- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Защита прав налогоплательщиков в арбитражном процессе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012571 |
Тема: | Защита прав налогоплательщиков в арбитражном процессе |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра гражданского и уголовного права и процесса Направление подготовки «Юриспруденция» Профиль «Гражданское право» БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему: Защита прав налогоплательщиков в арбитражном процессе Заведующий кафедрой к.ю.н. О.А. Маркова (дата, подпись) (должность, Ф.И.О.) Руководитель ВКР доцент Е.В. Ракитина (дата, подпись) (должность, Ф.И.О.) Рецензент помощник судьи Арбитражного суда Забайкальского края Обухова М.И. (дата, подпись) (должность, Ф.И.О.) Нормоконтроль к.ю.н. О.А. Маркова (дата, подпись) (должность, Ф.И.О.) Обучающийся ЮР-14-1 М.А. Середина (дата, подпись) Чита, 2018 (группа, Ф.И.О.) Содержание ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………… ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ 1.1.Понятие и виды налоговых споров…………………………………. 1.2. Порядок защиты прав налогоплательщиков……………………… ГЛАВА II. ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ 2.1 Признание недействительным ненормативного правового акта налогового органа, действия (бездействия) должностных лиц незаконными……… 2.2 Дела о возврате излишне уплаченного налога…………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………… ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………..... ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………. ВВЕДЕНИЕ Защита прав налогоплательщиков является одним из самых важных институтов налогового права. Налоговый кодекс Российской Федерации заложил основу принципов защиты прав налогоплательщиков, а так же основу налогового законодательства. Актуальность работы обусловлена тем, что защита прав налогоплательщиков является одной из сложных категорий дел, рассматриваемых в арбитражном процессе. В налоговом законодательстве существует нестабильность, которая способствует возникновению налоговых споров между налоговыми органами и иными лицами. На данное время регулирование защиты прав налогоплательщиков в арбитражном процессе находится на стадии развития. Введение с 2014 года обязательного досудебного урегулирования не оправдало всех ожиданий. Оно было для того, что бы налогоплательщики обращались с заявлениями в арбитражные суды гораздо меньше, и урегулировали конфликты на досудебной стадии. В Арбитражный суд Забайкальского края за период с 01.01.2018 г. по 31.05.2018 г. всего исковых заявлений поступило 8370, из них по налоговым спорам 2209. Из всех категорий дел, рассматриваемых в Арбитражном суде Забайкальского края, дела в налоговой сфере занимают второе место [Приложение 1]. Степень проработанности темы в научной литературе. Теоретической основой исследования являются положения, изложенные в трудах И.В. Цветкова, И.Д. Еналеевой, Л.Г. Корниевской, М.К. Треушникова, М.О. Клейменовой. В основу диссертаций о налогах положены работы ученых, занимающихся проблемами доказывания по налоговым спорам таких как: Н.Л. Буртунаева. Объект исследования: общественные отношения, возникающие при защите прав налогоплательщиков в арбитражном процессе. Предмет исследования: правовые нормы, закрепленные в законодательстве Российской Федерации, регулирующие порядок и основания рассмотрения дел по налоговым спорам, судебная практика и учебная литература в сфере налоговых споров и арбитражного процесса. Цель работы: изучение правоприменительной практики и действующего законодательства в сфере защиты прав налогоплательщиков в арбитражном процессе. Задачи: –изучить понятие и виды налоговых споров –проанализировать порядок защиты прав налогоплательщиков –рассмотреть дела о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа, действий или бездействия должностных лиц незаконными –изучить дела о возврате излишне уплаченного налога Используемые методы и подходы. В данной работе использовались общенаучные методы исследования, частно-научные методы: метод сравнительного правоведения диалектический, метод познания, законы формальной логики. Характеристика структуры работы Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав и четырех параграфов. В главе первой параграфе 1.1. рассматриваются основные положения, а так же предмет и понятия налоговых споров. В главе первой параграфе 1.2. рассматриваются порядок защиты прав налогоплательщиков, порядок обжалования решения в суды вышестоящей инстанции, а так же способы защиты прав налогоплательщиков. В главе второй параграфе 2.1. рассматриваются порядок подачи заявления в суд об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа, а так же действий или бездействий их должностных лиц, а так же обжалование решений в вышестоящие инстанции. В главе второй параграфе 2.2. рассматривается порядок возврата и зачета излишне уплаченного налога. ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ 1.1. Понятие и виды налоговых споров В последнее время судебные споры между налоговыми органами и налогоплательщиками становятся чаще. Уплата налогов является основной обязанностью лиц, которые являются налогоплательщиками и плательщиками сборов перед государством. Налогоплательщиками признаются физические лица, организации на которых согласно Налоговому кодексу Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налог (статья 19 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – НК РФ) 1. В большинстве случаев, после оценки действий или бездействий налоговыми органами деяний налогоплательщика появляется налоговый спор. Законодательно понятие налогового спора нигде не закреплено, поэтому существуют различные подходы к этому определению. Например по мнению Н.Л. Бартунаевой налоговый спор это конфликт налогоплательщика с налоговым органом не разрешенный в административном порядке по поводу объема налоговых прав и обязанностей в заявленный период по видам налогообложения, применения норм налогового права, а также установления фактических обстоятельств и подлежащий разрешению в порядке, предусмотренном процессуальным законом.2 С.М. Миронова определяет налоговый спор как налогово-правовое отношение, отражающее противоречие интересов налогоплательщиков и государства, иных участников налоговых правоотношений по поводу применения норм налогового права, разрешаемого уполномоченным юрисдикционным органом или по согласованию сторон.3 В узком смысле налоговый спор – это спор, который вытекает из отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах ст. 2 НК РФ. Начало возникновения спора может быть связано с различными моментами, такими как: – начало проведения налоговой проверки – составление акта о проведении налоговой проверки – вручение акта налогоплательщику – получение справки о окончании проверки налогоплательщиком.4 Согласно ст. 9 НК РФ, субъектами налоговых правоотношений могут быть: – физические лица и организации, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов – организации и физические лица, признаваемые в соответствии с налоговым кодексом налоговыми агентами – налоговые органы – таможенные органы Предметом налоговых споров является защита прав плательщиками сборов, налоговыми агентами, налогоплательщиками, которые указаны в ст. 21 НК РФ: – получать бесплатную информацию по месту своего учета от налоговых органов о действующих налогах и сборах, нормативно правовых актов, законодательстве о налогах и сборах порядке уплаты и исчисления налогов и сборов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, правах и обязанностях налогоплательщиков, а также получать формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения; – получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов муниципальных образований и субъектов Российской Федерации - по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и; – при наличии оснований использовать налоговые льготы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; –получать инвестиционный налоговый кредит, рассрочку, отсрочку в порядке и на условиях, установленных НК РФ; –на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; – на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам; – представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя; – представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; –присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; – получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; – требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; –не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам; – обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; – на соблюдение и сохранение налоговой тайны; – на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц; – на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ. Признаками налогового спора является характер спорного правоотношения – отношения по введению, установлению налогов и сборов, а так же отношения в сфере налогового контроля. Субъектный состав – с одной стороны налогоплательщики, с другой стороны налоговые и таможенные органы. Одна из сторон спора должна представлять интересы государства5. Существуют различные виды налоговых споров в зависимости от критериев. По стороне инициатору: – по инициативе организации – по инициативе индивидуальных предпринимателей – по инициативе налогового органа – по инициативе физического лица По предмету: – споры об осуществлении налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах – споры, вытекающие из причинения вреда незаконными действиями или бездействиями должностных лиц налогового органа, а так же незаконными актами налоговых органов По содержанию предъявляемых требований: – о взыскании санкций –о возмещении убытков, которые были причинены действиями должностных лиц – о признании недействительным ненормативного акта налогового органа По инстанции рассмотрения: – судебный порядок – административный порядок У каждого автора есть свое мнение и своя классификация налоговых споров. Например И.В. Цветков делит налоговые споры на следующие группы: – споры, где между налогоплательщиком и налоговым органом возникают противоречия, которые связаны с разными подходами рассмотрения дела, имеющие какое-либо отношение к деятельности налогоплательщика которая облагается налогом. – споры, где налогоплательщик ссылается на нарушения процедуры проведения мероприятий, производства и контроля по делам о налоговых правонарушениях, которые были допущены налоговым органом – споры, возникающие между налогоплательщиком и налоговым органом, которые связаны с различным толкованием и применением различных норм материального права.6 Г.В. Петрова выделяет следующие группы налоговых споров: – о характере взаимодействия субъектов налоговых отношений – споры об обеспечении единого подхода ко всем налогоплательщикам при расчете типичных расходов – в связи с несвоевременной оплатой авансовых платежей – о сроках взыскания налоговых санкций – связанные с порядком осуществления и результатами налоговых проверок – споры в связи с ошибочным занижением налоговой базы налогоплательщиком – споры, вытекающие из разногласий законодательства о пенсионном страховании и налогового законодательства – об обязательном предоставлении налоговой декларации7 Основными видами споров в судебном порядке являются: признание недействительным ненормативного акта налогового органа, признание незаконными действия или бездействия должностных лиц налогового органа, дела о возврате излишне уплаченного налога. Таким образом, мы можем сделать вывод что единого мнения по поводу терминологии налогового спора и их видов нет, так как это ни где законодательно не закреплено, каждый трактует определение и классификацию по разному. Но абсолютно в каждом определении указано, что налоговый спор – это противоречия, в котором сторонами являются налоговые органы и налогоплательщики. Предметом налогового спора все же является нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков, которые возникли по различным основаниям. Основными видами налоговых споров являются: – признание недействительным ненормативного акта налогового органа – дела о возврате излишне уплаченного налога – признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа 1.2.Порядок защиты прав налогоплательщиков Защита прав налогоплательщиков - каждый налогоплательщик имеет право обжаловать действия или бездействия должностных лиц, акты ненормативного характера налоговых органов, если по мнению налогоплательщика действия или без действия ,акты, нарушают его права (Ст. 137 НК РФ). Защита прав это возможность граждан, права которых нарушены обратиться в органы с требованием обязать лицо к определенным действиям. Должностные лица— это работники налоговых органов, чьи действия или бездействия могут быть обжалованы. Право на защиту прав налогоплательщиков закреплено в Конституции Российской Федерации8, международных правовых актах, в НК РФ, в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (далее АПК РФ) 9 и в иных актах. Нарушения прав налогоплательщика должностными лицами налогового органа, которые закреплены в статье 21 НК РФ и других норм закрепленных в законодательстве о налогах и сборах, являются причиной для обжалования в порядке раздела VII НК РФ. Решения, акты, действия или бездействия должностных лиц налогового органа являются объектом обжалования налогоплательщика в суде, согласно статье. Обжалованию подлежит мотивировочная, а так же резолютивная часть ненормативного акта налогового органа. Так же согласно НК РФ обжалованию еще подлежат решения таможенного органа. Согласно статье 138 НК РФ процедуру обжалования налогоплательщик может реализовать следующими способами: – жалоба – лицо обращается в налоговый орган, и обжалует акты ненормативного характера налогового органа которые уже вступили в силу, а так же действия или бездействия должностных лиц налогового органа, если по его мнению действия лиц налогового органа нарушают его права. – апелляционная жалоба – лицо так же обращается в налоговый орган, и обжалует решение налогового органа которое еще не вступило в законную силу если по его мнению решение которое он будет обжаловать нарушает его права. Обжалуемые решения: –о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. –об отказе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Существуют различные способы защиты прав налогоплательщиков. Способ защиты – действия, которые направлены на восстановление нарушенных прав лица, что влечет за собой материальное возмещение налоговому органу10. Реализация способов защиты прав согласно налоговому законодательству осуществляется с помощью обжалования действий или бездействий должностных лиц, актов налоговых органов (п.12 ст. 21 НК РФ), признание не подлежащим исполнению инкассового поручения налогового органа, списание сумм штрафов, пени со счета налогоплательщика за нарушения законодательства (ст. 46 НК РФ), возврат из бюджета необоснованно списанных средств, (ст. 78,79 НК РФ), признание не подлежащим исполнению постановления налогового органа о взыскании налога (ст. 47 НК РФ), признание не подлежащим исполнению требований налогового органа или неправомерных актов (п.1 ст. 21 НК РФ.), признание незаконным взыскание налогов или штрафов (пп.3 п.2 ст. 45 НК РФ), возмещение убытков в полном объеме, причиненных незаконными актами (пп.14 п. 1 ст. 21 НК РФ). Так же согласно процессуальному законодательству есть иные способы