- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проведения исследования в фокус-группах
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007382 |
Тема: | Проведения исследования в фокус-группах |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОХРАНЕНИЯ АКТИВНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОРА САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОСКВИЧЕЙ 8 1.1. Понятие и специфика самосохранительного поведения 8 1.2. Место активной трудоспособности среди факторов самосохранительного поведения 22 1.3. Особенности здоровья жителей крупных мегаполисов 43 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УСТАНОВОК МОСКВИЧЕЙ НА СОХРАНЕНИЕ АКТИВНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В РАМКАХ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 51 2.1. Определение системы разработки критериев и показателей для оценки установок москвичей на сохранение активной трудоспособности 51 2.2. Проведения исследования в фокус-группах 55 2.3. Анализ полученных результатов 60 ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОХРАНЕНИЯ АКТИВНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ И САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОСКВИЧЕЙ 82 3.1 Исследования влияния некоторых методов управления здоровьем персонала на трудоспособность сотрудников крупных компаний г. Москвы 82 3.2 Основные факторы продолжительности жизни жителей мегаполиса (на примере Москвы) 88 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 97 ПРИЛОЖЕНИЕ 105 ВВЕДЕНИЕ С целью решения стратегически важных для Российской Федерации задач по улучшению демографической ситуации и формированию здоровой, благополучной нации, в последние годы в стране модернизированы существующие и созданы новые высокотехнологичные учреждения здравоохранения, введено современное диагностическое оборудование, освоены новейшие технологии лечения. Кроме того, активно реализуются механизмы социальной поддержки семей с детьми. Все это позволило обеспечить положительную динамику социально-демографических процессов, которая характеризуется ростом рождаемости и сокращением естественной убыли населения. На современном этапе реализации настоящей стратегии особое значение приобретает работа, направленная на снижения общей заболеваемости. Однако достижение поставленной цели зависит не только от качества системы здравоохранения. Существенную роль в данном процессе играет здоровый образ жизни, в том числе занятия физкультурой и спортом. В частности, важно стимулировать к этому детей и подростков, т.к. они представляют собой будущий потенциал развития страны. Государство уделяет большое внимание развитию физкультурно-спортивной базы и созданию условий для полноценной жизнедеятельности граждан. Государственные органы власти уделяют большое внимание вопросам сохранения и укрепления здоровья граждан, а также – созданию условий для их полноценной жизнедеятельности. Однако сделать свою жизнь наполненной, полезной и достойной - в руках самого человека. Поэтому важным компонентом социально-демографической политики Российской Федерации является популяризация идеи о том, что личный успех и эффективное развитие общества возможны в том случае, если жизненным кредо каждого станет принцип: «Я ответственен за себя, за свою семью, за свою страну!». Воплощение указанного принципа предполагает формирование (в первую очередь – у трудоспособного населения) образа мышления, в котором гармонично представлены позитивные ориентации на самосохранение в биологическом, психологическом и социальном отношениях, что обуславливает актуальность выбранной темы. Характеризуя степень разработанности проблемы, необходимо отметить, что истоки понятия самосохранительное поведение можно найти в общепсихологической теории диспозиций американского психолога Г. Оллперта и основанной на ней концепции о диспозиционной регуляции поведения личности В. А. Ядова. В частности, В. А. Ядов рассматривал самосохранительное поведение на простейших примерах, где действовала совокупность определенных норм и ролевых требований, а поведение индивида базировалось на ценностных ориентациях. С точки зрения В. А. Ядова регуляция поведения человека в больших социальных группах осуществляется на основе высших диспозиций, которые выступают в качестве структурных элементов важнейших ценностных стандартов социума. В дальнейшем пилотажные исследования в сфере изучения самосохранительного поведения человека осуществлялись А. И. Антоновым в 1980-1986 гг. и созданной им группой социологов и демографов. Тогда основными характеристиками психологических установок на длительность жизни выступили показатели предпочтений и ожиданий индивида в плане продолжительности жизни. Исследования А. И. Антонова показали более пессимистичные оценки собственного здоровья мужчинами по сравнению с женщинами. Обе половые категории недооценивали важность усилий самого человека в формировании и сохранении хорошего здоровья, однако женщин отличала более активная позиция по отношению к рассматриваемой проблеме. Однако, это исследования проходили в сложный политико-экономический период и не были поддержаны в необходимой степени, что обусловило их быстрое прерывание. Но в современных условиях данная проблема приобретает свое новое значение на стыке социологии здоровья и социологической демографии. В отдельных дисциплинах, и, прежде всего, речь идет о психологии, изменению субъективной продолжительности жизни, под которой понимается численность ожидаемых самим индивидом для прожития лет, были посвящены разрозненные исследования. Вместе с тем, исследования, которые привели к существенным выводам, были приостановлены в связи с прекращением финансирования и возобновились гораздо позже уже не в таком масштабе в работах российских исследователей И. В. Журавлевой, Л. И. Шиловой, Г. А. Ивахненко, В. Я. Шклярук. Наряду с понятием «самосохранительное поведение», в социологии, в качестве поведенческого фактора в исследовании здоровья, стало использоваться понятие «отношение к здоровью». Данная категория использовалась при исследовании проблемы неравенства в сфере здоровья социологами Н. Л. Русиновой, Дж. Браун, Е. В.Дмитриевой. До сих пор абсолютно неразработанными остаются вопросы структуры самосохранительного поведения индивида и его классификации, внутриструктурных корреляций и результирующего эффекта, в том числе с градацией по социальным, возрастным и географическим группам. Указанные факторы обуславливают новизну настоящего исследования. Целью работы является анализ сохранения активной трудоспособности как фактора самосохранительного поведения москвичей. В качестве объекта исследования выступает трудоспособное население города Москвы. Предметом исследования является выявление влияния установок трудоспособного населения Москвы на сохранение активной трудоспособности на формирование самосохранительного поведения. Исходя из поставленной цели, с учетом объекта и предмета исследования, были последовательно решены следующие задачи: Проанализировать понятие и специфику самосохранительного поведения. Определить место активной трудоспособности среди факторов самосохранительного поведения. Выявить особенности здоровья жителей крупных мегаполисов. Сформировать систему разработки критериев и показателей для оценки установок москвичей на сохранение активной трудоспособности. Провести исследование в фокус-группах. Проанализировать полученные результаты. Перед проведением исследования сформулирована гипотеза: стремление к сохранению активной трудоспособности выступает в качестве фактора самосохранительного поведения. Для проверки сформулированной гипотезы была организована работа двух фокус-групп в составе 10 человек каждая. Возрастные границы первой фокус-группы составили 16 и 35 лет, во второй фокус-группе исследование проходило среди москвичей старше 35 лет с учетом пенсионного возраста для мужчин и женщин. В рамках работы фокус-групп выявлены установки трудоспособного населения Москвы на сохранение активной трудоспособности. Параллельно производилась оценка стремления к самосохранительному поведению. Затем полученные результаты были сопоставлены на изучение взаимосвязи данных элементов поведения. При исследовании использованы методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнения, абстрагирования, фокус-групп, опроса, математической статистики. Теоретической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в сфере психологии, валеологии, социологии. Эмпирической базой работы стали результаты работы описанных выше фокус-групп. Данная работа имеет теоретическую и практическую значимость. Теоретическая значимость работы обусловлена систематизация имеющихся знаний относительно особенностей сохранения активной трудоспособности как фактора самосохранительного поведения. Практическая значимость данного исследования связана с возможностью использования сформированного гайда для проведения фокус-групп для повсеместного изучения влияния установок на сохранение активной трудоспособности как фактора самосохранительного поведения. При получении данных в нескольких социальных, возрастных и географических срезах возможны формулировки предложений к исполнительным и законодательным органам власти регионов, где подтверждены достоверность, надежность и релевантность проведенных по предложенной схеме исследований, по разработке региональной программы по поддержке, развитию и укреплению самосохранительного поведения граждан. Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие шесть параграфов в соответствии с поставленными и обозначенными выше задачами, заключением и списком источников и литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОХРАНЕНИЯ АКТИВНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОРА САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОСКВИЧЕЙ 1.1. Понятие и специфика самосохранительного поведения Проблема самосохранительного поведения перемещается в центр научного исследования в период массовой индустриализации и модернизации производства, когда ценность человека не только в гуманистическом плане, но и в денежном выражении становится все более высокой. Самосохранительное поведение представляет собой рзновидность демографического поведения, под которым понимают систему действий и отношений, выступающих в качестве средства для опосредования демографических поступков и явлений. Демографическое поведение, сознательно или бессознательно осуществляемое индивидом, в отношении сохранения или разрушения здоровья, называется самосохранительным поведением. Под термином «самосохранительное поведение» отечественными демографами понимается система действий и отношений, направленных на сохранение и поддержание здоровья в течение жизни, а также установку на продление ее срока. В современных условиях изучению самосохранительного поведения уделяется все большее внимание. В связи с этим социальная оценка здоровья населения приобретает все большее научное и практическое значение. Изучение самосохранительного поведения населения обусловлено тем, что проблема его формирования является весьма актуальной, в связи с тем, что культура самосохранения является важным средством в защите здоровья будущих поколений. В России исследование самосохранительного поведения началось в 1980-х гг. Больших результатов в данной области добились социологи Института социологии РАН и МГУ (А. И. Антонов, И. В. Журавлева, Л. С. Шилова). Учеными была разработана концепция самосохранительного поведения, система его показателей, а также комплекс влияющих на него факторов. Ядром структуры самосохранительного поведения является потребность личности в самосохранении. В. А. Борисов подчеркивает, что в современном мире возрастает роль поведенческих аспектов в осуществляемой человечеством естественной борьбе за продолжительность жизни. Это, в свою очередь, обусловило проведение исследований с использованием социологических методов факторов смертности и здоровья населения. С этой точки зрения В. А. Борисов определяет самосохранительное поведение, как систему действий индивида и его личностных установок, совокупность которых направлена на достижение цели по сохранению здоровья и продления жизни. Проявление самосохранительного поведения, по мнению В. Я. Шклярука, тесно связано с динамикой заболеваемости и смертности как в целом по стране, так и по регионам и муниципальным образованиям в частности. Немаловажными представляются показатели здоровья, а также структурный анализ всех обозначенных выше параметров. При этом введение понятия самосохранительного поведения в научный оборот было обусловлено формированием осознания все большей роли поведенческого фактора, который в современных условиях начинает во многом определять динамику заболеваемости и смертности. Это связано с тем, что поведенческий фактор напрямую связан с отношением конкретного индивида к своему здоровью в частности и продолжительности жизни в целом. Самосохранительное поведение имеет универсальный характер, и уровень культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких в России недопустимо низок. Подтверждением данного факта служит изучение уровня информированности людей о генетических предрасположенностях их организма, о наборе полученных ими в течение жизни прививок, о факторах риска по группе наиболее распространенных заболеваний, о методах заботы о здоровье. Отдельные аспекты «отношения к здоровью», к которым относится самооценка, ценность здоровья, удовлетворенность здоровьем, ответственность за здоровье, формы заботы о здоровье и др., активно изучались в последние десятилетия представителями социологии, психологии, философии, экологии, социальной гигиены. Понятие «отношение к здоровью» следует рассматривать, как индикатор, представляющий собой интегративную характеристику «образа жизни» в его связи со здоровьем. Отношение к здоровью может быть рассмотрено, как одна из форм проявления социальной активности социальных субъектов – личности, группы и общества в целом, характеризующаяся сознательностью, целеполаганием, предвосхищением результата. Следовательно, если определять предложенное понятие «отношение к здоровью» как деятельную характеристику индивида, имеющую выражение в конкретных результатах, связанных с обеспечением, сохранением, повышением уровня своего здоровья, то в таком случае его необходимо связать с понятием «самосохранительное поведение». Следует отметить, что в данной работе такие понятия, как «самодетерминация поведения», «отношение к здоровью», «здоровьесохранительное поведение», «самосохранительная активность» будут рассматриваться в рамках выделенной категории – «самосохранительное поведение». Опираясь на вышесказанное, можно отметить, что самосохранительное поведение действительно является социальным поведением, поскольку индивид реализует его в социальной системе, не минуя социальных контактов с другими людьми, затрагивает интересы других людей, хотя бы в силу своей природной социальности. Кроме того, данное поведение всегда направлено на те или иные социальные институты и организации, выступая либо как самоцель, либо как вспомогательный ресурс для обеспечения самосохранительного поведения. Далее следует перейти к рассмотрению структуры самосохранительного поведения на основе выделения в нем социально-психологических компонентов, которые позволяют зафиксировать особенность собственно самосохранительного поведения без соотнесения его к конкретным процессам и явлениям, происходящим в социальной системе. Как уже отмечалось ранее, базовыми внутренними компонентами, которые определяют самосохранительное поведение, являются потребности, установки, мотивы и действия индивида, направленные на самосохранение. Потребность человека в самосохранении выступает в качестве основы для структуры регуляции самосохранительного поведения. Данная потребность отличается сложностью своей структуры, поскольку включает в себя все уровни пирамиды Маслоу, представленную на рисунке 1. Рисунок 1 – Структура потребностей по А. Маслоу По мнению А.Маслоу, совокупность человеческих потребностей есть не что иное, как реализация «стержневой» потребности, заключающейся в самосохранении. Физиологические потребности человека удовлетворяются пищей, дыханием, физическими движениями, одеждой, жилищем, отдыхом и пр., экзистенциальные – обеспечением собственной безопасности и уверенностью в завтрашнем дне. Социальные потребности обусловлены привязанностью к социуму, принадлежностью к коллективу, потребности в коммуникационном процессе и совместной трудовой деятельности. Престижные потребности, как это следует из названия, тесно связаны с понятиями статусности, карьерного роста, признании со стороны социальных групп, высокой оценке собственных характеристик. Духовные потребности удовлетворяются в процессе творческого самовыражения. Физиологические и экзистенциальные потребности являются первичными, остальные потребности, представленные в пирамиде – вторичными. При этом вторичные потребности, согласно сформулированному А. Маслоу принципу иерархии (или принципу доминанты), актуализируются только при удовлетворении потребностей первичных. Самосохранительное поведение тесно связано с удовлетворением потребности в самосохранении, под которым можно понимать сохранение индивидом самого себя как физическое существо. По своей сущности, самосохранительное поведение удовлетворяет потребности в сохранении самой жизни человека. Так, чем выше уровень человеческих потребностей, тем осознаннее отношение индивидов к своему здоровью. Однако, при этом следует разграничивать социально ожидаемое и реальное поведение человека, как это видно на рисунке 2, из которого становится понятно, что достижение цели возможно только при балансе названных сил, поскольку реальное поведение индивида может включать различные комбинации так называемого «неправильного» поведения. Рисунок 2 – Самосохранительное поведение человека как баланс между социально ожидаемым и реальным поведением индивида Говоря о самосохранительном поведении, необходимо обратиться к разработанной теории социального действия Т. Парсонса (1937 г.), в которой американский социолог-теоретик осуществляет модификации идей М. Вебера относительно социального действия как носителя социального содержания, выступающего в качестве базы для осуществления анализа поведения воздействующих на других индивидов. Согласно теории Т. Парсонса, для познания общества необходимо сведение его к понятному человеческому поведению в виде действий участвующих отдельных индивидов. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о принадлежности индивидуального социального действия в виде человеческого поведения к предмету социологии. Таким образом, происходит своего рода возвращение социологии как науки ее предмета. С этой точки зрения можно воспринимать элементарное действие отдельного человека с адаптационной функцией в качестве первичной единицы анализа. В данном случае структура социального действия представлена действующим лицом, целью, ситуацией (условиями), нормативное ориентацией, реакцией предмета действия, в качестве которого выступает другое лицо. Как подчеркивает И. Б. Назарова, при рассмотрении социального действия в качестве воздействия одного человека на другого с целью выявления в нем или его поведении каких-либо количественных или качественных изменений, то систему социальных действий можно определить, как совокупность социальных отношений и единиц действия, которые олицетворяют собой устойчивую связь взаимно ориентированных обеспечивающих стабилизацию общества действий социального характера. В этом плане интересна также классификация потребностей польского психолога К. Обуховского, который выделял следующие виды потребностей: - потребность в самосохранении; - потребность в сохранении вида; - познавательная потребность; - потребность эмоционального контакта; - потребность смысла жизни. Мотивы самосохранения являются третьим элементом самосохранительного поведения и выступают как социальные и внутренние побудители личности к активным действиям, направленным на укрепление собственного здоровья и продления