VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Земельный кодекс советской России 1922 года

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009052
Тема: Земельный кодекс советской России 1922 года
Содержание
     Курсовая работа
     Земельный кодекс советской России 1922 года. Правовой анализ.
     

     ОГЛАВЛЕНИЕ:
     
Введение
3
Глава 1. История развития земельного права России до введения в действие Земельного кодекса 1922 года
7
Глава 2. Характеристика первого Земельного кодекса РСФСР 1922 года
12
2.1 Основные правовые положения Земельного кодекса 1922 года
12
2.2 Собственность на землю и право землепользования
13
2.3 Аренда и наёмный труд
15
2.4 Земельное общество, крестьянский двор
17
2.5 Городские земли, землеустройство и переселение
19
Заключение
21
Литература
22
     
     
Введение
     
     Земля – самое ценное среди всех природных богатств, которыми дано владеть человеку. Земля занимает определяющее место среди материальных условий, необходимых для жизнедеятельности людей. Поэтому земельная проблема имеет не только правовую и экономическую стороны, но также политическую и социальную. Земля для России всегда была, есть и будет одним из основных источников благосостояния страны. Вот почему необходимо бережно, умело и рачительно хозяйствовать на ней. В решении этих вопросов, связанных с рациональным использованием земель, важная роль принадлежит земельному законодательству.
     В сегодняшних изменившихся экономических, политических и правовых условиях надо создать такое земельное законодательство, которое бы обеспечивало надлежащее правовое регулирование и управление земельными отношениями. При создании и разработке новых законодательных актов, необходимо досконально изучить существовавшие ранее документы и выделить из них всё то положительное, что могло бы быть использовано в законодательной деятельности сейчас.
     Таким образом, актуальность настоящего исследования состоит в том, что для выработки оптимальной государственной политики в процессе реформирования современных земельных отношений, необходимо изучать и обобщать положительный опыт применения законодательства в этой области в разные исторические периоды. Начать исследование, по моему мнению, целесообразно с изучения истории развития земельного права до и после революции 1917 года, с принятия первого в истории России Земельного Кодекса. 
     Сравнивая правовое регулирование аграрного сектора в разные периоды истории России, можно увидеть общие начала и различие в концепциях всех этих реформ, выявить объективные закономерности их проведения и наметить дальнейшие пути совершенствования земельных отношений.
     В юридической науке постсоветского периода авторы, исследовавшие современный этап проведения земельных реформ в России, как правило, раскрывают то или иное направление аграрных преобразований. Так, были исследованы проблемы права частной собственности на землю. Были работы, посвященные организационно-правовым формам сельскохозяйственного производства или же проблемам разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области регулирования земельных отношений. Одной из наиболее изучаемых тем в российской историографии являлась аграрная революция 1917-1922 гг., исследованием которой занимались В.Н. Яковцевский в работе «Аграрные отношения в СССР в период строительства социализма» (1964), П.Н. Першин в книге «Аграрная революция в России» (1966), В.П. Данилов в своем труде «Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство» (1977) и другие. В изучении процессов трансформации земельных отношений 1917-1922 гг. особое место занимают работы Л.Н. Литошенко «Социализация земли в России» (2001), в которых даны совершенно иные оценки аграрному законодательству большевиков и аграрной революции в целом, по сравнению с официальными оценками историков советской эпохи.
     Нельзя не отметить статью Т. Ремизовой «Аграрная политика советской власти» (1954), где автор охарактеризовала основные положения аграрной программы Коммунистической партии, первые мероприятия новой власти и дала историческую оценку первым законам советской власти по решению аграрного вопроса.
     Целью данной работы является рассмотрение Земельного кодекса советской России 1922 года и анализ его правовых норм.
     Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
     1. Исследовать историю развития земельного права в России до принятия в действие Земельного кодекса 1922 года.
     2. Изучить статьи Земельного кодекса 1922 года, дать им характеристику.
     3. Провести анализ.
     
     Первые шаги в работе по кодификации земельного права делались еще осенью 1918 г. В Наркомюсте был собран разнообразный материал по вопросам землепользования для создания «Кодификационной сводки законов о земле». Однако на этом работа и закончилась. Создать Земельный кодекс в условиях, когда отношения в деревне еще не стабилизировались, оказалось невозможным. С переходом к нэпу издание кодекса, закреплявшего новые формы отношений в деревне в восстановительный период, стало необходимым. IX Всероссийский съезд Советов вынес решение о разработке к весне 1922 года Свода законов о земле.
     Земельный кодекс, подобно Уголовному и Гражданскому, создавался поэтапно. Неотложность новой регламентации земельных отношений потребовала принятия актов, носящих предварительный характер. Важнейшим из них явился «Закон о трудовом землепользовании», утвержденный в мае 1922 г. В качестве дополнения к этому акту на той же сессии Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) было утверждено постановление «О порядке рассмотрения земельных споров». Работа над Кодексом велась одновременно с подготовкой этих законов.
     К осени 1922 г. проект Земельного кодекса был готов. В сентябре его одобрила коллегия Наркомзема и разослала для обсуждения на места. Проект Земельного кодекса обсуждался в комиссиях при Президиуме Всероссийского центрального исполнительного комитета и при Совете Народных Комисаров. С учетом всех замечаний, поправок Кодекс был еще раз доработан, напечатан отдельным изданием и внесен во ВЦИК, который принял его на своей октябрьско-ноябрьской сессии. Земельный кодекс был введён в действие с 1 декабря 1922 г. «Во исполнение Постановления IX Всероссийского Съезда Советов по земельному вопросу (п. 8) и в целях обеспечения правильного и устойчивого, приспособленного к хозяйственным условиям пользования землей, незыблемо остающейся в собственности Рабоче - Крестьянского Государства, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет: 1.Утвердить Земельный Кодекс Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, ввести его в действие с 1 декабря 1922 года и распространить на всю территорию Р.С.Ф.С.Р.» Постановление ВЦИК от 30 октября 1922 года «О введении в действие Земельного кодекса, принятого на IV сессии IX созыва (вместе с Земельным кодексом РСФСР).
     Основных правовых положений Земельного кодекса 1922 года.
     
Глава 1. История развития земельного права России до введения в действие Земельного кодекса 1922 года
     
     В настоящее время земельное право России является продолжением исторического развития права, как дореволюционной России, так и права, сформировавшегося после установления советской власти в 1917 году. 
     Главными историческими событиями, с которыми связано развитие земельного права дореволюционной России, стали две земельные реформы: первая - в 1861 году - освобождение крестьян от крепостной зависимости, вторая - Столыпинская аграрная реформа 1906-1910 гг.
     Отмена крепостного права повлекла за собой реформу собственности на землю, которая осуществлялась двумя путями: 
     1) В порядке рыночных отношений (купли-продажи земли); 
     2) В порядке выкупа крестьянами у помещиков в собственность. 
     Таким образом, начиная с 1861 года, крестьяне или единолично, или в рамках земельных общин выступают в качестве носителей прав и обязанностей на землю по законодательству.
     Оценка этого периода истории земельных отношений не однозначна. И.О. Краснова отмечает, что в научной литературе того времени существовали разные точки зрения, как в пользу общин, так и против них. Высказывалось мнение, что община – это гарант государственной устойчивости, основа славянской цивилизации, которая во многом отличается от европейской. «Среди помещиков и правительственных кругов преобладало мнение, что общину, состоящую из людей, приросших к земле, нужно сохранять» [11]. Однако преобладающим было мнение, что при общинных земельных порядках нет стимула, нет личного интереса, трудиться напряженно и эффективно, следовательно, и доходы от земледелия будут минимальными.
     Основным направлением Столыпинской реформы были реорганизация крестьянского хозяйства и изменения содержания прав крестьян на землю [9]. Реформа была направлена на переход от права общей собственности на землю среди крестьян, к праву личной собственности. Однако переход к частной собственности практически не был осуществлен полностью. Фактически общественная собственность крестьян была сохранена вплоть до 1917 года при постепенном выделении земель в частную собственность. Оценка этого периода также была различна. С одной стороны, были свидетельства о подъёме сельского хозяйства в этот период, с другой - говорилось о кризисе в экономике.
     Таким образом, в исторический промежуток времени от отмены крепостного права до 1917 года законодательство предоставило крестьянскому сословию права на землю и право владения землёй.
     Революция 1917 года прервала развитие земельных отношений, основанных на сочетании частной и общественной собственности. Земельное право в своём развитии вступило в новый, относительно стабильный и продолжительный период, в течение которого государственная политика страны стала формировать и определять общественные земельные отношения, влияние которых на экономическое развитие страны, на весь современный уклад жизни, на мировоззрение людей и сейчас остается существенным.
     Декрет «О земле», принятый ВЦИК 26 октября 1917 года, стал первым нормативным актом, внесшим революционные преобразования в земельные отношения. В пункте 1 Декрета «О земле» записано: «Помещичья собственность на землю отменяется немедленно, без всякого выкупа». Декрет «О земле», принятый на Втором всероссийском съезде советов 26 октября (8 ноября) 1917 года. Помещичье землевладение ликвидировано, отменено право частной собственности на землю, вся земля в стране национализирована. Крестьянство освобождено от ежегодных арендных платежей, а также от расходов на покупку земли. Земля передаётся «в распоряжение волостных земельных комитетов уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного Собрания». Там же Одновременно предусматривалось, что земли рядовых крестьян не конфискуются. Частью Декрета стал Крестьянский наказ о земле, по которому право частной собственности на землю отменялось навсегда, земли отчуждались безвозмездно. Помещичьи, удельные, монастырские и другие земли обращались во всенародное достояние и передавались в безвозмездное пользование всех трудящихся. Запрещались продажа, аренда, залог и другие способы отчуждения земли. Все граждане, желающие обрабатывать землю своим трудом, получали землю на праве пользования. Провозглашался принцип уравнительного распределения земли по установленной норме. Наряду с индивидуальным землепользованием крестьян допускались и общественные формы землепользования (общинная, артельная и др.).
     Вслед за Декретом «О земле» принимаются нормативные акты, регулирующие отношения государственного управления земельными отношениями, охраны земель, землеустройства, платы за землю. В частности, в 1917 году создается сложная система земельных комитетов, в ведение которых поступают все земли, учреждается единый государственный земельный фонд, отменяется право частной собственности на землю и другую недвижимость в городах, а за их использование предусматривается взимание платы. Третий Всероссийский съезд Советов 18 января 1918 года принял декрет «О социализации земли». Первая его статья закрепила положение «об отмене навсегда всякой собственности на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах Российской Федеративной Советской Республики» Декрет «О социализации земли» от 19 февраля 1918 г. Далее в декрете сказано: «Земля без всякого выкупа отныне переходит в пользование всего трудового народа» Там же, ст. 2. Тем самым было подтверждено положение о праве исключительной государственной собственности на землю и ее недра. Соответственно запрещались любые сделки с землёй, земля могла быть передана только в пользование, также был сделан первый шаг к классификации земель по категориям.
     В Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 года, было закреплено следующее: «В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется, и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования. Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием». Конституция РСФСР принята V Всероссийским съездом Советом 10 июля 1918 года, р. 1; гл. 2; п. 3. Таким образом, по Конституции 1918 года ликвидирована частная собственность на землю, крестьяне обеспечены землей на уравнительных началах, помещики лишены экономического преимущества, создана правовая основа для организации совхозов и колхозов.
     Утвержденное постановлением ВЦИК от 14 февраля 1919 года Положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» установило понятие «единого государственного земельного фонда». «Вся земля в пределах РСФСР, в чьём бы пользовании она ни состояла, считается единым государственным фондом». Положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию», принято ВЦИК 14.02.1919. Единый государственный земельный фонд стал находиться в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих народных комиссариатов и подведомственных им местных органов власти.
     Таким образом, Положение закрепило политику перехода от единоличных форм хозяйствования на земле к коллективным. Общественным сельскохозяйственным объединениям трудящихся - сельскохозяйственным производительным коммунам, советским хозяйствам (совхозам) предоставлялась серьёзная экономическая поддержка и права на получение в пользование наилучших и наиболее ценных земель, а также увеличенной кормовой нормы для скота. Это Положение сыграло важную роль в дальнейшем развитии аграрных и связанных с ними земельных отношений.
     Во время проведения новой экономической политики (НЭП) был принят Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 года «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 года «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом».
     Новая экономическая политика начала 20-х годов вернулась к стимулированию единоличного крестьянского хозяйства. Тем самым НЭП предоставлял организационную экономическую свободу человеку, давал возможность проявлять инициативу и предприимчивость.
     Продолжением земельной реформы стал Земельный кодекс, утвержденный Постановлением ВЦИК РСФСР 30 октября 1922 года и введенный в действие с 1 декабря 1922 года.
     
Глава 2. Характеристика первого Земельного кодекса РСФСР 1922 года
     
     2.1 Основные правовые положения Земельного кодекса 1922 г
     Земельный кодекс был создан в целях согласования законодательных актов о земле с основами новой экономической политики. Его принятие также было нужно для упорядочивания всех земельных актов, урегулирования многочисленных вопросов землепользования в Советской Республике. Необходимо было создать стройный, ясный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле.
     Первый Земельный кодекс РСФСР состоит из Основных положений и трёх частей: «О трудовом землепользовании», «О городских землях и государственных земельных имуществах», «О землеустройстве и переселении», включает в себя 226 статей.
     Земельный кодекс РСФСР собрал воедино и кодифицировал всё действовавшее и не противоречившее новым условиям и новой политике законодательство. При этом были отменены законодательные акты, либо вошедшие в кодекс, либо устаревшие.
     Основные положения Земельного кодекса подтверждают отмену навсегда частной собственности на землю, недра, воду и леса, объявляют, что «все земли в пределах РСФСР, в чьём бы ведении они ни состояли, собственностью рабоче-крестьянского государства» Земельный кодекс РСФСР: Основные положения, ст. 2. и категорически запрещают все сделки по отчуждению земли под страхом уголовного наказания Земельный кодекс РСФСР: часть 1; р. 1; ст. 27..
     Один главных вопросов, закреплённых в кодексе, - вопрос о праве пользования землей: никто не может быть лишен права пользования землей, если он продолжает вести свое хозяйство, и если прекращение ведения хозяйства не требует закон.
     Каждый крестьянин имеет право определять порядок пользования причитающейся ему землёй, формы и способы землепользования, может выделиться из общества при общих переделах земли и вести самостоятельное хозяйство.
     Большое внимание в кодексе уделено правовому положению земельного общества, а также крестьянского двора. Допускается в виде исключения трудовая аренда и вспомогательный наёмный труд.
     Кодекс обеспечивает правовое регулирование землепользования, как единоличных крестьянских хозяйств, так и совхозов, сельскохозяйственных артелей и коммун, товариществ по общественной обработке земли в целях устойчивости их землепользования.
     Закон также закрепляет порядок рассмотрения споров, связанных с реализацией права граждан на пользование землёй.
     Кодекс определяет правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, городов и поселков, свободных земель государственного фонда.
     Земельный кодекс включает в себя нормы, регулирующие назначение единого сельскохозяйственного налога. Налог взимается в зависимости от количества и качества земель, закрепленных за тем или иным крестьянским хозяйством. Он дифференцирован по местностям, учитывает степень интенсификации земледелия.
     В кодексе регламентировано землеустройство, чётко прописаны землеустроительные действия, определена переселенческая политика.
     
     2.2 Собственность на землю и право землепользования
     Первый Земельный кодекс 1922 года в самом начале НЭПа был завершением национализации и точкой в признании законодательством государственной собственности на землю.
     Помимо подтверждения отмены частной собственности на землю, он провозгласил отмену собственности на недра, воды, леса. В соответствии со ст. 2 Земельного кодекса все земли в пределах РСФСР, в чьем бы ведении они ни состояли, объявлялись собственностью рабоче-крестьянского государства.
     Кодекс, таким образом, закрепил принадлежность всех земель на праве собственности только государству. «Все земли сельскохозяйственного назначения, а также могущие быть использованными для сельскохозяйственного производства, составляют единый государственный земельный фонд» Земельный кодекс РСФСР: Основные положения, ст. 3.. О закреплении земель за народом (за отдельными его классами: крестьянами, рабочими), естественно, в данном документе ничего нет и быть не могло. Несмотря на то, что большевики в своих политических выступлениях неоднократно заявляли, что земля - народное достояние, земля принадлежит народу, на практике положения закона далеко не соответствовали этим высказываниям.
     Гражданам Советской республики предоставлялось право только на пользование землей, но право это предоставлялось практически всем, кто хотел и был способен трудиться. «Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства имеют все граждане Р.С.Ф.С.Р. (без различия пола, вероисповедания и национальности), желающие обрабатывать ее своим трудом» Земельный кодекс РСФСР: часть 1; р. 1; ст. 9.. Ограничения в трудовом землепользовании коснулись только бывших помещиков. Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 20 марта 1925 г. они подлежали выселению из местностей, где у них раньше были поместья, но при желании заниматься сельским хозяйством им предоставлялось право наделения землей в пределах трудовой нормы в других губерниях из земель переселенческого фонда.
     Кодекс гарантировал крестьянам и всем гражданам РСФСР самостоятельно, по своему усмотрению решать вопрос о форме землепользования: обрабатывать землю в составе земельного общества либо единолично. Право на землю, предоставленную в трудовое пользование, действовало бессрочно и прекращалось только по основаниям, установленным Кодексом. Это, например, добровольный отказ от земли всех членов двора, прекращение двором ведения самостоятельного хозяйства, переселение двора в другое место, лишение прав на пользование землёй по суду, занятие земли для государственных или общественных надобностей. В законе также предусмотрена компенсация убытков землепользователю в случае изъятия земли трудового пользования для государственных или общественных надобностей. Кроме того, в кодексе закреплено право собственности землепользователя на всё, что создано им, и находится на выделенной ему земле. «Все сооружения, постройки, посевы и растения и вообще всё, соединенное с участком земли, находящимся в пользовании землепользователя, принадлежит ему» Земельный кодекс РСФСР: часть 1; р. 1; ст. 25..
     Данные положения кодекса способствовали укреплению единоличного хозяйства, независимо от различных перемен, перебросок участков, и уменьшали риск либо потерять хорошо удобренный и обработанный участок, либо вложенные в его средства.
     Так как земля была государственной собственностью, все гражданско-правовые договоры: купли-продажи, завещания, мены, дарения земли, залога запрещались. Виновные лица подлежали привлечению к уголовной ответственности и лишались права пользования землей.
     Таким образом, право граждан РСФСР на землю, предоставляемую в трудовое землепользование, обеспечивалось ее нахождением в руках государства.
     