защиты прав: признание решений органов, должностных лиц, ненормативных правовых актов незаконными (ст. 198 АПК), признание неподлежащим исполнению исполнительного листа (ст. 172 АПК), защита нарушенных, оспариваемых прав и законных интересов группы лиц (ст. 225.10 АПК) 11 Обжалование актов налоговых органов ненормативного характера может осуществляться: – в вышестоящий налоговый орган (административный порядок) – в судах (судебный порядок) Как в административном так и в судебном порядке налогоплательщиком могут быть обжалованы следующие нормативные акты: – решения о доначислении пени или налога (п. 3 ст. 40 НК РФ); – решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках (п. 3 ст. 46 НК РФ); – инкассовые поручения на перечисление налога в бюджет (п. 2 ст. 60 НК РФ); – решения об отказе в предоставлении рассрочки или отсрочки по уплате налога или сбора (п. 6 ст. 64 НК РФ) – решения о приостановлении операций по банковским счетам налогового агента или налогоплательщика (ст. 134 НК РФ); – решения об аресте имущества налогового агента или налогоплательщика (ст. 77 НК РФ); – акты, на основании которых налоговые органы вправе самостоятельно определять сумму налогов, подлежащих уплате по аналогии (п. 7 ст. 31 НК РФ); – извещения о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 2 ст. 101); – решения руководителей налоговых органов или их заместителей о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах либо о проведении дополнительных процедур налогового контроля (п. 8 ст. 101.1 НК РФ). Порядок рассмотрения жалоб регулируется ст. 140 НК РФ. Инстанции которые рассматривают жалобы налогоплательщиков: – вышестоящий налоговый орган – органы прокуратуры – судебная инстанция Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу, а так же документы которые подтверждают доводы лица которое подало жалобу, дополнительные документы12. Вышестоящий налоговый орган после рассмотрения жалобы принимает следующие решения: – отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение – отменяет акт налогового органа ненормативного характера – отменяет решение налогового органа полностью или в части – оставляет жалобу или апелляционную жалобу без удовлетворения –признает незаконными действия или бездействия должностных лиц налоговых органов и выносит решение по существу. По мнению некоторых авторов, внесение изменений в первую часть НК РФ 1 января 2014 года об обязанности налогоплательщиков проходить стадию досудебного порядка перед обращением в суд ущемляет права налогоплательщика напрямую обращаться в суд. Так С.А. Ядрихинский говорит о том, что судебный порядок обжалования более эффективен в защите прав налогоплательщиков, так как в судебном порядке налогоплательщик занимает более активную позицию.13 Введение досудебного урегулирование повлекло за собой ограничение права налогоплательщика закрепленного в ст. 45, 46 Конституции РФ на судебную защиту. Это только усложнило порядок обжалования. Вышестоящие налоговые органы удовлетворяют только 11-13% жалоб налогоплательщиков, всё остальное налогоплательщики обжалуют в Арбитражные суды14. Административный способ защиты прав налогоплательщиков заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов без передачи, спора в суд. Когда начинается процедура обжалования в административном порядке, налоговый орган, решение которого обжалуется, не имеет возможности с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции обратиться в суд, за исключением случаев, когда вышестоящий налоговый орган не принял решение в сроки, установленные п.6 ст. 140 НК РФ. Объектами обжалования в административном порядке являются акты налогового органа которые имеющие ненормативное содержание, а так же действия или бездействия должностных лиц налогового органа если они нарушают права налогоплательщика. Жалоба на объекты обжалования подается в письменной форме, и возможно объединение требований которые связаны между собой по основаниям возникновения требований. Содержание жалобы: [Приложение 2] – наименование органа куда направляется документ –название должностного лица или налогового органа, чьи действия подлежат обжалованию – сведения о лице которое подает жалобу – предмет обжалования – основания обжалования Срок подачи жалобы начинает исчисляется с момента когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав и составляет три месяца (п.2 ст. 139 НК РФ) Это один из возможных вариантов, он не является единственным. Жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган со дня когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав в течении одного года (п.2 ст. 139 НК РФ). Со дня вынесения обжалуемого решения в течении одного года может быть подана жалоба на решение которое вступило в силу о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке. Налогоплательщик так же имеет право на обжалование, даже если был не соблюден срок подачи жалобы или он может подать ходатайство о продлении срока подачи жалобы, с учетом того что срок был пропущен по уважительной причине, если же причина является не уважительной, то жалоба останется без удовлетворения. Решение по ходатайству принимает должностное лицо или налоговый орган который будет рассматривать жалобу, с учетом всех доказательств которые будут предоставлены о причинах пропуска срока. Вышестоящий налоговый орган рассматривает обжалование ненормативного акта налогового органа. Должностное лицо налогового органа рассматривает оспаривание действий или бездействий нижестоящего должностного лица налогового органа (п.1 ст. 139 НК РФ) Вышестоящий налоговый орган – структура системы налогового органа которая занимает вышестоящее положение по отношению к рассматриваемому налоговому органу. Вышестоящее должностное лицо – должностное лицо, которое занимает вышестоящее место и которое имеет полномочия в сфере контроля за деятельностью должностного лица, чьи действия обжалуются15. Жалоба рассматривается налоговым органом в течение месяца (в отдельных случаях – в пятнадцатидневный срок) со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК). Налогоплательщик имеет право отозвать жалобу, если по ней еще не вынесено решение (п. 7 ст. 138 НК): Вышестоящее должностное лицо или вышестоящий налоговый орган могут принять следующие решения: – отменить ненормативный акт налогового органа – оставить жалобу без удовлетворения –отменить решение налогового органа в части или полностью –признать действия или бездействия должностных лиц налогового органа незаконными и вынести решение по существу –принять по делу новое решение при отмене решения налогового органа полностью Решение по жалобе должно быть принято в течение месяца (п. 6 ст. 140 НК). В течение трех дней со дня принятия решения необходимо сообщить лицу которое подавало жалобу о решении которое было принято, в письменной форме (п. 5 ст. 138 НК). Обжалование не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Если при рассмотрении жалобы будет установлена или подвержена сомнениям неправомерность действий или не соответствие законодательству, то возможно приостановить действие акта который обжалуется частично или полностью16. Обжаловать в судебном порядке налогоплательщик может любой акт налогового органа, а так же действия или бездействия должностных лиц, не зависимого от того было ли уже обжалование, имеются ли какие-либо иные решения по этой жалобе в ином порядке. Основаниям для обжалования нормативно правовых актов являются несоответствия Конституции РФ, нормативно правовым актам Президента РФ, федеральным законам, нормативно правовым актам правительства. В судебном порядке могут быт обжалованы акты, действия или бездействия налогового органа согласно которым: – незаконно возложена на лицо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. – нарушены права и свободы гражданина – созданы препятствия для осуществления этих прав При обжаловании в судебном порядке налогоплательщик может обратиться за защитой своих прав в следующие суды: – Конституционный суд РФ – суд общей юрисдикции – Арбитражный суд Административные споры подлежат рассмотрению только в судах общей юрисдикции и в арбитражном суде. Порядок рассмотрения жалоб регулируется статьей 140 НК РФ. Инстанции которые рассматривают жалобы налогоплательщиков: – вышестоящий налоговый орган – органы прокуратуры – судебная инстанция Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу, а так же документы которые подтверждают доводы лица которое подало жалобу, дополнительные документы17. Вышестоящий налоговый орган после рассмотрения жалобы принимает следующие решения: – отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение – отменяет акт налогового органа ненормативного характера – отменяет решение налогового органа полностью или в части – оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения –признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу. Органы прокуратуры осуществляют так же функцию надзора за исполнением финансового законодательства. Для осуществления своих функций по соблюдению норм налогового права, органы прокуратуры имеют право проводить различные проверки по законному соблюдения и исполнению финансового законодательства. Проверки проводятся в том случае когда лица обращаются в органы прокуратуры с заявлениями, жалобами и с иными сведениями о налоговых правонарушениях. Органы прокуратуры усиливают надзор за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере налогообложения, с целью предотвращения нарушений. Если нарушение налогового законодательства установлено и зафиксировано, прокурор имеет право принять следующие меры правового воздействия: – вынести представление об устранении нарушения законодательства – обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав государства, граждан, общества. – возбудить производство по факту финансового правонарушения Налоговый контроль заключается в деятельности уполномоченных органов за соблюдением налоговыми агентами, налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке установленном налоговым кодексом. Контроль осуществляется с помощью: –налоговый мониторинг –налоговые проверки –получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов –осмотр территорий и помещений которые используются для извлечения прибыли –проверка данных отчетности и учета Налоговый мониторинг заключается в правильности исчисления, своевременной уплате сборов, налоговых взносов, налогов, лицами на которых возложена обязанность уплаты налогов. Мониторинг проводится на основании решения о проведении налогового мониторинга в период с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за указанным периодом. Заявление представляется организацией в отношении которой проводится мониторинг до 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Вместе с заявлением прилагается регламент информационного воздействия, внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации информация об организациях, о физических лицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов, учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга (ст. 105.27 НК РФ). После рассмотрения заявления и документов которые были представлены руководитель налогового органа принимает решение об отказе или о проведении налоговой проверки до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает одно из следующих решений: Возможно досрочное прекращение налогового мониторинга при следующих условиях: –неисполнение организацией регламента информационного воздействия –представление неверной информации в ходе проведения мониторинга –систематическое непредставление документов в ходе проведения мониторинга Налоговые орган проводят два вида проверок: камеральные и выездные проверки, целью которых является контроль за соблюдением плательщиком сборов, налогоплательщиком, налоговым агентом, плательщиком страховых взносов законодательства о налогах и сборах. Камеральная налоговая проверка проходит на основе документов, деклараций, которые представляет налогоплательщик по месту нахождения налогового органа. Специальная декларация, которая представляется в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и прилагаемые сведения и документы указанные в ней, не будут являться основой для проведения камеральной проверки. Если была представлена декларация за налоговый период в который проводится мониторинг, то камеральная проверка не проводится, за исключением следующих случаев: – досрочное прекращение налогового мониторинга –представлении декларации позднее 1 июля года следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг –представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению – представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией18. Камеральная проверка поводится согласно обязанностям должностных лиц налогового органа, без каких-либо решений в течении трех месяцев о дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Выездная проверка же в отличии от камеральной проводится на территории налогоплательщика и на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа. Срок проведения налоговой проверки не должен быть более двух месяцев, срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях до шести. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Документы которые запрашивает налоговый орган во время проверки обязательно должны быть представлены налогоплательщиком. Если запрашиваемых документов нет, и налогоплательщик не имеет возможности их предоставить, то налогоплательщик должен объяснить уважительную причину по которой не предоставлены документы. При непредставлении налогоплательщиком документов, налоговый орган проводит проверку по имеющимся документам, и на основании этих документов до начисляет или не начисляет недоимку, пени. Истребованные документы должны быть представлены в течении 10 дней. Так например в Арбитражный суд Забайкальского края обратилось закрытое акционерное общество с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за 2015 год налоговым органом было выставлено требование о представлении документов. Налогоплательщик представил только часть требуемых документов. В связи с этим был составлен акт камеральной проверки. По результатам проводимой проверки заместитель начальника Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы было принято решение о привлечении общества к налоговой ответственности по п.1 ст.126 НК РФ. В обосновании своих требований общество указало что запрошенные документы, не представленные налогоплательщиком за которые общество было привлечено к ответственности не являются документами, необходимыми для исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых. В обосновании необходимости истребования документов налоговый орган дал пояснения по каждому документу которые были запрошены. Так, налоговым органом было подтверждено наличие у налогоплательщика обязанности вести все документы которые не были предоставлены, а так же подтвердили необходимость требуемых документов для проверки правильности исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Суд в удовлетворении заявленных требований отказал.19 Таким образом можно сделать вывод что обжалованию подлежат акты налоговых органов, а так же действия или бездействия должностных лиц, которые нарушают права и законные интересы налогоплательщиков. Так же есть два способа, благодаря которым налогоплательщики могут реализовать свое право на защиту. Первый способ это административный ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: