности, сопричастности к духовному миру другого человека мы понимаем его. Различие в предмете исследования обуславливает различия в методологическом подходе к рассмотрению и анализу научных проблем. В отличие от монологизма, имеющему место в естественнонаучном знании, в гуманитарных науках познавательная деятельность осуществляется в диалоговой форме.В рамках гуманитарного знания именно взаимодействие, непосредственное или опосредованное общение в контексте определённойситуации позволяет сформировать представление об особенностях объекта исследования. В процессе данного «живого» общения исследователь — гуманитарий в зависимости от ситуации и обстоятельств достаточно оперативно может формировать и видоизменять своё понимание об объекте познания, уточняя, о чём идет речь, правильно ли он его понимает. Объект познания естественных наук пассивный и «молчаливый»не способный дать осмысленного ответа. Все смыслы, которые человек вкладывает в этот объект, — это человеческие смыслы. Следует учитывать тот факт, что в силу различий сознательного контакта с миром, мы можем вести диалог преимущественно с теми, кто находится в нашей культурной парадигме. Диалог превращается в сложную систему коммуникаций, имеющих институциональные основания. Несомненно, диалог присутствует и в естествознании, но не как диалог с природой, а как диалог учёных, изучающих природу. Один из центральных методов познания наук о духе – герменевтический, как учение о понимании и интерпретации в рамках современной парадигмы мышления распространяется и на изучение физической реальности, которая также требует понимания в условиях недостаточно полного или парадоксального знания. Понимание становится в этих обстоятельствах условием, дающим возможность продолжить познавательную деятельность. Метод интерпретации, применяемый в рамках гуманитарных наук существенным образом отличается от герменевтического метода, используемого в естественнонаучном познании. В последнем, герменевтика имеет статус конкретно–научного метода исследования, и реализуются по строгим нормам и правилам, в том числе формализованным. В рамках гуманитарных наук, таких, например, как –филология, юриспруденция и т.д.герменевтическая практика осуществляется по иным принципам, где ведущую роль играет субъект–исследователь со спецификой его познавательной деятельности, саморефлексией. В отличие от естественных наук, объектом изучения которых выступают выявление закономерностей у объективно существующих явлений, гуманитарные науки имеют дело с «текстами» в широком понимании этого слова, выражающие смысловое поле, духовный мир человека в знаковой форме. Как отметил американский филолог Э. Сепир: «Люди живут не только в материальном мире и не только в мире социальном...: в значительной мере они все находятся и во власти того конкретного языка, который стал средством выражения в данном обществе» [58, с.261]. Как подчёркивает мыслитель, рассмотрение языка только в качестве некого инструмента коммуникативной деятельности, помогающего решать определённые задачи коммуникации, не верно. На основе языковых практик людей, состоящих в тех или иных общественных отношениях, состоящих в определённых социальных группахформируется и существует весь наш реальный мир. Восприятие окружающего мира полностью обусловлено языковыми традициями социума. Похожую мысль можно увидеть и у М. Хайдеггера в его высказывании: «язык есть дом бытия: в жилище языка обитает человек» [16]. Как отметил другой исследователь Ягелло М. в своей работе – «Алиса в стране языка: Тем, кто хочет понять лингвистику», «Язык требует способности, свойственной исключительно человеку, – способности к символизации и абстрагированию: человек способен вспоминать называть не только то, что присутствует, что можно потрогать, но и то, что удалено во времени или в пространстве, то, что абстрактно или даже создано воображением» [73, с.10]. Одни и те же предметы и явления такие, к примеру, как различные технические устройства, находятся в центре внимания исследователей самых различных областей знания. Но, если предметом технического знания будет выяснение природы и возможностей функционирования того или иного устройства, то в центре внимания гуманитарного познания выступает осмысление этих же устройств, но уже с позиции творения человеческого духа. Исследователь, который предпринимает попытки понять, почему, при каких условиях и с какой целью люди создавали эти вещи, будет гуманитарием. Тем самым, предметом гуманитарных наук выступает духовная реальность и её проявление в слове, в искусстве, в общении, в тексте, в действиях. Как точно заметил М.М. Бахтин, «предмет гуманитарных наук – выразительное и говорящее бытие» [9, с. 8]. «Гуманитарные науки – науки о человеке в его специфике, а о не безгласой вещи и естественном явлении, а потому критерием научности здесь выступает не точность познания, а глубина проникновения. Здесь познание направлено на индивидуальное. Это область открытий, откровений, …, сообщений…» [38, с. 65]. Естественнонаучное познание интерсубъективно, тогда как в гуманитарном познании субъект включен в процесс и результат познавательной деятельности. В гуманитарном познании предмет оценивается с точки зрения познающего субъекта, его жизненного опыт....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: