VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Управление миграционными процессами

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006514
Тема: Управление миграционными процессами
Содержание
16



Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Факультет дистанционных образовательных технологий















Курсовая работа



по дисциплине «Теория управления»

Управление миграционными процессами

















Руководитель работы

_________________________

_________________________

«___»_______________2017 г.



Студент группы ФД-1ГиМУ(бп)МУ

___________  Н.А.Хафизова

«___»_______________2017 г.













Оренбург 2017



                

                                             

                                                                                                                                                                                                             

                                                        

                                                    

                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                             




            Министерство образования и науки Российской Федерации

                            Федеральное агентство по образованию



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет Дистанционных Образовательных Технологий



Кафедра государственного и муниципального управления



Задание на курсовую работу



Управление миграционными процессами

    Исходные данные: Данные об общей миграционной политики , о состоянии миграционной ситуации в России, а также данные об этапах реализации государственной миграционной политики в Российской Федерации,

    Перечень подлежащих разработке вопросов:

    а) раскрыть процессы миграционной политики в Российской Федерации;

    б) дать обзор  миграционной ситуации в России;

    в) рассмотреть цели, принципы, задачи и направления государственной миграционной политики в РФ,

    Перечень графического материала:

    Таблицы, характеризующие динамику преступности и число преступлений, совершенные мигрантами на территории РФ; таблица миграционных потоков и структуры управления потоками в РФ.



    Дата выдачи задания «__»__________200_г.

    Руководитель                                                                    Мидюк О.Н.

    Исполнитель студентка группы ФД-1ГиМУ(бп)МУ   Хафизова Н.А.

    Срок защиты работы «__»__________200_г.




                   Аннотация.

    Работа содержит 38 страниц и 23 источника.

    В начале ХХI века под влиянием глобализации наблюдается заметная трансформация миграционных потоков, которые приобретают новые черты, усиливают свое влияние на политическую, социально-экономическую и духовные сферы жизни общества.                                                                                                                          

    В данной курсовой работе раскрываются все особенности миграционных процессов, основные характеристики миграционных потоков на территории РФ. Представлены этапы реализации государственной миграционной политики на ближайшие годы. Предметом исследования являются теоретические, организационно-управленческие и методологические  факторы государственного регулирования миграционных потоков в современной России.




                                    Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 5

1.Общие особенности миграционных процессов в Российской Федерации…... 7

1.1 Понятие и классификация миграции…………………………………………. 7

1.2 Анализ состояния миграционной ситуации в Российской Федерации…….. 8

1.3 Оценки  миграционной ситуации и перспективы миграционной политики   Российской Федерации……………………………………………………………. 10

2. Характеристики и последствия миграции на территории РФ……………….. 15

2.1 Основные характеристики миграционных потоков………………………… 15

2.2 Социальные последствия миграционных процессов……………………….. 17

3. Государственное управление миграционными процессами в Российской Федерации……………………………………………………………………………….. 20

3.1 Цели, принципы, задачи и основные направления регулирования миграционных процессов в России…………………………………………………………... 20

3.2 Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации…………………………………………………………………………….  26

3.3 Основные механизмы и этапы реализации  миграционной политики

на территории Российской Федерации…………………………………………..  29

Заключение………………………………………………………………………...  32

Список использованных источников …………………………………………… 34

Приложение  А  (Рекомендательное) Основные особенности  миграционных потоков в России……………………………………………………………………….. 36

Приложение Б (справочное) Таблица 1 – динамика преступности нелегальных мигрантов за период 2007-2008 гг……………………………………………………  37

Приложение В (справочное) Таблица 2 – число преступлений, совершенных иностранными гражданами на территории РФ……………………………………...  38


Введение

История развития и становления России неразрывно связана с миграцией населения, которая играла и всегда будет играть первостепенную роль в жизни нашей страны. Миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких кругов общественности, являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений современности.

Как и большинство развитых стран на рубеже XX и XXI веков Россия столкнулась со значительным сокращением численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости. Сокращение численности населения России, в сравнении с другими странами, обостряется геополитическим противоречием между огромной государственной территорией, обладанием несметными природными богатствами и необходимостью сохранить эту уникальную территорию, население, другие материальные и духовные ресурсы.

Современная миграционная ситуация в РФ сформировалась в результате изменений в политической, демографической, социально-экономической, правовой и иных сферах, происшедших на постсоветском пространстве с начала 90-х годов XX века.

Миграция участвует в формировании  структуры населения, изменении состава населения, трудового потенциала территории, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане. В этом и заключается актуальность изучения данной темы.

Правовое регулирование динамичной миграционной политики государства в основном адекватно отражает количественно-качественные изменения в складывающейся миграционной ситуации.

В настоящее время миграция населения представляет собой социально-экономическое и нормативно-правовое явление, неоднозначное по своей содержательной, сущностной и процессуальной основе. Упорядочение миграционного процесса затрагивает поток выбытия населения из одной местности и прибытия мигрантов из других местностей. Особенность миграционного процесса заключается в разнообразии его видов (иммиграционный, эмиграционный, переселенческий, внешней трудовой миграции и др.)

Конечным результатом миграционного процесса является приживаемость перемещенного населения в новой местности, подтвержденная нормативно-правовыми государственными документами.

Миграционная политика представляет собой систему общепринятых на уровне управления идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых  государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно-историческим условиям страны, предполагает достижение целей, адекватных как этому, так и последующему этапу развития общества.



Целью работы является анализ миграционных процессов в России и механизма государственного управления ими.

Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.

Объектом изучения данной работы являются миграционные процессы, а предметом – государственное управление и регулирование миграционных процессов.






1 Общие особенности миграционных процессов в Российской Федерации

1.1 Понятие и классификация миграции

Миграция – относительно новое слово в русском языке. Даже в толковый словарь Ушакова оно включено с пометкой «научн.» - как специальный термин, который не свойствен обиходной речи. И действительно, это слово применялось в основном только в ученых кругах, хотя явление, которое им обозначается, широко распространено в жизни общества. Несмотря на все возрастающий интерес к миграции населения, до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет единого подхода к формулировке этого понятия.  В отечественной литературе насчитывается около 40 определений понятия миграция, но из всего многообразия формулировок выделяется одно, сформулированное Рыбаковским Л.Л. в 1987 г., которое довольно прочно устоялось не только в научной, но и в учебной литературе.

Миграция (по Рыбаковскому Л.Л.) – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой, навсегда или на более или менее длительное время, постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

Различают открытое и закрытое население в зависимости от того, обменивается ли данная территория населением с другими. Примером открытого населения может служить населения любого района или города. Абсолютно закрытым является только население всего земного шара. В прошлом закрытым было население многих изолированных районов, отдельных островов и даже целых континентов. Социально – экономический прогресс разрушил замкнутость отдельных территорий, но все же и сейчас население многих стран с незначительным объемом внешней миграции практически близко к закрытому.

Миграция населения – относительно сложный социальный процесс, который тесно связан с ростом социальной и трудовой мобильности населения, а также с изменением экономической структуры и размещением производительных сил. 

При анализе миграции населения ее классифицируют по ряду признаков:

а) в зависимости от характера пересекаемых границ различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения.

Внешняя - это  миграция, при которой пересекаются государственные границы. Она в свою очередь делится на межконтинентальную (например, массовое переселение европейцев за океан в XIX – XX вв.) и внутриконтинентальную (например, современная миграция из одних европейских стран – Италии, Испании, в другие – Германию, Францию и т. д.)

К внутренней миграции относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т. п. Основными типами современной внутренней миграции являются миграции из сельской местности в города и межрайонная миграция.

б) по временным признакам миграцию делят на постоянную (безвозвратную), временную, сезонную и маятниковую.

Безвозвратная миграция связана с окончательной сменой постоянного места жительства. Примером такой миграции может служить миграция из села в город.

