VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Защита прав потребителей по российскому законодательству

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012294
Тема: Защита прав потребителей по российскому законодательству
Содержание
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»


Кафедра гражданского и международного частного права


                                    Выпускная квалификационная работа

на тему  Защита прав потребителей по российскому законодательству

                            направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
                                     (квалификация(степень) «бакалавр» )
                                                 



 
            Выполнила: 
                                            Бабинцева Людмила Юрьевна
                                         ФИО студента

                                                            Руководитель: к.ю.н., доцент,  профессор
                                      Букаева Ирина Николаевна  
                                        ФИО, ученая степень, ученое звание





Работа представлена в ГЭК «     »_______________года

 Зав. кафедрой__________________
                                 (подпись)



                                                   Санкт-Петербург
2018
Содержание

Введение………………………………………………………………….
3
Глава 1. Фундаментальные основы защиты прав потребителей…………………………………………………………….

6
     1.1 Генезис института защиты прав потребителей в России и за рубежом…………………………………………………………………..

6
     1.2 Институт защиты прав потребителей в современной России…………………………………………………………………….

20
Глава 2. Практические аспекты защиты прав потребителей в России на современном этапе…………………………………………

37
     2.1 Анализ существующих проблем, связанных с защитой прав потребителей………………………………………………………………

37
     2.2 Анализ судебной практики по спорам о качестве продуктов питания……………………………………………………………………..

39
     2.3 Аналитический обзор судебной практики по разрешению гражданско-правовых споров, возникающих в сфере реализации непродовольственных товаров…………………………………………...


45
     2.4 Анализ особенностей рассмотрения в судах дел по защите прав потребителей финансовых услуг…………………………………..

52


Заключение………………………………………………………………
56
Список использованной литературы………………………………..
60
Приложение………………………………………………………………
68






Введение
     
     Переход России к рыночному типу экономики, а также возобновление частной собственности после распада СССР, обусловил активизацию и интенсификацию торговых отношений, как внутри страны, так и за ее пределами, ввиду чего на рынке появилось множество организаций, занятых производством и реализацией товаров, а также предоставлением различного рода услуг.
     Сложившиеся условия потребовали от законодателя совершенствования имеющихся норм и правил регуляции торговых отношений.
     Так, Закон «О защите прав потребителя» претерпел множество изменений, продиктованных запросами внутренней экономической и политической ситуацией, в 1996, 1999, 2001, 2004, 2006, 2007.
     Однако на настоящий момент в сфере защиты прав потребителя по-прежнему наблюдается ряд проблем, к числу которых относятся: 
     1) достаточно большое количество нарушений конституционных прав потребителя на получение информации о товаре любым законным и удобным для покупателя способом (осуществление фото, видео, аудио- съемки и т.д.);
     2) недобросовестность продавца, как субъекта торговых правоотношений, представленная предоставлением ложной информации о товаре (страна происхождения, условия хранения, правила эксплуатации, информация о производителе, способах транспортировки  и т.д.), что может повлечь за собой причинение вреда здоровью или создать угрозу жизни покупателя;
     3) наличие противоречий между действующим законодательством и судебной практикой в части защиты прав потребителей.
     Также в качестве проблем современного института защиты прав потребителя, следует отметить недостаточную осведомленность отечественного потребителя о своих правах и обязанностях, низкую юридическую грамотность населения.
     Известно, что институт защиты прав потребителя представлен совокупностью взаимосвязанных законодательных актов: Гражданского кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса и т.д., однако меры, предложенные в них, нуждаются в уточнении в целях оптимизации и повышения эффективности гражданско-правового регулирования защиты прав потребителей.
     Таким образом, избранная тема исследования «Защита прав потребителя по российскому законодательству» является достаточно актуальной, т.к. данная отрасль права ставит перед собой цель не только предотвращение утраты финансовых ресурсов потребителя, но и на обеспечение его конституционных прав, сохранение его жизни и здоровья.
     Объектом исследования является институт защиты прав потребителя.
     Предметом исследования выступает гражданско-правовое регулирование споров, связанных с  защитой прав потребителей в Российской Федерации.
     Цель настоящего исследования состоит в изучении предпосылок формирования института защиты прав потребителей в России, анализа его современного состояния и разработке рекомендаций по его совершенствованию.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
     1. Исследовать генезис института защиты прав потребителей в России и за рубежом.
     2. Изучить институт защиты прав потребителей в современной России.
     3. Провести анализ существующих проблем, связанных с защитой прав потребителей.
     4. Проанализировать судебную практику по спорам о качестве продуктов питания.
     5. Провести аналитический обзор судебной практики по разрешению гражданско-правовых споров, возникающих в сфере реализации непродовольственных товаров.
     6. Осуществить анализ особенностей рассмотрения в судах дел по защите прав потребителей финансовых услуг.
     Методы исследования представлены методами теоретического и эмпирического познания. 
     Теоретическими методами исследования являются: метод анализа, синтеза и сравнения литературных источников. 
     Эмпирическими методами послужили: метод графического отображения данных, метод изучения статистических данных, метод анализа.
     Методологической базой исследования послужила нормативно правовая база, представленная: Конституцией РФ, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании», Федеральным законом от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ и т.д., а также научной литературой по проблеме исследования.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Глава 1. Фундаментальные основы защиты прав потребителей

1.1 Генезис института защиты прав потребителей в России и за рубежом
     
     Институт защиты прав потребителя насчитывает многовековую мировую историю, однако наиболее целесообразным представляется приступать к анализу этапов развития указанного института с определения сущности и содержания данного понятия.
     Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева под защитой прав потребителей понимают: «официально установленные законом и другими нормативными документами правила, нормы, охраняющие потребителя, предотвращающие продажу ему некачественного товара, компенсирующие убытки потребителя от недобросовестной торговли»1.
     М.И. Кулагин считает, что защита прав потребителя – это совокупность норм, направленных на: «законодательную, административную и судебную охрану интересов потребителей товаров и услуг, главным образом от их нарушения изготовителями продукции (услуг) и продавцами»2.
     Следовательно, защита прав потребителя представляет собой закрепленный законодателем перечень прав и обязанностей субъектов торговых отношений, направленных на защиту интересов потребителей товаров, работ, услуг. 
     Впервые потребитель столкнулся с нарушением своих прав, вероятнее всего, в момент возникновения первых в истории человечества товарных рынков. Отметим, что термин «потребитель» в данном контексте носит условный характер, так как первое в истории определение было сформулировано только ХХ веке.
     Вместе с тем, рассматривая процесс становления института защиты прав потребителей, мы будем употреблять данный термин, понимая под ним покупателя, заказчика и получателя товаров, работ, услуг.
     И.Б. Новицкий, И.С. Перетерский, говоря о предпосылках формирования института защиты прав потребителей, отмечают: «в древнейшие времена, с появлением частной собственности, возникает и получает большое распространение договор, направленный на обращение вещей, на переход их из одного хозяйства в другое»3. 
     Так, с возникновением первых торговых отношениях приходит осознание нужды в защите потребителей и их прав в отношении вещей, которые они приобретают, ввиду чего практически во всех законах того времени существовали нормы, направленные на обеспечение интересов граждан как потребителей.
     Примерами могут служить законы древней Греции и Римской империи, «регулирующие качество пищи. Известно, также, что у греков и римлян имелись соответствующие положения, направленные против фальсификации вин»4.
     В.Н. Малейченко полагает, что в качестве частного примера следует приводить законы Хаммурапи: «законы царя, правившего Вавилоном в 18 в. до н.э., регулировавшие отношения кредита, качества товаров и услуг и ответственность за продажу некачественных товаров»5. 
     Исследователь Т.М. Иванова, описывая историю возникновения института защиты прав потребителей, обращается к Законам Платона, согласно которым, «стоимость  покупки  составляла пятьдесят и более драхм, продавец обязательно сообщал покупателю свое место жительства и должен был «переждать» в городе десять дней на случай «законного возвращения покупки»6. 
     Одиннадцатая книга Законов Платона также содержала признаки законности или незаконности сделки купли-продажи. 
     Рассмотрим ситуацию покупки раба, так, по данному своду правил, покупатель имел законное право возвратить товар (раба, страдающего каким-либо заболеванием) в случае, если «покупатель обычный человек, а продавец, наоборот, сведущ в болезнях»7.  
     В рамках данной нормы права, возврат покупки продавцу мог быть осуществлен в течение шести месяцев. 
     Вместе с тем Законы Платона регулировали законность оказания работ (услуг), то есть торговые отношения между заказчиком и ремесленником.
     Д.И. Писарев приводит следующий пример: «ремесленнику не пристало допускать обман в своем труде, если же кто из ремесленников злостно не выполнит в указанный срок своего заказа, то стоимость изделий он должен заплатить обманутому  им  заказчику  и  снова  выполнить  в  указанный  срок  заказ,  но  даром»8.
     На наш взгляд, в рамках изучения института защиты прав потребителей следует уделить особое внимание римскому праву, рецепция которого общеизвестна.  
     Отметим, История Древнего Рима и его история сыграла важную роль в становлении современного законодательства ведущих стран мира, т.к. являлась квинтэссенцией  политической  и  правовой  культуры, того времени, что стало результатом деятельности многих поколений римских юристов.
     Согласно нормам римского права на продавца накладывалось обязательство передать покупателю вещь в надлежащем состоянии по качеству, если продавец нарушал данное требование, а товар передавался покупателю в таком состоянии, что: «ее невозможно использовать по назначению, или она обесценена вследствие имеющихся в ней недостатков, в этой передаче  нельзя  было  видеть  исполнение  продавцом  принятой  на  себя  по договору обязанности»9, то на продавца накладывались меры ответственности за продажу товара ненадлежащего качества.
     Как замечают некоторые исследователи, «нормы римского права об ответственности за ненадлежащее качество проданной вещи развивались постепенно и в течение ряда столетий характеризовались  принципом  ответственности  лишь  за  то,  что  было  прямо обещано»10. 
     Данная норма права предполагала, что продавец несет ответственность перед покупателем только в том случае, если он прямо обещал, что продаваемый их товар обладает какими-либо  положительными  свойствами, но в действительности, не обладала, или даже напротив – имела недостатки.
     Л.Л. Кофанов, ссылаясь на положения титула I книги VIII Дигест Юстиниана, отмечает, что продавец нес свои обязательства перед покупателем за заявления о качестве товара: «все, что при продаже товара годится для расхваливания товара, не обязывает продавца, если это ясно видно»11.
     Таким образом, если продавец заявляет об определенном качестве товара, проверить которое можно визуально посредством его осмотра, то ответственность за сделку купли-продажи переходит с продавца на покупателя, однако, если какие-либо характеристики товара не очевидны, но продавец настаивает на них, то вся ответственность остается за продавцом.
     К примеру, если продавец заявляет, что дом, подлежащий продаже, хорошо выстроен, или, что раб является образованным или искусным мастером, то он должен отвечать за истинность таких утверждений, т.к. они выступают главным фактором в формировании цены товара, более высокой, чем на аналогичный товар не столь высоко качества.
     А.В Зайков акцентирует внимание наследующей норме права: «продавец обязан отвечать  за  отсутствие  в  его  действиях  злого  умысла, так как поступает  со  злым умыслом не только продавец, который выражается неясно в целях введения в обман, но и продавец, который коварно скрывает что-либо»12.
     Исследователи Г.Г. Назарова, Н.А. Никиташина, О.Е. Тарасова полагают, что в римском праве наблюдается попытка установления срока годности товара, а также ответственности продавца за его нарушение.
     Так,  титул VI книги VIII Дигест Юстиниана закреплял следующее положение: «если  проданное  вино скисло,  то  ущерб  ложится  на  покупателя, но  если  продавец  взял  на себя риск, то он несет риск в течение того времени, на которое он принял риск.  Если  же  он  не  указал  времени,  то  риск  должен  быть  возложен  на  него до тех пор, пока вино не опробовано»13.
     Римское право в отношении срока годности товара содержало следующее уточнение: «если вина, прежде чем их взял покупатель, испортились в силу их естественных свойств, то продавец отвечает перед покупателем, если продавец дал поручительство за их доброкачественность; если же он не дал никакого ручательства, то риск лежит на покупателе»14.
     Указанную норму, на наш взгляд, нужно понимать таким образом: если продавец осознавал, что продаваемый товар может испортиться до момента фактической продажи покупателю, и не предупредил об этом потенциального покупателя, то он должен отвечать за причиненные покупателю убытки, обусловленные отсутствием предупреждения.
     Обобщая все вышеизложенное, следует подвести некоторый итог по развитию института защиты прав потребителя в древние времена, графически отразив основные законодательные акты и их вклад в формирование современного мирового законодательства по защите прав потребителей (рис.1).


Рис.1. Истоки законодательства по защите прав потребителя 
     
     С течением времени, уже в эпоху Средневековья, процесс купли-продажи более жестко регламентировался властями многих странах. 
     Так, на Руси со времени правления Ярослава Мудрого до его внука Владимира Мономаха (XI-XII вв.), сформировались первые правила торговли, регулировавшие торговые отношения.
     В.А. Томсинов отмечает в качестве первого отечественного источника законодательства о защите прав потребителей Русскую правду – «крупнейшее юридическое произведение средневековья и древнейший памятник славянского права»15. 
     
     Наиболее распространенной на Руси редакцией Русской Правды являлась Пространная Русская Правда. Среди нескольких крупных групп основного ее содержания можно легко выделить ряд статей по вопросам кредита и торговых сделок. 
     Торги велись на специализированных торговых площадях городов, выступающих центром общественной жизни народа, где можно было не только приобрести те или иные товары, но и подать объявление об утраченном или украденном имуществе.
     Известно, что в XI-XII вв. государственная власть была тесно взаимосвязана с церковью, ввиду чего правила торговли были обусловлены, в том числе, и религиозной подоплекой. 
     Так, купцы были обязаны исполнять ряд правил, в число которых входили предписания:
     –  «соблюдайте полностью меру и не будьте из числа недомеривающих;   
     – взвешивайте верными весами;   
      – не уменьшайте людям их вещей и не ходите по земле, распространяя нечестие»16.
     Значение торговых отношений для Киевской Руси отражено в ст. 58-70, 150 Русской Правды, свидетельствующих о значительных темпах развития, как внутренней, так и внешней торговли.
     Специфика правового регулирования торговых отношений также заключалась в том, что, не смотря на развитие торговых темпов, что привело к возникновению оптовых продаж, использовались различные системы оплаты:
1) натуральный обмен – «товар на товар»;
2) товарно-денежные операции – «товар – деньги – товар».
     Вместе с тем, в торговых операциях активно применялось кредитование и предоплата за товары. 
     Развитие института защиты прав потребителей на Руси неразрывно связано с развитием торговых отношений, которое, по мнению исследователей А.С. Верещагин, Р.Х. Хайртдинов («История российского предпринимательства: от истоков до начала ХХ века: учебное пособие»), Г.Г. Корноухова («История  российского  предпринимательства:  учебное пособие»), А.Н. Першикова («История российского предпринимательства: курс лекций») имело 2 этапа развития.
     Исследовав доводы автора, мы составили схему, отражающую сущность торговых отношений России в период раннего и высокого средневековья (рис.2).
     

