- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Здоровьесберегающие технологии при обучении
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006411 |
Тема: | Здоровьесберегающие технологии при обучении |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ ИМЕНИ ЗАГИРА ИСМАГИЛОВА МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ДУХОВЫХ И УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ) Нуриманшин Денис Хакимович Выпускная квалификационная работа «Здоровьесберегающие технологии при обучении игре на духовых инструментах» Направление подготовки: 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство Руководитель: Гайнуллин С.Б. Ученое звание/должность: профессор __________________________ подпись Работа допущена к защите ________________ (число, месяц, год) Заведущий кафедрой _____________ (подпись) Уфа - 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 стр. 1. Теория в обучении молодого музыканта игре на духовом инструменте как фактор сбережения здоровья 5 стр. 1.1 Особенности обучения детей игре на духовом инструменте 9 стр. 2. Использование методов сохранения и укрепления здоровья при обучении игре на кларнете 16 стр. Заключение 21 стр. Список использованной литературы 23 стр. ВВЕДЕНИЕ Проблема сохранения здоровья в наше время является одной из важных и распространенных тем среди музыкантов, в особенности музыкантов, обучающихся на духовых инструментах. У каждого человека здоровье является важным фактором в благополучии, успешности, а также активности в нашей жизни. Целью данной работы является формирование здоровьесберигающих технологий при обучении игре на духовых инструментах. Следует заметить, в сохранении здоровья музыканта, обучающегося на духовом инструменте, немаловажную роль играет правильный и систематический подход занятий с детства, в связи с чем особое внимание выросло к молодым музыкантам, которые только что начали осваивать тот или иной музыкальный инструмент. Задачами работы являются: – Раскрыть понятие здоровьесберегающие технологии. – Рассмотреть особенности обучения детей на духовых инструментах. – Проанализировать методы сохранения и укрепления здоровья на примере обучения игре на кларнете. Актуальность данной работы связана с тем, что вопросы здоровьесбережения музыкантов являются значимыми и насущными в современной жизни. У большинства учащихся проблемы со здоровьем появляются в ранние годы: ухудшение зрения, появление слабости в опорно-двигательном аппарате, различные неврологические нарушения, что и ведет к низкой успеваемости в учебе. Из-за пропусков занятий по состоянию здоровья возникают пробелы в знаниях, что влечет за собой массу проблем в обучении молодого музыканта. Это и побудило нас к рассмотрению проблемы использования укрепления и сохранения здоровья в образовании детей занимающихся музыкой. Здоровьесберегающие технологии – система мер, включающая в себя взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ученика на всех этапах его обучения и развития. Сохранение и укрепление здоровья на сегодняшний день считаются наиболее важными в воспитании молодых музыкантов. Ученые часто задаются вопросом об исследовании состояния физиологического, эмоционального, а также нравственного самочувствия обучающихся детей. Что побуждает их искать новые способы решения данных проблем. Сохранение и укрепление здоровья в музыкальной педагогике более ценны из числа абсолютно всех распространенных технологий согласно уровню воздействия в состоянии здоровья ребенка. Основным их показателем считается применение психологических преподавательских методов к выявлению появляющихся трудностей. Поддержка и усиление здоровья особенно значимы для молодого музыканта, как в период обучения, так и в свободное от него время. Здоровый образ жизни для детей на базе здоровьесберегающих технологий обязан быть первостепенным направлением в методике преподавания. Согласно суждению профессионалов, более 50 % всех заболеваний появляются в детстве. Преподаватель обязан способствовать правильному обучению своего воспитанника с целью не только сохранять здоровье молодого музыканта, но и укреплять его. ТЕОРИЯ В ОБУЧЕНИИ МОЛОДОГО МУЗЫКАНТА ИГРЕ НА ДУХОВОМ ИНСТРУМЕНТЕ КАК ФАКТОР СБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ Состояние здоровья человека всегда играло немаловажную роль в развитии общества. Здоровье является залогом благополучия каждого человека, так как только здоровый человек может быть успешным и активным в окружающем мире. Современная жизнь представляет собой высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим возросло внимание к здоровью детей. Главной задачей в воспитании детей играет привитие с ранних лет уважительного отношения к своему собственному здоровью. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в несколько раз. Вследствие чего, стоит вопрос укрепления и сохранения здоровья учащихся, из-за роста физической и психологической нагрузки на организм детей. Безусловно, благополучие преподавания в школе определяется состоянием здоровья, с каковым дети попадают в учебное заведение. Укрепление и сохранение здоровья обучающихся в дальнейшей перспективе будут находиться в зависимости от правильно организованного учебного процесса. Важно чтобы преподаватели сами обучались технологическим процессам, способствующим сбережению здоровья, что позволит не нанести ущерб здоровью обучающимся. В наше время здравоохранение занимается исследованием заболеваний, а не профилактикой. Следовательно, профилактикой поддержания укрепления и сохранения здоровья обязано заниматься образовательное учреждение, в котором обучаются дети. Здоровьесберегающие технологические процессы связывают направления работы образовательных учреждений по формированию, сохранению и укреплению здоровья своих обучающихся. Нужно понимать, главной задачей преподавателей является не «довести» обучающегося до выпускного класса, «радуясь», что с ним ничего плохого не произошло, а полностью подготовить ученика к самостоятельности в решении поставленных перед ним задач связанных с его профессиональной деятельностью по завершении обучения. Технологические процессы, способствующие сбережению здоровья, делятся на два признака: «обучающий» и «сохраняющий». «Обучающий» способствует формированию интеллектуальных и творческих способностей ученика, которая основывается на педагогике. «Сохраняющий» делает опору на создание внимания и психологического комфорта. К сохраняющему признаку можно причислить гигиену. Например, в помещении должен быть свежий воздух, поэтому его всегда нужно проветривать и это способствует хорошей работе легких и мозга; Чистота и хорошее освещение в помещении способствует собранности и комфортной работе глаз без напряжения. Преподаватель обязан замечать время, когда ученик начинает уставать, и должен сразу приостановить занятие, потому что обучающийся в этом состоянии не усваивает информацию должным образом и выполняет все установки, чем может только навредить себе. В таких случаях нужно делать перерыв или выполнять упражнения для снятия усталости. Укрепление и сохранение здоровья обучающихся должно способствовать благоприятным условиям в образовании учеников для ответственности, индивидуальности, активности, креативности и уверенности в себе подопечного. При укреплении и сохранении здоровья преподаватель обязан исключать стрессовое воздействие на учащихся, а также применять методики в обучении соответствующие возрастным особенностям учеников. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога. Также при обучении педагог должен обратить особое внимание на следующие аспекты: - снижение риска заболеваемости обучающихся; - работоспособность учеников; - пропаганда здорового образа жизни; - формирование системы спортивной оздоровительной работы. Эмоциональная сфера в укреплении и сохранении здоровья обучающихся подвергается анализу и считается важным аспектом в установлении психического здоровья детей. В этой системе происходят следующие действия: - используются данные о состоянии здоровья учащихся, которые хранятся в медицинских учреждениях, также вносятся свои наблюдения, и выявляется общая картина на основании имеющейся информации; - рассматривается возрастная группа обучаемых с целью изучения особенностей мышления, памяти, активности, работоспособности учеников для последующей выработки образовательной стратегии; - формируется положительный психологический климат в ходе осуществления реализации технологии; Степень влияния музыкального образования на здоровье детей очень велика и она оказывает положительного влияния больше, нежели остальные известные технологии. Основным признаком является использование психологических приемов, различных методов и подходов к решению появляющихся проблем. Медики неделимы в суждении, что обучение музыке полезно для здоровья. В ходе уроков закрепляются голосовые связки, развивается зрительная и мышечная память, увеличивается восприимчивость к внешним факторам, повышается иммунитет организма, а также стрессоустойчивость. Несомненно, немаловажную роль в укреплении и сохранении здоровья детей помимо преподавателей играют родители, и естественно они заинтересованы в укреплении здоровья своих детей. Во всех школах традиционно проводятся родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы о методах и технологиях обучения их детей, а также создание благоприятной атмосферы для получения новых знаний. Одними из них являются проведение концертов посвященных новому году, Дню защитника отечества, Международному женскому дню, Дню знаний и т.д. Разумеется, эти мероприятия направлены на физическое и психическое оздоровление учеников. Преподавателю приходится прилагать немало усилий для проведения таких мероприятий, так как каждый учащийся должен чувствовать себя комфортно, и он с радостью бы принимал там непосредственное участие. Знакомство с искусством и творчеством хранится в памяти долгие годы и выступает в качестве психологической поддержки для воспитания и становлении личности, которая уверена в себе и в своих возможностях. Необходимо отметить, укрепление и сохранение здоровья формирует успешную творческую личность. Также следует отметить, что положительное влияние на психическое состояние ученика оказывает гуманное отношение, которое лежит в основе личностно-деятельного подхода: - право обучающихся на собственную точку зрения; - положительное мотивирование; - право учеников на ошибку; - терпимость к недочетам обучающихся; - оптимистичная вера в обучающихся; - отсутствие принуждения. Концепция преподавания в музыкальной школе подразумевает персональное обучение, что хранит в себе большие возможности. Безусловно, сама цель сохранения и укрепления здоровья учеников не сможет осуществиться одним преподавателем. Однако в случае если каждый педагог будет стремиться к этому, то выиграют от этого все, в особенности дети. Помочь ученику разбудить в нем заложенное творческое начало, а также сделать первые шаги для наполненной смыслом жизни – вот главная задача, к которой должен стремиться любой педагог. 1.1 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В отдельных общеобразовательных школах, как и в школах искусств и музыкальных школах обучают игре на различных музыкальных инструментах, в том числе и духовых. Духовые инструменты – одни из самых древних музыкальных инструментов, которые использовались человеком в своей деятельности. Эти инструменты применялись в качестве средства для подачи различных сигналов. Будь то сигнал об опасности или же военное действие. Естественно с историей духовые инструменты усовершенствовались. Зачастую можно встретить родителей, отдающих предпочтение духовым инструментам для своих детей. Пожалуй, основной причиной является устранение проблем со здоровьем, которые связаны с легкими. Встречались дети, болевшие астмой либо другими заболеваниями легких, игравшие на духовых инструментах, которые улучшали свое здоровье, и проблемы с дыханием больше их не беспокоили. Кроме того, занятия на духовых инструментах благоприятно влияют на здоровье человека, они оказывают комплексное влияние на деятельность обучающихся, а также включают в себя ряд элементов. Развитие систем органов и групп мышц включает в себя действие всего комплекса средств организма вместе: диафрагма, брюшной пресс, легкие, межреберные мышцы. Обучение на духовых инструментах развивают в учащемся стойкость и выносливость. Для того чтобы повысить уровень своего мастерства одного лишь желания мало, нужны долгие и упорные занятия. Зачастую игру на духовых инструментах сравнивают с подготовкой спортсменов. Далеко не каждый понимает сколько необходимо приложить усилий чтобы добиться желаемого результата. Стойкость, выносливость, уверенность в себе и выдержка считаются важными элементами не только в жизни, но и в музыке. Выступления на концертах перед большим количеством слушателей является хорошей тренировкой для психологической выдержки, а также ученик вырабатывает красивую манеру поведения в обществе. Следует отметить, несколько часов бездумных занятий дадут не только пустой результат, но и могут испортить ранее наработанный материал. Выходит что 1 час осознанных занятий дает больший эффект нежели упорные часы занятий, проведенных бездумно. Аналогию с такое практикой можно провести со спортом, когда спортсмен не продумал порядок своих действий и получает огромную вероятность получить травму. В музыкальной практике потеря внимания влечет за собой потребность «зубрить» материал в два раза больше и тратить на него больше времени. Разумеется, теряя сосредоточенность можно допустить массу ненужных ошибок во время концертного исполнения или сдачи экзамена, что может сказаться на психике обучаемого. Для того чтобы улучшить результат занятий необходимо правильно распределить время для репетиций. Не нужно заниматься несколько часов подряд, это приводит к утомлению, паданию работоспособности, ученик может только навредить себе. Поэтому стоит делать перерывы между занятиями или распределить день так, чтобы обучающийся занимался несколько раз в день, к примеру, утром, после обеда и вечером. Особое внимание нужно уделить режиму дня и питанию. Швейцарский пианист и дирижер Альфред Корто говорил: «Самое важное для концертирующего музыканта, совершающего турне – это хороший сон и здоровый желудок». Начинающим музыкантам необходимо следить за режимом дня, хорошо высыпаться, это влияет на работоспособность во время занятий, репетиций или выступлений, и не только. Музыканту, играющему на духовом инструменте перед занятием необходимо осуществить прием пищи, так как занятия на духовых инструментах требуют больших физических нагрузок. Занятия на духовом инструменте на голодный желудок могут привести к головокружениям и тошноте, в особенности у начинающих музыкантов. На моей памяти случалось что преподаватель отпускал ученика с урока узнав о том, что тот не завтракал или обедал, для того чтобы он осуществил прием пищи перед занятием. Исполнители, играющий на духовых инструментах, осуществляют контроль сразу над несколькими действиями одновременно. К ним можно отнести дыхание, ведь оно не связано с естественным дыханием человека. К следующему элементу можно отнести координацию (выдох, язык, пальцы), т.