     2.3 Аренда и наёмный труд
     Земельный кодекс 1922 года закрепил временную переуступку прав на землю трудового пользования, т.е. была разрешена аренда земли. Допускалась «сдача всей или части земли в аренду за плату денежную или натуральную» Земельный кодекс РСФСР: часть 1; р. 2; ст. 28. только при определённых условиях. Сдача в аренду разрешалась для трудовых хозяйств, временно ослабленных вследствие стихийного бедствия, неурожая, пожара, падежа скота, призыва по мобилизации, а также при невозможности справиться с хозяйством из - за недостатка средств, рабочих рук, инвентаря и вследствие других чрезвычайных обстоятельств. При сдаче в аренду земли, находящейся в общественном запасе земельными обществами, последние должны были направлять доходы от аренды на нужды сельского и волостного бюджета.
     Сдача земли в аренду допускалась на срок не более того времени, которое необходимо для проведения на арендуемом участке двух севооборотов при севообороте шестипольном или выше шестипольного и на срок не свыше двенадцати лет, - при севообороте ниже шестипольного, а также при отсутствии правильного севооборота.
     При сдаче земли в аренду составлялся типовой договор, как в письменной, так и в устной форме. Он вступал в силу после регистрации местным волостным исполкомом, если в аренду сдавалось более половины всей земли, и местным сельским советом, если в аренде было меньшее количество земли. Арендодатель должен был обязательно вести самостоятельное хозяйство. Это тоже было одним из условий, при которых разрешалась аренда.
     Арендовать землю мог только тот, кто был способен ее обрабатывать собственными силами с допущением наёмного труда на основаниях определённых данным кодексом. Не разрешалась также передача арендуемой земли другим лицам, т.е. так называемая субаренда. «По договору аренды съемщик обязывается вести хозяйство на арендуемой земле, как старательный и предусмотрительный хозяин, и не вправе передавать от себя землю другим лицам» Земельный кодекс РСФСР: часть 1; р. 2; ст. 35..
     Наёмный труд допускался в крестьянских хозяйствах в случаях, когда хозяйство по состоянию рабочей силы или инвентаря не могло самостоятельно и своевременно выполнять сельскохозяйственные работы. Необходимым условием применения наёмного труда кодекс признавал участие всех наличных трудоспособных членов хозяйства в сельскохозяйственных работах, наравне с наёмными работниками.
     Установленные Земельным кодексом ограничения в условиях аренды земли и найма рабочей силы должны были воспрепятствовать возрождению буржуазных отношений в деревне. Однако эти запреты мало что решали. Поэтому СНК СССР постановлением от 18 апреля 1925 г., утвердившим Временные правила об условиях применения подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах, разрешил применение наемного труда. Правила не ограничивали численности одновременно нанимаемых крестьянским хозяйством батраков и батрачек. Однако детально прописывались трудовые права лиц, нанимаемых на работу: необходимость заключения письменного соглашения, обязательное предоставление выходных и праздничных дней, оплата труда не ниже государственного минимума заработной платы, установленной для данной местности и т.д. Постановление СНК СССР от 18 апреля 1925 г.
     
     2.4 Земельное общество, крестьянский двор
     Большое внимание в кодексе уделено земельным обществам, к которым отнесены также сельскохозяйственные коммуны, артели, объединения отдельных дворов. Все земельные общества должны были быть зарегистрированы. «Членами земельного общества считаются все лица, независимо от пола и возраста, входящие в состав дворов, образующих общество, а также члены коллективов (коммун и артелей), полноправными же его членами считаются, независимо от пола, те из них, которые достигли восемнадцатилетнего возраста, а также самостоятельно ведущие хозяйство домохозяева, хотя бы они были моложе этого возраста». Земельный кодекс РСФСР: часть 1; р. 4; ст. 47.Все дела и проблемы, касающиеся земельного общества, решались на общем собрании (сходе) либо простым большинством голосов, либо большинством двух третей голосов присутствующих членов, если вопросы были связаны с установлением или изменением порядка землепользования.
     Крестьянам предоставлялась свобода в выборе форм землепользования. Статья 90 Земельного кодекса РСФСР предлагала следующие способы землепользования: общинный (с уравнительными переделами земли между дворами), участковый (с неизменным размером земельных участков каждого двора в виде чересполосных, (отрубных или хуторских участков) и товарищеский (с совместным пользованием землей членами общества, составляющими сельскохозяйственную коммуну, артель или товарищество по общественной обработке земли). Законодательство давало подробную характеристику всех форм землепользования, особо останавливаясь на коллективных. В каждом земельном обществе уставом (приговором) могла быть закреплена либо на всей площади земли, либо только на её части, общественная обработка земли, путём совместного приложения труда.
     Земельный кодекс РСФСР детально регулировал отношения не только между членами коллективных хозяйств: коммун, артелей и товариществ, но и между членами так называемого крестьянского двора. Этим термином обозначались члены одной или нескольких семей, проживающие в одном доме (дворе) и ведущие совместное хозяйство. Сложившиеся издавна отношения между членами крестьянского двора восходили к обычаям и традициям, действовавшим в том или ином регионе. Обычно во главе крестьянского двора стоял отец семейства, который принимал обязательные для всех членов двора решения. Однако он не всегда оказывался мудрым и рачительным хозяином, способным обеспечить успешную хозяйственную деятельность двора. И в этой ситуации Земельный кодекс совершал подлинную революцию - предусматривал порядок смены домохозяина. В случае нерадивого ведения хозяйства двора, способствующего его разорению, постановлением волостного исполнительного комитета и с заключения сельского совета, домохозяин мог быть заменен другим лицом из состава того же двора.
     2.5 Городские земли, землеустройство и переселение
     Земельный кодекс определил, какие земли считать городскими, их территориальные границы, предоставил право городским советам составлять планы и правила застройки, регламентировал понятие - государственные земельные имущества. «В состав государственных земельных имуществ входят все те земли, которые остаются в едином государственном земельном фонде после предоставления из него земель в непосредственное пользование трудовых землепользователей и их объединений, а также городов и поселений городского типа». Земельный кодекс РСФСР: часть 2; р. 2; ст. 154. Государственным земельным имуществом по кодексу являлись советские хозяйства (совхозы), доходные статьи, участки общегосударственного земельного запаса. Особое место в кодексе отводится совхозам, которые создавались как «научно - техническая основа для развития сельского хозяйства и его обобществления» Земельный кодекс РСФСР: часть 2; р. 2; ст. 160..
     Для упорядочения существующих землепользований и образования новых, в соответствии с правами на землю и требованиями хозяйственной целостности было необходимо землеустройство. Отводы земли, формирование земельных фондов специального назначения, изъятие земель для государственных и общественных надобностей, раздел земель, состоящих в пользование земельных обществ, установление границ волостей и городской черты и т.д.,- все эти землеустроительные действия чётко были регламентированы Земельным кодексом. Кодекс также определял порядок производства дел по землеустройству, правила государственной записи землепользователей, оплату расходов по землеустройству, порядок рассмотрения земельных споров.
     Земельный кодекс РСФСР предоставил право рассмотрения земельных споров волостным, уездным, губернским земельным комиссиям. Фактически земельные комиссии являлись разновидностью судебных органов. Кодекс специально оговаривал, что все члены земельных комиссий при отправлении ими судейских обязанностей пользуются правами народного судьи. Порядок рассмотрения дел в земельных комиссиях, представительство сторон, вызов свидетелей и другие вопросы решались по правилам, установленным для рассмотрения дел в народных судах.
     Бесспорно, судебный порядок рассмотрения земельных споров создавал благоприятные условия для объективного и всестороннего их рассмотрения и вынесения обоснованных и справедливых решений.
     Однако вряд ли способствовала эффективному действию земельных комиссий их деятельность вне системы судебных органов и отсутствие органа, осуществляющего координацию деятельности этих комиссий и вырабатывающего единый подход к разрешению земельных споров. Коллегия высшего контроля по земельным спорам, создаваемая Наркоматом земледелия совместно с Наркоматом юстиции, выступала лишь кассационной инстанцией в отношении решений, принимаемых губернскими земельными комиссиями.
     Последний раздел Земельного кодекса «О переселении» напоминает практику переселения по аграрной реформе Столыпина. В ст. 222 сказано, что переселение - это дело свободное и добровольное, только в исключительных случаях возможно принудительное переселение. Переселение и расселение по кодексу производится с соответствующего разрешения и в установленном порядке. Переселенцам предоставляются льготы «в виде полного или частичного освобождения их от исполнения общегосударственных и местных повинностей (воинской, налоговой и пр.) в течение первых лет устройства на новых местах, а также и другие льготы для оказания им помощи при водворении на новых местах» Земельный кодекс РСФСР: часть 3; р. 4; ст. 225..
     
Заключение
     Разработка Земельного кодекса советской России в 20-е годы была вызвана необходимостью изменения земельного законодательства в новых экономических условиях, условиях НЭПа. Переход к новой экономической политике потребовал чёткого правового регулирования землепользования. Перед земельным правом стояла задача способствовать восстановлению и развитию сельского хозяйства в условиях преобладания индивидуального крестьянского хозяйства и существования общины.
     Кодекс провозгласил отмену права частной собственности на землю, недра, воды и леса. Все земли сельскохозяйственного назначения составили единый государственный фонд, находящийся в ведении Народного комиссариата земледелия и его органов на местах. Земельный кодекс исходил из принципа национализации земли.
     В качестве субъекта пользования землей по кодексу стали все граждане РСФСР, желающие и способные трудиться. Право на пользование землей предоставлялось практически всем. Вопрос о форме и способе землепользования, трудиться ли в земельном обществе, или вести единоличное хозяйство, решали сами землепользователи. При этом земля оставалась собственностью государства.
     Земельный кодекс регламентировал землеустройство, правовой режим городских земель; нормы, связанные с управлением земельным фондом (землеустройство; регистрация землепользований; порядок разрешения земельных споров), закреплял переселенческую политику.
     Земельный кодекс имеет огромное значение. Это первый документ, содержащий положения, следуя которым можно было бы достигнуть значительных успехов в сельскохозяйственном производстве посредством создания крепких крестьянских хозяйств.
     По моему мнению, положения первого советского Земельного кодекса могут быть взяты за основу при подготовке земельного законодательства в настоящее время.

Литература:
     1. Конституция РСФСР принята V Всероссийским съездом Советом 10 июля 1918 года.
     2. Земельный Кодекс РСФСР 1922 г.
     3. Постановление ВЦИК от 30 октября 1922 года «О введении в действие Земельного кодекса, принятого на IV сессии IX созыва (вместе с Земельным кодексом РСФСР).
     4. Декрет «О земле», принятый на Втором всероссийском съезде советов 26 октября (8 ноября) 1917 года
     5. Декрет «О социализации земли» от 19 февраля 1918 г.
     6. Положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию», принято ВЦИК 14.02.1919.
     7. Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 года «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом».
     8. Постановление СНК СССР от 18 апреля 1925 г.
     9. Боголюбов С.А. Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации. - М.: Юристъ, 1998. - 351 с.
     10. Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство. - М.: Наука, 1977. - 318 с.
     11. Краснова И.О. Земельное право: элементарный курс. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003 - 177 с.
     12. Литошенко Л.Н. Социализация земли в России. - Новосибирск:, Сибирский хронограф, 2001.- 536 с.
     13. Першин П.Н. Аграрная революция в России: в 2 кн. М., Документы и материалы, 1966. Кн. 1. - 97 с.
     14. Ремизова Т.А. Аграрная политика советской власти (ноябрь 1917 г.-март 1919 // Аграрная политика советской власти (1917-1918): Документы и материалы. - М., 1954. - 102 с.
     15. Яковцевский В.Н. Аграрные о.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%