VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социальная адаптация студентов в процессе обучения в ВУЗе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011179
Тема: Социальная адаптация студентов в процессе обучения в ВУЗе
Содержание
Содержание

	

	ВВЕДЕНИЕ	3

	Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СОЦИОЛОГИИ	7

	1.1. Социальная адаптация как объект социологического анализа	7

	1.2. Основные стадии и механизмы социальной адаптации	13

	1.3. Особенности адаптации студентов к высшим учебным учреждениям	20

	Глава II. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ РЭУ К ВУЗУ	31

	2.1 Цель, задачи и методы исследования	31

	2.2 Особенности социальной адаптации студентов ФГБОУ ВО РЭУ им.Г.В.Плеханова	34

	2.3 Пути совершенствования модели социальной адаптации студентов Российского экономического университета им.Г.В.Плеханова	43

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	55

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	58

	ПРИЛОЖЕНИЯ	61










ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. В нынешней социально-культурной реальности, детерминированной изменением парадигмы высшего образования, когда выпускникам вуза предстоит работать в быстро меняющихся условиях, требующих от них высокой степени профессионализма, на первый план выступает развитие у студентов способности к адаптации как одного из ведущих качеств личности. 

Процесс социальной адаптации студентов является довольно сложным и многогранным, однако в вузовской образовательной практике ему не всегда уделяется достаточно внимания. Так, по данным 2014 г., «около одной трети молодых людей в современной России не в состоянии успешно адаптироваться к современной экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления, доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в российских регионах колеблется от 20 до 57 % (в среднем — 37 %)». 

В период с 2014 по 2015 г. ежегодный отсев студентов в российских вузах в среднем составляет от 10 до 21 %. Это во многом обусловлено отсутствием продуманной системы их социальной адаптации к вузовской среде и ее социальному окружению. 

Приведенные сведения доказывают остроту проблемы и направляют высшие учебные заведения на качественно новое осмысление вопросов социального воспитания студентов, выделение социальной адаптации как одного из его аспектов, требует создания эффективных моделей ее реализации на основе педагогической поддержки. Это позволит студентам вуза безболезненно войти в образовательную среду, социальное окружение, поможет справляться с учебными трудностями, освоиться в будущей профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно реализовать себя в современном социуме. Обозначенные позиции определяют проблему исследования как одну из актуальных в педагогике, требующую поиска научно обоснованных подходов к ее решению. 

Степень научной разработанности темы.В работах социально-психологического направления социальная адаптация личности анализируется как зарубежными (А. Бандура, А. Маслоу, Б. Ф. Скиннер, Дж. Уотсон, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.), так и отечественными учеными (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.). 

Вместе с тем в педагогической теории и практике по исследуемой проблеме изучаются только отдельные аспекты социальной адаптации студентов, не рассматривается социальная адаптация студентов в период всего обучения и не раскрываются вопросы взаимовлияния социальной адаптации и формирования субъектной позиции, социального статуса «студент вуза». 

Объект исследования:студенты Российского экономического университета имени  Г.В. Плеханова. 

Предмет исследования: содержание и организация социальной адаптации студентов вуза. 

Цель исследования:раскрыть характер социальной адаптации  студентов в процессе обучения в ВУЗе.

Цель  определила постановку следующих задач исследования: 

1. На основе анализа литературы изучить теоретические подходы к понятию социальной адаптации студентов;

2. Изучить программу социальной адаптации студентов высшей школы;

3. Выявить существующие проблемы и противоречия студентов, возникающие при адаптации в высшей школе; 

4. Обобщить результаты исследования;

5. Разработать практические рекомендации по адаптации студентов к процессу обучения в высшей школе;

Теоретико-методологической основой исследования являются принципы системного – синергетического подхода Л. Г. Терещенко, а так же структурного функционализма Р. К. Мертона. 

Гипотеза исследования:социальная адаптация студентов в системе высшей школы протекает со значительными затруднениями, что требует повышения адаптационных возможностей с помощью коррекционных мероприятий.

Теоретическая значимость: используя научные труды, изучающие социально-психологическую адаптацию личности, в исследованиирассматриваются факторы, связанные с влиянием адаптации на формирование личности студента. 

Практическая значимость: Изучение определяющих факторов адаптации студентов к условиям высшей школы, условий успешности адаптации и разработка практических рекомендаций по адаптации студентов к процессу обучения в ВУЗе рассчитаны для совершенствования процесса работы со студентами в период адаптации. 

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 

1. Теоретические методы: анализ, обобщение, систематизация; 

2. Практические методы: опрос в форме анкетирования, фокус-группа;

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка использованной литературы. 

Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, характеризуется её научная разработанность, ставится цель и формулируются задачи исследования, определяется объект и предмет. 

Первая глава носит теоретический характер. В ней анализируются основные теоретико-методологические подходы к изучению процесса адаптации. Кроме этого изучаются факторы, влияющие на процесс социальной адаптации студентов. 

Во второй главе представлены результаты проведённого автором эмпирического исследования процесса адаптации студентов – первокурсников к учебной деятельности в высшей школе на примере РЭУ. 

В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы, сопоставляются цели и задачи с их достижением.










Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СОЦИОЛОГИИ



1.1. Социальная адаптация как объект социологического анализа



Процесс социальной адаптации содержит различные стороны жизнедеятельности человека. Разнообразные экстремальные ситуации, возникающие в области экономических, политических, социальных и духовных отношений в обществе или жизни отдельного человека, требуют от него психического и физического здоровья для успешной деятельности в новых условиях, то есть знаний и умений использования эффективных механизмов адаптации.

Термин, используемый в современном обществознании, происходит от латинского слова «adaptatio» - приспособлять, прилаживать, устраивать.

Социальная адаптация лишь один из множества аспектов огромной проблемы адаптации, которая может рассматриваться и как процесс, и как достигнутый результат. Выделяют четыре вида адаптации человека: биологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Данные типы непосредственно взаимосвязаны, однако на различных уровнях реализации адаптационного потенциала личности имеют относительную независимость или приобретают временный приоритет. 

Процесс социальной адаптации не тождественен биологическому приспособлению живого организма к среде обитания. П.А. Сорокину принадлежит концепция интегрального типа личности. В соответствии с ней индивид считается животным организмом, с одной стороны, и сознательным разнопольным мыслителем, с другой. Индивид интегрален по своей природе, которая складывается под комплексным влиянием ряда факторов космического, биологического, психологического, социокультурного характера.

Понятие «адаптация» применяется во многих областях познания -биологии, философии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике, кибернетике, экологии и др. Исследование данной проблемы также располагается на стыке различных отраслей знания и считается важным, перспективным подходом в комплексном изучении человека. Вместе с тем остается открытым вопрос относительно общенаучного статуса данного понятия. По мнению многих исследователей, понятие адаптации до сих пор не имеет сколько-нибудь общепризнанного определения в его широком значении. С точки зрения А.Д. Адо, сам термин и понятие «адаптация» не является еще достаточно точно очерченным.

Существуют разнообразные частные специальные определения адаптации. С общефилософских позиций адаптация рассматривается в качестве особой формы отражения, определяемой внутренней активностью живых систем и опережающей реакцией на внешнее воздействие.

На основе общетеоретического подхода социальную адаптацию можно определить как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной макросредой в своеобразных для данного человека социальных моментах.

Появление научного понятия адаптации связано с биологией и непосредственно с именами Ч.Дарвина и И.П.Павлова. Спустя определенное время это понятие перестало быть формой только биологического мышления. «Отнесение феномена адаптации к биологическим явлениям искусственно сужает его: человек - носитель не только биологического, но и социального и, следовательно, феномен адаптации должен включать психофизиологический, психологический, социально-психологический и социальные уровни анализа».

