VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Значение Конституции РФ для развития местного самоуправления и формирования муниципального права как новой отрасли права России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007867
Тема: Значение Конституции РФ для развития местного самоуправления и формирования муниципального права как новой отрасли права России
Содержание
14









Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Юридический факультет

Кафедра муниципального права























РЕФЕРАТ 

на тему:



«Значение Конституции РФ для развития местного самоуправления и формирования муниципального права как новой отрасли права России»











Подготовила:

Студентка Арсанукаева Лейла Саид-Магомедовна

Группы ЮЮ-204

Преподаватель: Комлев Евгений Юрьевич

    

















Москва - 2016



План 

Значение Конституции РФ для развития местного самоуправления и формирования муниципального права как новой отрасли права России

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Принципы организации местного самоуправления…………………….............5

2. Разграничение полномочий в сфере местного самоуправления……………….8

Заключение………………………………………………………………………...12

Библиографический список..................................................................................14



         Введение

	С начала 90-х годов в российской юридической науке возникла необходимость обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль.

	К этому времени в обществе сложились устойчивые отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления. Особую роль в регламентации местного самоуправления играет Конституция РФ.1

	Конституция РФ 1993г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя современной России. Это свидетельствует о понимании ценности местного самоуправления, обеспечивающего осуществление народом своей власти (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ), реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства (ч.1, 2 ст. 32 Конституции РФ) и ряда других основных прав (ст. 24, 33, 40, 41, 43 Конституции РФ), позволяющего территориальному сообществу граждан иметь, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9 Конституции РФ), создающего предпосылки к единению общества, человека и государства, укреплению Российской федерации.

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление предстает в нескольких значениях: формы народовластия, способа осуществления гражданских прав, института управления обществом и государством. 

	Местное самоуправление выступает формой народовластия. Наряду с государственной властью местное самоуправление является формой единой власти народа Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ). 

В своей реализации местное самоуправление опирается на институты непосредственного волеизъявления (муниципальные выборы, местные референдумы и др.), а также органы и должностных лиц муниципальной власти (ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ). Такая характеристика местного самоуправления тесно связана с его внутренней природой, заключающейся в

_______________

1Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. – М.: Издательство Норма, 2003. – С. 1.







предоставлении населению самоуправляющихся территорий права самостоятельно решать вопросы местного значения.

Как способ осуществления гражданских прав местное самоуправление реализуется через систему специальных конституционных норм, закрепляющих право: избирать и быть избранным в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32), обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в муниципальные органы (ст. 33); ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина (ч. 2 ст. 24).

Индивидуальные права граждан дополняются системой развернутых юридических гарантий. Таким образом решаются вопросы по определению структуры органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ), связанные с изменением границ муниципальных образований (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ).1

Учитывая достаточно полный и разнообразный набор конституционных прав и свобод, реализуемых посредством местного самоуправления, можно сказать, что данный институт рассматривается Конституцией РФ в контексте взаимоотношений с личностью. Это следует из содержания ст. 32 Конституции РФ, закрепляющей право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами.

	













______________

1Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – С. 270.

1. Принципы организации местного самоуправления

В ст. 12, 130-132 Конституции РФ содержится общая модель местного самоуправления. Новое конституционное законодательство по-новому решило вопрос о способе правового регулирования отношений местного самоуправления. 

Основы конституционного строя представляют собой систему базовых конституционных принципов, закрепленных в гл.1 Конституции РФ, задающих юридическую модель всего общества, государства, национального права в совокупности всех его отраслей. Одной из основ конституционного строя в силу ст. 3, 8, 9, 12, 15 Конституции РФ является местное самоуправление.

	Если ранее нормативное определение статуса местных сообществ входило в компетенцию Российской Федерации, то в настоящее время согласно п. «н» ст. 72 Конституции РФ за общефедеральным центром остались права на совместное с субъектами Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления. Развернутое правовое регулирование деятельности муниципальных образований входит в компетенцию субъектов Федерации (ст. 72 Конституции РФ).1

	Анализ российской Конституции дает основание полагать, что наряду с закреплением принципа горизонтального разделения власти (ст. 10 Конституции РФ говорит о том, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную) Конституция РФ закладывает и принцип вертикального разделения власти (ст. 5, 11, 12). В рамках вертикальной децентрализации власти наряду с государственным центром (Российская Федерация в целом) и регионами (субъектами Федерации) обособляются также местные сообщества жителей (муниципальные образования). Названные составляющие определяют дробление аппарата публичной власти на три группы органов: федеральные органы, государственные органы субъектов Федерации, органы местного 

___________

1Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. – М.: Издательство Норма, 2003. – С. 42.

