VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Зарубежный опыт по обеспечению экономической безопасности государства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009605
Тема: Зарубежный опыт по обеспечению экономической безопасности государства
Содержание
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
      
Институт управления бизнес-процессами и экономики
Кафедра ««Экономика и управление бизнес-процессами»»
      
     								
             
      

КУРСОВАЯ РАБОТА
     
Зарубежный опыт по обеспечению экономической безопасности государства









 
      
Руководитель          _______________        __________       И.Р. Руйга
                                
Студент  УБ13-14  ________________        __________      Е.В. Галина
                                                 







Красноярск 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение
1. Теоретические и нормативно-правовые основы обеспечения экономической безопасности национальной экономики в зарубежных странах
1.1. Основные подходы к понятию экономической безопасности в зарубежных странах
1.2. Нормативно-правовое  обеспечение экономической безопасности в разрезе зарубежного опыта
1.3. Критерии и показатели экономической безопасности государства: страновой аспект
2. Анализ системы обеспечения экономической безопасности
2.1. Анализ основных показателей и оценка экономической безопасности
2.2. Основные проблемы обеспечения экономической безопасности
3. Направления совершенствования регулирования экономической безопасности
3.1. Перспективные направления по повышению уровня экономической безопасности зарубежных стран
3.2. Предложения по совершенствованию экономической безопасности государства 







ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность проблемы экономической безопасности относится к периоду становления капиталистических отношений, когда в странах европейской цивилизации только начала развиваться идея о необходимости обеспечения благосостояния и безопасности государства. Ж.-Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» отмечал, что забота о самосохранении и безопасности – самая важная из всех забот государства. 
     Дальнейшее осмысление проблемы экономической безопасности основывалось на представлениях об обществе как целостном организме, функционирование которого должно регулироваться в целях повышения общественного благосостояния. 
     Исходя из мирового опыта, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
     Проблематика обеспечения экономической безопасности состоит в том, что в научной литературе зарубежных стран, как правило, термин «экономическая безопасность страны» не популярен, законодательно не закреплен и считается понятийно неопределенным. 
     На данный момент в науке не существует общепринятого понятия «экономическая безопасность страны», есть лишь множество авторских трактовок. Эксперты в области экономической безопасности, до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, как следует понимать понятие экономической безопасности. И мнения по этому вопросу многочисленны. У каждой страны имеется собственное понятие «экономической безопасности». И для разных стран характерно использование совершенно разных подходов к определению этого понятия. Такой диссонанс не позволяет создать целостную теорию экономической безопасности, что в свою очередь делает невозможным создать эффективный механизм для ее обеспечения.
     В системе обеспечения экономической безопасности высокое значение имеет выявление возможных угроз, поскольку без этого выработка и реализация мер, обеспечивающих экономическую безопасность, невозможны. Но, исходя из того, что как такового общепринятого термина «экономической безопасности» не существует, то и задача выявления угроз является крайне сложной. Основные мероприятия по обеспечению экономической безопасности в разных странах разрабатываются по-разному, исходя из определения, сущности и составляющих национальной экономической безопасности конкретной страны.
     Реализуется экономическая безопасность в системе критериев и показателей. Но значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения, то есть предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.
     Таким образом, цель данной курсовой работы состоит в анализе различных подходов зарубежных стран к определению понятия «экономической безопасности», выявление основных проблем на основе систем показателей.
     Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
*  анализ основных подходов к определению понятия «экономической безопасности» зарубежных стран;
* изучение нормативно-правового обеспечения экономической безопасности в разрезе зарубежного опыта;
* исследовать основные критерии и показатели экономической безопасности;
* проанализировать уровень экономической безопасности;
* выявить основные проблемы и угрозы обеспечения экономической безопасности;
* изучить основные направления по повышению уровня экономической безопасности;
* предложить меры по совершенствованию экономической безопасности государства.
     Объект исследования – система экономической безопасности зарубежных стран. Предмет исследования – факторы, оказывающие влияние на систему экономической безопасности государств.
     Применяемые методы исследования: сравнение, нормативный анализ статистический анализ.
     Теоретической и методической основой исследования послужили труды зарубежных ученых-экономистов в области управления и защиты экономических интересов.
     Исходными материалами для исследования являются данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Всемирная книга фактов  (The World Factbook), национальные статистические агентства (Statistical Agencies), базы данных международной статистики и индексов, статистика на Международном информационном портале BARENTSINFO, а также результаты научных исследований и практической деятельности правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности, публикации в экономических изданиях и др.



















1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
1.1  Основные подходы к понятию экономической безопасности в зарубежных странах
     Обеспечение экономической безопасности – это стратегическое направление в деятельности любого государства. Важность этого направления усиливается тем, что необратимым эволюционным процессом экономики является глобализация. Поэтому экономическая система отдельно взятого государства все больше зависит от экономики иностранных государств.
     Первоначально под «безопасностью» понималась физическая защищенность территории государства от внешнего вооруженного вторжения. Но постепенно стало крепнуть понимание, что безопасность государства неотделима от его экономического благополучия. 
	Для наглядности, можно привести некоторые походы к пониманию сущности экономической безопасности в трудах зарубежных ученых. В. Хагер и Альтинг фон Гезау считали, что национальная экономическая безопасность находится под угрозой тогда, когда изменение внешних экономических параметров способно разрушить предпочтительную экономическую систему. 
     В. Бузан экономическую безопасность страны связывал с зависимостью от индивидов, от их целей, от расстановки сил в обществе, от исхода политической борьбы и экономического курса, проводимого победившей группой. Buzan Barry, People, States & Fear: The National Security Problem in International Relations WHEATSHEAF BOOKS LTD 1983
     Британские ученые проводили исследования в начале 1990-х годов, в результате которых было констатировано, что страна изначально не может пребывать в безопасной, с хозяйственной точки зрения, обстановке, если ее экономика эффективна менее чем в других государствах. Таким образом, характер развития производительных сил имеет определяющее значение для экономической безопасности государства. Сущность понятия безопасности определялась как поддержание такого уровня и структуры национального производства, которые обеспечивают возможность его приспособления к изменяющимся мирохозяйственным условиям без угрозы появления долговременной односторонней зависимости от внешних ресурсов экономического развития.
     М. Г. Церетели установил, что долгосрочная внутренняя стабильность каждого государства является ключом к национальной безопасности. Тем не менее, нет стабильности без экономического роста и возможностей для физических лиц свободно выбирать экономическую деятельность.
      Tsereteli, M. (2008), “Economic and Energy Security: Connecting Europe and the Black Sea-Caspian Region”, Central Asia-Caucasus Institute and Silk Road Studies Program, Singapore
     Несмотря на то, что у разных исследователей довольно разные подходы к понимаю экономической безопасности, многие из них сходились на том, что важно избегать преувеличения понятия экономической безопасности, чтобы оно не включало в себя все экономические риски, поскольку они могут осложнить разработку политики безопасности. Но в то же время столь же важно избежать и чрезвычайно узкого определения. 
      Nesadurai, H., (2005), “Conceptualising Economic Security in an Era of Globalisation: What Does the East Asian Experience Reveal?”, CSGR Working Paper No. 157/05,
     В западной научной литературе практически невозможно вычленить широко принятых определений как понятия «безопасность», так и «экономическая безопасность». У каждого человека, как и у каждого государства, имеется собственное понимание этих понятий. Но многие сходятся в одном мнении, что понятие экономической безопасности тесно связано с национальной безопасностью. Данные понятия соотносятся между собой как целое и частное, то есть экономическая безопасность рассматривается, как часть системы национальной безопасности государства.
     В употребление термин «экономическая безопасность» стал входить только в годы Великой депрессии. В 1934 г. по директиве президента США Ф. Д. Рузвельта был создан Федеральный комитет по экономической безопасности и Консультативный совет. Но это не означало выделения «экономической безопасности» в отдельную экономическую категорию. Созданный комитет занимался «экономической безопасностью» отдельных лиц (individuals), и в первую очередь борьбой с безработицей. 
     В годы «холодной войны» речь шла в первую очередь об экономическом обеспечении глобального противостояния сверхдержав, в особенности об экономических аспектах гонки вооружений. И поэтому понятие «безопасность» обычно трактовалось как нечто, требующее участия силовых органов
     Исследования в этой области оживились после краха биполярного мира, когда экономическая составляющая национальной мощи наконец стала приобретать самостоятельное значение. Интерес к «национальной экономической безопасности» пробудился как на Западе, так и в России, причем эти исследования развивались «параллельными курсами», слабо соприкасаясь между собой. 
