VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000619
Тема: Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
Содержание
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………  …….………..………3                     ГЛАВА I. Теоретические основы проблем исследования развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
    1.1.Особенности развития мелкой моторики в дошкольном возрасте… ..6
    1.2. Изобразительная деятельность в младшем дошкольном возрасте…12
    Выводы по главе I…………………………………………………………..16
    
    ГЛАВА II.  Опытно - экспериментальная работа по развитию мелкой моторики  детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
          2.1. Констатирующий - эксперимент по исследованию уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности………………..…………..……………………18
    2.2.Формирующий - эксперимент по развитию мелкой моторики  средствами изобразительной деятельности……………………………………22
    2.3. Анализ результатов опытно - экспериментальной работы по выявлению эффективности  использование изобразительной деятельности как средства развития мелкой моторики…..……………………………...……27
    Выводы по главе II…………………………….…………………...………28
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………30
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...……... ……..33
    ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………….………..…35
    
ВВЕДЕНИЕ
    
    Актуальность. В настоящее в наше время в нашей жизни происходят много и большие изменения в экономической и политической жизни. Идет много обновление новых и нужных знаний во всех областях, растет поток информации которую человек быстро усваивает и с пользой для себя использует. В ФГОС дошкольного образования от 17.10.13 года, складывается много потенциалов для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребят. Большое значение приобретает проблема и умственного воспитания ребяток дошкольного возраста, основой, которого является  развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики ребенка — это развитие его и восприятия, и формирование представлений о внешних свойствах предметов: как их форме, и цвете, и величине, и положении в пространстве, а также и запахе, и вкусе и т. п. Значение  развития мелкой моторики в раннем и дошкольном детстве переоценить очень трудно и всегда было. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее хорошим и актуальным для совершенствования деятельности органов чувств,  накопления представлений об окружающем мире. С маленькими  детишками нельзя проводить фронтальные занятия, построенные по типу школьного урока, когда воспитатель сообщает новую информацию или показывает нужные способы действия, а ребята усваивают их. Такие занятия не только не эффективны, но и вредны, поскольку могут подавлять активность детей.
         Необходимо использование в образовательной деятельности форм и методов с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным способностям согласно с ФГОС ДО. Задача же воспитания и обучения в этом возрасте состоит в том, чтобы развивать и поддерживать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи это подтверждает ФГОС ДО.
    Развитая, 
    мелкой моторики – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Б.Г. Ананьев говорил, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». 
Исследованиям в области развития мелкой моторики  воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Несмотря на это, наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие. Однако на сегодняшний день существует необходимость исследования  развития мелкой моторики  детей  младшего дошкольного  возраста средствами изобразительной деятельности.
    Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
    Это определило тему исследования – «Развития мелкой моторики детей младшего дошкольного  возраста средствами изобразительной деятельности».
    Объект:  процесс  развития мелкой моторики детей младшего дошкольного  возраста .
    Предмет:  изобразительная  деятельность,  как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного  возраста.
    Цель:  теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного  возраста средствами изобразительной деятельности.
    Гипотеза:  изобразительная  деятельность детей младшего дошкольного возраста, будет проходить более успешно при использовании  дидактических игр, лепку, рисование,аппликкация по развития мелкой моторики детей младшего дошкольного  возраста.
    Задачи исследования:
    1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования;
    2. определить содержание и средства развития мелкой моторики детей младшего дошкольного  возраста;
    3. выявить роль изобразительной деятельности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного  возраста;
    4. проводить констатирующий эксперимент по исследованию уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возроста;
    5. проводить формирующий эксперимент  по развитию мелкой моторики средствами изобразительной деятельности;
    6. выводить анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению  эффективности использования изобразительной деятельности как средство развития мелкой моторики.
    База  исследования:   МАДОУ «Алёнушка» р.п. Чишмы РБ. Было охвачено 20  детей.    В опытно-экспериментальной    работе участвовали  воспитатели групп,     воспитатели    изобразительной    деятельности,    психологи, родители.
    
    
    
    
    
    ГЛАВА I.  Теоретические основы к проблеме исследования   развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
    
    1.1. Особенности развития мелкой моторики в дошкольном возрасте.
    Развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности,служит основой познания мира,первой ступенью которого является чувственный опыт.                      Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, то есть от того,на сколько  совершенно ребенок слышит, видит,  осязает окружающее.
    Развитие мелкой моторики ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. значение развития мелкой моторики детей младшего дошкольного  возраста трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии  (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что развитие мелкой моторики,  направленное на обеспечение полноценного развития мелкой моторики, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
    Развитие мелкой моторики, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с  другой стороны,  имеет самостоятельное значение, так как  полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка  в детском саду, в школе, и для  многих видов труда. [1, с.3]
    Изобразительная деятельность дошкольников заключает  в себе большие потенциальные  возможности развития мелкой моторики ребенка. Однако эти возможности могут  быть реализованы лишь тогда, когда  дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с  возрастными особенностями. А если они будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к рисованию, лепке, и тогда их влияние на  развитие мелкой моторики личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи  с этим перед нами стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния  на развитие  ребенка, развитие его способностей и творческого  потенциала.[4,с.4]
    Дошкольный возраст- это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, и именно изобразительная деятельность является одним из средств  развития мелкой моторики ребенка-дошкольника и предоставляет широкие возможности для решения задач  развития мелкой моторики и воспитания дошкольников.
    Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.       Изобразительная деятельность одна из самых интересных для детей дошкольного  возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Надежда
    Константиновна Крупская, очень рано начинает стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления:  движением, словом, мимикой. Надо дать возможность ему, отмечала  она, расширить область выражения складывающихся у него образов.  Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим  материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным  средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское  творчество, в какой бы форме оно  не выразилось.[5, с.71]
    Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать. Тем самым они получают возможность  передавать то, что им нравится, что вызывает у них интерес, выражают свои чувства с   помощью цвета и композиции. А это в свою очередь, создает  условия для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного  возраста.
    Непосредственное,чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область развития мелкой моторики.Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и  качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети  определяют и называют эти  свойства, сравнивают предметы, находят  сходство  и  различие,   то есть производят умственные действия.Таким образом, изобразительная деятельность содействует  развитию мелкой моторики и развитию наглядно-образного  мышления.
    Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и он нуждается в помощи воспитателя. Воспитатель организует чувственный опыт ребенка, используя определенный общественный опыт.
    В процессе общественно-исторического развития человечество систематизировало  все многообразие свойств и качеств-предметов. Были выделены основные формы предметов, основные цвета и так далее. Овладение этими основными формами, цветами и так далее и их словесными обозначениями облегчают ребенку ориентировку в окружающем мире. Столкнувшись, например, с предметом той или иной формы, ребенок может соотнести ее с известными ему основными формами, отметить сходство и различия: «Это как овал», «Это похоже на кубик» и так далее. Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы предметов, их цвет и воспроизводить затем в рисунках. Так дети усваивают составную часть развития мелкой моторики детей младшего дошкольного  возраста – эталоны. Причем эта часть чрезвычайно существенна: овладение ее в значительной степени определяет общий успех в сенсорном воспитании детей. В качестве  эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Усвоение эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание изобразительной деятельности дошкольников. И именно на занятиях по изобразительной деятельности дети через практическую деятельность осваивают  эталоны, сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия. А затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов в самых различных ситуациях. [1, с.5]
    В массе своей младшие дошкольники, как правило, не стремятся к разно-образному цветовому решению изображения и могут выполнить весь рису-
    нок одним цветом.Даже напоминание педагога о том, что в распоряжении ребенка есть карандаши (краски)разного цвета, не вызывает у детей желания  применять их.Такое явление можно объяснить тем, что в условиях целенаправленного обучения внимание детей чаще обращается  на форму предметов, без активного освоения которой изображение получается неузнаваемым,цвет же для них не выступает как обязательное свойство предмета. Поэтому необходимо развивать  у детей восприятие цвета, чувство  цвета. Обогащение  развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста позволяет сформировать представление о цвете предметов как их необходимом, а вместе с тем в ряде случаев меняющемся  свойстве.
    В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Овладение знаниями и умениями в этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым  предметом, ребенок должен достаточно  точно уловить особенности его  формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета, его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве  и соотносит свойства образца  со свойствами имеющегося материала.
    Задача изобразить тот или иной предмет, явление, поставленная перед ребен-ком им самим или  педагогом, активизирует его представление,  заставляет по-новому их осмыслять. Рисование способствует обогащению восприятия, представлений, памяти детей новыми образами, которые при изображении
    уточняются,обогащаются. Сформировавшиеся представления в процессе ихвоссоздания дополняются новыми чертами. Увеличивается в целом запас зна-ний об  окружающей жизни.Занимаясь рисованием,лепкой,аппликацией, дети узнают различные
    материалы (бумагу, краски,глину, мелки и  др. ), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с этими
    материалами, узнают орудия человеческой деятельности карандаш, кисть, ножницы  и усваивают способы действия с ними, а следовательно, обобщенный в них общественно-исторический опыт человечества. Запас знаний детей о вариативном использовании материалов и орудий расширяется.[4, с.17]
    Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно  без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и  их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их
    частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления  и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять  в них общее, объединять предметы  по сходству.
    Так по форме предметы окружающего  мира можно объединять в несколько  групп (предметы округлой формы, прямоугольной и так далее.)На  основе сходства предметов по форме возникает общность способов  изображения в рисунке, лепке.  Например, чтобы слепить яблоко, ягоду, орешек, неваляшку или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы),нужно раскатывать комочки глины кругообразными движе-ниями.
    Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого.
    Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем,  закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величины, цвет
    становятся не только признаками отдельных, определенных предметов, но и
    обобщаются в понимании детей как присущие  многим предметам. Они узнают  и назовут их в любых предметах.
    При проведении занятий по изобразительной деятельности создаются  благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как
    пытливость, инициатива,умственная активность и самостоятельность. Непос-редственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, их
    свойствами  и качествами составляет область развития мелкой моторики. Успешное  овладение изобразительной деятельностью  требует осуществления развитие мелкой моторики и само содействует  этому воспитанию.
    Впервые нарисовать – большое счастье для трехлетнего малыша. Радостная улыбка появляется на лице старших дошкольников, когда им
    удается вырезать красивый хоровод. В процессе лепки, рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить,вновь
    испытывает те чувства, которые были им вызваны. Часто ребенок дает
    определение, характеристику тому предмету,который лепит или рисует, выражая свою оценку, свое отношение.
    Таким образом, изобразительная деятельность оказывает огромное значение на  развития мелкой моторики детей младшего дошкольного  возраста.
    