самоуправления. Вертикальная децентрализация власти с обособлением самостоятельного местного самоуправления подтверждает превращение последнего в основополагающий элемент конституционного строя страны.

	Конституция РФ не только обособляет местное самоуправление, но и отделяет его от государственно-властного механизма. Статья 12 Конституции РФ указывает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Такое разделение должно обеспечить подлинную самостоятельность органов местного самоуправления, поскольку отделение местных дел от государственных должно привести и к разделению сфер деятельности и ответственности местных и государственных органов. Но местное самоуправление не является видом общественного, гражданского самоуправления, негосударственной, общественной организацией жителей по следующим причинам:

1) общественные объединения создаются по воле граждан, а органы местного самоуправления, муниципальные образования в целом создаются в обязательном порядке;

2) общественные объединения самостоятельно определяют направления своей деятельности, а в отношении муниципальных образований и их органов направления задает государство в императивном порядке;

3) объединение в общественные союзы происходит на основе общности субъективных интересов людей, а объединение в муниципальные образования обуславливается объективным фактом совместного проживания людей в одном месте. Смена органа местного самоуправления всегда связана с перемещением в пространстве.

4) деятельность общественных объединений может не ограничиваться местным уровнем, а деятельность муниципальных образований всегда административно ограничена рамками низовых территориальных сообществ людей;

5) решения руководящих органов общественных объединений обязательны для членов этих объединений в той мере, в какой они признают данные решения, а нормативные, индивидуальные установления органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции, обязательны для всех, кому они адресованы.1

	Таким образом, муниципальные образования являются элементом публично-властного механизма общества, в которых переплетаются публично-властные и общественные начала в результате деятельности органов местного самоуправления.2

	Заложенная в российской Конституции вертикальная децентрализация власти с выделением местного самоуправления в качестве негосударственного элемента публичной власти подразумевает различие категорий «публичная власть» и «государственная власть». По смыслу Конституции РФ механизм публичной власти совмещает в себе верховную публичную власть (государство) и местную власть, осуществляемую в муниципальных образованиях органами местного самоуправления или непосредственно населением. Это означает, что местное самоуправление как одна из основ конституционного строя имеет источником своего существования не государственную, а конституционную волю.

























______________

1Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. – М.: Издательство Норма, 2003. – С. 39.

2Васильев В.И. Муниципальное право России. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. – С. 135.

	2. Разграничение полномочий в сфере местного самоуправления

	Конституция РФ закрепляет правотворческие полномочия в сфере местного самоуправления за Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями. Она соотносит компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, выделяя сферу исключительных полномочий Российской Федерации (ст. 71), сферу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации (ст. 72), сферу собственных полномочий субъектов (ст. 73). Местное самоуправление включается в сферу совместного ведения (п. "н" ч. 1 ст. 72). К сфере совместного ведения отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Следовательно, логичен вывод о том, что на местное самоуправление распространяются законодательные правила о порядке осуществления правового регулирования в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В сферу исключительного ведения Российской Федерации входит регулирование основных финансово-экономических отношений в муниципальных образованиях. Согласно п. п. "ж", "о" ст. 71 Конституции РФ к сфере исключительных полномочий Российской Федерации относится и установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, гражданское законодательство.

	Лишь Российская Федерация вправе регулировать права и свободы человека и гражданина в сфере местного самоуправления (п. "в" ст. 71, п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). В исключительном ведении Российской Федерации находится судебная защита местного самоуправления (п. п. "в", "о" ст. 71), вопросы обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, конституционная, уголовная, гражданская ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

	Лишь Российская Федерация вправе вводить правовые ограничения в сфере местного самоуправления (ст. ст. 55, 133 Конституции РФ). В сфере ее исключительного ведения находятся вопросы правового регулирования особенностей местного самоуправления в городах федерального значения, закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах, приграничных территориях. 

	В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Это справедливо и для вопросов местного самоуправления, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации. Федеральные конституционные законы, федеральные законы могут предусматривать возможность принятия в сфере исключительного ведения Российской Федерации подзаконных актов органов государственной власти РФ, законов субъектов РФ, правовых актов органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления. Причем принимаемые в этой сфере законы и другие акты субъектов РФ, акты муниципальных образований должны соответствовать не только законам федерального уровня, но и подзаконным актам органов государственной власти РФ, принятым на основе и в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами.1

Значительная часть вопросов организации и деятельности местного самоуправления относится к сфере совместного ведения. Необходимо заметить, что не только пункт "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ очерчивает вопросы местного самоуправления, относящиеся к сфере совместного ведения. На это нацелены и другие пункты указанной статьи. Например, п. "в" относит к сфере совместного ведения вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, в том числе теми, что находятся в муниципальной собственности. Таким образом, регулирование вопросов собственности на землю, другие природные ресурсы (содержание права собственности, субъекты и объекты права собственности, общий порядок 

осуществления правомочий собственников) - исключительно федеральное полномочие. Определение же порядка владения, пользования, распоряжения конкретными земельными участками, участками недр и т.д. (регулирование управленческих отношений) входит в сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Согласно п. "ж" к сфере совместного ведения относится координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита. Он распространяет свое действие и на соответствующие отношения с участием органов местного самоуправления. Аналогичную муниципальную составляющую имеют и другие пункты ч. 1 ст. 72.

К полномочиям федеральных органов власти относятся: определение общих принципов организации местного самоуправления; правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах ее полномочий по предметам совместного ведения прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном законом.1

Конституция распространяет на местное самоуправление республиканскую организацию аппарата власти, но выводит его из сферы действия принципа разделения власти, учреждает институт муниципальной собственности, указывая, что муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной, иными формами собственности (гл. 1). В ней определено, что местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное 

________________________

1Миронов А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: ИД «ФОРУМ», Инфра-М, 2006 – С. 116.





решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Население осуществляет местное самоуправление непосредственно (с помощью форм прямой демократии), а также через органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, согласно Конституции РФ, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Конституция предусматривает необходимость гарантий учета мнения населения при изменении границ местного самоуправления, самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления. Конституция предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, судебную защиту местного самоуправления, обязательность компенсации дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в связи с решениями государственных органов, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных самой Конституцией и федеральными законами.1



















___________

1Васильев В.И. Муниципальное право России. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. – С. 136.



Заключение

	Таким образом, в основе иерархии нормативных актов о местном самоуправлении находится Конституция Российской Федерации. Внутреннее содержание конституционных норм на федеральном уровне развернуто в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ.	

В ст. 2 данного Закона содержится следующая формулировка «местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

Понятия признаваемая и гарантируемая Конституцией означает, что эта деятельность реализуется людьми как их естественное социальное притязание в одностороннем порядке независимо от ее правового допущения. Государство с помощью правовых средств лишь упорядочивает самоуправленческую активность местного населения, не учреждая ее. Деятельность местного самоуправления гарантируется, подкрепляется и защищается государством с помощью ряда мер, прежде всего, тех, которые предусмотрены Конституцией. Это материальное, организационное, методическое и другое содействие местному населению, органам местного самоуправления со стороны государства.

Местное самоуправление играет решающую роль в современном обустройстве России. В современных условиях оно устанавливается не снизу, а сверху, поэтому необходимы достаточные конституционные гарантии его утверждения и развития.

Будучи одним из параметров конституционного строя, местное самоуправление организационно и функционально обособлено в системе управления обществом и государством (ст. 12 Конституции РФ), что является принципиально новым положением по сравнению с предшествующим периодом развития России.

Институт местного самоуправления имеет определяющее значение для России, так как является процессом управления низовыми территориальными сообществами жителей, основанном на принципе разумного сочетания представительских институтов и институтов непосредственной демократии, принципе предоставления всем субъектам территориальных сообществ жителей широких возможностей по заявлению, отстаиванию и проведению в жизнь собственных интересов, политико-правовой привязанности органов местного самоуправления к коренным запросам жителей.

Но подобное состояние не является фактом действительности, а скорее идеальной целью, к которой необходимо стремиться. 







































Библиографический список

Правовые акты

1. Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993г. (в последней ред. ФКЗ от 30 декабря 2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 25.12.1993. № 237; Российская газета. 21.01.2009г. № 7.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.07.2005г. № 97-ФЗ // Российская газета. № 170. 01.09.1995.

	Научная литература	

1. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. – М.: Издательство Норма, 2003. – 368 с.

2. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 672 с.

3. Васильев В.И. Муниципальное право России. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. – 848 с.

4. Миронов А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: ИД «ФОРУМ», Инфра-М, 2006 – 180 с. 

5. Муниципальное право. / Под ред. С.Е. Чаннова. – М.: Омега-Л, 2006. – 288 с........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44