VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исламское право понятие и источники

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011171
Тема: Исламское право понятие и источники
Содержание
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»







Факультет права



Курсовая работа 

на тему:



«Исламское право: понятие и источники»

















Выполнил: студент гр. 166 

Хаёходжаев Азамат 

Научный руководитель:

    д-р ... наук, проф.

Сюкияйнен Л.Р,

















Москва, 2017



Введение



Глава 1  Мусульманское право: его понятие, развитие и основные источники

1.1 Понятие и развитие мусульманского права

1.2 Основные источники мусульманского права



Глава 2 Общая характеристика мусульманского права

2.1 Основные признаки мусульманского права

2.2 Характерные черты мусульманского права XX-XXIвв



Заключение



Список использованных источников

































Введение



Роль религии в нашем мире будет оставаться неизменным, не смотря на уровень развития образования и культуры, а также на достижения прогресса техники и технологии.Воздействия религиозных норм на общественные отношения является все еще достаточно большой практически во всех станахсегодняшнего мира.

Развитие ислама имеет близкую связь с развитием арабской государственности, начиная с небольших государств начала VII в. до одной их самых крупнейших империй VIII-X вв. - Арабского халифата. Появилось крупное государство, а следовательно и большая религиозная община. Это были люди, скрепленное верой в единого Бога. У всехнихбыла мнения, что законы жизни посылаются им самим Аллахом. Данные законы давали разъяснения по части того, как надосоздавать свою жизнь правоверным и их общине, как относитсякпророку, как разделить добычу (имущественную и военную). Так незаметно  сложились обязательные всем мусульманам правила правильного поведения, их права и обязанности, другими словами, возникло мусульманское право.

Целью данной курсовой работыявляется  изучения общих начал мусульманского права, основных его признаков и источников этого права.

Достигнуть эту цель представляется возможным только с помощью решений следующих задач:

Следует изучить развитие мусульманского права в общем.

Определить источники мусульманского права и его основные концепции.

Дать общую характеристику мусульманскому праву.

Дать характеристику прав и свобод человека в пределах мусульманского права.

Решение перечисленных мною задач дадут возможность, в целом, иметь общее представление о мусульманском праве и его особенностях.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, которые возникают в рамках мусульманского права и его взаимосвязь с другими правовыми системами мира.

Предмет данной работы - понятие и источники мусульманского права

При рассмотрении будут использоваться такие методы, как историко-теоретический анализ различной литературы, научных статей, посвященных данной теме, а также анализ источников мусульманского права.

Актуальность этой темы курсовой работыявляется, что отношения между мусульманским миром  и немусульманским в последние годы очень сильно обострились. Конечно, в первую очередь, главная роль этих конфликтов отводится политике, но также нельзя пропустить и правовой аспект. Ведь для сокращения возможности возникновения вооруженных конфликтов, необходимоиметь полное представление о правовых обычаях, основы, религиозные тонкости, на которых собственно и основывается миропонимание мусульманского народа.

	

			

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

Глава 1. Мусульманское право: его развитие и основные источники

1.1 Понятие и развитие мусульманского права

Исламское правовозникло как одна часть шариата. Но сразу необходимозаметить, что шариат и мусульманское право не одно и тоже. И не все нормы шариата с юридической точки зрении являются мусульманским правом.  Шариат являлся сводом правил поведения,которых правоверный мусульманин от его рождения до смерти должен соблюдать, то есть так называемым сводом правилдля мусульманина. В нем содержится религиозные, нравственно-этические и правовые нормы, не деля их отдельно на религию, мораль и право. Представляя единство религиозной и светской власти, шариат содержит в себе право, моральные наставления, также предписания мусульманского культа – регламентацию молитв, проведение поста, праздников, обязательств мусульманина. Согласно шариату, у всех мусульманин существует 4 вида обязанностей: во-первых, повинности перед Аллахом; во-вторых, обязанности перед рабами Аллаха; в-третьих, обязанности перед самим собой; в-четвёртых, обязанности перед тем, кто принадлежит мусульманину в этом мире. Шариат имеетмного целесообразных предписаний, регулирующих чуть ли не все сферы жизни мусульман: не воровать; не увлекаться азартными играми; сдерживать данное слово; жить честно, не убивать; жить честным трудом;заботиться о родителях; не пьянствовать;помогать сиротамибедным нищим; не обижать детей; уметь прощать обиды друг друга; проявлять терпение и  быть праведным; содержать семью; и др. 

В целом, подводя результат вышесказанному, можно прийти к выводу, что в самих истоках возникновения мусульманского права стояла теократия и теология, другими словами подчинение в основных вопросах воле Аллаха. 

Этапы развития мусульманского права.

Мухаммед от имени Аллаха направлял некоторые главные правила поведения верующим мусульманам. Данные нормы формировались им преимущественно в общественных проповедях, обнаруживших свое отражение в Коране. Иная часть юридически важных норм – сунна (“священный обычай”) - сформировалась на базе преданий об изречениях и поступках Мухаммеда. 

Позднее и те, и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники так называемые “праведные халифы” Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Делая упор на Коран и сунну, они сформировали новые правила поведения, соответствующие, с их точки зрения, воле Аллаха и Мухаммеда. А если же Коранеи сунне “молчание” по этому поводу, то нормы устанавливались общим усмотрением или собственно каждым халифом единолично.

В VIII-X веках значительное воздействие на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и судьи(кади). Их роль в формировании исламской правовой системы была настолько значимой, что некоторые исследователи стали характеризовать исламское право, как право юристов. 

      В тот период зарождаются основные исламские ветки (толки), восполняются правовые пробелы, на базе толкования Корана формулируется огромное количество иных предписаний.

      В конце X века мусульманское право было канонизировано, и постепенно открылись “ворота исканий” для его изыскателей и реформаторов. Настал “век традиций”, период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи не имели больше права выносить решения по собственному усмотрению при отсутствии в Коране, сунне и других источниках подходящих норм. Они обязались руководствоваться принятым населением страны толком. 

      К XIII веку мусульманское право фактически утратило собственную целостность и стало правом поли-доктринальным, разбитым на разные ветви. Обязанность придерживаться определенной юридической школы диктовалась государством, его правовой политикой. В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным.

Мусульманская правовая доктрина в дальнейшем развитие шло по пути поочередного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существовавших в масштабах того или иного толка, также создания единых положений, принципов, общих для всех мусульманских правовых школ. Данные нормы-принципы придали исламскому праву логическую целостность, стройность и на много увеличили его регулятивный потенциал.

IX век знаменует  новую ступень становления исламского права, развитие законодательства в виде самостоятельного источника нормативного регулирования привело к тому что  постепенновытеснялись юридические доктрины, понижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать влияние на правовую систему.

Со 2-ой половины IX века начинается интенсивное заимствование европейского права, а именно, романо-германского, которое в текущее время в отдельных арабских государствах (к примеру, в Турции) фактически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других государствах (Алжир, Египет, Сирия и др.) исламское право сохранилось в отдельных сферах социальных взаимоотношений, а именно, сфере “личного статуса” мусульман. В тех государствах, где преобладают исламско-фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, ЙАР, Ливия, Судан), границы мусульманского права наиболее широки, включают разные институты, подотрасли гражданского, уголовного права и др. Здесь можно наблюдать ренессанс исламско--правовой культуры, возвращение к традиционным исламским ценностям.





















































1.2 Основные источники мусульманского права

Термин исламское право(мусульманское)в современной правовой науке и востоковедении используется в множество значениях. Как уже было отмечено, прежде всеготакобозначаютсяшариат, сводимый ко всем правилам внешнего поведения мусульман или фикх. 

Исламское право, порой ассоциируется с шариатом, в который включаются не только собственно исламские предписания – положения Корана и сунны, - но и местные обычаи, составляющие нормативную основу образа жизни мусульман. При этом такие локальные правила отнюдь не всегда соответствуют шариату в точном смысле и даже могут ему противоречить.

В отдельных работах под исламским правом подразумевается также законодательство, действующее в мусульманских странах и основанное на нормах шариата (фикха). 

В последнее время в России появилось огромное количества работ, которые посвящены исламскому праву  или его отдельным аспектам.Многие авторы в качестве источников мусульманского право пишут Коран,иджма, сунна,кияс и др. Но следует подчеркнуть, что мусульманское право только двух источников. Первым и основным источником мусульманского право является исламские доктрины(фикх). Вторым источником мусульманского право который появился после XX в. это нормативно правовые акты.

Помнению Сюкияйнена, все эти трактовки исламского права не являются точными в научном отношении, поскольку не ориентируются на строгие юридические критерии и не позволяют выявить специфику данного явления как правового феномена и самостоятельной правовой системы. Это касается главным образом широко распространенной характеристики исламского права как религиозной правовой системы. С такой оценкой можно согласиться лишь при отождествлении шариата и исламского права. Но даже при таком допущении она выглядит односторонней, поскольку делает акцент на шариате как религиозном феномене, упуская из виду особенности исламского права как юридического явления.

Необходимо преодолеть такой односторонний поход к исламскому праву как к преимущественно религиозному явлению и раскрыть его соотношение с шариатом и фикхом. Иными словами, при анализе исламского права важно установить не только его связь с религией ислама, но, прежде всего, дать ответ на вопрос, отвечает ли оно требованиям права. Образно говоря, следует четко представлять, что, в исламском праве является исламским, а что – правовым.

В этой связи подчеркнем, что в юридическом смысле исламским правом могут быть названы отнюдь не все положения шариата и даже не все сформулированные фикхом правила внешнего поведения, а лишь те из них, которые отвечают правовым критериям и по своему содержанию могут рассматриваться как право. 

Сюкияйнен также считает, что определение данного феномена в качестве «исламского» предпочтительнее распространенного в литературе и ранее использовавшегося нами его обозначения как «мусульманского».

Иначе говоря, преимущество термина «исламское право» заключается в том, что он прямо подчеркивает связь с постулатами ислама, в то время как термин «мусульманское право», скорее, делает акцент на тех правилах, которые приняты мусульманами, но могут не совпадать с положениями шариата и выводами фикха. Хорошо известно, что целый ряд обычаев и традиций, сложившихся на протяжении веков и до сих пор являющихся важной частью образа жизни мусульман во многих странах, противоречит исламским нормам. Поэтому ставить знак равенства между ними и шариатом, а, тем более, исламским правом некорректно.

Целью изучения исламского права должен быть, прежде всего, анализ степени отражения в нормах, разработанных фикхом на основе шариата, сущностных характеристик права. Одновременно важно установить, в каких формах такие правила находили государственную поддержку. Иными словами, речь идет о выявлении особенностей юридической природы исламского права, как по содержанию, так и по форме.

Надо сказать, что фикх в целом нельзя безоговорочно называть исламской юриспруденцией или исламской правовой доктриной. Как одна из шариатских наук фикх прежде всего имеет ярко выраженную религиозную направленность, особенно в том, что касается понимания источников и способов формулирования правил внешнего поведения. Ориентация фикха-доктрины на основополагающие догмы ислама была вполне естественной, если принять во внимание особенности ее становления и развития. Вслед за доктриной тесно связанными с религией оказались и сами разработанные фикхом нормы, включая и те из них, которые отвечали критериям права.

Однако оценка доктрины как религиозной по своим исходным постулатам требует уточнения. Дело в том, что явно религиозная направленность характерна только для той ее части, которую можно назвать философией исламского права, призванной объяснить его происхождение божественным откровением. Исламское правопонимание исходит из того, что любые правила поведения — в конечном счете, не творение человека или государства, а выражение воли Аллаха. Люди в состоянии лишь находить нужные решения в общих рамках шариата, что является сутью иджтихада. Однако если проанализировать исламские концепции, касающиеся конкретных вопросов внешнего поведения человека и соответствующих конкретных правил, то легко убедиться в том, что на этом уровне чисто 

религиозные догмы и нравственные требования уступают место рациональной логике, которая нередко ориентируется на правовые критерии.

Современные мусульманские правоведы, подчеркивая религиозно-этические (шариатские) исходные начала фикха, нередко наглядно иллюстрируют его роль в юридической интерпретации нравственных предписаний ислама. Наглядным примером может служить трактовка честности в исполнении обязательств по сделкам. Сама по себе эта категория имеет нравственный смысл, но фикх толкует ее в правовом ключе. Если лицо не в состоянии исполнить взятые на себя обязательства по договору в силу материальных затруднений, возникших по объективным причинам, то ему должна быть предоставлена отсрочка. Но при недобросовестном уклонении должника от удовлетворения требований кредитора он должен нести юридическую ответственность. Иначе говоря, несоблюдение нравственной нормы получает правовую оценку и служит основанием применения санкции.

В результате развития фикха-доктрины на протяжении веков происходил постепенный процесс выделения в общем составе его выводов таких правил внешнего поведения, которые соответствовали правовым критериям. В содержательном отношении важнейшим рубежом в этом процессе явилось формирование уже рассмотренных общих принципов фикха.

Общие принципы фикха вместе с его «корнями», включающими «шариатские указатели» и «установленные шариатские методы», составляют так называемые корни (исходные начала) шариата. Причем, с правовой точки зрения, центральная роль в этом комплексе принадлежит именно общим принципам. Их значение сводится к тому, чтобы, с одной стороны, гарантировать соответствие конкретных сформулированных фикхом правил религиозно-этическим предписаниям шариата,

а с другой – придать этим нормам правовой характер. Иначе говоря, общие принципы фикха являются ключевым звеном, соединяющим шариат и фикх с исламским правом. Именно поэтому их разработка доктриной стала решающим шагом на пути выделения в рамках фикха исламского права, являющегося юридическим явлением по своему содержанию.

Особая роль доктрины объясняется также спецификой исламского правосознания, для которого ориентация на шариат является непременным условием легитимности исламского права. Привязка к шариату через фикх-доктрину обеспечивает исламскому праву авторитет в глазах мусульман, воспринимающих его как воплощение постулатов своей веры. Если бы право не отличалось такими качествами, оно не могло бы действовать в исламском обществе. Такое взаимодействие с религией, разумеется, не определяет собственно юридическую природу исламского права, но в значительной мере объясняет эффективность его действия и характерные черты его восприятия.

Исламскому праву, как и любое правовой системе, присуща своя модель взаимосвязи правовых норм, правосознания и поведения. Отчетливая религиозная окраска исламского права объясняет предельную близость этих компонентов между собой. Его норма воспринимается верующим как квинтэссенция религиозных представлений о должном и справедливом. А это, в свою очередь, предопределяет готовность подчиниться ей в своем поведении. Центральная роль в этой триаде принадлежит правосознанию, точнее, исламскому правовому менталитету, который соединяет в себе религиозные и собственно правовые представления.

Отсюда следует вывод о том, что исламское право – не синоним шариата. Различение этих понятий основано на правовых критериях: шариат включает все обращенные к людям предписания Корана и сунны пророка, а к исламскому праву относятся лишь те принципы и нормы, которые были разработаны или истолкованы фикхом-доктриной и отвечают требованиям права. Шариат в собственном смысле – в целом религиозное явление, в котором сквозь призму фикха можно обнаружить лишь отдельные следы правового начала. В отличие от него, исламское право – юридический феномен, хотя и оцениваемый религиозным сознанием меркой шариата. Онявляется общей мировоззренческой основой исламского права как относительно самостоятельного явления, связанного с религией, прежде всего, через исламское правосознание. Схематично взаимосвязь религии, доктрины и права в исламе можно представить следующим образом

Иначе говоря, Коран и сунна, т.е. религиозные постулаты, составляющие шариат, являются основой фикхадоктрины, разрабатывающей конкретные правила внешнего поведения, часть которых имеет правовой характер и является исламским правом в собственном смысле.

Конечно, самостоятельность исламского права как юридического явления и его независимость от религиозных постулатов ислама относительны. Было бы неверным утверждать, что между ними нет никакой связи. Более того, исламское право является самостоятельной правовой системой (семьей), специфика которой заключается, прежде всего, в сложном сочетании в нем религиозного и собственно юридических начал. Анализ их соотношения позволяет лучше понять основные характерные черты исламского права, отличающиеего от других правовых систем (семей). В частности, как юридическое явление исламское право сформировалось в результате исламизации правовой практики, придания религиознойформы рациональной систематизации юридических принципов, норм ииндивидуальных решений. Переплетение иррациональногои рациональногомоментов во многом предопределяет и идейную основу исламского права, пронизывающие его ценности, а также общую направленность исламского правосознания, включая правопонимание и стиль мышления мусульманских юристов.

Исламские представления о правовом идеале связывают его с шариатом и фикхом, в которых, как было показано, божественное и человеческое начала теснейшим образом переплетены. Образно говоря, одной своей стороной шариат, интерпретируемый фикхом, обращен к небу, а другой – к земле. В целом он представляется как универсальная система, в которой внутренние религиозные убеждения мусульманина предопределяют его внешнее поведение. В свою очередь, строгое следование правилам фикха, воспринимаемым как конкретизация шариата, рассматривается в исламе как безошибочный показатель истинной веры в Аллаха. Шариат и фикх являются самыми близкими к исламу понятиями, стержнем мусульманского образа жизни, идеальной моделью, на которую мусульманин обязан ориентироваться в своих мыслях и поступках.

На уровне правил поведения фикх для мусульман играет приблизительно ту же роль, которую культура европейцев отводит всей системе социальнонормативного регулирования, включающей нравственные, религиозные, юридические и иные поведенческие ориентиры и оценки. Учитывая, что шариат и фикх в значении правил внешнего поведения сопоставимы с правом в европейском понимании, они, как правило, отождествляются с исламским правом. В этом смысле следующий шариату и фикху мусульманин условно можетбыть назван “правовым” человеком, поскольку живет по истинному праву в его собственном, исламском, восприятии. Ключевым для исламского сознания является убеждение в том, что высшим и идеальным правом выступает только толкуемый фикхом шариат, превосходящий по авторитету любые формальные созданные людьми нормы, включая государственное законодательство.

Для мусульман истинным “законодателем” выступает только Аллах, воля которого и воплощена в шариате. Неслучайно, например, в Саудовской Аравии по решению короля термины “закон” и “законодательство” не используются применительно к действующим в стране правовым актам, которые символично называются “низамами” – регламентами. Такое наименование призвано подчеркнуть, что земная государственная власть обладает лишь регламентарными полномочиями, ограниченными истинным правом – шариатом. Характерно, что в Основном низаме о власти 1992 г., играющем роль основного закона страны, конституцией Королевства объявлены Коран и сунна Пророка.



Для философии и общей теории исламского права характерно заметное преобладание религиозного взгляда на юридические проблемы. В идейно-теоретическом плане оно подчинено общим началам ислама. Однако мусульманские юристы подходили к этим началам с позиций правовой практики, переводя их с помощью рациональных методов толкования на язык юридических правил поведения. Такую роль юристов особенно важно отметить, поскольку основным источником традиционного исламского права выступала доктрина, выводы авторитетных исламских правоведов, принадлежавших к различным школам (толкам) интерпретации Корана и сунны.

С учетом этого следует анализировать также структуру и технико-юридическое содержание исламского права. Так, весьма абстрактные и неоднозначно понимаемые положения сочетаются в нем с детализированными, казуальными нормами и индивидуально-правовыми решениями. Причем между этими двумя сторонами содержания исламского права нет никакого противоречия, поскольку обращенные к мусульманам общие предписания, имеющие преимущественно характер религиозноэтических ориентиров, могут быть реализованы на практике только в виде конкретных правил поведения, которые и формулируются исламской правовой доктриной.

С учетом этого следует анализировать также структуру и технико-юридическое содержание исламского права. Так, весьма абстрактные и неоднозначно понимаемые положения сочетаются в нем с детализированными, казуальными нормами и индивидуальноправовыми решениями. Причем между этими двумя сторонами содержания исламского права нет никакого противоречия, поскольку обращенные к мусульманам общие предписания, имеющие преимущественно характер религиозноэтических ориентиров, могут быть реализованы на практике только в виде конкретных правил поведения, которые и формулируются исламской правовой доктриной. Однако соотношение общих ориентиров и конкретных правил неодинаково для двух частей исламского права, первая из которых включает предписания, касающиеся, прежде всего, исполнения религиозных обязанностей, а вторая сводится к нормам, определяющим взаимоотношения людей между собой (муамалат). Если Коран и сунна содержат все основные правила «ибадат», то подавляющее большинство конкретных норм в сфере «муамалат» было сформулировано мусульманскими юристами.

Своеобразным соотношением религиозного и юридического начал объясняется и тот факт, что в исламском праве в собственном смысле основное внимание уделяется внешнему поведению человека, а не его внутренним мотивам. Вместе с тем осуществление его норм на протяжении веков опиралось главным образом на религиозную совесть мусульман и их восприятие данных норм как религиозных. Неслучайно в исламской правовой теории активно развивались как концепция «интереса», учитывающая, прежде всего, религиозноэтические ценности ислама, так и учение о юридических стратагемах, принимающее во внимание лишь формальное соответствие поступков или сделок установленным правилам. В целом, однако, эффективность механизма действия мусульманского права во многом объясняется близостью, а нередко и слитностью правосознания с нормами, готовностью мусульман соблюдать последние без вмешательства государства и особого аппарата принуждения.

Соотношению в исламском праве обязанностей и индивидуальных прав также может быть точная характеристика, если не упускать из виду переплетение в нем указанных двух моментов. Действительно, лежащие в основе исламского права религиозноэтические начала, прежде всего, нацеливают его на закрепление обязанностей, возложенных на мусульманина в области культа. Вместе с тем исламская правовая доктрина, уделяющая основное внимание разработке конкретных правил поведения, не меньшее значение придает концепции индивидуальных (субъективных) прав. Причем ведущим правилом ее рационального подхода к решению юридических вопросов является принцип дозволения. Неслучайно большинство норм исламского права, сформулированных юристами рациональным путем, носит диспозитивный характер. Лишь немногие предписания Корана и сунны, которые считаются имеющими непосредственно божественное происхождение, закрепляют преимущественно обязанности и являются императивными.

Взаимодействие религиозной и рациональной основ в исламском праве прослеживается и на уровне характерного для него соотношения объективного и субъективного права. Первое исламская правовая теория относит к религиозной сфере и связывает его с выраженной в Коране и сунне волей Аллаха. А второе считает формой рациональной интерпретации и конкретизации данной воли юристами, которые формулируют конкретные нормы, предусматривающие субъективные права и обязанности.

Наконец, сочетание в исламском праве жесткости и постоянства с гибкостью и способностью изменяться также имеет отношение к его двойственной природе. Преемственность и традиционализм исламского права, его авторитет объясняются тем, что правомерные воспринимают его как систему предписаний, имеющих, в конечном счете, божественное происхождение. В то же время свободная интерпретация юристами общих положений Корана и сунны, рациональный поиск правовых решений дают ему возможность развиваться и, до известных пределов, приспосабливаться к изменяющимся общественным отношениям, что касается главным образом «муамалат».

Можно отметить некоторые особенности исламского права как самостоятельной правовой системы (семьи) в соответствии с критериями, принятыми современным сравнительным правоведением. В частности, его основным формальным источником в течение многих веков была доктрина, которая стала наиболее приемлемой формой взаимодействия религиозной идеи с правовым началом. Преобладающий территориальный принцип действия норм исламского права всегда сочетался и продолжает сочетаться с персональноконфессиональным (преимущественно в области семейных отношений). Данной правовой системе присущи специфические институты  например, вакфы и закят,  а также такие меры ответственности, которые имеют религиозный смысл (искупление и пост).

Ряд характерных черт исламского права как самостоятельной правовой системы ярко проявляется в той роли, которую оно играет в современном мусульманском мире, а также в его тесном взаимодействии с европейской правовой культурой, о чем будет сказано ниже.

В заключение вновь обратимся к соотношению между шариатом, фикхом и исламским правом, которое схематично, опуская детали, можно представить следующим образом.

Шариат, воплощенный в Коране и сунне Пророка, является сводом религиозных заповедей различного характера. Среди них выделяются постулаты, затрагивающие внешне выраженное поведение человека – так называемые практические (поведенческие) правила. Их формулированием и изучением занимается специальная наука – фикх.

Взятые в целом, Коран и сунна выступают в качестве «общих», или «обобщающих», источников «практических» норм шариата. Что же касается конкретных коранических стихов и хадисов (или их фрагментов), обращенных к внешнему поведению человека, то они считаются «детализирующими» («частными») источниками («указателями») соответствующих правил и оценок.

По мирским взаимоотношениям людей лишь небольшая часть этих «детализирующих» источников фиксирует четкие и единообразно понимаемые нормы. А преобладают в данной сфере такие частные «указатели», которые отличаются неоднозначностью и допускают различную трактовку своего нормативного содержания.

Для осмысления в нормативном ключе положений Корана и сунны фикх использует специальные логические приемы и устоявшиеся традиционные процедуры – так называемые утвержденные шариатские методы. С их помощью «практические» нормы извлекаются не только из очевидных по смыслу, но и из многозначных предписаний шариата.

Кроме того, исламская мысль разработала ряд рациональных «указателей»  преимущественно рациональных способов поиска и установления правил внешнего поведения в ситуациях, вообще прямо не охваченных текстом Корана и хадисов. Считается, что такие приемы (в частности, аналогия), составляющие сердцевину иджтихада, изначально установлены Аллахом и поэтому в той или иной форме предусмотрены самим шариатом. Наряду с Кораном и сунной они входят в число источников «практических» норм последнего.

Формулируя такие правила в рамках иджтихада, фикх обращается не только к различным отмеченным источникам («указателям»), но и к исходным началам шариата – самым широким ориентирам внешнего поведения, которые декларируются стихами Корана и хадисами в крайне общей форме. Вместе с тем, фикх обосновал ряд концепций в качестве ведущих критериев оценки внешнего поведения людей. Прежде всего, это относится к теории целей шариата и иерархии интересов человека как основания любой «практической» шариатской нормы. Большое значение придается также презумпции дозволенности в мирской сфере всего, что прямо не предусмотрено шариатом и не укладывается в рамки конкретных правил, сформулированных с помощью известных «указателей».

Одновременно в поиске походящего для конкретной ситуации решения принимаются во внимание общие принципы фикха, которые отражают,

отмеченные концепции и позволяют сделать правильный выбор среди многочисленных и часто противоречивых частных норм.

Все источники шариатских правил внешнего поведения вместе с «утвержденными шариатскими методами» составляют «корни» фикха. Они, в свою очередь, в сочетании с целями шариата и общими принципами фикха рассматриваются в качестве «корней» шариата, на основе которых фикх окончательно фиксирует правила внешне выраженного поведения человека. Эти нормы считаются шариатскими и также именуются фикхом.

Среди шариатских норм (выводов фикха) имеются и такие, которые по своему смыслу, подходу к определению рамок поведения отвечают правовым критериям и поэтому в содержательном отношении могут быть названы исламским правом. Указанные правила получают законченную форму позитивных правовых велений в результате придания им государством официального статуса, властного фиксирования в том или ином виде – например, применения их судом либо закрепления в законодательстве.

Такие шариатские нормы становятся исламским правом не только по содержанию, но и по форме. Фикх в значении доктрины играет роль формального (юридического) или материального (исторического) источника позитивного исламского права, современным вариантом которого является исламское законодательство.


Глава 2. Общая характеристика мусульманского права



2.1 Основные признаки мусульманского права



Мусульманское право представляет собой единство положений правового, религиозного и морального характера. Религия в нем проникает в ткани правовой материи на органическом уровне. Подобного рода этико-религиозные основы шариата, также как и конфуцианство в Древнем Китае, представляют собой образ жизни народа и определяют особенности цивилизации. Мусульманское право главным образом всегда было частным правом.

Но подобного рода устойчивость мусульманского права нельзя назвать безусловной. В то время, когда требовалось общественное развитие, всякого рода дополнения и изменения вносились под предлогом того, что уточнялись и разъяснялись уже существующие нормы.

И тот факт, что со временем Арабский халифат распался, это никак не отразилось на эффективности мусульманского права, ставшее к тому времени правом множества стран Азии и Африки, которые приняли Ислам. Особенность и неповторимость мировосприятия, а также моральноправовые нормы раннего возраста народа, которые были закреплены в религии, на множество веков определили оригинальность мусульманского права.

Сохранившийся архаизм первобытнообщинного строя главным образом повлияло на правовое положение мусульманского населения. Подобного рода архаизмы, которые были освящены мусульманской религией и базировались на равенстве всех верующих в Аллаха, оказались исключительным образом живучи. Преимущество верховного класса так и не закрепились полностью в праве. Что-то подобное преимущественному положению брахманов в Древней Индии, духовенства в феодальной Европе Арабскому халифату было не известно. Однако, все-таки свободные крестьяне, которые исповедовали Ислам, не имели равных прав с представителями верховного класса, и были подвержены усиленному налоговому обложению.

В Арабском халифате не существовало равенства в правах между мусульманами и не мусульманами. Так, например христианам, иудеям и др. не разрешались браки с мусульманами, запрещалось ездить на лошадях и т.д.

Особенной чертой мусульманского права считалось исключительное преимущество мусульманского народа над «неверными». Даже у раба мусульманского происхождения имелось гораздо больше привилегий, нежели у свободных не мусульман. Не мусульмане облагались особыми налогами, такими как:

джизью (подушная подать);

харадж (земельный налог). [5, С. 34]

Вразрез с мусульманскими концепциями шло и то, что покоренные народы, принявшие Ислам, не имели всей полноты прав.

В Арабском халифате рабство хоть и имело место быть, однако развито оно было не очень широко.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%