своей жизни. Мотивы самосохранения связаны с осознанием важности удовлетворения потребности в самосохранении, обусловлены уровнем развития самосохранительных норм, культуры, сферы здравоохранения, общественного сознания. Рисунок 3 – Функции мотивов самосохранения Мотивы самосохранения выполняют три функции, как это видно на рисунке 3. Первая функция инициирует самосохранительное поведение личности с целью удовлетворения потребности в сохранении здоровья. Вторая функция способствует выбору самосохранительного поведения. Третья функция регулирует поведение на основе выстроенной мотивационной модели. Учитывая тот факт, что потребность в самосохранении, хотя и является биологической по своему качеству, срабатывает чаще всего в виде действия в тех случаях, когда есть серьезная угроза жизни человеку. Осознанное отношение к своему здоровью – это прерогатива индивида, который отличается высоким уровнем развития культуры, самоорганизации, интеллекта, понимающего всю важность сделанного выбора. Вот почему так важно формировать мотивы самосохранения во внутренней структуре самосознания индивида. Мотивы самосохранительного поведения, как и всякого социального поведения, в том числе и самосохранительного, подразделяются на три вида: экономические, социальные и психологические, как это видно на рисунке 4. Рисунок 4 – Мотивы самосохранительного поведения Экономические мотивы самосохранительного поведения – это мотивы обусловленные, в первую очередь, экономическими целями, связанными, прежде всего с материальной выгодой, повышением экономического статуса. Здоровье, в данном случае, рассматривается индивидом как экономическая категория, требующая значительных инвестиций, и ассоциируется с набором возможностей, связанных с трудовой деятельностью и получением дохода. Социальные мотивы самосохранительного поведения – это мотивы, которые побуждают людей осознанно относиться к своему здоровью, к своей жизни, поскольку таковы социокультурные нормы в обществе, и ценность здоровья, благодаря длительной пропаганде СМИ, нашла свое воплощение во внутренней жизни индивида. Психологические мотивы самосохранительного поведения – это мотивы, связанные с сугубо личностным восприятием ценности своей жизни, значимости своей роли в обществе. Данные мотивы отражают не общественную, а исключительно индивидуальную заинтересованность в сохранении себя как личности. Установки на самосохранение являются третьим элементом самосохранительного поведения. Установки на самосохранение характеризуют психическое состояние личности, которое было сформировано в результате социального опыта и выступающее, как предрасположенность индивида воспринимать, оценивать и действовать в повседневной жизни, согласно принципам осознанного отношения к своему здоровью, как главному условию сохранения жизни. Установки на самосохранение можно разделить на два класса: - первый - установка на самосохранение себя, что должно обеспечить хорошее состояние своего здоровья, способствующее продолжительности жизни; - второй - установка на реализацию не должного, с точки зрения продления жизни, а удобного для себя во всех отношениях поведения, где здоровье не рассматривается в качестве главной детерминанты. Первоначально в социологии, согласно У. Томасу и Ф. Знанецкому, установка определялась, как ориентация индивида на ценности той группы, к которой он сам себя относит. В таком случае установки на самосохранение следует рассматривать в сравнении с ценностными ориентациями. Четвертым элементом самосохранительного поведения является самосохранительное действие индивида. Это сознательное, прошедшее этап осмысления действие, ориентированное на последующее поведение других людей, с которыми индивид рассчитывает взаимодействовать в дальнейшем. В связи с тем, что самосохранительное действие рассматривается как социальное действие, его смыл заключается в проекции человеком собственных самосохранительных действий на ближайших людей, составляющих его первичную социальную группу. Таким образом, в этом действии индивиды оказывают влияние на других людей по вопросу самосохранения с одной стороны. С другой же стороны, это самосохранительные или направленные на поддержание собственного здоровья действия других, причиной которых послужило во многом общение с человеком, который стремится реализовать свой самосохранительный потенциал еще и через влияние на других людей. Из предложенного определения становится ясна обусловленность самосохранительного поведения, которое представляет собой совокупность самосохранительных действий широкого спектра социальных субъектов, от конкретного индивида до референтной для него социальной группы. Данное понятие – самосохранительное действие как действие социальное – может отражать еще и сознательное влияние со стороны индивида, его осуществляющего, на другого человека с тем, чтобы обеспечить себе сохранность своего здоровья. Например, таким действием можно считать попытку человека из ближайшего окружения бросить курить, чтобы самому не дышать дымом и, таким образом, не наносить вред своему здоровью. В процессе жизнедеятельности каждый индивид постоянно сталкивается с разного рода проблемными ситуациями и необходимостью принимать оптимальные решения для того, чтобы занять определенное место в обществе с учетом своих способностей, профессиональной ориентации и личных ценностных ориентации. Для достижения данной цели индивиду необходимо понимать гласные и негласные законы общества, использовать общественные настроения и мнения, приобретать навыки коммуникации в различных социальных группах для достижения различных социально значимых целей. Все эти проблемы объединяются в понятии «социальная ориентация», которая может быть определена как способности личности находиться в курсе общественных событий, знать законы жизнедеятельности общества, использовать эти законы для достижения своих целей. В процессе жизнедеятельности людей социальные и психологические мотивы оказывают наибольшее влияние на здоровье как отдельных индивидов, так и различных социальных групп. Ученые в области медицины и социологии убеждены, что здоровье населения в меньшей степени зависит от института здравоохранения, а в большей от образа жизни ведущего индивидом. Как отмечает М.В. Игошев, выбор определенной модели самосохранительного поведения обусловлен этнокультурологическими особенностями региона, социальными, экономическими и политическими условиями среды, а ткже образом жизни населения. Согласно П.С. Корчагина, к «идеальной» модели самосохранительного поведения относятся: ведение здорового образа жизни, осуществление профилактических мероприятий и своевременное лечение заболеваний под контролем медицинских работников, безопасные условия жизни, трудовая деятельность в нормальных условиях при возможности выбора рабочих мест. Кроме того, рассматривая вопрос выбора той или иной модели самосохранительного поведения следует обратить внимание на гендерные различия по отношению к здоровью. В научной литературе под «гендером» понимают социальный пол человека, который характеризует особенности социальных функций мужчины и женщины. Первые представления о гендерных различиях находят свое отражение в работах зарубежных социологов: К.Маркса, Э.Дюркгейма, Т.Прасонса, Ю.Хабермаса и др. Так в марксисткой социологии гендерные отношения являются одним из аспектов производственных отношений, которые рассматриваются как отношения эксплуатации человека человеком. В свою очередь Э.Дюркгейм связывает изменение положения полов с общественным разделением труда и развитием цивилизации. По мнению Э.Дюркгейма, в связи с разделением труда один из полов завладел эмоциональными функциями, а другой – интеллектуальными. Труд американского социолога Т.Парсонса имел колоссальное влияние на осмысление отношений между полами. Согласно его взглядам, роль женщины в обществе носит эксперсивный характер, который заключается в осуществлении заботы, создания благоприятного эмоционального климата. Роль мужчины в обществе – инструментальная. Данная роль предполагает регуляцию отношений между семьей и другими социальными системами. На современном этапе научной мысли гендер рассматривается не только с позиции различий социального статуса и занимаемого в обществе положения, но и в отношении принимаемой модели поведения по отношению к здоровью. Процесс формирования модели самосохранительного поведения является достаточно продолжительным и зависит от результата взаимодействия социально-экономического развития общества, уровня культуры здоровья населения, гендерной принадлежности, а также материального и духовного благополучия. Результатом данного взаимодействия должно стать принятие индивидом положительной или отрицательной модели самосохранительного поведения. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что это существенное отличие понятия «самосохранительное действие» от понятия «сохранительное действие», которое характеризует скорее заботу о другом, желание сохранить здоровье другого из моральных побуждений. То есть, первый образующий корень в слове самосохранение говорит нам об автономной, самодостаточной активности субъекта. Осуществляя самосохранительное действие, такой индивид, принимая во внимание и заботу о ком-то другом, прежде всего, заботится о самом себе. В то время, как структура самосохранительного поведения, выступающая в качестве социально-психологической составляющей, отвечает за побуждение индивида к деятельности, включая потребности, мотивы, установки и действия. Факторы социальной среды складываются из элементов, которые представлены явлениями и процессами извне. Они по своей природе являются элементами социальной жизни, но, в силу социальности индивида, оказывают непосредственное влияние на характер проявления его личностного самосохранения. 1.2. Место активной трудоспособности среди факторов самосохранительного поведения Прежде чем рассмотреть место активной трудоспособности среди факторов самосохранительного поведения необходимо проанализировать научные категории «трудоспособность» и «утрата трудоспособности», которые являются важнейшими дефинициями в системе социально-трудовых, социально-страховых и социально-обеспечительных отношений. Значение категории «трудоспособность» можно определить, как способность к труду, которая зависит от состояния здоровья работника и от функционального состояния организма человека. К факторам, определяющим трудоспособность человека, относится, как социальная (трудовая), так и биологическая сторона жизнедеятельности человека. Причем социально-биологические причины могут приводить к временной или постоянной утрате трудоспособности и в трудовой период: болезнь, материнство, инвалидность, то есть зависящие от наступления рисков заболеваний, несчастных случаев в быту, на транспорте и в связи с трудовой и профессиональной деятельностью. Другими словами: способность к труду определяется биологическими (здоровье и функциональное состояние) факторами, возрастными и социально-трудовыми характеристиками трудовой деятельности. В связи с высокой зависимостью протекания социальных, биологических и психологических процессов результирующие характеристики жизнедеятельности людей претерпевают существенное изменение, которые геронтологи и психологи анализируют и описывают с помощью такой укрупненной шкалы оценок как «нормативное возрастное развитие». Суть данного метода состоит в том, что с помощью медико- биологических оценок описываются основные параметры биологического возраста «нормального» человека, для типичных возрастных периодов. Например, за точку отсчета начала биологического старения принимаются показатели функционального состояния организма в возрасте половой зрелости, а за точку отсчета социального старения – влияние пенсионного положения на поведение человека. В рамках отдельного общества «нормативное возрастное развитие» предполагает, что каждый человек проходит сходную жизненную дистанцию с одинаковыми этапами и на каждом из них может оценить с помощью специалистов соответствие своих медико-биологических и социальных возможностей (здоровья, работоспособности, трудоспособности, социального статуса и т.д.) уровню нормативных характеристик («нормативного человека») собственного поколения. Следует отметить важность научного установления возрастных и социальных характеристик определений «трудоспособность», «утрата трудоспособности» и «инвалидность» с позиции социальной защиты лиц, на которые распространяются гарантии социального обеспечения. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации возникновение права на социальное обеспечение обуславливается наступлением в жизни человека возможных неблагоприятных социальных обстоятельств, которые еще называют социальными рисками, связанных: 1) с утратой в той или иной форме трудоспособности, наступлением инвалидности или пенсионного возраста; 2) потери кормильца, наличия малолетних детей, нуждающихся в уходе и воспитании, что также связано с утратой трудоспособности и установлением инвалидности. Трудоспособность различается по видам и степени, исчисляемая как доля от полной: а) общая – способность к выполнению всякой работы в обычных условиях труда; б) профессиональная трудоспособность – способность работать по определенной профессии, должности, в определенных специфических условиях; в) полная, если функциональное состояние организма работника соответствует требованиям профессиональных обязанностей и неполную (ограниченную или сниженную) трудоспособность, при которой она позволяет работать лишь в облегченных условиях, например при неполном рабочем дне. Анализ терминов трудоспособность и профессиональная трудоспособность свидетельствует о том, что трудоспособность трактуется в тесной связи с состоянием здоровья работника. Нетрудоспособность с биологических и социально-экономических позиций отражает расстройства на уровне организма человека в целом, ограничивающие возможность осуществление обычной для него трудовой деятельности и влияющие на его поведение и экономические интересы. Примерами здесь являются: неспособность работать в определенном темпе, быстрая утомляемость и пониженная выносливость; нарушение сенсорно-моторной координации, затруднение общения из-за нарушений речи, слуха или зрения; ошибки в принятии решений, сопряженные с такими последствиями, как аварии на производстве и транспорте, трактуемые как ошибки связанные с «человеческим фактором». Повреждение здоровья можно определить как любую степень утраты или нарушения психической, физиологической функций или анатомических органов человека. В принципе оно сводится на уровне отдельных органов к расстройству их функций. В качестве примеров можно назвать: утрату слуха, зрения (вследствие катаракты или других причин), воспаление суставов и снижение их подвижности, «проблемы с позвоночником», утрату пальцев руки или ноги из-за несчастного случая. Инвалидом считается тот, кто в результате снижения его физических и умственных способностей не может в течение рабочего дня в о....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: