- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016441 |
Тема: | Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «АмГПГУ») ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Киселева Любовь Рашитовна АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ Направление подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование» Профиль «Дошкольное образование» Бакалаврская работа Комсомольск-на-Амуре, 2018 Работа выполнена на кафедре дошкольной и коррекционной педагогики и психологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» Научный руководитель: к.пс.н. , доцент кафедры психологии образования Защита дипломной работы состоится: « » ____________ 2018 г. в ч. мин., в аудитории « » в ГЭК направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование» института заочного и дополнительного образования К защите допускаю: Научный руководитель Селезнева О.В Заведующий кафедрой ДиКПиП Липунова О.В Директор ИЗиДО Зайцева Н.В Оглавление Введение……………………………………………………………………….4 Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования особенностей адаптации детей от 2 до 3 лет……………………………………………….9 1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы адаптации детей дошкольного возраста к образовательному процессу дошкольном образовательном учреждении……………………………………………….9 1.2.Педагогические условия адаптации детей 2-3 лет к условиям дошкольного образовательного учреждения……………………………...22 Глава 2. Экспериментальная работа по созданию педагогических условий организации адаптации детей 2-3 лет к дошкольному образовательному учреждению………………………………………………………………….33 2.1.Организация и методы исследования процесса адаптации детей к условиям ДОУ………………………………………………………………..33 2.2.Организация педагогических условий процесса адаптации детей 2-3 лет к условиям детского дошкольного учреждения…………………………...37 Заключение…………………………………………………………………...53 Библиографический список………………………………………………….56 Приложения1………………………….………………………………………60 Приложение2 Приложение3 Приложение4 Приложение5 Приложение6 Приложение7 приложение8 приложение9 Приложение10 Приложение11 Приложение12 Приложение13 Введение Проблема адаптации детей к дошкольному учреждению была и остаётся одной из актуальных в психолого-педагогической науке. Ей были посвящены исследования Н.М. Аксариной, Г.В Пантюхиной К.Л. Печоры. [25], [26] В настоящее время проблема адаптации детей рассматривается В.Г. Алямовской, Е.В Жердеевой, Т.Н Дороновой, Е.В Соловьевой, А.Е Жичниной, [1], [11], [31]. И другими учеными. Исследования показали, что раннее детство – это особый период развития ребёнка, когда идёт становление его органов и систем организма и, прежде всего, функций мозга. В связи с чем, в этот период важно заложить основу для полноценного психического развития и физического здоровья ребёнка, что является одним из направлений деятельности дошкольного учреждения. Поэтому многие родители отдают ребёнка в дошкольное учреждение именно в раннем возрасте. Поступление ребёнка в дошкольное образовательное учреждение является критическим периодом его жизни, поскольку происходит ломка сложившихся у него стереотипов поведения. Ему необходимо приспособиться к совершенно иным условиям, чем к той атмосфере любви, ласки и внимания, заинтересованного отношения близких к его запросам и желаниям, к которым он привык в семье. Отрыв от дома и близких, отсутствие родителей, новый режим дня и незнакомое помещение, встреча с новыми взрослыми, их другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками в условиях группы – всё это может вызвать у ребёнка стрессовую защитную ситуацию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими, и, в дальнейшем, серьезную психическую травму. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Может случиться и так, что малыш с первых дней посещения дошкольного учреждения, тяжело переживая разлуку с близкими и родными, через 3-4 дня может заболеть. В связи с чем, родителям нужно заранее готовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение: говорить с ним о детском саде, объяснять ребёнку, что он скоро в него пойдёт, что в детском саду много игрушек и детей, по возможности формировать у ребёнка навыки самообслуживания, развивать его познавательные интересы, потребность в самостоятельных действиях, научить вступать в общение со взрослыми и детьми, чтобы ребёнку легче было привыкать к условиям дошкольного учреждения. Однако большинство современных родителей в силу разных причин (молодости, занятости и пр.) всерьез не задумываются о подготовке детей к детскому саду. Между тем, исследования Т.Н. Дороновой, Е.В. Соловьёвой, А.Е. Жичкиной и др. [31] доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в так называемый период адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к ответственному периоду. Они описали особенности организации жизни детей в группах раннего возраста, выделили критерии, фазы и условия адаптации детей в дошкольном учреждении. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхиной и Л.Г. Голубевой[25] выделены психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение, а Е.В. Жердевой[11] разработана анкета для родителей по оценке готовности ребенка к поступлению его в дошкольное учреждение. По мнению Е.В. Соловьёвой,[31] длительность прохождения ребенком процесса адаптации существенно зависит от педагогов групп раннего возраста, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Иногда в детском саду попытки решения проблемы адаптации сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения. Кроме того, у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы – результат избалованности и изнеженности в семье. Многие вообще не видят здесь проблемы: «Скучно ребенку в детском саду? Плачет? Ничего страшного, поплачет и перестанет». В таких случаях процесс привыкания затягивается, у ребенка формируется защитно-оборонительная реакция и, как следствие, негативное отношение к детскому саду. В связи с этим, педагоги-практики Алямовская,[1] Е.В. Жердева[11] и пр. отмечают: «Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, они обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям, тем самым ускоряет и облегчает протекание его адаптационного процесса». Они подчёркивают необходимость сотрудничества педагогов детского сада с родителями для успешной адаптации ребенка в новой для него группе детского сада, а также выделяют формы работы с детьми и их родителями в данный период, предлагают модель обеспечения социального благополучия ребенка раннего возраста в детском саду с учетом их возрастных и индивидуальных педагогических условиях. Тем не менее, педагогические условия организации процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению остаются недостаточно изученными в дошкольной педагогике. Актуальность рассмотрения данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике работы воспитателей дошкольных учреждений определила тему нашего исследования: Педагогические условия организации адаптации детей 2-3 лет к дошкольному образовательному учреждению Цель исследования: выявить педагогические условия процесса адаптации детей 2-3 лет к дошкольному образовательному учреждению. 9 Объект исследования: процесс адаптации детей 2-3 лет к дошкольному образовательному учреждению. Предмет исследования: педагогические условия организации адаптации детей 2-3 лет к дошкольному образовательному учреждению. В исследовании поставлены следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические исследования проблемы организации педагогических условий процесса адаптации детей 2-3 лет к дошкольному образовательному учреждению. 2. Проанализировать состояние проблемы организации педагогических условий процесса адаптации детей 2-3 лет к дошкольному образовательному учреждению. 3. Организовать педагогические условия эффективного процесса адаптации детей 2-3 лет в дошкольном образовательном учреждении. В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза: педагогические условия организации адаптации детей 2-3 лет к дошкольному образовательному учреждению будут эффективными при: - педагогическом взаимодействии с родителями детей 2-3 лет, - комплексном подходе к решению задачи, - профессиональной готовности педагога осуществлять процесс адаптации детей 2-3 лет к дошкольному образовательному учреждению. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенных нами методических рекомендаций по организации адаптационного периода в работе педагогов с детьми раннего возраста. Теоретической основой выпускной работы выступили исследования В.Г. Алямовской, Е.В. Жердевой, Т.Н. Дороновой, [1], [11],[31].Е.В. Соловьевой, А.Е. Жичкиной, С.И. Мусиенко, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой, Л.Н. Павловой и др.[25] Эмпирическое исследование проходило в период августа 2017 года – мая 2018 года на базе 1 младшей группы муниципального дошкольного образовательного учреждения. В исследовании приняли участие педагоги, 24 ребёнка раннего возраста и их родители. В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, качественный и количественный анализ, педагогический эксперимент. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Глава 1; «Теоретические основы проблемы исследования особенностей адаптации детей от 2 до 3 лет» 1.1; « Психолого-педагогические исследования проблемы адаптации детей дошкольного возраста к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении» Адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в зарубежной и отечественной психологии . Адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней. Адаптация – процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей степени создает он сам в результате преобразования окружающей среды, направленный на самосохранение, развитие человека и достижение главной цели прогресса человека. Человек не только адаптируется к условиям обитания, но и в большей мере приспосабливает внешнюю среду к своим биологическим возможностям, создает искусственную среду – среду культуры и цивилизации, благодаря чему приспосабливается к любым условиям существования. Из всех живых существ человек обладает наибольшей способностью к приспособлению (А.Н. Скворцов, Д.Р. Деряпа). В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый и др.). Педагогика рассматривает вопросы управления и педагогической поддержки адаптации подрастающего поколения, осуществляет поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, изучает роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи. Специалисты утверждают, что 80% детей испытывают психологический дискомфорт при поступлении из семьи в детский сад. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образовательного учреждения. Но и родители испытывают стресс при поступлении ребенком в детский сад. Поступление в детский сад ученые относят к нормативным стрессам семьи, т.е. таким стрессам, которые переживает большинство семей. В связи с этим указывается на важность разработки комплексной системной модели комфортной адаптации детей к образовательным учреждениям. Адаптация (от лат. аdaptio – приспособление) – это процесс активного взаимодействия организма со средой, который может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) [4]. В философском аспекте это особая форма отражения системами внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению между ними динамического равновесия. Человек приспосабливается к существованию в определенных климатогеографических условиях, поэтому в биологическом аспекте адаптация – это процесс приспособления организма к условиям существования. Свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма. Так называемая физиологическая адаптация – это реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации. Если же возникает необходимость какого-то изменения или перестройки форм реагирования, то заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции. При этом возникает состояние, обозначаемое как напряженная адаптация. Если в результате такого напряжения совершается желаемая перестройка, формируется состояние физиологической адаптации нового качества. В отличие от животных, человек обладает способностью приспосабливаться и к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (работа отдых, семья и т.д.), т.е., помимо биологических, человек способен к социальной адаптации. По мнению М.В. Гамезо, в социально-психологическом аспекте адаптация представляет собой выработку у личности в условиях меняющейся микросоциальной среды наиболее адекватных форм поведения [7]. Таким образом, адаптация человека обусловлена взаимодействием как внутренних, так и внешних факторов, т.е. отчасти и генетически (структурно-функциональная организация головного мозга, особенности обмена веществ, различия биохимических реакций и пр. – процесс физиологической адаптации) и социально (уровень приобретённых в процессе жизни качеств индивида – социально-психологическая адаптация). Адаптационный характер реакции организма приобретают тогда, когда они отвечают трём условиям: 1) внешние воздействия являются для человека необычными, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма и личности на данный момент; 2) ответная перестройка организма и личности происходит в результате более или менее длительного воздействия, оставляющих след в физиологических и личностных системах; 3) возникшая в организме и личности перестройка биологически целесообразна (Громбах С.М., 1998). Дубровина И.В. и Прихожан А.М.[4] выделили своеобразие психической и социальной адаптации. По их мнению, адаптация психическая – это психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды, приспособление к новой социальной ситуации развития. Адаптация социальная это: - активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам, осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; - оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в её ролевую структуру; - процесс и результат освоения ребёнком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребёнка и его социального окружения – родителей, учителей, сверстников и прочих людей, всего социума [21]. Для функциональных возможностей адаптационных механизмов организма ребёнка имеет особое значение неблагоприятное влияние социальной среды, определяющееся несколькими факторами: 1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровье – это состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Оно представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. По мнению М.В. Гамезо, наблюдается явная зависимость адаптивности (способности к приспособлению) от здоровья ребёнка (физического, психического, социального) [7]. Здоровый, хорошо развитый ребенок обладает большей функциональной активностью всех систем организма, в том числе и системы адаптационных механизмов. Он легче справляется с любыми трудностями. 2. Факторы риска биологического и социального анализа. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевание матери во время беременности и в течении первых трех месяцев жизни малыша, а также частота заболеваемости в период, предшествующий осмотру. Первые три из названных факторов определяют кислородную обеспеченность мозга плода и затем новорожденного; последующие заболевания нарушают соматическое состояние ребенка, в результате чего ухудшается функциональная активность всех систем организма. Таким образом, любые неблагоприятные биологические факторы утяжеляют степень тяжести адаптации. Так, сразу после рождения ребенка оно выражается в том, что малышу не обеспечивается правильный режим, достаточный дневной сон, правильная организация бодрствования. Это приводит к хроническому утомлению, задержки нервно-психического развития, у ребенка не формируются те навыки и личностные качества, которые соответствуют возрасту, нарушается нормальный ход формирования социальных потребностей. По мнению Р.В. Тонковой-Ямпольской характер адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения зависит от нескольких факторов [37]: - возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10-11 месяцев до полутора лет, поэтому наиболее благоприятным периодом для поступления в детский сад, по мнению И.А. Ширяевой, является период от 1,5 до 2 лет); - состояния здоровья и уровня психофизического развития ребенка (чем слабее ребёнок, тем чаще более ребёнок и тем хуже адаптируется он к новым для него условиям детского сада); - биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнение при родах и пр.); - условий, обеспеченных ребенку после рождения в семье (режим дня и питания, внимание окружающих, игры с ребёнком и т.п.); - наличие заболеваний в течение первых трех месяцев жизни и др. Особо негативное влияние на процесс адаптации, по мнению И.А. Ширяевой, оказывает депривация (от лат. deprivation – лишение). Депривация – это нарушение психофизического развития и поведения детей вследствие перенесённого ими в раннем детстве какого-либо лишения. Лангмейер И. и Матейчек 3. (1984), вычленили следующие виды психической депривации, негативно влияющей на процесс адаптации и развития ребёнка: - двигательная – возникает при резком ограничении движений ребёнка и как её следствие эмоциональная вялость, повышение тревожности, плаксивости, обидчивости, агрессивности, переживание состояния депрессии; - сенсорная – является следствием обеднённой недостаточным количеством или однообразием сенсорных раздражителей окружающей ребёнка внешней среды, в результате которой происходят нарушения степени активации ребёнка (бодрствования, внимания, интереса и пр.), физиологические и неврологические нарушения, неполноценное развитие ЦНС; - эмоциональная (материнская) – вызывается недостаточно удовлетворённой потребностью в эмоционально-положительном общении со значимыми для ребёнка лицами; её испытывают дети-сироты, нежеланные или брошенные дети. Она приводит к интеллектуальному отставанию, неумению контактировать с людьми, вялости эмоциональных реакций, неуверенности в себе, аутизму (замкнутости на себе); - социальная – вызывается неудовлетворением потребности в признании личных достоинств, своей (личной) значимости в глазах окружающих, что становится главной причиной детских неврозов, возникновения различных форм отклоняющегося поведения, трудности формирования собственного «образа Я». Вследствие этого гораздо хуже ребенок справляется с трудностями адаптационного периода, неизбежно возникают эмоциональные стрессы, заболевания либо другие проявления тяжелой адаптации. 3. Возрастные особенности появления и закрепления разных форм возрастных особенностей социального поведения определяют характер реакций ребенка. Эти формы поведения при необходимости ему приходится менять. Рождаясь, малыш попадает в среду, преобразованную для него взрослым. В результате воздействия взрослых и собственной активности у него вырабатываются соответствующие поведенческие реакции, адекватные созданной для него среде. Некоторые из них, связанные с удовлетворением биологических потребностей, формируются уже с первых месяцев жизни. В течение первого полугодия – это реакция на установленный режим, способ вскармливания, микроклимат помещения. 4. Для совершенствования системы адаптационных механизмов имеет значения уровень адаптационных возможностей организма в перестройки форм поведения в зависимости от изменяющихся социальных условий. Это качество не формируется само по себе – оно требует определенной тренировки, которая с возрастом усложняется, однако не следует превышать возрастных возможностей малыша. Ребенок не должен приходить в состояние стресса при каких-то необычных социальных ситуациях. Это умение формируется параллельно с развитием психики [5]. Начиная с конца первого года жизни и на протяжении всего дошкольного возраста, социальная адаптация проявляется, прежде всего, во взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Нормой уровня социализации малыша, конца первого года жизни является положительное эмоциональное общения со всеми окружающими его близкими людьми. На втором году жизни таким уровнем является желание ребенка общаться не только с близкими, но и с чужими взрослыми. На третьем году у детей постепенно формируется умение общаться и с взрослыми и со сверстниками. Период привыкания ребенка к новым социальным условиям условно делится по особенностям его течения на три этапа: 1. Острый период (или ориентировочный период), когда организм ребёнка отвечает бурной реакцией («физиологическая буря») на новый режим, на комплекс педагогических воздействий (2-3 недели – до 32 дней), когда имеется более или менее выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, в игре, речевой активности, имеются изменения в деятельности нервной системы. 2. Подострый период (или период неустойчивого приспособления), когда организм ребёнка использует некоторые оптимальные варианты реакций на новые педагогические воздействия (32-100 дней), ребенок при этом активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшается изменения в деятельности разных систем. Это происходит не синхронно. Прежде всего, нормализует аппетит (в течение 10-15 дней), но продолжительные нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40 – 60 дней). 3. Период компенсации (или адаптированности к данным социальным условиям), когда нормализуется все регистрируемые показатели, организм ребёнка находит варианты реагирования на новый режим, нагрузку, которые позволяют ему избежать чрезмерного напряжения. Но возможны и рецидивы, когда в течение года у ребёнка отмечается периоды улучшения, чередующиеся с возобновлением прежней клинической симптоматики [12]. Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев. Но бывают дети, у которых адаптация затягивается. Поэтому если состояние ребенка не стабилизировалось после шести месяцев, то существует угроза и его здоровью и в этом случае показана другая форма помощи развитию ребенка. Характер и особенности течения первых двух (острого и подострого) периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: - легкая (наблюдаются незначительные отклонения в поведении, редкие без осложнений функциональные нарушения, которые проходят через полтора-два месяца; у ребёнка при этом отсутствуют острые заболевания); - средней тяжести (у ребёнка имеются выраженные отклонения в поведении, но не требующие медикаментозной коррекции, наблюдаются повторные острые заболевания, но без осложнений; ухудшение самочувствия наблюдается в течение первого полугодия); - тяжелая (у ребёнка имеются выраженные отклонения в поведении, требующие медикаментозной коррекции, консультации психоневролога, частые острые заболевания с осложнениями; значительные нарушения здоровья и самочувствия ребёнка не только не проходят в течение целого года, но и усугубляются к концу года) [33]. При этом для детей раннего возраста сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций являются основными параметрами установления тяжести течения адаптационного периода. Охарактеризуем каждую степень адаптации в отдельности. При легкой степени адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10-15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в 10 дней объем съедаемой ребенком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушается, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает. Легко адаптируются дети моложе 8-9 месяцев или старше полутора лет с благополучным анамнезом, хорошим состоянием здоровья и положенным по возрасту. При этом лёгкое привыкание ребенка к новым социальным условиям во многом зависит от его эмоционального состояния. На этой основе формируется более высокий уровень его познавательной активности в новых условиях. При адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, отмечается значительное состояние неустойчиво в течение месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения с взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой форме адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений. Такое течение адаптации бывает у детей, поставленных в условия изменившейся социальной среды: от 9 месяцев до полутора лет либо у детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или педагогически запущенных. Тяжелая степень адаптации характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью ее проявлений. Число таких детей относительно невелико (8-9 %), и они требуют особого внимания. Эта форма адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки. При первом варианте ребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на состоянии его организма, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно психического развития. Этот вид тяжелой адаптации чаще встречается у детей 1,5-2 лет жизни, имеющих в анамнезе отклонения в здоровье вследствие токсикоза беременности у матери, и осложнений в родах. Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита (его восстановление начинается не раньше, чем на третьей недели, иногда и позже). В некоторых случаях при приеме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота, длительно (в течение 30-40 дней) нарушается сон (чуткий укороченный). Ребенок медленно засыпает, пробуждаясь, плачет. Снижена ориентировочная активность [19]. Дети, как правило, упорно избегают контактов со сверстниками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отношение к взрослым избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится примитивной. Ребенок капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пугается чужих людей. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Улучшение такого состояния Неустойчиво, возможны рецидивы плача и пассивности. При тяжелой адаптации темп нервно-психического развития ребенка замедляется. Развития речи и игровая деятельность по сравнению с возрастной нормой отстают на 1-2 квартала. Тяжелая адаптация, проявляющая у ребенка нарушением поведением, чаще наблюдается у детей от 3 лет, в тот период, когда наиболее активно осуществляются формирование личностных качеств: психика характеризуется бурным развитием и становится особенно ранимой и чувствительной к отягощающим развитие обстоятельствам. В анамнезе таких детей регистрируются неблагоприятные факторы: - биологические – патология беременности и родов у матери, приводящая к гипоксии мозга плода и новорожденного, - социальные – нарушение возрастных режимов сна, приводящее к медленному засыпанию, отсутствию дневного сна и укорочению ночного, вследствие чего происходит срыгивание, и рвота после приема пищи, неправильная организация бодрствования [11]. В связи с чем, тяжелая адаптация в силу ее причин неблагоприятно сказывается на общем психическом развитии ребенка и состоянии его здоровья, которые нормализуются в дальнейшем очень медленно, иногда в течение ряда лет. Если же адаптационные возможности организма превышаются, то функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах. Это форма патологической адаптации. Тяжелая адаптация в силу ее причин неблагоприятно сказывается на развитии ребенка и состоянии его здоровья, которые нормализуются в дальнейшем очень медленно, иногда в течение ряда лет. При превышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает реакция, называемая стрессом. В зависимости от того, какая система наиболее задействована в этой реакции, различают болевой, психический, или эмоциональный, стрессы, что в последствии обуславливает определённый вид дезадаптации. Приставка «дез» подразумевает «отсутствие, отмену, устранение чего-либо» или «движение вниз, понижение». Дезадаптация – это психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребёнка требованиям новой социальной ситуации [7]. Различают (в зависимости от природы) патогенную, психическую и социальную дезадаптацию. Дезадаптация патогенная – это психические состояния, вызванные функционально-органическими поражениями ЦНС. Их различают в зависимости от степени и глубины поражения, устойчивости (психозы, психопатии, дефекты анализаторов, органические поражения головного мозга и пр.) и имеющую пограничный характер дезадаптацию (повышенная тревожность, страхи, энурез, навязчивые дурные привычки и пр.) [22]. Дезадаптация психическая – это психические состояния, связанные с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребёнка. Различают следующие формы психической дезадаптации: - устойчивая (акцентуации характера, снижение порога эмпатийности, низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы); - неустойчивая (психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребёнка, неравномерное психическое развитие и т.п.). Дезадаптация социальная – это нарушение детьми норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций и социальных установок под влиянием различных сложных социальных условий, обстоятельств их жизни и развития (фактическое или социальное сиротство, конфликты либо развод в семье, изменение места жительства или привычной обстановки, переживание какого-либо события и пр.). Институт педиатрии РАН РФ выделил критерии, свидетельствующие о дезадаптации ребенка. К их числу относятся следующие: - нарушение сна, питания, - частые заболевания, - снижения веса, - проявление отрицательных эмоций в общении [9]. Гамезо М.[7] дополняет список прогностически значимых показателей, считая, что «данные факторы могут в своей совокупности обеспечить низкий уровень адаптационных возможностей ребёнка»: - хронические соматические заболевания уха, горла, носа, органов пищеварения, дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата и пр. - недостаточная организованность и ответственность ребёнка; - неумение общаться, адекватно вести себя; - низкая познавательная активность и уровень развития речи; - ограниченный кругозор; - несформированность интеллектуальных предпосылок продуктивной деятельности; - недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности; - недостаточное развитие мелкой моторики руки; - несформированность пространственной ориентации, координации в системе «рука-глаз»; - низкий уровень развития фонематического слуха [4]. Сотникова В.С. отмечает: «В каком бы возрасте ребенок ни поступил в детский сад, педагогу надо помнить, что сравнительная безболезненность адаптации к новым условиям может быть обеспечена ребёнку только тогда, когда ими учитываются его возрастные психологические особенности, характер его связей со взросл....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада
- Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада
- Деятельность социального педагога по адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