VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Международное признание Советской России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006891
Тема: Международное признание Советской России
Содержание
Международное признание Советской России

Введение

Глава I  Образование Советской России 

1.1 Предпосылки и причины образования СССР

1.2 Этапы образования СССР

Глава II Признание Советской  России Восточными странами 

2.1 Первые успехи советской дипломатии 

2.2 Дипломатические отношения со странами Востока
Глава III  Признание Советской  России  странами Запада и Америки

3.1 Полоса дипломатических признаний СССР

3.2 СССР на международной арене во второй половине 1920-х гг.

Заключение

Список литературы



































Глава I Образование Советской России

Причины и предпосылки образования СССР

Перед, раздираемым последствиями гражданской войны, молодым государством – РСФСР, остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. 

В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской.

Объединительным стремлениям народов Советской страны, направленным на создание мощного союза советских социалистических республик, противостояли сепаратистские, центробежные тенденции, носителями которых были буржуазные националисты, отражавшие идеологию свергнутых эксплуататорских классов. Они пытались воздействовать на мелкую буржуазию и неустойчивые элементы среди рабочих и крестьян, разжечь межнациональную рознь, разобщить советские народы. Деятельность буржуазных националистов заметно оживилась в связи с некоторым ростом капиталистических элементов на первом этапе нэпа.

Создание единого союзного советского социалистического государства диктовалось объективными причинами. В первую очередь было необходимо объединить экономические и финансовые ресурсы советских республик, координировать их планы социалистического строительства. При этом большую роль играли такие факторы, как исторически сложившееся разделение труда и единство основных путей сообщения. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни.

Глубочайший за последние несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы - практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные хотя бы для части населения - политического объединения земель бывшей Российской империи.  Война и особенно иностранная интервенция продемонстрировали необходимость создания оборонительного союза. 

Мировая и гражданская войны пагубно отразились на состоянии народного хозяйства страны. В каждом районе наиболее пострадали именно те отрасли, которые составляли предмет его специализации: горнодобывающая и сахарная промышленность на Украине, льноводство в Северо-Западной области, хлопководство в Средней Азии и т. д. 

Помимо непосредственного разрушения производительных сил, тяжелый урон нанесло нарушение связей вследствие возникновения различных фронтов и дезорганизации транспорта. Начавшееся после гражданской войны восстановление народного хозяйства и экономических связей между советскими республиками происходило на основе исторически сложившегося разделения труда. В то же время принципы национальной политики Советской власти предусматривали создание новых индустриальных очагов, разработку полезных ископаемых и других природных богатств там, где этого ранее не делалось. Изменения, вносившиеся в прежнее разделение труда, имели целью не ослабление, а дальнейшее усиление экономических связей между советскими республиками.

Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России, составлявших 57% населения , но и в странах Европы, Азии.

В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя, исходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

Образование союзного советского государства диктовалось задачами планового социалистического хозяйства. Частная собственность и капитал разъединяют людей, коллективная собственность и труд сближают их. 

Еще в 1920—1921	гг., когда был разработан план ГОЭЛРО, все советские республики изъявили желание участвовать в его осуществлении. Каждая из них была заинтересована в социалистической реконструкции своей экономики на базе электрификации. Строительство ряда электростанций проектировалось по заявкам республик: Днепровская, Штеровская, Лисичанская, Гришинская — по заявке Украинской ССР, Осиповская — Белорусской ССР, Ташкентская — Туркестанской АССР, Земо-Авчальская — Грузинской ССР. Комментируя карту электрификации, председатель Госплана Г. М. Кржижановский говорил, что план ГОЭЛРО нельзя выполнить разрозненными усилиями отдельных республик. Осуществить социалистическую реконструкцию народного хозяйства, добиться подъема производительных сил и благосостояния всех народов можно было лишь объединенными усилиями всех советских наций в рамках союзного многонационального советского государства.

Проект экономического районирования вырабатывался Госпланом РСФСР в 1921—1922 гг. с непосредственным участием крупных советских ученых (Г. М. Кржижановский, И. Г. Александров, С. Г. Струмилин и др.). Обеспечивая максимально благоприятные условия развития производительных сил всех национальных республик и областей, этот проект предполагал не ведомственное, а территориальное управление народным хозяйством. При его осуществлении открывались широкие возможности для творческой инициативы масс, а с другой стороны, усиливалась роль планового руководства экономикой.

Экономическое районирование предусматривало образование на местах экономических совещаний и усиление роли госпланов и совнархозов. Этого нельзя было достигнуть без создания единых планирующих и хозяйственных органов. Поэтому в 1922 г. в Госплане был поставлен вопрос об образовании планирующего центра для всех советских республик и выдвинута мысль о дальнейшем укреплении советской федерации конституционным или договорным путем.

Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу. Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.

Объединение советских республик диктовалось также их международным положением и задачами укрепления обороноспособности.

Советское правительство в своей внешней политике исходило из возможности мирного сосуществования советских республик с капиталистическими странами. Победа над интервентами и белогвардейцами дала советскому народу мирную передышку. Однако агрессивные круги империалистических государств все еще надеялись реставрировать буржуазный строй в России, если не силой оружия, то при помощи подрывной деятельности, экономического и политического давления. Они также рассчитывали внести рознь в среду советских народов, противопоставить одни советские республики другим. В этих сложных условиях советские республики должны были соблюдать строгое единство действий на международной арене. 

В феврале 1922 г. восемь республик поручили делегации РСФСР представлять их интересы на Генуэзской конференции. В ноябре была сформирована объединенная российско-украинско-грузинская делегация для участия в Лозаннской конференции. Усиливался контакт между наркоминделами советских республик, создавались единые дипломатические миссии за границей. Такое же объединение деятельности происходило в органах внешней торговли.

Все советские республики выступали за скорейшее слияние вооруженных сил и военного руководства. Партийные и советские органы Украинской ССР несколько раз отмечали настоятельную необходимость этого. Аналогичные постановления были приняты Центральными Комитетами Коммунистических партий в Грузии и Армении.

Таким образом, в 1922 г. созрели все предпосылки для создания советского многонационального государства.



1.2 Этапы образования СССР

В развитии форм сотрудничества народов выделялось четыре периода: 

в первый период революции, когда трудовые массы национальностей впервые почувствовали себя самостоятельными национальными величинами, между тем как угроза иностранной интервенции не представляла еще реальной опасности, определенной формы сотрудничества не было; 

в период гражданской войны сотрудничество принимает форму военного союза; 

в послевоенный период, с началом восстановления народного хозяйства, военный союз дополняется хозяйственным; на заключительном этапе сотрудничество приобретает характер «военно-хозяйственного и политического объединения народов в единое многонациональное Советское государство».[1]

Несмотря на отсутствие конкретной датировки этих периодов, восстановить цепочку в соответствие с принятой в 1930-1940-e годы периодизацией истории советского общества нетрудно: 

первый период — осень 1917 - лето 1918 года; 

второй период — 1918 - 1920 год; 

третий период — весна 1921 - осень 1922 года; 

четвертый период — осень 1922 года - до провозглашения и конституирования СССР.

Важным этапом на пути формирования СССР стала Октябрьская революция, основным и решающим событием которого стало вооруженное восстание в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 г. под руководством партии большевиков. Она стала реакцией на беспомощность Временного правительства, которое было свергнуто. Его место занял Петроградский Военно-революционный комитет, а затем, после Второго Съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, власть была передана Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Через два дня после вооруженного восстания было сформировано новое правительство бывшей Российской Империи – Совет Народных Комиссаров. Во главе правительства оказался В.И. Ленин, а составили его исключительно представители большевистской партии. Однако внутриполитическая ситуация значительно осложнялась внешними обстоятельствами, а именно, войной с Германией. 2 (15) декабря правительство РСФСР добилось соглашения о временном перемирии.

После этого Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария попытались навязать России мирное соглашение на крайне невыгодных для нее условиях. Когда же Советское правительство начало сопротивляться, Германия начала наступление по всем фронтам, оккупировала обширные территории и нанесла советским войскам поражение под Нарвой и Псковом. Это вынудило СНК пойти на заключение сепаратного мира, скрепленного Брестским мирным договором. В результате Россия лишилась значительной части военно-морских сил и огромных территорий.

Переход власти в руки большевиков на территории России происходил и мирным, и вооруженным путем. Он занял период с октября 1917 г. по июнь 1918 г. В.И. Ленин назвал это время «триумфальным шествием советской власти». В подавляющем большинстве крупных городов, – в 73 из 91 – советская власть утвердилась мирным путем. В Москве советская власть была установлена 3 ноября после кровопролитных боев между сторонниками временного правительства и большевиками. В основных промышленных городах Европейской части России, таких, как, к примеру, Иваново-Вознесенск, большевики взяли власть мирным путем.[2]

	К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские республики, Дальневосточная республика, Бухарская и Хорезмская народные советские республики.

В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз. Он был оформлен, как известно, в июне 1919 г. Создание военного союза советских республик явилось одним из решающих условий победы советского народа над объединенными силами иностранных интервентов и внутренней контрреволюции.

С окончанием войны во взаимоотношениях республик сохранилось экономическое сотрудничество. В 1920 - 1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двустороннее соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Республики передавали правительству РСФСР право предоставлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1992 г. образовали Закавказскую Советскую Социалистическую Федерацию (ЗСФСР).

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Необходимо было уточнить взаимоотношения между республиками, конкретизировать их права и обязанности.

В августе 1922 г. была образована комиссия для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения И.В. Сталин разработал план "автономизации". Согласно этому плану все республики вступали в состав РСФСР как автономные образования без права выхода. Сталин утверждал, что этот путь позволит создать единый хозяйственный организм с руководящим центром в Москве. Этот план ущемлял суверенные права народов, поэтому большинство руководителей республик высказались против него.

В сентябре - ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В.И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами СССР стали РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

В январе 1924 г. II съезд Советов СССР принял Конституцию, которая законодательно закрепила образование СССР. Формой Государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выходы из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и связью входило в функции союзных ведомств. 

Верховным законодательным органом стал Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы Общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан. При Совнаркоме учреждалось Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования. После принятия Конституции СССР главным направлением в области национальной политики была провозглашена ликвидация исторически сложившегося неравенства народов, прежде всего в хозяйственной, социальной и культурной сферах.

 





























Глава II Признание Советской  России Восточными странами

2.1 Первые успехи советской дипломатии

Завершение военной интервенции и гражданской войны позволило советскому государству расширить свою деятельность на международной арене. Активизация усилий отечественной дипломатии совпала с глубокими переменами, наметившимися в годы нэпа во внешнеполитическом курсе большевистского режима. Если прежде он в значительной мере формировался на принципах пролетарского интернационализма, на отказе от “имперского прошлого”, то теперь акценты всё больше начинают смещаться в сторону защиты интересов Советской России как независимого, суверенного государства. 

Историки в этой связи отмечают, что нэп во внешней политике означал не только либерализацию внешнеполитической доктрины большевиков, но и постепенное возвращение их к традиционным национально-государственным приоритетам во взаимоотношениях с другими странами.

Ключевой задачей, которую пришлось решать советскому руководству в начале 1920-х гг., становится борьба за дипломатическое признание РСФСР и вывод страны из внешнеполитической изоляции. Ещё в то время, когда не утихли бои гражданской войны и не все интервенты покинули пределы республики, советская дипломатия добилась первых серьёзных успехов.

13 апреля 1919 года ЦК РКП(б) принял решение обратиться к Эстонии с мирными предложениями. 15 и 25 апреля советские мирные предложения при посредничестве венгерского правительства были переданы Эстонии, но ответа на них не последовало. 20 июня 1919 года на заседании эстонской делегации в Париже (где в это время проходила Парижская мирная конференция) преобладало мнение о том, что для достижения признания своей самостоятельности Эстония должна пойти другим путём, а именно — заключить мир с Советской Россией. 31 августа 1919 года Наркоминдел Советской России вновь обратился к правительству Эстонии с предложением о мирных переговорах. 5 сентября Эстония согласилась начать мирные переговоры с РСФСР. Переговоры начались 17 сентября 1919 г. в Пскове и вскоре были прерваны Эстонией (из-за наступления армии Деникина на Москву). 5 декабря в городе Тарту открылась советско-эстонская мирная конференция, где переговоры были вновь возобновлены. 31 декабря было подписано перемирие между Советской Республикой и Эстонией.

2 февраля 1920 года на конференции в городе Тарту главы делегаций Эстонии — Яан Поска и России — Адольф Иоффе подписали договор, по которому Советская Россия отказалась от каких-либо прав на Эстонию и первой признала де-юре Эстонскую Республику. Первый международный мирный договор, заключённый Советской Россией в ходе Гражданской войны. Воспринимался как «прорыв» международной блокады Советской России.[3]

Договор был ратифицирован ВЦИК Советской России уже 5 февраля 1920 года, Учредительным собранием Эстонской Республики — 13 февраля 1920 года.

Стороны обязались не допускать на своей территории деятельности враждебных другой стране сил. С учётом того, что к моменту подписания договора в Эстонии уже была интернирована Северо-Западная армия под командованием Юденича, РСФСР впоследствии распустила воевавшую на Южном фронте дивизию Эстонских красных стрелков. Эстонцы, проживавшие в РСФСР, и русские в Эстонии получали возможность вернуться на родину. По Тартускому договору Эстония освобождалась от каких-либо обязательств перед РСФСР, освобождалась от долговых и иных обязательств царской России. По договору РСФСР передавала Эстонии часть золотого запаса царской России в размере 11,6 тонны золота (15 миллионов рублей золотом), а также принадлежавшее российской казне движимое и недвижимое имущество. 

За Эстонией последовали и другие страны Русской Прибалтики: 12 июля был подписан мирный договор с Литвой и 11 августа 1920 г. — с Латвией. Большое значение имело подписание 14 октября 1920 г. мирного договора с Финляндией, по которому стороны взаимно признавали суверенитет друг друга, а так же соглашались не создавать военных сооружений и не держать крупных военных кораблей в районе Ладоги.

Менее выгодным для РСФСР был мир, заключённый с Польшей, ставший результатом неудач Красной Армии на заключительном этапе Советско-Польской войны. По этому договору, подписанному 18 марта 1921 г. в Риге, Польше передавались значительные территории Украины и Белоруссии. Советская сторона соглашалась возвратить Польше различные военные трофеи и прочие ценности, вывезенные с территории Польши начиная с 1 января 1772. Кроме того РСФСР обязывалась уплатить Польше в годичный срок 30 млн. золотых руб. в качестве возмещения ущерба за “хозяйственную эксплуатацию” польских земель царизмом. Вместе с тем, Польша устанавливала с РСФСР дипломатические отношения, брала на себя обязательства предоставить русским, украинцам и белорусам в Польше все права, которые помогли бы обеспечить свободное развитие их национальной культуры. 

Договаривавшиеся стороны взаимно отказывались от вмешательства во внутренние дела друг друга и брали на себя гарантии не допускать на своих территориях образования и пребывания организаций, деятельность которых была бы направлена против другой стороны. Хотя на протяжении всех последующих лет Польша нарушала взятые на себя обязательства, Рижский договор позволил Советской России завершить налаживание дипломатических отношений со странами, возникшими на террариях, прежде входивших в Российскую империю, укрепить свои западные границы, добиться частичного прорыва дипломатической блокады.



2.2 Дипломатические отношения со странами Востока

Успешно развивались дипломатические отношения РСФСР со странами Востока. В их основу были положены принципы равноправия и не вмешательства во внутренние дела друг друга. Дружественная, миролюбивая политика советского руководства позволяла дипломатическими средствами сохранять влияние в государствах, входивших прежде в сферу российских интересов.

После Октября 1917 г. Советская Россия отказывается от царских привилегий в восточных странах, возвращает им их религиозные святыни, прощает финансовые долги, устанавливает благоприятные условия использования Каспийского моря и т.п.

Антиимпериалистический характер социалистической революции в России способствовал взрыву национально-освободительного движения в Афганистане, Иране, Турции. Российские большевики предпринимают очередную попытку разрешения вековой проблемы — объединения России с Востоком.

Взаимоотношения СССР со странами Востока были двоякими. С одной стороны, они признавали СССР как равного партнера и особенно охотно принимали советскую помощь. С другой — националистические буржуазно-байские, фанатически религиозные правительства опасались социалистически-атеистических идей большевиков.

Важнейшим направлением советской внешней политики был Дальний Восток. Удачным дипломатическим приемом по урегулированию отношений Советской России с Японией стало создание Дальневосточной республики.

Как только Япония вывела свои войска из Приморья, Советская Россия в ноябре 1922 г. не только включила в свой состав ДВР, но и потребовала эвакуации японских войск с Северного Сахалина, а также официального дипломатического признания. В январе 1925 г. был заключен советско-японский договор об основах взаимоотношений. Но оставался ряд вопросов, вызывающих споры и обострение отношений. Это права на рыбную ловлю, конкуренция между КВЖД и японской Южно-Маньчжурской железной дорогой, снабжавшей контролируемый японцами порт Дайран (Далянь, Дальний).

Политика коммунистов к колониальным и полуколониальным странам была сформулирована на II конгрессе III Коминтерна в июле 1920 г.

Примером удачного сотрудничества служат Советско-Иранские отношения. С одной стороны, согласно заключенному 26 февраля 1921 г. договору о дружбе между двумя странами, РСФСР аннулировала все международные договорённости, заключённые царским правительством, в которых ущемлялись права и суверенитет Персии. С другой стороны, Иран сохранял за Россией право ввода войск на свою территорию, в случае, если третьи страны попытаются использовать её для подготовки агрессии против советской стороны. РСФСР становится первым государством, признавшим независимость Афганистана. Советско-афганский договор о дружбе, устанавливавший дипломатические отношения между двумя странами, был подписан 28 февраля 1921 г. 16 марта 1921 г. Советская Россия заключает договор о дружбе и братстве с республиканским правительством Турции, возглавляемым М. Кемаль-паши (Ататюрком). Соглашение о взаимном признании и добрососедских отношениях 5 ноября 1921 г. было подписано с Монголией.

Конкретными делами в реализации восточной политики большевиков стали съезд народов Востока в Баку, на который прибыло более 2 тыс. делегатов, в основном мусульман из районов Средней Азии и Ближнего Востока, и московский съезд народов Дальнего Востока в январе 1922 г., на которых была выражена поддержка советскому правительству по разрешению национальных проблем.

Наиболее острая обстановка возникла в Монголии, где сосредоточилась одна из мощных белогвардейских группировок под командованием генерала Унгерна. Советское правительство нашло контакты с лидерами национально-освободительного движения Сухэ-Батором и Чойбалсаном. Красная Армия с монгольскими аратами не только разгромила войска барона Унгерна, но и помогла им создать в ноябре 1924 г. Монгольскую Народную Республику.

Важнейшим результатом советской внешней политики на Дальнем Востоке стало восстановление отношений с Китаем. Были установлены контакты РКП (б) с национальной партией Гоминьдан, укреплялись отношения и с Компартией Китая, созданной с помощью Коминтерна еще летом 1921 г. По просьбе руководителя революционного правительства Южного Китая Сунь Ятсена Советское правительство направило в Кантон (Гуанчжоу) группу военных специалистов во главе с П.А.Павловым, затем В.К.Блюхером.

Осенью 1923 г. помощник Сунь Ятсена — Чан Кайши был послан в Москву на переговоры о поставках оружия и боеприпасов. В Кантон прибыл политический советник большевик М.М.Бородин (Грузенберг), при активном участии которого была организована партия Гоминьдан, включившая в свои ряды коммунистов.

В августе 1923 г. в Пекин прибыл в качестве советского дипломатического представителя при китайском правительстве Л.М.Карахан, в мае 1924 г. он подписал договор об урегулировании советско-китайских отношений. Советское правительство отказалось от экстерриториальных прав и концессий, которыми ранее пользовалась Россия. И все же до конца не были разрешены две проблемы: Внешняя Монголия, на которую претендовало китайское правительство, и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), построенная русскими, но на пути во Владивосток пересекающая Маньчжурию. Летом 1927 г. позиции СССР в Китае крайне ухудшились. Что касается Индии и Индонезии, где были созданы коммунистические партии, то никаких официальных контактов у СССР с ними не было, как и со странами Ближнего Востока — Египтом, Палестиной.

Таким образом, отношения со странами Востока прорвали международную изоляцию Советского государства.







Глава III  Признание Советской  России  странами Запада и Америки 

3.1 Полоса дипломатических признаний СССР

Полоса дипломатических признаний СССР ведущими западными странами начинается с 1924 г. с приходом к власти первого лейбористского правительства.

Вместе с тем, успехи советской дипломатии в начале 1920-х гг. ещё не решали главной задачи советской внешней политики на этом этапе развития нашей страны — дипломатическое признание РСФСР ведущими странами Запада достигнуто не было. Первым успехом в отношениях со странами Запада подписанное в марте 1921 г. советско-британское торговое соглашение. Находившееся у власти в Великобритании лейбористское правительство Д. Ллойд-Джорджа признавало необходимость налаживания партнёрских отношений с Россией для преодоления трудностей, возникших в английской экономике в результате I Мировой войны. Следом за Англией торговые отношения с Советской Россией в мае 1921 г. возобновила Германия, в сентябре 1921 г. — Норвегия, а в декабре 1921 г. — Италия. Обосновывая политику налаживания взаимовыгодных связей со странами Запада Наркомом иностранных дел Г.В. Чичерин отмечал: “В нынешнюю историческую эпоху, делающую возможным существование параллельное существование старого и нарождающегося нового социального строя, экономическое сотрудничество между государствами, представляющими эти две системы собственности, является повелительно необходимым”.

Масштабных успехов советской дипломатии удалось достичь в ходе Генуэзской конференции, проходившей в Италии с 10 апреля по 19 мая 1922 г. Официальной целью конференции провозглашался поиск путей экономического восстановления Центральной и Восточной Европы, но в действительности основным вопросом, оказавшимся в центре внимания участников конференции, являлся вопрос о налаживании взаимоотношений между РСФСР и капиталистическим миром после провала попыток свержения Советской власти путём военной интервенции. В советскую делегацию входили Л.Б. Красин, М.М. Литвинов, В.В. Воровский и др. Её председателем был назначен В.И. Ленин. Заместителем главы делегации являлся Г.В. Чичерин, который в Генуе, куда Ленин не выезжал, пользовался всеми правами председателя. Помимо РСФСР, советская делегация представляла интересы всех остальных советских республик.

На конференции Западные державы предъявили советскому правительству ряд претензий, серьёзно ущемлявших суверенитет и национальные интересы РСФСР. От Советской России требовали признать все долги царского и Временного правительств, общий объём которых составлял 18,5 млрд. золотых руб., вернуть иностранным предпринимателям национализированные после революции предприятия или в полном объёме возместить их стоимость, ликвидировать монополию внешней торговли и т.д. Советская сторона отвергла такую постановку вопроса и, в свою очередь, потребовала у стран Запала покрыть расходы Советов на отражение военной интервенции и на борьбу с белыми правительствами, щедро финансируемыми Антантой. Эта сумма во много раз превосходила задолженность России, приближаясь к 39 млрд. золотых руб. Переговоры зашли в тупик. Советская делегация, желая найти почву для возможного диалога и восстановления экономических связей с развитыми государствами мира, внесла несколько компромиссных предложений, но и они не встретили понимания.

Вместе с тем, помимо стран победительниц, в Генуэзской конференции принимала участие Германия. Перед ней стояли проблемы, очень похожие на те, которые приходилось решать Советской России. Возникли условия, способствовавшие сближению позиций двух стран, результатом чего стал мирный договор, подписанный 16 апреля 1922 г. в Рапалло Чичериным и министром иностранных дел Германии В. Ратенау. По условиям договора, РСФСР и Германия устанавливали дипломатические отношения, отказывались от возмещения военных расходов и уплаты прежних долгов, а так же предоставляли друг другу статус наибольшего благоприятствования в экономической сфере. Рапалльский договор означал прорыв внешнеполитической блокады РСФСР со стороны ведущих стран Запада, являлся важным успехом советской внешней политики. В 1923 г. он был дополнен подписанным между Россией и Германией секретным военным договором, по которому Германия получала возможности производить и испытывать на территории Советской России те виды вооружения, которые ей запрещалось иметь по Версальскому мирному договору, а советская сторона использовать немецкий опыт в строительстве своих вооружённых сил.

Постепенно начинают налаживаться отношения РСФСР, а позже и СССР с другими странами. Этому способствовала стабилизация большевистской власти внутри страны. Важное значение для СССР имело сближение с Великобританией. Отношения двух стран часто сопровождались острыми политическими конфликтами. Так, 8 мая 1923 г. английское правительство вручило советской стороне меморандум, составленный министром иностранных дел Великобритании Дж. Керзоном. Меморандум носил характер ультиматума. В нём правящие круги Англии требовали от Советского Союза отозвать своих дипломатов из Ирана и Афганистана и принести извинения за их якобы неправильные действия против Британской империи; установить 3-мильную зону береговых вод вдоль Мурманского побережья вместо признаваемой советской стороной 12-мильной; отменить смертные приговоры британским подданным, уличённым в шпионаже. Помимо этого английская сторона настаивала на предоставлении ей прав вмешательства во внутренние дела СССР под предлогом борьбы с так называемыми религиозными преследованиями.

Советское правительства решительно отклонило претензии, содержащиеся в ультиматуме Керзона согласившись лишь на второстепенные уступки (освобождение арестованных в советских территориальных водах английских рыболовных судов, разрешён лов рыбы в спорных водах, выплачены компенсации семьям расстрелянных и др.). Одновременно с этим рабочие стран Запада, и прежде всего самой Великобритании развернули широкую компанию солидарности под лозунгом “Руки прочь от СССР!”. Попытка диктата в отношении Советского государства потерпела провал. Урегулирование конфликта, вызванного ультиматумом Керзона, способствовало установлению 1 февраля 1924 г. дипломатических отношений между двумя странами. В августе того же года новое британское правительство лейбористов подписало с СССР новый договор об экономическом сотрудничестве, по которому предусматривалось установление режима наибольшего благоприятствования в торговле, а советская сторона при условии предоставления английских кредитов соглашалась на частичное погашение довоенных долгов частным лицам.

Вслед за Великобританией в том же 1924 г. СССР признали Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция и другие страны. Это означало, что отныне советское правительство могло выступать на международной арене в качестве законного преемника дореволюционной российской власти, а СССР становился полноправным субъектом международных отношений. Так, в ноте Председателя совета министров и министра иностранных дел Франции от 28 октября 1924 г. отмечалось: “Правительство [Французской] Республики, верное дружбе, соединяющей русский и французский народы, признаёт де-юре … Правительство Союза Советских Социалистических Республик как правительство территории бывшей Российской империи, где его власть признана населением, и как преемника на этих территориях предшествующих российских правительств”.



В исторической литературе период установление дипломатических отношений между Советским Союзом и другими странами получил название “полосы признания” СССР мировым сообществом. К 1925 г. более 20 государств восстановили дипломатические отношения с нашей страной. Из великих держав только США упорно отказывались идти на сближение с большевистским режимом до тех пор, пока в СССР не будет восстановлено право частной со.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.