     В контексте биполярного противостояния сверхдержав главная «теоретическая» проблема с точки зрения «экономических аспектов безопасности» состояла в поиске оптимального соотношения между, с одной стороны, объемами и структурой расходов на оборону и, с другой – экономической эффективностью и конкурентоспособностью национальной экономики. На закате биполярной эры профессор Дж. Лучиани проанализировал работы своих предшественников на эту тему и выявил несколько ключевых проблем, неизбежно возникавших при попытках найти «общий знаменатель» между национальной обороной и экономикой.
        Luciani J. The Economic Content of Security. // Journal of Public Policy, Vol. 8 No. 2 (Apr. – Jun., 1988). Р. 151-173.
     Если в понятие «безопасность» включать только военный аспект, то ее уровень, очевидно, зависит от экономического потенциала страны и уровня доступных ей технологий. Так, доступ к ядерному оружию дает весьма значительный эффект с точки зрения безопасности при сравнительно умеренных затратах. 
     Но данный поход не принимал в расчет чисто гражданские сектора экономики. Экономическая активность в некоторых гражданских отраслях, весьма выгодная сама по себе, может иметь негативное воздействие на военную безопасность. По мнению Лучиани, «существует вечное противоречие между экономической рациональностью и требованиями безопасности».
     На практике «экономическое» измерение национальной безопасности теснее всего связано с внешней торговлей: зависимость от импорта тех или иных товаров или видов сырья может восприниматься как признак внешней уязвимости страны. Речь идет о «жизненно важных» товарах: продовольствии, энергии, «стратегическом» сырье, о высокотехнологичной продукции, о вооружениях.
     Спустя четыре года после краха биполярной модели британский исследователь В. Кейбл показал, что в западной литературе понятие «экономическая безопасность» уже не связывалась так прочно с использованием военной силы, но по-прежнему трактовалась в «конфронтационном» духе. Как и Лучиани, Кейбл рассматривал самый традиционный для Запада аспект экономической безопасности – зависимость от внешних источников технологий, сырья, продовольствия и топлива.
     Важным аспектом безопасности государства Киршнер считает «национальную жизненную силу» (national vitality) которая трактуется как способность общества целеустремленно решать существующие проблемы, прежде всего социально-экономические. Киршнер стал одним из немногих западных авторов, которые включили внутренние экономические проблемы в число компонентов национальной безопасности.
        Kirshner J. Political Economy in Security Studies aftter the Cold War. // Review of International Political Economy. Vol. 5 No 1. Spring 1998. P. 64 – 91.
     Современное понимание «национальной безопасности» в Америке закрепилось с принятием в 1947 г. Закона о национальной безопасности. В этом законе было четко установлено, что «функция Совета… состоит в координации внутренней, внешней и военной политики, относящейся к национальной безопасности».
     Американский подход основан на понимании национальной безопасности через «национальную устойчивость – состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь нации для противостояния опасностям и угрозам для ее существования, исходящим, как из других стран, так и изнутри собственной страны». Обязательным компонентом национальной безопасности здесь считается национальная экономическая безопасность. 
     В Германии экономическая безопасность понимается как аспект безопасности или политики безопасности, под которой подразумевается сумма правительственных мер против исходящих извне угроз существования страны, вооруженным силам, посредством военно-прикладного давления или прямого участия в военных действиях. В узком смысле политика безопасности распространяется на угрозы внутренней безопасности, так называемые новые угрозы, такие как международный терроризм, экологические или миграция и т.д. Security policy. Website of the Christian Democratic Party of Germany. URL: http://www.kas.de
     В современных исследованиях вопросов безопасности учеными Германии делается акцент на поиск новых стратегических подходов к обеспечению внутренней и внешней безопасности, оказывающих влияние на различные области. К примеру, сотрудниками Бранденбургского института общества и безопасности в числе таких тем, как историческое развитие политики безопасности, безопасности в средствах массовой информации, борьбы со стихийными бедствиями и др., рассматриваются социальные и экономические аспекты безопасности. На сайте Свободного университета организована дискуссия по вопросам безопасности. P. Dortans в своей статье описывает различные аспекты безопасности. Автор отмечает неоднородность субъекта безопасности. В рамках экономического аспекта он выделяет два направления: первый состоит в том, что экономика непосредственно влияет на концепцию безопасности через финансирование принимаемых решений и опосредованно через влияние экономической статистики; с другой стороны, часто цитируемая общая ситуация в области безопасности оказывает влияние на экономическое развитие. Von Peter Dortans. Sicherheit im Gespr?ch. Free website universiteta.URL: http://www.fu-berlin.de/presse/publikationen/fundiert/archiv/2005_01/05- 01_dortans/index.html de
     В странах, не претендующих на роль мирового лидера, экономическое измерение понятия «безопасность» неизбежно должно иметь собственную специфику. Интерес к этому понятию у Японии резко возрос в годы «нефтяных шоков» 1973—1974 и 1979—1980 гг. Трактовка этого понятия в более широком смысле сформировалась, когда обозначились признаки окончания эры экономического превосходства США на глобальном уровне.
     В 1982 г. министерство внешней торговли и промышленности страны подготовило специальный доклад на эту тему. «Экономическая безопасность» в нем определяется как «состояние экономики, при котором она защищена, прежде всего, экономическими средствами, от серьезных угроз ее безопасности, возникающих под воздействием международных факторов».  Такими факторами объявлялись обеспеченность энергетическими и минеральными ресурсами, продуктами питания, безопасность морского транспорта. Иными словами, в Японии безопасность рассматривается с точки зрения внешних угроз. 
    Важнейшей из «новых азиатских держав» современного мира является Китай. Специфика китайской экономики (рынок в социалистическом обличье), уникальное место страны в мирохозяйственных связях придают особый колорит общим для всего мира экономическим вопросам в китайском восприятии. Это относится и к проблеме экономической безопасности, которая для КНР весьма актуальна.
     Первые 30 лет после образования нового Китая считалось, что основными проблемами мирового характера являются война и революция, поэтому концепция безопасности там была сконцентрирована на оборонной и политической безопасности, т. е. на защите территориальной целостности и суверенитета страны. Такая концепция называется традиционной. 
    В последующие 30 лет закрепилось понимание того, что обеспечение мира и гарантия развития являются двумя главными задачами современной эпохи. В данный период Китай акцентирует внимание на нетрадиционных угрозах в таких областях, как экономика, финансы, информатика, энергетика, продовольствие. Таким образом, сформирована Всеобъемлющая концепция национальной безопасности КНР, учитывающая как традиционные, так и нетрадиционные угрозы.
        В основе китайской трактовки экономической безопасности лежит «экономический суверенитет», в особенности независимость в принятии решений. Китайский ученый Джанг Ёнг дал краткое определение «экономической безопасности»: «Для развивающихся стран, таких как Китай, экономическая безопасность лучше всего определяется как способность обеспечивать постепенный рост жизненных стандартов всего населения через национальное экономическое развитие при сохранении экономической независимости. Иными словами, у экономической безопасности есть две стороны «медали»: конкурентоспособность и независимый экономический суверенитет». 
     Jiang Yong. Economic Security: Redressing Imbalance. // China Sacurity, Vol. 3, No 2, pp. 66–85.
    Не так давно, в 2015 году, в Китае приняли закон о национальной безопасности. В этом документе национальная безопасность квалифицируется как "состояние, когда государственная власть, суверенитет, единство и территориальная целостность, народное благосостояние, устойчивое социально-экономическое развитие и другие ключевые интересы государства находятся в относительной безопасности и не подвергаются ни внутренним, ни внешним угрозам".
     Таким образом, анализ подходов различных стран к определению национальной экономической безопасности позволил выделить три группы подходов:
* Через «интересы» (национальные, государственные, общественные и др.); 
* Через «устойчивость» (национальной экономики, социально-экономического развития, экономической системы и др.); 
* Через «независимость» (национальной экономики от внешних рынков, экономической политики от влияния извне).
     Довольно часто в литературе встречаются такие определения, которые представляют собой комбинацию указанных подходов. Проблема в этом случае в том, что «интересы», «устойчивость» и «независимость» - это самостоятельные и не всегда пересекающиеся категории. Смешение их приводит к неразрешимым противоречиям и несопоставимости аналитической ценности.
     Анализируя различные определения экономической безопасности, существующих как в зарубежной литературе, так и в отечественной, можно сказать, что наиболее ярко выраженное различие между отечественной и западной «школами» экономической безопасности состоит в том, что западные ученые более узко понимают сам термин «безопасность» государства, видя в нем защищенность от «внешних» угроз, особенно от злонамеренных действий противников или вкладывают в него чисто финансовый аспект. А некоторые страны понятие «economic security» до сих пор используют в первоначальном смысле как защищенность частных лиц и домохозяйств от резкого ухудшения финансового положения.
        Фомин А. Экономическая безопасность государства. URL: http://www.intertrends.ru/twenty-four/012.htm 
     Российская наука может похвастаться наиболее глубокой разработкой проблем экономической безопасности. При этом российские концепции экономической безопасности за редким исключением развивались абсолютно независимо от западных.
     Первые публикации на эту тему появились еще в начале 1990-х годов. В 1994 г. Институт экономики РАН под руководством академика Л. Абалкина начал всестороннюю разработку этой темы, результаты которой нашли свое отражение в том же году на страницах декабрьского номера журнала «Вопросы экономики». И уже в начале 1995 г. Совет Безопасности России принял «Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности»
       См. Общество и Экономика. № 3, 1995. С. 114 – 128.
     В следующем году указом президента была официально утверждена Концепция экономической безопасности России», формально остающаяся в силе до сих пор.
     Экономической безопасности России посвящено необозримое количество статей, несколько монографий и учебников. Почти каждый автор предлагал свой вариант трактовки. 
     В. Л. Тамбовцев определяет экономическую безопасность с чисто академической лаконичностью «…совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы». 
       Тамбовцев В.Л Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. — 1995. — № 3. — С.3. 
     Определение Л. И. Абалкина более практично. По его словам «экономическая безопасность – это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию» .
       Абалкин Л. И. Логика экономического роста. – М.: Ин-т экономики РАН, 2002.
     Один из самых авторитетных специалистов в данном вопросе профессор В.К. Сенчагов более подробно определил понятие экономической безопасности как «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал». Интересы государства в сфере экономики включают, по его мнению, долгосрочный и устойчивый экономический рост, повышение конкурентоспособности экономики, рост благосостояния граждан.
        Сенчагов В.К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская федерация сегодня. № 6, 2007.
        А.И. Илларионов предложил, пожалуй, самый либеральный вариант определения: «такое сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает в долгосрочной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом». 
     Что касается других существующих определений, то они, по большей части, представляют собой перефразированные определения, которые были представлены выше. 
     В настоящее время Россия характеризуется не только широким спектром монографий и учебников, но документов и нормативно-правовых актов в области обеспечения национальной безопасности. Нормативно-правовая база еще только формируется, однако, она уже включает более 20 документов, чего нет в других зарубежных странах. Еще в 1992 году был принят закон Российской Федерации «О безопасности». В этом законе безопасность определялась как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». А в 1996 г. Указом Президента была утверждена государственная стратегия экономической безопасности.
     У каждой страны имеется собственное понятие «экономической безопасности», которое коренится в особенностях ее истории, географического положения и восприятии внешнего мира. Поэтому и существует множество подходов к его определению. Такая проблема не позволяет создать целостную теорию экономической безопасности, что также делает невозможным создание эффективного механизма для ее обеспечения. Здесь отличительной чертой Российской Федерации является разработанная нормативно-правовая база в этой сфере. 
     Без государственного обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане, поэтому целесообразно проанализировать нормативные документы, существующие в других зарубежных странах.
     
1.2  Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности в разрезе зарубежного опыта

    Как показывает анализ, в большинстве стран отсутствуют какие-либо нормативно-правовые документы, касающиеся именно обеспечения экономической безопасности. Как правило, экономическая безопасность рассматривается как одна из составляющих национальной безопасности. 
    Система национальной безопасности любой страны базируется на концептуальных политических нормативно-правовых документах, в которых излагаются официальные взгляды на роль и место государства в мире, его национальные ценности, интересы и цели, способы и средства противостояния внешним и внутренним опасностям и угрозам.
    В законодательстве США нет отдельного нормативно-правового акта, регулирующего обеспечение национальной экономической безопасности. Но «Стратегия национальной безопасности США», являясь концептуальным документом, определяющим цели, задачи и направления деятельности американских государственных органов, уделяет особое внимание экономическому аспекту проблемы.
   Целями экономической стороны национальной безопасности США являются оживление экономики и участие в международных делах. Средствами достижения этих целей является открытие иностранных рынков для американских товаров и услуг. В нормативно-правовом акте указаны методы достижения целей экономической безопасности: использование вооруженных сил; поддержание зарубежных инициатив, которые отвечают интересам США; использование глобального влияния.
   Структура экономики во многом совпадает с функциональной структурой экономической безопасности. Экономическая система имеет два уровня, поэтому целесообразным видится правовое обеспечение экономической безопасности государства также на двух уровнях. На первом уровне обеспечивается безопасность хозяйствующих субъектов и производственных отношений внутри страны. Второй уровень - устранение факторов воздействия и содействие реализации интересов предприятий, вовлеченных в систему мировых экономических отношений, имеющих зарубежные филиалы. Различия в уровнях обеспечения экономической безопасности определяют приоритеты и специфику проводимых мероприятий.
   Правовому обеспечению экономической безопасности США во многом содействуют следующие нормативные правовые акты: закон Клейтона 1950 года с поправками - имеет целью антимонопольное регулирование; закон 1997 года «О национальной научной и технологической политике, организации и приоритетах».
   Законодательство, регулирующее обеспечение безопасности США, закрепляет не только понятия, принципы, условия обеспечения экономической безопасности, но и приоритеты, средства, методы, цели данной деятельности. В законодательстве США также отводится достаточное внимание механизмам государственного регулирования экономики. Научно обоснованы и нормативно урегулированы такие аспекты обеспечения экономической безопасности, как антимонопольная деятельность, охрана собственности. 
   Американский опыт показывает, что даже в устоявшейся рыночной экономике проблемы экономической безопасности сохраняют свою актуальность и требуют постоянного совершенствования механизма ее обеспечения. Американская стратегия безопасности призвана не только защищать собственные экономические интересы от внешних угроз, не в меньшей степени своей целью она закрепила приспособление мировой экономики, экономики любой страны в мире к экономическим интересам США. 
    В Германии важнейшим инструментом, который активно используется руководством страны для реализации национальных интересов и обеспечения безопасности общества и государства, являются вооруженные силы (бундесвер). Руководство Германии рассматривает вооруженные силы как универсальный инструмент государственной политики, направленной на гарантированное обеспечение безопасности граждан и предназначенной для парирования любых угроз, с какими только может столкнуться страна.
     В официальном определении оборонной политики подчеркнута роль вооруженных сил в ее реализации: «оборонная политика Германии – это деятельность, направленная на обеспечение безопасности в рамках внешней политики и политики безопасности страны. Вооруженные силы – это существенная часть внешней политики и политики безопасности, направленной на избегание и ликвидацию кризисов и конфликтов».
     В Германии нет единой программы обеспечения именно экономической безопасности. Отдельные ее положения присутствуют в принятом в 1990 году Бундестагом Законе об охране конституции, в котором определен порядок защиты секретов на режимных предприятиях. Также там существует Закон «О поддержке устойчивости и роста экономики», который можно считать своеобразным законом об обеспечении экономической безопасности Германии. Согласно Закону, «государство должно проводить такую экономическую политику, чтобы в рамках выбранной модели рыночной экономики она содействовала одновременно стабильности цен, высокому уровню занятости и внешнеэкономическому равновесию при соразмерных постоянных темпах экономического роста». В этом документе прописаны меры, которые необходимо предпринимать в области экономической политики при наступлении внутренних и внешних угроз устойчивому социально-экономическому развитию. 
     До недавнего времени государственная политика Японии в сфере обеспечения национальной безопасности практически не имела целостной и последовательной концептуальной основы. 
     17 декабря 2013 г. правительство Японии приняло целый пакет программных документов, определяющих государственную стратегию в области обеспечения национальной безопасности на обозримую перспективу. 
     Важнейшим документом является «Стратегия национальной безопасности», содержащая концептуальное видение проблем национальной безопасности и подходов к их решению на ближайшие десять лет. Авторы Стратегии исходят из принципа, согласно которому гарантии безопасности не могут ограничиваться только оборонной сферой. По их мнению, меры по обеспечению национальной безопасности должны основываться на совокупной мощи государства, охватывая сферы дипломатии, экономической и технологической политики.
     Следующий документ – «Основные направления программы национальной обороны» – ставит задачу всемерного наращивания потенциала «динамичной обороны». 
     Еще один документ – «Среднесрочная программа развития» оборонного потенциала, главный упор в этом документе сделан на конкретные шаги по наращиванию мощи морских и сухопутных подразделений высокой мобильности, способных защитить, а при необходимости и отбить у противника «отдаленные острова» на юго-западном направлении. 
     Также в Японии действует концепция Комплексного обеспечения национальной безопасности (КОНБ). Согласно Концепции обеспечение экономической безопасности рассматривается как «защита жизни народа от различных форм внешней угрозы». И это понятно – для Японии с ее небольшой территорией и отсутствием необходимых природных ресурсов наибольшую опасность представляют резкие изменения на международной арене. 
     В Китае национальная безопасность напрямую зависит от мощи государства. Главными ее компонентами считаются экономика, наука и техника, внутриполитическая стабильность и военная мощь. При этом доминирующим фактором в настоящее время является экономический потенциал государства. В качестве главного условия и основы успешного экономического развития называется «создание мирного окружения» (военно-политический аспект безопасности) и «экономическая интеграция с соседями по региону» (экономический аспект).
     Система обеспечения национальной безопасности КНР базируется на положениях Закона КНР «О национальной безопасности». В нем закрепляются административно-правовые режимы. Так, статья 15 регламентирует, что государство твердо придерживается руководства со стороны Коммунистической партии Китая, защищает социалистическую систему с китайской спецификой, развивает социалистическую демократическую политику, совершенствует социалистическое верховенство права, укрепляет механизмы взаимного сдерживания и контроля за реализацией полномочий. Государство предупреждает, пресекает и наказывает за различного рода деяния, составляющие измену родине, сепаратизм, подстрекательство к беспорядкам, подрыв или подстрекательство к подрыву политической системы демократической диктатуры народа.
     Статьей 2 Закона определено, что входит в понятие национальной безопасности. Это – состояние относительного отсутствия внешних и внутренних угроз государственной власти, суверенитету, единству и территориальной целостности, благосостоянию народа, устойчивому социально-экономическому развитию и другим важнейшим государственным интересам, а также способность обеспечивать устойчивое состояние безопасности. ?????????????2015?7?1???????????????????????????????????????????) //????????: CLI.1.250527 О национальной безопасности: Закон КНР (принят на 15-й сессии Постоянного комитета ВСНП КНР двенадцатого созыва 1 июля 2015 г., обнародован Указом Председателя КНР от 1 июля 2015 г. № 29) // Собрание законодательства КНР CLI.1.250527 / пер. А.Ю. Манцурова.
     Задачами национальной безопасности, которые содержатся в главе 2 упоминавшегося Закона, являются: 
     1) обеспечение политичес.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44