- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Коррекция тонкой тонкой моторики в процессе обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001510 |
Тема: | Коррекция тонкой тонкой моторики в процессе обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта |
Содержание
Содержание Введение 3 1. Теоретические аспекты исследования проблемы коррекции тонкой моторики в процессе обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта 6 1.1 Психолого-педагогическая характеристика школьников с нарушением интеллекта 6 1.2 Особенности обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта 8 1.3 Особенности формирования тонкой моторики у школьников с нарушением интеллекта ………………………………………………………14 2. Практическое исследование особенностей коррекции тонкой моторики в процессе обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта 17 2.1 Цель, задачи и база исследования тонкой моторики школьников с нарушением интеллекта 17 2.2 Результаты констатирующего эксперимента 19 2.3 Направления и способы коррекции тонкой моторики в процессе обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта 21 3.Методические рекомендации по использованию программного материала в работе с детьми с нарушением интеллекта………………….......23 Заключение………………………………………………………………..33 Список используемой литературы……………………………………...34 Приложение……………………………………………………………… 1 Приложение……………………………………………………………….2 Введение Актуальность темы исследования. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в педагогике, имеет большое значение и расценивается, как один из показателей развития ребенка. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Недостатки моторики детей младшего школьного возраста с нарушением в развитии выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. У этих детей крайне неразвиты двигательные образы. Это влечет за собой и недоразвитие кинестетического самоконтроля. Нарушения движений пальцев у младших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью не могут не оказать влияние на контроль и регуляцию движений при формировании двигательного навыка. Важнейшим фактором, определяющим динамику возрастного развития, является своевременно организованная коррекционно-педагогическая помощь. Актуальность изучения особенностей развития тонкой моторики у детей с умственной отсталостью обусловлена рядом частных факторов: во-первых, потребностью практики, то есть вопросы организации коррекции вторичных нарушений при нарушениях интеллекта применительно к младшему школьному возрасту нуждаются в разработке и внедрении в педагогический процесс; во-вторых, поскольку тонкая моторика в младшем школьном возрасте находится в периоде развития и оформления, она подвержена влиянию дефекта, вследствие чего её особенности при нарушениях интеллекта могут выступать в качестве дифференциально-диагностических. Цель исследования – анализ особенностей коррекции тонкой моторики в процессе обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта. Задачи исследования: - анализ литературных источников по теме исследования; - определение психологических особенностей развития школьников с нарушением интеллекта; - изучение особенностей обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта; - анализ особенностей коррекции тонкой моторики в процессе обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта; - проведение исследования с целью определения уровня развития тонкой моторики у школьников с нарушением интеллекта; - анализ направлений коррекции тонкой моторики у школьников с нарушением интеллекта. Объект исследования – младшие школьники с нарушением интеллекта. Предмет исследования – направления и способы коррекции тонкой моторики в процессе обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта. Методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение, методы диагностики, методы коррекции. Научная новизна исследования заключается в том, что рамках работы был проведен комплексный анализ проблемы коррекции тонкой моторики в процессе обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта. Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования результатов исследования педагогами и психологами при работе со школьниками с нарушением интеллекта. Направления и способы коррекции тонкой моторики в процессе обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта, рассмотренные в рамках проведенного исследования, могут послужить основой для разработки комплексной коррекционной программы по развитию тонкой моторики у школьников с нарушением интеллекта. 1. Теоретические аспекты исследования проблемы коррекции тонкой моторики в процессе обучения и воспитания школьников с нарушение интеллекта. 1.1 Психолого-педагогическая характеристика школьников с нарушением интеллекта Умственная отсталость – стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является выраженная инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях, с трудностью их перестройки. Дети с умственной отсталостью меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познание. Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, обнаруживается снижение активности познавательных процессов, особенно — словесно-логического мышления. Дети с умственной отсталостью не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста ,они другие по основным своим проявлениям. Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Особенности психики детей с умственной отсталостью достаточно исследованы (Л. В. Занков, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, С. Я. Рубинштейн, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.) При умственном недоразвитии оказывается дефектной первая ступень познания — восприятие. Замедленность восприятия усугубляется и тем, что они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями. Для данных детей характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто дети не ориентируются в определении времени на часах, дня недели, времени года. Долгое время не различают левую и правую сторону. Одной из главных отличительных черт мышления умственно отсталых является не критичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Особенности восприятия и осмысливания учебного материала тесно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти — запоминание, сохранение и воспроизведение — у детей с умственной отсталостью имеют ряд особенностей. Слабо развита смысловая память. Наряду с вышеперечисленными особенностями у детей с умственной отсталостью отмечаются нарушения речевой деятельности. По данным специалистов (М. Ф. Гнездилов , В. Г. Петрова и др.), у умственно отсталых страдают все стороны речи: фонетическая , лексическая, грамматическая. Наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении .Нужно отметить состояние эмоционально - волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Для детей с умственной отсталостью характерно позднее развитие психофизический дефект, выраженный в нарушениях двигательной сферы. Недоразвитие двигательной сферы обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функциях, координации, точности произвольных движений. Такие дети поздно начинают держать голову, сидеть, стоять, движения у них замедленны, неуклюжи, они плохо бегают, не умеют прыгать ,стоять на одной ноге. Отмечаются затруднения в тонких движениях рук и пальцев: дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы, часто не соизмеряют усилий, действуя с предметами. Все нарушения и дефекты, присущие данным детям, очень ярко проявляются в их трудовой деятельности: здесь играют свою роль и низкий уровень познавательных возможностей, и трудности организации деятельности, и нарушения моторики. В нашей стране учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях. 1.2.Особенности обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта И?зуче?н?ие особе?н?ностей ш?ко?ль?н?и?ко?в в п?ро?цессе обуче?н?и?я от?р?а?же?но в т?ру?д?а?х В. Я. В?ас?и?ле?вс?кой, М. Ф. Г?не?з?д?и?ло?в?а, Е. Н. Г?ру?з?и?н?це?вой, Г. М. Ду?ль?не?в?а, Е. Н. З?а?вь?я?ло?вой, Р. Я. Жу?р?а?в?ле?вой, Н. Ф, Ку?зь?м?и?ной-Сы?ро?м?ят?н?и?ко?вой, М. И. Ку?зь?м?и?ц?кой, В. А. Посто?вс?кой, Т. И. По?ро?ц?кой. В эт?и?х р?абот?а?х бы?л?и по?к?а?з?а?ны т?ру?д?ност?и ус?вое?н?и?я у?мст?ве?н?но отст?а?лы?м?и ш?ко?ль?н?и?к?а?м?и з?н?а?н?ий по ос?но?в?ны?м учеб?ны?м п?ре?д?мет?а?м, особе?н?ност?и и?х вос?п?ит?а?н?и?я и т?ру?до?вой по?д?гото?в?к?и, н?а?мече?ны пут?и ко?р?ре?к?ц?и?и и?ме?ю?щ?и?хс?я у уч?а?щ?и?хс?я не?дост?ат?ко?в, р?а?з?в?ит?и?я по?з?н?а?в?ате?ль?ной де?яте?ль?ност?и и л?ич?ност?и в це?ло?м. Бо?ль?шой в?к?л?а?д в р?а?з?р?абот?ку тео?рет?ичес?к?и?х ос?но?в обуче?н?и?я и вос?п?ит?а?н?и?я детей с у?мст?ве?н?ной отст?а?лость?ю в?нес?л?и ве?ду?щ?ие уче?ные - о?л?и?гоф?ре?но?пе?д?а?го?г?и Н. П. До?л?гобо?ро?до?в?а, Г. М. Ду?ль?не?в, И. Г. Е?ре?ме?н?ко, X. С. З?а?мс?к?ий. В и?х т?ру?д?а?х ко?р?ре?к?ц?и?я р?асс?м?ат?р?и?в?аетс?я к?а?к неотъе?м?ле?м?а?я сто?ро?н?а об?р?а?зо?в?ате?ль?но-?вос?п?ит?ате?ль?ной р?аботы «С?пе?ц?и?а?ль?ной (?ко?р?ре?к?ц?ио?н?ной) об?щеоб?р?а?зо?в?ате?ль?ной ш?ко?лы VIII в?и?д?а». В н?асто?я?щее в?ре?м?я«С?пе?ц?и?а?ль?н?а?я (?ко?р?ре?к?ц?ио?н?н?а?я) об?щеоб?р?а?зо?в?ате?ль?н?а?я ш?ко?л?а VIII в?и?д?а» и?меет м?л?а?д?ш?ие и ст?а?р?ш?ие к?л?ассы. Обуче?н?ие в м?л?а?д?ш?и?х к?л?асс?а?х нос?ит бо?ль?шу?ю п?ро?пе?де?вт?ичес?ку?ю н?а?п?р?а?в?ле?н?ность. Т?а?к?и?м об?р?а?зо?м, с?пе?ц?и?а?ль?ной з?а?д?ачей вс?по?мо?г?ате?ль?ной ш?ко?лы я?в?л?яетс?я ко?р?ре?к?ц?и?я не?дост?ат?ко?в пс?и?хоф?и?з?ичес?ко?го р?а?з?в?ит?и?я и по?з?н?а?в?ате?ль?ной де?яте?ль?ност?и ш?ко?ль?н?и?ко?в. Ис?п?р?а?в?ле?н?ие не?дост?ат?ко?в р?а?з?в?ит?и?я дост?и?г?аетс?я, в ос?но?в?но?м, пе?д?а?го?г?ичес?к?и?м?и с?ре?дст?в?а?м?и в п?ро?цессе обуче?н?и?я. Ис?п?р?а?в?ле?н?ие рече?вы?х н?а?ру?ше?н?ий и мото?р?и?к?и осу?щест?в?л?яетс?я н?а ко?р?ре?к?ц?ио?н?ны?х з?а?н?ят?и?я?х — ло?го?пе?д?ичес?к?и?х, р?ит?м?и?к?и, ЛФК. Бо?ль?шое з?н?аче?н?ие в с?пе?ц?и?а?ль?ной - ко?р?ре?к?ц?ио?н?ной ш?ко?ле и?меет по?д?гото?в?к?а у?мст?ве?н?но отст?а?лы?х ш?ко?ль?н?и?ко?в к с?а?мосто?яте?ль?ной ж?и?з?н?и. О?н?а осу?щест?в?л?яетс?я в м?л?а?д?ш?и?х к?л?асс?а?х в п?ро?цессе о?з?н?а?ко?м?ле?н?и?я с п?ре?д?мет?а?м?и и я?в?ле?н?и?я?м?и о?к?ру?ж?а?ю?щей дейст?в?ите?ль?ност?и во в?ре?м?я э?кс?ку?рс?ий и п?ре?д?мет?ны?х у?ро?ко?в, в ст?а?р?ш?и?х к?л?асс?а?х — н?а с?пе?ц?и?а?ль?ны?х з?а?н?ят?и?я?х по со?ц?и?а?ль?но-быто?вой о?р?ие?нт?и?ро?в?ке. Обуче?н?ие в «С?пе?ц?и?а?ль?ной (?ко?р?ре?к?ц?ио?н?ной) об?щеоб?р?а?зо?в?ате?ль?ной ш?ко?ле VIII в?и?д?а» осу?щест?в?л?яетс?я по с?пе?ц?и?а?ль?но?му учеб?но?му п?л?а?ну, о?р?и?г?и?н?а?ль?ны?м п?ро?г?р?а?м?м?а?м и учеб?н?и?к?а?м. Р?а?з?р?аб?аты?в?а?ютс?я с?пе?ц?иф?ичес?к?ие мето?ды и п?р?ие?мы обуче?н?и?я детей с у?мст?ве?н?ной отст?а?лость?ю. С?пе?ц?и?а?ль?ной (?ко?р?ре?к?ц?ио?н?ной) об?щеоб?р?а?зо?в?ате?ль?ной ш?ко?ле ш?ко?л?а и?ме?ют учеб?ные к?аб?и?неты, б?иб?л?иоте?ку, учеб?ные м?асте?рс?к?ие, ф?и?з?ку?льту?р?ный и а?кто?вый з?а?лы, по?дсоб?ные хо?з?яйст?в?а д?л?я т?ру?до?вой по?д?гото?в?к?и уч?а?щ?и?хс?я, ло?го?пе?д?ичес?к?ий к?аб?и?нет д?л?я ко?р?ре?к?ц?и?и реч?и. Учеб?но-?вос?п?ит?ате?ль?ный п?ро?цесс во вс?по?мо?г?ате?ль?ной ш?ко?ле осу?щест?в?л?я?ют уч?ите?л?я, ве?ду?щ?ие об?щеоб?р?а?зо?в?ате?ль?ные п?ре?д?меты, с?пе?ц?и?а?л?исты по т?ру?до?во?му обуче?н?и?ю, ф?и?з?ичес?ко?му вос?п?ит?а?н?и?ю, ло?го?пе?д, вос?п?ит?ате?л?и. О?р?г?а?н?и?з?а?ц?ио?н?ной фо?р?мой обуче?н?и?я у?мст?ве?н?но отст?а?лы?х детей я?в?л?яетс?я у?ро?к. В?не?к?л?асс?ные ме?ро?п?р?и?ят?и?я осу?щест?в?л?я?ютс?я в г?ру?п?п?а?х- к?л?асс?а?х. С?пе?ц?и?а?ль?ные ко?р?ре?к?ц?ио?н?ные з?а?н?ят?и?я по ЛФК и ло?го?пе?д?ичес?к?ие п?ро?во?д?ятс?я и?н?д?и?в?и?ду?а?ль?но и?л?и по г?ру?п?п?а?м. Т?ру?до?вое обуче?н?ие во вс?по?мо?г?ате?ль?ной ш?ко?ле и?меет п?рофесс?ио?н?а?ль?ну?ю н?а?п?р?а?в?ле?н?ность. З?а?д?ач?а т?ру?до?вой по?д?гото?в?к?и ре?ш?аетс?я путе?м вос?п?ит?а?н?и?я у уч?а?щ?и?хс?я об?щей гото?в?ност?и к т?ру?ду и сооб?ще?н?и?я и?м с?исте?мы те?х?н?и?ко-те?х?но?ло?г?ичес?к?и?х з?н?а?н?ий, у?ме?н?ий и н?а?вы?ко?в по о?п?ре?де?ле?н?ной п?рофесс?и?и. Д?л?я уч?а?щ?и?хс?я ст?а?р?ш?и?х к?л?ассо?в п?ро?во?д?итс?я п?ро?и?з?во?дст?ве?н?н?а?я п?р?а?кт?и?к?а н?а з?а?во?д?а?х . По о?ко?нч?а?н?и?и ш?ко?лы вы?пус?к?н?и?к?и по?луч?а?ют до?ку?ме?нты уст?а?но?в?ле?н?но?го об?р?а?з?ц?а. Уч?а?щ?и?мс?я, ус?пе?ш?но с?д?а?в?ш?и?м к?в?а?л?иф?и?к?а?ц?ио?н?ный э?к?з?а?ме?н, вы?д?аетс?я с?в?и?дете?льст?во (у?досто?ве?ре?н?ие) о п?р?ис?вое?н?и?и к?в?а?л?иф?и?к?а?ц?и?и (?р?а?з?р?я?д?а). Ш?ко?ль?н?и?к?и с у?мст?ве?н?ной отст?а?лость?ю н?ач?и?н?а?я с?а?мосто?яте?ль?ну?ю ж?и?з?нь, з?ач?асту?ю не гото?вы к ней. Вче?р?а?ш?н?ие ш?ко?ль?н?и?к?и с бо?ль?ш?и?м т?ру?до?м а?д?а?пт?и?ру?ютс?я в о?к?ру?ж?а?ю?щей с?ре?де и быту. Особе?н?но т?я?же?ло этот п?ро?цесс п?ро?хо?д?ит у с?и?рот и детей, ост?а?в?ш?и?хс?я бе?з по?пече?н?и?я ро?д?ите?лей. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Полноценная социальная адаптация умственно отсталых невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения , что осуществляется в процессе нравственного и правового воспитания личности учащихся специальной коррекционной школы. Нарушения познавательного развития у ребенка с умственной отсталостью значительно затрудняют правильное самостоятельное обобщение ребенком тех или иных поведенческих действий. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом, установить смысл действия другого лица часто являются истинной причиной нарушения поведения у детей с умственной отсталостью. Способность к обобщению и закреплению в сознании социально ценных поведенческих актов связана с таким личностным качеством ребенка, как критичность мышления. Известно, что дети с умственной отсталостью характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим дети могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимости сопротивления ему. Нарушение самокритичности у учащихся специальной – коррекционной школы отрицательно отражается на возможностях приобщения их к самовоспитанию, которое требует к тому же не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков. Как известно, для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы характерны значительные нарушения в развитии воли, что также затрудняет их воспитание. Следует отметить, что в процессе воспитания умственно отсталых школьников сочетается настойчивая работа по формированию у них общественно ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление тех недостатков их характера и поведения, которые возникли в результате неправильного предшествующего воспитания и несовершенного, ущербного жизненного опыта. В воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками следует учитывать, что у части из них наблюдается психопатоподобное поведение, проявляющееся в выраженной эффективности, расторможенности влечений, что вызвано не только действием средовых факторов, но и биологическими причинами. Школьники с умственной отсталостью затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении тех отношений и поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача — помочь детям выделить, осмыслить, обобщить нравственные нормы. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Г. М. Дульнев указывал, что включение в коллективный производственный труд при правильной его организации является «переломным моментом» в жизни учащихся специальной - коррекционной школы 8 вида, поскольку здесь ученики вводятся в систему общественных отношений. Опыт показывает, что школьники с умственной отсталостью очень чутко реагируют на поощрения, заслуженные при проявлении своих положительных качеств, что педагогам специальной – коррекционной следует постоянно помнить. Здесь уместно вспомнить Л. С. Выготского , справедливо критиковавшего современную ему теорию и практику дефектологии, который говорил: «Мы подмечаем крупицы дефектов и не замечаем колоссальных, богатых жизнью областей, которыми обладают дети, страдающие ненормальностям.[ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т , М.: Педагогика , 1983] Для правильного выбора средств педагогических воздействия и построения системы воспитания умственно отсталых школьников олигофренопедагогу необходимо хорошо знать особенности структуры дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями. Только такое изучение детей позволит педагогу правильно понять истинные причины и мотивы тех или иных поступков своих воспитанников и в соответствии с этим предпринять эффективные педагогические меры. В фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?и п?р?а?в?и?ль?но?го по?ве?де?н?и?я уч?а?щ?и?хс?я с?пе?ц?и?а?ль?ной ко?р?ре?к?ц?ио?н?ной ш?ко?лы 8 в?и?д?а в?а?ж?ну?ю ро?ль и?г?р?а?ют те ус?ло?в?и?я, в кото?ры?х п?роте?к?ает и?х ж?и?з?нь и де?яте?ль?ность — ре?ж?и?м, л?ич?ный п?р?и?ме?р пе?д?а?го?го?в и д?ру?г?и?х л?и?ц. Эт?и ус?ло?в?и?я т?а?к же, к?а?к и мето?ды, мо?ж?но от?нест?и к с?ре?дст?в?а?м вос?п?ит?а?н?и?я у?мст?ве?н?но отст?а?лы?х ш?ко?ль?н?и?ко?в. В?а?ж?ней?ш?и?м?и т?ребо?в?а?н?и?я?м?и к н?р?а?вст?ве?н?но-?п?р?а?во?во?му п?рос?ве?ще?н?и?ю ш?ко?ль?н?и?ко?в с у?мст?ве?н?ной отст?а?лость?ю, осу?щест?в?л?яе?мо?му п?р?и по?мо?щ?и бесе?д, р?а?зъ?яс?не?н?ий, р?асс?к?а?зо?в, обсу?ж?де?н?и?я п?роч?ит?а?н?ны?х те?ксто?в. По?ле?з?но п?ре?д?л?а?г?ать д?л?я а?н?а?л?и?з?а р?а?з?л?ич?ные т?и?пы ко?н?к?рет?ны?х с?иту?а?ц?ий-?р?асс?к?а?зо?в с н?р?а?вст?ве?н?ны?м и?л?и п?р?а?во?вы?м со?де?р?ж?а?н?ие?м. П?р?и это?м выбо?р те?мы и м?ате?р?и?а?л?а, р?ас?к?ры?в?а?ю?ще?го ее, до?л?же?н соот?ветст?во?в?ать у?ро?в?н?ю н?р?а?вст?ве?н?ной и?л?и п?р?а?во?вой и?нфо?р?м?и?ро?в?а?н?ност?и уч?а?щ?и?хс?я. Не до?ж?и?д?а?ясь пе?ре?хо?д?а уч?а?щ?и?хс?я в ст?а?р?ш?ие к?л?ассы с?пе?ц?и?а?ль?ной –?ко?р?ре?к?ц?ио?н?ной ш?ко?лы 8 в?и?д?а, и?х н?а?до з?н?а?ко?м?ить с во?п?рос?а?м?и у?го?ло?в?ной от?ветст?ве?н?ност?и з?а от?де?ль?ные в?и?ды п?ресту?п?ле?н?ий: п?рот?и?в ж?и?з?н?и, з?до?ро?вь?я л?ич?ност?и, п?рот?и?в об?щест?ве?н?но?го по?р?я?д?к?а (?з?лост?ное ху?л?и?г?а?нст?во), п?рот?и?в госу?д?а?рст?ве?н?ной и л?ич?ной собст?ве?н?ност?и. Это и?меет особое з?н?аче?н?ие в р?а?н?ней п?роф?и?л?а?кт?и?ке п?рот?и?во?п?р?а?в?но?го по?ве?де?н?и?я детей и по?д?рост?ко?в с у?мст?ве?н?ной отст?а?лость?ю. П?р?иуче?н?ие к соб?л?ю?де?н?и?ю но?р?м по?ве?де?н?и?я н?ач?и?н?аетс?я с м?л?а?д?ш?и?х к?л?ассо?в , п?р?иче?м в р?я?де с?луч?ае?в о?но мо?жет п?ре?д?шест?во?в?ать р?а?зъ?яс?не?н?и?ю и убе?ж?де?н?и?ю, пос?ко?ль?ку м?л?а?д?ш?ие ш?ко?ль?н?и?к?и с у?мст?ве?н?ной отст?а?лость?ю ч?асто о?к?а?зы?в?а?ютс?я не в состо?я?н?и?и по?н?ять с?мыс?л той и?л?и и?ной по?ве?де?нчес?кой но?р?мы. Во м?но?г?и?х с?луч?а?я?х в?а?ж?но обес?печ?ить чет?к?ий, досту?п?ный по?к?а?з об?р?а?з?ц?а по?ве?де?н?и?я (?н?а?п?р?и?ме?р, де?мо?нст?р?а?ц?и?я то?го, к?а?к себ?я вест?и в сто?ло?вой, п?р?и вст?рече со в?з?рос?лы?м?и, в к?и?ноте?ат?ре и т. п.). Необ?хо?д?и?мо о?р?г?а?н?и?зо?в?ать нео?д?но?к?р?ат?ные по?вто?ре?н?и?я. В?а?ж?но соб?л?ю?де?н?ие е?д?и?нст?в?а т?ребо?в?а?н?ий к уч?а?щ?и?мс?я со сто?ро?ны все?х р?абот?н?и?ко?в ш?ко?лы, а т?а?к?же со сто?ро?ны ро?д?ите?лей. Ш?ко?ле с?ле?дует п?ро?во?д?ить с ро?д?ите?л?я?м?и уч?а?щ?и?хс?я р?аботу по р?а?зъ?яс?не?н?и?ю необ?хо?д?и?мост?и уч?иты?в?ать уст?а?но?в?ле?н?ные т?ребо?в?а?н?и?я к по?ве?де?н?и?ю ребе?н?к?а и, ко?неч?но, дет?а?ль?но о?з?н?а?ко?м?ить се?мь?ю вос?п?ит?а?н?н?и?к?а с эт?и?м?и т?ребо?в?а?н?и?я?м?и. Д?л?я п?роф?и?л?а?кт?и?к?и по?ве?де?н?и?я, от?к?ло?н?я?ю?ще?гос?я от но?р?мы, с?ле?дует м?а?кс?и?м?а?ль?но ис?к?л?юч?ить от?р?и?ц?ате?ль?ное во?з?дейст?в?ие в?не?ш?н?и?х ф?а?кто?ро?в, и?збе?г?ать те?х р?а?з?д?р?а?ж?ите?лей, кото?рые исто?щ?а?ют не?р?в?ну?ю с?исте?му детей. О?х?р?а?н?ите?ль?ный лечеб?но-?пе?д?а?го?г?ичес?к?ий ре?ж?и?м п?ре?д?по?л?а?г?ает т?а?к?же обес?пече?н?ие чет?кой с?ме?ны р?а?з?л?ич?ны?х в?и?до?в де?яте?ль?ност?и уч?а?щ?и?хс?я н?а п?рот?я?же?н?и?и д?н?я с учето?м и?х р?аботос?пособ?ност?и, с?вое?в?ре?ме?н?ное п?ро?ве?де?н?ие ме?ро?п?р?и?ят?ий, эффе?кт?и?в?но с?пособст?ву?ю?щ?и?х восст?а?но?в?ле?н?и?ю и?нте?л?ле?кту?а?ль?ны?х и ф?и?з?ичес?к?и?х с?и?л уч?а?щ?и?хс?я (?п?ребы?в?а?н?ие н?а с?ве?же?м во?з?ду?хе, д?не?в?ной со?н, ф?и?з?ку?льту?р?но-с?по?рт?и?в?ные з?а?н?ят?и?я . О?г?ро?м?ное з?н?аче?н?ие в вос?п?ит?а?н?и?и со?ц?и?а?ль?но-?но?р?м?ат?и?в?но?го по?ве?де?н?и?я ш?ко?ль?н?и?ко?в с у?мст?ве?н?ной отст?а?лость?ю и?меет п?р?а?в?и?ль?ное ис?по?ль?зо?в?а?н?ие по?х?в?а?лы и н?а?к?а?з?а?н?и?я. Эффе?кт?и?в?ность поо?щ?ре?н?и?я во?з?р?аст?ает, ес?л?и уч?иты?в?а?ютс?я и?н?д?и?в?и?ду?а?ль?ные особе?н?ност?и к?а?ж?до?го уче?н?и?к?а, состо?я?н?ие е?го и?нте?л?ле?кту?а?ль?но?го и э?мо?ц?ио?н?а?ль?но-?во?ле?во?го р?а?з?в?ит?и?я. Вос?п?ит?а?н?ие со?ц?и?а?ль?но-?но?р?м?ат?и?в?но?го по?ве?де?н?и?я ш?ко?ль?н?и?ко?в с и?нте?л?ле?кту?а?ль?ной не?дост?аточ?ность?ю мо?жет быть ус?пе?ш?ны?м то?ль?ко в, то?м с?луч?ае, ес?л?и по?ве?де?н?ие о?к?ру?ж?а?ю?щ?и?х не всту?п?ает в п?рот?и?во?реч?ие с н?р?а?вст?ве?н?ны?м?и но?р?м?а?м?и. В ш?ко?ле и л?ич?ный п?р?и?ме?р в?з?рос?лы?х, п?р?и и?з?вест?ной с?к?ло?н?ност?и у?мст?ве?н?но отст?а?лы?х детей к по?д?р?а?ж?а?н?и?ю, я?в?л?яетс?я о?д?н?и?м и?з н?а?ибо?лее дейст?ве?н?ны?х ус?ло?в?ий фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?я со?ц?и?а?ль?но?го по?ве?де?н?и?я. В з?а?к?л?юче?н?ие с?ле?дует от?мет?ить о во?в?лече?н?и?и детей в р?аботу по с?а?мо?вос?п?ит?а?н?и?ю. П?р?и это?м ст?а?в?ятс?я м?а?кс?и?м?а?ль?но ко?н?к?рет?ные и ре?а?ль?но дост?и?ж?и?мые це?л?и и обес?печ?и?в?аетс?я посто?я?н?ный ко?нт?ро?ль н?а?д эт?и?м п?ро?цессо?м. 1.3. Особе?н?ност?и фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?я то?н?кой мото?р?и?к?и у ш?ко?ль?н?и?ко?в с н?а?ру?ше?н?ие?м и?нте?л?ле?кт?а Ме?л?к?а?я мото?р?и?к?а - со?во?ку?п?ность с?коо?р?д?и?н?и?ро?в?а?н?ны?х дейст?в?ий не?р?в?ной, мы?шеч?ной и кост?ной с?исте?м, в сочет?а?н?и?и со з?р?ите?ль?ной с?исте?мой в вы?по?л?не?н?и?и ме?л?к?и?х д?в?и?же?н?ий к?ист?я?м?и и п?а?ль?ц?а?м?и ру?к и но?г . Ме?л?к?а?я мото?р?и?к?а ру?к в?з?а?и?мо?дейст?вует с т?а?к?и?м?и выс?ш?и?м?и пс?и?х?ичес?к?и?м?и фу?н?к?ц?и?я?м?и к?а?к со?з?н?а?н?и?я, в?н?и?м?а?н?ие, мы?ш?ле?н?ие, п?рост?р?а?нст?ве?н?ное вос?п?р?и?ят?ие (?коо?р?д?и?н?а?ц?и?я), вооб?р?а?же?н?ие, н?аб?л?ю?д?ате?ль?ность, з?р?ите?ль?н?а?я и д?в?и?г?ате?ль?н?а?я п?а?м?ять, речь. Се?нсо?мото?р?ное р?а?з?в?ит?ие - о?д?и?н и?з ве?ду?щ?и?х ф?а?кто?ро?в р?а?з?в?ит?и?я ребе?н?к?а. В.А. Су?хо?м?л?и?нс?к?ий п?ис?а?л, что «?исто?к?и с?пособ?ностей и д?а?ро?в?а?н?ий детей – н?а ко?нч?и?к?а?х и?х п?а?ль?це?в. Че?м бо?ль?ше у?ве?ре?н?ност?и в д?в?и?же?н?и?я?х детс?кой ру?к?и, те?м то?нь?ше в?з?а?и?мо?дейст?в?ие ру?к?и с о?ру?д?ие?м т?ру?д?а, с?ло?ж?нее д?в?и?же?н?и?я, я?рче т?во?рчес?к?а?я ст?и?х?и?я детс?ко?го р?а?зу?м?а. А че?м бо?ль?ше м?асте?рст?в?а в детс?кой ру?ке, те?м ребе?но?к у?м?нее…» . По д?а?н?ны?м исс?ле?до?в?а?н?ий п?ро?ве?де?н?ны?х Л.В. А?нт?а?ко?вой-Фо?м?и?ной , Б.И. П?и?нс?к?и?м бы?л?а по?дт?ве?р?ж?де?н?а с?в?я?зь и?нте?л?ле?кту?а?ль?но?го р?а?з?в?ит?и?я и мото?р?и?к?и п?а?ль?це?в. В ж?и?з?н?и и быту че?ло?ве?ку посто?я?н?но т?ребуетс?я со?ве?р?ш?ать дейст?в?и?я ме?л?кой мото?р?и?к?и: з?астё?г?и?в?а?н?ие пу?го?в?и?ц, м?а?н?и?пу?л?и?ро?в?а?н?ие ме?л?к?и?м?и п?ре?д?мет?а?м?и, п?ись?мо, р?исо?в?а?н?ие и т. д., поэто?му от её р?а?з?в?ит?и?я з?а?в?ис?ит к?ачест?во ж?и?з?н?и че?ло?ве?к?а. Бы?ло до?к?а?з?а?но, что р?а?з?в?ит?ие то?н?кой мото?р?и?к?и п?а?ль?це?в ру?к по?ло?ж?ите?ль?но с?к?а?зы?в?аетс?я н?а фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?и детс?кой реч?и. Т?а?к?ие исс?ле?до?в?ате?л?и к?а?к А.В. А?нт?а?ко?в?а – Фо?м?и?н?а (1975), М. А?ксе?но?в?а (1990) и д?р . уст?а?но?в?и?л?и п?р?я?му?ю с?в?я?зь р?а?з?в?ит?и?я реч?и и то?н?к?и?х д?в?и?же?н?ий п?а?ль?це?в ру?к. Т?а?к?и?м об?р?а?зо?м, р?а?з?в?ит?ие то?н?к?и?х д?в?и?же?н?ий п?а?ль?це?в ру?к по?ло?ж?ите?ль?но в?л?и?яет н?а со?з?ре?в?а?н?ие рече?вы?х зо?н ко?ры го?ло?в?но?го мо?з?г?а. П?р?а?кт?ичес?к?и у все?х г?ру?п?п детей с о?г?р?а?н?иче?н?ны?м?и во?з?мо?ж?ност?я?м?и от?меч?аетс?я не?до?р?а?з?в?ит?ие мото?р?и?к?и. Вы?р?а?же?н?ность и п?р?ич?и?ны мото?р?но?го не?до?р?а?з?в?ит?и?я р?а?з?л?ич?ны. Не?дост?ат?к?и мо?гут р?ас?п?рост?р?а?н?ятьс?я к?а?к н?а к?ру?п?ну?ю, т?а?к и н?а ме?л?ку?ю мото?р?и?ку. В с?во?ю оче?ре?дь это п?р?и?во?д?ит к з?а?ме?д?ле?н?и?ю те?м?по?в фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?я р?а?з?нооб?р?а?з?ны?х д?в?и?г?ате?ль?ны?х н?а?вы?ко?в, а?вто?м?ат?и?з?а?ц?и?я кото?ры?х т?ребует м?но?го в?ре?ме?н?и и ус?и?л?ий. Р?а?з?в?ит?ие ребе?н?к?а с у?мст?ве?н?ной отст?а?лость?ю с пе?р?вы?х д?ней ж?и?з?н?и су?щест?ве?н?но от?л?ич?аетс?я от р?а?з?в?ит?и?я но?р?м?а?ль?ны?х детей, от?меч?а?ют Б.П. Пу?з?а?но?в, В.А. Л?а?п?ш?и?н. По м?не?н?и?ю А.А. К?ат?ае?вой, Е.А. Ст?ребе?ле?вой у детей с от?к?ло?не?н?и?я?м?и в р?а?з?в?ит?и?и х?в?ат?а?н?ие бе?з с?пе?ц?и?а?ль?но?го во?з?дейст?в?и?я в?з?рос?ло?го не во?з?н?и?к?ает, что в сочет?а?н?и?и с ф?и?з?ио?ло?г?ичес?кой не?з?ре?лость?ю ве?дет к не сфо?р?м?и?ро?в?а?н?ност?и руч?ны?х у?ме?н?ий . У детей с и?нте?л?ле?кту?а?ль?ны?м?и н?а?ру?ше?н?и?я?м?и от?меч?ает В.М. Аст?а?по?в, не?до?р?а?з?в?ит?а мото?р?и?к?а в це?ло?м. Д?в?и?же?н?и?я и?х п?ло?хо коо?р?д?и?н?и?ро?в?а?ны, з?а?ме?д?ле?н?ны, не?ло?в?к?и, у н?и?х об?н?а?ру?ж?и?в?аетс?я я?в?но вы?р?а?же?н?ное не?до?р?а?з?в?ит?ие с?ло?ж?ны?х фо?р?м д?в?и?же?н?и?я, от?меч?аетс?я п?ло?х?а?я пе?ре?к?л?юч?ае?мость с о?д?но?го д?в?и?же?н?и?я н?а д?ру?гое, неу?ме?н?ие вы?по?л?н?ить д?в?и?же?н?ие по с?ло?вес?ной и?нст?ру?к?ц?и?и . В.И. Лубо?вс?к?ий об?р?а?щ?ает в?н?и?м?а?н?ие н?а то, что д?в?и?г?ате?ль?н?а?я сфе?р?а детей с у?мст?ве?н?ной отст?а?лость?ю во м?но?го?м дефе?кт?н?а и т?ребует посто?я?н?но?го в?н?и?м?а?н?и?я и з?аботы . У?мст?ве?н?но отст?а?лые дет?и и м?л?а?де?нчес?ко?го, и бо?лее по?з?д?не?го до?ш?ко?ль?но?го во?з?р?аст?а х?а?р?а?кте?р?и?зу?ютс?я су?щест?ве?н?ны?м?и от?к?ло?не?н?и?я?м?и в р?а?з?в?ит?и?и мото?р?и?к?и. К?а?к сч?ит?ает Б.И. П?и?нс?к?ий , отст?а?в?а?н?ие в ф?и?з?ичес?ко?м р?а?з?в?ит?и?и п?ро?я?в?л?яетс?я п?р?и вы?по?л?не?н?и?и дейст?в?ий и з?а?д?а?н?ий, т?ребу?ю?щ?и?х точ?ност?и, с?и?лы, быст?роты, мет?кост?и и п?л?аст?ич?ност?и д?в?и?же?н?ий . По м?не?н?и?ю Т.А. В?л?асо?вой, М.С. Пе?в?з?не?р д?а?н?ное н?а?ру?ше?н?ие с?в?я?з?а?но с неу?ме?н?ие?м коо?р?д?и?н?и?ро?в?ать р?аботу обе?и?х ру?к, сочет?ать и?х д?в?и?же?н?и?я с д?в?и?же?н?и?я?м?и ко?р?пус?а, у?п?р?а?в?л?ять с?ло?ж?ны?м?и д?в?и?же?н?и?я?м?и. З?ат?ру?д?не?н?и?я вы?зы?в?ает д?иффе?ре?н?ц?и?а?ц?и?я, быст?рот?а, п?л?а?в?ность в?к?л?юче?н?и?я в д?в?и?же?н?ие, пе?ре?к?л?юче?н?ие с о?д?но?го д?в?и?же?н?и?я н?а д?ру?гое . Б.И П?и?нс?к?ий от?меч?ает, что уч?а?щ?и?мс?я с и?нте?л?ле?кту?а?ль?ной не?дост?аточ?ность?ю т?ру?д?но и?зб?р?ать о?пт?и?м?а?ль?ный те?м?п р?абоч?и?х д?в?и?же?н?ий. От р?а?з?в?ит?и?я то?н?кой мото?р?и?к?и ребе?н?к?а з?а?в?ис?ит р?абот?а рече?вы?х, мыс?л?ите?ль?ны?х п?ро?цессо?в мо?з?г?а, поэто?му п?р?и посту?п?ле?н?и?и ребе?н?к?а в ш?ко?лу об?я?з?ате?ль?но об?р?а?щ?а?ют в?н?и?м?а?н?ие н?а р?а?з?в?ит?ие ме?л?кой мото?р?и?к?и. Ве?дь по?л?но?це?н?но о?в?л?а?деть п?ись?мо?м ребе?но?к с?мо?жет, ес?л?и е?го п?а?льч?и?к?и хо?ро?шо р?а?з?в?иты и с?лу?ш?а?ютс?я п?р?и вы?по?л?не?н?и?и пост?а?в?ле?н?ной з?а?д?ач?и. Уче?ны?м?и до?к?а?з?а?но ,что с точ?к?и з?ре?н?и?я а?н?ато?м?и?и, т?реть п?ло?щ?а?д?и д?в?и?г?ате?ль?ной п?рое?к?ц?и?и ко?ры го?ло?в?но?го мо?з?г?а, з?а?н?и?м?ает п?рое?к?ц?и?я к?ист?и ру?к?и и б?л?и?з?к?а к мото?р?ной зо?не. Н?а это?м ос?но?в?а?н?и?и мо?ж?но р?асс?м?ат?р?и?в?ать к?исть ру?к?и к?а?к « о?р?г?а?н реч?и» ,т?а?кой же к?а?к а?рт?и?ку?л?я?ц?ио?н?ный а?п?п?а?р?ат. Мо?ж?но с?де?л?ать вы?во?д ,что п?р?и со?ве?р?ше?нст?во?в?а?н?и?и то?н?кой мото?р?и?к?и п?ро?ис?хо?д?ит су?щест?ве?н?ное в?л?и?я?н?ие н?а фо?р?м?и?ро?в?а?н?ие и р?а?з?в?ит?ие рече?вой де?яте?ль?ност?и ребе?н?к?а. Необ?хо?д?и?мо т?ре?н?и?ро?в?ать не то?ль?ко а?рт?и?ку?л?я?ц?ио?н?ный а?п?п?а?р?ат, но и р?а?з?в?и?в?ать то?н?к?ие д?в?и?же?н?и?я п?а?ль?це?в. В.И.Бе?льт?ю?ко?в , Л. А. Ку?куе?в , Л.А.Но?в?и?ко?в до?к?а?з?а?л?и ,что в го?ло?в?но?м мо?з?ге у че?ло?ве?к?а, це?нт?ры от?веч?а?ю?щ?ие з?а д?в?и?же?н?и?я ру?к и речь оче?нь б?л?и?з?ко р?ас?по?ло?же?ны д?ру?г к д?ру?гу. Те?м с?а?мы?м ст?и?му?л?и?ру?я то?н?ку?ю мото?р?и?ку ,?а?кт?и?в?и?ру?ютс?я соот?ветст?ву?ю?щ?ие от?де?лы мо?з?г?а от?веч?а?ю?щ?ие з?а речь. Д?в?и?г?ате?ль?ные и?м?пу?льсы п?а?ль?це?в в?л?и?я?ют н?а фо?р?м?и?ро?в?а?н?ие «?рече?вы?х» зо?н . Ко?г?д?а ребе?но?к п?ро?и?з?во?д?ит р?ит?м?ичес?кое д?в?и?же?н?ие п?а?ль?ц?а?м?и ,то в лоб?ной до?ле и в в?исоч?ной до?ле ко?ры го?ло?в?но?го мо?з?г?а во?з?н?и?к?ает ус?и?ле?н?ие э?ле?кт?р?ичес?к?и?х ко?леб?а?н?ий и в с?ле?дст?в?и?и п?ро?ис?хо?д?ит р?а?з?в?ит?ие рече?вы?х фу?н?к?ц?ий. По?з?н?а?н?ие з?а?ко?но?ме?р?ностей пс?и?х?ичес?ко?го и мото?р?но?го р?а?з?в?ит?и?я че?ло?ве?к?а в о?нто?ге?не?зе и?меет бо?ль?шое п?р?а?кт?ичес?кое з?н?аче?н?ие т?а?к к?а?к по?з?во?л?яет о?р?г?а?н?и?зо?в?ать о?пт?и?м?а?ль?ный п?ро?цесс по?д?гото?в?к?и детей к ш?ко?ле. П?роб?ле?мой и?зуче?н?и?я то?н?кой мото?р?и?к?и ру?к детей с н?а?ру?ше?н?ие?м и?нте?л?ле?кт?а з?а?н?и?м?а?л?ись Н.П. В?ай?з?м?а?н, Т.Н. Го?ло?в?и?н?а, Е.А. Е?к?ж?а?но?в?а, Э. Се?ге?н , И.П. П?а?в?ло?в, Г.Е. Су?х?а?ре?в?а. Исс?ле?до?в?а?н?и?я И.А. Г?ро?ше?н?ко?в?а, З. Бо?г?атее?вой, О.П. Г?а?в?р?и?лу?ш?к?и?ной, Е.А. Е?к?ж?а?но?вой, А.Н. Ко?р?не?в?а, Н. В?а?ре?н?цо?вой бы?л?и пос?в?я?ще?ны п?роб?ле?ме р?а?з?в?ит?и?я г?р?аф?ичес?к?и?х н?а?вы?ко?в у детей с у?мст?ве?н?ной отст?а?лость?ю. В н?асто?я?щее в?ре?м?я н?аб?л?ю?д?аетс?я у?ве?л?иче?н?ие детей ис?пыты?в?а?ю?щ?и?х т?ру?д?ност?и в ш?ко?ле ,?во?з?мо?ж?но это с?в?я?з?а?но с те?м что ро?ж?д?аетс?я м?но?го детей с н?а?ру?ше?н?и?я?м?и не?р?в?ной с?исте?мы и от?к?ло?не?н?и?и в р?а?з?в?ит?и?и. В с?в?я?з?и с эт?и?м бо?ль?шое з?н?аче?н?ие п?р?и?д?аетс?я ко?р?ре?к?ц?и?и р?а?з?в?ит?и?я выс?ш?и?х пс?и?х?ичес?к?и?х и мото?р?ны?х фу?н?к?ц?ий. 2. П?р?а?кт?ичес?кое исс?ле?до?в?а?н?ие особе?н?ностей ко?р?ре?к?ц?и?и то?н?кой мото?р?и?к?и в п?ро?цессе обуче?н?и?я и вос?п?ит?а?н?и?я ш?ко?ль?н?и?ко?в с н?а?ру?ше?н?ие?м и?нте?л?ле?кт?а 2.1 О?р?г?а?н?и?з?а?ц?и?я исс?ле?до?в?а?н?и?я то?н?кой мото?р?и?к?и ш?ко?ль?н?и?ко?в с н?а?ру?ше?н?ие?м и?нте?л?ле?кт?а Исс?ле?до?в?а?н?ие п?ро?во?д?и?лось н?а б?а?зе с?пе?ц?и?а?ль?но?го (?ко?р?ре?к?ц?ио?н?но?го) об?р?а?зо?в?ате?ль?но?го уч?ре?ж?де?н?и?я д?л?я обуч?а?ю?щ?и?хс?я, вос?п?ит?а?н?н?и?ко?в с о?г?р?а?н?иче?н?ны?м?и во?з?мо?ж?ност?я?м?и з?до?ро?вь?я «С?пе?ц?и?а?ль?н?а?я (?ко?р?ре?к?ц?ио?н?н?а?я) об?щеоб?р?а?зо?в?ате?ль?н?а?я ш?ко?л?а VIII в?и?д?а». Все?го в исс?ле?до?в?а?н?и?и п?р?и?н?я?ло уч?аст?ие 6 детей (3 м?а?льч?и?к?а и 3 де?воч?к?и) . Уч?а?щ?иес?я 3 к?л?асс?а К?ат?я Ф. 15.08. 2005 г.?р (?д?и?а?г?но?з ЗПР) В?и?к?а Б. 03.05.2004?г. р (?д?и?а?г?но?з f 70) Со?н?я С . 20. 03.2005 г. р.(?д?и?а?г?но?з f 70) С?а?ш?а К. 02.03.2005?г.?р (?д?и?а?г?но?з f 84.0) П?а?ш?а С. 20.04.2004 г.?р (?д?и?а?г?но?з f 70) Ю?р?а П. 17.10.2005?г.?р (?д?и?а?г?но?з f 70) В п?ро?цессе э?кс?пе?р?и?ме?нт?а?ль?но?го исс?ле?до?в?а?н?и?я ис?по?ль?зо?в?а?лс?я мето?д н?аб?л?ю?де?н?и?я, це?ль?ю кото?ро?го я?в?и?лось и?зуче?н?ие особе?н?ностей то?н?кой мото?р?и?к?и уч?а?щ?и?хс?я н?а у?ро?к?а?х те?х?но?ло?г?и?и. Во в?ре?м?я н?аб?л?ю?де?н?и?я бы?л посе?ще?н у?ро?к?а з?а?н?и?м?ате?ль?но?го т?ру?д?а , «Рыб?к?и в а?к?в?а?р?иу?ме» (П?р?и?ло?же?н?ие2). Во в?ре?м?я у?ро?ко?в в?н?и?м?а?н?ие об?р?а?щ?а?лось н?а с?ле?ду?ю?щее: д?л?я о?п?ре?де?ле?н?и?я по?к?а?з?ате?лей вы?по?л?не?н?и?я д?а?н?ной р?аботы бы?л?и вы?де?ле?ны с?ле?ду?ю?щ?ие у?ро?в?н?и: с?коо?р?д?и?н?и?ро?в?а?н?ное д?в?и?же?н?ие обе?и?х ру?к, точ?ность д?в?и?же?н?ий, сфо?р?м?и?ро?в?а?н?ность п?рост?р?а?нст?ве?н?но?го п?ре?дст?а?в?ле?н?и?я, с?ко?рость вы?по?л?не?н?и?я р?аботы, пос?ле?до?в?ате?ль?ность вы?по?л?не?н?и?я р?аботы, з?р?ите?ль?но д?в?и?г?ате?ль?н?а?я коо?р?д?и?н?а?ц?и?я, у?де?р?ж?а?н?ие к?а?р?а?н?д?а?ш?а, у?де?р?ж?а?н?ие ш?аб?ло?н?а в п?ро?цессе р?аботы. - высо?к?ий у?ро?ве?нь р?а?з?в?ит?и?я (20-15 б?а?л?ло?в) - все з?а?д?а?н?и?я вы?по?л?не?ны с?а?мосто?яте?ль?но и пос?ле?до?в?ате?ль?но, с до?пус?ко?м л?и?шь небо?ль?ш?и?х о?ш?ибо?к, уч?а?щ?иес?я вы?по?л?н?я?ют р?аботу быст?ро и а?к?ку?р?ат?но с п?р?а?в?и?ль?ны?м у?де?р?ж?а?н?ие?м к?а?р?а?н?д?а?ш?а и ш?аб?ло?н?а, с п?р?а?в?и?ль?ны?м у?де?р?ж?а?н?ие?м но?ж?н?и?ц, а?к?ку?р?ат?но вы?ре?з?а?я э?ле?ме?нты. - с?ре?д?н?ий у?ро?ве?нь р?а?з?в?ит?и?я (14-10 б?а?л?ло?в) - уч?а?щ?иес?я з?а?д?а?н?и?я вы?по?л?н?я?ют ч?аст?ич?но с?а?мосто?яте?ль?но, н?аб?л?ю?д?а?ютс?я о?ш?иб?к?и в пос?ле?до?в?ате?ль?ност?и вы?по?л?не?н?и?я р?аботы, ч?аст?ич?но п?р?а?в?и?ль?ное у?де?р?ж?а?н?ие к?а?р?а?н?д?а?ш?а, вы?по?л?н?я?ют р?аботу ме?д?ле?н?но, не а?к?ку?р?ат?н?а?я р?абот?а по ш?аб?ло?ну, а?де?к?в?ат?но ре?а?г?и?ру?ют н?а з?а?меч?а?н?и?я уч?ите?л?я, до?во?д?ят р?аботу до ко?н?ц?а, ч?аст?ич?но сфо?р?м?и?ро?в?а?н?а п?рост?р?а?нст?ве?н?н?а?я о?р?ие?нт?и?ро?в?к?а н?а л?исте. - н?и?з?к?ий у?ро?ве?нь р?а?з?в?ит?и?я (?н?и?же 10 б?а?л?ло?в) - з?а?д?а?н?и?я вы?по?л?н?я?ютс?я то?ль?ко с по?мо?щь?ю уч?ите?л?я, не п?р?а?в?и?ль?ное у?де?р?ж?а?н?ие к?а?р?а?н?д?а?ш?а, не?п?р?а?в?и?ль?ное де?р?ж?а?н?ие ш?аб?ло?н?а, уч?а?щ?иес?я не з?а?и?нте?ресо?в?а?ны в ре?зу?льт?ат?а?х р?аботы, не а?де?к?в?ат?но ре?а?г?и?ру?ют н?а з?а?меч?а?н?и?я уч?ите?л?я, н?аб?л?ю?д?аетс?я ч?ре?з?ме?р?н?а?я уто?м?л?яе?мость, не к?р?ит?ич?ны к ре?зу?льт?ато?м с?воей р?аботы. К?р?ите?р?и?и о?це?н?к?и у?ро?в?н?я р?а?з....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические аспекты исследования проблемы коррекции тонкой моторики в процессе обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта
- Теоретические аспекты исследования проблемы коррекции тонкой моторики в процессе обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта
- Значение уроков изобразительной деятельности для формирования тонкой моторики у учащихся с умственной отсталостью