VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Российская интеллигенция в условиях революций и гражданской войны 1917-1922 годы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011315
Тема: Российская интеллигенция в условиях революций и гражданской войны 1917-1922 годы
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКО ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                          «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии
Измайлова Заира Забейровна

Российская интеллигенция в условиях революций и гражданской войны 1917-1922 годы

Выпускная квалификационная работа на присвоение                                                     квалификации: бакалавр                                                                                             направление подготовки: 46.03.01 – История                                            профиль: история международных отношений

Научный руководитель:                                                                                        канд. ист. наук, доц. кафедры исторических и                                      социально-философских дисциплин,                                                 востоковедения и теологии                                                                                         О.Б. Маслова
К защите в ГАК допускается
Решение кафедры от__20__г.                                                                      Протокол №                                                                                                     Заведующий кафедрой 
________________________




Пятигорск 2018
СОДЕРЖАНИЕ
























ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность темы. Российская интеллигенция всегда занимает положение неформального лидера государства. Деятельность интеллигенции распространяется не только в научной или творческой сфере, а на все сферы общественной жизни, выражая взгляды и настроения широких слоев населения. Особенно роль интеллигенции, как носителя либеральных и гуманистических ценностей, исследователи выделяют в переломные моменты в истории нашего Отечества. Такими судьбоносными событиями явились и Великая русская революция, и Гражданская война.
     Данная тема является актуальной в связи с тем, что в 2017 году прошло столетие Великой русской революции и такого масштаба юбилейное событие вызывает широкий интерес и дискуссию. Возникает необходимость пересмотреть основные события и ключевые моменты Февральской и Октябрьской революций 1917года. Особое внимание заслуживает российская интеллигенция, которая чувствовала вину и ответственность за случившиеся в стране революции и выражала недовольство формальному лидеру государства – власти. 
     На протяжении XX  века взаимоотношения интеллигенции и власти в России были выражены  высоким уровнем конфликтности. В первые послереволюционные годы данное противостояние  проявилось особенно остро и стало результатом административной высылки составной части интеллигенции в 1922 году. В исторической науке это событие получило название «Философский пароход», так как его основными пассажирами были выдающиеся российские философы.  В данном контексте приобретает актуальность изучение исторического опыта взаимоотношений российской интеллигенции с властью в период Гражданской войны.
     Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования данной темы охватывают период с 1917 по 1922 годы. Нижние хронологические рамки связаны деятельностью и политическими позициями интеллигенции в Февральской и Октябрьской революции. Верхние хронологические рамки определяются высылкой интеллигенции во время Гражданской войны.
     Степень научной разработанности темы.  Степень изученности взаимоотношений российской интеллигенции с Советской властью и ее роли в Великой русской революции и Гражданской войне довольно высока в работах отечественных авторов. Однако среди зарубежных исследователей данная тема недостаточно изучена.
     В советской историографии наиболее крупной работой о политических позициях интеллигенции и ее деятельности в период Февральской революции считается работа О.Н. Знаменского1.  Исследователь  довольно подробно изучил эволюцию политической позиции, социально-психологического состояние и общественных настроений российской интеллигенции в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. 
     Другой интересной работой является исследование В.Р. Лейкина-Свирской2. Автор дает краткую информацию о различных общественных и научных организациях в России. Особую ценность представляет наличие в книге сведений извлеченных из архивных документов и нигде более не повторяются. Изучением эмиграции  и деятельности российской интеллигенции  занимался исследователь А.Г. Соколов3. 
     Отдельного внимания заслуживают сборники статей о русской интеллигенции. Сборники наиболее точно передают настроения российской интеллигенции и вводят в курс государственных проблем накануне Февральской революции4, после Октябрьской революции 5и в период Гражданской войны6.
     Современные исследования, посвященные вопросам интеллигенции в революционный период и послереволюционные годы,  прежде всего, представлены работами научного и публицистического характера. После распада СССР произошли заметные изменения в исторической науки, и ранее исследованные вопросы истории были пересмотрены исследователями. Необходимо отметить работу С.С. Хоружия7, которую принять считать своего рода самостоятельным исследованием в изменении философских взглядов российской интеллигенции. Можно выделить работу С. Кара-Мурзы8, в которой автор исследует отношение российского общества к двум стратегическим проектам – Февральской и Октябрьской революциям.
     Взаимоотношениям российской интеллигенции и Советской власти посвящено большое количество научных статей. Наиболее содержательны работы Л.Г. Берлявского9, В. Г. Макарова10, Н. Дмитриева11, которые характеризуют основные причины, этапы и последствия административной высылки интеллигенции в 1922 году. Также приводят биографические справки и следственные процессы рассмотрены в статьях С. Рац12,   А.Н. Артизова13  и М.С. Геллера14. Исследования гуманитарной деятельности интеллигенции и сотрудничество с большевиками в работе Всероссийского комитета помощи голодающим освещены в работах В. Тополянского15, С. Шаповаловой16 и Е.Н. Бадмаевой17.
     В наше время невозможно не обратиться при исследовании к электронным ресурсам. Большое количество информации по указанной теме содержат электронные библиотеки «ЛИТМИР»18, «Твирпикс»19 и «Азбука веры»20. В исследовании использовались исторические документы с базы данных А.А. Яковлева21.  
     Помимо законодательных актов и постановлений22, судебно-следственных материалов23, произведений научного и публицистического характера, в данной работе использованы другие исторические источники, в том числе письма и сочинения свидетелей данных событий24.
     Таким образом, использованные в работе различные виды дают объективное представление о роли российской интеллигенции в условиях революций и Гражданской войны 1917-1922 годы.
     Целью исследования является исследование роли российской интеллигенции в условиях революций и Гражданской войны
     В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
       – изучить интеллигенцию, как общественную и профессиональную группу людей, их политическую позицию и идеологическую роль накануне и в период Февральской революции.
       – проследить тенденцию развития отношений новой власти и интеллигентского общества в период Октябрьской революции и послереволюционные годы.
      –  рассмотреть общественную и гуманитарную деятельность в годы Гражданской войны, и изменение ее философских взглядов на основе сборников статей о русской интеллигенции «Вехи», «Из глубины» и «Смена вех».
      Объектом исследования выступает российская интеллигенция в условиях революций и Гражданской войны 1917-1922 годы.
     Предметом исследования является философская, научная и творческая интеллигенция в условиях революций и Гражданской войны 1917-1922 годы.
     Теоретико-методологической основой дипломной работы стал принцип историзма, который позволил проследить развитие и изменение отношений интеллигенции и Советской власти. Также применение  метод исторического анализа позволило рассмотреть роль российской интеллигенции в условиях Великой русской революции и Гражданской войны.
     Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что расширяет научные представления о роли и деятельности российской интеллигенции в условиях революций и Гражданской войны. Данное исследование может быть использовано для более углубленного изучения истории российской интеллигенции в XX веке.
     Практическая значимость состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в научной и научно-педагогической деятельности, при создании обобщающих исследований по истории России, а также при разработке общих и специальных курсов.
     По структуре работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разбита на три параграфа, заключения и библиографического списка.
     
     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА I. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И СОВЕСТКАЯ ВЛАСТЬ 1917-1918 ГОДЫ
     
     1.1. Российская интеллигенция накануне Великой русской революции 1917 года
     В начале XX века происходил постоянный рост численности интеллигенции, что было связанно с развитием экономики и культуры страны. Требовались новые кадры: инженеры, агрономы, учителя, врачи, журналисты, чиновники и другие специалисты.
     Министр народного просвещения России в 1915-1916 годы, П.Н. Игнатьев в своей статье приводит оценку, что на 1916 год общее число грамотных от всего населения составляла 56 процентов25. В целом Россия отставала от развитых стран Европы по уровню грамотности, но прогрессировала в данном направлении.
     Согласно переписи населения  1897 года  профессиональная интеллигенция составляла около 200 тысяч человек, а к 1917 году ее численность возросла до 1,5 млн человек (с учетом чиновничества и офицеров)26.
     Сам термин «Интеллигенция» появился в России в 70-е годы XIX века, впервые он был введен писателем П. Бобрыкиным в романе «Солидные добродетели», однако имеет происхождение от латинского слова  «intelligentia», что означает понимание, способность разъяснить идеи и предметы; ум и разум27. С общепринятой в исторической науке точки зрения, интеллигенция – это образованная часть населения, выполняющая ряд функций в области знаний и идеологии и создания дискурса, интеллигенция анализирует настоящее и прогнозирует будущее своей страны.
     Порядка третьей части интеллигенции к началу 1917 году было сосредоточено в крупных городах. Наибольшее количество людей, профессионально занимающихся умственным трудом, было сосредоточенно в Петербурге и Москве: 45,8% ученых и литераторов, 30,5% – инженеров и технологов, 12,6% – служащих государственных и частных учреждений, 10,2% – медицинских работников, 6,9% – учителей28.
      Вместе с ростом общей численности интеллигенции в России происходил процесс увеличения доли интеллигенции, вышедший из малоимущих слоев населения – крестьян, казаков, мещан, мелких служащих, народных учителей, фельдшеров, сельского духовенства, младших офицеров и др. В высших учебных заведениях возрастает процент студентов из малообеспеченных семей. Например, в Томском технологическом институте в начале 1900-х годов 60 процентов студентов были выходцами из среды зажиточных крестьян, мещан, духовенства29.
      Стоит учесть тот факт, что сведения о жизненном уровне интеллигенции,  представлены довольно скудно. Большинство интеллигенции России накануне 1917 года по уровню материального благосостояния относилась к бедному большинству народа. Около 40 процентов интеллигентов в апреле 1917 года имели доход от 1,5-3 тысяч рублей (на данный период времени 1,5 тысяч рублей определялись как прожиточный минимум), а еще 40 процентов – 1,5 тысяч рублей и меньше30.
     Российская интеллигенция принимала активное участие в политической жизни страны, однако всего лишь 2-3 процента интеллигенции находилась в составе партий.  Приведем сведения о составе политических партий перед Февральской революцией. К началу 1917 года в партии большевиков было около 24 тысяч человек, из них около 6 тысяч членов являлись служащие и профессиональные интеллигенты-революционеры. У меньшевиков и эсеров доля интеллигенции (средний и нижний слой мелкобуржуазной интеллигенции) составляла не менее третьей части от общего количества 10-15 тысяч человек. В партии кадетов насчитывалось 15-20 тысяч членов и преобладающее количество из них представители буржуазной интеллигенции31.
     Пролетарская интеллигенция входила в состав партии большевиков. Доля буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции в составе непролетарских партий определялась классовой принадлежностью, особенностями личной позиции, легальностью действий и степенью учета определенных интересов в той или иной партии. Подавляющее большинство интеллигентов сторонились черносотенно-монархических партий и октябристов.
     По мнению некоторых представителей интеллигенции (творческой, научной и т.п.) политика мешала занятиям наукой и искусством и вообще являлась «малодостойным порождением цивилизации»32.
     Особый интерес для изучения представляет также независимость некоторой части интеллигенции от партийных интересов. «Надпартийность» проявлялась в образовании кружков и групп, которые пытались выработать собственную, оригинальную идейно-политическую позицию. Самым ярким примером данного явления, можно назвать философскую интеллигентскую группу «веховцы».  Это была националистически и контрреволюционно настроенная группа, в которой значительным влиянием пользовались «неправомерные» кадеты. К началу 1917 года «веховцы» призывали к национальному объединению и созданию национального парламентского министерства и к общественно-правительственной консолидации.
     «Веховство» появилось в интеллектуальной среде еще в 1909 году и получило свое название по программному сборнику статей о русской интеллигенции «Вехи». Авторами данного сборника были 7 представителей философской мысли России – Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, П.Б. Струве, Б.А. Кистяковский и С.Л. Франк.
     В целом, содержание сборника «Вехи»  обозначило необходимость переоценки ценностей образованного общества. Авторы доказывали существование абсолютных нравственных ценностей, приоритетность ценностного поиска в национальной философской и культурной традиции перед западными заимствованиями.
     В первую очередь, «веховцы» призывали интеллигенцию к своеобразному покаянию, осознанию своей роли в настоящем и прошлом российской истории, к углублению во внутренний мир и движению к религиозному гуманизму. 
     Предпосылками Февральской революции 1917 года были события Первой русской революции 1905-1907 годов. Первый революционный опыт оказал большое значение на последующие этапы в истории нашего государства, и коснулось всех классов и слоев общества. Конечно же, не осталось в стороне и интеллигентское общество. Рассмотрим одного из интереснейших представителей «веховства» П.Б. Струве.
     П.Б. Струве – философ, экономист, общественный и политический деятель Царской и Советской России. Относительно идеологических взглядов П.Б. Струве, можно сказать, что он отвергал революцию и диктатуру пролетариата, также выступал как сторонник постепенных реформ, проводимых по инициативе государства, и приветствовал мирный переход от капитализма к социализму.
     В статье «Интеллигенция  революция» П.Б. Струве рассматривает основные проблемы российского общества и революцию, как борьбу с социальным укладом самодержавно-дворянской России. В то же время, основное внимание П.Б. Струве уделяет отношению интеллигенции к первой революции, отмечая ее безрелигиозность и прозападность. «В безрелигиозном отщепенстве от государства русской интеллигенции – пишет П.Б. Струве, – ключ к пониманию пережитой и переживаемой нами революции»33.
     В дальнейшем,  до 1918 года, П.Б. Струве преподавал в Петербургском университете и сотрудничал с представителями Белого движения. Октябрьскую революцию, как многие другие философы, не принял и провел оставшуюся жизнь в эмиграции. 
     Другой видной фигурой представляется С.Н. Булгаков, едва ли не самый яркий и боевой представитель критико-идеалистического философского движения в России. С.Н. Булгаков был также доктором политической экономии и православным священником. 
     Накануне революций 1917 года, он работал профессором Московского университета и преподавал экономику. С.Н. Булгаков написал множество религиозных и научных работ, однако его философское учение  нашло отражение в статье о первой русской революции «Героизм и подвижничество».  В данной статье С.Н. Булгаков  говорит о «двух путях» русской интеллигенции. Героизм, по мнению автора, это путь, которым идет большинство. Это попытка изменить общество внешними средствами, сменив один класс другим, с применением насилия и террора и с полным пренебрежением к духовному и нравственному содержанию собственной личности. 
     Что же касается другого пути, то можно сказать, что подвижничество -  это изменение и преображение собственной личности, данный путь требует не внешнего, а внутреннего подвига. С.Н. Булгаков предупреждает также, что путь героизма ведет Россию к кровавой трагедии.
     Более того, С.Н. Булгаков называет русскую революцию интеллигентской, называя революцию «духовным детищем интеллигенции»34. «Она духовно оформляла инстинктивные стремления масс, зажигала их своим энтузиазмом, словом – отмечает С.Н. Булгаков, –  была нервами и мозгом гигантского тела революции»35. 
     Несмотря на столь значительный успех (четыре переиздания в течение года) и всеобщий интерес, пророческая глубина «Вех» не нашла сочувствия читающей России, не повлияла на развитие русской ситуации и не предупредила гибельных событий 1917 года.
     В данный период  научная интеллигенция делала большие успехи в развитии  государства. Особый вклад в научную сферу внес  российский естествоиспытатель, философ и общественный деятель В.И. Вернадский.
     В.И. Вернадский считается основоположникам комплекса современных наук о Земле – биогеохимии, геохимии, гидрогеологии и радиогеологии. Философские интересы В.И. Вернадского представлены в  учении о биосфере и живом веществе,  эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами36. 
     Учение В.И. Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. Владимир Иванович развивал традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса. 
     Говоря о общественно-политической жизни В.И. Вернадского, то он являлся один из лидеров земского либерального движения и партии кадетов. Был активным сторонником аграрной реформы, и отмены смертной казни в России. В предреволюционные годы В. И. Вернадский активно участвовал в земском движении, в создании журналов «Освобождение» и «Союз Освобождения». Также занимался изучением биосферы и ее эволюции.
     В 1960-х годах наступило своего рода «Возрождение» идей В.И. Вернадского» в СССР. Особую популярность его работы получили в 1990-х годах, когда наблюдался бум их переизданий  на европейских языках: с 1993 года в Германии, Испании, Франции, Италии и США несколько раз были публикованы его работы «Биосфера» и «Научная мысль как планетное явление». 
      Кроме того, научные идеи В.И. Вернадского использовались при конструировании закрытых экосистем в космических полетах и в грандиозном проекте по созданию искусственной биосферы («Биосфер-2») в США37. 
     Таких как личностей В.И. Вернадский среди научной интеллигенции в отечественной истории, довольно приличное количество. В сфере биологии значительных результатов добились  И. М. Сеченов, И. И. Мечников, в области  физики – П. Н. Лебедев, основатель первой в России физической школы. К. Э. Циолковский сделал ряд крупнейших открытий в аэродинамике и ракетной технике, им была разработана и теория движения ракет и т.д. 
     Интеллигенция стала движущей духовной силой Февральской революции 1917 года. Политическая обстановка в Царской России, экономическая нестабильность и Первая мировая война стали определяющими факторами, как и для других и последователей, в выборе своей роли интеллигенции в революции. К началу 1917 готова она была готова к такому повороту событий, ожидая, что будет лицезреть новую, «совершенную» Россию.
1.2. Февральская революция 1917 года и раскол российской интеллигенции
     Как известно, 23 февраля 1917 года свершилась буржуазно-демократическая революция в России, в результате которой было свергнуто самодержавие 300-летнего правления династии Романовых. После победы Февральской революции, Россия стала свободной страной, предоставляющая широкие политические права своим гражданам.
     Как же отнеслась к данным событиям российская интеллигенция!? На первый взгляд, российское общество единодушно и восторженно встретило революцию. Переход от «старого» порядка к «новому», всеобщее согласие в обществе вызвали радостный энтузиазм в ее кругах.  В данных условиях, революция рассматривалась как кризис, через который неизбежно должны пройти все остальные страны, включая Россию, чтобы присоединиться к свободным народам Европы. Верили в возможность установления справедливого порядка, как между странами, так и внутри каждой страны38.
     В прежнем порядке, который ассоциировался с политическим устройством Российской Империи, видели причину всех недостатков старого мира. Российская общественность сходилась в точке зрения, что была необходимость переустройства старой политической системы.
     Были, конечно, и сторонники эволюционистского пути, которые вообще всё видели иначе, но их предостережения никто не хотел слушать. Люди, привыкшие к порядку, чувствовали угрозу надвигавшейся анархии, но и они, сознавая, как сильно скомпрометировал себя старый режим, открыто не протестовали и в основном отмалчивались. 
     Уже 26 февраля, когда царские войска открыли огонь по демонстрантам, в настроении интеллигентского общества определенно наступил перелом. «Думал, что пережив 1905 год и два с половиной года войны, ко всему готов, – писал Д.В. Философов (критик и политический деятель), – но события потрясают»39. В университетах, школах вместо занятий проходили обсуждения политической обстановки в стране, в особенности в Петрограде, в самой гуще событий. Также по воскресеньям в квартирах проходили совещания и интеллигентские советы. Одним из таких центров информации, где собиралась российская общественность, была квартира русского писателя и мыслителя, А.М. Горького40. Стоит отметить, что за каждым шагом интеллигенции следила полицейская служба. «Я был так обставлен, что все, что у меня творилось дома, было в тот же день сообщаемо охранке» – отмечал в своих воспоминаниях А.М. Горький41.
     Самым активной частью интеллигенции было студенчество, которое динамично участвовало в выступлениях рабочих и крестьян. В. Ленин считал, студентов самой отзывчивой частью интеллигенции. В демонстрациях и митингах 25 февраля принимали участие свыше одной тысячи студентов, а 26 февраля в день кровавого расстрела демонстрантов, они оказывали медицинскую помощь пострадавшим.
     В первые недели после Февральской революции значительная часть интеллигенции растеряна масштабами свершавшегося исторического события. Официально государственная власть перешла в руки Временного правительства и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, т.е. установилось двоевластие в стране.
     При изучении буржуазно-демократической революции, необходимо рассмотреть политические настроения и действия российской интеллигенции.  Декретами Временного правительства были установлены свобода слова, печати, создания политических партий и т.д. Однако, демократические свободы после Февральской революции были весьма относительны и не касались некоторых организаций и партий. К примеру можно привести правомонархические союзы, которые были распущены сразу же после революции. Партия октябристов тоже утратили свое политическое влияние и осенью 1917 года передали свои голоса кадетам42.
     Основное внимание привлекают основные противоборствующие лагеря после февраля 1917 года – большевики и кадеты43. Тактика большевиков, которой руководствовалась так называемая пролетарская интеллигенция, коренным образом отличалась от тактики меньшевиков и кадетов. Большевики уже в марте 1917 года призывали народные массы к дальнейшим завоеваниям и передачи власти в стране Советам, осуществлению требований народа революционным путем, напротив, меньшевики-эсеры заявляли о неготовности России к социалистической революции и недопустимости перехода власти к Советам, но их влияние было незначительным.
     Буржуазная партия, кадеты, стремились остановить дальнейшее развитие революции. Значительная часть политически-активных буржуазных интеллигентов хотели путем реформ ввести Россию в семью западных демократов. Однако проведение таких реформ в революционное время считалось слишком рискованным. В связи с такой политической обстановкой в стране, первостепенным для кадетов было укрепление буржуазной правительственной власти и наведение порядка, воздействуя на массы путем обмана и посулов44.
     Значительная часть интеллигенции формально оставалась вне рядов политических партий. Однако с усилением пропаганды партий, увеличилось число интеллигентов, которые симпатизировали той или иной политической программе. По данной проблеме обратимся к позициям некоторых представителей творческой интеллигенции.
     В.В. Маяковский, давший согласие сотрудничать с левоменьшевисткой группой, все более симпатизировал лозунгам большевиков. А.М. Горький опровергал слухи о его причастности к радикал-демократической партии, также отказался сотрудничать в «Правде» большевиков – такова была позиция А.М. Горького на данный период.  В своей «Автобиографии» С.А. Есенин написал, что «работал с эсерами не как  партийный, а как поэт, причем тяготел к левоэсеровским элементам»45.
     Демократическая интеллигенция объективно становилась союзником пролетариата в борьбе за ликвидацию остатков феодального строя  и предотвращения монархической реставрации. Однако подавляющее большинство интеллигенции обнаружило свою политическую неопытность. Часть интеллигенции пыталась сыграть активную политическую роль и оказать воздействие на ход событий. 
     Февральская революция, не выполнив своих задач, лишь породила в стране хаос и анархию, которыми, как мы знаем, умело воспользовались большевики. 
1.3. Большевистская власть и интеллигенция: проблема взаимоотношений
     В большинстве исторических трудов, где характеризуются общественно-политические позиции российской интеллигенции в 1917 году, ее деятельность на начальном этапе установления Советской власти, оценивается с позиций большевиков. Основное внимание в этих работах авторы уделяют отношению интеллигенции с новой властью, кроме того изучают мотивы поведения и деятельности интеллигентской части населения. 
     В восприятии Октябрьской революции 1917 года интеллигенцией, не было уже того оптимизма и радостного энтузиазма, с которым была принята буржуазно-демократическая революция. Во взглядах российской общественности обозначились различные позиции и интересы.
     Выбор политической позиции, того или иного общественно-политического лагеря, для большей части российской интеллигенции в 1917 году не был, да и не мог быть кратковременным актом. Он проходил в ходе длительного процесса накопления и критической оценки политического опыта. Свое место в революционном процессе осени 1917 года интеллигенция определяла под воздействием сложного комплекса факторов. В числе факторов, определяющих политическую ориентацию буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции к Октябрьской революции, можно выделить партийную принадлежность, профессию, возраст, образование, материальный уровень интеллигента46. 
     Отношения между российской интеллигенцией и Советской властью были противоречивыми с самого первого дня  провозглашения «диктатуры пролетариата». Отрицательное отношение интеллигенции к установлению власти большевиков вылилось в борьбу между двумя политическими группами в разных сферах общественной жизни. 
     Против «диктатуры пролетариата» выступали не только отдельные представители интеллигенции, но и общественные организации. Наиболее известные из таких организаций – Союз инженеров, Академический союз, Совет трудовой интеллигенции, Пироговское общество врачей и многие другие47.
     В чем же заключалось данная борьба, и какие методы использовала интеллигентское население страны? В первую очередь она заключалась в отказе интеллигенции (включая военную интеллигенцию) сотрудничать с Советской властью.  Данное явление было распространено в 1917-1920 годах, как метод борьбы контрреволюции против Советской власти, и получило название «саботаж». Данный термин использовался большевиками, соответственно революционно-настроенных интеллигентов называли «саботерами» или «саботантами»48.
     
     
       Рассматриваемая форма интеллигентского сопротивления большевикам имела несколько форм. В первую очередь, это был  активный саботаж – намеренный срыв работы путем полного уклонения. Также был и пассивный саботаж – предумышленное торможение какой-либо деятельности или намеренное ее некачественное выполнение. Довольно часто открытый саботаж в форме забастовки вырастал из пассивного сопротивления. И наоборот, активный саботаж, после подавления его большевистской властью переходил в более пассивную форму, и долгое время проявлялся в поведении интеллигенции различных профессий49.
     Стоит учесть, что саботаж проявлялся разными методами, не только уклонением от работы. Антисоветская деятельность интеллигенции доходила до запутывания дел, документов, преследования специалистов, пошедших на сотрудничество с большевиками. Также распространяли слухи о представителях новой власти, создавали нездоровый ажиотаж в кулуарах, составляли петиции, устраивали демонстрации, кражи ключей и печатей. Однако в целом, эти действия саботажников можно определить как методические действия ненасильственного характера, направленные на нанесение ущерба Советской власти или на ее дискредитацию. 
     Отказ большой части интеллигенции от профессионального сотрудничества с советской властью, особенно в первые месяцы ее существования, привел к тяжелым последствиям для многих отраслей науки и культуры. 
      Практически приостановились научные исследования, с большими перебоями работали университеты и школы, боролись за выживание музеи, библиотеки, театры. Разрушалось нечто более важное, чем отдельные учреждения культуры. «Прежней культурной среды уже нет –  она погибла, – писал русский поэт и писатель, К. Чуковский – и нужно столетие, чтобы создать ее»50.
     Стремясь усилить поддержку в среде интеллигенции, СНК 29 октября 1917 г. обратился с воззванием «К интеллигенции России», в котором призывал ее участвовать в социалистическом строительстве, в изменении существовавших порядков. В своем обращении нарком просвещения А. В., Луначарский объявил первой заботой правительства – «добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности», введения всеобщего обязательного бесплатного образования, призывая интеллигенцию к сотрудничеству в решении этих и других задач51. 
     Саботаж должен был вызвать массовое недовольство большевиками, которое привело бы к падению большевистского режима. Однако двусторонняя политика большевиков, которые с одной стороны, призывали интеллигенцию к сотрудничеству, но в тоже время не оставляли им выбора своими принудительными мерами, оказалась весьма эффективной. 
      Многие представители общественности, не принявшие по определенным причинам Октябрьскую революцию, уже весной 1918 года соглашались на профессиональное сотрудничество с новой властью. Сотрудничество, своего рода гражданская лояльность интеллигенции, было обусловлено следующими причинами: во-первых, прагматические причины – только, оставаясь на службе у новой власти, у интеллигенции была возможность прокормить  себя и свои семьи. Во-вторых, принципиальные причины – антибольшевистская позиция оказалась неконструктивная и не отвечала интересам народа, представляла угрозу общедемократическим завоеваниям революции, целостности и независимости государства.
     Общая численность поддерживавших Октябрьский переворот представителей интеллигенции по всей России составляет около 10%, это не более 50 тыс. человек. Первые кто пошел на сотрудничество с властью были  представители беспартийной интеллигенции. В их числе выдающиеся деятели науки и культуры: известные ученые К. А. Тимирязев, И. В. Мичурин, И. М. Губкин, К. Э. Циолковский. Среди творческой интеллигенции: писатели А. А. Блок, В. Я. Брюсов и В. В. Маяковский, Огромное впечатление в кругах интеллигенции произвело принятое решение  Академии наук оказать поддержку Совнаркому в исследовании природных ресурсов страны. В. И. Ленин тотчас же поставил перед учеными задачу разработать план реорганизации промышленности и экономического возрождения России.
     Послереволюционные годы у интеллигенции формируется новая идеология, которая была выражена философами в традициях сборника «Вехи».  К «веховцам» Н.А. Бердяеву, С.Н. Булгакову, А.С. Изгоеву, П.Б Струве и Л.С. Франку присоединились другие представители философской мысли А.С. Аскольд, П.И. Новгородцев и П.А. Покровкий и попытались осмыслить историческую ситуацию России в очередном сборнике о русской интеллигенции «Из глубины». Сборник был издан в 1918 году по инициативе П.Б. Струве и состоял восьми статей. 
     Сборник «Из глубины» трактовал проблемы Октябрьской революции и через революцию  комментировал историю государства на протяжении нескольких столетий. Авторы сборника подчеркивали свою преемственность религиозно-философским взглядам, изложенных в «Вехах», подчеркивая, что их пророчество и предостережения, несомненно, сбылись. Основными причинами катастрофы, постигшей Россию, авторы видят во всестороннем кризисе. Стоит отметить, что в первую очередь, речь идет о духовно-нравственном и религиозном кризисе, а после – социально-экономическом.
     

     
     
     
     ГЛАВА II. Роль и место интеллигенции в Гражданской войне
     2.1. «Смена вех» интеллигентного общества России
Гражданская война 1917-1922 годов существенно отразилась на взаимоотношениях советской власти и интеллигенции. В данный период шла ожесточенная борьба Советской власти с инакомыслием в стране.
Жизнь интеллигентной части населения изменилась коренным образом после того, как Совет народных комиссаров (СНК)  подписал Декрет «О печати» от 27 октября 1917 .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44