    1.2. Изобразительная деятельность  как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного  возраста.
    
    Развития мелкой моторики детей младшего дошкольного  возраста на занятиях рисованием и лепкой целесообразно начинать с ощущения движений руки с карандашом, действия с глиной и переходить к организации зрительного восприятия смятого руками ребенка комка глины и начерченных на бумаге штрихов.        Приковывают взор ребенка и нанесенные им на бумагу красочные пятна,
    поэтому детям данного возраста следует дать для рисования не только каран-даши,  но и краски.
    Предметно-изобразительный смысл  детские рисунки и лепка приобретают  благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает. Некоторые дети выражают в слове свои желания что-либо вылепить или нарисовать, но не в силах реализовать эти желания.
    Существенный перелом в деятельности наступает тогда, когда дети  овладевают произвольностью формообразующих движений. Выделению формы как основного признака содействует аппликация из готовых форм  или выкладывания из них. Вместо  неровного и неоформленного комка  глины и мотков штрихов в рисунке дети получают правильные геометрические формы, которые надо соотнести с предметами. Сам по себе кружок для
    ребенка – предмет, тем более что он легко представляет его себе как шарик,
    мячик. Чистая геометрическая форма, лишенная частных признаков конкрет-ных предметов, с самого начала играет роль меры для всех предметов круглой формы, имеющихся в опыте ребенка. Однако дети не воспринимают ее как
    абстрактную, а лишь как наиболее простое и ясное выражение формы того или иного конкретного предмета. Когда круглая форма выделена, и дети ее узнают, можно учить  их освоению движений, образующих  круглую форму в лепке и  в рисунке.
    Детей этой группы нужно научить изображению несложных предметов  окружающего. Для этого необходимо, чтобы сформировались ясные пред-ставления о тех предметах, которые детям  предлагается изображать, а также,  чтобы они овладели некоторыми формообразующими движениями и свободно применяли их при  решении изобразительной задачи.
    Программа по изобразительной деятельности предусматривает обучение  детей изображению предметов  круглой формы, предметов, представляющих  различные сочетания прямых линий, а также предметов, состоящих из сочета-ния округлых форм и прямых линий. Наконец надо научить детей изображению предметов прямоугольной формы, предметов, состоящих из частей, включающих  прямоугольную и круглую форму  и сочетания прямых линий.
    В соответствии с программными задачами должно быть подобрано  предметное содержание занятий. Оно  должно быть близким и понятным детям, интересным для них. Лучше всего для этой цели подходят игрушки и предметы окружающие детей  в их повседневной жизни.
    Задача изображения различий по величине может быть поставлена только
    тогда, когда дети овладеют формообразующим движением. С этой целью мож-но предлагать им изображение больших и маленьких предметов круглой фор-мы,  например вылепить ягодки и яблочки, мячи большие и маленькие или нарисовать большие и маленькие снежные комочки, елочные шарики и др. Овладение детьми умением передавать различие по величине дает им возможность изображать предметы, состоящие из 2-3 частей одинаковой формы, но различной величины.
    Согласно программе дети учатся  различать и правильно называть 6 цветов: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный. Дети усваивают эти цвета
    постепенно, но для  рисования в большинстве случаев  воспитатель дает 2-3 краски на  выбор, а карандаши сразу шести  цветов. Лишь в некоторых случаях  цвет материала, который готовится воспитателем, соответствует цвету реаль-ного предмета:зеленый для елочки,белый для снега, желтый для цыпленка и т.д.     В других  случаях дети выбирают цвет  по своему желанию.
    Обследование предмета перед началом изображения в этой группе очень
    важно, так как у детей еще очень мал жизненный опыт, нет запаса представ-лений о предметах, дети не умеют выделять их свойства. Надо учить детей вос-приятию предмета в целом, а затем выделению тех свойств, передача которых
    даст  возможность изобразить предмет (форма, величина, цвет, а позднее  и строение предмета).На основе восприятия у детей образуются представления, которые и направляют  процесс изображения.
    Так как вначале перед детьми ставится задача – передать в изображении фор- му предмета и в некоторых случаях цвет,то при обследовании надо учить  детей, прежде всего, выделять форму. Маленьким детям это  дает не так просто. Воспитатель при обследовании постоянно фиксирует их внимание на форме. И спрашивает  он не просто: “Какой шарик?”,  а “Какой формы шарик?”
    Чтобы представления детей о предметах были более отчетливыми  и ясными, важно так организовать обследование,чтобы каждый ребенок подержал предмет в руках. Особое  значение имеет это в лепке,  где дети создают изображение,  воздействуя на материал непосредственно руками. Если нет возможности сде-лать это на занятии, нужно внести предмет до занятия или накануне и просле-дить, чтобы  каждый ребенок познакомился  с ним.
    Важную роль в процессе обследования играет движение руки по предмету. При показе предмета движущаяся по предмету рука воспитателя ведет за собой взор ребенка  и учит его прослеживать форму  предмета, обегать ее по контуру.  Кроме того, в этом возрасте дети только начинают овладевать способами изоб-ражения предметов, поэтому очень важна связь движений, включенных в вос-приятие предмета, с движениями при выполнении рисунка, лепки. Важно,
    дети не только видели движение руки воспитателя, но и сами производи чтобы  -ли это движение. Рекомендуется  вызвать кого-нибудь, чтобы он обвел рукой предмет, называя его форму. Воспитатель следит за тем, как ребенок это делает,  и, если есть необходимость, берет руку ребенка в свою и производит правильное движение.
    После этого целесообразно предложить всем детям показать пальчиком в
    воздухе ( если это рисование ), какой например, круглый шарик, а затем сделать рукой или кистью в воздухе нужное движение, а перед лепкой показать, что дети будут делать руками, чтобы скатать шарик. Этим приемом можно пользоваться тогда, когда дети уже изображали предмет сходной формы. Если же предмет такой формы дети изображают впервые, необходимо при показе способа действия подчеркнуть: «Чтобы нарисовать шарик нужно так вести рукой». Или: «Чтобы вылепить яблочко, нужно катать комок глины вот так». Постепенно дети будут овладевать не только восприятием предметов, но и способами их изображения.
    Детей нужно учить и действиям с глиной,прежде всего формообразующим  движениям при лепке предметов цилиндрической и округлой формы.  В лепке очень важна сила давления на материал при движении рук.  Сначала дети или вовсе не надавливают ладошками на глину, или делают это очень слабо,  иногда неравномерно:то вдруг сильно сожмут комок, то ослабят давление.В первом случае движение не приводит к образованию формы, во втором форма искажается. Регулированию  давления на глину детей нужно  учить.
    Овладение формообразующими движениями в младшей группе является той основой, на которой строится формирование техники рисования, лепки впоследующих группах.
    Отсутствие дифференцированного подхода при обучении первоначаль-ным изобразительным движениям приводят в дальнейшем к резкому отстава-нию некоторых детей, в то время как индивидуальный подход в обучении техникеизображения уже на первых этапах способствует успешному формированию технических  навыков и умений у всех  детей группы.
      Большое значение для овладения изображением и формообразующими  движениями имеет такая методика занятий, при которой детям предлагают слепить не одно яблочко, а несколько, нарисовать не одну баранку, а много, не од-ного цыпленка, а двух-трех. Изображение на одном листе нескольких предметов позволяет  в то же время подвести детей  к передачи простого сюжета. [9, с.22-30]
    Задачи   развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста:
    - знакомить детей с основными  цветами (красный, желтый, зеленый,  синий) и с цветами спектра; помочь в освоении основных цветов(называть и
    использовать применительно к цвету изображения: зеленая елочка, желтый цыпленок); содействовать проявлению эмоциональных реакций на яркие цвета красок;
    -помогать детям усваивать простейшие  элементы рисунка: мазок, линия  (прямая, замкнутая, ломаная), округлые  формы, основные формы, простая  композиция (в зависимости от  темы – середина листа бумаги  или весь лист);
    -содействовать обогащению представлений детей о цвете, форме, величи-не  в процессе конструктивной деятельности.
    Выводы по 1 главе.
    В первой главе нашей работы были рассмотрены теоретические основы использования изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Изучив педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность является актуальным в системе современных требований.
    Проведенный анализ отечественных и зарубежных теоретических исследований свидетельствует, насколько важна работа по изобразительной деятельности в развития мелкой моторики детей младшего дошкольного  возраста в условиях  ДОО.
    В настоящее время идет обновление знаний во всех областях, растет поток информаций. Согласно ФГОС ДО от 17.10.13года  необходимо использовать такие формы и методы в образовательной деятельности, которые соответствуют возрастным и индивидуальным способностям детей. Задача воспитания и развития состоит  в том, чтобы поддерживать активность каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, познавать.  Познание человека начинается с живого созерцания, с ощущения и восприятия. Значение развития мелкой моторики детей младшего дошкольного  возраста трудно переоценить. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.
    Задачи развития мелкой моторики детей младшего дошкольного  возраста:
    * Знакомить детей с основными цветами и цветами спектра;
    * Помогать  детям усваивать простейшие элементы рисунка;
    * Содействовать обогащению представлений о цвете, форме, величине в процессе конструктивной деятельности.





















    
    Опытно - экспериментальная работа по развитию мелкой моторики  детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
  2.1. Констатирующий эксперимент по исследованию уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
   Развитие мелкой моторики является одним условием очень успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне развития мелкой моторики достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Развитие мелкой моторики направлено на то чтобы научить детей точно полно, доступно, расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п.).
  Средствами развития мелкой моторики  детей являются дидактические игры и упражнения,  изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игровая деятельность) поэтому, играя малыши легче  всё запомнить. После изучения исток литературы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности для достижения  задач, была проведена опытно-экспериментальная диагностика развития детей младшего дошкольного возраста. Эта опытно-экспериментальная диагностика  состоит из трех этапов: 
  Iэтап- выявление уровня развития детей практической ориентировки на форму, величину;
  IIэтап- умения выделять детьми цвет как признак предмета;
  IIIэтап-  уровень развития детей целостного образа предмета.  
  Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ детский сад «Алёнушка» р. п. Чишмы. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте   3лет. 
  Методика №1.
  Для проведения работы по выявлению и оценке  развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста была взята методика Николаевой Т.В. (2004 г.).
       Оборудование:
  1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями –
  круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) 
  плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из  них которых 
  соответствует и  по форме одной из прорезей;
  2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, 
  квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной 
  форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание 
  каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
  3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из 
  трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);
  4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два 
  больших куба синего цвета;
  5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два 
  больших шара синего цвета;
  6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; 
  три белых;
  7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;
  8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на 
  две (три, четыре) части.
         Основные задания для детей 2,5-3 лет.
  1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
  2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, 
  желтые, синие и зелёные кубики.
  3. Сложить трёхсоставную матрешку.
  4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 
  убывающих по величине колец.
  5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.
        Проведение обследования.
   Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения.     Предлагалось каждому ребёнку 
* вставить фигуры в соответствующие прорези;
* разобрать и собрать пирамиду;
* раскрыть матрёшку и собрать её; 
* сложить целую картинку из частей. 
При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.
  Обучение.
   При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, 
  демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был 
  воспроизвести его. Если ребенок не справлялся , то использовался метод     совместных действий. Например, вместе с ребенком  вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с 24
  учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим 
  ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.
  Оценка действий ребёнка.
   Каждое задание  фиксировалось:
   - Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность 
  обнаружить ошибки своих действий; заинтересованность в результате 
  деятельности;
  - Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после 
  совместных действий, невыполнение);
  - Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, 
  невыполнение.
  Методика №2 
     Научно-методическое пособие Е. Волосова.
  Определение цвета -игра «Назови какого цвета»
  Цель исследования:
  Выявить знания детей раннего возраста в области сенсорных эталонов цвета
  (красный, желтый, зеленый, синий).
     Материал:
Набор игрушек с соответствующей окраской.
  Проведение:
Воспитатель показывает игрушку детям и спрашивает «Ребята, а кого цвета эта игрушка?». Задание выявляет правильность названия ребенком четырех основных цветов.
Методика №3
 Задачи:
  Провести диагностический опрос детей раннего возраста 2011 года рождения
  В восприятии цвета, формы, величины.
  Зафиксировать полученные данные в таблицу.
      Методы:
  Педагогический  эксперимент, показ практических действий.
     Приёмы: 
  Сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.
  Оборудование:
  Форма организации:
  Групповая.
  
Ф.И.ребенка
возраст
Сложить трехсоставную матрешку
Сложить предметную картинку
Назови какого цвета
Вставить фигуры в соответствующие прорези
Денис П.
21.03.2011
+
+
-
+
Рита Б.
1.10.2011
-
+
+
+
Вера Д.
13.09.2011
+
+
+
+
Самира К.
28.06.2011
+
-
+
+
Аиша Н.
4.12.2011
+
+
+
+
Ирина К.
31.12.2011
+
+
-
+
Яна М.
23.07.2011
-
+
+
+
Настя Ф.
13.08.2011
+
+
+
+
Оля П.
4.04.2011
+
+
+
+
Иван Щ.
6.09.2011
-
+
+
+
Диана Х.
16.12.2011
+
-
+
+
Розалия Б.
31.05.2011
-
+
+
+
Денис.Ш.
23.03.2011
+
-
+
+
Григорий.Н.
10.02.2011
-
+
+
-

Вывод:  Исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов,  уровень сенсорного развития средний. Дети испытывают трудности при восприятии красного и жёлтого цвета.

      2.2  Методические пособия по сенсорному развитию детей раннего   
             возраста средствами изодеятельности 

 Проведение диагностического исследования позволило применить методические пособия, способствующие повышению сенсорного развития  детей ра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%