- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Значение уроков изобразительной деятельности для формирования тонкой моторики у учащихся с умственной отсталостью
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001362 |
Тема: | Значение уроков изобразительной деятельности для формирования тонкой моторики у учащихся с умственной отсталостью |
Содержание
Значение уроков изобразительной деятельности для формирования тонкой моторики у учащихся с умственной отсталостью Содержание Введение…………………………………………….…………….……………….3 Глава 1. Психолого-педагогические исследования проблемы развития тонкой моторики у детей с нарушением интеллекта……………………………..……5 1.1 Понятие тонкой моторики и её значения в общем развитии ребенка..............................................................................................……………....5 1.2 Причины нарушения моторики и особенности её формирования при интеллектуальных нарушениях……………………………………….…………8 Глава 2. Коррекционное значение уроков изобразительной деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида...................................................12 2.1 Коррекционная направленность уроков изобразительной деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида...................................................12 2.2 Особенности изобразительной деятельности учащихся с умственной отсталостью............................................................................................................17 Глава 3. Коррекционные занятия на уроках изобразительной деятельности, направленные на формирования тонкой моторики у учащихся специальной коррекционной школе VIII вида……….………………………………….…..21 3.1 Экспериментальное исследование уровня развития тонкой моторики у учащихся с умственной отсталостью на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида..............................……………………21 3.2 Коррекционные занятия по проведению коррекционных на уроках изобразительной деятельности............................................................................25 3.3. Результаты повторной диагностики проведенной после серии коррекционных занятий на уроках изобразительной деятельности по формированию тонкой моторики у испытуемых с умственной специальной (коррекционной)общеобразовательной школыVIIIвида...................................28 Заключение.………………………………………………………….……29 Список использованной литературы………………………………….………..31 Приложения……………………………………………………………………...33 Введение Актуальность темы формирования и развития тонкой моторики у учащихся с умственной отсталостью обусловлена значительным увеличением детей с ограниченными возможностями здоровья, большую часть которых составляют категория детей с нарушениями интеллекта. Рост количества детей с интеллектуальными нарушениями остро ставит вопрос коррекции и использования наиболее эффективных методов коррекции имеющихся недостатков развития перед системой специального образования в нашей стране с целью дальнейшей интеграции этой категории детей в общество и успешной их адаптации в нем. Умственная отсталость является значительным препятствием адаптации в социуме. Использование специальных методов и приемов обучения с целью исправления и ослабления недостатков психофизического развития характеризует коррекционную направленность процесса специального обучения лиц с нарушениями в развитии. Осуществления эффективной коррекции имеющихся недостатков развития с опорой на сохранные функции рассматривается и считается основным и наиболее изучаемым в истории вспомогательной школы. Умственная отсталость определяется как стойкое, необратимое нарушение обусловленное поражением коры головного мозга, следствием чего является нарушения в познавательной, личностной, эмоциональной, волевой, поведенческой и физической сферах. Помимо вышеперечисленных нарушений учеными, занимающимися исследованием умственно отсталых, среди характерных признаков называют замедленность и нарушения процесса формирования двигательной сферы, особенно тонкой моторики, что снижает возможности ознакомления и познания окружающего мира, тормозит развитие высших психических функция, затрудняет процесс обучения. Развивая тонкую моторику мы, тем самым, способствуем и активизируем познавательную деятельность, уровень развития которой в свою очередь влияет на эффективность обучения и успешность в нем умственно отсталых учащихся. Не являясь безусловным рефлексом тонкая моторика нуждается в специально направленных на ее формирование приемах и методах. Замедленность темпа развития тонкой моторики напрямую оказывает негативное влияние на сенсорное развитие и формирование опорно- двигательного аппарата. Поиск новых или усовершенствование имеющихся в арсенале специального образования методов диагностики и коррекции нарушений присущих умственно отсталым, делает вопрос изучения развития тонкой моторики и особенностей присущих ей при данном нарушении актуальным. Уроки изобразительной деятельности при обучении и воспитании умственно отсталых школьников предоставляет многочисленные возможности для коррекции тонкой моторики. Проводимые систематически упражнения на уроках изобразительной деятельности служат мощным средством активизации работы корковых отделов головного мозга, средством стимуляции познавательной деятельности, становления речевой функции, зрительного и моторного развития и их координированной работы, гибкости, точности и координации выполняемых движений. Построение системы эффективной коррекционной работы по формированию тонкой моторики не только на уроках по изобразительной деятельности и сама изобразительная деятельность, как средство коррекции, обуславливает важность и актуальность исследовательской работы в данном направлении. Актуальностью этой проблемы определена цель данной работы Цель исследования - анализ значения уроков изобразительной деятельности для формирования тонкой моторики у учащихся с умственной отсталостью. Цель можно будет считать достигнутой при выполнении сформулированных нами задач. Задачи исследования: * изучить психолого-педагогические исследования проблемы развития тонкой моторики у детей с нарушением интеллекта; * изучить причины нарушений развития тонкой моторики и особенности ее формирования при интеллектуальных нарушениях; * изучить коррекционную направленность уроков изобразительной деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида; * провести анализ коррекционных занятий на уроках изобразительной деятельности, направленные на формирования тонкой моторики у учащихся специальной коррекционной школе VIII вида. Объект исследования: особенности развития мелкой моторики у учащихся с умственной отсталостью. Предмет исследования: изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики у учащихся с умственной отсталостью. Глава 1. Психолого-педагогические исследования проблемы развития тонкой моторики у детей с нарушением интеллекта 1.1 Понятие тонкой моторики и её значения в общем развитии ребенка Обзор литературы посвященной проблеме изучения тонкой моторики и значения ее формирования и коррекции в процессе обучения и воспитания показывает что тонкая моторика имеет важное значение для развития всех высших психических функций и работа проводимая по ее формированию и коррекции положительным образом влияет на общее развитие ребенка. Деятельность человека немыслима без выполнения действий не требующих включения в этот процесс тонкой моторики. Тонкая моторика включает в себя обширную область многообразных движений начиная от первых попыток захватить и удержать предмет и до тонких и координорованных движений мелких мышц рук и кистей определяющих успешное овладением письмом. Тонкой моторика включает в себя огромное количество различных сложных движений которые мы используем в своей деятельности и чем выше уровень и качество развития тонкой моторики тем качественнее уровень нашей жизни. Для выполнения любого последовательного движения необходима скоординированная работа мышечной, костной и нервной систем, а также необходим зрительный контроль за выполнением данного движения. Вопросом изучения становления и развития двигательной сферы занимались Вайзман Н.П., Берштейн Н.А., Головина Т.Н., Выготский Л.С., Павлов И.П, ЛурияА.Р., Леонтьев А. Н., Екжанова А.Е., Сеген, Сухарева Г.Е. и многие другие зарубежные и отечественные ученые. Изучение деятельности и развития мозга, становления высших психических функций показывает что тонкая моторика играет важную роль в развитии речи, воображения, мышления, восприятия, памяти и уровень ее сформированности в зависимости от возраста является одним из показателей уровня психического развития ребенка и находится в прямой зависимости от зрелости определенных структур мозга отвечающих за управление движением рук. Формирование и усовершенствование тонкой моторики оказывает активизирующее действие на все отделы головного мозга в чем заключается важность коррекционной работы по усовершенствованию активных движений пальцев рук. Зависимость между развитием интеллектуальной и двигательной сферами описывается в работах Кольцовой М.М. и Озерецкого Н.И. О положительном влиянии тонкой моторики на развитие интеллектуальной сферы говорится в исследованиях посвященных изучению деятельности мозга Бельтюкова В.И, Кольцовойм.М.М, КукуеваЛ.А, Новикова Л.А.. Говоря о роли тонкой моторики в становлении речи следует отметить что ученые в своих исследованиях показывают значение развития и теоретически доказывают благотворительное влияние на речь коррекционной работы при активном включении тонкой моторики(Выготский Л.С, Павлов И.П., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р). Соседство двигательных и речевых зон в головном мозге дает возможность через двигательную сферу оказывать положительное влияние на развитие речи Павлов И.П., Леонтьев А.Н., В.И. Бельтюков В.И., Кольцова М.М., Кукуев Л.А., Новиков Л.А., Лурия А.Р., Вайзман Н.П. Степень развития тонкой моторики совпадает с речевым развитием и уровень развития речи напрямую зависит от развития двигательной активности ребенка(Кольцова М.М., Анкова-Фомина А.В).Стимуляция тонких движений влияет на развитие активной речи. Также связь тонкой моторики и речи рассматривают в своих исследованиях Антакова-Фомина А. В., Кольцова М.М, Исенина Е.И. Уровень сформированности тонкой моторики дает важные сведения для педагогов и психологов являясь одним из показателей психического развития ребенка и показателем готовности ребенка к школьному обучению. Достаточно сформированный уровень развития тонких дифференцированных движений рук являются необходимым для освоения ребенком одного из основополагающих навыков определяющего успешность обучения в школе, навыка письма. С этой целью важна работа по формированию тонкой моторики как пропедевтический период к школьному обучению. 1.2 Причины нарушения моторики и особенности её формирования при интеллектуальных нарушениях Нормальное развитие ребенка в психическом и физическом плане находится в тесной связи со степенью развития тонкой(ручной)моторики. Тонкая моторика находится в тесной связи с речевым развитием, воображения, мышления, памяти ребенка и имеет большое коррекционное значение. Развиваясь на базе общей моторики в онтогенезе тонкая моторика происходит определенные этапы которые усложняются и совершенствуются на каждом новом уровне развития ребенка и овладением им новых видов деятельности. С рождения и до двух лет ребенок начинает сидеть, стоять, ходить, активно изучает окружающий его мир. Захватывает и удерживает предметы ладонью, совершает с ними простые действия, манипулирует с ними. Приобретенные в первые два года жизни усовершенствуются и усложняются в период с двух до четырех лет, все больше используются пальцы. В дальнейшем все эти навыки активно используются ребенком в его повседневной деятельности. В связи с тем, что в период с четырех до восьми лет ребенок начинает осваивать новый для себя вид деятельности учебную к его моторики предъявляются и новые требования необходимые для успешного ее освоения. Эта деятельность требует более точно координированной работы мелких мышц рук и пальцев рапястья. При изучении детей с интеллектуальными нарушениями разной степени тяжести ученые, наряду с нарушениями познавательной деятельности, указывают на наличия широкого спектра двигательных нарушений, особенно тонких ручных движений, низкий уровень координации и недоразвитие тонко дефференцированных регулирующих, наличие лишних движений и признают наличие данных нарушений одним из признаков данного нарушения (Певзнер М.С., Эйдинова М.Б). Недостаточная сформированность двигательной сферы и недостаточная координация движений, наличие синкенизий, повышенная резкость, сложность в установлении нужной амплитуды движений, моторная неловкость негативным образом влияет на успешность и продуктивность освоения навыка самообслуживания, делает проблематичным разного рода манипуляции с предметами, значительно замедляет процесс овладения навыка письма и препятствует освоению игровой, трудовой и в последствии учебной деятельности для которой необходим соответствующий уровень развития ручной моторики и скоординированности при выполнении действий тонких движений пальцев и кистей. Если на первых этапах при изучении развития тонкой моторики ученые опирались на наблюдение, то позже эта проблема начала рассматриваться учеными более детально, что позволило детализировать имеющиеся знания и более подробно изучить разнообразность присущих детям с олигофренией. Работы Азбукина Д.И., Бабенкова Р.Д.,Вайзман Н.П., Граборова А.Н, Дмитриева А.А., Ковалева В.В, Певзнер М.С, Мозговой В.М., Сухарева Г.Е, Черник Е.С., Юровский С.Ю., посвящены этой проблеме. Следствием нарушения тонкой моторики ученые называют ведущий дефект, а степень выраженности обусловлена глубиной дефекта у данной категории детей. Из чего следует что в зависимости от формы тяжести интеллектуального дефекта наблюдается и различие в нарушениях тонкой моторики. В основе рассматриваемых нами нарушений учеными была определена взаимозависимость существующая между олигофренией и недоразвитием определенных структур мозга(Исаев Д.Н ,Мухин С.С., Певзнер М.С.). Базой для развития и формирования тонкой моторики с начала онтогенеза является неразрывность структур нервной системы, своевременное созревание всех компонентов и установление связей между всеми структурами и компонента (Бернштейн Н.А., Гуревич М.О, Сеченов И.М., Павлов И.П.). Ввиду того, что при умственной отсталости наблюдается уменьшение силы нервных процессов и неравномерность процессов возбуждения и торможения что затрудняет и замедляет темп образования новых связей связи между необходимыми компонентами нервной системы и затрудняет образование новых, становление произвольных движений затрудняется(Лурия А.Р., Ляпидевский А.В., Шостак В.И.). Берштейн Н.А. рассматривает двигательную активность как многоуровневую иерархически организованную функциональную систему. При поражении нижних отделов системы имеет место нарушение элементарных движений, а нарушения ее высших отделов делает затруднительным выполнение сложных двигательных актов требующих осмысления. В следствии поражения высшего уровня регуляции движений у детей с олигофренией наблюдаются двигательные нарушения. Уменьшения силы нервных процессов и увеличения процессов возбуждения и торможения затрудняется и замедляется образование новых связей учавствующих в становлении произвольных движений (Лурия А.Р., Ляпидевский А.В., Шостак В.И.). В следствии органического поражения корковых зон двигательного(кинестетического) анализатора моторная недостаточность представляет собой несформированность тонких, дифференцированных движений пальцев рук, ручного праксиса сложных кординаторных систем(Дмитриев, Мастюкова Е.М.). При выполнении движений требующих четкое дозирование усилий мышц, точность выполнения движений, перекрестная координация, пространственная и временная организация двигательного акта, словесное сопровождение движений дети олигофрены испытываю значительные затруднения, так как кинестетическая чувствительность у них нарушена. Педагоги специальных коррекционных школ VIII вида указывают на низкий уровень сформированности тонкой моторики у учащихся, недостаточный уровень ручной ловкости, плохую зрительно-моторную координацию, слабо развитую мышечную силу, плохая координация работы обеих рук, плохая переключаемость при выполнении разнообразных движений, отсутствие плавности, замедленный темп, плохая пространственная координация и координация в собственном теле, что негативным образом отражается на многих видах деятельности необходимых учащимся. Сеченов И.М считал что развитие действий рук в онтогенезе не является обусловленным наследственностью, а происходит в процессе обучения и воспитания в результате установления свяжи зрительного, осязательного и мышечного изменения при активном взаимосотрудничестве с окружающим миром. Это указывает на необходимость и важность проведения коррекционной работы по формированию и коррекции тонкой моторики у детей имеющих нарушение в интеллектуальной сфере. Успешное освоение учебных навыков подразумевает умение организовать свою деятельность, сформированность мнестической деятельности и достаточную степень развития тонкой моторики. В период школьного обучения под влиянием проводимой педагогами работы направленной на коррекцию, развитие и формирование тонкой моторики удается существенно корригировать существующие нарушения при регулярно проводимой специальной работе во время уроках и во внеклассной деятельности движения приобретают плавность, четкость, координированность, учащимся стают посильны сложные двигательные акты. Выводы по первой главе Итак, вышеизложенное позволяет сделать выводы о том, что мелкая моторика как детей в норме, так и детей с интеллектуальными нарушениями развивается поэтапно. У умственно отсталых детей нарушения моторного развития наблюдается с самого раннего возраста, отмечаются трудности и недостатки в развитии ручных движений. Для успешного преодоления имеющихся недостатков ручной умелости необходима специально организованная система развития, коррекции и сглаживание нарушений тонкой моторики. Несформированность тонкой моторики на этапе поступления умственно отсталого ребенка в школу является препятствием в обучении. Испытываемые затруднения при овладении новым видом продуктивной деятельности заметны уже на первых этапах ее возникновения в развитии умственно отсталого ребенка в связи с поражением корковых отделов головного мозга у этой категории детей страдает познавательная, личностная, эмоциональная и волевая сферы, а присущие этой категории детей нарушения двигательной и зрительно моторной координации делают ее непосильной для самостоятельного освоения. С этой целью необходимо специально организованное обучение с применением и включением в процесс коррекционных методов для сглаживания и послабления существующих нарушений. Проводимая коррекционная работа нацеленная на формирование тонкой моторики у учащихся с умственной отсталостью не проходит изолировано, а затрагивает и дает возможность сглаживать и корригировать все сопутствующие этому недостатку развития сферы, приближает уровень развития умственно отсталого к норме, что позволяет осуществлять главную цель которой подвержен весь процесс обучения и воспитания специальной педагогики. Глава 2. Коррекционное значение уроков изобразительной деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида 2.1. Коррекционная направленность уроков изобразительной деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида С самого начала зарождения системы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью изобразительная деятельность рассматривалась как средство разностороннего воспитания и развития умственно отсталого ребенка. В системе специального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в частности учащихся с умственной отсталостью уроки изобразительной деятельности в ввиду обладанием большим коррекционным значением на личность и возможности в процессе обучения преодолевать и ослаблять имеющиеся нарушения в развитии учащихся с умственной отсталостью занимают большое значение. Следует отметить что учеными было доказано что рисование не развивается само по себе и лишь в процессе специально организованного научения и с использованием различных дидактических методов и приемов, направленных на образование и коррекцию навыков изобразительной деятельности, становится доступным и посильным учащимся. Исследователями детского рисунка признана важность специального обучения изобразительной деятельности и непосредственно навыкам необходимым для ее осуществления(техническим навыкам рисования), важная роль в этом отводится учителю и его профессионализму. В связи с нарушениями познавательной деятельности, сенсорного восприятия, мышления, от учителя требуется проведения подготовительной работы для научения умственно отсталого учащегося самостоятельно анализировать предмет который впоследствии необходимо нарисовать, установить его форму, величину, размер, определить основные и второстепенные детали, распознать имеющиеся сходства и различия между предметами, их пространственное взаиморасположение и уметь передать все эти характерные качества в своем рисунке. Процесс занятий по изобразительной деятельности и процесс рисования обусловлен включением большого количества различных компонентов психики и применением сложных комплексов умений и навыков. В процессе педагогической работы по коррекции нарушений, свойственных этой категории учащихся, проводимой на уроках изобразительной деятельности они научаются сосредоточению на определенной задаче, у них вырабатывается умение доводить начатое до конца, навык самоконтроля, умение планировать свою деятельность и адекватно оценивать результат своей работы, что влияет на личностное развитие ребенка. Ко всему вышесказанному следует добавить что процесс рисования знакомит учащихся с окружающим миром, его предметами и явлениями, что способствует его всестороннему развитию. Занятия рисованием содержит большие возможности для пробуждения познавательных возможностей умственно отсталых учащихся. Использование разнообразной наглядности, занимательных графических упражнений, высокое качество выполняемых учителем рисунков на доске, демонстрация различного рода приемов, облегчающих процесс непосредственной работы самих учащихся формирует положительное отношение и заинтерисованность занятиями и процессом изобразительной деятельности. Наблюдение за процессом выполнения изображения и изучение продуктов деятельности педагог вооружает себя багажом знаний о конкретном ребенке и имеющихся у него нарушениях, что позволяет правильно организовать работу направленную на коррекцию имеющихся у него нарушений. Бехтерев В.М. рассматривал детский рисунок как свидетельство развития детской психики. Уроки изобразительной деятельности позволяют корригировать познавательную деятельность, мышление, эмоциональную сферу, наблюдательность, сенсомоторное восприятие, воображение, фантазию, тонкую моторику, речь, пространственную ориентировку, сравнение. обобщение, ориентировку в задании и планирование работы. Занятия изобразительной деятельностью развивают эстетическую сторону личности и эмоциональную сферу умственно отсталого учащегося, развивают вкус и потребность в прекрасном. Помогают решать ряд воспитательных задач, привить любовь к красивому, вкус, развить эстетическое восприятие. Изучение систематических занятий изобразительной деятельностью на эстетическое развитие учащихся и на коррекцию их эмоциональной сферы, эстетических вкусов и потребностей подтверждено многими исследователями. Эстетическому развитию умственно отсталых способствует многообразная наглядность, ее яркость и выразительность позволяет сделать доступным для понимания многие понятия эстетического характера. Для того, чтобы правильно изобразить предмет его необходимо всецело воспринять, определить цвет, форму, величину, строение, структуру, подробно разобрать его структуру, основные части, второстепенные, их положение относительно друг друга, в некоторых случаях для предотвращения ошибок разобраться в функциональных значениях частей предмета и необходимо обладать умением отобразить все эти воспринятые и проанализированные характеристики и свойства графически подчиняя этой задаче движения руки. Все это требует от рисующего подробного изучения предмета и для этого необходимо выполнение разнообразных умственных операций еще до начала рисования, следственно, способствует развитию мышления. При выделении характерных признаков предмета, сравнении цвета. формы. величины, структуры изображаемого предмета, сходств и различий формируется и корригируется наблюдательность, умение анализировать, которое непосредственно развивает восприятие учащихся. Многократное повторение рабочих операций и последовательности их выполнения способствуют развитию планирования собственной деятельности. Указания на необходимость сравнивать свою работу с образцом и многочисленные упражнения в необходимости осуществления данного контроля на разных стадиях процесса изображения и в конце работы развивает и закрепляет навык самоконтроля, научает адекватно оценивать результативность своей деятельности. Выполнение рисунков подразумевает определенный сформированный уровень в развитии тонких мышц рук, кистей, координированной работы руки и глаза, определенного уровня графических умений и навыков. В связи с тем, что у учащихся вспомогательной школы наблюдаются различные нарушения двигательной сферы, нарушения зрительно-двигательной координации движений учителями на уроке проводится работа по формированию и коррекции тонкой моторики. Специальные упражнения выполняемые на уроках изобразительной деятельности не только совершенствуют тонкую моторику учащихся, но и подготавливают руку к письму, что имеет большое значение для успешного его освоения и влияет на успеваемость в школе. Уроки изобразительной деятельности служат подготовительным этапом к усвоению знаний по другим дисциплинам(обучению письму, географии, математики, развитию речи, русскому языку, окружающему миру). Реализуя на уроках межпредметные связи с другими дисциплинами педагог создает условия для лучшего усвоения и применения полученных школьниками знаний на других уроках. Полученные и усвоенные знания о предметах и явлениях окружающего мира расширяют кругозор учащихся, позволяют расширить и уточнить имеющиеся у них знания и применить их в процессе обучения другим дисциплинам преподаваемых в специальной(коррекционной) школе VIII вида. Все вышеперечисленные виды деятельности выполняемые на уроках изобразительной деятельности невозможны без включения во все процессы речи(как учителя, так и учащихся). Это позволяет расширить и пополнить словарный запас учащихся, способствует организации мышления и в то же время активизирует его, развить речь и навыки ее использования как средства общения и как средства регуляции собственной деятельности, развить графические навыки и умения. На уроках изобразительной деятельности учащиеся активно пополняют свой словарный запас специальными терминами с которыми они знакомятся в процессе изображения предмета и при выполнении действий по его изображению, при изучении свойств и признаков предметов, при рассмотрении его в пространственного расположения. Активное использование речи на уроках служит средством развития личности. 2.2. Особенности изобразительной деятельности учащихся с умственной отсталостью По наблюдениям педагогов и психологов среди продуктивных видов деятельности младших школьников как в норме, так и с особенностями в развитии, в нашем случае имеется ввиду нарушения интеллектуальной сферы, приоритетным и наиболее интересным видом деятельности для детей по праву считается изобразительная деятельность, для самих же педагогов изобразительная деятельность выделяется в связи с наличием в ней обширного коррекционного диапазона. Становление изобразительной деятельности подвергалось детальному изучению и анализу Выготский Л.С., Сеген , Мухина В.С. и многие другие исследователи проследили и доказали некую закономерность в становлении и установили некую условную периодизацию процесса становления и развития детского рисунка в его онтогенезе. Изучение литературных источников по проблеме изучения периодизации развития детского рисунка показало что в современной литературе этот процесс подразделяется на два основных периода, в каждом отдельно взятом периоде тоже прослеживается иерархичность в наступлении последующего периода. Первый период - доизобразительный, его можно назвать пропедевтическим предметному рисованию. На начальной стадии рисующий не подвергает осмыслению изображаемое им, внимание направлено на процесс появления некого продукта в связи с манипуляцией предметом(карандашом, ручкой, фломастером, рукой), больше напоминающую игру нежели процесс изображения. По мере упражнения рисующего в новом для него виде деятельности "каракули" приобретают новые свойства, в них появляется некая ритмичность, оформленность в пределах пространства листа бумаги, они начинают нести в себе образ, ассоциацию с наблюдаемыми им предметами окружающего мира. Эволюционируя в процессе рисования ребенок от изображения и последующего называния того, то он изобразил переходит к изображению наблюдаемого предмета и стремится передать на бумаге уже существующий в его сознании образ того или иного предмета. Второй период, плавно вытекающий из доизобразительного, в который ребенок входит в возрасте 3-3.5 лет - изобразительный. От узнавания в линиях и каракулях предмета до намеренного его изображения, что свидетельствует о начале целенаправленной деятельности. В нем также исследователи прослеживают иерархию сменяющихся друг за другом стадий: * примитивные изображения; * схематические изображения; * правдоподобное изображение. К началу школьного обучения у детей в норме уже имеется некий накопленный опыт изобразительных умений и навыков, которые были сформированы у них путем самостоятельных проб и в следствии научения под руководством взрослого. Уроки изобразительной деятельности способствуют дальнейшему развитию и обогащению уже имеющихся у них умений и навыков и приобретению новых. На начальном