VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Адаптация психологического песочного моделирования к условиям работы с выпускниками средней школы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010473
Тема: Адаптация психологического песочного моделирования к условиям работы с выпускниками средней школы
Содержание
АНО ВО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
                
      
      
                                                   «Допущена к защите»
       И.о. зав. кафедрой общей 
                                                       психологии и психологии труда                                               
                                                        кандидат  психологических наук
                                                    _____________________ Лихачева Э.В.                                                                                                                         
                                                          «___» ___________________ 2017 г.



БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
на тему:
«Адаптация психологического песочного моделирования к условиям работы с выпускниками средней школы»







Автор: студентка 4 курса
очной формы обучения
факультета психологии и педагогики
направление подготовки: психолого-
 педагогическое образование  
профиль:  психолого-педагогическое 
консультирование
Росинская Анастасия Владимировна

Научный руководитель:
доктор психологических наук, профессор
Огнев Александр Сергеевич



Москва 2017

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретико-методические основы применения песочного моделирования, теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников...................................................................
1.1. История развития метода, теоретические основы песочного моделирования...........................................................................................
1.2. Стадии процесса песочной терапии....................................................
1.3. Коллективное бессознательное и архетипы.......................................
1.4. Значение символа в психологии и его связь со сновидениями.........

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния песочного моделирования на решения и помощь выпускникам средней школы................................................................................................................
2.1. Организация исследования.......................................................................
Заключение………………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………….
Приложение










Введение
    Актуальность. В последнее время интерес к организованным занятиям с использованием песочного моделирования значительно возрос. Игра с песком становится всё более популярной в психологической, психотерапевтической, педагогической и даже театральной практике. Игры с песком известны ещё с древних времён, однако психотерапевтический метод, известный сейчас как "песочная терапия" или "сэндплей-терапия" берёт начало в ХХ веке. Основоположником сэндплея является Маргарет Лёвенфельд, создавшая технику "Мир" - средство невербального общения с детьми в ходе психотерапии (Lowenfeld, 1939). В последствии швейцарским юнгианским психотерапевтом Дорой Марией Калф было разработано то, что она назвала "сэндплей"(англ. sandplay), для использования в юнгианской психотерапии (Kalff, 1980/2003). 
    В настоящее время  «песочницу» активно используют в гештальт- терапии, в детском психоанализе, когнитивно-поведенческой и семейной терапии и конечно же, она может входить в инструментарий интегративной арт-терапии.
    Правда, на Российской земле она имеет немало имён. Как только её не называют в различных регионах нашей страны : "игра в песок",  "пескотерапия", и даже "пескокоррекция".
    Самым распространённым термином является "песочная терапия".
    Безводные пески так странно мне близки,
    По ним идёт последняя дорога,
    Которой может мир дойти до Бога...
    Всё смертное остановилось тут.
    В песках сухих всё тленное пропало.
    И эти зёрна золотые - покрывало
    переходящих к вечности минут...
    Архиепископ Иоанн Шаховской (Сан-Францисский)
    В этих словах заключается сокровенная суть песочной терапии. Глядя на золотые зёрна песка, человек погружается в самые потаённые и чистые слои собственного существа. Туда где хранится информация о его Божественной Природе. Где живёт индивидуальная правда, соединяющая нас с Мирозданием. Однако такое погружение происходит не сразу. сначала предстоит пройти "сумрачную зону" тяжёлых жизненных накоплений, "тёмный лес" заблуждений и другие нечистые пласты нашего "ложного эго".
    Объект исследования. Профессиональное самоопределение и стрессоустойчивость.
    Предмет исследования.  Особенности выбора профессии и снятие стресса перед/во время экзаменов.
    Цель исследования. Изучение мотивации выбора профессии у выпускников средней школы.
     Задачи.
1. Необходимо сделать обзор литературы и источников по проблеме исследования
2. Провести работы с использованием песочного моделирования по двум темам
– Как ты видишь свою будущую профессию?
– Как ты будешь чувствовать себя перед экзаменом и во время него?
    Гипотеза исследования. 
    Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы и приложений. В выпускной квалификационной работе представлены таблиц и рисунков. 
    
    
    
     Глава 1. Теоретико-методические основы применения песочного моделирования, теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников
     1.1. История развития метода, теоретические основы песочного моделирования
     «Песочная терапия — главный помощник для процесса индивидуации» (Weinrib, 1983).
     Сэндплей-терапия - психотерапевтический метод, который берёт своё начало в Европе в начале ХХ века. Сэндплей возник на основе работ британского педиатра Маргарет Лёвенфельд, создавшей технику "Мир".  Именно дети положили начало технике, получившей от Лёвенфельд в 1929 году название "Мир", - дети прозвали чудесный сундучок "миром" и начали спонтанно создавать крошечные миры и сцены в коробках с песком (Bowyer, 1970; Lowenfeld, 1979/1993). 
     Первая профессиональная демонстрация техники "Мир" произошла на клинической конференции в Париже в 1937 году. Карл Густав Юнг, посетивший эту конференцию, проанализировал мир, представленный Лёвенфельд (Bowyer, 1970). Терапевтическая значимость техники "Мир" была оценена по достоинству и была подробно описана в материалах детской клиники Лёвенфельд; к середине ХХ века данная техника также была признана эффективным методом работы со взрослыми (Bowyer, 1970; Lowenfeld 1950b, 1993).
     Практический опыт работы с этой техникой привёл Лёвенфельд к анализу "миров" с учётом пяти аспектов (Lowenfeld, 1979/1993):
     1) время;
     2) движение;
     3) когерентность/некогерентность;
     4) символ;
     5) паттерны/дизайн.
     Время. Выделение закономерности когерентных и некогерентных "миров", а так же используемых при этом символов с помощью исследования ряда "миров" (Lowenfeld, 1979/1993). Изучив структура в мирах, она определяла:
     * является ли представленное время настоящим или прошлым;
     * движется ли время или является статичным;
     * разворачиваются ли "миры" по мере изложения истории;
     * показаны ли в истории отдельные эпизоды или инциденты; 
     * произошло ли уже движение в истории или оно только готово начаться.
     Движение. Возникновение движения при размещении объектов или прямые манипуляции объектами в процессе создания "мира" Лёвенфельд считала значимым, поскольку это даёт клиенту возможность идентифицироваться с движением (Lowenfeld, 1960, 1979/1993). Это способствует фиксированию того, что Лёвенфельд назвала энергией Е. Е - это термин, который Лёвенфельд применяла к энергии, активизирующей личность человека. "Е - нейтральная энергия психики и тела" - описывала Лёвенфельд, а так же она утверждала, что она проявляется и выражается разными способами. Многое в анализе созданных "миров", согласно Лёвенфельд, сосредоточено на вопросах блокирования или свободы движения Е, с её точки зрения, выраженных в созданных "мирах". 
     Когерентность/некогерентность. Лёвенфельд анализировала организованность или её отсутствие в созданных "мирах", чтобы обнаружить её причины, отмечая, что, по сравнению с некогерентной экспрессией, более развитыми являются "миры", отражающие внешнюю реальность (Lowenfeld, 1979/1993). Она анализировала, является ли "мир" когерентным, чтобы определить качество Е и любые изменения Е в плане её упорядоченности и связей с другими людьми, также рассматривая серии "миров".
     Лёвенфельд исследовала, есть ли изменения в ригидности концепций и наблюдала за тем, как элементы композиций продвигались к большей осознанности. Она говорила о терапевтическом улучшении в контексте самореализации, контроля и направления Е (Lowenfeld, 1979/1993, с. 149).
     Лёвенфельд исходила из того, что клиент использует символы в созданном "мире" для приближения к исцелению в своей внешней жизни (Lowenfeld, 1979/1993). Проецируя своё внутреннее состояние на объекты созданного "мира", клиент развивал новые разнообразные навыки в ходе взаимодействия с символами и экспериментирования в созданном "мире".
     Шарлотта Бюлер, известный исследователь детского развития, работавшая в Венском университете, также адаптировала технику "Мир" для своих исследований. Заинтересовавшись тем, что техника "Мир" отображает работу детской психики, Бюлер (Buhler, 1951) стремилась стандартизировать технику для использования в качестве диагностического теста при изучении детских когнитивных процессов и процессов развития. При поддержке и инициативе Лёвенфельд Шарлотта Бюлер наблюдала создание "миров" в лондонской клинике. Бюлер назвала свой метод "тестом "Мир"". В нём используют ограниченное количество миниатюрных фигурок, число которых варьирует от 160 до 300. Тест "Мир" представляет собой диагностический инструмент для работы на поверхности стола, а не в песочнице (Buhler, 1951a, 1951b). Клиента просят сделать то, что ему захочется. С помощью стандартизированной шкалы оценки Бюлер при анализе созданных "миров" выделяла так называемые признаки. При этом она отмечала, что хотя бы один из признаков в целом встречается в каждом "мире", но наличие двух и более признаков свидетельствует об эмоциональном нарушении или задержке умственного развития, особенно если один из этих признаков относится к тому, что она называла замкнутостью, ригидностью или дезорганизованностью (CRD).
     А - признаки: признаки агрессивного "мира", которые могут включать в себя сцены несчастных случаев, сражающихся солдат, нападающих диких животных или сильных штормов
     Е - признаки: признаки пустого "мира" возникают, когда при создании "мира" используется менее 50 элементов, или менее пяти типов элементов. В таких "мирах" часто вообще нет людей.
     CRD - признаки: признаки замкнутого, ригидного и дезорганизованного "мира", которые возникают, если есть неестественно изолированные, закрытые, неестественно схематичные по составу, разобщённые или хаотичные элементы композиции.
     Бюлер считала баллы в тесте "Мир" на основании типа и количества фигурок, используемых в композиции, как правило, соотнося с количеством и разнообразием фигурок, используемых в более когерентных паттернах и тематических схемах. Последние являются показателями более здорового состояния, чем явная нехватка или полное отсутствие определённых фигурок в созданном "мире" (Buhler, 1951a, 1951b). Основой для оценивания был рисунок созданного "мира", который делал тот, кто проводил тест, а результаты фиксировались на отдельном "оценочном листе" (Buhler, kelly [Lumry] & Carrol, 1951).
     Когда Лёвенфельд и Бюлер впоследствии встретились в 1950 году, чтобы обсудить свою работу, Лёвенфельд обнаружила, что тест "Мир" по Бюлер конфликтует с её техникой "Мир" (Bowyer, 1970; Lowenfeld 1950a, 1950b). 
     Шотландский психолог из академической среды Лора Рут Боуэр (Пикфорд) подробно изучила технику "Мир". При поддержке Маргарет Лёвенфельд она написала всестороннее исследование истории и применения техники "Мир" и внесла значительный вклад в работу с ней (Bowyer, 1970). Помимо прочего, в традиции Лёвенфельд Боуэр разработала оценочные категории, которые позволили лучше анализировать миры, а также определила нормы развития детей и взрослых, представляющих "нормальную" и "клиническую" группы.
     Ещё одной примечательной фигурой в процессе развития терапевтического использования миниатюр в песке стала Дора Мария Калф. Будучи соседкой и другом Эммы и Карла Юнга в Швейцарии, Калф при поддержке Юнга стала работать в сфере психологии (Mitchell & Friedman, 1994; Kalff, 2003). Заметив выдающиеся способности Калф в общении с детьми, юнг предложил ей обратить внимание на эту, ещё не разработанную, сферу юнгианской психологии. Это вызвало много технических трудностей. Традиционный юнгианский анализ не подходит для детей, так как у них ещё не развиты когнитивные навыки или способности к вербальному анализу. Калф приступила к своим исследованиям в 1949 году в институте Юнга в швейцарском Кюснахте, а в 1954 году посетила лекцию Маргарет Лёвенфельд, посвящённую технике "Мир". Калф была заинтригована и впечатлена возможностями использования техники "Мир" в качестве символического инструмента в работе с детьми. При поддержке Юнга Калф отправилась в Лондон для изучения техники "Мир" с Маргарет Лёвенфельд и завершила свой аналитический тренинг в 1956 году (Weinrib, 1983/2004). Впоследствии признав архитепическое содержание и символический процесс, присущий "мирам", Калф привела технику "Мир" в соответствие с юнгианской теорией и назвала свою технику "сэндплей-терапией"(англ. sandplay therapy), (Kalff, 1980/2003), чтобы отличать её от техники "Мир" по Лёвенфельд.  
     Маргарет Лёвенфельд (Lowenfeld, 1979/1993), как правило, интерпретировала созданные детьми миры до окончания терапии, но Дора Калф (Kalff, 1980/2003) считала более важной "отложенную" интерпретацию, поскольку это давало клиенту возможность пройти трансформацию на самых глубоких уровнях психе. Опираясь на фундаментальную юнгианскую концепцию, согласно которой психе обладает врождённой тенденцией приближаться к целостности, Калф увидела, что молчаливое и понимающее присутствие терапевта при сэндплей-процессе само по себе активирует эти потенциалы в клиенте. Калф отмечала, что ее наблюдения за процессом песочной терапии подтверждают представление о том, что Самость направляет процесс психического развития начиная с момента рассуждения (Kalff, 1980, с. 23). Лёвенфельд рассматривала технику "Мир" как средство коммуникации и выражения детских мыслей и эмоций, как элемент для решения конфликтов и уменьшения напряжения, связанного с несоответствием между внутренней и внешней реальностью. Напротив, Калф полагала наиболее важным непосредственно переупорядочение психе, происходящее уже при создании песочной картины. Благодаря своему юнгианскому образованию и глубоко интуитивной натуре Калф признала архитепическую символическую трансформацию, происходящую при создании серии песочных картин, и почувствовала, что это - отличный метод детской юнгианской терапии.
     Калф и Лёвенфельд неоднократно обсуждали различия в своих подходах к песочным картинам и в конце 1950-х годов договорились использовать разные названия методов, чтобы не путать их(Mitchell & Friedman, 1994). С тех пор популярность сэндплей-терапии среди юнгианских аналитиков и юнгиански ориентированных терапевтов как ценного терапевтического метода значительно выросла. Как и технику "Мир", сэндплей-терапию стали использовать не только с детьми, но и со взрослыми клиентами.
     Калф также указала на возможность использования песочной терапии в работе со взрослыми и детьми и обратила внимание на то, что песочные композиции взрослых отражают те же стадии психического развития, что и детские работы (Kalff, 1980). Благодаря работам Доры Калф песочная терапия была представлена в качестве составной части аналитического процесса, конкретной формы метода "активного воображения" Юнга (Broadway and McCoard, 1997; Stewart, 1990; Weinrib, 1983).
     Для проведения работы в технике сэндплей нам понадобятся две песочницы. Дора Калф рекомендовала иметь песочницы с сухим и сырым песком.  Форма - прямоугольная, 71см в длину, 49,5 см в ширину и 7,5 см в глубину. Дно и стенки песочниц красят изнутри в ярко-голубой цвет. Предпочтителен небесно-голубой оттенок ("берлинская лазурь"). Такой средний оттенок работает в песочнице более нейтрально, чем более тёмный оттенок синего, который может психологически затягивать в более мрачные сферы.
     Некоторые психологи используют в работе воду. При желании клиент сможет добавлять воду в песок. Воду можно налить в симпатичный контейнер или кувшин.
     Также нам понадобится несколько простых инструментов для лепки, копания и перемещения песка. Ими могут быть маленькие лопатки, грабельки и ложки, а также что-нибудь с прямым краем для выравнивания песка, например узкая дощечка.
     Коллекция фигурок - "живое" продолжение терапевта, результат глубокой символической связи, которая устанавливается у него с фигурками. Коллекция - это в буквальном смысле живой аспект контейнера. 
     Для сэндплей-коллекции нет стандартной формулы. Цель коллекции - обеспечить репрезентацию всех частей жизни и фантазии.
     Базовая коллекция может включать в себя кратное число некоторых позиций, таких как солдаты, люди и животные. В иных же случаях очевидно, что и одной фигурки из категории будет достаточно. Например, один единорог или один король - это всё, что требуется для коллекции. Таблица по коллекции представлена в приложении 1. 
     Сэндплей-кабинет всегда должен быть в состоянии воспринимающей готовности, когда клиент присутствует в нём. Это делает кабинет теменосом, сакральным местом, отдельным от обыденного времени и пространства. Таким образом, сэндплей оказывается всегда доступен, приглашая клиента продвигаться вглубь безопасным и адекватным способом.
     Нет никаких правил относительно того, как часто клиент должен или будет делать сэндплей. Обстоятельства уникальны. Иногда хватает одной консультации, но нередко требуется целый курс. За 6-8 сеансов снимается острое психологическое напряжение, полный же курс может составить 12-15 сеансов. Потом нужно сделать продолжительный перерыв, затем при необходимости, повторить курс. 
     Периодичность консультаций зависит от остроты проблемы. В редких тяжёлых случаях можно проводить сеансы песочной терапии каждый день в течении 1-2 недель или 2 раза в неделю, но обычно встречи назначаются один раз в неделю.
     Надлежащее контейнирование процесса уникально для каждых отношений терапевта и клиента. Есть взрослые клиенты, которые делают сэндплей на каждой сессии. Есть другие клиенты, которые делают сэндплей реже, и между песочными картинами проходят месяцы и даже годы. Но даже такие процессы могут быть глубоко трансформирующими. 
     Внимательное присутствие терапевта при контейнировании процесса должно быть достаточно гибким, чтобы учитывать уникальность клиента, особенности каждого момента и происходящего в этот момент. Главная забота терапевта заключается в том, чтобы осознавать внутренний процесс и потребности клиента, способствовать росту его осознания себя.
     Продолжительность консультации со взрослыми составляет в среднем 45-50 минут. Бывает, что процесс затягивается, однако не стоит продолжать его более 80 минут - клиент начинает "ходить по кругу нерешённой проблемы"; важно вовремя завершить сеанс. 
     1.2. Стадии процесса песочной терапии	
     В процессе построения песочной картины клиент проходит несколько стадий, количество которых зависит от потребностей непосредственно самого клиента. Барбара Лабовитц и Анна Гудвин (2000) предложили свой вариант стадий процесса песочной терапии:
     Стадия 1. Создание мира.
     Стадия 2. Переживание и реконструкция.
     Стадия 3. Терапия.
     Стадия 4. Документация.
     Стадия 5. Переход.
     Стадия 6. Демонтаж мира.
     1. Стадия "Создание мира"
     "Как таковая, способность молчаливо приступить
      к  созданию мира вместе с пациентом может 
     помочь ему исцелиться от ощущения изолированности,
      которому подвержены очень многие люди".
     (Weinrib, 1983/2004, с. 33)
     * Создание клиентом мира в подносе с песком.
     * Внимательное и уважительное отношение психолога к работе клиента, без вмешательства и интерпретаций.
     * Построение мира, используя объекты, или без них, используя воду, или без неё. Психолог остаётся тихим и внимательным.
     2. Стадия "Переживание и реконструкция"
     Переживание:
     * Предоставьте клиенту возможность поразмышлять над своим миром. Это время для погружения.
     Реконструкция:
     * Сообщить клиенту о том, что он может изменить мир или же оставить его таким, какой он есть.
     * Предоставить клиенту время на размышления над изменённым миром.
     3. Стадия "Терапия"
     Экскурсия по миру:
     * Предложить клиенту путешествие по его миру и присоединиться к нему.
     * Не вторгайтесь в пространство клиента.
     * Проявите внимание к языку и невербальным стимулам клиента.
     * Стимулируйте клиента прислушиваться к возникающим чувствам и эмоциям.
     Терапевтическое вмешательство:
     * Задавайте вопросы о мире, отражающие сказанное клиентом.
     * Удерживайте внимание на объектах мира клиента.
     * Предложите клиенту параллельно с песочной терапией и другие, дополнительные психологические технологии: сказкотерапию, арттерапию, гештальт, психодраму, визуализации, реструктурирование, телесно ориентированную терапию и т.д.
     4. Стадия "Документация"
     Фотографирование:
     * Клиент фотографирует свой мир.
     * С разрешения клиента психолог делает снимки его мира.
     5. Стадия "Переход"
     Понимание:
     * Помощь клиенту в разборе и понимании информации, пришедшей через песочную терапию.
     Переход к реальному миру клиента:
     * Спросите у клиента, как события в песочнице отражают его жизнь.
     * Помощь клиенту в понимании смыслов его песочного мира.
     * Стимулируйте клиента видеть, какие проблемы его ежедневной жизни отражены в песочнице. 
     6. Стадия "Демонтаж мира"
     Анализ:
     * Демонтируйте мир клиента, размышляя над его процессом
     Уборка:
     * Разместите использованные предметы на их обычные места.
     * Закончите ваши записи.
     1.3. Коллективное бессознательное и архетипы
     Юнг верил, что внутреннее понимание происходит от той части нашей психики, которую он назвал коллективным бессознательным. Он постулировал, что коллективное бессознательное содержало всё духовное наследие эволюции человечества, которое заново рождалось в мозговой структуре каждого индивида (Jung, 2005). 
     Тёрнер говорит, что "коллективное бессознательное может быть уподоблено всей совокупности человеческого потенциала и истории, переходящих все временные и культурные границы. Мифы и сказки являются проекциями бессознательных содержаний, а образы и символы являются языком бессознательного" (Turner, 2005).
     Юнг пишет: "Этот глубинный слой бессознательного я называю коллективным бессознательным. Я выбрал термин "коллективное", поскольку эта часть бессознательного не является ни индивидуальной, ни общей; в противовес индивидуальной душе оно обладает всеми содержаниями и способами поведения, которые более или менее присущи всем индивидам" (Jung, 2005). 
     Описывая коллективное бессознательное как хранилище общего знания и опыта, накопленного человечеством за время борьбы за выживание в течении миллионов лет, Юнг имел в виду, что поскольку люди сталкивались с подобными кризисными ситуациями в течение длительного времени, душа выработала внутренние решения для этих проблем. Эти бессознательные решения часто символически выражаются через сновидения, воображение, творчество, и можно добавить, что и через символизм сэндплей.
     Образы и символы - язык бессознательного. Юнг понимал бессознательное как творческий потенциал, как нечто, функционирующее с целью поддержки возможностей индивида и человечества (Jung, 1959/1980; 1960/1981).
     Юнг также говорил о содержаниях коллективного бессознательного как об архетипах. Архетипы являются сущностными паттернами психического опыта, и их следует отличать от образов, которые их сопровождают (Jung, 1960/1981). "Архетипы могут проявляться или быть активными в душе индивида или группы или в коллективной душе" (Turner, 2005).
     "...при своём появлении архетипы имеют отчётливо выраженный нуминозный характер, который может рассматриваться как "духовный", если слово "магический" кажется слишком сильным" - комментировал Юнг (Jung, 1960/1981, par. 405, рус. изд. с. 227)
     Архетипы - это точки в пределах психе, которые как привлекают, так и "излучают" энергию. Их функция - структурировать и организовывать психе. Архетипы являются духовными наставниками для материальных инстинктов (Jung, 1960/1981; 1971/1977). Инстинкты работают, чтобы направлять и организовывать материальное существование, так же как архетипы функционируют, чтобы структурировать психе. Существует только искусственное, интеллектуальное различие между архетипами и инстинктами. Это две стороны одной медали. Архетипы бесчисленны, и даже наши попытки назвать их ограничивают полноту их основополагающих энергетических потенциалов. Архетипы, которые функционируют, чтобы организовать всеобщие жизненные переживания, - это Мать, Отец, Ребёнок, мудрец, Старуха и т.д. 
     Центральный организующий принцип коллективного бессознательного Юнг назвал архетипом Самости (Jung, 2000). Самость подобна архетипическому символу Бога внутри нас, который стремится помочь нам воплотить свой истинный потенциал и возможности. Знание о Самости выражено в картинах, образах и в языке символического, не связанного никакими условностями. Фордхэм (Fordham) развил идею Юнга, предположив, что Самость существует как первичная целостность, предшествующая формированию Эго (Fordham, 1957). В момент рождения Эго окружено Самостью как возможностью, но не существует в какой-либо функциональной деятельности. Эго развивается с развитием мозга и постепенно выделяется из Самости, чтобы образовать центр сознательной личности, или чувство "Я есть", оно становится равным "Я", которое мы знаем, и которое помогает нам адаптироваться к внешнему миру" (Allan, 1994). 
     Связь между Эго и самостью известна как ось Эго-самость, и она важна, поскольку является путём для контакта между сознательными и бессознательными аспектами психического.  Когда этот контакт нарушается, Эго может ощущать инфляцию или же отчуждение от Самости (Neumann, 1954, 1973). Язык Самости - это язык образов, метафор и чувств, и поэтому, когда клиент приходит в сэндплей во время кризиса, самость, двигаясь к целостности, найдёт соответствующий архетип в форме символа, который нужен для восстановления баланса между Эго и самостью (Edinger, 1973).
     "Под Эго я понимаю комплекс идей, составляющий центр поля 
     моего сознания, который, кажется, обладает высокой 
     степенью непрерывности и идентичности самому себе".
     (Jung, 1971/1977, c. 425; рус. изд. с. 644)
     Помимо архетипа Самости существуют такие архетипы как Персона(Маска) и Тень.
     Персона.
     Латинское слово персона означает "человек". Оно напоминает нам о маске, которую индивид надевает на себя при встрече с внешним миром в той или иной роли (Jung, 1971/1977). Облик каждого из нас изменяется в различных ролях - "член семьи", "профессионал" и т.д. Человек может иметь несколько различных персон. Эти разные облики могут со временем изменяться или развиваться. А кто-то может использовать одномоментно комбинацию из двух или более "масок" такого рода.
     Персона - это необходимый и не обязательно патологический психический элемент. Персона служит нашей связью с внешним миром, и вполне логично, что каждый из нас "надевает" разные персоны при выполнении различных функций во внешнем мире. 
     С фундаментальной точки зрения персона состоит из набора навыков и защит (Jung, 1953/1977; 1971/1977). Создавая свою реальность, мы учимся быть в отношениях с различными людьми и т.д. Некоторые из способов адаптации, которые мы освоили, являются более здоровыми, чем другие, но все они изначально сыграли свою роль в нашем выживании. Персона считается в общем адаптивной личностью, тем "лицом", которое человек предъявляет или использует, чтобы приспособиться к конкретной социальной роли.
     Персона - это то, что мы научились считать приемлемым, получая обратную связь от своего окружения. Кем мы являемся - это забота Эго. Во внутреннем мире здоровое Эго взаимодействует с Самостью. Персона способствует нашим отношениям с внешним миром. Она сплетает воедино - в личностную идентичность - наши способности выживать, то есть умения и навыки подстраиваться. Однако иногда Эго становится идентифицированным с персоной. Влечение Эго к самоактулизации часто наталкивается на ограничения персоны. персона может поддерживать отношения Эго и Самости, но может и препятствовать им, если происходит сверхидентификация с ней. В ходе здорового развития мы хотим узнать, что приемлемо и эффективно во внешнем мире и кем мы являемся в свете нашей внутренней истины. Но самое главное - мы хотим знать разницу между этими двумя вещами.
     Тень.
     Тень состоит из тех черт личности, которые мы стремимся скрыть или которые нам ещё неизвестны. аспекты тени, которые находятся ближе к сфере сознания, называют личным бессознательным. Эта тень состоит из материала, который был сознательно пережит, но оказался несовместимым с Эго и был вытеснен (Jung, 1959/1978; 1959/1980). Тень также состоит из содержаний более глубокого коллективного бессознательного. Этот аспект тени - архетипический по своей природе и состоит из всех возможных качеств потенциального человеческого опыта, которые остаются бессознательными. Тень включает в себя наши слабости, неполноценность и примитивные качества, которые являются неприемлемыми и неизвестными для нас самих или для коллектива. Материал личного бессознательного, так же как и архетипической тени, присутствует в сэндплей-процессе. 
     Персона служит связующим звеном с внешним миром, личная тень связывает нас с коллективным бессознательным. По мере того как тень всё больше интегрируется в сознание, личное бессознательное уменьшается, таким образом, делая более доступными содержания глубинного коллективного бессознательного. 
     У каждого человека есть тень, которая никогда полностью не устраняется. Всё, что освещает Эго, отбрасывает тень. если тень становится изолированной от сознания, то происходят её неожиданные прорывы. Важным аспектом роста и психологической зрелости является примирение с тенью, признание её присутствия и развитие рабочих отношений с этим аспектом нашей натуры. Одной из задач анализа или сэндплей-терапии является улучшение проницаемости барьеров между сознанием и тенью, что даёт возможность лучше осознать её присутствие.
     В традиционном анализе тень представляет собой один из первых психических компонентов, с которым приходится иметь дело при разрушении персоны (Stein, 1982). При этом возникает поток переживаний неполноценности, неудач и слабости, с которыми индивид учится обращаться и которые в конечном счёте учится принимать. Такой ход событий не обязательно встречается в сэндплее, но принцип здесь тот же. Часть исцеляющего и трансформирующего потенциала сэндплея состоит в том, что в нём тень проявляется часто и более прямо. Этому способствует свободное и защищённое пространство, о котором говорила Дора Калф (Kalff, 1980/2003). Клиенту доступен широкий диапазон фигурок, что позволяет тени легко возникать в песочной картине, тем более, что физические границы песочницы и дополнительная безопасность за счёт контейнирования всего процесса терапевтом помогают сделать проявление тени терпимым для клиента.
     1.4.Значение символа в психологии и его связь со сновидениями
     Понятие "символ" включает в себя множество значений: это и "аллегория", и "знак", и "опознавательная примета". Документы свидетельствуют, что в немецком языке это слово появилось, начиная с XVI века, куда оно пришло из латинского языка ("symbolum"), который, в свою очередь, заимствовал его из древнегреческого языка ("symbolon").
     "Символ сохраняет жизненность только
      до тех пор, пока он чреват значением".
     (Jung, 1971/1977, par. 816, рус. изд. с. 616)
     Образы и символы - язык бессознательного. Юнг понимал бессознательное как творческий потенциал, как нечто, функционирующее с целью поддержки возможностей развития индивида и человечества (Jung, 1959/1980; 1960/1981).
     Символообразование начинается, когда прекращается попеременная Эго-идентификация то с одной, то с другой полярной противоположностью. Такое происходит, когда Эго способно одновременно удерживать обе полярные противоположности в своём осознанном восприятии. Возникает очень сильное напряжение, потому что Эго больше не может идентифицироваться то с одним из плюсов, то с другим. Психическая энергия нарастает, но не находит выхода, поэтому вынужденно спускается в бессознательное. Психолог Пьер Жане называл этот феномен понижением ментального уровня - abaissement du niveau mental (Janet, 1903). 
     Нисхождение психической энергии подпитывается энергией дилеммы оппозиций. Проходя через Самость как через организующий центр, энергия находит архетип, соответствующий этому кризису. Образы, связанные с активированным архетипом, берутся из уникальных личных переживаний индивида, а также формируются при усвоении индивидом культурного опыта. Из этих образов и формируется символ. Символ возникает из этих архетипических образов как реакция бессознательного на адаптационный кризис Эго. Символ соединяет, как мост, первоначальную одностороннюю Эго-позицию и итоговую компенсирующую продукцию бессознательного, создавая новую перспективу для разрешения конкретного кризиса.
     Символы принимают разный вид в поле Эго-сознания. Они могут проявиться в сновидениях и фантазиях, а также - во внезапном вдохновении и интуитивном понимании. Соматические симптомы так же могут функционировать как телесные носители символической информации. Неожиданные изменения настроения могут указывать на формирование символа. И конечно, символы возникают в сэндплей- терапии. 
     "Символы являются внутренними, наполненными энергией образами врождённых возможностей человека, которые, будучи проявленными, продолжают оказывать влияние на развитие человека. Эти символы, нуминозного или религиозного содержания, говорят о внутреннем движении к духовному порядку, позволяющему контакт с божественным. Этот духовный порядок даёт человеку ощущение внутренней безопасности и обеспечивает ему, помимо прочего, развитие присущей ему индивидуальности"(Kalff, 1966/2003, с. 6). 
     Согласно Бродвею и Мак-Коарду, "Сэндплей предоставляет возможность погружения в довербальную, матриархальную область психики" (Bradway and McCoard, 1997, с. 29).
     Бродвей и Мак-Коард также обращаются к матриархальным и патриархальным элементам сэндплей. (Bradway and McCoard, 1997, с. 19). Цитируя Вейнриб, .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.