Временная миграция предполагает переселение на какой-то достаточно длительный, но ограниченный,  срок, что обычно связано с работой в месте вселения. Временными являются многие переселения рабочих из одних стран в другие, внутренняя миграция в удаленные и малообжитые районы (например, для работы по контракту на несколько лет).

Сезонная миграция включает ежегодные перемещения людей в определенные периоды года, например летом – в курортные районы, или в сельскохозяйственные районы в период уборки урожая и т. д.

Маятниковая миграция - это регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта.

в) важное значение имеет классификация миграций по причинам. Среди главных причин миграции населения следует упомянуть социальные и экономические , которые часто трудно разделить (переселения в поисках работы, более высоких доходов, свободных сельскохозяйственных земель,  переселение с целью приобретения более высокого социального статуса, перемены образа жизни – сельского на городской, и т. д.). Немалую роль играют также политические (бегство от расовых, религиозных притеснений), военные (эвакуация, депортация) и прочие причины.

г) по формам реализации миграция делится на общественно-организованную, осуществляемую при участии государственных или общественных органов и с их экономической помощью, и неорганизованную, которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких – либо учреждений.

д)  миграция также делится на добровольную и принудительную, в зависимости от того, предпринимается перемещение людей по их собственному решению или независимо от него. 

1.2 Анализ состояния миграционной ситуации в Российской Федерации

Миграционные вопросы являются общими для всех стран мира. А в последние два десятилетия, столкнулись с этими проблемами и Российская Федерация. Миграционная политика в советские годы была достаточно ясной, она ставила перед собой цель ограничить рост крупных городов, более справедливо распределить производительные силы и завлечь население в районы нового освоения.

После развала общественно-политической и социально-экономической системы Советского Союза рухнул  и централизованный механизм для регулирования демографических процессов, а  это привело к массовому переселению людей. В 1990-е годы основной массой миграционных потоков в России были беженцы и вынужденные переселенцы. В 2000-х годах  поток основных мигрантов в Российской Федерации составлял их трудовых мигрантов.

С начала 1990-х годов в России наблюдается депопуляция (систематическое уменьшение абсолютной численности страны), и миграция стала единственным фактором, сдерживающим резкое сокращение численности ее населения. Страна выдвинулась в тройку ведущих мировых центров иммиграции (после США и Германии). Ежегодный приток мигрантов, в среднем, в период 1992–2012 гг. составлял в США 974 тыс. человек, Германии — 895 тыс., России — 659 тыс. человек. В последние 20 лет миграционный прирост в Российской Федерации компенсировал более половины естественной убыли населения.

С учетом демографической ситуации миграция является одним из основных и реальных источников восполнения нехватки трудовых ресурсов. Если в 1994 г. в России было 129 000 легальных трудовых мигрантов, то в 2014 г. — 482 тыячи человек.

Согласно прогнозу Росстата, численность населения в 2016–2030 гг. возрастет на 0,9 млн. человек, но население в трудоспособном возрасте сократится на 5 млн. человек. Поэтому миграция является важнейшим источником компенсации сокращения трудовых ресурсов на ближайшие десятилетия.
         Обычно говорят, что в России очень много мигрантов, хотя, на самом деле все может быть и не так. Если брать общие цифры, то мигрантов в России действительно много. По данным ФМС, в России на начало 2015 года находились 10,9 миллиона иностранцев — теперь это второй показатель в мире после США. Не все из них «гастарбайтеры» — вряд ли на стройки и рынки приехали 240 тысяч немцев или 145 тысяч американцев. В 2013 году в ФМС рассказывали, что из общего числа иностранцев 42 % находятся в России с целями, «не связанными с осуществлением трудовой деятельности». При этом нелегальная миграция составляет, по разным оценкам, от трех до четырех миллионов человек.

В относительных цифрах ситуация иная — в России оказывается меньше мигрантов, чем во многих странах Европы. В Германии мигрантом, по приблизительным подсчетам, является каждый десятый, в Швеции — почти каждый шестой, на Украине — каждый девятый. В России — всего лишь каждый тринадцатый.

 В последнее время ситуация с мигрантами в России сильно изменилась. За вторую половину 2014 года из России уехали 365 тысяч граждан Узбекистана, 178 тысяч граждан Таджикистана, а также 45 тысяч граждан Армении(имеется в виду «чистый отток»). Трудовым мигрантам невыгодно работать в России, прежде всего, из-за девальвации рубля, а также из-за того, что теперь сложнее получать разрешение на работу.

Миграционный поток в Россию в 2015 году сократился на 70 % по сравнению с 2014 годом. Но, несмотря на это, в страну стали больше приезжать граждане Украины и Молдавии. Глава ФМС Константин Ромодановский сказал: «В 2015 году, по сравнению с 2014 годом, фиксируется снижение почти на 70 % количества въездов и выездов иностранных граждан»,  По его словам в ведомстве провели предварительное сравнение миграционной картины начала 2013, 2014 и 2015 годов.

В настоящее время отмечается уменьшение в России числа граждан стран Центральной Азии, за исключением Киргизии. Возможно, это связано со сложностями поиска низко квалифицированных рабочих мест. Одновременно отмечается увеличение присутствия в России граждан Молдавии и Украины, причем украинцев стало больше в разы. Речь идет о миллионах украинцев трудоспособного возраста. Идет своеобразное замещение. Важно, что речь идет о наиболее значимых по количеству категориях. В Россию идет заметный рост въезда и пребывания в стране граждан Китая,  КНДР и Республики Корея.



1.3 Оценки миграционной ситуации и перспективы миграционной политики Российской Федерации

Во многом обусловленные рядом объективных и субъективных внешних и внутренних факторов, тесным образом взаимосвязанных с динамично развивающимися политическими и социально-экономическими процессами, причины оказали воздействие на миграционную ситуацию в стране.

Наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на развитие как позитивных, так и негативных миграционных тенденций, являются:

а) процессы глобализации в мире,  вовлекающие в мировой  хозяйственный и  миграционный оборот колоссальные трудовые ресурсы;

б) увеличивающиеся темпы роста народонаселения стран Азии и Африки, являющихся основными поставщиками незаконной миграции в страны ЕС и Россию;

в) высокий уровень бедности в большинстве государств СНГ, Азиатско-Тихоокеанского и Африканского  регионов, способствующий активному оттоку населения в страны с более благоприятным социально-экономическим и политическим климатом;

г) экономическая привлекательность Российской Федерации, складывающаяся на фоне деградации Европы и улучшающейся экономической ситуации внутри страны, а также возрастающей зависимости мирового сообщества от колоссальных российских природных ресурсов;

д) самая протяженная в мире Государственная граница Российской Федерации, 13 тысяч километров которой на ключевом азиатском направлении полностью не устроены и даже не проведены на земле, а это во многом способствуют беспрепятственному перемещению нелегальных иммигрантов.

Важными и достаточно опасными особенностями миграционного процесса, сложившимися в последние годы, являются:

а) активное проникновение и закрепление иммигрантов в приграничные регионы, обладающие стратегическими запасами лесных и биологических ресурсов, и создание на территории Российской Федерации достаточно организованных этнических «землячеств», социальные и экономические плацдармы которых создаются и в российских мегаполисах. Именно землячество как форма существования иностранцев на территории Российской Федерации является достаточно опасной для поддержания этнического баланса в стране. И эта особенность заключается в том, что данный вид этнического образования ориентирован как на сохранение своей национальной идентичности, так и на всемерное расширение и захват все новых позиций в принимающем обществе.

б) неуклонно снижающийся уровень коренного населения Российской Федерации, что явлется основным стимулом привлечения в экономику страны иностранной рабочей силы. Поэтому тенденция к старению населения будет постоянно увеличивать нагрузку на пенсионную систему Российской Федерации, и в полной мере это уже ощущают на себе практически все страны Европейского сообщества.

в) возрастающая внутренняя и внешняя миграционная активность коренного населения нашей страны, существенным образом влияющая на диспропорцию населения в российских регионах и повышающая уровень «миграционного давления» на экономически привлекательные регионы и мегаполисы (особенно на Москву и Московскую область). Причем многие стратегически важные для страны регионы становятся практически беззащитными перед напором иммигрантов.

г) в этой связи не может не вызывать беспокойство нарастающий отток российских граждан из Дальневосточного региона, неадекватно замещаемого иностранными (в основном китайскими и корейскими) мигрантами по этническому признаку, что чревато угрозами национальной безопасности страны. Со времени образования Российской Федерации население Дальнего Востока сократилось на 12%, а миграционный компонент в три раза превышает естественную убыль населения.

Кроме того, в ближайшей перспективе будет возрастать угроза «миграционного давления» и на Сибирский регион с его убывающим 30-миллионным населением, из которого 76% сосредоточено в Красноярском и Алтайском краях, Иркутской,  Новосибирской, Тюменской и Кемеровской областях. Необходимо учитывать, что Тюменская, Иркутская, Кемеровская области и Красноярский край дают более 70% общей прибыли России.

Необходимо также отметить, что на негативные миграционные и социально-политические тенденции влияют и будут в перспективе влиять ряд субъективных факторов, наиболее важными из которых являются:

а) рост преступности иностранных граждан, значительную долю которых составляют незаконные иммигранты, социально дезадаптированные в новых для себя условиях проживания и работы;

б) формирование в России  нелегального «миграционного бизнеса», который, с одной стороны, затрудняет формирование у потенциальных мигрантов объективных миграционных намерений, а с другой - резко усложняет процесс приживаемости мигрантов в местах их расселения, в т.ч. регистрацию, оформление на работу и т.д.

Кроме того, несмотря на активное декларирование борьбы с незаконной миграцией, незначительно выявлено преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции», что свидетельствует о низкой эффективности работы правоохранительных органов России по пресечению деятельности организованных преступных групп, занимающихся незаконным ввозом и легализацией иммигрантов. Это притом, что в стране действует множество структур, оказывающих незаконные, зачастую мошеннические посреднические услуги по легализации незаконно въехавших или пребывающих на российской территории иностранцев.

Кроме того требует особого изучения деятельность Международной организации по миграции (МОМ), которая насчитывает в своих рядах 116 государств-участников и которая активно пытается вовлечь Россию и Китай в их число. Несмотря на декларируемые задачи по регулированию международных миграционных процессов основной деятельностью данной, да и других международных организаций, является перенастраивание миграционных потоков от перенасыщенных иммигрантами развитых западных стран на необъятные российские просторы. И при этом высказывается желание активно финансировать и развивать именно региональные российские проекты в области расселения и трудоустройства переселяемых иностранцев из стран Азиатско-Тихоокеанского и Африканского  регионов.

В то же время очевидно, что бить тревогу по поводу нехватки трудовых ресурсов для российской экономики представляется несколько преждевременным по ряду причин:

во-первых, значительная часть территорий Крайнего Севера, Сибири, а также степные природно-климатические зоны мало  пригодны для массового проживания населения в силу высокой затратности на содержание социальной, промышленной и жилищно-коммунальной инфраструктуры;

во-вторых, более чем 144-миллионное население России, включая 90,4 миллиона россиян трудоспособного возраста (больше, чем когда-либо в нашей истории), является не катастрофой для страны, а активным двигателем экономического прогреса.

В качестве примера можно привести тот факт, что экономика Японии с ее 127-миллионным населением втрое превышает экономику России, по крайней мере «белую». При этом возрастная структура населения Японии ощутимо отличается от российской в худшую сторону с более низким коэффициентом рождаемости, что не мешает этому государству проводить жесткую политику ограничения въезда трудовых иммигрантов.

В этой связи очень интересен исторический факт, что в 1926 г. население РСФСР составляло 93,2 миллионов  человек, в т.ч. в трудоспособном возрасте 48,5 миллионов человек, однако это не помешало мобилизовать силы на проведение индустриализации (процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран), а в первое десятилетие после окончания Великой Отечественной войны 67,3 млн. чел. населения РСФСР в трудоспособном возрасте активно возводили «великие стройки коммунизма», создавали военно-промышленный комплекс и фундаментальную науку.

Отсюда вытекает мысль о том, что количество жителей не является определяющим фактором развития экономики, а даже наоборот, во многих случаях создает дополнительную нагрузку на экономику страны. Эта мысль подтверждается множеством примеров из истории развития густонаселенных стран Африки и Азии, население которых, спасаясь от нищеты и голода, вынуждено эмигрировать в менее населенные, но экономически развитые страны Европы и Северной Америки.

Поэтому, выстраивая экономическую политику развития регионов, полагаем целесообразным системно развивать требующие меньших ресурсных затрат стратегически важные и благоприятные в природно-климатическом плане регионы юга и востока Российской Федерации на основе строительства городов-миллионников, связывающих пространство огромной территории. Также важно развивать средние и малые города, в которых концентрировать предприятия малого и среднего бизнеса, внедряющие в свою деятельность инновационные ресурсосберегающие технологии  в сферах добычи и производства сырья, строительства, транспорта и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального сектора, энергетики.

Необходимо разобраться, так ли привлекательна либеральная миграционная политика.

В этой связи необходимо обратить особое внимание на две основные проблемы:

а) такой подход полностью не решает задачу предотвращения нелегальной миграции, так как, с одной стороны, не все иммигранты пожелают выйти из «тени» по налоговым и иным причинам, а с другой - существенно усилится миграционное давление иностранцев на стратегически важные регионы Российской Федерации, что  может создать взрывоопасные социальные конфликты.

б) возникнет стихийное движение иммигрантов из менее «привлекательных» в экономическом и климатическом плане регионов в регионы с благоприятными природно-климатическими, социально-экономическими и политическими условиями. Тем самым создаются угрозы перенаселения иммигрантами стратегически важных для страны регионов, а также создания в них мощных и хорошо организованных этнических землячеств.

Вышеизложенные проблемы предполагают реализацию следующих возможных направлений миграционной политики, среди которых:

а) определение приоритетных отраслей хозяйства, особо нуждающихся в рабочей силе, и соответствующих профессий и вакантных должностей, на которые можно пригласить квалифицированных иностранных специалистов;

б) широкомасштабная и системная работа по социально-экономической и культурной адаптации как переселяющихся в Россию соотечественников, так и иностранцев;

в) выстраивание единой системы миграционного контроля от прибытия и размещения иностранцев до их выезда на родину;

г) провести мониторинг законности получения российского гражданства иностранными гражданами, в т.ч. из бывших союзных республик, попавших в поле зрения правоохранительных органов за противоправную деятельность;

д) привлечение широкой научной общественности и специалистов к обсуждению концептуальных основ миграционной политики, предлагаемых для первоочередной реализации.




2 Характеристики и последствия миграции на территории Российской Федерации

2.1 Основные характеристики миграционных потоков

К основным характеристикам, отражающим особенности миграционных потоков, можно отнести интенсивность, направление миграционных потоков, состав, мотивы перемещения мигрантов, степень легализации перемещений, степень приживаемости мигрантов, особенности размещения мигрантов по территории вселения. В соответствии этим была составлена систематизационная таблица, в которой отражены основные особенности современных внутренних и внешних миграционных процессов в России (приложение А).

По данным таблицы можно констатировать:

а) активное вовлечение России в миграционный обмен на разных уровнях, как на международном, так и на государственном;

б) увеличение доли семейной миграции и снижение доли мигрантов трудоспособного возраста, свидетельствующие о снижении роли миграции населения в регулировании демографических процессов (это очень важно, особенно для России, в которой на сегодняшний день отмечается демографический кризис);

в) низкую степень приживаемости мигрантов, преобладание среди них «нелегалов», беженцев, вынужденных переселенцев;

г) практическое совпадение ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов на территории России, что приводит к обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру.

Анализируя характеристики миграционных процессов в России, необходимо начать с внутренней миграции, поскольку она является основной составляющей (почти 90%) общего миграционного оборота в России.

В первые 10 лет после распада СССР миграционная активность населения России сократилась. Число внутренних перемещений уменьшилось более чем на 1/3, причем отмечается более высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению с городскими. Это обстоятельство объясняется более низкими доходами сельского населения, которое стремится в промышленные районы, сосредоточенные в основном в Европейской части России.

В целом география внутренних межрегиональных потоков не изменилась. Однако на сегодняшний день среди регионов страны более четко можно выделить принимающие и отдающие население. Принимающие регионы размещены компактно и соответствуют густонаселенным территориям, в которых сосредоточено 80% населения (120 млн. чел.). Данная зона располагается от Калининградской до Новосибирской области (юг Западной Сибири) и от Карелии (исключая остальную территорию Европейского Севера) до Краснодарского края. Регионы, отдающие население, расположены некомпактно. В целом на этой территории проживает 17% населения (26 млн. чел.). К ним относятся северная часть Урала, Восточная Сибирь, Дальний восток, Дагестан, Чечня, Ингушетия. Причинами, вынуждающими россиян переезжать в другие регионы страны, являются: военные действия, обострение межнациональных отношений, а также причины экономического характера – потеря работы, невыплата заработной платы, а значит, и снижение жизненного уровня, отсутствие уверенности в завтрашнем дне.

Практически все принимающие регионы России в большей или меньшей степени подвержены кризису, что препятствует успешному обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев. Характеризуя социально – экономические процессы, протекающие в принимающих районах, можно отметить, что они в целом совпадают с общероссийскими: происходит падение уровня производства, отрасли с прежде благополучной динамикой показателей в последние 3 - 4 года стали испытывать определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровень приватизации собственности в промышленности и сфере обслуживания, эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкий уровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынка товаров и услуг; развитие мелкого частного предпринимательства в настоящее время также не рассматривается специалистами в качестве существенного резерва занятости не только мигрантов, но и коренного населения. Скрытая безработица порождает довольно неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и беженцев на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок к профессиональному составу местных кадров. Область сельского хозяйства не располагает возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бы найти работу часть переселенцев.

Наблюдается затягивание сроков обустройства и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев, ухудшение и материального и социального положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком уровне негативно – конфликтный потенциал в общественном сознании.

Свидетельством этого могут служить такие данные социологического исследования: свое материальное положение как бедственное оценивают 27% опрошенных переселенцев, а 66% испытывают серьезное материальное затруднение. Наибольшие потери от переезда понесли работники здравоохранения, финансово-экономической сферы и лица, бывшие в ближнем зарубежье безработными. Негативно оценивают условия жизни и труда, по сравнению с теми, которые они имели на прежнем месте жительства, 46% опрошенных.

Несомненно, что консервация такой ситуации чревата социальным конфликтом. Следует учитывать, что среди видов помощи, в которой наиболее остро нуждаются мигранты, преобладают вполне «земные», а не оторванные от реальности фантазии и прихоти.

Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами деятельности областных миграционных служб, упускающих из сферы своего внимания перемещение мигрантов, учет их проблем, необходимость проведения разъяснения законодательства об их правах и статусе, критериях отнесения к беженцам и вынужденным переселенцам. Не случайно, называя причины неоформления статуса, многие респонденты отвечали, что, по их мнению, это не влечет за собой никакого улучшения в условиях жизни (40%), что это сложная бюрократическая процедура (28%), что не знают, как это делать и куда обращаться (19%). В немалой степени низкий авторитет областных миграционных служб объясняется неудовлетворительным организационно – техническим и финансовым обеспечением.

Поскольку такая картина характерна для всех без исключения принимающих регионов, это, в свою очередь, заставляет переселенцев брать инициативу в свои руки. В ряде регионов эффективно действуют созданные на базе объединений вынужденных переселенцев «общественные приемные», где зачастую и находят себе применение высококвалифицированные юристы, экономисты, психологи и другие специалисты из числа вынужденных мигрантов.

Социа.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.