этапе обучения рисованию умственно отсталых учащихся педагоги сталкиваются с отсутствием у них навыка рисования, все они находятся на разных стадиях развития изобразительной деятельности. В большинстве своем учащиеся первых классов вспомогательной школы не владеют элементарными графическими навыками. В программе по изобразительной деятельности специальной(коррекционной)школы VIII вида в связи с этим предусмотрен пропедевтический этап, направленный на сглаживание и нивелирование недостатков препятствующих дальнейшему успешному освоению учащимися этого вида деятельности в соответствии с требованиями предъявляемыми к ним школьной программой. Исследователи подчеркивают наличие характерных черт изобразительной деятельности умственно отсталых учащихся связанные с имеющимся у них нарушением в развитии. Данные нарушения отслеживаются при изучении продуктов изобразительной деятельности: * нарушение самого процесса рисования обусловлено низким уровнем познавательной активности, результатом чего является отсутствие или слабо сформировнный образ изображаемого предмета или явления. * неустойчивость внимания и отсутствие стойкого интереса к деятельности, неспособность сосредоточения на определенном виде деятельности, склонность к соскальзыванию и быстрой утомляемости делают рисунки размытыми, упрощенными, искаженными и фрагментарными, лишенными какого либо сюжета и целостного образа. узость восприятия прослеживается в упущении наиболее значимых и характерных признаков и черт изображаемого предмета, в заострении внимания на менее значимых признаках, в размытости и искажении объекта изображения, в наличии нелепостей при изображении. Наличие наглядности не предотвращает ошибок и без специальной активизации внимания учащихся и специально организованного ее восприятии, без детального разбора строения объекта подлежащего дальнейшему изображению, установлении сходств и различий образца и выполненного рисунка целенаправленно не вырабатывается. * нарушения ориентировки в пространстве и в собственном теле проявляются и в ошибках при изображении предметов на листе бумаги в виде нарушения форм, пропорций, величины, конструкции, расположении предметов и их частей относительно друг друга и в пространстве, плохое удержание в памяти взаиморасположения частей предмета нарушает его конструкцию при рисовании, а иногда и вовсе представлено в виде отделенных произвольно размещенных друг от друга частей. * нарушение тонкой моторики и взаимодействия между зрительным и моторным анализаторами прослеживается при начертании линий, форм, контура изображаемого предмета. * нарушение зрительно-двигательной координации видно в отсутствии точности, удержании темпа, ритма и направления движений в процессе работы над изображением. * изображениям умственно отсталых характерными признаками является стереотипность, схематичность и статичность. бедность цветовых характеристик и нарушение цветового ритма. Недоразвитие всех сторон познавательной сферы приводящее к таким особенностям изобразительной деятельности подвергаются коррекции на уроках изобразительной деятельности при условии систематически правильно организованного процесса обучения. Выводы по второй главе Уроки изобразительной деятельности имеют в своем арсенале большой диапазон приемов и методов для коррекционной работы применяемых не только для формирования тонкой моторики но и для всех психических функций. Умелое их применение и опыт педагога помогают умственно отсталым учащимся освоить технику рисования, сделать этот вид деятельности посильным и интересным. Своей приближенностью и схожестью с игровой деятельностью они позволяют активно включать в процесс обучения умственно отсталого ребенка, сделать процесс обучения интересным, , а за счет заинтересованности детей в процесс рисования успешно осуществлять коррекцию недостатков. Занимаясь с детьми рисованием педагог одновременно вооружает их знаниями, умениями и навыками по данному учебному предмету и параллельно с этим вооружает их умениями и навыками которые будут применятся ими при изучении других дисциплин, преподаваемых им в процессе обучения и воспитания в школе. Глава 3. Коррекционные занятия на уроках изобразительной деятельности, направленные на формирования тонкой моторики у учащихся специальной коррекционной школе VIII вида 3.1. Экспериментальное исследование уровня развития тонкой моторики у учащихся с умственной отсталостью на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Экспериментальное исследование уровня развития тонкой моторики у детей с нарушением интеллекта проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №21 г. Королева. Для про....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Коррекция тонкой тонкой моторики в процессе обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта
- Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
- Развитие коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью в младшем школьном возрасте, при помощи игровой деятельности, как способ коррекции девиантного поведения