е. исполнитель должен своевременно и правильно нажимать нужные клапана, вовремя сделать вдох и выдох, а также использовать «атаку языка». Следуя вышесказанному, стоит отметить, игра на духовых инструментах по праву можно считать одним из самых сложных среди других музыкальных инструментов. Во время исполнения того или иного произведения музыкант должен контролировать «звуковедение», развитие мелодии, включающие в себя контроль над работой диафрагмы, правильное исполнение штрихов и регулирование динамических оттенков. Наряду с этим музыкант должен следить за исполнением нотного текста произведения и передать замысел композитора. Одним из аспектов обучения юного музыканта, играющего на духовых инструментах, является выявление приемов и закономерностей индивидуального обучения, расширяющие кругозор, а также воспитывающие музыкальную культуру исполнителей. Один из выдающихся педагогов и исполнителей, положивший начало развития советских особенностей и методики является основатель гильдии кларнетистов СССР С.В. Розанов. Его труд «Основы преподавания на духовых инструментах» стал первой работой поставленный в научную основу. В этой работе были сформулированы основные особенности в методике преподавания на духовых инструментах: – развитие у обучающихся технических навыков должно проходить в тесном контакте с художественным развитием. В процессе работы ученика над музыкальным произведением нужно добиваться того, чтобы обучающийся усвоил его сознательно; – в основу правильной постановки должно быть положено знание анатомии и физиологии органов, которые участвуют во время игры. Основные вопросы особенностей, сформулированные С.В. Розановым, получили также развитие у профессоров Г. Уорвит, Докшицера, Пушечникова, Платонова и Усова. В отличие от других инструментов, где источником звука является струна, металлические или деревянные пластины, натянутая кожа у ударных, духовые инструменты принадлежат к тем, источником звука которых является воздушный столб. Исходя из этого, следует заметить, дыхание в исполнительской технике музыканта играет немаловажную роль. Техника дыхания на духовых инструментах – это умение владеть звуком, включающее в себя все разнообразие динамики, тембра, штрихов и артикуляции. Правильно поставленное дыхание у молодого исполнителя влияет на динамику, тембр и артикуляцию, и по звуку исполнителя можно определить насколько он владеет дыханием. Наличие правильного дыхания является одним из важных факторов в культуре звучания исполнителей. В дыхании исполнителя функционируют дыхательные мышцы, работающие при вдохе и выдохе. Мышцы вдоха и выдоха участвуют в дыхательном механизме. Техника дыхания исполнителя зависит как раз таки от умелого использования этих мышц. Их зачастую называют мышцы-антагонисты, так как они представляют собой мышечные группы, которые выполняют противоположные анатомические функции. Диафрагма, наружные и межреберные мышцы относятся к мышцам вдоха, а брюшной пресс и внутренние межреберные мышцы в свою очередь к мышцам выдоха. Музыканту нужно правильно распоряжаться своим вдохом и выдохом с помощью развития и упорных тренировок дыхательных мышц. Выдох, взаимодействует с пальцами, языком и губами, являясь основной причиной в звукообразовании, а также во всевозможных видах его проявления в технике. Правильно поставленный выдох не только улучшает качество звучания, но и дает возможность облегчить функции языка, пальцев и губ исполнителя. Две фазы дыхания (вдох и выдох) по-разному используются в исполнительском процессе. В повседневной жизни человека во время дыхания расширяются легкие, ребра же поднимаются вверх, а диафрагма опускается вниз. В естественном физиологическом дыхании сначала идет вдох, затем выдох и пауза. Дыхание духовика проходит более чем осознано и требует особых усилий. Вдох должен быть коротким, а выдох - продолжительным. Дыхание музыкантов играющих на духовых инструментах во время исполнения существенно отличается от естественного физиологического дыхания в обычных условиях. Можно выделить несколько отличий: – объем легких у исполнителей во время игры на духовых инструментах наполняется в 7-8 раз больше чем во время обычного дыхания в повседневной жизни людей. – дыхание духовика создает огромную нагрузку на дыхательные мышцы, и она также превышает нагрузку на мышцы в обычном повседневном дыхании. – В повседневном дыхании человека вдох и выдох приблизительно одинаковый по продолжительности, а значит дыхание ритмичное. В профессиональном дыхании исполнителя на духовых инструментах все происходит иначе и музыкант во время исполнения делает примерно от 4 до 6 дыхательных циклов, когда в спокойном состоянии человек делает от 15-18. – В обычных условиях человек дышит через нос, а во время исполнения на духовых инструментах в большинстве своем участвует рот с небольшой помощью носа, так как это помогает осуществить бесшумный и более полный вдох. Нужно отметить, работа над дыханием занимает важное место в занятиях молодых исполнителей и неправильное владение дыханием может ухудшить состояние здоровья обучающихся. Если в начале образования звука главная роль отводится языку, то в его ведении эта роль принадлежит воздушному столбу, образующемуся путем выдоха музыканта в инструмент. Исходя из того что было рассмотрено можно провести аналогию между исполнительским дыханием и смычком у скрипачей. Профессиональное дыхание музыкантов играющих на духовых инструментах является важным и активным выразительным средством в музыке. Другим и немаловажным признаком в сохранении здоровья молодого исполнителя является правильная постановка (положение инструмента, рук, пальцев и амбушюра). Проанализировав практику обучения начинающих музыкантов, стоит отметить то, что внимательность к постановке необходима с первых дней занятий. Основными недочетами являются неправильное положение инструмента, головы, рук и пальцев. В начале обучения на инструменте необходимо постоянно следить за правильной постановкой обучающегося. Одной из целей занятий является то, чтобы ученик не только знал правильную постановку, но и понимал всю важность ее применения на практике, не навредив своему здоровью и способствуя развитию крепкого иммунитета. Контроль над правильной постановкой можно ослабить лишь тогда, когда правильные приемы постановки превратятся в усвоенные и закрепленные навыки. Часть начинающих музыкантов во время игры опускают голову вниз, вследствие чего опускается подбородок, а это в свою очередь создает лишнее напряжение шейных и подбородочных мышц. Такое неправильное положение головы можно заметить у музыкантов, играющих на различных духовых инструментах, но чаще всего их можно наблюдать у кларнетистов, гобоистов, валторнистов и трубачей. Высоко поднятые пальцы создают излишнее напряжение, а это может привести к печальным последствиям, помимо того, что в связи с этим будет страдать техника. В случаях заболевания астмой или же другими проблемами с дыханием, врачи рекомендуют занятия на духовых инструментах. Так как это укрепляет организм ребенка. На моем личном опыте встречались профессиональные музыканты, работающие в ведущих оркестрах России, которые начали свой творческий путь с музыкальной школы, играя на духовых инструментах, которые им посоветовали врачи. Сохранение и укрепление в музыкальном образовании являются важными среди других различных технологий по степени воздействия на здоровье молодых исполнителей. Сохранять и укреплять здоровье во время обучения в образовательных учреждениях и за их стенами очень важно для детей. Правильное обучение игре на духовом инструменте является важным для сохранения здоровья, потому что игра на духовых инструментах влияет на психическое и физиологическое развитие ребенка, вырабатывает в нем такие качества как коммуникабельность, логику, а также возможность контролировать одновременно несколько действий. 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА КЛАРНЕТЕ Кларнет (от итальянского clarinetto) — деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Его создали в начале XVIII века в Нюрнберге. Применяется в различных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфонических и духовых оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром, чем дает исполнителю большие возможности. Для достижения положительных результатов в занятиях преподаватель на духовых инструментах должен создать максимально благоприятную среду для своего подопечного и использовать для этого различные методы: - опираться на важный вид деятельности - игру; - преподаватель должен стать для ученика старшим другом, который всегда может прийти на помощь; - совмещение разнообразных видов занятий: прослушание музыки, игра на инструменте, дыхательные упражнения, решение сложных задач совместно; - ориентирование на перспективу развития ученика; Выстраивание занятия с позиции сохранения и укрепления здоровья: - форма занятия в виде игры; - благоприятная атмосфера, мотивирующая интерес к занятиям; - сочетание традиционных и инновационных средств; - постепенное усложнение материала; - радость в достижении положительного результата занятий учеников; - совместное стремление с учеником в достижении результата; - одобрение у учеников собственной инициативы в решении той или иной поставленной задачи; Во время занятий на духовых инструментах необходимо учитывать условия, в которых находится ученик. Существуют определенные требования к помещению для занятий на духовых инструментах: – площадь самого помещения должна составлять не менее 12 квадратных метров; – в помещении должна быть звукоизоляция, которая соответствует санитарным требованиям от воздушных и ударных шумов; – освещение, оно должно быть равномерным, не ослепляющим, не мерцающим, а также не должно изменять физических и химических свойств воздуха; В классе кларнета дети начинают заниматься с 10-11 лет. Зачастую начинающие музыканты в этом возрасте в силу своих физических возможностей не могут заниматься на кларнете из-за его габаритов и усилий которые нужно применять при игре на этом инструменте, поэтому ребенку на начальном этапе дают блокфлейту, которая не требует особых физических нагрузок. Также юные кларнетисты начинают осваивать инструмент с кларнета строя ми бемоль (малый кларнет или кларнет-пикколо), который меньше по размерам и весу, это в значительной мере упрощает задачу для молодого исполнителя. При игре на кларнете работает практически весь организм: диафрагма, легкие, мышцы брюшного пресса, межреберные мышцы, язык, губы, голосовые связки, амбушюр, а также руки и ноги. В некоторых случаях игра на кларнете может нанести ущерб здоровью: Неправильное дыхание может вызвать такое заболевание как энфизема легких, возникающее при развитии повышенной воздушности легочной ткани и характеризующееся растяжением легочных альвеол. Неправильная постановка, т.е. неправильное положение инструмента, головы, рук и пальцев. Высоко поднятые пальцы создают излишнее напряжение, как и неправильное положение кистей рук, все это может привести к печальным последствиям. 3. У кларнетистов, как и у многих других музыкантов, играющих на духовых инструментах возможно развитие профессионального заболевания из-за перенапряжения во время занятий, но также могут повлиять и индивидуальные предрасположенности каждого человека. Первым шагом для занятий на кларнете является выбор инструмента. Не всегда школа в состоянии выдать достойный музыкальный инструмент для занятий, а если и так, то неизвестно как много детей занимались на нем раньше. Музыкальный инструмент должен быть у каждого личный, тем более если этот инструмент духовой. Поэтому в целях гигиены рекомендуется приобрести личный инструмент для занятий. На сегодняшний день кларнет достаточно дорогое удовольствие и хороший инструмент может позволить себе не каждый. У недорогих кларнетов существует масса недостатков: – люфты, что приводит к постукиванию и создает трудность в исполнении пассажей; – плохое звучание (тембр не свойственный кларнету); – «недокрывание» подушек, что приводит к невозможности взять определенные звуки на инструменте; – тяжесть в извлечении звука; – плохая механика (создает неудобства при нажатии на клапана); – плохая интонация (нестройность некоторых нот, октав, а то и целых регистров). Плохой инструмент может доставить массу неудобств молодому исполнителю, и он в силу своей неопытности будет думать, что причиной его неудач является он сам, что может негативно сказаться на его психологическом состоянии и навсегда вызвать отторжение к занятиям на кларнете. Также плохой инструмент может послужить результатом чрезмерных физических нагрузок, встречаются инструменты, которые тяжелые на «продув» и занятия на таких инструментах создают только дискомфорт. Таким образом, следует отметить, на музыкальном инструменте экономить нельзя, так как хороший инструмент не только создает удобства в занятиях, но и поможет сохранить здоровье обучающегося. Следующим на что необходимо обратить внимание это мундштук (рисунок 1) и трость (рисунок 2). рисунок 1 рисунок 2 Для начинающего кларнетиста очень важно подобрать такие аксессуары как мундштук (часть кларнета, имеющая клювообразную форму и в которую музыкант осуществляет подачу воздуха) и трость (узкая пластина, изготавливаемая из специально выращенного тростника за счет колебания которой появляется звук), так как они зависят друг от друга и имеют разную степень тяжести. Также от мундштуков и тростей зависит качество звучания, окраска звука. Юным музыкантам подбирают мундштуки и трости по их физическим возможностям. Трости для кларнета имеют свои размеры: 1; 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5; 3,5 +; 4. Чем больше номер трости, тем больше ее толщина, соответственно и усилий на тростях с большим номером нужно применять больше. Начинающим музыкантам (особенно детям) дают трости с меньшим размером, так как извлекать звук при помощи трости, которая имеет больший номер (толщину) требует большей нагрузки, а чрезмерные физические усилия молодых начинающих музыкантов могут привести к неприятным последствиям. Также следует знать, выбор трости сильно зависит от мундштука, так как он имеет свои особенности. Усилия, прилагаемые для извлечения звука, напрямую зависят от степени его тяжести. Поэтому преподавателю следует тщательно подбирать мундштуки и трости для своих учеников во избежание чрезмерных физических нагрузок начинающих музыкантов. В момент вдоха организм человека поглощает кислород, играя на кларнете, исполнитель получает немалое количество кислорода, что является благоприятным для здоровья, но у музыкантов, которые только начали заниматься на кларнете, из-за недостатка кислорода кружится голова. Через несколько занятий организм музыканта привыкает, а голова перестает кружиться. Занятия на кларнете укрепляют систему дыхания. При хроническом бронхите или астме помощь в укреплении здоровья могут оказать занятия на этом инструменте. Многие исследователи отметили, что занятия на кларнете могут избавить от бессонницы и помочь в лечении нервного расстройства. Существуют противопоказания при игре на кларнете: эмфизема, отдельные стадии туберкулеза, кисты в легких и врожденный порок сердца. При игре на кларнете, как и на других духовых инструментах, напрягается брюшной пресс и повышается внутрибрюшное давление. В связи с этим исполнителям, у которых врачи обнаруживают грыжи, играть на кларнете противопоказано. Встречаются противопоказания и при заболеваниях сердечно сосудистой системы и пищеварительного тракта. В других же случаях игра на кларнете укрепляет здоровье музыканта. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании являются самыми важными среди других известных технологий. Главным их признаком является применение психологических и педагогических приемов, подходов и методов к решению появляющихся проблем. Сохранять и укреплять здоровье во время обучения в образовательных учреждениях и за их стенами очень важно для детей. При сохранении и укреплении здоровья учащихся Нужно помнить, главной задачей преподавателей является не «довести» обучающегося до выпускного класса, а полностью подготовить ученика к самостоятельности в решении поставленных перед ним задач связанных с его профессиональной деятельностью по завершении обучения. Правильное обучение игре на духовом инструменте является важным для сохранения здоровья, потому что игра на духовых инструментах влияет на психическое и физиологическое развитие ребенка, вырабатывает в нем такие качества как коммуникабельность, логику, стрессоустойчивость, а также возможность контролировать одновременно несколько действий. Нужно знать, методика обучения на духовых инструментах считается молодой. С каждым годом мастерство духовиков растет, а вместе с ним и методы преподавания на духовых инструментах, что в конце объединяется в общую методику обучения. С первых дней обучения на духовых инструментах нужно внимательно следить за правильной постановкой начинающего музыканта. При этом нужно добиваться, чтобы обучающийся не только знал те или иные приемы правильной постановки, но и понимал целесообразность их применения на практике. Ослабить проверку правильной постановки можно лишь тогда, когда приемы постановки превратятся у начинающего музыканта усвоенные и закрепленные навыки. Процесс становления музыканта затрачивает много сил и времени, особенно очень трудно начинающему музыканту в первые годы обучения, для этого и существует педагог, контролирующий игру своего подопечного с предельной внимательностью. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Горяев В.. Здоровье детей - категория педагогическая. /Статья/ Воспитание школьников. - 1999, №1. 2. Гурьев, А.В. Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе /А.В. Гурьев //Стандарты и мониторинг. - 2011. - №3. 3. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1956. - 128 с. 4. Кирнарская Д.К. Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу / Д.К. Кирнарская [Текст] // Музыкальная психология и психотерапия. - 2009. - №6. - С. 75-78. 5. Колеченко А. Энциклопедия педагогических технологий. - С-Пб.: «Каро», 2005. 6. Кононова Н.Г. Обучаем игре на детских музыкальных инструментах. - 1990. - 175 с. 7. Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе. - Сайт «Вопросы Интернет-образования» http://center.fio.ru/vio/vio_site/cd_site/ Articles/archive.htm 8. Курбатова Л. Мозг, творчество.//Начальная школа плюс: до и после. - 2003, №5, 45-50с. 9. Материал из свободной энциклопедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кларнет#.D0.A0.D0.B0.D0.B7.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B8_.D0.BA.D0.BB.D0.B0.D1.80.D0.BD.D0.B5.D1.82.D0.B0 10. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для 11. Пушечников И. Школа игры на гобое. М., 2001. - С. 15. (163 с). 12. Розанов С.В., Осн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: