VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Жанровая композиция «Часовщик»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012544
Тема: Жанровая композиция «Часовщик»
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ И СКУЛЬПТУРЫ





Мельникова Юлия Анатольевна



Жанровая композиция 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 

По направлению – «Живопись»





Научный руководитель:Профессор кафедры живописи, графики и скульптуры, заслуженный художник РФ, член СХ России  Туров Г.К.





Рецензент: Старший научный сотрудник РОМИИ, 

заслуженный работник культуры РФ  Рязанов В.В.









Ростов-на-Дону

2017 г





Содержание

Введение

Глава  I . Теоретическая часть

1.1. Актуальность выбранной темы.

1.2 Жанровая живопись в русском и советском искусстве.

1.3 Истоки развития портрета  в станковой живописи.

1.4 Символика часов

1.5 Символические образы категории времени в работах русских и зарубежных художников.



Глава II. Практическая часть.

2.1 Зарождение тематики дипломной работы.

2.2 Разработка эскизов,подготовка холста к работе

2.3 Оформление дипломной работы



Заключение.

Список литературы.

Приложение.





Введение

Художник Е.Кибрикговорил, что  через искусство человек своим художественным чувством познает мир. Через искусство художник выражает свое отношение к нему (понимание мира,). В искусстве запечатлеется не только видимый мир ,но и душа народа ,создавшего это искусство. Через искусствообобщаются между собой не только современники ,но и далекие предки с потомками. Так Микеланджело, создавая свои произведения, знал что их увидят потомки ,мыслил категорией вечности. Искусство проникает в сознание людей через форму и чувства и формирует сознание, воспитывает его, в нем содержится огромная сила.Живопись имеет много общего с музыкой ,поэзией ,театром ,временными видами искусства .

Сущность творческого процесса состоит в искании изобразительного пластического мотива в качестве исходного момента. От его новизны зависит значимость художественного произведения. Истинное произведение искусства создается путем наблюдения за окружающим миром, это не рабское копирование действительности. Художник ищет в окружающей действительности выражение его мыслей и чувств. 

Каким образом возникает в сознании художника пластический мотив?

На этот вопрос скульптор  М.Г. Манизер  отвечает так: "Он рождается или умозрительно, путем реализации каких-то представлений, ранее полученных от действительности ,как плод воображения , или же путем непосредственного  и пристрастного наблюдения этой действительности ,так сказать ,подсмотренной в натуре".





	А. Фадеев выделял три этапа творческого процесса:

1) период "первоначального художественного накопления", определяющие идею, форму и характер образов;

2) обдумывание и вынашивание замысла;

3) написание произведения.

	Опыт, чувства и интуиция помогают  художнику создать содержательное произведение. Художник одновременно сценарист ,режиссёр ,декоратор ,хореограф , картина - его собственный спектакль где он диктует сюжет ,освещение ,движения героев. Единственное отличие художника от режиссёра  в том, что живописец пытается передать ощущение движения и времени в ограниченном пространстве холста. Задача художника - создать  конкретный наиболее выразительный художественный образ понятный зрителю. Минимум средств максимум выразительности. 

	В процессе создания художественного произведения главное уйти от рабского следования натуры, постараться передать ограниченными средствами вечные темы ,художественные образы ,актуальные проблемы времени.



	Цель данной работы - анализ символических образов времени в живописи художников .   А также изучение роли категории времени в искусстве. Художники на протяжении разного периода обращались к теме быстротечности времени , зрелости ,вечности , ожидания и тревоги. Ведь само понятие время можно рассматривать по-разному : художник может подходить к этой теме с точки зрения философа и размышлять над своим местом в пространстве, итогами жизни ,воспоминаниями  или как ученный и анализировать понятие  вечности .



1.1.Актуальность выбранной темы.

Категория времени играет огромную роль в жизни современного человека, в его мировосприятии, мышлении.Каждая эпоха имеет своё представление о времени, о том, что это такое и какими способами можно его исчислять.

	Но можно ли говорить о времени как о философской категории времени применительно к произведениям живописи, графики и скульптуры?

Образы живописи не меняются и не развиваются во времени , подобно музыке или ритму танца. Однако, несмотря на то, что образы живописи неподвижны , они способны воплощать представление о времени,  вечности. Именно дыхание времени, исходящее от картин, способно передать то ощущение движения, придает жизнь образам живописи.

Каждый художник по-разному воспринимает реальную действительность. Взаимодействуя с окружающим миром, он впитывает в себя огромную массу впечатлений, преломляя их в своем сознании через сформированные у него взгляды, интересы, убеждения, установки и мировоззрения. Именно от субъективного восприятия объективного мира, преломленного через душевный мир художника, и рождается его индивидуальный творческий метод.

На протяжении многих поколений  мыслители ,искусствоведы задумывались над проблемами времени в искусстве. Проблема эта противоречива и сложна , так как требует философских методов для изучения понятия пространства времени ,отражённых в картине. Многое в живописи является иллюзией, за исключением времени ,которое является лишь моментом. Этот момент,лишенный длительности, становится символическим воплощением вечности.

Искусствоведы и философы Э. Панофски; Э. Гомбрих; Г. Башляр вывели много интересных положений относительно данной проблемы. Историк теоретик  искусства Б. Випер в своей книге "Введение в историческое изучение искусства" пишет : "обычно принятое деление искусств на пространственные и временные т.е. на такие, где образы существуют в пространстве и где они следуют друг за другом во времени, как будто бы полностью выключают время из сферы архитектуры, скульптуры и живописи как искусств пространственных. 

Действительно, образы живописи и скульптуры не меняются, не развиваются во времени, подобно музыкальной мелодии или ритму танца. Но значит ли это, что пластическим искусствам совершенно чужды идеи и чувства времени, что с ними невозможно соотносить понятие динамики и тому подобное. Пусть образы пластических искусств неподвижны, но они стремятся и способны воплощать совершенно определенные представления времени, указывать направления движения внушать переживания темпа и динамики временного потока".  

Символами времени обычно   принято считать изображения сфинкса,химеры,астрологических символов, часов,однако закрепление в символах разных аспектов времени этим никак не ограничиваются: "Даже горный пейзаж может символизировать время, если он вызывает в нашем воображении промежуток времени в миллионы лет. Символы времени не обязательно должны показывать признаки какого - либо движения "и в этом можно  согласиться с Дж.Элкинсоном. Примером является картина  немецкого художника - романтика  Каспара Давида Фридриха  "Этапы жизни". Художник мыслитель анализирует свою жизнь, пытается передать свое ощущение вечности в соответствии с романтическими идеалами того времени.

Кроме того, простые геометрические формы также можно рассматривать как "пространственные" модели времени. Само слово "время" выражает понятие вращения, круга,пути. Время воспринималось нашими предками как циклическое движение по кругу.

Например, картинарусского авангардиста  Натана Альтмана "Часовщик" в которойхудожник-мыслитель пытался через методы кубизма передать цикличность всего сущего.



1.2 Жанровая живопись в русском и советском искусстве.

	В начале 60-х годов отчетливо выделились два направления в русском изобразительном искусстве: идеализирующее, поверхностно описательное, не затрагивающее глубинных проблем общественности, и реалистическое, целью которого было раскрытие  истинных явлений. 

	Академия художеств под влиянием демократических идей эпохи стала относиться более терпимо к бытовому жанру. Но покровительство жанровой живописи было кратковременным, оно закончилось, как только чиновники поняли, что бытовой жанр является острым социальным оружием.  

Основную, наиболее прогрессивную тенденцию развития жанровой живописи характеризует творчество  В. Г. Перова 60-х годов. Рядом с Перовым можно назвать воспитанников Московского училища живописи ваяния и зодчества – И.М. Прянишникова, Н.В. Неврева.

Борьба вокруг крестьянской реформы, общий подъем демократического движения обусловили публицистический характер жанровых картин. Художники остро чувствовали перемены, стремились обличить пороки общества. В конце 60-х годов появляется социальный портрет, на первый план выходят крестьяне и простые рабочие. Угнетенный народ становится главной темой  жанровой живописи.







1.3  Истоки развития портрета в станковой живописи.

В художественном портрете конкретного человека при всей индивидуальности его характера ,внешности , жестикуляции, мимики всегда содержаться элементы , присущие определенной категории людей, в облике которых проглядывает профессия или принадлежность к той или иной прослойке общества.

Блестящим примером социально-собирательного образа может служить репинский «Протодьякон» (старший по чину дьякон). С помощью рисунка и живописи художник стремиться передать психологическое состояние портретируемого, а это состояние выражается в позе, жесте рук, наклонение торса и освещения. Внешние данные( худой ,высокий, тучный ,низкий), привычная поза, характерная обстановка подсказывает композицию, формат и размер холста, которые , в свою очередь, зависят от того каким будет портрет ( поясной, подгрудный, во весь рост ) .  





М.В. Нестеров «Портрет хирурга С.С. Юдина»

К особенностям однофигурной композиции относится и то, что она строится по принципу сжатого очерка, без развернутого сюжета. Главное в ней – передача внутреннего состояния героя, как бы произносящего монолог перед зрителями. 

В однофигурной сюжетной картине большую роль играет выразительность мимики лица, движения фигуры, жестикуляция рук, отражающая психологическое  состояние монолог перед зрителями. 

Как жанр портрет зародился в античной культуре несколько тысячелетий назад. 

Среди фресок Кносского дворца, найденных при раскопках археологами на острове Крит, есть целый ряд портретов относящихся к 16 веку до н э .в скульптуре.

Большой интерес представляют собой живописные портреты, созданные в ЕгиптеI-IV веках н. э. Их называют фаюмскими портретами по месту раскопок. Появились они в эпоху эллинизма, когда Египет был захвачен римлянами. Эти портреты выполняли ритуально магические функции. 

Эти портретные образы, созданные на деревянных досках или на холсте, помещались вместе с мумией в гробницу усопшего. На фаюмских портретах можно увидеть сирийцев, нубийцев, египтян, иудеев, живших в Египте I–IVвеках н.э. В Египет из Древнего Рима пришел обычай хранить в доме портреты хозяев, а также скульптурные маски усопших родственников.

Фаюмские портреты создавались в технике темперы, что особенно характерно для более ранних изображений. Энкаустика – это живопись красками, где главным связующим звеном являлся воск. Художники использовали расплавленные восковые краски. Такая техника требовала особых приемов. На области носа, подбородка и щек краска накладывалась плотными слоями, а на остальные части лица более жидко. 

В период Средневековья, когда искусство было подчинено церкви, в живописи в основном создавались религиозные образы. Широкое распространение получили портреты донаторов, дарителей, которых показывали чаще всего в профиль, обращенных к Богу. 



Дж. Беллини. "Портрет донатора".     Б. Пинтуриккьо. "Портрет мальчика"

Расцвет портретного жанра начался в эпоху Возрождения, когда мерой всех вещей стал человек, главной ценностью мира стала личность. В XVвеке художники начали создавать светские портреты на фоне пейзажа. 

К портретной живописи обращались многие знаменитые титаны Возрождения Рафаэль, Леонардо да Винчи, Боттичелли, они создавали собственный микрокосмос внутри портрета. 

Огромную роль в развитии портретного жанра сыграл Тициан, создавший целую галерею образов своих современников, поэтов и музыкантов, философов и ученых. Психолог и тонкий знаток человеческой души,  одним словом гений. 



Глубоким проникновением во внутренний мир человека отличаются портреты нидерландского художника Яна ванЭйка и немецкого мастера Альбрехта Дюрера. 

По характеру изображения портреты стали делиться на интимные и парадные. Крупнейшим мастером парадного портрета был Питер Пауль Рубенс, он умел эффектно подчеркнуть выдающиеся детали личности. Выполнял заказы многих королевских особ.

В XVIIвеке важное место занимал камерный (интимный) портрет – цель которого, раскрыть внутренний мир человека, его чувства и эмоции. Признанным гением такого вида жанра был Рембрандт, написавший много проникновенных образов.богатому заказчику, приукрашивали действительность.

Но наиболее смелые и талантливые мастера не боялись прогневить своей правдой властителей, они писали человека таким, каким он и является, ничего не скрывая.  В этом смысле весьма интересен знаменитый «Портрет семьи КарлаIV» кисти знаменитого испанского живописца и графика Франциско Гойи. Национальная школа портрета появилась в Англии. Крупнейшие  ее представители – Дж. Рейнолдс и Т.Гейнборо. 

Дальнейшее развитие портрет получил в XVIIIвеке. Многие художники получали хороший доход от портретов. Многие художники, стремясь польстить 

Непревзойденным мастером портрета в XIXвеке был  Жан Огюст Доминик Энгр, прославивший свое имя парадными портретами. 

Как и в европейском искусстве XIX века, главным героем русской портретной живописи стал личность сильная, мятежная, романтическая вера в силу человека. 

	1860- 1870е годы – время становления реалистической школы, наиболее ярко проявившееся в творчестве передвижников. Портрет стал социальным, художники-передвижники создали лучший собирательный образ людей своей эпохи. П. М. Третьяков решил создать галерею лучших людей России.

XX век стал переломным этапом в истории развития портрета, сменилась формация, был открыт психоанализ. Теперь художников волновали философские идеи, они пытались выразить свое отношение к миру. Теперь для портрета сходство не играло никакой роли, главное было создать образ личности.

	В советский период главным заказчиком было правительство, у художников было много заказов. Активно развивался реалистический портрет-тип . Типические особенности народного характера отразились в многочисленных образах крестьян, созданных З. Серебряковой, А.А. Пластовым ,Ф.А. Малявиным и другими. Все они передали дух того времени.

Для портретистов  разных эпох характерно одно  это создание собирательного образа человека.Но несмотря на, то что художники портретисты  пользовались разными средствами выразительности и ставили  перед собой  разные задачи все же их объединяло одно  - передача психологии личности ,попытка создать портрет героя нашего времени. Наибольшую известность получил портрет молодой женщины «Парижанка». В Древнем Риме, как и в Древней Греции не существовало станковой живописи, поэтому портрет проявился наиболее полно











1.4Символика часов в искусстве.



Часы, как известно, совершенно необходимый атрибут нашей жизни. Часы окружают и сопровождают человека повсюду, позволяя ему ориентироваться во времени и связанном с ним незримыми таинственными узами пространстве. Карманные, наручные, настольные, настенные и башенные часы вносят в человеческую жизнь нужную размеренность и упорядоченность, но вместе с тем их мерное тиканье или громкий бой постоянно напоминают о неумолимом ходе времени, о безвозвратности уходящих в прошлое мгновений, и как следствие этого — о медленном, но неотвратимом приближении смерти. 

Итак, часы — эмблема вечности времени, но одновременно и знак его быстротечности, мимолетности, печальный символ кратковременности человеческой жизни. В мифологии время подвластно только богам. Его ход контролируют боги времени и судьбы: египетский Нехебкау, греческий Кронос, римский Сатурн, индийский Кала, китайский Тай-суй, тибетская богиня Лхамо и т.д. Одни из них отвечают за смену дня и ночи, другие — за смену времен года. Иранский Зерван Ака- рана персонифицирует бесконечное, вечное время, тогда как античный Эон олицетворяет конечное, ограниченное время. Цикличность времени, движущегося от  первозданного хаоса к «концу времен», передает барабан Шивы, имеющий форму песочных часов: он символизирует последовательно сменяющие друг друга циклы творения и разрушения.

В христианской религии за каждым часом дня закреплены строго определенные молитвы, псалмы и чтения, вместе составляющие церковную литургию (божественную службу). В католической церкви насчитывается восемь таких канонических часов: Утреня, Предобедня, Первый, Третий, Шестой, Девятый, Вечерня и Повечерие. В православии церковные службы, именуемые «часами», составили основу Часослова — богослужебной книги, содержащей молитвы и песнопения, разделенные по часам суток. Канонические часы также дали название часовне — небольшой культовой постройке без алтаря, где могут проводиться богослужения.

В изобразительном искусстве Ренессанса песочные часы с крылышками напоминают о быстротечности времени. В этом значении часы часто встречаются на картинах «Vanitas» (лат. — «Суета»).



Альбрехт Дюрер «Меланхолия».

В качестве аллегории часы традиционно обозначают ограниченность времени человеческой жизни, напоминают о ее конечности. Но у  Альбрехта Дюрера присутствуют более тонкие нюансы. Песочные часы у Дюрера присутствуют и в других произведениях. «Меланхолию» объединяют в цикл «мастерских гравюр» вместе с двумя другими – «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Святой Иероним в келье». В первой гравюре часы держит в руках Смерть перед лицом Всадника: она напоминает, что время неумолимо истекает, но Рыцарь смотрит строго вперед, как бы показывая, что время не властно над ним. Во второй гравюре песочные часы приобретают совсем иной смысл. Дюрер изображает святого  скорее в кабинете ученого-гуманиста, мыслителя, а не просто пристанищем монаха. Иероним занят делом всей своей жизни – переводом Ветхого и Нового заветов и часы отслеживают его занятия.

В портретной живописи символическое значение часов иное: они указывают неумеренность, сдержанность и спокойствие, характерные для изображенного человека.

Часы — важный атрибут нескольких аллегорических фигур: Отца-Времени, Умеренности и Смерти (ее песочные часы намекают на кратковременность человеческой жизни). В Новое время эстафета популярности перешла от песочных к механическим башенным часам. Так, куранты Спасской башни превратились в одну из официальных эмблем Москвы, а не менее знаменитые английские часы Биг-Бен — в эмблему Лондона.

В античном мире наибольшее распространение получили водяные часы. Клепсидра применялась не только в быту, но и на заседаниях суда, где особый судья, так называемый «начальник воды», тщательно регламентировал обвинительные и защитительные речи; в медицине — при измерении пульса пациента, а также в армии — для отсчета ночных страж.

В фольклоре значение таких выражений, как «звездный час», «трудный час», «час расплаты» или «час испытаний», в силу своей прозрачности комментарий не требует. Особого внимания заслуживает только «час пик», вызывающий перед нашим мысленным взором картину вавилонского столпотворения в общественном транспорте накануне и по окончании рабочего дня. В этой сутолоке истинный смысл данного выражения сильно потерся, а между тем раньше под «часом пик» подразумевался наиболее опасный момент. В наши дни эта символика сохранилась лишь отчасти: в переполненном вагоне или салоне вам могут от души наступить на мозоль, с наслаждением похрустеть вашими ребрами, помять и испачкать одежду, в худшем случае разлучить с любимым кошельком или мобильным телефоном, но утешьтесь, смертельная опасность вам все же не угрожает.

Время — самая загадочная субстанция. По своей прихоти оно изредка «работает на нас», но чаще всего — против, «время не ждет». Только «влюбленные часов не наблюдают», а для бизнесмена время — деньги. Трудовой человек живет по принципу: «делу — время, потехе — час», а тунеядец бесцельно «убивает время».

Даже на Земле время течет неодинаково: счастливые мгновения пролетают незаметно, зато тяжкие часы боли и горя растягиваются чуть ли не на целую вечность. Как бы нам хотелось, чтобы все было наоборот! Научиться властвовать над временем, поставить его под свой контроль — давняя мечта человечества. Но будет ли когда-нибудь изобретена Машина времени?







1.5 Символические образы категории времени в работах русских и зарубежных художников.



Можно связать время с рекой ,с бесконечным течением ,с мгновением .Художник всегда задумывался о своем месте в пространстве времени.

Микеланджело Буонаротти решал эту проблему в камне через символы.

В 1520 году Микеланджело начал работу над гробницей Лоренцо и ДжулианоМедичи. Внутри пространства художник сумел создать ощущение  течения времени. Он задумывал создать скульптурную композицию из фигур одна из которых олицетворяет  "Нил" ,другая Мадонна Медичи. А третья фигура ,находящаяся в Эрмитаже, «Мальчик ,вынимающий занозу". Казалось бы что общего между ними? Мыслитель Микеланджело сумел соединить текущее время ,плодотворное -Нил, Мадонна как образ религии  исторического времени и мгновения внутри этого времени, конкретный момент. Все существует одновременно ,время циклично ,день сменяет ночь, утро- вечер. Микеланджело создает соединение, сложное сплетение нас со временем в пространстве  площади гробницы . Микеланджело-философ воплотил в камне размышления о том что есть время и где место художника во времени.



Вечность - это не время, длящееся бесконечно , а нахождение вне времени.

Микеланджело стремился воплотить течение времени даже в скульптурных портретах. Например "Портрет Брута" это портрет политика в расцвете лет. Но если обойти бюст можно заметить, как  молодой Брут постепенно приходит к зрелости.

Во всём есть две природы, говорят мудрецы древности, – небесная, неизменная и земная, изменчивая. Есть две природы и во времени: время небесное течёт в ритме Вечности, время земное подвержено неразумным действиям людей. Но ход событий, в конечном счёте, зависит не от земного, времени, а от небесного, сакрального, которое разворачивается на недоступном уровне «как бы двойного бытия». Это та Истина, которая не зависит от непробуждённого ума, но выводит человека из тупиковых ситуаций.

Говоря о времени и его непостоянстве, можно вспомнить мифического Вертумна ( бог смены времен года), мастера перевоплощений , и аналогичную ему фигуру Протея, в образах которых сознание пытается отобразить один из аспектов времени.  Аллегорические образы трансформации и движения ( их можно рассматривать как ключи к раскрытию символики времени) проявляют себя через специфику композиционной структуры: ритмическое членение плоскости, организацию пространства через планы, взаимодействие большого и малого, темного и светлого.  

	Время имеет, помимо непостоянства, еще одну важную характеристику – однонаправленность, которая с особой драматичностью воспринимается художниками. Так в Голландском натюрморте XVIIвека можно проследить разные проявления жизни, символы бренности ,череп, останки насекомых.

Натюрморт Геррита Доу создан по излюбленной автором схеме: предметы скомпонованы в полукруглой нише, рядом деликатно отодвинута занавеска. Набор предметов, если так можно выразиться, стандартный для голландского натюрморта XVII века - часы, книга, потухшая свеча, табак, трубка, песочные и карманные часы - символы vanitas, бренности всего сущего. Хотя мне всегда хотелось назвать этот натюрморт “Символ времени”, потому что именно эта метафора представлена здесь трижды: в виде карманных и песочных часов и в виде потухшей свечи.

Также над темой времени и вечности задумывался гениальный сюрреалист Сальвадор Дали. «Постоянство памяти» — одна из самых известных и воспроизводимых работ Сальвадора Дали. Из-за этого картина обросла множеством народных названий: «Профиль времени», «Утекающее время», «Мягкие часы», «Твердость памяти», «Стойкость памяти» — некоторые альтернативные названия этой работы.

Это произведение с момента его написания и до наших дней стала символом изменчивости и зыбкости времени и пространства. Теория относительности, сформулированная Эйнштейном, особым образом смешавшаяся в мозгу художника с наблюдениями за плавленым сыром, стала идеей, побудившей Дали написать этот шедевр.

На картине «Постоянство памяти» изображен типичный для Сальвадора Дали спокойный пейзаж с небольшим количеством деталей, ставший фоном для часов, которые медленно плавятся и растекаются, словно от жары. Это противопоставление линейности течения времени, и изображения изогнутых и растянувшихся часов создают особую смысловую загадку этого полотна. Единственные твердые часы, изображенные на этой картине, лежат циферблатом вниз и кишат муравьями — символом гниения и разложения в творчестве Дали. Почти обо всех своих картинах Сальвадор Дали оставлял записи в своём дневнике, но о картине «Мягкие часы» исследователи не нашли ни слова. Отсюда происходит существование нескольких самых разнообразных версий относительно смысла этого полотна. Пожалуй, одной из самых оригинальных версий, является изображение художником своего страха перед мужским бессилием в виде мягких и бесформенных предметов.

Живая действительность, сохраняя свои конкретные и характерные черты, превращается во вневременные образы недаром один из излюбленных персонажей художника - сюрреалиста  — летящие часы, символизирующие «окрыленное» и превращенное в вечность время.

Тема вечности проявилась также в творчестве художника-новатора  -  Поля Сезанна. Он открыл миру новое искусство, рожденное не повторением действительности, а конструированием ее модели в сознании художника. Мир, по мнению Сезанна вечен, часы были важной деталью его картин. Работа «Натюрморт с черными часами» -  яркий пример выражения материи, вечности в творчестве художника.



«Натюрморт с черными часами» Поль Сезанн.



В XXвеке изменилась парадигма мира , новые философские концепции очень повлияли на художников. В первую очередь это идеи Ницше, его теория «вечного возвращения» - неизбежности повторения событий и явлении в беспрерывном течении времени, бытия как вечных песочных часов, переворачивающихся бесчисленное количество раз.  Эта тема находит воплощение в творчестве  художника - метафизика Джорджо де Кирико. Он  оказал существенное влияние на сюрреализм. Только произведения художника дали возможность  выразить программу сюрреализма средствами живописи. Подсознание, зловещие сны, резкие тени, пустые проемы , призрачные поезда все это -  вызывает ощущение тревоги и меланхолии. Излюбленный мотив художника – башни , вокзалы , время ,ожидание, тревога. 



Само творчество де Кирико в целом реализуют идею круговорота и цикличности. В картинах «неометафизического» периода 1960-1970х годов мастер настойчиво возвращается к уже пройденным темам вечности  и приемам. Интеллектуальная игра с собственным искусством.

М.Ю. Герман в книге «Модернизм» подчеркнул: « мотив де Кирико — башня, мотив глубоко итальянский, как и аркады, к которым он обращается с почти таким же постоянством. Эти создания зодчество кватроченто, даже еще более ранних веков, виделись де Кирико таинственными формами, знаками иного временного и пространственного мира, маркирующего область возвышенной и гнетущей мечты, напоминающей человеку о его физической малости и грандиозном воображении («Большая башня», 1913). Несоизмеримость человеческих фигурок с архитектурой, странные, выходящие почти в пустоту двери верхних этажей — это, без сомнения, прообраз будущих сюрреалистических видений, отделенный от них горделивым пафосом лаконизма. Те же мотивы и в известном полотне «Загадка дня» (1914), где мир еще более мертвеет, а башни оборачиваются зловещими трубами, растущими прямо из земли».

Главная тема творчества Шагала – «время человека». Под этим временем он понимал «человека и его воспоминания, его размышления как что-то одновременно существующее и видимое... Это как бы одно существо. И я его изображаю». Поэтому место расположения действующих лиц может и не подчиняться никаким законам логики и физики, а предметный мир теряет самодостаточность и становится только поводом для выражения переживаний. Способность сочетать высокое с обыденным – индивидуальное качество творчества Шагала. Картина "Время - река без берегов" поиски художника, размышления о прошлом ,настоящем и будущем. Крылатая рыба ,летящие часы, замёрзшая река - все это становится отныне символами его образной стилистики. Летящие часы олицетворяют время "окрыленное" превращенное в вечность. Часы  были символом смерти - взято из каббалы(мистическое средневековое учение в иудаизме) с которой Марк Шагал был хорошо знаком.

Произведения художника К.С. Петрова - Водкина  были смутным предчувствием грядущих перемен новой эпохи. Одной из таких работ была картина «Тревога.1919г».

Главное – это стойкое ощущение страха, тревоги, чего-то угрожающего. Все члены семьи в оцепенении застыли и ждут чего-то страшного. Какое-то событие, способное перевернуть весь их налаженный скромный, но такой милый и уютный быт.

Также как и К. Петров-Водкин, Натан Альтман был авангардистом, увлекался разными современными течениями живописи. Побывав во Франции, Натан увлекся кубизмом и через его методы стремился выразить  движение и цикличность всего сущего. Картина «Часовщик» полна философии и меланхолии. Во время революции и гражданской войны художник, как и все был, настроен положительно, но очень быстро в ней  разочаровался.



2.1 Зарождение тематики дипломной работы.

Работа над композицией начинается с выбора темы.

	Идея создания картины не возникает вдруг из не откуда,она является путем длительного наблюдения за окружающим миром ,анализом современной  действительности . Поэтому для меня было важно на протяжении учебы в институте проводить как можно времени в мастерской ,выполнять эскизы,зарисовки ,наброски,чтобы накопившийся багаж знаний использовать в итоговой дипломной работе. Очень важно ,выбирая тему , ставить конкретную задачу ,например работа над современной темой и решение станковых задач  или задачу более декоративного плана.

При обдумывании тем я уделяла большое внимание внутреннему содержанию будущих эскизов ,чтобы работа была направлена на образного ,наполненногоэмоционального ,содержательного произведения. Главным является содержание картины ,а средства ,привлекаемые к работе,  помогают раскрыть замысел. Будущая картина должна интересовать не только художника ,но и зрителю ,заставляя его сопереживать ,находила отклик в его душе.

Важна также и завершенность идеи , необходимо найти ответы на вопросы : Что я изображаю? И для чего я это изображаю? 

Выбирая тему для дипломной работы  я руководствовалась тем что мне ближе всего, тем что происходит вокруг меня.

На создание картины меня вдохновил в первую очередь  мой отец, человек увлекающийся многим,пейзажист,поэт,музыкант ,коллекционер, благодаря которому я стала на путь художника ,"раба искусства". с детства он прививал во мне интерес к искусству,к наблюдению за окружающим миром . Наблюдая за ним в мастерской я делала много набросков и  мне захотелось написать его портрет . Позже я решила написать этюд к композиции "часовщик за работой".Эту работу я представила на защите малого диплома, она понравилась комиссии так как выбранная тема была мне близка поэтому я решила взять за основу эту тему для диплома и развивать ее .

	Техникой исполнения меня заворожил русский авангардист Натан Альтман ,написавший картину "Часовщик": гениальное герметичноепространство, членение объемов на плоскости, выражение вечности через круг и квадрат. Мне очень повезло побывать на персональной   выставке в Русском музее художника Б.Д.Григорьева, который воодушевил меня "портретом Сергея Рахманинова" и "Портретом Всеволода Мейерхольда".



2.2Разработка эскизов, подготовка холста к работе.

Практическая часть начинается  с исполнения форэскиза. Для меня было важно сделать их в разных вариациях ,не зацикливаясь на одном. На первом этапе когда идея только зарождается ,когда одна мысль опережает другую мои эскизы были быстрыми ,живыми. Но когда основная концепция сложилась, я старалась передать эскизам более четкий и продуманный характер. Ведь ,помимо своей вспомогательной функции, эскиз несет в себе и самостоятельную художественную ценность. Одновременно с тональными эскизами я работала над цветовыми  поисками, чтобы видеть свой замысел в целом.

Следующий этап - сбор материала . Этот этап очень важен в работе над эскизом. Сбор материала дает возможность проанализировать свой жизненный опыт, даёт возможность наполнить эскиз  тем содержанием ,который помогает полнее раскрыть замысел . Будь то современная тема или исторический сюжет сбор материала полезен и необходим. Большую помощь  мне также  принесли книги и посещение музеев и выставок. Для того чтобы не возникало трудностей над работой я  делала много набросков ,открыла весь свой материал с первого курса, все свои зарисовки ,которые оказались очень полезны ,пользовалась учебной литературой по композиции. Сбор материала также помог  мне расширить свой кругозор, приобрести новые знания ,повысить свой образовательный уровень.

Следующий этап - разработка тонального эскиза,так называемого картона. Приступая к картону ,я помнила что, хотя он имеет вспомогательное значение , может выступать как самостоятельное законченное произведение. Поэтому должен быть  хорошо выполненным полноценным эскизом. Размер картона должен быть обоснован  продиктован замыслом композиции ,пластическим решением ,  степенью наполнения  деталями . Очень важен сбор материала для выполнения тонального эскиза.  Выполняя картон , я использовала более подвижные материалы уголь, сангину и соус это позволило передать материальность ,эмоциональность эскиза .



После исполнения тонального картона начинается работа над цветовым эскизом.Выполняется как правило маслом ,реже- темперой. Важным моментом является подготовка холста. Нужно обратить внимание на фактуру холста ,какой грунт использовать ,какими разбавителями пользоваться. Я пользовалась лекциями по технике живописи , о возможности применения  имприматуры и валеров. На протяжении всей работы над холстом я пользовалась подготовительными эскизами,всем материалом который был востребован,советовалась с преподавателями на  каждом этапе работы над холстом.У меня также возникала необходимость делать дополнительные эскизы ,наброски и вносить коррективы в картоне .

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44