Рис.2. Этапы развития торговых отношений средневековой Руси
     
     
     С.В. Валянский, Д.Н. Калюжный отмечают, что в Русской Правде содержится множество разнообразных свидетельств и интересных сведений о «правилах торговли» и «правах потребителей», в частности: 
     –  ценовая политика;
     – штрафы в отношении купцов, торгующих товаром низкого качества, а также в отношении недобросовестных покупателей (либо 13 гривен, либо публичное наказание);
     – процессуальный порядок разрешения споров. 
     С развитием международной торговли, законодательство по регуляции процесса купли-продажи претерпело ужесточение и изменение во многих странах мира.
     М.Ш. Альмухаметова, А.В. Кузнецов описывают ответственность за обман покупателей, предусмотренную феодальным правом Германии: «за неверные меры и неверные весы, за обман в торговле (если это раскрывается) преступника следует повесить»17.
     Данная норма права была закреплена в «Земском праве» – первой из двух книг Саксонского зерцала – старейшим правовом сборнике Германии, составленным судьей Эйке фон Репковом в 1221-1225 гг. 
     И.Л. Бутиков в качестве примера наказания за торговлю некачественным товаром приводит Австрийскую практику XV века, где: «продавец разбавленного или прокисшего молока должен был выпить все некачественное молоко»18.
     В период Нового времени сформировалось законодательство в сфере защиты прав потребителя во всех ведущих государствах: США, странах Европы, и в РФ.
     Так, Гражданский кодекс Франции 1804 года, зафиксировал проблематику эвикции вещи, ввиду чего: «явные недостатки вещи, в наличии которых покупатель мог убедиться сам, не влекли ответственность продавца, а за скрытые недостатки проданной вещи продавец обязан был дать гарантию»19.
     В 1977 году во Франции приняли Закон об охране прав и информации о потребителях.
     В 1905 году приняли Закон о фальсификации и подлогах в области товаров и услуг. 
     Изданием данных законодательных актов, государство Франции обеспечило защиту прав потребителей посредством различных организаций и служб, например, служба предотвращения обмана покупателей и контроля за качеством товаров и национальный институт потребления.
     В 1936 году был основан Союз потребителей, независимый от государства и бизнеса, посредством чего правовое движение потребителей получило свое распространение в 20 веке.
     15 марта 1961 г. впервые в мировой практике в защиту прав потребителей выступил глава государства – президент США Дж. Ф.  Кенеди, заявив: «Потребители, по определению, это мы все. Потребители – это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение, но это единственный голос, который зачастую не слышен»20.
     15 марта 1962 года он представил Конгрессу США послание «Специальное сообщение по защите прав потребителя», в котором были сформулированы основополагающие принципы защиты прав потребителей, перечень которых представлен на рис.3.


Рис.3. Принципы, заложенные в основу современного ЗоЗПП 
     Как замечает М.В. Мотехина права потребителей, провозглашенные Дж. Ф. Кеннеди «являются фундаментальными, а на их реализацию и защиту ориентированы правительства государств мирового сообщества»21. 
     В 1968 г. в Японии возникла система административно-правовой защиты потребителей путем принятия двух направлений мер:
     1. Принятие ряда законодательных актов, основным из которых стал основной закон об охране интересов потребителя. 
     Данный закон регламентировал ответственность государства, а также местных организаций и производителей в области защиты прав потребителей. 
     2. Организация системы государственных учреждений, вырабатывающих общую политику, направленную на координационные и контролирующие функции, осуществляют товарные инспекции, помогают решать спорные вопросы, информируют потребителей. 
     В.Н. Батрамеева утверждает, что, не смотря на принятые меры, «созданная защита не стала надежным щитом японских потребителей, а подлинным защитником интересов потребителей стало потребительское движение»22.
     Развитие института защиты прав потребителей в Великобритании имело два основных взаимосвязанных этапа:
     1. Принятие Закона о защите прав потребителя, предусматривающего ответственность за ущерб причиненный потребителю дефектами изделия23.
     2. В 1984 году была опубликована Белая книга, посвященная обеспечению безопасности товаров на основании вышеупомянутого закона.
     Т.Г. Кейта-Станкевич, описывая историю развития законодательства о защите прав потребителей, упоминает понятие консюмеризме – «общественном движении, направленном на обеспечение прав потребителей, одной из целей которого является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников рынка»24. 
     Истоки консюмеризма берут свое начало в США, откуда позднее произошло его распространение в другие страны. 