Широкое распространение этот термин получил в психологии. Представители бихевиоризма понимают адаптацию как: а) состояние, в котором потребность индивида, с одной стороны, и требование среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. В концепции социального учения А.Бандуры отмечается адаптивный характер модификации поведения через учение, то есть обучение является формой адаптации.

В соответствии с интеракционистской концепцией адаптации все ее виды обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами. Особенностью интеракционистского понимания адаптации является различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Общая адаптация (и адаптированность) считается результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты. 

Согласно психоаналитической концепции адаптация личности включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я.

В гуманистической психологии социальная адаптация рассматривались применительно к проблеме самоактуализации личности - основного мотива поведения человека, по мнению К. Роджерса. Причем актуализация связана с увеличением напряжения в процессе преодолении препятствий, развития в направлении большей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности. Актуализация своих возможностей и способностей ведет к развитию «полноценно функционирующего человека». 

В отечественной психологической науке применяется деятельностный подход к проблеме соотношения человека и социальной среды. Специальной особенностью деятельности, как особой формы связи живого организма с окружающей средой, является сознательное, активное преобразование окружающего мира. О.А. Власова считает, что главная функция социальной адаптации в том, что человекс помощью активной деятельности преобразует окружающую среду в соответствии с собственными потребностями, интересами и ценностными ориентациями».

В социологию понятие социальной адаптации впервые ввели зарубежные исследователи в 20-х годах XX века. В теории структурно-функционального анализа Т. Парсонса ни одна социальная система или отдельный индивид не могут выжить, если не будут решены проблемы адаптации к окружающей среде. Самыми главными для эволюционной перспективы общества являются процессы, которые усиливают адаптивную способность либо внутри общества путем порождения нового типа структуры, либо через культурное проникновение и привлечение других факторов в комбинации с новым типом структуры, внутри других обществ и, возможно, в более поздние периоды.

Впервые в середине 60-х годов термин «адаптация» был использован в отечественной социологической литературе.Как отмечал А.Б Георгиевский,то, что «кроме механизмов биологической адаптации у человека вырабатывается адаптация, основанная не только на изменениях морфофизиологической организации, но, прежде всего, на перестройке социальных отношений между людьми: социально-политических, морально-психологических, экономических и демографических. Такой исход приспособления можно назвать «социальной адаптацией», поскольку в этом случае мы говорим о приспособлении к социальной среде» .

Анализ общих закономерностей социальной адаптации требует соотнесения его с родственным понятием социализации. Одним из элементов социализации считается социальная адаптация, которая позволяет «активно влиться в разные структурные элементы социальной среды посредством стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения». Понятие социализации означает способность человека усвоить изменяющееся условие, его адаптационную сущность. Можно говорить об адаптационной функции социализации, которая позволяет людям реализовать свои потребности, возможности, способности.

Близким к процессу адаптации по содержанию является процесс реабилитации. Методологически процессы адаптации и реабилитации можно рассматривать как динамическое образование, как процессы, которые  направлены в каждом конкретном случае на определенный итоговый результат: либо приспособление к условиям жизни, либо возвращение к прежнему, исходному здоровому статусу в клиническом, социальном, психологическом плане.

Другим аспектом социальной адаптации считается принятие индивидом социальной роли. П.Г. Белкин считает, что сущностью социализации и социальной адаптации является вступление человека в социальную среду, овладение и интенсивное воспроизводство социальных связей, «однако по сравнению с социализацией социальная адаптация характеризуется тем, что происходит в первичном коллективе или малой группе и связана с конкретным родом деятельности, объединяющей этот коллектив или малую группу».

В социальной адаптации как в процессе освоения личностью относительно стабильных условий социальной среды присутствуют объективная и субъективная составляющие. Условия деятельности человека как социального субъекта объективны, в связи с чем и объективен процесс усвоения и приобретения личностью различных социальных свойств, отражающих ее место в системе общественных отношений, так же как и процесс развития самих механизмов адаптации. Однако результаты его деятельности персонифицированы и во многом уникальны, так как непосредственно связаны с личностными особенностями человека. Здесь проявляется субъективная составляющая процесса социальной адаптации - творческое начало и активизирующая роль человека в изменении или усвоении существующих социальных ценностей.

Таким образом, социальная адаптация является одним из многих аспектов большой проблемы адаптации, изучение которой находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим, перспективным подходом в комплексном изучении человека.



1.2. Основные стадии и механизмы социальной адаптации



Социальная адаптация двояко действует на человека: человек приспосабливается к условиям окружающей среды, меняясь при этом сам, и второе, когда человек старается изменить или приспособить среду под себя, под свои потребности. Это достаточно длительный процесс, который происходит постоянно, потому что социальная среда также меняется. 

Социальная адаптация – процесс, который представляет собой единство следующих стадий: 

1.Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Это одна из наиболее болезненных стадий социальной адаптации, и период парализующего страха и бездействия и, одновременно, первичной, эмоциональной оценки и попытки самого первого осмысления сути происходящих изменений. Именно на этой стадии социальной адаптации субъект впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнает их позитивные и негативные стороны. 

Рассматриваемая стадия социальной адаптации представляет собой достаточно серьезную опасность для социальных субъектов, социальный, психологический и физический потенциал которых недостаточен для преодоления возникающих трудностей. В ряде случаев, адаптационный шок может стать основой для разрушения человеческой личности или даже ее физической гибели. 

2.Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из нее. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. В этом случае субъект, опираясь на результаты первичного освоения новой социальной среды на предыдущей стадии социальной адаптации, получает возможность выбрать и реализовать на практике наиболее подходящий для него способ поведения и деятельности, активизируя собственные способности и возможности. 

Настоящая стадия социальной адаптации предполагает активизацию адаптационного потенциала субъекта. Под адаптационным потенциалом понимается совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в скрытом виде и активизируется и актуализируется в процессе социальной адаптации. В качестве элементов адаптационного потенциала могут выступать такие характеристики субъекта, как уровень образования и квалификации, демографический и социальный статус, социально-психологические характеристики и прочее. Именно наличие у субъекта адаптационного потенциала и его характерные особенности определяют способность субъекта овладеть ситуацией и освоится в ней. 

3.Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Ее содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учетом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации. 

При этом необходимо помнить о том, что сделанный субъектом выбор не обязательном должен соответствовать требованиям среды. Субъект может ошибиться в своем выборе, избрав модель поведения и деятельности, которая соответствует его собственным целям, стремлениям и возможностям, но противоречит объективным закономерностям и тенденциям развития ситуации, в которой протекает процесс социальной адаптации. Это обстоятельство может впоследствии привести человека к серьезным проблемам и трудностям. В подобных условиях профессиональная помощь специалиста, в том числе социального работника, становится важным и необходимым звеном процесса социальной адаптации субъекта. 

Основные механизмы социальной адаптации: добровольный и вынужденный. Рассмотрим действие каждого из них. 

Добровольная адаптация представляет собой ситуацию, при которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые субъекту средой, не противоречат его системе ценностных ориентаций, убеждений и идеалов и открывает перед субъектом новые перспективы и возможности и, поэтому, принимается без сопротивления, если даже для этого необходимо предпринять определенные усилия. Например, возможность сделать хорошую служебную карьеру или получать высокую заработную плату может рассматриваться человеком как основание и необходимость для смены места работы и адаптации в новом коллективе, получения образования, переквалификации и т.п. Трудности, неизбежно возникающие в ходе освоения новой среды и новых условий жизнедеятельности, принимаются субъектом как «трудности роста», через которые надо пройти, для получения желаемого. 

В условиях добровольной адаптации изменения социальной среды, к которым необходимо адаптироваться субъекту, во-первых, не мешают ему жить и действовать привычным, удобным и доступным для него способом. Во-вторых, свойственные ранее субъекту ценностные установки, принципы и идеалы, изменяются в новых условиях жизнедеятельности без особого сопротивления и напряжения, так как он сам поверил или убедился в достоинствах и преимуществах нового, по сравнению со старым. В-третьих, требования, которые предъявляются субъекту социальной средой, в определенной степени корректируются таким образом, что становятся понятными и доступными ему. 

Вынужденная адаптация, напротив, ситуация, при которой характеристики и свойства новой для субъекта среды жизнедеятельности, не соответствуют и противоречат его ценностно-нормативным установкам. Однако, при этом, субъект не может не принять эти характеристики. То есть, в отличие от добровольной адаптации, вынужденная адаптация жестко заставляет человека принять новые условия жизнедеятельности. Не сделав этого, он не сможет не только найти новую для себя социальную нишу и новые возможности самореализации, но и утратит имеющиеся. Например, чтобы сохранить жизнь себе и своим близким, возможность работать, учиться и т.д., человек может согласиться принять самые жесткие требования общества или власти, даже противоречащие его внутренним убеждениям. 

В зависимости от используемых в процессе социальной адаптации средств, выделяется еще одна группа механизмов этого процесса. 

1.Психические механизмы, направленные на формирование и развитие психики субъекта, воздействие на нее различных факторов социальной среды и приспособление психического склада индивида под требования среды. К этой группе механизмов социальной адаптации можно отнести механизмы психической защиты, психической травмы, психического и психологического внушения и т.п. 

2.Социально-психологические механизмы, предназначенные для приспособления индивида к среде через ее освоение различными способами . 

Эта группа включает в себя, во-первых, когнитивные механизмы, т.е. приспособление к среде через ее исследование, изучение и познание. К ним относятся механизмы воображения, мышления, познавательной деятельности. Во-вторых, это эмоциональные механизмы, позволяющие субъекту приспособиться к среде через те эмоциональные состояния, которые она вызывает. В этом случае, эмоциональные переживания индивида в новой для него среде жизнедеятельности становятся основой для принятия им соответствующих решений относительно наиболее адекватных среде формах поведения и деятельности. К названной группе механизмов социальной адаптации можно отнести такие как страх, беспокойство, тревога, покой и т.п. В-третьих, это поведенческие механизмы, представляющие собой выбор и реализацию субъектом в новой для него ситуации определенной модели поведения и деятельности. 

3.Социальные механизмы представляют собой наиболее значительные элементы такой группы феноменов. К ним относится, прежде всего, механизм социальной деятельности, который можно рассматривать как универсальный механизм социальной адаптации. Именно в процессе социальной деятельности осуществляется собственно включение субъекта в новую систему социальных отношений, норм и ценностей. В рамках социальной деятельности субъект приобретает новые социальные статусы и роли, позволяющие ему войти в новую социальную среду. 

Еще одним механизмом из этой группы является механизм социального общения , позволяющий субъекту, во-первых, совершенствовать имеющиеся у него навыки общения и приобретать новые, во-вторых, расширять социальную среду собственной жизнедеятельности и усваивать новые социальные нормы и ценности. 

Внешней формой проявления адаптационных процессов, позволяющей делать выводы о том, насколько успешно они протекают в каждом конкретном случае, является адаптационное поведение, т.е. процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определенные механизмы социальной адаптации. 

Формы адаптационного поведения:

- конформизм или подчинение субъекта среде, когда он полностью выполняет новые требования, предъявляемые к нему; 

- инновация или обновление субъектом среды, когда освоение среды осуществляется субъектом через определенные изменения ее отдельных сторон,свойств и характеристик; 

- внешняя благопристойность или ритуализм, при которой адаптация субъекта к среде происходит через внешнее следование требованиям, предъявляемым к нему; при этом, собственные, внутренние мотивы и цели субъекта могут и не совпадать с аналогичными характеристиками его нового социального окружения; 

- «уход» субъекта от среды, его самоизоляция или ретритизм; такая форма поведения избирается субъектом, чаще всего, при недостаточности его собственных социальных и личностных ресурсов для преодоления стадии адаптационного шока или когда собственные цели и интересы субъекта принципиально не совпадают и не могут совпасть с аналогичными характеристиками среды; 

- преобразование субъектом среды или мятеж, бунт, когда субъект стремится полностью преобразовать среду в соответствии со своими представлениями о ней. 

Таким образом, в процессе социальной адаптации деятельность субъекта может быть адаптивной, когда он сам стремится приспособиться к среде (конформизм, ритуализм и ретритизм) и адаптирующей, при которой субъект стремится к самостоятельному изменению среды в соответствии со своими целями, задачами и потребностями. Наиболее эффективный результат социальной адаптации может быть достигнут в случае сочетания в поведении субъекта адаптивного и адаптирующего аспектов. 

Виды социальной адаптации: 

1.Функциональная, представляющая собой приспособление субъекта к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций. Например, адаптация ребенка к школе возможна, в том числе, и через освоение им функциональных обязанностей учащегося. 

2.Организационная, связанная с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутри- групповой стратификации. Примером подобной адаптации может служить освоение человеком иерархических отношений в новом для него коллективе. Например, на работе, воинской службе. 

3.Ситуативная, представляющая собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности. Данный вид социальной адаптации можно наблюдать, когда субъект начинает приспосабливаться к среде через выполнение некоторых ее требований, правил и норм. 

Организуя работу по социальной поддержке человека, группы или организации, столкнувшихся с необходимостью социальной адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности, необходимо учитывать, что этот процесс предполагает необходимость преодоления субъектом достаточно серьезных барьеров. К основным барьерам социальной адаптации в современном обществе можно отнести: 

- социально-психологические (убеждения, принципы, привычки, стереотипы поведения и деятельности, присущие субъекту); 

- социальные (представляющие собой негативные характеристики социальной среды, в которой протекает процесс адаптации); 

- социокультурные (ценностно-нормативные характеристики субъекта). 

Эти и многие другие барьеры социальной адаптации для своего преодоления требуют подчас значительных усилий, которые оказываются даже не под силу одному человеку. Именно поэтому, деятельность специалистов по работе с людьми включает в себя работу по организации и осуществлению процессов социальной адаптации различных групп населения и каждого отдельного человека, независимо от степени его социального благополучия. 



1.3. Особенности адаптации студентов к высшим учебным учреждениям



Студенчество объединяет молодежь примерно одного возраста (в основном 16-23 лет), относительно одинакового в качестве базового (среднего) уровня образования и отличается от других групп молодежи своими особенностями. К которым можно отнести форму организации жизнедеятельности, концентрацию в крупных вузовских центрах, «свой» образ жизни в стенах вуза, в студенческой группе, в общежитии, относительную самостоятельность в выборе способов деятельности в учебное и неучебное время. Главное же отличие и сущность студенчества как социальной группы состоит в том, что основной его задачей является не непосредственное участие в материальном и духовном производстве, а подготовка к труду в данных сферах, то есть учеба. Отсюда вытекает основное назначение студенчества - пополнение рядов специалистов, интеллигенции. Студенчество выполняет роль источника и резерва различных отрядов специалистов, поскольку в его составе имеются профессиональные группы.

В.Т. Лисовский дает следующее определение студенчества: «...в социальной структуре студенчество может быть названо специфической социальной группой, по своему общественному положению ближе стоящей к интеллигенции».

Основная функция студенчества состоит в приобретении профессиональных знаний и навыков. Время учебы - это не просто подготовительная фаза, а ответственный период жизни, приобретение профессиональных знаний. Социальная функция студенчества предопределяется, прежде всего, необходимостью обеспечения притока специалистов.

Адаптация студента - это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации. Значительная часть адаптивных ситуаций возникает вследствие изменений условий обучения при поступлении в вуз. Этот аспект адаптации получил название дидактической адаптации, которая включает приспособление к новым формам и методам работы; приспособление к новым формам контроля. Адаптация студентов-первокурсников тесно связана с их учебными успехами. Целью дидактической адаптации является разработка оптимальных методов организации учебной деятельности студентов-первокурсников с учетом, с одной стороны, специфики условий обучения, с другой - особенностей познавательной деятельности в юности.

Успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель умственной деятельности и внимание - функция регуляции познавательной деятельности.

В ходе адаптации происходит перестройка психофизиологических и психологических свойств студента. Специфика адаптации студентов вузов определяется условиями обучения, их индивидуальными особенностями и, что не менее важно, особенностями юношеского возраста. Юность - один из важных этапов социализации личности. Перед молодыми людьми стоят задачи адаптации, продиктованные необходимостью большей зрелости. Если личность не успевает приспосабливаться к новым ситуациям, возникает опасность дезадаптации. Главная задача этого возраста - выбор профессии и профессиональное образование. Профессиональная подготовка становится ведущей деятельностью студента, а одной из проблем обучения в новых условиях является его социально-профессиональная адаптация. Для юношеского возраста характерно углубление и дифференциация познавательного процесса, развитие познавательной самостоятельности, потребность в общении со сверстниками, возникновение иерархически структурированной системы ценностных ориентаций, профессиональное самоопределение, возникновение жизненных планов, формирование способности к самореализации.

На этом этапе вхождения в новую среду общение с окружающими людьми становится особенно значимым фактором социальной адаптации студентов. В процессе общения происходит адаптация личности к определенным образцам поведения, действующим в данной микросфере, подчинение социальным требованиям и контролю со стороны взрослых. Общение является составной частью совместной учебной деятельности. Кроме того, потребность в неформальном общении со своими сверстниками, понимании и признании -отличительная особенность юношеского возраста.

Таким образом, общение как специфический вид активности является одним из ведущих факторов адаптации. В связи с этим важную роль приобретает развитие коммуникативных умений, оптимизация общения с помощью многочисленных приемов, разработанных в настоящее время. Один из путей оптимизации - это осознание трудностей общения и, по возможности, их устранение. Большое значение имеет дифференциация различных затруднений в социально- педагогической, профессиональной адаптации студентов. 

Следующим важным аспектом адаптации является роль ценностных ориентаций. Эффективность процесса вхождения в профессию определяется, с одной стороны, активным овладением личностью профессиональными знаниями, умениями и навыками, а с другой - мотивами, установками, ценностными ориентациями студента на профессиональную деятельность, а также уровнем идентификации со средой. Профессиональная адаптация студентов зависит от того, насколько значимы для них профессия, работа, успех, какие требования они предъявляют к себе, профессиональной подготовке, будущему месту работы, как они реагируют на неудачи и трудности в учебно-профессиональной деятельности. В процессе адаптации происходит перестройка потребностно-мотивационной сферы, и задача педагога состоит в формировании устойчивых профессиональных ценностей у студентов.

Показателем адаптации является адаптированность. На основании анализа научных исследований мы выбрали три основных критерия адаптированности студента: сформированность познавательной самостоятельности, сформированность ценностных ориентаций, сформированность коммуникативных умений.

Включение студентов в социальную жизнь, завершение образов, приобретение стабильной профессии, трудовая активность, возможность выполнения организаторских руководящих функций, наличие политических прав, ответственность перед законом и т.д. - все это звенья сложного формирования его социальной зрелости. Последний является одним из завершающих этапов становления личности, в ходе которого молодой человек, усваивая социальный опыт, приобретает социальные качества и подготавливается к вступлению в общественную жизнь в качестве ее активной силы. Социальная зрелость - это главная стадия человеческой жизни, включающая в себя период наиболее активной трудовой и общественной деятельности, стадия максимального проявления творческой активности человека.

Однако, обладая потенциально огромными созидательными возможностями для развертывания своей жизненной траектории и участия в решении актуальных проблем социума, студенчество переживает период болезненного самоосуществления, сопровождающийся многочисленными трудностями и испытаниями, что, в свою очередь, негативно сказывается на степени активности, самостоятельности молодых людей и их объединений в обустройстве окружающей жизни. Одним из механизмов повышения активности студенчества может стать создание института самоуправления.

Высшие учебные.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44