 
Рис.4. Направление консюмеризма

     В Западной Европе консюмеризм в значительной степени концентрирует свое внимание на экологии.
     Н.А. Баранов подчеркивает: «в результате госструктуры предъявляли экологические требования к производителям, а реакцией европейского бизнеса являлось появление продуктов, не оказывающих вредного влияния на окружающую среду»25. 
     В Британии начали производить пеленки из небумажного сырья. Германское федеральное Агентство защиты среды учредило ярлык Голубого Ангела для экологически чистых продуктов. В Бельгии была создана линия чистящих средств, не загрязняющих среду26.
     С.Г. Бунина отмечает, что «защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла в России сравнительно недавно – в начале 90-х годов»27. 
     Вплоть до 90х годов регулирование отношений, направленных на удовлетворение потребностей граждан как потребителей, в основном осуществлялось нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. 
     О.С. Чурочкина Одной из особенностей правового регулирования в области защиты прав потребителей являлось множественность подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей28. 
     Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребителей, а в некоторых случаях и прямо противоречащие законодательству.
     Действующее на тот момент законодательство не вполне соответствовало нормам международного права, в частности, единогласно принятым 9 апреля 1985 года «Руководящим принципом для защиты интересов потребителей» (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 30/248).
     Руководящие принципы для защиты прав потребителей закрепили перечень прав потребителей, представленный на рис.5.


Рис.5. Перечень прав потребителей по Руководящим принципам для защиты интересов потребителей

     Следовательно, такое несоответствие, прежде всего, проявлялось в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом были надлежащим образом законодательно не урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и поэтому носили декларативный характер. Ко всему прочему отсутствовала государственная система защиты интересов потребителей
     Т.П. Матвиевская подчеркивает: «первой попыткой создания потребительского законодательства стала разработка осенью 1988 года проекта закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей»29. 
     В.Н. Ткачев акцентирует внимание на том, что: «большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей»30.
     Впервые признавалась необходимость принятия на законодательном уровне специальных норм, закрепляющих гарантии государственной защиты интересов потребителей. 
     Но проект не избежал недостатков (не было различия между потребителем юридическим лицом и потребителем-гражданином, основные права потребителей формулировались лишь относительно обеспечения права на качества товаров). Проект широко обсуждался, но был отвергнут, так как в основном его положения носили декларативный характер и не могли быть реализованы.
     Переворотом в создании потребительского законодательства стало принятие Закона СССР от 22.05.1991 N 2184-1 «О защите прав потребителей», который так и не вступил в силу, в связи с распадом СССР.
     9 января 1996 года был принят Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей», который в последующем изменялся и усовершенствовался.
     Таким образом, можно сделать вывод о том, что основные принципы, на которых базируется нынешняя мировая система защиты прав потребителей, были разработаны в период древнего мира.
     В частности, римское право сыграла не последнюю роль в процессе формирования института защиты прав потребителя, обусловив общую канву развития, не смотря на то, что данный институт развивался в каждом государстве под воздействием внутренней ситуации, внешней торговли, а также под влиянием менталитета местных жителей и участников торговых отношений.
     
     
     
1.2 Институт защиты прав потребителей в современной России
     
     На наш взгляд приступать к изучению института защиты прав потребителей в современной России не представляется возможным без анализа структуры законодательства, регулирующего права и обязанности субъектов торговых отношений.
     Так, структура законодательства о защите прав потребителей определена в ст. 1 Закона «О защите прав потребителей», в которой отмечается, что: «отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, названным Законом и другими федеральными законами»31. 
     Если представить нормативно-правовые акты в виде соподчиненности по признаку юридической силы, то данная цепь будет выглядеть следующим образом (рис.6).
      

Рис.6. Юридическая сила нормативных актов РФ
     
     Если принимать во внимание то обстоятельство, что в структуре законодательства о защите прав потребителей выделяется несколько уровней нормативных правовых актов, необходимо рассмотреть вертикальную и горизонтальную иерархию норм, регулирующих область отношений по защите прав потребителей.
     Как справедливо отмечали М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, «вертикальная иерархия дает ответы на вопросы о том, на каком именно уровне (федеральном, субъекте Федерации или муниципальном) должен быть принят соответствующий акт и к какому именно виду этот акт относится, а горизонтальная иерархия, в свою очередь, дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии»32. 
     Е.В. Блинкова, Б.Е. Кошелюк акцентируют внимание на том, что 3 статья Гражданского кодекса РФ, не только перечисляет различные виды федеральных актов, которые могут содержать нормы, регулирующие гражданские отношения, но и предусматривают право на издание и пределы действия каждого из входящих в указанный перечень актов, тем самым, предопределяя то, что можно именовать вертикальной иерархией источников права33.
     В свою очередь, статья 71 Конституции РФ гласит, что: «судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности находятся в исключительном ведении Российской Федерации»34. 
     Следовательно, говоря о вертикальной иерархии нормативных положений нужно обратить внимание на  норму ст. 3 Гражданского кодекса РФ, пункт 1 которой говорит о том, что гражданское законодательство находится в прямой зависимости от ст. 71 Конституции Российской Федерации. 
     Вместе с тем, из анализа ст. 1 Закона «О защите прав потребителей» следует аналогичный смысл: отношения в области защиты прав потребителей регулируются федеральными нормативными правовыми актами. 
     На наш взгляд, имеет смысл обозначить спектр полномочий субъектов РФ по защите прав потребителей.
     Так, в п.2 ст.19 Закона «О защите прав потребителей» закреплено положение об установлении сроков для сезонных товаров, определение которых, по указанной статье, исчисляется с момента наступления соответствующего сезона, время начала которого определяется субъектами РФ, исходя из климатических условий места нахождения потребителя. 
     Принимая во внимание разно отраслевой характер российского законодательства, отметим, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, некоторые отрасли права находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. 
     О.Е. Кутафин в качестве примера приводит, тот факт, что: «именно нормами административного права устанавливаются виды административных правонарушений в области прав потребителей, и часто, соответственно, могут возникать ситуации, когда содержание данных норм не совпадает в федеральном нормативном акте и нормативном акте субъекта РФ»35. 
     Таким образом, нормативные акты определенных субъектов РФ играют важную роль, а Гражданский кодекс РФ занимает господствующий первый уровень в структуре законодательства о защите прав потребителей.
     Так, согласно п. 2 ст. 3 ГК РФ, определяющему, что гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 2 ГК РФ. 
     Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, в силу того же пункта должны соответствовать ГК РФ. 
     Следовательно, положения Закона «О защите прав потребителей», безусловно, должны соответствовать требованиям ГК РФ, что означает следующее: при возникновении коллизии между нормами ГК РФ и Закона «О защите прав потребителей» приоритет должен в любом случае отдаваться положениям ГК РФ.
     Статья 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»36 устанавливает общее для всех видов гражданско-правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
     Согласно приказу Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства N 160 защита прав потребителей осуществляется в соответствии с перечнем норм ГК РФ, представленном на рис.7.

Рис.7. Базовые нормы ГК по защите прав потребителей
     Специфика признака верховенства федеральных законов предопределяет их особую роль в правовом регулировании различных общественных отношений, так как они могут приниматься по любому вопросу, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или федеральными конституционными законами.
     Федеральный закон «О защите прав потребителей» вышел в свет 7 февраля 1992 г. В процессе становления всей системы законодательства о защите прав потребителей и анализе правоприменительной практики в данный Закон неоднократно вносились изменения и дополнения для целей совершенствования всей системы37. 
     Это происходило в 1996, 1999, 2001, 2004, 2006, 2007 гг. В настоящее время он состоит из четырех глав (рис.8).
      Особое значение в данном Законе играет преамбула, которая раскрывает исходные положения и определения, имеющие непосредственное отношение к каждой статье Закона. 
     Например, в ней дается характеристика основных понятий, используемых в законе (потребитель, изготовитель, исполнитель, т.д.), которая, в свою очередь, раскрывает их сущность для цели правильного представления. 
     По мнению И.С. Масликова, потребитель – это «физическое лицо (гражданин) или учреждение, которое только собирается приобрести (запрашивает информацию о цене, изготовителе) или уже закупает, купил, получил в подарок вещь или услугу, т.е. не обязательно является покупателем или клиентом, но определенно будет конечным пользователем товара или услуги (работы), которые применяются только в личных целях, домашних, семейных, бытовых или иных нуждах, не связанных с предпринимательской деятельностью, в некоторых случаях, что бы стать потребителем, гражданин обязан с продавцом заключить индивидуальный договор»38.
     

Рис.8. Содержание Закона о защите прав потребителя

     Среди других федеральных законов, имеющих ключевое значение в регулировании отношений с участием потребителей, необходимо выделить:
     1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании».
     2. Федеральный закон от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
     3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
     4.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.